Презентация к уроку литературы на тему"Серебряный век русской поэзии. Октябрьская революция глазами поэтов".(11 класс)

Методическая разработка: "Презентация к образовательному событию, посвященному 100-летию Великой Российской революции" будет интересна педагогам, реализующим программы гуманитарного цикла в основной школе.

Просмотр содержимого документа
«Текстовое сопровождение презентации»

Листая страницы Октябрьских событий 1917 года

Слайд № 2 Листая страницы октябрьских событий 1917 года

Сейчас мы с вами пролистаем несколько страниц Октября 1917 года и посмотрим, как они отразились в русской литературе.

Слайд № 3 Портрет Д. С. Лихачёва, высказывание Лихачёва Повторяя слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва о том, что «русская литература всегда была совестью народа», мы видим, что это подтверждается творчеством поэтов и писателей. Все важные исторические события нашли отражение в литературе.

Слайд № 4 Великая Российская революция:

противоречия эпохи

Конец 19 века – начало 20 века ознаменованы бурным экономическим ростом, с одной стороны, а с другой – это время обнажило глубочайшие кризисные явления в экономике Российской империи, следствием чего явилось чудовищное социальное неравенство и рост революционных явлений. Поэтому Февральские революционные события привели к свержению самодержавия и к двоевластию. Но ни Временное правительство, ни Петроградский Совет не удовлетворили основных требований народа. И в условиях продолжения Первой мировой войны партия большевиков приходит к власти. Таким образом произошла Великая Российская революция – одно из величайших событий в истории России, в результате которого произошли кардинальные перемены в положении всех классов общества. Революция, которая ставила своей задачей создание общества справедливости.

Слайд № 5 Картина И. Владимиров

«Взятие Зимнего дворца»

Великая Российская революция затронула все сферы общественной и культурной жизни страны, в том числе и литературу.

Слайд № 6 Портреты поэтов (А. Блок, С. Есенин,

В. Маяковский)

Первыми на события революции 1917 года откликнулись поэты. Они выступили с гимнами в честь революции, оценивая её как праздник раскрепощения.

Слайд № 7 Блок и революция

Александр Блок воспринимал революцию как очистительную бурю, торжество стихии, которая призвана разрушить старую, уже омертвевшую цивилизацию и, проведя историю через эпоху нового варварства, вывести её к рождению новой культуры.

Слайд № 8 Поэма «Двенадцать» (1918)

В поэме «Двенадцать» автор утверждает величие и правоту революции, несущей возмездие старому миру. Смысл революции Блок видел в обновлении мира путём прохождения через взрыв стихии – безудержной, гибельной и проникнутой духом музыки. В поэме ему удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматических контрастных образах.

А сейчас мы послушаем отрывок из поэмы Блока «Двенадцать» в исполнении известного артиста И. Кваши.

Маяковский воспринял революцию как торжество единения людей, обретших свободу. Свой поэтический голос и талант поэт принёс в дар этой освободительной силе.

Слайд № 10 Стихотворение «Ода революции» (1918)

Предлагаю послушать отрывок из стихотворения в исполнении актёра театра и кино Вениамина Смехова. Включить запись на слайде.

Слайд № 11 Есенин и революция

«В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном», - так пишет Есенин в автобиографии. Поэт мечтал о преображении людей и земли, о рождении новой человеческой души, новой веры.

Слайд № 12 Стихотворение «Преображение» (1917)

Революция в стихотворении представлена началом всего сущего на Земле, началом изобилия и великолепия: «зреет час преображения», поэт с нетерпением ожидает появления святого гостя.

Слайд № 13 Булгаков и революция

Михаил Булгаков не принял революции, так как считал, что революция несёт разруху, голод, болезни и пьяный разгул. Многие из интеллигенции эмигрировали из страны, считая, что скоро всё успокоится и они опять уедут в Россию. Но были и те, кто не хотел покидать Родину. Среди них был Михаил Булгаков.

Слайд № 14 Повесть «Собачье сердце» (1925)

В повести «Собачье сердце» Булгаков воплощает идею о естественном социально-экономическом и духовном развитии общества, а не в насильственном революционном вторжении в жизнь.

Слайд № 15 «Мы к вам, профессор!»

Эта повесть была экранизирована режиссёром Владимиром Бортко в 1988 году. Предлагаю посмотреть отрывок из этого фильма.

Слайд № 16 Интеллигенция и революция

Лучшие писатели начала 20 века не обошли тему революции в своём творчестве, показали её через личное сопереживание, и каждый по-своему отразил её в творчестве. На слайде представлены обложки произведений, написанных на эту тему, но в разное время.

Слайд № 17 Д. Фурманов «Чапаев»

Революция выдвигает людей, которые обладают организаторскими способностями.

Эти люди оставили заметный след в истории нашей страны. Дмитрий Андреевич Фурманов написал своё произведение в 1922 году, но эта тема волнует и наших современников.

Слайд № 18 Сергей Щербин и фильм «Страсти по

Чапаю» (2012)

В 2012 году режиссёр Сергей Васильевич Щербин снял фильм о легендарном комдиве Василии Ивановиче Чапаеве по сценарию известного кинодраматурга Эдуарда Володарского. Это новый взгляд на начало 20 века, на революцию, на гражданскую войну и фигуру Василия Ивановича.

Слайд № 19 Революция и новый человек

Писатели увидели новых героев своего времени. Эти герои посвящали свою жизнь развитию общества, для них общественное было выше личного.

Слайд № 20 Память священна

2017 год – особый год в нашей современной истории, исполняется 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции.

Как бы мы ни относились к этому событию, но оно изменило жизнь общества. 100 лет не прошли бесследно и для нас. Классовая борьба ушла, люди стали терпимее относиться к противникам революции. Все знают знаменитое изречение, что «без прошлого нет будущего». Чтобы вы любили нашу Родину, гордились ею, вы должны знать её историю, а для этого нужно читать книги, поэтому память об исторических событиях Октября 1917 года священна.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Листая страницы Октябрьских событий 1917 года»


Образовательное событие, посвященное 100-летию Великой Российской революции «Листая страницы октябрьских событий 1917 года»

заведующая библиотекой

МБОУ БГО СОШ № 10


Листая страницы Октябрьских событий 1917 года

В. Серов «Выступление В.И. Ленина»


«Русская литература… всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачёв

Д.С. Лихачёв




Поэты начала 20 века

В. Маяковский

С. Есенин











Интеллигенция революция




Революция и новый человек

«Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей».

Н. Тихонов


Память священна

А. Плотнов «Зимний взят»

В. Мешков «Вступление

Красной Гвардии в Кремль»

А. Сегал «Первый декрет

Советской власти»


  • https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%B8%201917&lr=10675&noreask=1&family=yes
  • Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения/Редкол.: Г. Беленький и др.; Вступ. ст., сост. О. Смолы.–М.: Худож. лит., 1991.-702 с.
  • Булгаков М.А. Рассказы. Повести.- М.: Дрофа: Вече, 2002.- 416с.
  • https://yandex.ru/images/search?text=сергей%20щербин%20о%20фильме%20страсти%20по%20чапаю

«Революция 1917 года в России» - Февральские события – историческая закономерность, трагическая случайность или заговор против России и монархии? Державная икона Божьей Матери обретенная 2 марта 1917 г в селе Коломенском под Москвой. Отречение Николая II от престола 2 марта 1917 г. Петроградский Совет Солдатских и рабочих депутатов 27 февраля 1917 Члены первого Временного правительства России.

«1917-1920 годы» - 4. Что стало с семьёй российского царя? Г) Война! Найди лишний вариант. В) Февральская революция 1917 года. 4. На какие два военных лагеря делился фронт? 5. Кто был одним из первых командиров Красной армии? 2. Назовите причины начала гражданской войны. 1. Отметьте годы гражданской войны. А) Декрет о мире Б) Декрет о земле В) Декрет о власти Г) Декрет о собственности.

«1917-1920» - Возглавил второе коалиционное правительство (с июля по октябрь). Замерзали от холода. Октябрь 1917 г. Октябрьская революция. 4. Какое из названных событий произошло позже всех других? II съезд Советов роспуск Учредительного собрания Корниловский мятеж создание ВЧК. Октябрь. Председатель ВЦИК. I. Работа с хронологией.

«Октябрьская революция 1917» - Борьба политических сил страны за различные пути общественно-политического развития. Был ослаблен и политический центр. Носила ли Октябрьская революция общенародный характер? В результате Октябрьской революции партия большевиков стала правящей. Следует рассказать о ходе подготовки вооруженного восстания.

«Октябрь 1917» - «Военка». Вспомнить проявления кризиса. Смольный. Октябрь 1917: государственный переворот или социалистическая революция. События в Петрограде. РСДРП /б/ осенью 1917года. Обстановка в стране осенью 1917 года. Соотношение политических сил Первые декреты Совнарком. Врц. «Наше восстание победило…». «Обыватель мирно спал и не знал, что власть меняется» Л.Д.Троцкий.

«Россия в 1917» - Участник февральской революции, Верховный Главнокомандующий Русской Армии (1917). Июль – провал наступления русской армии в Галиции. 26 октября – II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Переход власти к Временному правительству (Г.Е.Львов) до созыва Учредительного собрания. Создание СНК и ВЦИК.

«История родной страны», посвященный 100­летию революции 1917 года в России

Предисловие К началу 20 века в самых развитых странах мира уже не было единовластных монархов, а в России власть по-прежнему оставалась самодержавной. Россией правил император Николай II. В самодержавной России очень многое зависело от личности царя, его умения найти толковых помощников- министров. Романовы 300 лет правили Россией. И цари часто становились лидерами нации в борьбе с иноземными захватчиками Вспомним Отечественную войну 1812 года или Смутное время. Николай II оказался слабым правителем. При нем самодержавие не смогло решить обострившиеся проблемы страны. В 1914 году Россия вынуждена была вступить неподготовленной в Первую мировую войну. Ее бремя оказалось не под силу Российской империи. Все больше росла пропасть между простым народом и властью. И в этой сложной обстановке Николай II не сумел стать лидером нации, оказался бессильным остановить надвигавшуюся катастрофу. внутренними раздорами. и

Февральская революция 1917 Февральская революция г. была демократической революцией, свергнувшей в России самодержавную форму правления. Она была призвана решить задачи, выдвинутые революцией 1905 -1907 г.г.: ликвидацию монархии, помещичьего землевладения и установление демократических свобод. Поводом к началу революции (23 февраля 1917 г.) стала забастовка 50 промышленных предприятий Петербурга, вызванная недостатком хлеба. 25 февраля забастовка стала всеобщей, в ней участвовало свыше 300 тыс. человек. К трудовому населению города присоединились и расквартированные в Петрограде солдаты. Командующему Петроградским военным округом генералу Хабалову не удалось вызвать верные правительству войска. Солдаты в массовом порядке переходили на сторону восставшего народа. Они захватили Арсенал, заняли Адмиралтейство, Зимний дворец и овладели Петропавловской крепостью.

органом, Единственным Был создан Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. способным предотвратить кровопролитие при передаче власти, была Государственная Дума. 2 марта 1917 года делегация Думы добилась отречения Николая II от престола. Завершилась история династии Романовых, 300 лет правившей Россией. По соглашению Петросовета и Думы было создано Временное правительство во главе с князем Львовым. Созданием Временного правительства Февральская революция фактически закончилась. Совершившийся переворот области политической: были заменены полиция, жандармерия, губернаторы, но старый чиновничий аппарат оставался нетронутым, Россия продолжала вести военные действия и нести огромные людские и территориальные потери сохранялась старая сословная система, решение аграрного вопроса откладывалось на неопределенное время. сказался, прежде всего, в

Временное правительство не обладало реальными рычагами власти. Силовые структуры, в первую очередь армия, поддерживали другую, стихийно сформировавшуюся власть - Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, которые, в свою очередь не обладали легитимной властью. В стране сложилась обстановка, при которой Временное правительство было властью без силы, а Советы силой без власти. В этом и состояла сущность так называемого двоевластия продолжалось до июля 1917 г., когда Временное правительство стянуло в Петроград верные ему военные части, которые расстреляли мирную демонстрацию рабочих, проходившую под лозунгом «Вся власть Советам». После этого события курс на мирное развитие революции стал невозможен. Большевистское крыло РСДРП приняло решение правительства вооруженным путем. двоевластия. Состояние о свержении Временного

Февральская революция в изобразительном искусстве Н. Павлов «Долой войну!» М. Владимиров «Долой орла» А. Ванециан «Февральские дни в Москве» Г. Савицкий «Разгон рабочей Демонстрации»

И. Владимиров «Митинг в солдатских казармах» И. Любимов «Расстрел демонстрации» И. Владимиров Арест генералов в февральские дни 1917г. В. Щеглов «Штурм арсенала в Петрограде»

Октябрьская революция В результате Октябрьской революции в России было свергнуто Временное правительство и установлена власть большевиков. Самой энергичной революционной силой и оказалась партия большевиков, возглавляемая В. И. Лениным. Лозунги большевиков: «Земля - крестьянам», «Фабрики - рабочим» и «Мир - народам» были понятны простым людям. Но больше всего их поддерживали люди, которые видели в революции возможность отомстить более богатым и удачливым - владельцам фабрик и заводов, купцам. II Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Сигналом к восстанию послужил холостой выстрел крейсера «Аврора», который стоял на якоре в непосредственной близости от Зимнего дворца. В ночь с 25 на 26 октября 1917 г. Зимний был взят штурмом, а заседавшее во дворце Временное правительство арестовано. Восстание было приурочено к началу работы

столько и говорили Выступая на II съезде Советов, Ленин возвестил: «Социалистическая революция, о необходимости которой большевики, совершилась». 26 октября 1917 г. съезд Советов принял Декреты о мире (Россия выходила из Первой (земля объявлялась мировой войны), о земле достоянием государства безвозмездно передавалась прав крестьянам), Декларацию народов России (отменялось сословное деление общества и провозглашалось право народов на самоопределение вплоть до выхода из состава России). На съезде было сформировано новое правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК). Председателем правительства был избран Ленин.

Октябрьская революция в изобразительном искусстве Б.Кустодиев «Большевик» В. Серов «Выступление В. И. Ленина на II съезде Советов» В. Серов «Зимний взят» Н. Кочергин «Штурм Зимнего»

С. Герасимов «В.И. Ленин на 2 съезде» Д. Налбандян «Власть - Советам, мир – народам» В. Серов «Декрет о мире» В. Серов «Декрет о земле»

Место революции в поэзии В творчестве трех крупнейших поэтов начала 20 века - Блока, Есенина и Маяковского – тема революции после 1917 года стала одной из основных. Эти поэты по-разному относились к переменам, произошедшим со страной, по- разному художественно воплощали произведениях. Самое положительное отношение к революции было у В.В. Маяковского. Он полностью принял все события, произошедшие с его страной, встал на сторону большевиков. освещали их, в своих Граждане, за ружья! К оружию, граждане… Большое место в этом деле Маяковский отводил именно поэту, которого сравнивал с солнцем. Поэт – это во многом вершитель судеб, он помогает людям усвоить «правильные» истины: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить ­ и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца! Г. Соргин «Поэты революции»

А.А. Блок восторженно принял революцию как обновление, как изменение, как шаг к чему-то новому, лучшему. В своей поэме «Двенадцать» Блок отразил собственное понимание и отношение к революции: Так идут державным шагом – Позади – голодный пес, Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос. С.А. Есенин труднее всех принимал свершившиеся события. Он видел в революции, прежде всего, утрату своей родины, былой Руси, на смену которой пришла совсем другая страна, где поэту уже нет места. Поэт делает вывод: Приемлю все. Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.

была Без сомнения Октябрьская революция 1917 года продолжением февральской революции, но с рядом изменений. Февральская революция была в большей части своей стихийной, в то время, как тщательно октябрьская революция была спланирована. Смена политического режима и приход большевиков к власти ударили по международному авторитету страны. В стране была «разруха». Новой власти требовалось в короткие сроки восстановить все то, что было разрушено в результате революции.

Используемые материалы и источники 1. Ванюков Д.А. Становление советского государства. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. 2. Ланник Л.В. Падение российской монархии. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. 3. http://voynablog.ru/ Революция в поэзии О.Э. Мандельштама 4. http://www.litra.ru/ Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского 5. http://istoriarusi.ru/ Октябрьская революция 1917 года и приход большевиков к власти 6. http://www.finteoria.ru/ Революции 1917 года 7. http://history.sgu.ru/Русская история в зеркале изобразительного искусства: - «Долой войну!». Павлов Н. И. - «Долой орла». Владимиров И.А. - «Февральские дни в Москве». Ванециан А. В. - «Разгон рабочей демонстрации». Савицкий Г.К. - «Митинг в солдатских казармах». Владимиров И.А - «Арест генералов в февральские дни 1917г.». Владимиров И.А - «Штурм арсенала в Петрограде». Щеглов В.В. - «Расстрел демонстрации». Любимов И.В. - «Большевик». Кустодиев Б.М. - «Штурм Зимнего». Кочергин Н.М. - «Зимний взят». Серов В.А. - «Выступление В.И. Ленина на II съезде Советов». Серов В.А. - «В.И. Ленин на II съезде». Герасимов С.В. - «Власть - Советам, мир – народам». Налбандян Д.А. - «Декрет о земле». Серов В.А. - «Декрет о мире». Серов В.А. ­ 8. Музыкальная композиция: «Революционные песни - Смело мы в бой пойдем за власть советов». «Поэты революции». Соргин Г.П.

Поэтические перекрестки: поэзия революции.
100-летию Октябрьской революции 1917 г. посвящается…

Артемьева Светлана Геннадьевна


1. Введение

Революции 1917г., одна из самых дискуссионных тем во всей отечественной историографии.

В феврале 1917 года в России произошла революция, результатом которой стало свержение царизма. Между февралем и октябрем 1917 г. прошло немного времени, однако, этот период был наполнен острыми политическими спорами, быстро меняющейся обстановкой, изменением в соотношении политических сил.
Февральская революция знаменовала собой лишь начальный этап в демократическом преобразовании страны. В России предстояло выбрать и конституционно закрепить новую форму правления, сформировать единые и стабильные государственные структуры, разрешить обострившиеся национальные противоречия, определить отношение к войне и, наконец, решить аграрный вопрос.
Выбор путей общественного развития обусловливался раскладом политических сил, сложным взаимоотношением партий, правительственных организаций и их лидеров.
Вот уже многие десятилетия предметом дискуссий является вопрос об отношении к Октябрьской революции. Был ли неизбежен Октябрь? Носила ли Октябрьская революция общенародный характер? Ускорила или замедлила она развитие нашей страны? Является ли революционный путь перспективным? Как отразилась Октябрьская революция на судьбах всего человечества?
Ответы на эти вопросы требуют знания хода событий и вдумчивого подхода к его оценке.

2. Место проведения занятия, оснащение

Занятие (внеаудиторное мероприятие) проводится в актовом зале.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация «Россия в 1917 году».

3. Продолжительность: 1,5 часа.

4. Вид занятия : внеаудиторное мероприятие, литературно-музыкальная композиция, исследовательская деятельность.

Методы: словесный, текстовый, наглядный, творческий, частично поисковый уровень работы учащихся.
5. Цели и задачи внеаудиторного мероприятия:
  • Образовательные: пополнить знания учащихся о российском обществе накануне революции, выявить причины падения монархии в России рассмотреть события февральской революции и октябрьского переворота 1917 года.
  • Развивающие: развивать когнитивную сферу образовательной деятельности учащихся, продолжать формировать у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитательные: воспитание глубокого уважения к истории Отечества и чувства патриотизма.
6. Основные понятия урока : революция, Февральская революция, Октябрьский переворот, Советы, демонстрация, забастовка, манифест, монархия, Временное правительство, двоевластие, политический кризис.

7. План внеаудиторного мероприятия :
I. Организационный момент
II. Вступительное слово. Актуализация темы.
III. Литературно-музыкальная композиция.
IV. Рефлексия. Опрос учащихся.

8. Ход внеаудиторного мероприятия

  1. Вступительное слово. Актуализация темы.

Учитель 1.

Приветствие.

Сегодня мы проводим мероприятие, посвященное 100-летию Октябрьской революции 1917 года.
Как вы думаете, для чего мы торжественно отмечаем эту дату? Что мы должны узнать на этом мероприятии? Мы сегодня будем говорить о революции. Что такое революция? Понятие «революция» несет в себе негативный или позитивный оттенок?
Давайте разберемся в этой теме вместе, почувствуем дух той эпохи, проникнемся настроением революционных событий. Внимательной смотрите и слушайте все, что будет происходить на сцене. В конце обсудим и подведем итоги.

Звучит «Марсельеза».
Учитель 1: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)
Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Удивительным был 1917 год в нашей истории, наполненный бурными политическими событиями. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в исторический тупик, а «в лучшее завтра». Об изменении жизни к лучшему, о прекращении войны, о благополучии в доме и стабильности в обществе мечтали все. Мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов.
В ходе этого мероприятия нам предстоит познакомиться с этими историческими событиями, услышать голоса из прошлого и самим оценить значение происшедшего. Вам предстоит быть не просто учащимися, а исследователями данной проблемы. Необходимо выяснить:
- положение в стране накануне Октября 1917 года;
- причины революции;
- ход революции и её политические итоги;
- Февральская и Октябрьская революции глазами современников, писателей, поэтов и историков. Попробуйте понять основную проблему того периода. О чем мечтали люди, к чему стремились?

Учитель 2:

«Ураган времени - революция,
корабль бытия
пляшет на волнах,
летит в грозовой мрак.
Трещат и падают устои,
рвутся в клочья паруса сознания…»

Так, с одной стороны, невольно воскрешая образы библейского потопа, апокалипсической катастрофы, а с другой стороны, картину сотворения мира, рождения света из тьмы и тверди посреди воды, написал летописец этих дней Алексей Николаевич Толстой в 1922 году. Что это - предисловие, громкий эпиграф к эпохе, сложное нравственное обязательство? Трудно сказать. Но образ революции - корабля, впечатляющая картина неизведанного мучительного пути в грозовом мраке, среди “рева племени”, бездн оказались не просто символическими, но и пророческими.
Сегодня вы услышите стихи и песни о революции. Подумайте, каков эмоциональный настрой поэтических отрывков? Какие общие мотивы звучат во всех произведениях?

Учитель 1:
Прежде чем перейти к рассмотрению событий 1917 года вспомним, что такое социальная революция вообще.
Под социальной революцией понимают глубокий насильственный переворот в жизни общества, приводящий к переходу государственной власти от одного класса к другому. Иными словами, революция - это смена общественных элит.
Что представляла собой Россия перед революцией? В начале XX века наша страна была огромной империей с самодержавной формой правления, крупнейшей в Европе армией и статусом великой державы. По темпам промышленного роста и по экспорту хлеба Россия занимала первое место в мире. Казалось еще немного и империя догонит развитые капиталистические страны и сможет решить вековую проблему экономической отсталости…
Однако этим надеждам не суждено было осуществиться. Экономические успехи царской России имели свою обратную неприглядную сторону, которая сводила на нет положительные результаты. Достаточно сказать, что продажа за границу огромных объемов зерна обеспечивалась страшной ценой хронического недоедания крестьян и самой высокой в Европе детской смертности, а промышленный подъем был совершен за счет широкого привлечения иностранного капитала, что в свою очередь вело к экономическому закабалению страны Западом.
Трагическим следствием экономической зависимости России от Запада стало ее участие в Первой мировой войны. Россия должна была принять на себя основную тяжесть боевых действий с Германией и тем самым минимизировать потери Англии и Франции. Фактически России в войне была уготована бесчеловечная роль пушечного мяса, согласившись на которую царский режим вынес себе смертный приговор. В течение двух с половиной лет русские солдаты проливали свою кровь за чужие интересы, отрабатывая долги царского правительства перед европейскими «союзниками», а в начале 1917 года терпение народа закончилось. В стране началась революция.

Учитель 2:

Эпиграфом к мероприятию будет древнекитайская пословица «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Так как именно история, события и процессы прошлых времен дают молодому настоящему поколению опыт жизни. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое. Знание истории помогает понять современность, избежать ошибок прошлого, создать прогноз на будущее. Исторические события дают ответ на самые насущные вопросы современности. На этих примерах люди учатся жить, воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

II. Литературно-музыкальная композиция.

Ведущий 1:

Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой -
Мать Россия, о Родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?

Эти строки из стихотворения «Родина» поэта Андрея Белого передают острые переживания всех мыслящих людей России за судьбу своей родины в начале 20 века.

Вальс «Амурские волны» (3 пары) .
Выходят Ведущие.
Ведущий 1:
Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.
Ведущий 2:
В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».

Звучит песня «Когда мы были на войне».

Видео с трагической музыкой.

Чтец 1:
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца - взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.

Чтец 2:
И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие - не в лад - Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука.

Чтец 3:
Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,
Раскачнувшись, фонарь замигал,
И под черною тучей веселый горнист
Заиграл к отправленью сигнал.
И военною славой заплакал рожок,
Наполняя тревогой сердца.

Чтец 4:
Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу —
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Ведущий 1:

«Мне на плечи кидается век-волкодав», - сказал в одном из своих стихотворений поэт Осип Мандельштам и был пророчески прав.

Ведущий 2:

20 век ознаменовался в России тремя революциями: в 1905 году («Кровавое воскресенье») и двумя в 1917 году, столетие которых мы отмечаем сегодня, в 2017 году.

Ведущий 1:

Конец 19 - начало 20 века в России - это период мощного кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Вот что написал в своих «Дневниках» Михаил Пришвин 30 марта 1917 года.

Чтец.

Михаил Пришвин (слайд):

«Приближенные царские давно уже, как карамельку, иссосали царя и оставили народу только бумажку. Но все государство шло так, будто царь где-то есть. Та часть народа, которая призывала к верности царю, сама ни во что не верила. Не было времени, и можно было узнать его скорость лишь в быстрой смене министров и росте цен. В тишине безвременья каждый давно уже стал отворачиваться от забот государственных и жил интересом личным: все грабили. Это привело к недостатку продуктов в городах и армии. Недостаток хлеба вызвал бунт…»

Чтец.
Марина Цветаева (слайд):

Мракобесие. - Смерч. - Содом.
Берегите Гнездо и Дом.
Долг и Верность спустив с цепи,
Человек молодой - не спи!
В воротах, как Благая Весть,
Белым стражем да встанет - Честь.
Обведите свои дом - межой,
Да не внидет в него - Чужой.
Берегите от злобы волн
Садик сына и дедов холм.
Под ударами злой судьбы -
Выше - прадедовы дубы.

Звучит «Варшавянка».

Ведущий 1:

1917 год с его двумя революциями - Февральской и Октябрьской - на многие десятилетия определил путь, по которому будет развиваться отечественная история и культура. Через произведения русской литературы можно услышать голоса ушедшей эпохи, стать участником споров, которые велись во всех слоях российского общества.

Ведущий 2:

Все началось с хлебного кризиса. В конце февраля 1917 года из-за снежных заносов был сорван график грузовых перевозок хлеба и пошли слухи о скором переходе на карточки на хлеб. У хлебных лавок образовались очереди, потом начались беспорядки. 21 февраля толпа с лозунгом «Хлеба, хлеба!» начала громить булочные лавки.

Чтец.
Сергей Есенин (слайд):

Он был сыном простого рабочего,
И повесть о нем очень короткая.
Только и было в нем, что волосы как ночь
Да глаза голубые, кроткие.

Жил Мартин, и никто о нем не ведал.
Грустно стучали дни, словно дождь по железу.
И только иногда за скудным обедом
Учил его отец распевать «Марсельезу».

"Вырастешь, - говорил он, - поймешь...
Разгадаешь, отчего мы так нищи!"
И глухо дрожал его щербатый нож
Над черствой горбушкой насущной пищи.

Но вот под тесовым
Окном -
Два ветра взмахнули
Крылом;

То с вешнею полымью
Вод
Взметнулся российский
Народ...

Ведущий 1:

Вот что написала Зинаида Гиппиус в своем дневнике.

Чтец.

Зинаида Гиппиус (слайд):

«23 февраля 1917года: «Сегодня беспорядки. Никто, конечно, в точности ничего не знает… до сих пор никакой картины организованного выступления не наблюдается, но очень похоже, что это обыкновенный голодный бунтик, какие случаются в Германии. Правда, параллелей нельзя проводить, ибо здесь надо учитывать громадный факт саморазложения правительства… как в воде, да еще мутной, мы глядим и не видим, в каком расстоянии мы от краха. Он неизбежен».

Звучит «Интернационал».

Чтец.
Александр Блок (слайд):

Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье,-
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие твое!

Ведущий 1:
25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!». В ней участвовали более 300 тыс. человек.

Ведущий 2:
Император Николай II из Ставки в Могилёве отправил телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!».

Сценка (слайд):
Николай II сидит за письменным столом читает (на лице задумчивость, голос медленный, растерянный) телеграмму Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко

«Положение серьёзное. В столице - анархия. Правительство парализовано. На улицах беспорядочная стрельба. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя… Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца»… Ответ(пишет): «Повелеваю распустить Государственную Думу!».

Чтец.
Осип Мандельштам (слайд):

Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?

Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней…
Кровь - строительница хлещет
Горлом из земных вещей
И горящей рыбой плещет
В берег теплый хрящ морей.
И с высокой сетки птичьей,
От лазурных влажных глыб
Льется, льется безразличье
На смертельный твой ушиб.

Ведущий 1:
27 февраля. Восставшие захватили Арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, освободили из тюрем политических и уголовных заключённых. Овладели Зимним дворцом.
Ведущий 2:
28 февраля. Пало Адмиралтейство. Царские министры арестованы.

Чтец 1:
Революция — это ревы улиц,
это топот толп, прочтенный вслух.
Только в революцию можно стать под пули,
грудью их отвеяв, словно пух.

Чтец 2:
Революция — это души настежь!
Сердце сбило всех обид замки,
и в пустые ребра, как очей ни застишь,
небо набивает синевы комки.

Чтец 3:
Революция — это праздник праздных,
тем, кто не у дел был — даль привет:
только в революцию за дело казни,
за безделье ж казней нет!

Ведущий 1:
28 февраля Николай II выехал из ставки в Царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.
Ведущий 2:
«Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II. Император был потрясён. 2 марта он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.
На слайде Манифест об отречении Николая II.
Чтец:
Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
— Христос Воскресе,
Вчерашний царь!
Пал без славы
Орел двуглавый.
— Царь! — Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз —
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Ваши судьи —
Гроза и вал!
Царь! Не люди —
Вас Бог взыскал.

Звучит песня А. Вертинского «То, что я должен сказать…»

Ведущий 1:
3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.
Ведущий 2:
Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластии: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.
Чтец.
Гимн свободной России — вариант гимна России, предложенный после Февральской революции композитором А. Т. Гречаниновым на слова К. Бальмонта :


Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Леса, поля, и нивы, и степи, и моря,
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!

Чтец
Валерий Брюсов (слайд):

Воплощены сны вековые
Всех лучших, всех живых сердец.
Преображенная Россия
Свободной стала наконец!

Ведущий 1

Встреченная с энтузиазмом Февральская революция 1917 года хоть и покончила в России с абсолютной монархией, очень скоро разочаровала революционно настроенные «низовые слои» — армию, рабочих и крестьян, которые ожидали от неё завершения войны, передачи земли крестьянам, облегчения условий труда для рабочих и демократического устройства власти.

Ведущий 2

В стране сложилась мощная система Советов рабочих и солдатских депутатов, ставшая альтернативой органам Временного правительства.

Ведущий 1

Временное правительство в июле 1917 года проводит массовые аресты депутатов Петроградского Совета, и в это же время в Петрограде проходят демонстрации под лозунгом «Вся власть — Советам!»

Ведущий 2

Большевики взяли курс на вооружённое восстание в августе 1917 года. События развивались стремительно.

Ведущий 1

Ведущий 2

В 10 часов утра 25 октября Военно-революционный комитет выпустил воззвание, в котором сообщал, что вся «государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». В 21:00 холостой выстрел орудия крейсера Балтийского флота «Аврора» подал сигнал к началу штурма Зимнего дворца, и в 2 часа ночи 26 октября Временное правительство было арестовано.

Звук пушки.
Чтец.
Сергей Есенин:
Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя родина,
Я — большевик.

Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.

Крепкий и сильный,
На гибель твою
В колокол синий
Я месяцем бью.

Братья-миряне,
Вам моя песнь.
Слышу в тумане я
Светлую весть.

Ведущий 2:

К революционным событиям 1917 года отношение было неоднозначное и противоречивое: от «Моя революция, пошел в Смольный» В Маяковского до «Окаянных дней» И.Бунина. Вот как к ним отнесся поэт Александр Блок.

Чтец.
Александр Блок:

« Переворот 25 октября … встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно раздавался у меня в ушах».

Ведущий 1:

Маяковский тоже восторженно отнесся к революции, и это отношение красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти - это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. «Ода революции» - знаковое в этом отношении стихотворение.

Звучит песня «Смело мы в бой пойдем за власть Советов…»

Чтец.
Владимир Маяковский (слайд):

Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О!»
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя еще звали?
Как обернешься еще, двуликая?

Кто вы?
Мы
разносчики новой веры,
красоте задающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
в небеса шарахаем железобетон.
победители,
шествуем по свету
сквозь рев стариков злючий.
И всем,

You have no rights to post comments

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов XX века Октябрь 1917 года

  • монументально героический, односторонне политизированный: «революция – праздник трудящихся и угнетенных»;
  • «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя».
  • Мучительный вопрос: «Принимать или не принимать революцию?» - стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал на него по-своему.
Рыдай, огневая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия – Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разлуки, В глухие твои глубины, - Струят крылорукие духи Свои светозарные сны. Андрей Белый Трагические, антиромантичные художественные документы
  • «Окаянные дни» (1918-1920) И.А. Бунина,
  • «Несвоевременные мысли» (1917-1918) М. Горького,
  • «Стихи о терроре» (1920) М. Волошина,
  • «Апокалипсис нашего времени» (1917- 1918) В.В. Розанова,
  • «Слово о погибели русской земли» (1917) и «Заповедное слово русскому народу» (1918) A.M. Ремизова.
  • Диктатором в сфере идеологии стал Л.Д. Троцкий, создавший книгу «Революция и литература» (1923), серию статей об «октябрьской» и «внеоктябрьской» литературе и т.п. Утверждал: время раскололо русскую литературу на две половины - «мертвую» и «живую». Кто хочет уцелеть - примкнет к живой половине!
Леонид Андреев Леонид Андреев, совершенно потерявший всякую ориентацию в событиях, написал в 1919 году примечательное письмо-жалобу Н.К. Рериху: «Все мои несчастья сводятся к одному - нет дома. Нет России, нет и творчества. Так жутко мне без моего царства, и словно потерял я всякую защиту от мира. И некуда прятаться ни от осенних ночей, ни от печали, ни от болезни. Изгнанник трижды - из дома, из России и из творчества, я страшнее всего ощущаю для себя потерю последнего, испытываю тоску по беллетристике, подобную тоске по родине». «...С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русской Историею железный занавес. «...С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русской Историею железный занавес. Представление окончилось. Публика встала. Пора одевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось» В.В. Розанов «Апокалипсис нашего времени» (1917-1918) И.А.Бунин «Окаянные дни » (1918-1920) - это история сопротивления души измельчанию, угасанию духа. Автор не просто негодует, он мучительно ищет истоки общего поражения культуры, литературы, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за Россию. В особенности поражен был Бунин, как и многие писатели 20-х годов, грязью рынков, вокзалов и таким следствием «окаянных дней», как толпы, хищные стаи беспризорников, сирот, ночевавших в старых вагонах, кочегарках, асфальтовых чанах. «Несвоевременные мысли» М. Горького - Это диалог писателя с новой властью, с В.И. Лениным и Л.Д. Троцким по поводу культуры, но без всяких попыток узнать мнение самого народа, увидеть этот реальный народ. Это серия статей, печатавшихся в 1917-1918 годах в литературной газете «Новая жизнь», с подзаголовком «Заметки о революции и культуре». «…Владимир Ленин вводит в России социалистический строй по методу Нечаева - «на всех парах через болото»... И Ленин, и Троцкий, и все другие, кто сопровождает их к гибели... убеждены, что «правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно»; «…Я знаю, - сумасшедшим догматикам безразлично будущее народа, они смотрят на него как на материал для социальных опытов»; «…Где слишком много политики, там нет места культуре, а если политика насквозь пропитана страхом перед массой и лестью ей - как страдает этим политика советской власти - тут уже, пожалуй, совершенно бесполезно говорить о совести»… Основные литературные направления и течения 20-ых годов
  • Новый расцвет романтизма;
  • Реализм
  • Модернистские течения (экспрессионизм, импрессионизм, сюрреализм и др.)
  • Взаимопроникновение разных художественных тенденций, возникновение «пролетарских» художественных систем.

Поэзия 20-х гг.

Пролетарская поэзия

Романтическая поэзия.

Культурологическая поэзия (наследники серебряного века)

Поэзия с философской ориентацией. В.Хлебников, Н.Заболоцкий

«Новокрестьянская» поэзия

Пролетарская поэзия Особенности:

  • Традиционный герой – герой «мы» (массовый герой), человек труда – преобразователь мира
  • Темы: защита революции, построение нового мира, созидательный труд, гимн труду
  • Жанры – гимн, марш, лозунг, баллада
  • Средства – гиперболизация, библейская символика как выражение могущества пролетариата планетарность и космизм, интернационалистский пафос
  • Максимальная абстрактность.
  • Представители: В.Князев, И. Садофьев, В.Гастев, А. Маширов, Ф.Шкулев, В.Кириллов.
Мы, несметные, грозные Легионы Мы, несметные, грозные Легионы Труда- Мы победили пространства морей, океанов и суши, Светом искусственных солнц мы зажгли города, Пожаром восстаний горят наши гордые души. Мы во власти мятежного, страстного хмеля, Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты..» Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы. В.Кириллов «Мы». Василий Казин Василий Казин РУБАНОК Живей, рубанок, шибче шаркай, Шушукай, пой за верстаком, Чеши тесину сталью жаркой, Стальным и жарким гребешком. Ой, вейтесь, осыпайтесь на пол Вы, кудри русые, с доски! Ах, вас не мед ли где закапал: Как вы душисты, как сладки! 1920 В.Казин РАБОЧИЙ МАЙ Стучу, стучу я молотком, Верчу, верчу трубу на ломе,- И отговаривается гром И в воздухе, и в каждом доме. Кусаю ножницами я Железа жесткую краюшку, И ловит подо мной струя За стружкою другую стружку. А на дворе-то после стуж Такая же кипит починка. Ой, сколько, сколько майских луж – Обрезков голубого цинка! Как громко по трубе капель Постукивает молоточком, Какая звончатая трель Гремит по ведрам и по бочкам! 1919 «Новокрестьянская» поэзия Н.Клюев, С.Есенин, С.Клычков, П.Орешин, А.Ширяевич. Цель: восстановление крестьянской идиллии. Темы: судьба русской деревни, «избяной космос» Опора на традиции народно-поэтической культуры. Октябрь – путь к национальному возрождению России, восстановление единства человека с миром природы. Из подвалов, из темных углов Николай Клюев Из подвалов, из темных углов, От машин и печей огнеглазых Мы восстали могучей громов, Чтоб увидеть всё небо в алмазах, Уловить серафимов хвалы, Причаститься из Спасовой чаши! Наши юноши - в тучах орлы, Звезд задумчивей девушки наши. Город-дьявол копытами бил, Устрашая нас каменным зевом. У страдальческих теплых могил Обручились мы с пламенным гневом. Гнев повел нас на тюрьмы, дворцы, Где на правду оковы ковались... Не забыть, как с детями отцы И с невестою милый прощались… Мостовые расскажут о нас, Камни знают кровавые были... В золотой, победительный час Мы сраженных орлов схоронили. Поле Марсово - красный курган, Храм победы и крови невинной... На державу лазоревых стран Мы помазаны кровью орлиной. Петр Орешин Осень Белым березовым звоном Падает мудрый голос. Льнет к голубым иконам В поле усатый колос. Сходит вечерним светом С плеч кровяных сермяга. Песням, дулейкой напетым, Внемлет певцов ватага. Голосом красного грома Радость подходит ближе. Колосу зреть золотому Любо на пашнях рыжих. Песен неслыханных кольца Нижет на пальцы ветер. Много за сельской околицей Нищих я в поле встретил. Очи - пустые бреши, Сердце - без снов и веры. Высыпал щедро на плеши Им я зерна три меры. Рожь перекошена к часу, Вытекло слез немало. Яблоком в бороду Спасу Осень моя упала. 1918 Молодые романтики Октября Безоговорочно приняли революцию. Юность прошла на фронтах гражданской войны. Искренне верили в идеалы революции: Свободу, Равенство, Братство. Романтическое восприятие событий революции и гражданской войны. Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М.Светлов Николай Тихонов «Его увлекают сильные люди, героизм. Активность – как раз все то, что совершенно необходимо России и что старая литература не воспитывала в русском народе» (М.Горький) Возродил жанр баллады. Мужество, воля, верность долгу – главная тема баллад Тихонова. Мотивы самопожертвования во имя общего дела. Н.Тихонов БАЛЛАДА О ГВОЗДЯХ Спокойно трубку докурил до конца, Спокойно улыбку стер с лица. "Команда, во фронт! Офицеры, вперед!" Сухими шагами командир идет. И слова равняются в полный рост: "С якоря в восемь. Курс - ост. У кого жена, брат – Пишите, мы не придем назад. Зато будет знатный кегельбан". И старший в ответ: "Есть, капитан! " А самый дерзкий и молодой Смотрел на солнце над водой. "Не все ли равно,- сказал он,- где? Еще спокойней лежать в воде". Адмиральским ушам простукал рассвет: "Приказ исполнен. Спасенных нет". Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Между 1919 и 1922 Э.Багрицкий Нас водила молодость В сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадтский лед. Боевые лошади Уносили нас, На широкой площади Убивали нас. Но в крови горячечной Подымались мы, Но глаза незрячие Открывали мы. Возникай содружество Ворона с бойцом,- Укрепляйся мужество Сталью и свинцом. Чтоб земля суровая Кровью истекла, Чтобы юность новая Из костей взошла… Михаил Светлов «Гренада» Наследники серебряного века Б.Пастернак, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Цветаева, М.Волошин Критерии оценки действительности носят общечеловеческий характер: О.Мандельштам: «тоска по мировой культуре»; Б.Пастернак: абсолютная ценность жизни как таковой; А.Ахматова: смерть и любовь; М.Волошин: история России и цивилизации … Максимилиан Волошин (1877-1932) Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов. Другие - из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. В одних доселе не потух Хмель незапамятных пожаров, И жив степной, разгульный дух И Разиных, и Кудеяров. В других - лишенных всех корней – Тлетворный дух столицы Невской: Толстой и Чехов, Достоевский – Надрыв и смута наших дней… И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: "Кто не за нас - тот против нас. Нет безразличных: правда с нами". А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. 21 ноября 1919 Коктебель Литературные направления и группировки 20-х годов Сравнительная таблица Скифы. В преддверии Октября и годы революции символисты, и прежде всего А.Блок примкнули к известной группе "Скифы" (1917-1918), возглавляемой Р.Ивановым-Разумником. Это были писатели разных школ и направлений (кроме А.Белого и А.Блока в группу входили С.Клычков, С.Есенин, П.Орешин, А.Чапыгин, О.Форш; в сборниках также печатались А.Ремизов, Е.Замятин, М.Пришвин). "Цех поэтов" Акмеисты, в свое время объединившиеся в группу "Цех поэтов" (1911-1914) после Октября возобновляют активную организационную деятельность. Истинным вождем, душой этого направления был Н.Гумилев - поэт, прозаик, драматург, критик, солдат и путешественник. «Центрифуга" Но "ко двору" революционной власти, несомненно, пришлись футуристы. "Центрифуга", куда входили Б.Пастернак, Н.Асеев, существовала и в первые годы советской власти. Большинство футуристов, прежде всего кубофутуристы, считая себя "новыми людьми новой жизни", восторженно приняли Октябрь, мечтали о мировой революции (хотя Д.Бурлюк оказался в эмиграции). "Председателем Земного шара" объявил себя В. Хлебников. Маяковский, по его же собственному признанию, "Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось". И как заметил В.Ходасевич, "для большевиков... он оказался истинной находкой", его группа оказалась первой, на которую "было обращено покровительство власти". ЛЕФ (Левый фронт искусства)
  • В конце 1922 г. образовалась группа ЛЕФ), куда входили В.Маяковский, Б.Арватов, В.Каменский, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Шкловский, О.Брик, С.Кирсанов, С.Третьяков, Н.Чужак. К ЛЕФу были близки кинорежиссеры - С.Эйзенштейн, Д.Вертов.
  • Лефовцы выдвинули теорию "социального заказа", идею "производственного" искусства. Эта группа афишировала себя как "гегемона" революционной литературы и нетерпимо относилась к другим группам.
  • В 1928 г. Маяковский вышел из ЛЕФа, но не порвал с ним связи, пытаясь летом 1929 г. преобразовать ЛЕФ в РЕФ (революционный фронт искусства). Но после окрика "Правды" 4 декабря 1929 г. и вступления Маяковского в ассоциацию пролетарских писателей РЕФ прекратил свое существование.
Имажинизм.
  • В январе 1919 г. С.А.Есенин, Р.Ивнев, А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич и др. выступили с изложением принципов нового, альтернативного футуризму литературного направления - имажинизма. В группу входили Р.Ивнев, И.Грузинов; будущий известный кинодраматург Н.Эрдман и др.
  • "Штаб-квартирой" имажинистов было кафе "Стойло Пегаса"; сборники выходили в издательстве "Имажинисты".
  • Имажинисты провозглашали "победу образа над смыслом": imagо (лат.) - образ. Отвергая представления о целостности, завершенности художественного произведения, имажинисты считали, что из стиха без ущерба можно изъять одно слово-образ или вставить еще десять. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но насыщалось словесными образами, которые подчас трактовались в духе раннего футуризма.
  • В.Шершеневич в книге "2х2=5" писал: "Слово вверх ногами: вот самое естественное положение слова, из которого должен родиться образ..."
Конструктивизм.
  • В 1923 г. К.Л.Зелинским, И.Л. Сельвинским, А.Н.Чичериным было провозглашено преимущественно авангардное течение с установкой на поэтический эксперимент - "конструктивизм", к которому примыкали В.А.Луговской, В.М.Инбер, Э.Г.Багрицкий и др.
  • В 1930 г. "Конструктивизм" как группа, не отвечающая духу времени, самораспустился.
Серапионовы братья.
  • В начале февраля 1921 г. несколько молодых писателей при Петербургском Доме Искусств - образовали группу "Серапионовы братья" (по названию кружка друзей в одноименном романе Э.Гофмана). В нее вошли Вс. Иванов, К.Федин, Н.Тихонов, М.Зощенко, В.Каверин, Н.Никитин, М.Слонимский. Атмосфера была дружественной.
  • М.Горький писал в августе 1922г.:"Она (группа) для меня самое значительное и самое радостное в современной России. На мой взгляд - и я уверен, что не преувеличиваю, - вы начинаете какую-то новую полосу в развитии литературы русской".
  • Серапионовы братья" демонстрировали плюрализм художественных тенденций
Перевал.
  • В конце 1923г. вокруг редактируемого А.К.Воронским журнала "Красная новь" образовалась группа "Перевал" (название было дано по статье А.Воронского "На перевале (дела литературные)".
  • Первоначально в группу входили А.Веселый, Н.Зарудин, М.Светлов, М.Голодный, а позднее - И.Катаев, Э.Багрицкий, М.Пришвин, А.Малышкин.
  • В отличие от многих других групп, перевальцы подчеркивали свои связи с лучшими традициями русской и мировой литературы, отстаивали принципы реализма и познавательную роль искусства, не признавали дидактику и иллюстративность.
Пролеткульт.
  • Пролеткульт оформился 19 октября 1917 г., ставил своей целью развитие творческой самодеятельности пролетариата, создание новой пролетарской культуры.
  • После Октябрьской революции Пролеткульт стал самой массовой и наиболее отвечающей революционным задачам организацией. Он объединял большую армию профессиональных и полупрофессиональных писателей, вышедших главным образом из рабочей среды. Наиболее известны М.Герасимов, А.Гастев, В.Кириллов, В.Александровский, критики В.Плетнев, Вал. Полянский. Почти во всех крупных городах страны существовали отделения Пролеткульта и свои печатные органы: журналы "Пролетарская культура" (Москва), "Грядущее" (Петербург).
  • Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В.И.Лениным в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах", и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке.
РАПП.
  • Самой мощной литературной организацией 20-х годов была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), официально оформившаяся в январе 1925 года в рамках ВАПП.
  • В ассоциацию входили многие крупные писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др. Ее печатным органом стал журнал "На литературном посту».
  • РАПП выдвинула новую, как казалось тогда, идейную и творческую платформу пролетарского литературного движения. Основа - пролетарский реализм.
  • Активную роль в жизни РАПП играли А.Фадеев, Ю.Либединский, В.Ставский и критики Л.Авербах, И.Гроссман-Рощин, А.Селивановский, В.Ермилов, Г.Лелевич. Первый Всесоюзный съезд пролетарских писателей (1928) реорганизовал Всероссийскую ассоциацию.
ОБЭРИУ.
  • В группу вошли Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий, Н.Олейников и др. Название Обэриу, возникшее в конце 1927 г., расшифровывается как Объединение Реального искусства.
  • Для поэзии обэриутов характерны алогизм, гротеск, "столкновение смыслов", понимаемые не только как художественные приемы, но и как выражение конфликтности мироуклада, как путь "расширения" реальности, неподвластной законам разума; ломались причинно-следственные связи повествования, создавались "параллельные миры"; стирались границы между живой и неживой природой; разрушались жанровые рамки.