Реклама


Товары

загрузка...

Биография Куприна А.И. (1870-1937)

   Мать Куприна, Любовь Алексеевна, урожденная
княжна Куланчакова, обладала сильным,
непреклонным характером и высоким благородством.
   Александр родился 26 августа (7 сентября)
1870 г. в городке Наровчатове Пензенской губернии. Отец
умер от холеры, когда мальчику был всего год.
   В 1874 г. мать вместе с маленьким сыном переезжает в Москву
и поселяется в общей палате вдовьего дома. Во вдовьем доме Куприн
не был одинок, с ним была мать, но в дальнейшем из-за крайней
бедности матери пришлось отдать мальчика в сиротское училище.
   Страдания ребенка, лишенного матери и помещенного в казенное
заведение, верно описаны в очерке «Памяти Чехова»: «Бывало, в раннем
детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все
серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи
грубы, начальство неодобрительно. Пока день - еще крепишься
кое-как... Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне
уляжется, - о, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевают
маленькой душой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, плачешь
жаркими слезами, и знаешь, что никогда не насытишь своего горя».
   Но эти страдания - только начало многотрудной жизни мальчика,
впоследствии превратившегося в знаменитого писателя, который смог
запечатлеть разнообразные жизненные впечатления в многочисленных
сюжетах своих произведений.
   1880 г. - поступил во Вторую московскую гимназию, которая
через два года была преобразована в
кадетский корпус.
   1888 г. - Третье Александровское юнкерское училище.
   За годы нахождения в кадетском корпусе и юнкерском училище
сформировалась личность будущего писателя. Характер получился
сильный, резкий, в какой-то мере виновата и кровь татарских князей,
но в большей степени военная среда, где честь мундира была превыше
всего. Однако эта среда дала обильный материал для его произведений:
«Кадеты», «Юнкера». Муштра и строгая дисциплина, царившая
в военных заведениях, не помешали формированию литературного
таланта.
   Затем была служба в армии (4 года), отставка. Этот период дал
богатый материал для повести «Поединок», считавшейся произведением,
в котором с большой обличительной силой разоблачаются
неуставные отношения в армии, являющиеся причиной трагедии
молодых офицеров.
   Известность. В начале века Куприн был уже очень известным
писателем. Кончилась литературная поденщина, и издатели газет,
журналов, сборников умоляли его взять тысячу, две тысячи рублей
только за то, что он не забудет и при случае вспомнит о них, чтобы
отдать им свои новые произведения. Широкой публике нравятся его
яркие рассказы, написанные сочным языком. Его герои - люди самых
разнообразных профессий: солдаты, рыбаки, шпионы, цирковые
артисты, конокрады, телеграфисты... Рассказы привлекают читателей
своими неожиданными интригами, в которых ощущается дух
авантюризма, свойственный и самому писателю.
   Большую известность писателю принесла повесть «Молох» (1896) -
о страшных противоречиях капиталистической системы, где образ
Молоха, жестокого языческого бога, превращается в зловещий символ
этой системы. Повесть «Олеся» (1898) показал другие грани таланта
писателя, сумевшего рассказать о любви красивым поэтичным
языком. Образ подлинной красоты он нашел в народной, хотя и очень
своеобразной среде.
   Удивляло в творчестве Куприна стремление найти в самых заурядных
людях что-то необычное, какую-нибудь изюминку. Жизнь,
изучаемая писателем с особенной страстью, давала ему богатый
материал. Именно из жизни он взял героев для своих очерков
«Листригоны» о балаклавских рыбаках и мореходах. Конечно, жители
Балаклавы даны в романтизированной обстановке, но это не снижало
реальности их дел.
   Повесть «Поединок» (1905) стала особенной удачей писателя, показавшего
изнанку армейского быта 1900-х гг., другими словами, «дедовщину
», ставшую особенным откровением для многих и многих
людей. Повесть пользовалась огромным спросом. Повесть «Яма»
(1909-1915), рассказавшая о жизни публичного дома, была остро критической.
   Рассказ о свободном человеке «Гамбринус» (1907) написан
с большим вдохновением. Куприн, по мнению критиков, был
мастером рассказов о любви.
   Рассказы о любви. Жизнь, окружающая писателя, была порой
мрачной и безысходной, но его талант всегда хотел найти в этой жизни
чудо. Поиски чуда привели его к «Песни Песней» Соломона (Библия).
   Избрав для своего рассказа библейскую тему, он воплотил в ней свое
представление о неиссякаемой силе любви, создал гимн, песнь торжествующей
любви. «Но тогда не знал еще царь, что скоро пошлет
ему Бог такую нежную и пламенную, преданную и прекрасную
любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая
дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не
боится смерти». («Суламифь») - «...крепка, как смерть, любовь...».
   («Песнь Песней».)
Исследователи пишут, что на этот торжествующий гимн любви
его вдохновила Лиза, Лизавета Морицовна, ставшая впоследствии
его второй женой. Первая, Мария Карловна, была приемной дочерью
издательницы популярного журнала «Мир Божий». Эта привлекательная
женщина, верила в талант своего мужа, но к моменту
появления Лизы, бывшей в то время простой медсестрой, между
супругами любви уже не было. Лиза бежала от любви, потому что не
хотела разрушать брак, не подозревая, что он уже дышал на ладан.
   Став женой Куприна, Елизавета Морицовна осталась с ним до конца,
до самой его смерти.
   Именно чувство к юной Лизе подсказало Куприну сюжет для
рассказа «Суламифь»: параллели между сюжетной линией, чувствами
царя Соломона и реальными переживаниями самого писателя легко
угадываются. Юная Суламифь, бедная девушка из виноградника,
возлюбленная царя Соломона, произносит: «Никогда не было и не
будет женщины счастливее меня», но такие же слова могла произнести
и Елизавета Морицовна, беззаветно преданная Александру Ивановичу.
   «Олеся» (1898). Куприн создал много произведений о любви,
среди них повесть «Олеся», которая относится к раннему творчеству.
   В ней - особая поэтизация любви. Он - человек из цивилизации, она-
свободная натура, необычная во всех отношениях. Олеся, героиня
рассказа, обладает особой красотой, силой, умом... но главное ее достоинство
- она свободна от всех предрассудков. Куприн поэтизирует
образ Олеси, но это нужно ему для того, чтобы обозначить трагический
конфликт между цивилизацией в лице Ивана Тимофеевича и Олесей,
девушкой свободной, близкой к природе. Рассказ ведется обстоятельно,
в свободной манере - Полесье, глушь, невежественные
жители деревни, одиночество героя, его стремление к встрече с
прекрасным...
   Отправным моментом для встречи с Олесей у Ивана Тимофеевича
является любопытство, желание увидеть «колдунью», как о ней все
говорили, причина - жажда любви. Олеся любит как свободный
человек, герой как человек, связанный разного рода условностями.
   После трагического случая в церкви, когда озверевшая толпа избила
Олесю, Иван Тимофеевич уже никогда ее не видел.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...