Реклама


Товары

загрузка...

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (1818-1883)

   По матери, Варваре Петровне, Тургенев
принадлежал к старинной дворянской фамилии
Лутовиновых, имевшей в своем роду людей
жестокосердных и властолюбивых.
   Родители писателя. Отец Варвары Петровны умер еще до рождения
дочери. Мать долго не выходила замуж, но через восемь лет
сочеталась браком с соседом Сомовым, вдовцом с двумя дочерьми.
   Варвара была очень некрасивой девочкой с рябым лицом и рядом со
статными красивыми дочерьми Сомова выглядела еще некрасивее.
   Мать из любви к мужу старалась больше ласкать его дочерей, а собственная
дочь была лишена ее внимания. При родной матери она
была нелюбимой падчерицей. В таких обстоятельствах сформировался
характер гордый и своенравный. Когда Варваре Петровне было
16 лет, умерла мать, дочери вышли замуж, а она оказалась в полной
зависимости от грубого отчима, ставшего разнузданным стариком.
   Зимой 1810 г. она убежала из дома к своему дяде, в имение Спасское-
Лутовиново. Но жизнь с дядей тоже была безрадостной -девушка
не нашла сочувствия в скупом и черством сердце спасского помещика.
   В 1813 г. ссора с дядей чуть не лишила ее наследства... и тут ей
улыбнулась удача - после смерти дяди, в 26 лет она стала наследницей
огромного состояния: в одной только Орловской губернии 5000
душ, а имения были и в Калужской, и в Тульской, и в Тамбовской
губерниях... Она-полновластная хозяйка, некрасивая и уже немолодая.
   В 28 лет она вышла замуж за молодого, красивого 22-летнего
поручика Сергея Николаевича Тургенева, но вскоре поняла, что
нелюбима, и рождение детей не сблизило супругов.
   В 1816 г. родился Николай, в 1818 г. - Иван. Третий сын был
болен эпилепсией и умер в 16-летнем возрасте. Родители заботились
о воспитании мальчиков. Когда Ивану было четыре года, родители
предприняли заграничное путешествие.
   Мать Тургенева, Варвара Петровна, была из тех женщин, которые
обладали силой и властью. Маленький Тургенев страдал от этого
деспотизма и уже с ранних лет ненавидел любое насилие. Его мать,
конечно, страдала, живя с любимым, но не любящим мужем, терзаясь
ревностью и подозревая мужа в изменах. Она хотела счастья и не
получала его. Страдая от одиночества, она изливала свою неудовлетворенность
жизнью на детях. Детей держали в трепете. Немало
страдал от раздражительности и деспотизма и любимый сын Ванечка,
или Жан, как его называли на французский манер. В романе «Дворянское
гнездо» так говорится об отношении сына к матери: «Федя
боялся ее, боялся ее светлых и зорких глаз, ее резкого голоса; он не
смел пикнуть при ней; бывало, он только что зашевелится на своем
стуле, уж она и шипит: "Куда? Сиди смирно". Уж не собственные ли
впечатления отражены в этих строках? Ванечку секли розгами. Однажды
по наговору сумасбродной гувернантки его подвергли жестокой
порке. Ребенок не знал, за что его секут. Но мать порола его и приговаривала:
«Сам знаешь, сам знаешь, за что я секу тебя». Когда он
все-таки сказал, что не знает, за что его секут, она поступила еще более
жестоко: сказала, что будет его сечь каждый день, пока он не скажет.
   Тургенев впоследствии вспоминал, что в страхе хотел бежать, и только
вмешательство доброго учителя-немца образумило Варвару Петровну.
   «Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники,
щипки, колотушки, пощечины и пр. .. .Ненависть к крепостному
праву уже тогда жила во мне».
   Тургенев с ранних лет ненавидел насилие над человеческой волей,
унижение человеческого достоинства. В воспоминаниях современников
Тургенев выглядел человеком мягким, уступчивым, нерешительным,
но был в жизни писателя один случай, когда шестнадцатилетним
юношей он защитил крепостную девочку Лушку, которую Варвара
Петровна хотела разлучить с родителями. «Стрелять буду», -
решительно заявил он тем, кто по распоряжению барыни пришел
за девочкой,-и защитил-таки.
   Варвара Петровна сама была жертвой системы крепостного права,
она не могла мыслить и поступать по-иному, как ни убеждал ее сын.
   Он ей говорил о человеческом достоинстве крепостных, а «она все
мимо ушей пропускала», да и как она могла понять, что установившийся
предрассудок калечит прежде всего ее натуру.
   Отец также оказал на будущего писателя свое воздействие. Если
в матери он не принимал властности, деспотизма, то отец был для
него неким идеалом, к которому он стремился. В повести «Первая любовь
» Тургенев дал великолепный портрет своего отца: «Я не видел человека
более изысканного, спокойного, самоуверенного, самовластного.
   .. .Странное влияние имел на меня отец - и странные были наши
отношения. Он почти не занимался моим воспитанием, но никогда
не оскорблял меня; он уважал мою свободу - он даже был, если можно
так выразиться, вежлив со мною... только он не допускал меня до
себя. Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины -
и, Боже мой, как бы я страстно к нему привязался, если б не чувствовал
его отклоняющей руки!»
Тургеневу было 7 лет, когда прозвучали выстрелы на Сенатской
площади.
   В 1827 г. Ивана определили в частный пансион в Москве, где
купили дом и переехали.
   В1831 г. вышел из пансиона и стал готовиться к поступлению
в университет.
   В1833 г. Иван Тургенев держал экзамен на словесный факультет
Московского университета.
   30 сентября 1834 г. скончался отец Тургенева буквально у него
на руках.
   Во время учебы в университете он посещал дом профессора Плетнева,
где интеллектуальная элита собиралась пофилософствовать.
   На одном из таких собраний он увидел Пушкина.
   В 1837 г., в году смерти Пушкина, окончил университет, но философия
его столь увлекла, что он твердо решил продолжать образование
в прославленном центре философской мысли - Берлинском
университете.
   Последнее лето 1837г. перед отъездом в Германию провел в Спасском;
если бы атмосфера в семье была другой, остался бы дольше.
   В это лето он познакомился с интересным человеком крестьянского
звания Афанасием Алифановым, охотником, свободным человеком,
сохранившим природный независимый ум.
   30-е гг. XIX столетия - это увлечение немецкой идеалистической
философией (Гегель, Шеллинг). Тургеневу очень нравились философские
споры о человеке, о его душе, о жизни, о смерти. Изучение идеалистической
философии сформировало у Тургенева целостный
взгляд на мир, на целесообразность жизни, на стремление к свету,
добру, любви. Дух торжествует, плоть преображается, и наступает
торжество любви, добра и красоты.
   Любовь - это наивысшее благо, способность любить и жертвовать
всем ради любви - это божественный дар, а любовь к женщине -
часть этого божественного дара. Тургенев не обладал глубоким
философским умом, у него был дар художественный, он мыслил
образами, а не философскими максимами.
   6 мая 1839 г. в Спасском случился пожар. Тургенев приезжает
в Спасское и почти сразу же уезжает в Италию. Очень чуткий к природе,
красоте, обладающий удивительным чувством восхищения
всем прекрасным, молодой Тургенев постигает жизнь в ее ускользающих
моментах. Он очарован Италией, и это очарование он сумеет
запечатлеть в образе Джеммы в повести «Вешние воды».
   Май 1841 г. - Тургенев приехал в Москву на свидание с матерью.
   Он очень изменился: возмужал, высокого роста, широкоплечий, глаза
глубокие, задумчивые. Лето провел в Спасском. В этот период произошло
событие, последствия которого остались в нем постыдным воспоминанием.
   Связи между крепостными девушками и помещиками
были явлением нередким. Случилось это и с Иваном Тургеневым.
   У крепостной девушки Авдотьи Ермолаевны родилась дочь Пелагея,
похожая на Тургенева. После бурной сцены с матерью Иван Тургенев
уезжает из Спасского. В это время написаны стихи «Утро туманное
», ставшие знаменитым романсом.
   В 1843 г. вышла поэма «Параша», ее можно считать началом
литературной деятельности Тургенева. Белинский, в 1840-х гг.
   величайший авторитет в литературной критике, даже прочил Тургеневу
славу поэта, наследника Пушкина и Лермонтова. Белинский
ошибся только в одном: Тургенев стал поэтом в прозе, а не стихах.
   В 1844 г. вышла его первая повесть «Андрей Колосов».
   В этот период в Тургеневе совершалась невидимая внутренняя
работа: формировался тип личности, характер, основы мировидения.
   Тургенев в эти годы, по воспоминаниям современников, старался
утвердить себя как личность незаурядную. Другими словами, Тургенева
обвиняли в гордыне, в большом самомнении, а это была всего
лишь форма самоутверждения. В спорах, которые велись подчас
очень бурно, он старался быть сдержанным.
   В 1840-е гг. он создает свои первые произведения, но в них было
мало социально-общественного пафоса, мало материала для обличения
социально-политического устройства. Белинский охладел
к Тургеневу.
   В этот период произошло одно событие, которое роковым образом
изменило жизнь Тургенева, вполне может быть что, не будь этой
встречи, его судьба как писателя и как человека была бы иной. В1843 г.
   он встретился с 22-летней певицей Полиной Виардо. «Она обладала
редчайшим по диапазону голосом: от колоратуры до контральто.
   И была великолепно артистична. В 16 лет, в 1837 г., она дебютировала
на сцене, к 20-ти стала европейской знаменитостью. Тогда же
вышла замуж по расчету за директора итальянской оперы Луи Виардо,
старше ее на двадцать лет. В 1843 г. супруги Виардо прибыли на
гастроли в Россию».
   Ее голос, талант, артистизм буквально околдовали Тургенева. Во
время пения лицо Полины Виардо преображалось, казалось, исчезало
лицо простое, обыкновенное, и являлась такая красавица, такая
актриса, «что театр дрожал от рукоплесканий и «браво». Много раз
Тургенев выезжал за границу ради встреч с Виардо, сопровождал ее
на гастролях, жил в ее семействе, даже построил дом в Баден-Бадене,
чтобы жить рядом, сочинял тексты для опереток, в которых играла
Виардо... и умер в Буживале, на «краю чужого гнезда». Многие
недоумевали и даже смеялись над этой любовью, и лишь некоторые
ей сочувствовали.
   Тургенев посвятил много своих произведений любви, этому непостижимому
чувству, он выработал даже свою философию любви,
воплощение которой находил в художественных образах. Он пишет
о любви, но часто с недоумением и страхом. «.. .Разве любовь естественное
чувство? Разве человеку свойственно любить? Любовь -
болезнь, а для болезни закон не писан...». «Любовь есть одна из
страстей, которая надламывает наше Я».
   1845 г. Он живет в родовом замке Полины Виардо, с болью
и радостью называет Куртанвель колыбелью своей литературной известности.
   Здесь он написал пьесы «Нахлебник», «Безденежье»,
«Холостяк», «Месяц в деревне». В 1848 г. становится свидетелем
революционных событий во Франции и Германии. Эти события
находят в нем живой отклик, но Тургенев все же никогда не был
сторонником революционных действий.
   1847г. - важный этап в творчестве писателя. Он пишет рассказы,
которые вошли в цикл «Записки охотника». По жанру это «физиологический
очерк», Тургенев дает как бы фотографию жизни деревни,
русского мужика. Если бы эти рассказы были простым описанием
крестьянского быта, то не имели бы такого общественного резонанса,
такого потрясения, из-за чего Тургенева и сослали в ссылку в Спасское.
   Тургенев раскрыл в этих рассказах нравственную несостоятельность
крепостного права. Чаще всего простой крестьянин на голову
выше дворянина, он умнее, талантливее, порядочнее своего господина.
   Мужик Хорь прекрасно обойдется без барина, а вот обойдется ли
барин без него - это еще вопрос. И вопрос для того времени страшный.
   В1849 г. заболел холерой, чуть не умер на квартире у Герцена.
   В 1850 г. уезжает из Парижа, оставляет в семействе Виардо свою
дочь Полину (Пелагею). Виардо воспитывали ее вместе со своими
детьми, дали образование, выдали замуж.
   Тургенев не застал свою мать в живых, хотя и поехал сразу же,
узнав о ее болезни.
   1850-1853 гг. - период Спасской ссылки. В ссылке были написаны
повести «Дневниклишнего человека», «Переписка», «Затишье».
   1852 г. Умер Гоголь. Тургенев воспринял это известие как национальную
трагедию и написал статью на смерть Гоголя. Его наказали,
он отсидел под арестом месяц. Сидя под арестом, он написал
«Муму», - так он отплатил крепостничеству, которое ненавидел.
   1855 г. - вышел в свет роман «Рудин», выход которого был важным
этапом в творчестве Тургенева. До романа Тургеневым были
написаны повести, в которых писатель исследовал жизнь личности,
замкнутой в самой себе.
   1850-е гг. были тяжелыми для писателя на всех уровнях его существования,
надвигалась угроза одиночества. В личной жизни пропадала
надежда на счастье. Тургенев все больше и больше ощущал
потребность выйти из этой замкнутости.
   Тургенев был писателем, чутко реагирующим на явления социальной
действительности. Герой романа Рудин - умный, блестяще
образованный молодой человек, «гениальная натура». Под гениальностью
Тургенев понимал умение пробуждать в людях стремление
к идеальному. Этим талантом пробуждать он увлек Наталью Ласун-
скую. Свидание Натальи Ласунской и Рудина у Авдюхина пруда -
кульминационный момент романа. На этом свидании Наталья объявляет
о своем решении пойти за ним куда угодно, но герой ничего не
может ей предложить. Рудин - «лишний человек» 1840-х гг., в отличие
от своих предшественников он мечтает о деятельности, но за что бы ни
взялся, все кончается неудачей. Вся энергия уходит в слова, а на дела
уже ничего не остается. Тургенев угадал тип русского интеллигента,
неспособного к реализации своей энергии в общественной
жизни. Герой проходит испытание любовью и не выдерживает.
   Наталья Ласунская - тип «тургеневской девушки», вернее, тип «тургеневской
девушки» начинается именно с образа Натальи Ласунской. Жертвенность
- отличительная ее черта. «Поверьте, женщина не только
способна понять самопожертвование, - продолжает Наталья, - она сама
умеет пожертвовать собой». И еще Наталья говорит Рудину: «Кто
стремится к высшей цели, уже не должен думать о себе». Однако
Рудин думает только о себе, вернее, о своей способности рассуждать
и анализировать.
   Тургенев создал новый литературный тип, который появился
в жизни после создания его в литературе. Об этом очень точно заметил
Л. Толстой: «Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные
портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не
было, но когда он написал их, они появились. Это верно, я сам наблюдал
потом тургеневских женщин в жизни». Еще более интересным может
быть и высказывание П. А. Кропоткина уже в XX в.: «.. .если русская
женщина сыграла такую великую роль во всевозможных формах
жизни, во время последнего 50-летия нашего освободительного движения,
то для нас, людей этого поколения, нет сомнения в том,
что весьма многим мы обязаны Тургеневу».
   1858 г. Повесть «Лея» и роман «Дворянское гнездо». По поводу
повести «Ася» Чернышевский написал свою знаменитую статью
«Русский человек на rendez-vous», в которой дал характеристику
бесхарактерного героя: «...пока о деле нет речи, а надобно только
занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное
сердце разговорами и мечтами, герой очень боек; подходит дело
к тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, -
большая часть героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость
в языке».
   Личная жизнь Тургенева находилась в очень мрачной фазе, да
и состояние самой атмосферы 1850-х гг. не могло не угнетать. Поражение
в Крымской войне, общественная и политическая жизнь в состоянии
затяжного кризиса. Кризис общественный не мог не повлиять
на внутреннее состояние писателя. Он, в тяжелых размышлениях
о своей собственной жизни, приходит к безотрадному выводу о
невозможности личного счастья.
   "Дворянское гнездо" имело самый большой успех, который
когда-либо выпадал мне на долю», - говорил Тургенев. В самом
художественном пространстве романа ощущается грусть о невозможности
личного счастья. Главный герой Лаврецкий мыслит в созвучии
с самим автором - так ясно прослеживается мысль о покорности
судьбе: «Что могло оторвать его от того, что он признал своим долгом,
единственной задачей своей будущности? Жажда счастья - опять-
таки жажда счастья!.. - Ты захотел вторично изведать счастья в жизни, -
говорил он сам себе, - ты позабыл, что и то роскошь, незаслуженная
милость, когда оно хоть однажды посетит человека. Оно не было
полно, оно было ложно, скажешь ты; да предъяви же свои права на
полное, истинное счастье! Оглянись, кто вокруг тебя блаженствует,
кто наслаждается?»
Лаврецкий не был счастлив в браке, жена ему изменяла самым
пошлым образом. Он получил известие о ее смерти и приехал в свое
имении Лаврики. Знакомство с Лизой Калитиной, «тургеневской
девушкой», пробудило в Лаврецком надежду на счастье. Лиза полюбила
его, удивительно прекрасна была их любовь. Но... оказалось,
что его жена жива. Развод невозможен, но и жить по-прежнему тоже
невозможно. Лиза решает уйти в монастырь. Окончание романа
и грустно, и светло... Среди «тургеневских девушек» образ Лизы
Калитиной занимает особое место. Лиза - необыкновенно тонкий и
чуткий ко всему человек - ее пронизывает чувство вины за несовершенство
мира, за грехи своих ближних: «Счастье ко мне не шло;
даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у меня все
щемило. Я все знаю: и свои грехи, и чужие, и как папенька свое
богатство нажил; я знаю все. Все это отмолить, отмолить надо».
   Поразительно, как героиня ощущает свою вину за все и за всех,
являющуюся преградой для ее счастья. Тургенев предвосхитил одну
из главных идей Достоевского - каждый виноват за все и за вся.
   1860 г. Роман «Накануне». Герой - болгарин Инсаров, уезжающий
на родину, чтобы бороться за ее освобождение. В отличие от предыдущих
героев (Рудина, Лаврецкого) у него слово не расходится с делом.
   Елена полюбила Инсарова, перед ней выбор: поехать с любимым
на его родину или остаться в России. Елена Стахова уезжает вместе
с Дмитрием Инсаровым. Но их любовь обернулась жестоким испытанием
для родителей Елены, для ее друзей и привела ее к разрыву
с Россией. Инсаров умирает от болезни, и ему приходит мысль
о том, что его смерть является расплатой за их любовь. В этом романе
герой деятелен, он горит желанием борьбы за счастье своей родины.
   Но он болгарин... Добролюбов написал статью «Когда же придет
настоящий день?», в которой дал высокую оценку роману, но в статье
звучал вопрос: «Где же русские Инсаровы?» Пафос статьи не понравился
Тургеневу, и он просил Некрасова не печатать эту статью
в «Современнике», даже поставил ультиматум: «Или я, или Добролюбов
». Узнав об ультиматуме Тургенева, Добролюбов тоже поставил
Некрасова перед тем же выбором.
   И выбор был сделан. Статья Добролюбова появилась в «Современнике
». Почему же Тургенев был столь категоричен в отношении
статьи Добролюбова? Известно, что Добролюбов по своим взглядам
был демократ, и из статьи о романе Тургенева он сделал революционную
прокламацию, призывая русских Инсаровых встать на борьбу
с внутренними врагами. Тургенев не хотел революции для России,
он был сторонником постепенных преобразований, Добролюбов же
выступал против. Но была и еще одна причина, по которой Тургенев
не хотел, чтобы статья была напечатана в «Современнике». В статье
была легкая презрительность ко всему художественному, а Тургенев
боготворил поэзию, красоту. «Красота имеет право на существование,
- утверждал он, - она в конце концов вся цель человеческой
жизни. Правда, любовь, счастье - все соединяется в красоте».
   1862 г. - роман «Отцы и дети» - тургеневское осмысление проблемы
русского Инсарова. Среди русских писателей Тургенев обладал
наибольшим чутьем к общественным проблемам, но роман «Отцы
и дети» выделяется среди других произведений наиболее точным
обнаружением общественной проблемы.
   1863 г. - Полина Виардо переехала с семьей в немецкий город
Баден-Баден. Тургенев приобрел участок и построил свой дом рядом
с домом Полины Виардо. Связи с Россией все более ослабевают.
   Позднее творчество Тургенева отличается от предыдущего. Созданы
романы «Дым» (1867) и «Новь» (1876). Эти романы хоть
и отражают общественные явления в России, но менее убедительны.
   В других произведениях этого периода талант Тургенева блещет
яркими красками. Повести «Степной король Лир», «Лунин и Бабурин
», «Постоялый двор» написаны очень увлекательно, образы этих
произведений отличает сила страсти. Увлекательны и произведения,
посвященные мистическим явлением {«Клара Милич», «Песнь торжествующей
любви» -1881, 1882 гг.).
   «Стихотворения в прозе», написанные в последние годы, - настоящий
шедевр его творчества. В лирических миниатюрах отразилась
вся боль писателя за свои прошедшие годы. Он размышляет о многом:
о жизни, о смерти, о любви, подвиге, дружбе...
   В России Тургенев бывает наездами. Он тяжело болен - рак спинного
мозга. 22 августа (3 сентября) 1883 г. он умер. Тургенев
завещал похоронить себя на Волковском кладбище, рядом со своим
другом Белинским.
   Прекрасно сказал о творчестве Тургенева М. Е. Салтыков-Щедрин:
«Да и что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева?
То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло
чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень
в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?..
   Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто
сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой
строке бьющее живым ключом...»
(По М.М. Дунаеву)

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...