Реклама


Товары

загрузка...

Сочинение "Название: «Н А. Некрасов «Избранное»"

   Предисловие к сборнику «Некрасов и Россия». Что такое Россия?
«Россия - это культура», - говорим мы, русские. А что есть культура?
Культура - это искусство, помноженное на некое национальное самосознание,
национальный дух.
   А что является воплощением России для иностранцев? Нет, не
Чайковский и Мусоргский - нотная грамота во всем мире едина;
не Брюллов и Айвазовский, потому что смешивать краски умеют
и за границей; но - язык. Тридцать три источника насыщения нашей
души, перефразируя Пушкина, обеспечивающие писателей
и облагораживающие остальных; тридцать три буквы, кажущиеся
так похожими на буквы других алфавитов, но... «Русский язык...
   является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно
созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный
чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, он довольствуется
одним словом тогда, когда другому языку потребовались бы целые
фразы», - писал Проспер Мериме, отнюдь не русский писатель.
   Да, азбука кормит поэтов. Во все времена находились люди,
использующие слово так же, как дворник - метлу, как сапожник -
иглу, и ни на минуту не забывающие о действительности, находясь
в поисках платы, а не вдохновенья. Но лишь в произведениях гениев
видна печать одухотворенности; как легкую добычу их, вдохновленных,
увлекает поток магических звуков; несет, разрушая окружающую
реальность, проносит мимо райского сада и адского пламени,
мимо чудеснейших созданий природы и странных творений
человеческой фантазии, несет, несет... И выносит на камни. То камни
обыденности, клыки несправедливости...
   Ни у одного из гениальных людей жизнь не была простой. Они
жили, мучаясь несправедливостью людей и безнаказанностью зла,
мечась между крайностями, борясь сами с собой - и погибая. Таково
предопределение гениев, они не должны быть спокойны и самоуверенны
- даже счастье посылается им как испытание.
   Да, азбука кормит поэтов. Но должен же кто-то кормить и азбуку?..
   Редко рождаются такие люди, которые не просто используют язык,
а изменяют и совершенствуют его. Ломоносов, Карамзин, Пушкин,
потом - Маяковский и Хлебников. Все это -творцы языка, в некотором
роде - его редакторы. Некрасов, о котором, собственно, и должна
идти речь, тоже относится к этим редакторам.
   Вся судьба Некрасова сложилась так, что, кажется, у него не могло
оставаться времени ни на что, кроме как на борьбу за самого себя.
   Но вместо борьбы за себя, он всю жизнь воевал где-то внутри себя.
   Его отношения с Музой, от которой он не имел ни сил, ни мужества
отвернуться, были, быть может, самыми сложными из всех отношений
между творцом и вдохновительницей. Сама Муза, «иссеченная
кнутом», споры поэта и гражданина, происходившие в сознании
Некрасова - прямое тому подтверждение.
   Но обращенный взором в свой внутренний мир, Некрасов четче
и ярче всех увидел то, что и осталось в его поэзии на века: народную
жизнь. Он рассматривал народ не как объект для исследований, но
как огромную часть России, которая страдает и нуждается в его
помощи. Своим творчеством он помогал ей так, как мог.
   Все свои наиболее значительные творения он посвятил русскому
народу, в котором находил свои корни, некую часть себя. И как раз
в этом выражается его реформаторство русского языка: в свержении
поэзии с высот светских интеллектуальных стихов Пушкина, возвышенной
и оторванной от реальности лирики Тютчева на уровень
самой жизни, причем подвальной ее части.
   Муза в образе измученной служанки, душевные терзания поэта,
тяжелая доля крестьян - вот стихия Некрасова, вот по каким просторам
нес его магический поток рифмованных строк.
   И в заключение я хочу сказать вот что: сложно судить, помогла
ли поэзия Некрасова народу в социальном плане, но в духовном -
помогла точно. Тысячи и тысячи прежде неграмотных крестьян познакомились
с тридцатью тремя друзьями человека именно через
некрасовские стихи. Может быть, великие поэты постнекрасовского
народного сознания - Есенин, Маяковский - решили встать на
путь искусства, впервые самостоятельно разобрав слова «Железной
дороги». Пусть и не подозревая, каких трудов стоили поэту эти иде-
альноправильные строки.
   В сборник вошли стихи Некрасова: «Тройка», «В дороге», «Еду
ли ночью по улице темной», «Вчерашний день, часу в шестом»,
«Что ни год - уменьшаются силы», «Стихи мои! Свидетели живые»,
поэма «Железная дорога».

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...