Реклама


Товары

загрузка...

( Часть II ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир»

   Мысли Пьера горьки, он не только анализирует свои поступки,
мысли, чувства, но и пытается найти аналогии в истории, чтобы,
сопрягая свою жизнь с жизнью великих, докопаться до ответа на
вопрос, что такое истина. «.. .А я стрелял в Долохова за то, что счел
себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что считали его
преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что-то.
   Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть?
Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая
сила управляет всем?» - спрашивал он себя. Но не было ответа ни на
один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа и вовсе
не на эти вопросы. Ответ этот был: "Умрешь - все кончится. Умрешь
и все узнаешь - или перестанешь спрашивать". Но и умереть
было страшно».
   И вот в таком состоянии, когда Пьер без конца прокручивал
в голове эти бесконечные вопросы, он встретил масона Баздеева,
который, как ему показалось, дал на них ответ. Вот почему Пьер
увлекается идеями масонства. Однако, нет уверенности, что встреча
была случайной, - Баздеев знал о Пьере все, даже его образ мыслей,
значит, им интересовались всерьез, о нем собирали информацию, чтобы
найти слабые места и увлечь масонскими идеями. Все было четко
сработано. В душе, в мыслях Безухова был хаос, он потерял жизненную
опору, слова Баздеева сразу же нашли отклик в его душе.
   Баздеев убедительно говорит о том, что ум человеческий, ограниченный
в своих возможностях, не может постигнуть высшего знания,
/>а ведь именно высшее знание дает ответы на тупиковые вопросы.
   «Высшая мудрость основана не на одном разуме, не на тех светских
науках, физике, истории, химии и т. д., на которые распадается знание
умственное. Высшая мудрость одна. Высшая мудрость имеет
одну науку - науку всего, науку, объясняющую все мироздание и занимаемое
в нем место человека. Для того, чтобы вместить в себя эту
науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека
». Пьер сам хотел обновления, изменения себя, своего образа
жизни, и казалось, что в словах Баздеева ему указывался путь к этому
обновлению (II).
   Пьер вступает в масонскую ложу. Описание ритуала вступления
в Орден дано с большой долей иронии, чувствуется несерьезное отношение
автора к тому, как уважаемые взрослые люди играют
в таинство посвящения, главной целью которого, кроме всего
прочего, было исправление рода человеческого.
   «Противоборствовать злу, царствующему в мире..., - повторил
Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще.
   .. Он представлял себе порочных и несчастных людей; представлял
себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы». Душа
Пьера была готова к принятию веры, и вера была ему дана, но он не
заметил тонкой подмены: вместо Бога ему предлагали Высшее Знание,
которое можно приобрести, вступив в Орден, где он сможет
найти поддержку на пути собственного добродетельного очищения.
   «Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных
с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось
ему масонство». Что есть масонство для Пьера? Он видит
в нем средство для открытия в себе внутреннего человека, идеал
нравственного самоусовершенствования. В нем он видит также некие
мистические тайны, «призванные помочь самоочищению души
и всеобщему общественному устроению».
   1806 г. Приближается театр военных действий к границе России.
   Старый князь Болконский был назначен одним из восьми главнокомандующих
по ополчению. Князь Андрей Болконский после Аус-
терлицкого сражения решил совсем отказаться от военной карьеры.
   Они (отец и сын) как будто поменялись ролями.
   Встреча Андрея и Пьера в Богучарове имела важное значение
и для Пьера, и для Андрея, в особенности для Андрея. Их встреча -
это философский спор о Добре и Зле, о Жизни и Смерти. Каждый из
них занял противоположную позицию в этом споре. Они долго не
виделись, и Пьера поразил потухший взгляд князя Андрея. Пьер
чувствовал, что в присутствии друга были «неуместны и неприличны
восторженность, мечты, надежды на счастье и на добро». Философский
спор имел впоследствии важное значение для изменения
сознания князя Болконского.
   Андрей считал, что в жизни есть только два несчастья - это угрызения
совести и болезнь, а счастье есть отсутствие этих двух зол.
   Для Пьера этого уже мало, теперь он полагает, что счастье - это жить
для других.
   Князь Андрей, замкнувшись в себе после возвращения домой,
считает, что соприкосновения его с миром есть все та же фальшь
и самообман, как и прежние его стремления. «.. .Ты жил для себя
и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастье
только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противупо-
ложное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? Та же любовь к другим,
желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы). Так я
жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. С тех пор
стал спокоен, как живу для одного себя». Но здесь Болконский
заблуждается: любовь к славе - это не любовь к ближнему, а гордыня.
   Любовь же к ближнему - основа духовного прозрения.
   Андрей высказывает пессимистические мысли о деятельности
вообще. «Я строю дом, развожу сад, а ты больницы, и то, и другое
может служить препровождением времени. Но что справедливо, что
добро - предоставь судить Тому, Кто все знает, а не нам». И далее он
говорит о невозможности распознавания добра и зла, об их относительности,
о невозможности определения справедливости и цели бытия.
   У Пьера же совершенно противоположное видение мира, почерпнутое
из философии масонства: «Ежели есть Бог и есть будущая
жизнь, то есть Истина, есть добродетель; и высшее счастье человека
состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить,
надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а
жили и будем вечно жить там, во всем (он указал на небо)...» (XI).
   Философский спор происходит на пароме, и сама природа как
бы участвует в этом споре. «Было совершенно тихо. Паром давно
пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно
парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам
Пьера приговаривало: "Правда, верь этому". И первый раз после
Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел,
лежа на Аустерлицом поле, и что-то давно уснувшее, что-то лучшее,
что было в нем, вдруг радостно проснулось в его душе». Толстой
говорит, что свидание с Пьером было началом новой эпохи в жизни
князя Андрея.
   Параллельно с мирной жизнью, с поисками Пьера и Андрея писатель
показывает и изменения, происходящие в сознании Николая
Ростова. Еще в кампании 1805 г. он получил свое боевое крещение,
став впоследствии храбрым офицером. Николая Ростова раздирают
противоречивые чувства. В ситуации с Денисовым, когда тот избил
вора Телятина и за это был наказан, Ростов хотел, чтобы император
восстановил справедливость. Но Александр I, бывший в глазах Ростова
кумиром, отказывается разрешить это противоречие. Но в то
же время император только что сам нарушил закон во время Тильзитс-
кой встречи с Наполеоном. Совсем недавно Наполеон был узурпатор
и преступник, даже антихрист, а теперь, после подписания Тильзит-
ского мира, он становится братом и союзником, законным императором
Франции. Идет непонятная политическая игра, которую не
может понять Николай Ростов. Ведь еще вчера была непримиримая
вражда, а сегодня объятия под приветственные крики войска.
   «Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме
его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести
до конца. В душе поднимались страшные сомнения. То ему
вспоминался Денисов со своим изменившимся выражением, с своею
покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами,
с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь
чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался,
чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался
самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был
теперь император, которого любит и уважает император Александр.
   Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался
ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный.
   Он заставал себя на таких странных мыслях и пугался их». И Николай
Ростов выходит из тупика, отказавшись от самого себя. «Наше дело
исполнять свой долг, рубиться и не думать» - так Николай Ростов
разрешил свои сомнения о кумире, императоре Александре I (XXI).

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...