Реклама


Товары

( Часть I ) Краткое содержание романа «Преступление и наказание»

   Точно указывается время действия
- начало июля. Автор начинает свое
повествование с интригующего интереса,
который вызывает молодой человек. Бедный
студент боится своей квартирной хозяйки, он беден и плохо одет, ктому
же находится в болезненном состоянии. Он идет к ростовщице заложить
часы и говорит о каком-то деле: «На какое дело хочу покуситься
и в то же время каких пустяков боюсь... Ну, зачем я теперь иду?
Разве я способен на это?» Слово «убийство» не произносится. Здесь
же дается портрет героя: «Кстати, он был замечательно хорош собой,
с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего,
тонок и строен».
   «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня,
всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь
известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять
дачу, - все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы
юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части
города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся,
несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный
колорит картины». Прекрасный портрет молодого человека, одетого
в лохмотья, дополняет психологический облик города, в котором
«зародилась безобразная мечта», - о ней читатель еще не знает.
   Выйдя от старухи-процентщицы, Раскольников восклицает:
«О Боже! Как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это
вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой
ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое
/>сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!... Ия, целый месяц...»
На первых же страницах герой предстает перед читателями в каком-
то странном напряженном состоянии, он размышляет о каком-то
деле, ужасается способности своего сердца решиться на что-то грязное. (I)
Далее следует трактирная сцена с Мармеладовым. Именно Рас-
кольникову бедный пьяненький чиновник Мармеладов рассказывает
историю своей жизни. Впервые Раскольников слышит о Соне, о ее
жертве. Соня пошла на панель, чтобы спасти семью своего отца:
мачеху с ее тремя детьми. В самоуничижении бедного чиновника
Раскольников слышит о Страшном суде и о смирении:«.. .потому их
приемлю, разумные, потому приемлю, премудрые, что ни единый
из сих сам не считал себя достойным сего...». «И прострет к нам
руце Свои и припадем... и все поймем... Господи, да приидет Царствие
Твое!» Эта сцена имеет и композиционное, и смысловое
значение. Впервые звучит имя Сони, которая в дальнейшем будет
противопоставлена Раскольникову. Сам же Родион размышляет о бесплодности
жертвы. (II)
Письмо матери заставляет героя пережить эмоциональное потрясение.
   Его сестра Дуня готова пожертвовать собой, продавшись презренному
Лужину. Имя Сони опять вспоминается Раскольникову:
«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!».
   И эта жертва ради него, а если он ее не примет, то его опять ждет
нищета, голод... Перед ним остро стоит выбор: смириться со своей
жизнью или же изменить ее... Христианская вера проповедует смирение,
в сцене с Мармеладовым он это ясно услышал, но смирение и жертва,
он в этом уверен, ведет к гибели. Что делать? Разве человек не имеет
права на жизнь? «Нарушить старый моральный закон - нравственно,
а разве погубить себя - нравственно?»
Письмо матери - поворотный пункт в судьбе героя. Оно измучило
его. Раскольников был потрясен историей своей сестры. Сама жизнь
требует от него решительных действий. До сих пор он лишь лежал
на диване и размышлял над своей абстрактной идеей, атеперь эта идея
явилась перед ним в каком-то новом, незнакомом для него и грозном
свете. «Давным-давно зародилась в нем вся эта теперешняя тоска,
созрела и концентрировалась, приняла форму ужасного, дикого и фантастического
вопроса». Мечтатель был застигнут врасплох... «Ему
стукнуло в голову и потемнело в глазах». Идея начинает действовать
на «натуру», т. е. на доброе начало в человеке. Абстрактная мечта
постепенно овладевает сознанием. (III, IV)
Сон о лошади. Композиционно он следует после письма матери
и раздумий героя о своем выборе. Во сне реализуется неприятие
героем жестокости. Символически это неприятие представлено в сцене
избиения лошади. Глазами ребенка герой увидел жестокое убийство...
   Миколка бьет старую лошадь по глазам оглоблей, а затем
приканчивает ее ломом. Маленький Родион «...плачет. Сердце
в нем поднимается, слезы текут... С криком пробивается он сквозь
толпу к Савраске, обхватывает ее мертвую окровавленную морду
и целует ее, целует ее в глаза, в губы». Родиона охватывает мистический
ужас. Впервые он видит свою идею не как абстрактный знак,
а как .. .убийство, как пролитую кровь. И он в ужасе отшатывается.
   И он будет также убивать., возьмет топор, ударит по голове, будет
скользить в липкой, теплой крови... И он отрекается от своей мечты:
«Господи! - молвил он, - покажи мне путь мой, и я отрекаюсь от
этой проклятой...мечты моей!»
«Натура» выбрасывает из себя яд-идею о преступлении, и геройраду-
ется освобождению: «Свобода! Свобода!», но победа добра непрочна.
   Слишком долго герой вынашивал свою идею в комнате, похожей на
гроб, лежа на диване. Она успела проникнуть в подсознание, и герой
уже не может управлять своей жизнью. Он теперь во власти таинственных
случаев, которые неотвратимо подводят его к дому жертвы,
где он и совершает убийство старухи-процентщицы. Случайно попадает
он на Сенную и случайно узнает, что в семь часов старуха
будет одна. «Ни о чем он не рассуждал и совершенно не мог рассуждать;
но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него
более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно
». (V)
В день убийства он действует бессознательно, механически. Все
происходит как будто случайно: топор он берет не на кухне, как заранее
наметил, а в дворницкой, случайно убивает Лизавету, потому что
случайно забыл запереть дверь. Да и ограбить он не сумел. «Он, как
в бреду... Он плохо помнил себя. Он не спал, но был в забытьи... Клочки
и обрывки каких-то мыслей так и кишили в его голове; но он ни
одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться, несмотря
даже на усилия...».
   Само убийство было совершено помимо его воли: «Силы его тут
как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась
в нем сила». Откуда она, эта сила, возникшая помимо его воли?
Природа этой силы - демоническая. (VI)
Убийством заканчивается первая часть, но читатель не знает
подлинной причины преступления.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары