Реклама


Товары

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919)

   Родился в Орле. Его отец - незаконный сын
дворянина и крепостной девушки. Мать про-
исходила из обедневшего дворянского рода
и была малообразованной женщиной, но стойкой
душой. Отец был очень красив, характер имел страстный, даже
буйный. И внешнюю красоту, и страстность натуры Леонид Андреев
перенял от отца, от матери - художественный дар.
   Поступил в Орловскую гимназию и в 1891 г. закончил ее. В гимназии
он не был первым учеником. Учителя были к нему снисходительны,
он хорошо рисовал и зарабатывал деньги тем, что писал
портреты на заказ.
   В том же 1891 г. Андреев поступил на юридический факультет
Петербургского университета. Учебу он бросил из-за душевной травмы.
   Любовь для него имела важное значение. «Как для одних необходимы
слова, как для других необходим труд или борьба, так для меня необходима
любовь. Как воздух, как еда, как сон - любовь составляет необходимое
условие для моего существования», - признавался Андреев.
   Любовь к женщине имела для Андреева роковую силу. Три покушения
на самоубийство, черные провалы запойного пьянства - так
Андреев платил за муки неразделенной любви. Но все эти события
происходили до его женитьбы.
   В 1893 г. он восстанавливается, но уже в Московском университете.
   Увлекается философией и не поддается соблазну участвовать
в политических актах.
   Летом 1894 г. на каникулах в Орле опять переживает тяжелую
любовную драму - возлюбленная отказывается
выйти за него замуж.
   В университете слыл, что называется, «вечным студентом». Уже
в студенческие годы он прославился тем, что мог выпить много вина,
и в кругу друзей даже существовало выражение «пить по-андреевски»
(аршин рюмок).
   В 1897г. неожиданно успешно сдал государственные экзамены
в университете, и уже осенью того же года получил звание помощника
присяжного поверенного и начал заниматься адвокатской практикой.
   Начало литературной деятельности. В 1900 г. он в последний
раз выступает в суде в качестве защитника и окончательно делает
выбор в пользу литературы. Работает журналистом в ранге судебного
репортера. В московской газете «Курьер», где он проработал пять
лет, он опубликовал более двухсот фельетонов под псевдонимами
Джемс Линч и Л-ев. (Джемс Линч - имя ирландского мэра в XV в.
   Он был настолько справедлив, что приговорил своего собственного
сына к казни, когда узнал, что тот стал убийцей.)
Известность. Известность как писателю ему принес рассказ
«Баргамот и Гараська». С тех пор каждый его рассказ становится событием.
   Андреев очень активно и с удовольствием посещает «Среду» -
литературный кружок, организованный писателем Телешовым, на
этих встречах присутствовала вся литературная элита того времени.
   Его рассказы привлекли внимание Толстого. Толстой оказал на творчество
Андреева большое влияние. Под влиянием мэтра литературы
в произведениях молодого автора нашли отражение такие вопросы,
как смысл и назначение жизни человека, смерть, война, революция,
народ, религия.
   О рассказе «Ангелочек» (1899). Очень трогательный рассказ на
рождественскую тему. Рождество - праздник рождения Христа,
принесшего людям свет любви, и для мальчика Сашки он оказался
радостным и приятным. Сашка, озлобленный и диковатый мальчишка,
смотрит на мир через свой маленький, но уже горький опыт. Его
выгнали из гимназии, где он на уроках рисовал карикатуры и чаще
всего попадалась такая: толстая и низенькая женщина бьет скалкой
тоненького, как спичка, мальчика. А внизу, под картинкой, написано:
«Проси прощения, щенок». И ответ: «Не попрошу, хоть тресни».
   В этой карикатурной сцене писателем представлена модель жизни
детского и взрослого мира. Но и в безрадостной жизни Сашки случилось
чудо. Обездоленный ребенок тоже ребенок, которому нужны
и ласка, и тепло. Однажды Сашку пригласили в дом богачей Свечни-
ковых на рождественскую елку. Когда-то много лет назад молодую
сестру хозяйки любил отец Сашки. На елке, сверкающей и нарядной,
среди многочисленных блестящих игрушек мальчик увидел воскового
ангелочка. Он принес этого ангелочка домой, своему больному отцу.
   На какое-то время Христос согрел своим присутствием двух несчастных
людей. Отец расспрашивал о елке, Сашка рассказывал. Ангелочка
повесили около печки... и он растаял, как и мимолетное счастье.
   В первом сборнике произведений Андреева были рассказы:
«Жили-были», «У окна», «Большой шлем», «О Сергее Петровиче»,
«Валя», «В темную даль», «На реке», «Ангелочек», «Ложь» и др.
   Толстой поставил сборнику оценку 5 +.
   Мировосприятие. Когда Андрееву было 17 лет, он хотел стать
знаменитым писателем, отменить мораль, религию... но он еще не знал,
что бунт может вести к разрушению и саморазрушению. Видимо, он
сам выбирал свой способ жизни, к этому толкала вся его бунтарская
природа.
   В 33 года, он писал Вересаеву: «До каких неведомых и страшных
границ дойдет мое отрицание? Вечное "нет" сменится ли оно хоть
каким-нибудь "да"? И правда ли, что бунтом жить нельзя?»
Не знаю. Не знаю. Но бывает скверно. Смысл жизни, где нет Бога,
я не прийму... а искать, страдать без надежды на ответ, на завершение
- нелепо. А ответа нет, всякий ответ - ложь. Остается бунтовать -
пока бунтуется, да пить чай с абрикосовым вареньем». Бунт стал для
Андреева самоцелью, а его безверие, отрицание Бога обернулось для
него бегом по кругу проклятых вопросов, на которые он не находил
ответа, да и не мог найти.
   Горький вспоминал об Андрееве в 1900 г., когда он впервые его
увидел: «Красивое лицо его показалось мне малоподвижным, но
пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая
так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Не помню его слов,
но они были необычны, и необычен был строй возбужденной речи».
   В 1901 г. мэтр литературы В. Брюсов точно распознал природу
его творчества: «При внешнем таланте изображать события и душевные
состояния Леонид Андреев лишен мистического чувства, лишен
прозрения за кору вещества. Грубо материалистическое мировоззрение
давит дарование Андреева, лишает его высшего полета». Давая
оценку таланту Андреева, Брюсов угадал и трагедию мировоззрения
писателя, не дававшего ему проникнуть в суть бытия - в этом причина
бунта писателя.
   В 1907г. вышла повесть «Иуда Искариот», где автор тоже пытался
дать свое собственное эмоционально-художественное осмысление
евангельского сюжета (предательства Христа Иудой из Кариота).
   На годы первой русской революции приходится пик писательской
славы Андреева.
   1906 г. - смерть первой любимой жены Андреева, Александры Михайловны,
от этого брака родился сын Даниил, тоже будущий писатель.
   1908 г. - второй брак с Анной Ильиничной, родилась дочь Вера.
   Кроме рассказов, Андреев написал несколько пьес, наиболее
знаковой является его пьеса «Жизнь Человека». Он не просто писал
пьесы, а хотел реформировать драму, создать что-то среднее
между символистским и реалистическим театром. Андреев был человеком
крайностей. Он мог заработать миллионы, а мог и жить в
нищете. В Финляндии он построил большой дом, настоящий дворец.
   Он жил в своем доме, спроектированном архитектором А. А. Олем,
ставшим впоследствии знаменитым советским зодчим. Интерьер дома
был богатым. В гости к Андрееву приезжали знаменитые писатели
и художники, и дом был своеобразным культурным центром.
   В октябре 1917 г. Финляндия обрела независимость, Андреев
не принял революцию, и ему пришлось остаться в Финляндии.
   Волею судьбы он стал эмигрантом. В это время он работал над
романом «Дневник Сатаны», который остался неоконченным. В 48 лет
он уже страдал болезнью сердца, но все же строил планы поехать
в Америку. Планы эти, конечно, не осуществились.
   12 сентября Леонид Андреев умер от паралича сердца. Он похоронен
на небольшом кладбище около маленькой церкви на берегу
Черной Речки в Финляндии. Многочисленная семья Андреева не осталась
жить в большом доме на Черной Речке.
   В 1959 г. прах писателя перенесен на Литераторские мостки.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары