Реклама


Товары

загрузка...

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

   Булгаков родился в 1891 г. в семье, в которой
было несколько поколений священнослужителей
разного уровня, от дьячка до преподавателя
Киевской духовной академии, доктора богословия
Афанасия Ивановича Булгакова, отца будущего писателя. Семья
Булгаковых жила соответственно уровню колокольных дворян
(было такое сословие), в достатке и дружно. Как водится, дети
учились в гимназии. Уже с юности Михаил Булгаков выказывал равнодушие
к политической жизни, а по убеждениям был «бескомпромиссным
монархистом».
   Михаилу Афанасьевичу было 16 лет, когда от тяжелой, быстро
прогрессирующей болезни почек умер отец, от такой же болезни
умрет и он сам.
   После окончания гимназии будущий писатель выбрал университет
и медицинский факультет. Он был влюблен в Татьяну Лаппа, политика
его не волновала, все внешние события (убийство Столыпина)
никак не затрагивали его внимания. Театр, концерты... Всю зиму
1912-1913 г. Булгаков и Татьяна Лаппа почти не расставались.
   И в апреле 1913 г. состоялось венчание.
   Булгаков-врач. 1916 г. - Булгаков получил диплом врача, он закончил
Киевский университет. Шла Первая мировая война, и Булгаков,
сначала работая в Киевском госпитале, вскоре попадает в почти полевые
условия. Венеролог по образованию, он делал хирургические
операции. Работы было много.
   Неожиданно его вызвали в Москву и отправили в Смоленскую
губернию, тогда молодых врачей направляли в земские больницы,
потому что опытных забирали
на фронт. Булгаков приехал в такую
глушь, что оказался единственным врачом на весь уезд (село Никольское
Сычевского уезда). В первый же день к нему привезли роженицу, и муж
ее сказал: «Если умрет, и тебе не жить - убью». Этот эпизод и многое
другое из врачебной практики Булгаков впоследствии описал в цикле
рассказов «Записки юного врача».
   Прочитав рассказы из этого цикла, удивляешься многообразию
и человеческих болезней, и темноте и невежеству пациентов. В рассказе
«Тьма египетская» пациент принял 10 порошков хинина в один
прием вместо дозированного 1 порошка: «Да, думаю, что валандаться
с вами по одному порошку? Сразу принял - и делу конец».
   В сентябре 1917г. он добился перевода в Вязьму, где в больнице
был большой штат врачей. Все, казалось бы, хорошо, он чувствует
себя человеком, которому не надо вздрагивать по ночам от проезжающей
повозки, обязательно привозившей какого-нибудь страшного
больного. Но... беда приходит тогда, когда ждешь радости, покоя,
счастья, наконец. Однажды, отсасывая дифтерийную пленку из горла
больного ребенка, он вынужден был ввести себе противодифтерийную
сыворотку и впрыснуть морфий, чтобы избавиться от зуда и боли.
   Морфий он впрыскивал еще раз, и еще... Возникла зависимость, то
есть он стал наркоманом. Это была личная катастрофа и врача, и человека.
   Впоследствии он избавился от наркотической зависимости,
но кто знает, какие уже произошли изменения и как они повлияли
на дальнейшую судьбу. Жизнь человека - это непрерывная цепь
причинно-следственных явлений.
   Другая жизнь. В феврале 1918 г. Булгаков освобожден от службы
с блестящей характеристикой. Он возвращается в Киев, где в это время
идут жесточайшие бои и город по нескольку раз переходит из рук
в руки. Состояние самого Булгакова довольно плачевное, у него жесточайшая
депрессия, с которой борется его жена Татьяна Николаевна.
   Она впрыскивает ему дистиллированную воду вместо морфия, терпя
угрозы и упреки, но все имеет свой конечный результат - наступило
отвыкание, и слава Богу, а то не видать бы России писателя Булгакова
А в Киеве кипят национальные и политические страсти. Булгаков
не принимает ничьей стороны - он оставался верен своим монархическим
убеждениям. Его мобилизовали в Добровольческую армию
и отправили во Владикавказ работать в военном госпитале. Случилось
так, что, когда белые уходили, Булгаков болел тифом, а когда он
выздоровел, то во Владикавказе были уже красные.
   Ничто литературной деятельности Навсегда оставив врачебную
практику из-за вполне реальной угрозы безопасности личной жизни
(советская власть не простила бы ему службы у белых), он решил
заняться литературой. В 29 лет он начал печататься. Первые его произведения
- «Записки юного врача», «Необыкновенные приключения
доктора», рассказы «Морфий», «Яубил». Во Владикавказе он написал
пять пьес, сохранилась из них лишь одна {«Сыновья муллы»).
   Быть писателем, как почти сразу понял Булгаков, было нелегко, конечно,
литературная деятельность избавляла от мобилизации, но борьба
за сохранение культурных ценностей была не менее трудной. Как
настоящий интеллигент, он очень переживал из-за варварского отношения
новой власти к культурному наследию прошлого.
   В 1931 г. Булгаков приехал в Москву, и уже ее не покинул, прожив
в этом городе и страшную, и прекрасную жизнь. Страшную, потому
что как писатель он был гоним и непонимаем, а прекрасную, потому
что встретил в этом городе свою позднюю любовь - Елену Сергеевну
Шиловскую, с приходом которой был написан самый знаменитый
роман всей его жизни - «Мастер и Маргарита».
   Трудно быть писателем. В 1923 г. появились «Записки на манжетах
», в 1925 г. - сатирические повести «Роковыеяйца», «Собачье
сердце», сборник «Дьяволиада», роман «Белая гвардия». Половина
этих произведений так и не была издана при жизни автора (повести
«Роковые яйца» и «Собачье сердце» не издавались).
   Да, это была сатира, а другого ничего и не могло быть. Булгаков,
обладая цепким взглядом художника, не мог не видеть и сатирически
не отобразить «гримасы» советского быта.
   Ситуация была изматывающей. Жизнь впроголодь, поиски работы,
издательские фантастические требования. Долгое время Булгаков
с женой, Татьяной Николаевной, жил в коммунальной квартире,
населенной пьяницами и дебоширами (Б. Садовая, д. 10, кв. 50).
   В своих сатирических произведениях он использует фантастические
элементы, и фантастика превращает бытовые реалии в предмет
гомерического смеха.
   Булгаков писал и работал для театра, его пьесы «Дни Турбиных»,
«Бег», «Кабала святош» и до сих пор востребованы на сцене, а
вот в московских театрах 20-30-х гг. эти пьесы запрещали ставить.
   Несложно представить то отчаяние, в котором находился писатель,
чьи прозаические вещи трудно печатаются, чьи пьесы, подготовленные
к постановке, в последний момент запрещаются. Психологическое
состояние осложняется бессонницей, болезнью сердца. Вторая жена,
Любовь Евгеньевна, не поддерживает его творчества, бросая оскорбительные
замечания: «Ты не Достоевский». Он готов на все, даже
пишет правительству письмо, где просит выслать его за границу,
аргументируя свою просьбу тем, что родной стране такой писатель,
как Булгаков, не нужен. В письме к правительству, довольно большом,
он излагает систему своих взглядов, объясняет свое понимание
жизненных процессов как эволюционных, а не революционных. Он
пишет, что литератор такого уровня может быть полезен России.
   Письмо осталось без ответа. Но 18 апреля 1930 г. позвонил Сталин,
и после этого разговора Булгакова приняли в Художественный театр
режиссером. Отношение к нему изменилось.
   Последняя любовь и последний роман. Последнее произведение
Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет очень драматическую, но все
же и счастливую судьбу. При жизни писателя роман не был опубликован,
но зато спустя четверть века его ждал оглушительный успех.
   Сначала в замысле романа не было ни Мастера, ни Маргариты,
а был только Сатана, искушающий Иванушку.
   В 1929 г. была новая редакция романа под названием «Копыто
инженера», где Воланд занимал главное место, любовная линия появилась
чуть позже, вернее, она была задумана, но еще не получила
развития. Любовь появляется в романе неожиданно, как неожиданно
появилась она в жизни Булгакова. Ее зовут Елена Сергеевна, и она -
красивая молодая женщина, жена крупного военачальника. Вся
романная ситуация была взята из жизни Булгакова и Елены Сергеевны
Шиловской. Они встретились у общих знакомых, она обожала
писателя Булгакова и была счастлива познакомиться с ним. Булгаков
потом говорил, что именно на этом вечере она его околдовала.
   Полтора года они не встречались: он женат, она замужем, и у нее
двое детей. Но та встреча была роковой, а потом была колдовская
ночь в одной из московских квартир. Ярко горел камин, их ждал богато
сервированный стол, присутствовала магия книги о Понтии Пилате,
и Елена Сергеевна становилась участницей странных событий.
   Булгаков потом признавался, что именно в эту ночь он увидел свой
роман в другом свете: появилась любовная линия («За мной, читатель!
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной
любви?»). Появилась Маргарита, так преданно любившая Мастера,
что ради него готова была превратиться в ведьму.
   Как и в романе, они долго скрывали свои отношения: «Никто не
знал о нашей связи, за это я вам ручаюсь, хотя так никогда не бывает.
   Не знал ее муж, не знали знакомые», - говорит Мастер.
   Елена не могла бросить мужа, и, как Маргарита, она говорила:
«Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему
жизнь считаю делом недостойным. Я от него ничего не видела, кроме
добра». Шиловскому, мужу Елены Сергеевны, было очень тяжело
осознавать, что жена полюбила другого человека, даже если этот
другой - сам Булгаков, известный и талантливый писатель.
   Расставание проходило долго и мучительно. Понимала ли Елена
Сергеевна, на что она обрекала себя, уходя от обеспеченной и налаженной
жизни в неизвестность? Оказывается, понимала. «Я порвала
всю эту налаженную счастливую жизнь и ушла к Михаилу Афанасьевичу
на бедность, на риск, на неизвестность».
   Шиловский нашел в себе силы понять, что его жену и Булгакова
связывает глубокое чувство и дал согласие на развод. Младшего сына
она взяла с собой, старший, Женя, остался с отцом (ему было 10 лет),
но он приходил к Булгаковым в гости и мог бесконечно слушать чтение
глав из романа «Мастер и Маргарита». Роман читался в присутствии
той, которая стала для писателя самой жизнью.
   Вместе с Еленой, ставшей его музой и преданным другом, он
напишет роман «Жизнь господина де Мольера», пьесу «Блаженство
», впоследствии переделанную в «Ивана Васильевича», инсценировки
по пьесе «Мертвые души» и роману Л. Н. Толстого «Война
и мир», пьесу о Пушкине («Последние дни»), киносценарий «Ревизора
» по пьесе Гоголя, «Театральныйроман», переименованный
после окончания работы в «Записки покойника», несколько вариантов
романа «Мастер и Маргарита» (известно пятнадцать вариантов
названий).
   В сентябре 1936 г. он по собственному желанию уходит из МХАТа
и поступает либреттистом в Большой театр. В 1939 г. Михаил Афанасьевич
тяжело заболел. Елена Сергеевна постоянно находилась с ним.
   Уже умирающему Булгакову она пообещала напечатать его роман
«Мастер и Маргарита» и сдержала свое слово.
   Она даже исполнила то, чего не обещала. На могиле Булгакова не
было памятника, и Елена Сергеевна долго не могла ничего найти,
а однажды она увидела гранитную глыбу на Новодевичьем кладбище,
запрятанную глубоко в земле. Ей объяснили, что этот камень - Голгофа,
снятая с могилы Гоголя. По ее просьбе эту глыбу при помощи
экскаватора подвезли к могиле Булгакова. Гоголь укрыл его своей
«чугунной шинелью», сбылись слова, обращенные к Гоголю Булгаковым
в одном пророческом сне: «Укрой меня своей могучей шинелью».
   Там до сих пор стоит этот гранитный камень. А рядом, под той
же тяжелой гоголевской «шинелью», похоронена та, кто была с ним
до последней минуты.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...