Реклама


Товары

загрузка...

Сочинение "Первый визит Раскольникова к Соне Мармеладовой.(Анализ 4-й главы 4-й части)"

   Исследователи называют романы Ф. М. Достоевского идеологическими,
потому что на первом месте в них стоит борьба идей. Главный
идейный конфликт в романе «Преступление и наказание» происходит
между позициями Раскольникова и Сони Мармеладовой.
   Раскольников убежден, что в этом несправедливом мире сильный
человек имеет право на преступление, если оно направлено на достижение
какой-то высшей цели. Соня - глубоко верующая христианка,
для нее главным жизненными принципами являются любовь к ближнему,
сострадание, самопожертвование. Проследим, как сталкиваются
точки зрения героев на примере одного эпизода - первого визита
Раскольникова к Соне. Совершив преступление, Раскольников испытывает
душевные мучения. Он не может общаться с людьми, даже
с самыми близкими. Родион идет к Соне, потому что она тоже грешница.
   Раскольникову кажется, что Соня сможет понять его.
   Достоевский подробно описывает комнату героини, подчеркивая
крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало,
на стенах - «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои». Комната
неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно
острым», другой - «безобразно тупой». Как и в каморке Раскольникова,
потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит
на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве.
   Соня рада приходу Раскольникова, она знает, что он накануне
отдал последние деньги ее несчастной семье. Вместе с тем ей стыдно
за свое позорное ремесло, она даже чувствует страх перед Расколь-
никовым, словно догадывается о к аком-то тяжелом грузе у него на
душе. Поведение Родиона выдает его душевную смуту. Он говорит
и действует порывисто и непоследовательно, как в лихорадке. Раскольников
заявляет, что он пришел «в последний раз», чтобы «одно
слово сказать», а потом будто забывает о цели визита и начинает
расспрашивать Соню об условиях ее существования. Соня пытается
как-то сгладить впечатление, но картина получается все равно безрадостная.
   Достоевский подчеркивает, что Мармеладовы не исключение,
Петербург полон «униженных и оскорбленных». Например,
в соседней с Сониной комнате ютится семья портного, в которой
семеро больных детей.
   Раскольников начинает задавать Соне жестокие, неразрешимые
вопросы. Он пытается доказать ей, что мир устроен несправедливо,
и этим оправдаться в собственных глазах. Но у Сони есть внутренняя
опора, поддерживающая ее в нечеловеческих условиях, - вера в Бога.
   Она никогда не согласится с Раскольниковым. Родион пытается обвинить
Катерину Ивановну, косвенно подтолкнувшую Соню стать
проституткой, но в ответ слышит только слова жалости: «Это такая
несчастная, ах, какая несчастная!» Раскольников убеждает Соню
в безнадежности положения всей ее семьи: Катерина Ивановна
в последней стадии чахотки, Соня с ее ремеслом рано или поздно
попадет в больницу, с Полечкой «то же самое будет», младшие дети
погибнут. «Бог этого не попустит!» - восклицает в ответ Соня. «Да,
может, и бога-то совсем нет», - заявляет Раскольников и поражается «невыразимому
укору» на лице Сони. Вера в Бога - ее единственная опора.
   Вдруг Раскольников совершает странный поступок: кланяется
Соне и целует ее ногу. «Я не тебе, я всему страданию человеческому
поклонился», - объясняет он испуганной Соне. Душевное движение
Раскольникова показывает, что его слова и мысли идут вразрез
с чувствами. Раскольников мучительно хочет сознаться в преступлении,
но он считает это желание малодушием и призывает на помощь логику.
   Соня, по его мнению, - «юродивая», надеющаяся на чудо.
   Во второй половине эпизода Соня читает Раскольникову легенду
о Лазаре из Нового завета. Эта сцена является ключевой для понимания
авторского замысла. «Убийца» и «блудница» странно сошлись
зачтением «вечной книги». Воскресение Лазаря символизирует будущее
духовное возрождение Раскольникова. Все детали сцены имеют
глубокий смысл: Родион поражается тому, что Евангелие принадлежало
убитой Лизавете; чтение происходит на четвертый день после
убийства, и именно в четвертый день после смерти воскресает Лазарь.
   Раскольникову еще предстоит пройти долгий, мучительный путь
к настоящему раскаянию, но уже в сцене чтения Евангелия есть предчувствие
духовного обновления главного героя. Слабая, робкая, униженная
Соня оказывается со своей верой и состраданием духовно
сильнее, чем логически непогрешимый Раскольников. Родион чувствует,
что Соня права, но боится признаться себе в этом. Пока ему
еще кажется, что он сумеет заглушить укоры совести и Соня будет
ему союзником на этом пути: «У меня теперь одна ты... Пойдем вместе...
   » Соня с испугом слушает бессвязную речь Раскольникова о том,
что надо захватить власть «над всею дрожащей тварью и над всем
муравейником». Еще больше пугает ее обещание Раскольникова
прийти завтра и рассказать, кто убил Алену Ивановну и Лизавету.
   Родиону кажется, что он сумеет переубедить Соню, заставит отказаться
от христианского смирения, но Достоевский не случайно подробно
приводит в романе текст легенды о Лазаре, подчеркивает глубокие переживания
героев во время чтения. Писатель-христианин, Достоевский
показывает, что искренняя вера дает человеку опору в самых безнадежных
обстоятельствах и помогает возродиться даже преступникам.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...