Завещание рамзеса iii как исторический источник. Стеганография & путешествия

Деятельность Сетнахта по укреплению Египетского государства продолжал его сын и преемник Рамзес III. Чтобы иметь возможность отражать иноземные вторжения, Рамзес III реорганизовал военное дело. Он распределил все население страны на группы «для несения военной повинности в пехоте и в отрядах колесниц».

Как некогда цари XIX династии, он создал отряды наемников, вербовавшихся главным образом среди ливийцев и эгейского племени Шардана. Опираясь на эти войска, Рамзес III вел войны с ливийцами и «морскими народами». Вот как он описывает свои победы: «Я расширил все границы Египта. Я сокрушил тех, кто вторгся через них из своих стран. Я разбил даниунов (морской народ) на их островах, такари и пуресати (морские народы) превратил в пепел. Шарданы и уашаши моря (морские народы) перестали существовать. Они были взяты в плен и пленными доставлены в Египет, подобно песку морского берега. Я поселил их в крепостях, связанных именем моим. Они были разбиты на многочисленные отряды по сотням тысяч».

Описание войн и изображения батальных сцен сохранились на стенах большого храма, развалины которого обнаружены археологами в Мединет-Абу, около Фив.

Раскопки показали, что около этого храма, построенного Рамзесом III, находился дворец, дважды перестраивавшийся. Дворец, тесно примыкавший к храму, образовывал вместе с ним единый архитектурный комплекс, обнесенный двумя высокими стенами. Таким образом, все это большое сооружение представляло собой мощную крепость. В эпоху начавшегося упадка Египетского государства Рамзес III, чувствуя себя не совсем уверенно даже в своем дворце, превратил его в неприступную крепость.

Время Рамзеса III было последним периодом военного могущества Египта.

Победы над ливийцами и морскими народами несколько укрепили пошатнувшийся авторитет Египта и обеспечили стране на короткое время мир и покой. В одной надписи фараон с гордостью сообщает, что его воины «могли беззаботно вытянуться на своих спинах. Не было врага ни в Нубии, ни в Сирии. Лук и оружие мирно лежали в арсеналах, воины могли есть досыта и пить в свое удовольствие; их жены и дети были при них».

Однако победные надписи Рамзеса сильно преувеличивают успехи египетских войск. Очевидно, удалось лишь в некоторой мере задержать продвижение морских народов, которые вытеснили египтян из значительной части их владений в Сирии и Финикии. Египет смог удержать за собой лишь южную часть Палестины.

Грандиозные триумфальные рельефы храма Мединет-Абу упоминают три важные даты, связанные с военными кампаниями Рамсеса III: 5-й, 8-й и 11-й годы правления фараона. Каждая дата фигурирует в начале длинной надписи, состоящей в основном из наименований вражеских народов, поверженных египетскими войсками.

Военные кампании 5-го и 11-го года были связаны с восстаниями ливийцев , события военной компании 8-го года стали продолжением военной компании Мернептаха против «народов моря ». В источниках также имеются упоминания о нубийской и сирийской военной компаниях Рамсеса III, но какая-либо конкретная информация о них и датировки в текстах о сирийской военной компании из Карнака и Мединет-Абу отсутствуют.

Разгром ливийцев на 5-м году правления

На 5-м году правления Рамсеса в Египет с запада вторглись ливийцы, руководимые своим царем Термером. Вторжение ливийцев по своим размерам значительно превосходило отражённое Мернептахом четверть века назад. Папирус Харриса повествует: «Чехену (ливийцы) - в движении, они затаились. Они собрались, их сошлось несметное количество, в том числе либу, сепеды и мешвеши , все собрались и устремились против Египта». Это был целый союз ливийских племён, включавший в себя население земель Чемеху, Лебу и близких им Мешвеш . Большая надпись 5-го года в Мединет-Абу является основным источником, повествующим о произошедших событиях.

Наиболее часто, как и в папирусе Харриса, здесь упоминаются Лебу, в то время как народы, упомянутые в других источниках, например, Сепеду, опускаются вовсе. В сцене представления царём трофеев военной кампании, четыре вида пленников, которых он приводит, названы только как Лебу. Интересно, что действующими совместно с ливийцами надпись 5-го года неожиданно упоминает о двух народах, входящих в конгломерат «народов моря»: пеласгов и закаров . Надписи названия этих народов детерминированы иероглифами мужчины и женщины, что подчеркивало - речь шла не столько о воинах, сколько о целом народе. Об их происхождении ничего не известно, кроме того, что они не входили в число народов, с которыми воевал Мернептах .

Два племени из числа «народов моря» - пеласги и закара , известные в дальнейшем под названием филистимлян , видимо, с согласия фараона осели на плодородном палестинском побережье, где создали союз пяти самоуправляющихся городов: Газы , Аскалона , Аккарона (Экрона), Гата и Ашдода .

Война с ливийцами на 11-м году правления

Лишь только «нашествие народов моря» было остановлено, новые волнения начались на западных границах египетского государства на 11-м году правления фараона. На этот раз среди ливийских воинов преобладали не Лебу, а представители народа Мешвеш, возглавляемые царем Машаром - сыном царя Капура. Ливийцы подошли к египетской крепости Хачо и взяли её в осаду. Сюда же с основной армией прибыл и Рамсес III. В происшедшем сражении ливийцы были разгромлены и бежали, потеряв убитыми 2175 воинов и пленными свыше 2 тысяч человек (одну треть последних составляли женщины и дети). В плен попал и царь машауашей Мешешер, а также ещё пять вождей ливийцев. Кроме того, египтяне захватили значительное количество рогатого скота, лошадей, ослов и много оружия.

Однако, ливийская угроза окончательно так и не была ликвидирована. Одновременно с созданием помпезных надписей во славу фараона-победителя, в страхе перед военной угрозой строится стена высотой 15 м вокруг храма Тота в Гермополе , подобные работы ведутся в храме Осириса в Абидосе , в святилище Упуата в Ассиуте . Факты говорят, что фараон опасался вторжения врага не только в Дельту Нила , но и в Средний Египет.

Параллельно долине Нила от Гермополя до Абидоса обитали племена Чехенну, одного из народов, входивших в конгломерат Девяти Луков. Победы Рамсеса III умиротворили ливийцев лишь на время. Угроза с запада вновь волновала Египет уже на 28-м году правления Рамсеса III.

Походы против кочевников Палестины, в Сирию и Нубию

Ещё одно сражение, помимо войн с «народами моря» и ливийцами, упомянуто в папирусе Харриса. Рамсес вёл также войну в

Однако, скудные записи не раскрывают нам всей полноты картины этой военной кампании. Известно, что Рамсес III взял в Сирии, как минимум 5 укрепленных городов, а также возводил там новые крепости. В одном из пунктов в Сирии был построен также храм Амона, в котором было помещено большое изображение главного бога Египта. Не исключено, что фараон проник очень далеко на северо-восток, но закрепить свои завоевания в Сирии не смог.

Войны, которые вёл Рамсес III создают впечатление, что отныне Египту приходится защищать уже собственную территорию. Об «азиатской империи» во времена XX династии, кажется, уже забыли. Египетские гарнизоны пока ещё присутствуют в Сирии и Палестине, однако, их влияние здесь стало минимальным, а египетские памятники, этого времени - очень редкими. Судя по всему, Рамсес III был последним фараоном, при котором хоть какое-то египетское присутствие в Палестине сохранялось.

Триумфальные тексты Мединет-Абу завершаются перечнем более чем 250 наименований народов и местностей, большая часть из которых не идентифицирована. Осажденный врагами в собственной стране, Рамсес III достойно отразил вторжение, но египетский воин уже не мог, как когда-то победоносно шествовать на берегах Оронта и Евфрата . Характерная черта документации эпохи Рамсеса III - пышность и отсутствие столь важной конкретной информации.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Фараон был убит во время дворцового переворота в 1155 до н. э., но то, как это произошло, ранее не было известно ученым

Снимки компьютерной томографии показывают, что его шея была перерезана; смерть, вероятно, была мгновенной. Исследователи также изучают мумию, вероятно, сына царя - Пентавера, захороненного рядом с Рамзесом III: царевич был задушен.

До сих пор египтологи постоянно спорили о том, как скончался Рамзес III. Второй фараон 20-й династии управлял Египтом с 1186 по 1155 гг. до н. э. Результаты исследования пролили свет на мучительные последние мгновения жизни фараона спустя более чем 3000 лет после того, как его царствование было жестоко прервано.

Исследователи использовали современные методы судебной медицины, чтобы разгадать тысячелетнюю тайну того, как был убит египетский царь Рамзес III. Сканы мумии фараона показали широкую и глубокую рану на его шее, что указывает на то, что горло правителя было перерезано острым лезвием.


КТ-скан шеи Рамзеса III: звездочки указывают на глубокую рану, стрелка - на место, где материал бальзамирования проник в рану. Фото с сайта tech.sina.com.cn

Документальные источники говорят о том, что в 1155 г. до н. э. женщины из гарема Рамзеса предприняли попытку совершить дворцовый переворот, чтобы изменить порядок наследования трона. Заговор возглавила Тейе, младшая из его жен, и ее сын - царевич Пентавер, но из текстов неясно, был ли заговор успешным.

Основываясь на письменных источниках, некоторые исследователи говорят, что царь был убит сразу; другие специалисты говорят, что он был только ранен и умер позже от полученных ранений.

Чтобы разрешить спор, команда исследователей провела судебную экспертизу мумии Рамзеса III и неопознанных останков молодого человека, который был захоронен рядом с фараоном, предположительно царевича Пентавера.

Команда исследователей во главе с доктором Альбертом Зинком из Института мумий и ледяного человека в Больцано (Италия) проводила антропологические и судебные исследования обоих тел.


Неизвестная мумия, найденная рядом с мумией Рамзеса. Стрелки указывают на сгибы кожи и морщины под нижней челюстью и шеей, что говорит о том, что человек (вероятнее всего, сын Рамзеса III) был задушен. Фото с сайта photobucket.com

Работая в египетском музее в Каире, где сейчас хранятся мумии, команда проводила исследование, анализируя снимки компьютерной томографии и тесты ДНК, чтобы определить причину смерти. Кроме того, важно было понять, связаны ли эти смерти между собой или нет.

Раньше считалось, что Рамзес III был убит каким-то способом, который не оставляет следов на теле. Среди заговорщиков были жрецы, которые, скорее всего, хорошо разбирались в ядах.

Другие ученые предполагали, что причиной смерти царя был укус гадюки, так как на его мумии был найден амулет, призванный защищать от змей в загробной жизни.

Однако сканы выявили глубокую рану на горле Рамзеса III ниже гортани длиной в 6,8 сантиметра. Вероятно, рана была нанесена острым лезвием. Это, скорее всего, вызвало мгновенную смерть, говорят исследователи.

Исследователи пишут в новом выпуске British Medical Journal: «Трахея была явно перерезана; проксимальные и дистальные отделы отсечены и отделены приблизительно на 30 мм. В седьмом шейном позвонке было замечено маленькое кортикальное углубление на внешней поверхности позвонка. Соответственно, все органы в этом регионе - трахея, пищевод и большие кровеносные сосуды - были разъединены. Степень и глубина раны указывают на то, что она вызвала мгновенную смерть Рамзеса III».

Шея была покрыта воротником из толстых льняных слоев мумификации, что не позволяло исследовать эту часть тела ранее.

Доктор Зинк сказал в интервью: «До настоящего времени мы почти ничего не знали о судьбе Рамзеса III. Ученые исследовали его тело прежде и делали рентгенограммы, но они не замечали травмы. У них не было доступа к снимкам компьютерной томографии, которые мы сделали сейчас. Мы были очень удивлены тем, что мы нашли. Мы все еще не можем быть уверены, что царю перерезали горло, но все указывает именно на это».


Разрезанное горло: мумия царя Рамзеса III покрыта льняными бинтами, поэтому раньше исследователи не могли заметить рану на шее. Фото с сайта wikimedia.org

В ране был также найден амулет «Глаз Гора», который, вероятно, был вложен древнеегипетскими бальзамировщиками во время процесса мумификации, чтобы способствовать исцелению в загробной жизни.

Анализ тела молодого человека указывает на возраст между 18 и 20 годами, а общие черты ДНК показали, что он, вероятно, был сыном Рамзеса III.

В письменных документах есть сведения о том, что Пентавер был вовлечен в гаремный заговор и признан виновным во время судебного процесса, после которого покончил с собой. Однако анализ исследователей мумии указывает на то, что если это и в самом деле тело Пентавера, то он, вероятнее всего, был задушен.

Тело не было мумифицировано обычным способом и было покрыто «ритуально нечистой» козлиной шкурой - свидетельство наказания в форме не королевской процедуры похорон.

«В процессе мумификации с ним обращались ужасно», - сказал доктор Зинк.

Анализ ДНК показал, что две мумии имеют одно происхождение, «что дает высокую вероятность того, что они были отцом и сыном», говорят исследователи.

Авторы полагают, что неизвестная мумия «является хорошим кандидатом на то, чтобы быть Пентавером», однако подчеркивают, что личность, как и причина смерти этого мумифицированного тела, «остается лишь предположением».

Царствование после убийства Рамзеса III перешло к назначенному преемнику царя - его старшему сыну Рамзесу IV.

МОСКВА, 18 дек — РИА Новости. Европейские археологи проанализировали характер повреждений на мумии египетского фараона Рамзеса III и выяснили, что "избранник Ра" погиб после того, как ему перерезали глотку заговорщики во главе с его женой Тейе и сыном Пентавером, говорится в статье, опубликованной в журнале BMJ .

Фараон Рамзес III относится к числу египетских монархов из 20-й династии, правившей королевством на излете Нового Царства, в 12—11 столетии до нашей эры. С его именем ассоциируются последние годы могущества Египта, чьи владения простирались от нижних порогов Нила на юге до пределов Евфрата на востоке. Считается, что Рамзес III пал жертвой дворцового переворота, организованного его женой Тейе и ее сыном Пентавером. Заговор закончился успешно, однако оставалось неизвестным, пережил ли его фараон или нет.

Группа археологов под руководством Альберта Цинка (Albert Zink) из Института мумий и ледяного человека в городе Больцано (Италия) выяснила, что фараон погиб в результате заговора.

Во время изучения мумий Рамзеса III и предполагаемого сына-заговорщика ученые "просветили" их внутренности при помощи компьютерного томографа, после чего подробно изучили поверхность ран и других повреждений на их коже, а также взяли образцы костной ткани для установления родства.

Оказалось, что на шее Рамзеса III присутствует большая резаная рана длиной в 7 сантиметров, границы которой доходили до позвонков. Трахея фараона была перерезана, как и все крупные кровеносные сосуды, проходящие через эту часть шеи. По словам археологов, подобное ранение не было совместимо с жизнью, и монарх должен был скончаться через несколько минут после нападения.

Кроме того, внутри раны ученые обнаружили амулет — глаз Гора, символ царской власти и знак здоровья по египетским поверьям. Появление такого амулета внутри раны означает, что она не успела зажить до начала процесса мумификации.

Выяснив обстоятельства гибели Рамзеса III, ученые перешли к анализу мумии его предполагаемого убийцы. Археологи извлекли генетический материал из костей мумий и сравнили их между собой. Анализ подтвердил, что фараон и мужчина 18—20 лет, скорее всего, были отцом и сыном.

Затем ученые попытались раскрыть тайну смерти его сына, проанализировав снимки томографа. Это позволило им выяснить несколько необычных обстоятельств его погребения.

Во-первых, его внутренние органы и мозг не вынимались во время процесса мумификации, что противоречило всем представлениям о погребальных обрядах Нового Царства. Кроме того, тело молодого человека было завернуто в шкуру козы, которая считалась "нечистой" с точки зрения погребальных обрядов для членов семьи монарха.

Во-вторых, на его шее ученые нашли множество складок и вмятин, а его грудная клетка была необычно расширена. Вкупе с необычным погребением, этот факт позволил Цинку и его коллегам предположить, что молодой человек был погребен живьем или был удушен незадолго до захоронения.

Таким образом, Цинк и его коллеги выяснили, что Рамзес III действительно погиб в результате действия заговорщиков, возглавляемых его женой Тейе и ее сыном. Эти данные, как полагают исследователи, помогут египтологам расшифровать некоторые непонятные или двусмысленные фразы в так называемом Туринском папирусе, повествующем о перевороте и суде над Тейе и ее сообщниками.

РАМСЕС III (ок. 1185-1153 гг. до н.э.) 1. Эпоха Рамсеса III Время правления Рамсеса III стало последним значительным периодом подъема египетской государственности в эпоху Нового царства. Это тридцатилетие, ознаменовалось новыми военными событиями, колоссальным храмовым строительством. Эпоха бурных междинастических событий и переворотов миновала, Египет, сумевший сохранить свое фундаментальное богатство, вновь вступил в полосу расцвета царской власти в последний раз на протяжении своей трехтысячелетней истории. Согласно приказу нового фараона с самого начала его царствования стал возводиться гигантский поминальный комплекс Мединет Абу на западном берегу Нила в Фивах, сооружению которого не помешали ни войны, ни социально-экономические конфликты. Комплекс Мединет Абу стал последним великим храмом эпохи Нового царства. Также при Рамсесе III были построены два прекрасных сооружения в Карнаке: первое перед вторым пилоном храма Амона, другое — недалеко от священного озера храма богини Мут, владычицы Ишеру. И все это, не считая начала работ по реконструкции Карнакского храма Хонсу и многих других мест строительства по всему Египту. В тексте Большого папируса Харрис Рамсес III перечисляет богатые дары и привилегии, пожертвованные им храмам страны. В какой-то мере папирус Харрис, документ длиной 40 м, состоящий из 79 склеенных листов, можно считать завещанием не только Рамсеса, но и всех поколений царей —его предшественников.
2. Воцарение Рамсеса III. Рамсес III взошел на престол в 26-й день первого месяца сезона шему: “И тогда сказал царь Египта Усермаатра Мериамон, — да будет он жив, невредим, здрав (...) Назначил он (Сетнахт) меня наследником вместо Геба. И стал я устами начальственными великих Египетских земель в управлении всей страной до пределов ее. И упокоился он в небосклоне своем, подобно Девятке богов. Сделали они для него то, что делают для Осириса, перевезя в ладье, упокоив в его доме вечности на западе Фив. И тогда отец мой Амон, владыка богов, Ра-Атум и Птах Прекрасноликий возвели меня на престол как Владыку Обеих земель, вместо породившего меня. Принял я сан отца в ликовании. Страна была в умиротворении, наслаждаясь покоем. Радовались, видя меня в качестве правителя — да будет он жив, невредим, здрав, — Обеих земель, словно Хора, когда он был призван править Обеими землями вместо Осириса. Был я увенчан короной атеф с уреем и надел я венец с двумя перьями великими, подобно Татенену. Восседал я на престоле Хорахте, увенчанный диадемами, подобно Атуму.” По всей вероятности, ему было уже за тридцать, а в его семье насчитывалось несколько детей. Безусловно, своим относительно спокойным и плодотворным царствованием Рамсес III был полностью обязан Сетнахту, сумевшему воплотить мечты о новой династии на зыбкой почве анархии, прекратившей существование дома Рамсеса Великого. Конец войн приходится на 11-й год правления Рамсеса III; в благодарность богам за мир, Рамсес высек на пилоне Мединет Абу текст Благословения Птаха, известный еще со времени Рамсеса II. Документы, относящиеся ко второй половине царствования, довольно однообразны: религиозные тексты и декреты в пользу Амона, датированные 16-м и 20-м годами правления сохранились в Карнаке. В тексте стелы из Мемфиса от 24-го года царствования сохранилось упоминание об установлении культа Рамсеса III, существовавшего практически со времени его воцарения. Редкие царские памятники, сохранившие датировку, с лихвой компенсируются бесчисленными документами из Дейр эль-Мединэ, что, возможно, говорит о росте волнений в этом сообществе, приведшем к некому подобию мятежа на 29-м году правления царя. 3. Семья Рамсеса III Крайне скудны наши знания о семье Рамсеса III. Единственное упоминание о его “великой супруге” сохранилось на базе статуи в храме Рамсеса во владениях Мут: это была царица Исида, сестра (?) царя. Кроме нее существовала, по крайней мере, еще одна женщина, предположительно царица Тити, обладательница красивой гробницы в Долине цариц, родившая царю одного из наследников, будущего Рамсеса IV. Полное отсутствие данных о второстепенных женах становится менее удивительным, если учесть, что даже главная супруга — Исида была упомянута только благодаря сыновьей памяти одного из своих детей — будущего Рамсеса VI, по приказу которого имя матери высекли на цоколе статуи отца. Свидетельством полного отсутствия у Рамсеса III внимания к своим женам стали пустые катуши у статуй цариц в Мединет Абу: их сыновья не удосужились оставить для истории имена матерей. Пытаясь во всем повторять Рамсеса Великого, Рамсес III имел большое потомство: все его преемники от Рамсеса IV до Рамсеса IX были его сыновьями и внуками. В Долине цариц обнаружены шесть гробниц сыновей Рамсеса III, отличающиеся высоким художественным уровнем росписей. Рамсес изображен представляющим умерших царевичей — Парахерунемефа, Хаэмуаса и Рамсеса Аменхерхепешефа богам загробного мира; другие три гробницы остались невостребованными, ввиду того, что их потенциальным обладателям удалось воссесть на престол. Все три гробницы принцев с захоронениями, а также еще одна в Долине царей были ограблены еще в древности. Амбициозные претензии взрослых сыновей, бесспорно, стали причиной знаменитого заговора против фараона. Рамсес III был убит 14-го числа третьего месяца сезона шему на 32-м году правления.

Заговоры против Рамсеса III Сегодня уже сложно ответить на вопрос, была ли некая связь между общественным кризисом, концом карьеры везира Та и заговором против Рамсеса III. Об этом заговоре, одном из самых известных во всей древнеегипетской истории, мы знаем, прежде всего, из текста Туринского юридического папируса, содержащего частичный отчёт о деле и приговор судей. Эти материалы дополняет информация из другого свитка, в настоящее время разделенного на два документа — папирус Ли и папирус Роллин, в которых рассказывается о магических действиях, совершенных заговорщиками. В тексте папируса Рифо также уточняется, что царём, против которого был составлен заговор, был Рамсес III.
Исследования мумии фараона учеными подтверджают версию его убийства родственниками.
Вступление Туринского папируса представляет собой речь самого царя, наставляющего судей, которые будут разбирать дело; одновременно царь представлен так, как будто он уже находится в ином мире среди богов. Речь идет о тексте, безусловно созданном, подобно папирусу Харриса, уже при Рамсесе IV, выступающем в роли исполнителя последней воли отца. Этот факт подтверждает гипотезу об успешно осуществленных намерениях заговорщиков.
«Повелел я (то есть Рамсес III) начальнику сокровищницы Монтуэмтауи, начальнику сокровищницы Паиферту, штандартоносцу Кара, дворецкому Пабеса, дворецкому Кедендену, дворецкому Баалмахару, дворецкому Паирсуну, дворецкому Джхутирехнеферу, царскому докладчику Пенренут, писцу архива Маи, писцу архива Параэмхебу, штандартоносцу пехоты Хои: „что же касается речей, сказанных этими людьми — я не знаю их. Пойдите и допросите их“. Они пошли, и они допросили их и они предали смерти от собственных рук тех, кого они предали смерти — я (их) не знаю, (и они) наказали других — я (их) также не знаю. Повелел (я накрепко): „Берегитесь, остерегайтесь ошибочно подвергнуть наказанию чело(века) … который над ним“. Так я сказал им опять и опять. Что же касается всего сделанного, это они, которые сделали это, и пусть падёт все, что они сделали на их головы, ибо освобожден я и защищён я на протяжении вечности, ибо я среди праведных царей, которые перед Амоном-Ра, царём богов, и перед Осирисом, правителем вечности».
Несмотря на то, что мы довольно мало знаем о реально происходивших событиях, из текста источников становится ясно, что во главе заговора находилась царица по имени Тейе и её сын, именуемый в отчёте Пентауром («Которого звали другим именем»), хотя его настоящего имени мы опять же не знаем. Заговор быстро распространился в женском доме (гареме) царя. В итоге, царица Тейе хотела посадить на трон своего сына, который, по-видимому, не имел на это никаких прав. Законный наследник престола, будущий Рамсес IV, упоминается в качестве единственного претендента на престол уже с 22-го года правления отца, предстающий в текстах вместе со своим братом, будущим Рамсесом VI. Вероятно, подобная определённость вызывала зависть и ревность со стороны второстепенных жен и их детей, которые и создали основу для заговора.
Дам царского дома поддержали многие высшие сановники — всего двадцать два человека. Одну из центральных ролей в произошедшем исполнял управитель дворца фараона Паибакикамен, ему помогали дворецкий Меседсура, начальники гарема Паининук и Патауэмдиамон, другие знатные люди. Вместе с царицей они стали посылать другим дамам женского дома подстрекательные письма. Особый интерес представляет способ, которым преступники пытались погубить царя — они прибегали к колдовству, изготовляя «магические свитки для препятствования и устрашения» и делая «богов и людей из воска для ослабления людских тел».
Но после убийства Рамсеса воцарить своего ставленника заговорщикам однако не удалось. Они были схвачены вместе с царевичем и его матерью и преданы суду.
Интересно отметить, что, видимо в процессе следствия подозреваемым меняли имена. Так, имя Паибакикамен означает «Вот, слепой слуга», имя Меседсура — «Ра его ненавидит», а имя Бинэмуас — «Мерзость в Фивах». Несомненно, имена этих людей до трагической развязки были «Добро в Фивах» и «Ра его любит» — но они потеряли право на них.
Через некоторое время несколько членов трибунала сбежали вместе с заговорщиками. Когда они были найдены, их ждало страшное наказание — им отрезали носы и уши. Ничего не известно о судьбе сердца заговора — царицы Тейе.
Описывая казнь главных злоумышленников, писец употребляет довольно странные выражения: «они оставили его на месте; он умертвил себя сам». Это могло означать, что по приказу суда преступники покончили с жизнью самостоятельно. Однако тщательное исследование мумии, найденной в Дейр эль-Бахри и известной как «Безымянный принц», дают повод высказать более драматичную догадку. Останки принадлежали мужчине тридцати лет, хорошо сложенному и без всяких пороков, который был погребён без обязательного бальзамирования. Более того, тело было завернуто в ритуально нечистую для египтян сырую шкуру барана. Все внутренние органы остались на месте. Никогда ещё лицо не отражало такой мучительной и страшной агонии. Искаженные черты несчастного говорят о том, что почти наверняка его похоронили живьём.
Погребение Рамсеса III. Завещание потомкам Рамсес III скончался в начале 32 года правления — на 14-й день третьего месяца сезона Шему в Фивах, так как новость о смерти фараона и восхождении на престол Рамсеса IV достигла Дейр эль-Медина 16-го числа этого же месяца.
Царя похоронили в просторной гробнице в Долине царей, строительство которой было начато ещё Сетнахтом. Открыта усыпальница была ещё в древности, о чём свидетельствуют граффити на её стенах. Хотя первые три коридора были построены Сетнахтом, находящиеся рядом боковые камеры отделывал уже сам Рамсес. При строительстве третьего коридора была пробита крыша гробницы Аменмеса. Ось гробницы Рамсеса III в результате была перенесена немного вправо. Проход вёл через четвёртый коридор, помещение ложной шахты, первый колонный зал, два зала, предшествующие погребальной камере к самому погребальному покою, где находился саркофаг. Четыре боковые камеры и заключительный коридор завершали гробницу. Великолепно сохранившиеся рельефы гробницы превосходны.
Рамсесом III был узурпирован превосходный каменный саркофаг Сети II. В великолепном антропоморфном деревянном саркофаге Рамсеса III, украшенном изображениями богинь и четырёх сыновей Хора, было обнаружено тело Аменхотепа III в — гробнице-тайнике Аменхотепа II. Известны пять ушебти царя, хранящиеся в Лондоне, Турине, Лувре и Дюрхеме. Царская мумия была найдена в тайнике Дейр эль-Бахри внутри огромного саркофага царицы Яхмес-Нефертари. Судя по его мумии, Рамсес был человеком низкорослым (его рост 1,68 м), но коренастым.
В память о своих деяниях Рамсес III оставил потомкам завещание. Заключительная часть папируса Харрис посвящена последней воле фараона, желавшего увидеть на своём престоле законного наследника, перечисляющего все свои благие дела, совершенные во славу предков и в наставление грядущим поколениям.
«…Покрыл я всю землю фруктовыми садами зеленеющими и позволил народу отдыхать в их тени. Дал я, чтобы шла женщина Египта без боязни в то место, куда она хочет, без того, чтобы посягали чужеземцы или кто-либо в пути. Дал я пребывать в праздности войску и колесничим в мое время, причем шердены и кехеки пребывали в своих городах покоящимися в праздности. Не испытывали они страха, ибо не было мятежей в Сирии и схваток в Куше. Их луки и их оружие мирно покоились на складах, тогда как они насыщались и пили с радостью. Их жены были с ними, и дети их при них. Не оглядывались они назад (из беспокойства). Сердца их довольны, ибо был я с ними, защищая и охраняя их. Я кормил всю страну: будь то чужеземцы, будь то египетский народ, мужчины и женщины. Я вызволил человека из беды его, и я дал ему дыхание. Избавил я его от сильного, более влиятельного, чем он. Дал я всем людям жить в спокойствии в их городах… Удвоил я снабжение страны, тогда как прежде она была нищей. Страна была сытой в мое правление. Делал я благие дела, как богам, так и людям… Провел я царствование (свое) на земле в качестве правителя Обеих Земель, причем (были) вы рабами у ног моих и не попирал я вас.
Были вы угодными сердцу моему, сообразно с полезными делами вашими и выполняли вы рьяно мои повеления и поручения.
И вот, упокоился я в некрополе, подобно отцу моему Ра. Я соединился с Эннеадой богов на небесах, на земле и в мире загробном. Утвердил Амон-Ра моего сына на троне моём. Принял он мой сан правителя Обеих земель благополучно, воссев на престоле Хора… Усермаатра Сетепенамон, да будет он жив, невредим и здрав, наследник Ра от плоти его, Рамсес Хекамаат Мериамон…»