Реклама


Товары

загрузка...

( Часть VI ) Краткое содержание романа «Преступление и наказание»

   Катастрофа. Конец, гибель Раскольникова и Свидри-
гайлова - мрачного двойника, их гибель автор изображает параллельно.
   Преступник предчувствует свой конец. Он находится в полубредовом
состоянии, без цели бродит по улицам, сидит в трактире,
спит в кустах. Ему душно, плохо, как человек, он не выдерживает.
   Приход Порфирия Петровича разрешает это напряжение. Следователь,
анализируя преступление, доказывает «весь психологический
процесс преступления», более того, он называет причину такого рода
преступлений: «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное,
нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое,
когда цитируется фраза, что "кровь освежает"... Тут книжные мечты-с,
тут теоретически раздраженное сердце». Следователь очень верно
проследил пути возникновения, развития теории «о двух разрядах»
людей, а затем и ее реализацию. Опыт человечества (историю творят
великие люди - Александр Македонский, Магомет, Ликург, Наполеон
и др.), пропущенный через сознание Раскольникова, постепенно
превратился в мысль об убийстве вредной и злой старухи-процентщицы.
   И Раскольников, внутренне обмирая, спрашивает у Порфирия
Петровича: «Так кто же... убил?». «Порфирий Петрович даже отшатнулся
на спинку стула, точно уж так неожиданно был изумлен
вопросом. - Как кто убил? - проговорил он, точно не веря ушам
своим. - Да вы убили, Родион Романович! Вы и убили-с». (II).
   «Сильная личность» в этой сцене потерпела поражение, слишком
убедительны были доводы следователя. Порфирия Петровича
сменяет Свидр
игайлов. Именно к нему спешит Раскольников, сам
не понимая, что же между ними общего.
   Если следователь доказывает теоретическую ошибку Раскольникова,
то второй вскрывает его нравственное лицемерие. Свидригайлов
издевается над щепетильностью убийцы: «...Если же убеждены,
что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало,
в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку!
Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы
гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то?
Хе! Хе! Потому что вы еще гражданин и человек? А коли так, так
и соваться не надо было: нечего не за свое дело браться».
   Сам Свидригайлов кончает жизнь самоубийством - он дошел до
конца, и больше ему в этой жизни делать нечего. Раскольникову не
хватило смелости наложить на себя руки. Он доносит на себя, но
это не раскаяние, а малодушие.
   Он приходит к Соне за крестом, но приходит злой, ненавидя ее.
   Он все издевается, не верит в силу креста: «Это, значит, символ того,
что крест беру на себя, хе-хе». Но он все же выполняет то, о чем она
его просит. «Он вдруг вспомнил слова Сони: "Поди на перекресток,
поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил,
и скажи всему миру вслух: Я убийца!" И он весь задрожал,
вспомнив это». Он действительно встал на колени на площади, «поклонился
до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением
и счастием...». Но он не смог сказать: «Я убийца» - насмешки окружающих
людей не позволили ему это сделать. Но если бы сильна
была вера в это «действо», то никакие насмешки не смогли бы ему
помешать.
   Затем он идет в контору, не сразу... и заявляет: «Это я убил тогда
старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил». (VIII)

Эпилог. Раскольникова осудили, он на каторге уже полтора года.
   Соня последовала за ним, но он «мучит ее своим презрительным и
грубым отношением». Изменился ли он? - «.. .Его гордость сильно
была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив
он был, если бы мог сам обвинять себя! Он бы снес тогда все,
даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть
его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем,
кроме разве простого промаху, который со всяким может случиться.
   Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо,
безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы,
и должен примириться и покориться перед «бессмыслицей» какого-
то приговора, если хочет хоть сколько-нибудь успокоить себя».
   Как победить гордыню, являющуюся причиной трагедии? -
Достоевский решает эту проблему в религиозном ключе.
   Однажды... «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то
как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал
ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все
лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, посмотрела
на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось
бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения,
что он ее любит, бесконечно любит ее, и что настала же, наконец,
эта минута...»
«Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет;
а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного
счастья! И он воскрес, а она - она ведь и жила только одною его
жизнью!»

Послесловие. С тех пор как роман Достоевского «Преступление
и наказание» был представлен на суд читателей, в литературоведении
ведутся споры о философской позиции писателя, реализованной
в характере главного героя. В последнее время все больше говорится
о том, что христианская идея о восстановлении падшего человека
дает право называть его христианским романом.
   «Преступление и наказание» воскрешает в форме современного
романа искусство античной трагедии. История Раскольникова - новое
воплощение мифа о восстании Прометея и о гибели трагического
героя в борьбе с Роком. Но у Достоевского, величайшего христианского
писателя, метафизический смысл мифа бездонно углублен.
   Последний суд над «сильным человеком» автор вручает русскому
народу. Каторжники возненавидели Раскольникова. Однажды «они
все разом напали на него с остервенением. - Ты безбожник! Ты в Бога
не веруешь! - кричали ему. - Убить тебя надо!»
Народный суд выражает религиозную идею романа. У Раскольникова
«помутилось сердце», он перестал верить в Бога. Для Достоевского
безбожие неизбежно оборачивается человекобожием. Если
нет Бога, я сам Бог. «Сильный человек возжаждал освобождения от
Бога - и достиг его; свобода его оказалась беспредельной. Но в беспредельности
ждала его гибель: свобода от Бога раскрылась как чистый
демонизм, отречение от Христа - как рабство Року. Проследив пути
безбожной свободы, автор подводит нас к религиозной основе своего
мировидения: нет другой свободы, кроме свободы во Христе; неверующий
во Христа подвластен Року.».
   {Использована кн. К. Мочулъского «Достоевский. Жизнь и творчество
», гл. 13 «Преступление и наказание».)

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...