Князья Волконские. Князь Сергей Волконский (декабрист): краткая биография Кратко о князьях Волконских

Один из знатнейших рус. княжеских родов, потомков старшей ветви черниговских Ольговичей. Прямым предком В. является св. блгв. вел. кн. Михаил Всеволодович Черниговский († 1246). Его внук, кн. Иоанн Юрьевич, владел «дольницей» в Тарусском княжестве и вместе с родными братьями в 1-й четв. XIV в. принимал участие в продаже Киевскому митр. свт. Петру части родовых земель в верховьях р. Оки, на к-рых в XIV в. возник 1-й в Сев.-Вост. Руси митрополичий город - Алексин. Наследники кн. Иоанна Юрьевича Тарусского и Волконского, князья Феодор и Мстислав Тарусские, в составе войск св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского участвовали в битве с ордой Мамая на Куликовом поле, где погибли 8 сент. 1380 г. С кон. XIV - нач. XV в., когда Тарусское княжество окончательно распалось на неск. мелких уделов, а г. Таруса перешел под власть вел. кн. Василия I Димитриевича , стольным городом предков В. стал Волконеск (совр. Тимофеевское городище). Здесь В. построили церкви во имя Пречистой Богородицы и св. князей Бориса и Глеба . В сер. - 2-й пол. XV в. нек-рые В. служили правителям Литовского великого княжества и Воротынского княжества. Представители старшей ветви В., внуки живших в 1-й пол. XV в. князей Константина, Иоанна и Феодора Конинских, на рубеже XV-XVI вв. служили всем родом вел. кн. Иоанну III Васильевичу со своих земель, расположенных в Алексинском и Тульском уездах. В. принимали активное участие в береговой службе и отражении набегов крымских татар, строили осадные дворы в Туле и Переяславле Рязанском. В сер. XVI в. они попадают в Государев двор, к этому же времени относятся первые вклады В. в Троице-Сергиеву лавру . Особым вниманием со стороны В. также пользовался белёвский в честь Преображения Господня муж. мон-рь . В XVI - нач. XVIII в. в обе обители от имени В. неоднократно поступали наиболее крупные денежные и вещевые вклады. Связь с Троице-Сергиевой лаврой позднее помогла В., когда в 1686 г., во время их спора с кн. Оболенскими, власти обители, основываясь на документах своего архива и рукописного собрания, подтвердили их происхождение из рода тарусских князей.

На службе в Москве В. возвышаются во 2-й пол. XVI в., в т. ч. благодаря многолетней воеводской службе представителей младшей ветви В.- кн. Андрея Романовича († после 1599) и его племянника кн. Григория Константиновича Кривого († 1634), отстоявших, в частности, находясь в осаде 27-29 авг. 1592 г. во время русско-шведской войны, Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь . Окольничий кн. Г. К. Кривой, видный рус. дипломат, при Патриархе Филарете стал начальником Патриаршего двора, был главой Челобитного приказа (1628). Его родной брат, кн. Михаил Хромой, в 1594 г. построил в Сибири г. Берёзов, в 1598 г. был на воеводстве в Тобольске, в нач. XVII в. принимал участие в борьбе с интервентами. В 1610 г. он погиб при обороне Пафнутиева Боровского мон-ря от войск Яна Сапеги. В том же году один из В., Федор Федорович Меринок († 1665), вместе с Патриархом сщмч. Ермогеном принял активное участие в свержении царя Василия Иоанновича Шуйского. В 1634 г. за героическую оборону крепости Белой от польск. войск Меринок получил от царя Михаила Феодоровича чин окольничего. В 1648 г. он стал членом комиссии по составлению нового «Уложения», а в 1650 г. за участие в «сыске» и подавлении восстания в Пскове получил звание боярина, первым из В. удостоившись высшего думного чина. В XVII в. многие В. служили в моск. дворянах, стольниках и стряпчих, часто исполняя воеводские должности и посольскую службу, а со 2-й пол. XVII в. В. стали постоянно получать думные чины. При имп. Петре I Алексеевиче род В. окончательно вошел в число наиболее знатных фамилий России.

Из старшей ветви рода В. происходит кн. Григорий Семенович (1742-1824), оренбургский ген.-губернатор, член Гос. совета. Его сын кн. Сергей (1788-1865) был героем войн 1807-1814 гг. с имп. Наполеоном, в 1825 г. принял участие в восстании декабристов.

Ист.: ПКМГ. Ч. 1: Писцовые книги XVI в. Отд. 1-2 (по указ.); ТКиДТ; АФЗХ. Ч. 2-3; Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г. М., 1960; Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966; АРГ, 1505-1526 гг.; ПСРЛ. Т. 8. М., 2001; Т. 12-14. М., 2000; Т. 35. М., 1980; ВКТСМ; АСЗ. Т. 1-2; Станиславский А . Л . Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004 (по указ.).

А. В. Кузьмин

Зинаида Александровна

К роду В. принадлежал ряд видных деятелей рус. католич. движения.

(3.12.1789, Дрезден - 24.01.1862, Рим), кнг., писательница. Дочь рус. дипломата, посланника в Дрездене и Турине кн. А. М. Белосельского-Белозерского и В. Я. Татищевой. Под рук. отца получила домашнее образование; первоначально почти не знала рус. языка. В 1807 г. стала фрейлиной имп. Марии Феодоровны . В 1808 г. состояла в свите прусской кор. Марии Луизы. 3 февр. 1811 г. вышла замуж за флигель-адъютанта имп. Александра I Павловича кн. Н. Г. Волконского. Вместе с мужем входила в свиту имп. Александра I во время заграничных походов рус. армии 1813-1814 гг. и Венского конгресса 1814-1815 гг. Находясь за границей, З. А. играла на сценах частных театров, стала известна своим сценическим, певч. и муз. дарованием. В сер. 1817 г. приехала в Россию, с кон. того же года жила в Одессе, где ее дом стал центром культурной жизни города и где неоднократно бывали поэт К. Н. Батюшков , аббат Ш. Э. Николь и др. По возвращении в С.-Петербург она работала над циклом повестей «Quatre nouvelles» (Четыре повести. М., 1819). В 1820-1822 гг. жила в Риме, участвовала в постановке муз. драмы о Жанне д"Арк, написанной ею на итал. языке. В ее рим. доме был устроен артистический салон, в к-ром бывали рус. художники К. П. Брюллов , Ф. А. Бруни , С. Ф. Щедрин, франц. худож. О. Верне, дат. скульптор Б. Торвальдсен и др. В 1822-1823 гг. З. А. занималась изучением рус. языка, рус. истории и археологии, готовила к публикации историческую повесть о древнем слав. язычестве «Tableau Slave du Vme siè cle» (Славянская картина 5-го века. P., 1824), за к-рую в 1825 г. была избрана почетным членом Об-ва истории и древностей российских. В 1824 г. вернулась в Москву, ее дом стал литературно-художественным и философским салоном, к-рый посещали А. С. Пушкин , Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский , посвятившие З. А. стихи, В. А. Жуковский , П. Я. Чаадаев , А. С. Хомяков , А. Н. Муравьёв и др. В 1825 г. она выступила с инициативой создания в Москве «Русского общества» по образцу европ. академий. В 1826 г. опубликовала свое первое стихотворение на рус. языке «Александру I», за к-рое была удостоена звания почетного члена Об-ва любителей российской словесности при Московском ун-те. После восстания декабристов, в к-ром принимал участие брат ее мужа С. Г. Волконский, З. А., открыто выражавшая им сочувствие, оказалась под надзором полиции. В 1829 г. она вместе с сыном покинула Россию и поселилась в Риме. Продолжала публиковать различные лит. произведения в рус. печати, в нач. 30-х гг. с целью культурного сближения России и Европы предлагала создать при Московском ун-те Эстетический музей. В обсуждении проекта принимали участие славянофилы М. П. Погодин и С. П. Шевырёв.

В 1833 г. после тяжелой нервной болезни (согласно ее собственному признанию) З. А. перешла в католицизм, к эстетике и культурным традициям к-рого она тяготела с юности, но при этом она оставалась привержена правосл. обычаям и неоднократно выражала желание получать духовное окормление в католич. храмах византийского обряда . После перемены вероисповедания в ее рим. доме образовался культурно-религ. салон, в к-ром часто бывали мн. известные католич. деятели. Княгиня поддерживала тесные контакты с папами Римскими Григорием XVI и Пием IX , кардиналами и представителями Римской курии. По воспоминаниям современников, она активно занималась распространением католич. идей среди сотрудников рос. дипломатического корпуса в Риме и рус. путешественников, гостивших в ее доме. В 1838 г. совместно с польск. католиками И. Кайсевичем и П. Семененко З. А. проводила религиозно-лит. беседы с Н. В. Гоголем , безуспешно пытаясь склонить его к принятию католицизма. Ее стараниями из Православия в католичество перешли ее муж и сестра М. А. Белосельская-Белозерская (Власова), во многом под влиянием З. А. сформировались католич. симпатии у проживавшей в Риме ее дальней родственницы Е. Г. Волконской. Сын З. А., рус. дипломат кн. А. Н. Волконский, оставался православным, но благодаря матери пользовался доверием в католич. кругах, что помогало ему осуществлять дипломатические контакты между Россией и Папским престолом. В 1839 г. З. А. принимала на рим. вилле цесаревича Александра Николаевича (буд. имп. Александр II), обратившись к нему с призывом содействовать делу воссоединения Церквей. В том же году, после офиц. объявления о переходе З. А. в католичество, российский имп. Николай I Павлович распорядился конфисковать ее имущество, оставшееся в России, но основная его часть уже была переведена на имя сына. В кон. 40-х гг. З. А. участвовала в деятельности т. н. Восточного об-ва, созданного в Риме для католич. прозелитизма среди православных и оказания помощи по их присоединению к Римско-католической Церкви, принимала участие в создании монашеской конгрегации воскресенцев , оказывала поддержку конгрегации адораток Крови Христовой, содействовав открытию в Риме их мон-ря и школы. В последние годы жизни она активно занималась благотворительной деятельностью, оказывала материальную помощь рим. беднякам и нуждающимся, делала большие пожертвования на содержание католич. храмов и мон-рей. Погребена в ц. святых Викентия и Анастасия в Риме.

Соч.: Слав. картина 5-го в. / Пер. П. И. Шаликова. М., 1825; Сказание об Ольге // Моск. наблюдатель. 1836. Авг. Кн. 1. С. 286-310; Окт. Кн. 1. С. 308-330; Œuvres choisies. P.; Karlsruhe, 1865; Соч. П.; Карлсруе, 1865.

Лит.: Гаррис М . А . З. Волконская и ее время. М., 1916; Gorodetzky N . Princesse Z. Volkonsky // OSP. 1954. Vol. 5 . Р. 93-106; idem . Z. Volkonsky as a Catholic // SEER. 1960. Vol. 39 . Р. 31-43; Trofimoff A . La princesse Z. Volkonsky: De la Russie impériale à Rome des Papes. R., 1966; Бочаров И ., Глушаков Ю . Рус. мемориал в Риме // История: Науч.-попул. очерки. М., 1985. С. 70-81; Z. Volkonsky: A Life in Letters. Camb. (Mass.), 1988; Mucha B . Rosjanie wobec katolicyzmu. Łódź, 1989; Гамазкова Т . З. Волконская // Истина и жизнь. 1992. № 6. С. 27-31; Каццола П . Русская католичка в папском Риме: З. Волконская // Россия и Италия. М., 1996. Вып. 2. С. 84-93.

В. П. Пономарёв

Елизавета Григорьевна

(19.10.1838, Рим - 15.02.1897, С.-Петербург), кнг., писательница, идеолог рус. католич. движения. Дочь гофмейстера светлейшего кн. Г. П. Волконского и гр. М. А. Бенкендорф. Детские и юношеские годы провела в Риме, где ее отец служил в рус. миссии при Папском престоле. В молодости была тесно связана со своей дальней родственницей З. А. Волконской, к-рая оказала влияние на формирование у нее симпатий к католицизму. 24 мая 1859 г. в Женеве сочеталась браком с кн. М. С. Волконским (1832-1909), сыном декабриста С. Г. Волконского, представителем др. ветви рода. В том же году вместе с мужем переехала в Россию, где много времени уделяла воспитанию своих детей, писала стихи, картины, изучала и обрабатывала мат-лы по родословной князей Волконских. В петербургском доме княгиня организовала салон, ставший одним из центров культурной жизни столицы. Среди посетителей ее салона были Ф. И. Тютчев , Я. П. Полонский, А. К. Толстой , А. Н. Майков , И. С. Тургенев . В кон. 70-х гг. познакомилась с Вл. С. Соловьёвым , с к-рым впосл. ее связывала тесная дружба. При финансовой поддержке Е. Г. в 1887 г. в Загребе Соловьёв издал 1-й т. своего соч. «История и будущность теократии».

С 70-х гг. Е. Г. занималась изучением истории древней Церкви, трудов Вселенских Соборов и святоотеческого наследия. В 1885 г. начала работу над составлением книги по истории Церкви, Вл. Соловьёв оказывал ей непосредственную помощь. В сочинении излагалась апология католич. учения о примате Римского епископа на основании выписок из творений вост. отцов Церкви и документов Вселенских Соборов, а также приводились доводы о тенденциозных искажениях, якобы имеющихся в рус. переводах святоотеческих текстов. В нояб. 1887 г., во время пребывания в Риме, княгиня перешла в католицизм. В 1888 г. в Берлине анонимно было издано сочинение Е. Г., получившее название «О Церкви: Ист. очерк». Перемена вероисповедания и выход книги вызвали широкий общественный резонанс, однако имп. Александр III Александрович оградил княгиню от уголовного преследования за отступление от Православия и католич. пропаганду, заявив: «Для меня все-таки она останется православной» (Волконский . Мои воспоминания. С. 123). По решению Святейшего Синода офиц. оппонентами для богословского опровержения соч. «О Церкви» были назначены проф. КазДА Н. Я. Беляев , проф. СПбДА А. Л. Катанский и настоятель Казанского собора в С.-Петербурге прот. А. А. Лебедев , составившие и опубликовавшие в 1889 г. ряд работ, посвященных критическому рассмотрению книги (Беляев Н . Я . О католицизме: Крит. заметки по поводу загранично-рус. апологии папства. Каз., 1889; А . К[атанский] . Правосл. и римско-католич. понятие о Церкви: по поводу изданного соч. «О Церкви» // ЦВ. 1889. № 7. С. 113-116; № 8. С. 133-135; Нечто о сист. фальсификации учения о Церкви у папистов // Там же. № 7. С. 117-118; Кто искажает историческую истину? // Там же. № 8. С. 139-141; № 9. С. 156-159; О наших переводах отеческих творений и нашем духовном просвещении // Там же. № 10. С. 178-180). В ответ на правосл. богосл. критику В. подготовила кн. «Церковное предание и русская богословская литература: Крит. сопоставление» (Фрайбург, 1898). Сама книга была издана стараниями сына, С. М. Волконского, уже после смерти Е. Г.

Свой переход в католицизм Е. Г. обосновывала стремлением к воссоединению между Православной и Римско-католической Церквами, для чего она предлагала создать «общество молитв о соединении Церквей», куда она хотела пригласить и представителей правосл. духовенства. В С.-Петербурге вокруг Е. Г. постепенно образовалась небольшая группа рус. католиков, ставшая основой для рус. католич. движения. Перед смертью княгиня получила телеграмму с благословением от папы Льва XIII и приняла последние таинства от католич. пресвитера ц. св. Екатерины в С.-Петербурге доминиканца А. Лагранжа. Семья Е. Г. выражала желание совершить ее погребение в соответствии с обрядами Православной Церкви, но получила категорический отказ со стороны Святейшего Синода. Отпевание состоялось в католич. ц. св. Екатерины. Похоронена на семейном кладбище в родовом имении Фалль (ныне Кейла-Йоа, близ Таллина, Эстония).

Соч.: О Церкви: Ист. очерк. B., 1888. СПб., 19092; Род князей Волконских. СПб., 1900.

Сергей Михайлович

(4.05.1860, имение Фалль, близ Ревеля (Таллина) - 25.10.1937, Ричмонд, шт. Вирджиния, США), кн., театральный деятель, писатель, публицист. Сын кн. М. С. Волконского и кнг. Е. Г. Волконской. В 1880-1884 гг. обучался на историко-филологическом фак-те С.-Петербургского ун-та. По окончании ун-та служил в земских учреждениях Борисоглебского у. Тамбовской губ. В 1893 г. представлял Мин-во народного просвещения на Чикагской всемирной выставке, присутствовал на проходившем в Чикаго I Всемирном конгрессе религий. В 1896 г. прочел цикл лекций по рус. истории и лит-ре в Лоуэллском и Колумбийском колледжах, в Чикагском, Корнеллском, Гарвардском ун-тах. В 1899-1901 гг. служил директором имп. театров, с нач. 1900-х гг. занимался театральной критикой и изучением теории и практики режиссуры, вопросами профессиональной подготовки актеров. Во время первой мировой войны в своем имении Павловка (Борисоглебский у.) организовал лазарет для раненых. После Октябрьской революции 1917 г. остался в России, читал лекции по искусству чтения и рус. лит-ре в Тамбовском народном ун-те. В 1918-1921 гг. преподавал в различных театральных и лит. кружках и студиях Москвы, в 1918-1919 гг. входил в состав дирекции Большого театра.

В 1897-1898 гг. подготовил к изданию и написал предисловие к книге Е. Г. Волконской «Церковное предание и русская богословская литература». При личной поддержке папы Льва XIII, с к-рым С. М. встречался в Риме, книга была издана в 1898 г. С 1901 г. участвовал в религ.-философских собраниях, проводившихся в память Вл. С. Соловьёва, в 1903 г. вошел в состав Религиозно-философского об-ва в С.-Петербурге, выступил с докладом «К характеристике общественных мнений по вопросу о свободе совести» (опубл. в: Новый путь. 1903. № 3. С. 113-131). Эмигрировал в 1921 г., за границей опубликовал соч. «О декабристах: По семейным воспоминаниям» (П., 1921), работу над к-рым начал еще в 10-х гг. XX в. в процессе исследования архива своего деда, декабриста С. Г. Волконского. В 1924 г. вышел сб. философских эссе С. М. «Быт и бытие: Из прошлого, настоящего и вечного» (Берлин, 1924), посвященный М. И. Цветаевой , с к-рой он поддерживал дружеские отношения. С сер. 20-х гг. преподавал сценическую речь и движение в различных франц. учебных заведениях, выступал с лекциями по рус. лит-ре и истории. В нач. 1930 г. занял пост директора рус. консерватории в Париже. В эмиграции принимал участие в деятельности неоуниатского движения восточного обряда .

Соч.: Худож. наслаждение и худож. творчество. СПб., 1892; Конгресс религий в Чикаго // ВЕ. 1895. Т. 2. Кн. 3. С. 66-90; Очерки рус. истории и рус. лит-ры. СПб., 1896; Разговоры. СПб., 1912; Человек на сцене. СПб., 1912; Худож. отклики. СПб., 1912; Выразительное слово. СПб., 1913; Выразительный человек. СПб., 1913; Отклики театра. Пг., 1914; Мои воспоминания: Родина. Берлин, 1923-1924. 2 т. М., 20022; Последний день. Берлин, 1925; Васильевский остров: (Восп.) // Наше наследие. 1991. № 4. С. 59-65.

Петр Михайлович

(17.09.1861 - 11.09.1947, Париж), кн., историк рус. католич. движения. Сын кн. М. С. Волконского и кнг. Е. Г. Волконской. В 1898 г. занимал должность уполномоченного Российского об-ва Красного Креста в пострадавших от голода Рязанской и Тульской губерниях. Был предводителем дворянства Балашовского у. Саратовской губ., чиновником особых поручений VI класса при Мин-ве юстиции, статским советником, имел звание камергера. Во время первой мировой войны участвовал в деятельности Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам.

Под влиянием матери и Вл. С. Соловьёва испытывал симпатии к католицизму, но долгое время оставался православным. В 1917 г. П. М. содействовал офиц. признанию Русской католической Церкви со стороны Временного правительства, был одним из инициаторов создания и главных деятелей «Общества поборников воссоединения Церквей» в Петрограде (1917-1918). После эмиграции принял католичество в К-поле. В 30-х гг. П. М. занимался исследованием материалов по истории рус. католич. движения в XX в., находившихся в архиве первоиерарха Украинской греко-католической Церкви митр. Андрея Шептицкого . В этот же период П. М. написал соч. «Униональное движение в России», отрывки из к-рого были опубликованы после его смерти в ж. «Россия и Вселенская Церковь». Основная часть архива П. М. хранится в доминиканском центре «Istina» в Париже.

Соч.: Краткий очерк организации Русской католической Церкви в России. Львов, 1930; The Way of Bitterness: Soviet Russia, 1920. L., 1931; О. Патапий Емельянов // Россия и Вселенская Церковь. 1957. № 4. С. 27-35; Униональное движение в Москве: рус. католики на приеме у Патр. Тихона // Там же. 1961. № 2. С. 29-32; Экзарх Леонид Федоров: (Некролог) // Логос. 1993. № 48. С. 10-44; Замоскворецкие посетители у о. В. Абрикосова // Там же. С. 129-138.

Мария Михайловна

(13.03.1863 - 19.05.1943, Рим), кнж., писательница. Дочь кн. М. С. Волконского и кнг. Е. Г. Волконской. Под влиянием матери перешла в католичество в 1901 г., находясь на лечении в Швейцарии. С 1901 г. проживала в Риме, до 1932 г. была прихожанкой и попечительницей ц. св. Лаврентия, ставшей первым приходом рус. католиков вост. обряда в Риме. При ее посредничестве осуществлялись контакты рус. католич. движения с папским престолом. Написала ряд религ. сочинений, переводила на рус. язык произведения католич. авторов.

(25.04.1866, С.-Петербург - 18.10.1934, Альбано-Лациале, близ Рима), кн., рус. военный деятель, дипломат, публицист, католич. пресвитер визант. обряда. Сын кн. М. С. Волконского и кнг. Е. Г. Волконской. В 1889 г., по окончании юридического фак-та С.-Петербургского ун-та, поступил вольноопределяющимся в Кавалергардский полк, в 1890 г. был произведен в офицеры. В 1897 г. входил в состав миссии в Китае, после чего им была составлена записка, в к-рой он указывал на неизбежность скорой войны с Японией и предлагал меры по улучшению стратегического положения России на Дальн. Востоке. В 1900-1901 гг. принимал участие в подавлении Ихэтуаньского (Боксерского) восстания в Китае. В 1902-1905 гг. служил в 7-м отделении Главного штаба, занимавшемся военной статистикой иностранных гос-в. В 1904-1907 гг. опубликовал ряд статей и брошюр с критикой действий военного ведомства в русско-япон. войне (1904-1905), отстаивал внепартийность армии, выступал за проведение военных реформ. С 1908 г. полковник. В 1908-1912 гг. являлся военным агентом (атташе) России в Италии. В 1912 г. вышел в отставку. Во время первой мировой войны служил начальником штаба 12-й бригады гос. ополчения. С 1915 г. вновь исполнял обязанности военного агента в Италии. Был награжден орденами Российской империи: св. Владимира 3-й и 4-й степени, св. Анны 2-й и 3-й (с мечами и бантом) степени, св. Станислава 2-й и 3-й степени, нек-рыми орденами иностранных гос-в.

Весной 1917 г. присягнул Временному правительству. После Октябрьской революции 1917 г. остался в Риме, поддерживал связь с Белым движением, осуществлял контакты рус. монархической эмиграции с католич. кругами, был военным представителем ген. П. Н. Врангеля в Риме (1921), товарищем председателя Союза рус. офицеров в Италии (1922-1923). В 1920-1929 гг. написал ряд работ, в к-рых выступал против укр. национализма и сепаратизма. Совместно с С. М. Волконским издал сб. ст. «В защиту русского языка» (Берлин, 1928), где речь шла о сохранении рус. эмигрантами национальных корней.

В кон. 20-х гг. перешел в католицизм, преподавал рус. язык и ряд слав. языков в Восточном папском ин-те и в папской коллегии Russicum в Риме. 6 июля 1930 г. управляющий рус. католич. приходами визант. обряда титулярный еп. Олимпский Петр Бучис рукоположил А. М. во пресвитера в рим. ц. св. Климента. По поручению съезда рус. католич. духовенства визант. обряда в Риме (27-30 окт. 1930) А. М. составил список обрядово-канонических вопросов для папской комиссии по делам России «Pro Russia» . С одобрения съезда им было подготовлено к изданию соч. «Католичество и Свящ. Предание Востока» (П., 1933-1934), в к-ром В. оспаривал тезис об обязательной принадлежности русских к Православию и пытался доказать истинность вероучения Римско-католической Церкви на основании исследования Свящ. Предания Православной Церкви. В 30-х гг. работал в папской комиссии «Pro Russia» и был удостоен сана протоиерея. Отпевание состоялось 21 окт. 1934 г. в ц. св. Антония. Погребен в крипте греч. коллегии св. Афанасия на рим. кладбище Кампо-Верано (могила не сохр.).

Соч.: Война, печать и общество: (Оптимизм или логика). СПб., 1905; Армия и правовой порядок. СПб., 1906; [Волгин А . М .] Об армии. СПб., 1907; Историческая правда и украинофильская пропаганда. Турин, 1920; Имя Руси в домонг. пору. Прага, 1929; В чем главная опасность? Малоросс или украинец? Ужгород, 1929; Граница между Россией и Японией одна - океан: Секретная зап. 1897 г. // Источник. 1995. № 5. С. 4-16.

Арх.: РГБ. Ф. 56 (архив кн. Волконских); РГВИА. Ф. 409. Оп. 2. Д. 5445. П/С 266-886; ЦНЦ ПЭ. Ф. ОВЦС. Оп. «Ватикан-Москва». Д. 4; Оп. «Мат-лы по истории Рус. католич. Церкви». Д. 2, 3.

А. А. Мурашев, В. П. Пономарёв

Российская империя

Волко́нские - русский княжеский род, который предположительно происходит от черниговской ветви Рюриковичей .

Родословцы называют родоначальником Волконских Ивана Толстую Голову , одного из сыновей Юрия Тарусского . Его потомки приобрели вотчины на берегах реки Волкони в позднейшем Алексинском уезде и от имени её стали называться князьями Волконскими. Московская усадьба Волконских дала название улице Волхонка .

Старшая ветвь

От внуков Ивана Большой Головы пошли три ветви князей Волконских. Старшая ветвь, происходящая от князя Константина Юрьевича, в начале XVI века разделилась на три отрасли, родоначальниками которых стали князья Дмитрий, Петр-Верига и Ипат-Потул Васильевичи.

  • Пётр Васильевич был в 1515 и 1519 годах вторым воеводой передового полка в походах Витебск; в июне 1521 года служил третьим воеводой в Туле - в этом году большая татарская орда крымского хана Мехмеда Герая была встречены на южнорусской границе в районе Тулы небольшим московским войском, среди воевод которого был князь Пётр Верига Волконский. В скоротечном бою русское войско было разбито; среди убитых был и князь Петр Васильевич Волконский.
  • Ипат Васильевич в 1519 году вместе с братом Дмитрием «по татарским вестям» был в Туле - пятым воеводой; в 1537 году - второй воевода «на Туле за городом»; в 1541 году крымские татары перебили небольшой конный отряд под командованием Ипата «Потула» Волконского, сам воевода погиб, а противник бросился «изгоном» на Одоев.

Из потомков Ипата-Потула, Дмитрий, Семен, Тимофей Ивановичи и сыновья первого из них: Юрий и Яков, убиты в бою под Конотопом (), но ветвь на этом не пресеклась и в конце XIX века ещё имелся один её представитель.

Вторая ветвь

Вторая ветвь рода Волконских в середине XVI века разделилась на две отрасли, родоначальниками которых были князья Тимофей и Роман Александровичи.

Из сыновей Романа Александровича, Андрей Романович Волконский (Бык) был при Иване Грозном воеводой в Торопце . Непосредственно исполнял приказ царя Фёдора Иоанновича об основании и строительстве Белгорода . Эта ветвь пресеклась в конце XVII века . У другого сына Романа Александровича, Рыльского воеводы Константина Романовича, были сыновья: Фёдор (воевода в Путивле , убитый в 1607 году сторонниками Лжедмитрия II : «убит от вора Петрушки»; оставил 3-х сыновей - Михаила и бездетных стольника Ивана и воеводу (с 1630 года - в Бежецком Верхе, в 1632-1633 годах - в Торжке , в 1635 году - в Кашире) Юрия), Григорий (руководитель многих Приказов ; оставил единственного бездетного сына), Михаил (воевода в Тобольске и Боровске , павший в 1610 году при защите Пафнутьево-Боровского монастыря от поляков).

Правнук Михаила Константиновича, стольник Никита Фёдорович Волконский (ум. ) был придворным шутом при Анне Иоанновне , а его сын Михаил Никитич (1713-1786) стал генерал-аншефом . Потомство Михаила Константиновича внесено в V часть родословной книги Владимирской, Московской, Тверской и Тульской губерний.

Правнук Фёдора Константиновича Кривого, Михаил Андреевич (умер в 1709 году), был крупным вотчинником, окольничим при Петре Великом , воеводой в Полтаве, участник Петровских походов. Его внук, Сергей Фёдорович, - прадед Льва Толстого (через сына Николая Сергеевича и внучку Марию Николаевну). Другой внук, Семен Фёдорович Волконский ( -) участвовал в Семилетней войне, Петром III был произведён в генерал-аншефы .

Праправнук декабриста князь Андрей Михайлович ( -) - русский композитор, клавесинист, дирижёр. Сын, князь Пеэтер Волконский (род. ), известный эстонский рок-музыкант, актёр и постановщик.

Эта ветвь внесена в V часть родословной книги Воронежской, Калужской, Московской, Тамбовской и Тульской губерний.

Напишите отзыв о статье "Волконские"

Литература

  • Руммель В. В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Долгоруков П. В. Российская родословная книга . - СПб. : Тип. Карла Вингебера, 1854. - Т. 1. - С. 255.
  • Волконская Е. Г. Род князей Волконских. - СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1900. - 980 с.
  • Власьев Г. А. Потомство Рюрика. Материалы для составления родословной. - СПб. , 1907. - Т. 1. Черниговские князья. Часть 3-я.
  • История родов русского дворянства: В 2 кн. / авт.-сост. П. Н. Петров . - М .: Современник; Лексика, 1991. - Т. 1. - С. 291-300. - 50 000 экз. - ISBN 5-270-01513-7 .
  • Шлионская Л. И. Некрополь князей Волконских в московском Новодевичьем монастыре // Забелинские чтения. Труды ГИМ. Выпуск 182. - М .: ГИМ , 2010. - С. 340-365.
  • Шлионская Л. И. , Гоняный М. И. , Двуреченский О. В. Археологические исследования склепа князей Волконских в Новодевичьем монастыре, проводимые ГИМ в 2008 г. // Забелинские чтения. Труды ГИМ. Выпуск 182. - М .: ГИМ , 2010. - С. 365-385.

Ссылки

  • , собранные Н. Ф. Иконниковым и Ж. Ферраном
  • . Проверено 17 июня 2013. .

Отрывок, характеризующий Волконские

Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.
В тот же день приказ за приказом отдавались французскими начальниками о том, чтобы запретить войскам расходиться по городу, строго запретить насилия жителей и мародерство, о том, чтобы нынче же вечером сделать общую перекличку; но, несмотря ни на какие меры. люди, прежде составлявшие войско, расплывались по богатому, обильному удобствами и запасами, пустому городу. Как голодное стадо идет в куче по голому полю, но тотчас же неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу.
Жителей в Москве не было, и солдаты, как вода в песок, всачивались в нее и неудержимой звездой расплывались во все стороны от Кремля, в который они вошли прежде всего. Солдаты кавалеристы, входя в оставленный со всем добром купеческий дом и находя стойла не только для своих лошадей, но и лишние, все таки шли рядом занимать другой дом, который им казался лучше. Многие занимали несколько домов, надписывая мелом, кем он занят, и спорили и даже дрались с другими командами. Не успев поместиться еще, солдаты бежали на улицу осматривать город и, по слуху о том, что все брошено, стремились туда, где можно было забрать даром ценные вещи. Начальники ходили останавливать солдат и сами вовлекались невольно в те же действия. В Каретном ряду оставались лавки с экипажами, и генералы толпились там, выбирая себе коляски и кареты. Остававшиеся жители приглашали к себе начальников, надеясь тем обеспечиться от грабежа. Богатств было пропасть, и конца им не видно было; везде, кругом того места, которое заняли французы, были еще неизведанные, незанятые места, в которых, как казалось французам, было еще больше богатств. И Москва все дальше и дальше всасывала их в себя. Точно, как вследствие того, что нальется вода на сухую землю, исчезает вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный, пустой город, уничтожилось войско, и уничтожился обильный город; и сделалась грязь, сделались пожары и мародерство.

Французы приписывали пожар Москвы au patriotisme feroce de Rastopchine [дикому патриотизму Растопчина]; русские – изуверству французов. В сущности же, причин пожара Москвы в том смысле, чтобы отнести пожар этот на ответственность одного или несколько лиц, таких причин не было и не могло быть. Москва сгорела вследствие того, что она была поставлена в такие условия, при которых всякий деревянный город должен сгореть, независимо от того, имеются ли или не имеются в городе сто тридцать плохих пожарных труб. Москва должна была сгореть вследствие того, что из нее выехали жители, и так же неизбежно, как должна загореться куча стружек, на которую в продолжение нескольких дней будут сыпаться искры огня. Деревянный город, в котором при жителях владельцах домов и при полиции бывают летом почти каждый день пожары, не может не сгореть, когда в нем нет жителей, а живут войска, курящие трубки, раскладывающие костры на Сенатской площади из сенатских стульев и варящие себе есть два раза в день. Стоит в мирное время войскам расположиться на квартирах по деревням в известной местности, и количество пожаров в этой местности тотчас увеличивается. В какой же степени должна увеличиться вероятность пожаров в пустом деревянном городе, в котором расположится чужое войско? Le patriotisme feroce de Rastopchine и изуверство французов тут ни в чем не виноваты. Москва загорелась от трубок, от кухонь, от костров, от неряшливости неприятельских солдат, жителей – не хозяев домов. Ежели и были поджоги (что весьма сомнительно, потому что поджигать никому не было никакой причины, а, во всяком случае, хлопотливо и опасно), то поджоги нельзя принять за причину, так как без поджогов было бы то же самое.
Как ни лестно было французам обвинять зверство Растопчина и русским обвинять злодея Бонапарта или потом влагать героический факел в руки своего народа, нельзя не видеть, что такой непосредственной причины пожара не могло быть, потому что Москва должна была сгореть, как должна сгореть каждая деревня, фабрика, всякий дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей. Москва сожжена жителями, это правда; но не теми жителями, которые оставались в ней, а теми, которые выехали из нее. Москва, занятая неприятелем, не осталась цела, как Берлин, Вена и другие города, только вследствие того, что жители ее не подносили хлеба соли и ключей французам, а выехали из нее.

Расходившееся звездой по Москве всачивание французов в день 2 го сентября достигло квартала, в котором жил теперь Пьер, только к вечеру.
Пьер находился после двух последних, уединенно и необычайно проведенных дней в состоянии, близком к сумасшествию. Всем существом его овладела одна неотвязная мысль. Он сам не знал, как и когда, но мысль эта овладела им теперь так, что он ничего не помнил из прошедшего, ничего не понимал из настоящего; и все, что он видел и слышал, происходило перед ним как во сне.
Пьер ушел из своего дома только для того, чтобы избавиться от сложной путаницы требований жизни, охватившей его, и которую он, в тогдашнем состоянии, но в силах был распутать. Он поехал на квартиру Иосифа Алексеевича под предлогом разбора книг и бумаг покойного только потому, что он искал успокоения от жизненной тревоги, – а с воспоминанием об Иосифе Алексеевиче связывался в его душе мир вечных, спокойных и торжественных мыслей, совершенно противоположных тревожной путанице, в которую он чувствовал себя втягиваемым. Он искал тихого убежища и действительно нашел его в кабинете Иосифа Алексеевича. Когда он, в мертвой тишине кабинета, сел, облокотившись на руки, над запыленным письменным столом покойника, в его воображении спокойно и значительно, одно за другим, стали представляться воспоминания последних дней, в особенности Бородинского сражения и того неопределимого для него ощущения своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатались у него в душе под названием они. Когда Герасим разбудил его от его задумчивости, Пьеру пришла мысль о том, что он примет участие в предполагаемой – как он знал – народной защите Москвы. И с этой целью он тотчас же попросил Герасима достать ему кафтан и пистолет и объявил ему свое намерение, скрывая свое имя, остаться в доме Иосифа Алексеевича. Потом, в продолжение первого уединенно и праздно проведенного дня (Пьер несколько раз пытался и не мог остановить своего внимания на масонских рукописях), ему несколько раз смутно представлялось и прежде приходившая мысль о кабалистическом значении своего имени в связи с именем Бонапарта; но мысль эта о том, что ему, l"Russe Besuhof, предназначено положить предел власти зверя, приходила ему еще только как одно из мечтаний, которые беспричинно и бесследно пробегают в воображении.

Князья Волконские – Рюриковичи. Они являются кровными родычами старинной великокняжеской династии, начало которой происходит от первого князя Руси Рюрика (830-879?).

Именно в Новгород призвали на княжение легендарного основателя великокняжеской династии Рюрика .

Почти тысячу лет (с 9 по 16 вв.) на Руси правили Рюриковичи, до Романовых. Найболее известны из этой первой правящей династии были такие исторические личности как: сам легендарный Рюрик, (первый князь Руси, князь Новгородский), а также Великие князья Киевские: - его сын Игорь Рюрикович (ум. 945 г.),

Владимир 1 Великий (Святой) глава основанной им Княжеской державы и креститель Руси, (ум. 1015 г)., он изображен на украинской гривне /1 грн./, Ярослав 1 Мудрый (похоронен в Киеве), некоторые черниговские князья и др.

Примечательно, что Главный элемент Государственного Герба Украины – тризуб, являлся Знаком Княжеского Государства Владимира 1 Великого (ныне малый Герб Украины), который официально закреплен в Конституции Украины!

Великий князь Киевский Ярослав 1 Мудрый - основатель Софии киевской, при нем был составлен первый свод законов под названием «Русская правда».

(Примечательно, что этот Сборник законов, отражающий подвергшиеся православному влиянию старые обычаи славян, и ныне поражает своей гуманностью: в нём нет никаких жестоких наказаний, а только "виры", т.е. штрафы.

Одной из главных целей «Русской правды» было ограничить, а потом и вовсе уничтожить, древний обычай кровной мести, а также дать право наказывать за преступления властям.), создана первая библиотека /книгохранилище/, он изображен на украинской гривне /2 грн./

Отмечу, что три сына Ярослава Мудрого были женаты на немецких принцессах, а один, Всеволод - на дочери византийского императора Константина Мономаха. А три его дочери стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции!

Дочь Великого князя Киевского Ярослава 1 Мудрого Анна Ярославовна (Анна Киевская) (1028-1076-80?.) из рода Рюриковичей была королевой Франции (1049-1060). В честь ее в наше время выпущена золотая гривна!

Она получила хорошее образование и подписывала государственные акты Франции, так как её муж, король Франции Анри (Генрих) I из династии Капетингов, был… неграмотным.

Все акты того времени подписаны по-славянски и по-латыни, а на привезенном ей из Киева славянском Евангелии, из знаменитой библиотеки Ярослава Мудрого, присягали все последующие короли Франции. (см. ст. Паукова С.М. ).

Примечательно, что недавно 22.6.2005 г. по решению Президента Украины Виктора Ющенко королеве Анне Киевской из рода Рюриковичей во Франции, недалеко от Парижа (в г. Санлис) установлен красивый памятник.

Ее сын Филипп 1 (23.5.1053 - 29.7.1108) – / стал королем Франции (1061-1108, династия Капетингов) /, он был одним из организаторов 1-го крестового и др. походов; ее внук – был король Франции Людовик 6, а правнук – король Франции Людовик 7./

Рюриковичами были: и знаменитый князь Александр Невский (13 в.) – считающийся покровителем Санкт-Петербурга, которого позже православной церковью причислили к лику святых, и мн. др., а также московские цари,

(именовавшие себя «Царь Всея Руси») Иван 4 Васильевич Грозный (25.8.1530-18.3.1584), он был первый царь Всея Руси, который венчался на царство по Византийскому обычаю. (Примеч.: В 1561 году царский титул был утвержден грамотой константинопольского патриарха).

Иван Грозный вошел в историю не только как «крутой» правитель. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, также он прославился созданием знаменитой библиотеки (Ивана Грозного), оприччины и конечно своим суровым нравом, /исторический факт, царя якобы медленно травил его повар, но Иван Грозный умер за игрой… в шахматы!/.

(Примечание: согласно бытующей легенде знаки царского сана были переданы греческими царями (именно Константином МОНАМАХОМ) на Русь великому князю Владимиру МОНАМАХУ, а от него якобы перешли и к московским князьям. Тут сгодилась и реально существующая шапка Монамаха.

Дальнейшее развитие этой исторической легенды привело к тому, что первая правящая династия Рюриковичей происходит от первых римских царей, так как РЮРИК якобы был потомком Пруса, брата императора АВГУСТА. Все это способствовало укреплению могущества самодержавия.) Последним русским царем из рода Рюриковичей был - Федор 1 Иоанович (1584-1598), который венчался на царство уже строго по византийской традиции (он умер 7 января 1598 г. в самом конце 16 века не оставив наследника).

После т.н. «смутного времени» на Руси чуть более 300 лет правила новая династия - Романовых, власть к которой перешла в 1613 г. к первому царю этой фамилии Михаилу Федоровичу, а закончилась, как известно, отречением от власти императора Николая 2 в марте 1917 г. и зверским расстрелом большевиками компартии его царской семьи 17 июля 1918 г.,

по тайному указанию: калмыцкого еврея, дворянина В.И. Ульянова-Ленина (многие наивно думают, что Ленин был русским!) и бывшего криминального авторитета, политического авантюриста, одного из организаторов массового террора в России и уничтожения казачества,

малообразованного, злого и жестокого Я.М. Свердлова (он же Янкель [Йешуа-Соломон] Мошевич Свердлин /Гаухман/), который как обоснованно полагают многие исследователи был и главным заказчиком покушения и на Ленина) и др. /позже расстреляную царскую семью причислили к лику святых/).

Примечательно, его придуманный «светлый» образ, как и образы многих других представителей старой партэлиты, долгие годы формировался на основе явно вымешленных компартийных мифах и легендах, которых в бывшем СССР было великое множество!

Молодец экс-Президент России г-н Б.Н. Ельцин, что понял это и начал переименывать все старое, но не завершил начатое… /См. книгу Шипунова Ф.Я. "Неизвестные страницы русской истории" , Москва, 1998 г./ , а также:

Старинный герб князей Волконских. Фото предоставлено автором /Кстати, 1-й царь из династии Романовых – Михаил Федорович (1613 г.) был племянником Ивана Грозного из рода Рюриковичей!

Следует отметить, что с 16 века специальный указ предписывал дворянам вести свои родословные.

С этого момента начинаются и крупные фальсификации в этом вопросе. Засилие иностранцев, и в частности немцев, существенно сказывается на умышленной и грубой фальсификации отечественной истории.

Но с Рюриковичами генеалогические вопросы неплохо проработаны и они хорошо известны специалистам. Поэтому проследить их потомков ныне дело кропотливое, но относительно несложное, особенно если учесть фантастические возможности мировой сети Интернет, где уже есть масса отечественных и зарубежных специализированных генеалогических сайтов . У Рюриковичей много потомков, которые имеют свои генеалогические линии и ветви, которые уже хорошо известны.

Кратко о князьях Волконских

Князья ВОЛКОНСКИЕ по Унбегауну княжеская фамилия от географического названия реки Волконь. Князья Волконские - Рюриковичи. Потомство Владимира Мономаха. Младшая ветвь. Потомство великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, великие князья Владимира Суздальского, а затем Москвы.

Происходят от святого князя Михаила Всеволодовича Черниговского, праправнуки которого, Константин, Иван и Федор, переселились в 14 веке на берега реки Волкони. Род князей Волконских был внесен в 5 часть старинных дворянских родословных книг Вологодской, Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Тульской и др. губерний).

Выше упоминалось, что князья Волконские-Рюриковичи, а значит и потомки таких известных исторических личностей как: великие киевские князья Влидимир 1 Великий (Святитель) креститель Руси-Украины, Ярослав 1

Мудрый, некоторые Черниговские князья и др. В родословной росписи князей Волконских есть свои ответвления и ветви. Так, в гениалогии хорошо известны 4 из них: (первая ветвь, первая линия второй ветви, вторая линия второй ветви и треть ветвь), каждая из которых насчитывает более сотни знатных фамилий (общим количеством около 500, большинство из которых давно умерли).

Некоторые из ныне живущих князей Волконских, по понятным причинам, в разное время стали эмигрантами, но некоторые проживают и в странах бывшего СССР. Расскажу кратко о некоторых из них.

Примечательно, что желто-синий цвет щита на гербе князей Волконских подобен цветности флага Украины, а изображенный на нем архистратиг Михаил - является старинным гербом Киева - столицы суверенной Украины!

Родословная роспись князей Волконских вторая линия второй ветви

Рюрик, первый князь Руси, /князь Новгородский/ (862-879)?

Игорь Рюрикович, великий князь Киевский +945

Святослав I Игоревич, великий князь Киевский 942-972

Владимир I, Святитель (креститель Руси) великий князь Киевский +1015 /изображен на 1 грн./

Ярослав I Мудрый, великий князь Киевский 978-2.2.1054 /изображен на 2 грн./

Святослав II, великий князь Киевский 1027-1076

Олег Гориславич, князь Черниговский +1115

Всеволод II, великий князь Киевский +1146

Святослав III, великий князь Киевский +1194

Всеволод III Чермный, князь Киевский +1215

Михаил II, князь Черниговский 1179-1246

Юрий, князь Торусский и Оболенский

Иван Толстая Голова, князь Волконский

Фёдор Иванович князь Волконский +1380 (погиб в битве на поле Куликовом)

Иван Федорович князь Волконский

Александр Иванович князь Волконский

Далее идет разделение по: первой ветви, первой линии второй ветви, второй линии второй ветви и третьей ветви. /Источники: см. "Дворянские роды Российской империи" (Т.1) и др./ Девиз: "In Deo spes mea" ("На Бога упование мое").

Как отмечалось, сами князья Волконские происходят от Ивана Толстая Голова, князя Волконского. Он был внук Михаила II, князя Черниговского (1179-1246) по прозвищу Толстая Голова Иван - по генеалогическому пасквилю, внебрачный сын князя Юрия Михайловича Тарусского, XVI в., родоначальник князей Волконских. /Источники: "Дворянские роды Российской империи" (Т.1) и др./).

Правнуки последнего, Константин , Иван и Федор , переселились в Алексинский уезд , где приобрели вотчины на берегах реки Волкони и от имени ее стали называться князьями В.; от них происходят три главные ныне существующие ветви этого рода. Старшая ветвь в начале XVI в. разделилась на три отрасли, родоначальниками которых были внуки Константина Юрьевича: Димитрий , Петр-Верига и Ипат-Потул Васильевичи. Из потомков Димитрия - Федул Федорович и Владимир Иванович были окольничими в конце XVII века; потомок последнего в шестом поколении, фельдмаршал Петр Михайлович (см. соотв. статью) , сделался родоначальником ветви светлейших князей Волконских. Из потомков Петра-Вериги Иван Феодорович , по прозванию Лось, был начальником артиллерии при осаде Тулы (); другие В. этой отрасли, пресекшейся в г., были воеводами , стольниками и окольничими . Из третьей отрасли (потомства Ипата-Потула) Дмитрий , Семен , Тимофей Ивановичи и сыновья первого из них: Юрий и Яков , убиты в бою под Конотопом (). Единственный представитель этой отрасли, князь Евгений Николаевич Волконский, внесен в V часть родословной книги Рязанской губернии. Вторая ветвь рода В. в середине XVI века разделилась на две отрасли, родоначальниками которых были князь Тимофей и Роман Александровичи . Из потомков первого Федор-Мерин Иванович Волконский имел 2-х сыновей: Федора и Петра . Первый из них, стольник и воевода в Белгороде, отстоявший этот город от поляков (), пожалован был окольничим и 1-м судьей челобитного приказа; усмирял мятеж в Пскове, за что пожалован в бояре (). Петр Федорович В. был окольничим (). Эта отрасль внесена в V часть родословной книги Курской и Московской губерний. Из сыновей Романа Александровича, Андрей , по прозванию Бык, был при Грозном воеводой в Торопце, ходил на Заволочье , строил Белгород на Донце, был полковым воеводой на Донце (); его потомство пресеклось в конце XVII века. У Константина Романовича , воеводы в Рыльске, были сыновья: Григорий , окольничий , в г. успешно действовавший против шведов; Михаил воевода боровский , павший в г. при защите Пафнутьевского Боровского монастыря против поляков; Федор Кривой , воевода в Путивле , убитый вторым Лжедимитрием. Стольник Никита Федорович В. был придворным шутом при Анне Иоанновне. Сын его Михаил Никитич (1713-1786) генерал-аншеф , отличился во время 7-летней войны и в году командовал корпусом, вступление которого в Польшу ускорило избрание в короли Станислава Понятовского. Потомство Михаила Константиновича внесено в V часть родословной книги Владимирской, Московской, Тверской и Тульской губерний. Правнук Федора Константиновича Кривого, Михаил Андреевич († в г.), был окольничим при Петре Великом. Из его внуков Семен Федорович при Петре III был генерал-аншефом, а Петр Михайлович, при Екатерине II - сенатором. Сын Семена Федоровича - Григорий , оренбургский генерал-губернатор и член государственного совета (род. в г., † в г.) имел трех сыновей: 1) Николая - родоначальника нынешних князей Репниных; 2) егермейстера Никиту († в г.), сын которого, Александр († в г. бездетным) был посланником в Мадриде; 3) Сергея , декабриста, сосланного на каторгу, которому в г. возвращены права дворянства. Сын последнего от брака с воспетой Некрасовым Марией Николаевной Раевской - Михаил , ныне

Родословцы называют родоначальником Волконских Ивана Толстую Голову , одного из сыновей Юрия Тарусского . Его потомки приобрели вотчины на берегах реки Волкони в позднейшем Алексинском уезде и от имени её стали называться князьями Волконскими. Московская усадьба Волконских дала название улице Волхонка .

При подаче документов, для внесения рода в Бархатную книгу , были предоставлены две родословные росписи князей Волконских: 01 сентября 1686 года окольничим князем Федулом Федоровичем Волконским и 18 января 1687 года окольничим князем Фёдором Львовичем Волконским , а 15 февраля 1687 года подана челобитная о выписке из летописца, хранящегося в Троице-Сергиевом монастыре , о погибших в 1380 году князьях Фёдоре Тарусском и его брате Мстиславе, которая была предоставлена 13 марта 1687 года. Для доказательства своего происхождения от Конинских князей, были предоставлены две царские грамоты датируемых 1519-1537 и 1541 годами. В мае 1688 года боярин князь Иван Борисович Репнин , князь Константин Осипович Щербатов и князь Михаил Иванович Лыков подали протест против внесения родословия князей Волконских в родословную книгу в главу Черниговских князей , на что были предоставлены выписки из завершённых родословных местнических дел князей Волконских .

Старшая ветвь

От внуков Ивана Большой Головы пошли три ветви князей Волконских. Старшая ветвь, происходящая от князя Константина Юрьевича, в начале XVI века разделилась на три отрасли, родоначальниками которых стали князья Дмитрий, Петр-Верига и Ипат-Потул Васильевичи.

  • Пётр Васильевич был в 1515 и 1519 годах вторым воеводой передового полка в походах Витебск; в июне 1521 года служил третьим воеводой в Туле - в этом году большая татарская орда крымского хана Мехмеда Герая была встречены на южнорусской границе в районе Тулы небольшим московским войском, среди воевод которого был князь Пётр Верига Волконский. В скоротечном бою русское войско было разбито; среди убитых был и князь Петр Васильевич Волконский.
  • Ипат Васильевич в 1519 году вместе с братом Дмитрием «по татарским вестям» был в Туле - пятым воеводой; в 1537 году - второй воевода «на Туле за городом»; в 1541 году крымские татары перебили небольшой конный отряд под командованием Ипата «Потула» Волконского, сам воевода погиб, а противник бросился «изгоном» на Одоев.

Из потомков Ипата-Потула, Дмитрий, Семен, Тимофей Ивановичи и сыновья первого из них: Юрий и Яков, убиты в бою под Конотопом (), но ветвь на этом не пресеклась и в конце XIX века ещё имелся один её представитель.

Вторая ветвь

Вторая ветвь рода Волконских в середине XVI века разделилась на две отрасли, родоначальниками которых были князья Тимофей и Роман Александровичи.

Из сыновей Романа Александровича, Андрей Романович Волконский (Бык) был при Иване Грозном воеводой в Торопце . Непосредственно исполнял приказ царя Фёдора Иоанновича об основании и строительстве Белгорода . Эта ветвь пресеклась в конце XVII века .

У другого сына Романа Александровича, Рыльского воеводы Константина Романовича, были сыновья: Фёдор (воевода в Путивле , убитый в 1607 году сторонниками Лжедмитрия II : «убит от вора Петрушки»; оставил 3-х сыновей - Михаила и бездетных стольника Ивана и воеводу (с 1630 года - в Бежецком Верхе, в 1632-1633 годах - в Торжке , в 1635 году - в Кашире) Юрия), Григорий (руководитель многих Приказов ; оставил единственного бездетного сына), Михаил (воевода в Тобольске и Боровске , павший в 1610 году при защите Пафнутьево-Боровского монастыря от поляков).

Правнук Михаила Константиновича, стольник Никита Фёдорович Волконский (ум. ) был придворным шутом при Анне Иоанновне , а его сын Михаил Никитич (1713-1786) стал генерал-аншефом . Потомство Михаила Константиновича внесено в V часть родословной книги Владимирской, Московской, Тверской и Тульской губерний.

Правнук Фёдора Константиновича Кривого, Михаил Андреевич (умер в 1709 году), был крупным вотчинником, окольничим при Петре Великом , воеводой в Полтаве, участник Петровских походов. Его внук, Сергей Фёдорович, - прадед Льва Толстого (через сына Николая Сергеевича и внучку Марию Николаевну). Другой внук, Семен Фёдорович Волконский ( -) участвовал в Семилетней войне, Петром III был произведён в генерал-аншефы .

Праправнук декабриста князь Андрей Михайлович ( -) - русский композитор, клавесинист, дирижёр. Сын, князь Пеэтер Волконский (род. ), известный эстонский рок-музыкант, актёр и постановщик.

Эта ветвь внесена в V часть родословной книги Воронежской, Калужской , Московской, Тамбовской и Тульской губерний.

Известные представители

  • Князь Волконский Григорий Константинович - воевода в Белгороде в 1600 г., в Кашире в 1614 г.
  • Князь Волконский Фёдор Иванович - воевода в Костроме в 1611 г., в Ельце в 1614 г., в Кашире в 1619 г.
  • Князь Волконский Иван Фёдорович - воевода в Ряжске в 1614 г.
  • Князь Волконский Петр Андреевич - воевода в Стародубе в 1614-1615 г., в Костроме в 1618-1619 г., в Можайске в 1626-1627 г., в Пелыме в 1638-1639 г.
  • Князь Волконский Пётр Васильевич - воевода в Царёвококшайске в 1614-1615 г., в Яранске в 1616 г., в Березове в 1618 г.
  • Князь Волконский Иван Андреевич - воевода в Сапожке в 1615 г.
  • Князь Волконский Григорий Андреевич - воевода в Венёве в 1615 г., в Кашире в 1632-1634 г., в Севске в 1641 г.
  • Князь Волконский Иван Фёдорович - воевода в Угличе в 1615-1617 г.
  • Князь Волконский Никита Андреевич - воевода в Рыльске в 1616-1617 г., в Угличе в 1619 г., в Пелыме в 1620 г.
  • Князь Волконский Иван Фёдорович - воевода в Лебедяни в 1617 г.
  • Князь Волконский Андрей Дмитриевич - воевода в Сапожке в 1617-1619 г.
  • Князь Волконский Иван Фёдорович - воевода в Темникове в 1620 г.
  • Князь Волконский Иван Фёдорович Лось - воевода в Тобольске в 1620-1623 г.
  • Князь Волконский Пётр Борисович - воевода в Крапивне в 1622 г., в Кашире в 1624-1625 г.
  • Князь Волконский Иван Фёдорович Черемной - воевода в Переславле-Рязанском в 1625-1627 г., в Вологде в 1636-1639 г.
  • Князь Волконский Лев Михайлович - воевода в Березове в 1625-1637 г., в Царицыне в 1630 г., в Орле в 1646-1647 г.
  • Князь Волконский Семён Фёдорович - воевода в Рыльске в 1626-1628 г., в Терках в 1630-1631 г., в Орле в 1642-1644 г.
  • Князь Волконский Андрей Михайлович - стольник патриарха Филарета в 1627 г., московский дворянин , стольник в 1636-1668 г.
  • Князь Волконский Василий Богданович - стольник в 1627-1668 г., окольничий в 1668 г., стольник, воевода в Астрахани в 1652-1655 г., в Переславле-Южном в 1660 г.
  • Князь Волконский Василий Романович - московский дворянин в 1627-1640 г.
  • Князь Волконский Иван Михайлович - воевода в Кузнецке в 1629-1631 г.
  • Князь Волконский Василий Михайлович - воевода во Владимире на Клязьме в 1629 г.
  • Князь Волконский Фёдор Фёдорович Шериха - воевода в Таре в 1629-1631 г., в Боровске в 1634 г., в Ельце в 1641-1643 г., в Брянске в 1654-1655 г.
  • Князь Волконский Фёдор Фёдорович - стольник, потом окольничий, боярин, воевода в Ливнах в 1629-1631 г., в Калуге в 1633 г., в Путивле в 1636 г., в Киеве в 1654 г., в Уфе в 1662-1663 г., в Мензелинске в 1663 г.
  • Князь Волконский Юрий Фёдорович - воевода в Бежецком-Верхе в 1630 г., в Кашире в 1634 г.
  • Князь Волконский Пётр Фёдорович Меринок - воевода в Костроме в 1630 г., в Уфе в 1636-1638 г., в Путивле в 1641-1642 г.
  • Князь Волконский Иван Михайлович Хромой - тульский городовой дворянин в 1627, московский дворянин в 1640-1668 г., воевода в Болхове в 1638-1639 г.
  • Князь Волконский Иван Фёдорович - Меринов - стольник, воевода в Усерде в 1638-1639 г.
  • Князь Волконский Лев Фёдорович - воевода в Астрахани в 1638-1640 г.
  • Князь Волконский Дмитрий - воевода в Лебедяни в 1640 г.
  • Князь Волконский NN - воевода в Данкове в 1641 г.
  • Князь Волконский Фёдор Фёдорович Мерин - окольничий, воевода в Астрахани в 1642-1646 г., в Олонце в 1649 г.
  • Князь Волконский Михаил Иванович - стольник, воевода в Хотмыжске в 1645-1647 г., в Пскове в 1662-1663 г., в Путивле в 1668-1669 г., в Брянске в 1675 г.
  • Князь Волконский Иван Михайлович Хромой - воевода в Осколе в 1647-1648 г., в Усмани в 1651 г.
  • Князь Волконский Иван Петрович - воевода в Лихвине в 1647-1648 г.
  • Князь Волконский Пётр Иванович Черемной - воевода в Ряжске в 1647-1649 г.
  • Князь Волконский Василий Дмитриевич - воевода в Сапожке в 1648 г.
  • Князь Волконский Семён Романович - воевода в Ростове в 1648-1649 г.
  • Князь Волконский Яков Петрович - воевода в Царёво-Алексееве городе в 1651 г., в Торопце в 1661-1662 г., в Витебске в 1662-1665 г., в Севске в 1668 г., в Якутске в 1670-1675 г.
  • Князь Волконский Иван Михайлович Меньшой - воевода в Курске в 1651 г., в Суздале в 1654-1656 г.
  • Князь Волконский Александр Андреевич - стряпчий в 1658 г., стольник в 1676-1686 г.
  • Князь Волконский Иван - воевода в Рыльске в 1659 г.
  • Князь Волконский Игнатий Григорьевич - стольник, воевода в Чернигове в 1662-1665 г., в Стародубе (Северском) в 1668 г.
  • Князь Волконский Андрей Михайлович - стольник. воевода в Уфе в 1663 г., в Брянске в 1666-1668 г.
  • Князь Волконский Василий - воевода в Нижнем-Новгороде в 1667 г.
  • Князь Волконский Григорий Яковлевич - воевода в Севске в 1668 г.
  • Князь Волконский Василий Иванович - стольник царицы Натальи Кирилловны в 1671 -1676 г., стольник в 1677-1692 г.
  • Князь Волконский Владимир Андреевич - стольник в 1658-1686 г., воевода в Саранске в 1671-1672 г., в Нежине в 1672 г., в Переславле-Южном в 1675 г.
  • Князь Волконский Фёдор Львович Олёнок - стольник, воевода в Белгороде в 1675 г., в Переславле-Рязанском в 1676 г.
  • Князь Волконский Андрей Иванович - стольник в 1680-1692 г.
  • Князь Волконский Василий Григорьевич - стольник царицы Прасковьи Фёдоровны в 1686-1692 г.отр
  • Князь Волконский Гаврила Степанович - стольник, воевода в Таре в 1687-1689 г.
  • : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. П. Н. Петров, 2010. - С. 365-385.