Опасные ситуации в сельской местности. Какая опасность ждет нас в городе и поселке

имени Н.Илялетдинова

Предмет : ОБЖ.

Класс : 5.

Дата проведения: 14.01.2017 год.

Составитель : учитель физкультуры Спатаев Ж.К.

Тема урока: .

Цель:

Задачи урока :

Образовательная:Изучить правила обеспечения безопасности в чрезвы-

чайных ситуацияхв городе. знания о правилах поведения в

экстремальных ситуациях.

Развивающая: говорить, слушать, искать знания; оказать помощь.Развить:

способности, память, внимание; самоконтроль. формировать:

Воспитательная: воспитать культуру мышления, культуру общения.

Тип урока: комбинированный.

Метод: репродуктивный,наглядно-иллюстривованный,беседа,рассказ.

Контроль: устный. Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: плакаты, рисунки.

Межпредметная связь: география, биология.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Новая тема.

Учитель: С этого года вы начинаете изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Для чего он вам нужен? Он нужен для того, чтобы вы, постепенно расширяя свои знания об окружающем мире, видели факторы, которые способствуют вашему здоровью и благополучию, и знали об опасных и чрезвычайных ситуациях, которые таят в себе угрозу вашей жизни и здоровью. Чтобы вы научились распознавать опасности и предвидеть их последствия, избегать опасностей и грамотно действовать, если избежать опасной ситуации невозможно, а главное - самим не создавать опасных ситуаций.

Для этого, вы изу

Предмет познакомит вас с основными понятиями о здоровье и покажет, что оно во многом зависит от вашего поведения и соблюдения правил личной безопасности. Вы узнаете о здоровом образе жизни, который складывается из вашего повседневного поведения и обеспечивает вашу безопасность и здоровье.

В конце учебного курса вы познакомитесь с некоторыми правилами оказания первой медицинской помощи при различных несчастных случаях.

Я надеюсь, что, усвоив материал учебника, вы поймёте: ваше здоровье, духовное и физическое развитие зависят от знаний, умений и навыков, которые вы получаете в школе, от ваших способностей разбираться в событиях, происходящих вокруг вас, и правильно действовать в различных жизненных ситуациях.

Город -

В начале XIX в. в городах мира проживало 3% населения Земли; к 1900 г. - 13,6%, к концу XX в. - 41,1%.

  • малые - до 50 тыс. жителей;
  • средние - 50-100 тыс. жителей;
  • большие - 100-250 тыс. жителей;
  • крупные - 250-500 тыс. жителей;
  • крупнейшие - 500 тыс. - 1 млн жителей;
  • города-миллионеры - свыше 1 млн жителей.

К началу XXI в. в мире насчитывалось около 220 городов-миллионеров, в их числе Москва - свыше 10 млн человек и Санкт-Петербург - более 4,5 млн человек.

В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество. В городах существует целая сеть торговых организаций, обеспечивающих население продуктами питания и всеми необходимыми товарами - от одежды до автомобиля.

У школьника основная работа - это учёба, подготовка к взрослой жизни, когда потребуются его знания и умения, чтобы внести свой вклад в развитие общества.

Мы уже говорили, что для обеспечения жизнедеятельности населения города действует комплексная система. Чтобы она работала слаженно, существуют определённые правила поведения для всего населения города. Постоянное соблюдение этих правил обеспечивает безопасность человека при использовании всех благ, которые предоставляют городские условия жизни. Нарушение же этих правил может привести к возникновению ситуаций, которые будут представлять опасность для жизни и здоровья человека - опасных ситуаций.

  • ситуации, связанные с нарушением правил дорожного движения;
  • ситуации, связанные с нарушением правил пожарной безопасности;
  • ситуации, связанные с нарушением мер общественной безопасности и общественного порядка (криминогенные ситуации);
  • ситуации, связанные с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством;
  • ситуации, связанные с различными природными явлениями (дождь, гроза, сильный снегопад, гололёд и др.).

Существую четыре правила безопасного существования.

IV . Закрепление нового материала.

Учитель. О чём говорили на уроке?

Ученики. О предмете безопасности жизнедеятельности и опасностях, окружающих человека.

Учитель: Вспомните, какие основы безопасного поведения надо знать.

Ученики:

1.Предвидеть опасность.

2.По возможности избегать её.

3При необходимости действовать.

Учитель. Что такое опасность?

Ученики .

Учитель.

Ученики .

Учитель. Вспомните четыре правила безопасного существования.

Ученики .

  1. Надо уметь предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.
  2. Надо знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.
  3. Надо действовать грамотно в ЧС.
  4. Надо желать совершенствовать свои физические и психические возможности, чтобы противостоять опасностям.

V. Итог урока.

1.Вопросы самоконтроля.

VI.Домашнее задание.

Ответить на вопросы: Какие опасные ситуации случаются в городских условиях? Почему в городе жить опаснее, чем в сельской местности? Чем отличается жизнь городского жителя от сельского? Как вы думаете, какие службы безопасности появились в городах первыми? Назовите городские и районные службы, куда необходимо обращаться в опасной ситуации. Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону?

VII.Подведение итогов урока.

Отметить лучших учащихся. Поставить оценки в журнал.Попрощаться с учениками.

Спатаев Жантас Калилаевич, 07.02.2017

2109 133

Содержимое разработки

План-конспект урока по ОБЖ для 5-х классов средней школы №169

имени Н.Илялетдинова

Предмет : ОБЖ.

Класс : 5.

Дата проведения: 14.01.2017 год.

Составитель : учитель физкультуры Спатаев Ж.К.

Тема урока: Город (поселок) как источник опасности .

Цель: познакомиться с городом как средой обитания.

Задачи урока :

Образовательная : И зучить правила обеспечения безопасности в чрезвы-

чайных ситуацияхв городе. знания о правилах поведения в

экстремальных ситуациях.

Развивающая : говорить, слушать, искать знания; оказать помощь.Р азвить:

способности, память, внимание; самоконтроль. формировать:

достоинство, нравственные убеждения

Воспитательная : в оспитать культуру мышления, культуру общения.

Тип урока: комбинированный.

Метод: репродуктивный,наглядно-иллюстривованный,беседа,рассказ.

Контроль: устный. Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: плакаты, рисунки.

Межпредметная связь: география, биология.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Новая тема.

Учитель: С этого года вы начинаете изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Для чего он вам нужен? Он нужен для того, чтобы вы, постепенно расширяя свои знания об окружающем мире, видели факторы, которые способствуют вашему здоровью и благополучию, и знали об опасных и чрезвычайных ситуациях, которые таят в себе угрозу вашей жизни и здоровью. Чтобы вы научились распознавать опасности и предвидеть их последствия, избегать опасностей и грамотно действовать, если избежать опасной ситуации невозможно, а главное – самим не создавать опасных ситуаций.

Для этого, вы изу чите наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых можно оказаться в повседневной жизни. Познакомитесь с рекомендациями специалистов о правилах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Постепенно, от урока к уроку, у вас будет формироваться представление о правилах личной безопасности в повседневной жизни.

Предмет познакомит вас с основными понятиями о здоровье и покажет, что оно во многом зависит от вашего поведения и соблюдения правил личной безопасности. Вы узнаете о здоровом образе жизни, который складывается из вашего повседневного поведения и обеспечивает вашу безопасность и здоровье.

В конце учебного курса вы познакомитесь с некоторыми правилами оказания первой медицинской помощи при различных несчастных случаях.

Я надеюсь , что, усвоив материал учебника, вы поймёте: ваше здоровье, духовное и физическое развитие зависят от знаний, умений и навыков, которые вы получаете в школе, от ваших способностей разбираться в событиях, происходящих вокруг вас, и правильно действовать в различных жизненных ситуациях.

Счастливого вам пути к познанию мира, себя в нём, к здоровью и здоровому образу жизни!

Город – это населённый пункт, жители которого, как правило, не занимаются сельским хозяйством. Первые упоминания о городах относятся к 4-3 тысячелетиям до н. э. Это Вавилон в Месопотамии, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции.

Исторически постоянно шёл процесс повышения роли городов в развитии человеческого общества. Это было обусловлено тем, что только в городах можно было развивать производство необходимых товаров, сосредоточивать достижения культуры и организовывать воспитание и обучение подрастающего поколения. Только совместными усилиями многих людей можно было обеспечивать благополучную жизнь каждого человека и общества в целом.

Процесс повышения роли городов в развитии общества идёт непрерывно.

Для примера сравним, как менялось со временем количество жителей городов по отношению ко всему населению Земли.

В начале XIX в. в городах мира проживало 3% населения Земли; к 1900 г. – 13,6%, к концу XX в. – 41,1%.

Однако не каждый населённый пункт может считаться городом. Так, согласно российским законам, город должен иметь не менее 12 тыс. жителей, при этом не менее 85% из них должны быть заняты не в сельском хозяйстве.

Современные города в зависимости от количества жителей делятся на:

    малые – до 50 тыс. жителей;

    средние – 50-100 тыс. жителей;

    большие – 100-250 тыс. жителей;

    крупные – 250-500 тыс. жителей;

    крупнейшие – 500 тыс. – 1 млн жителей;

    города-миллионеры – свыше 1 млн жителей.

К началу XXI в. в мире насчитывалось около 220 городов-миллионеров, в их числе Москва – свыше 10 млн человек и Санкт-Петербург – более 4,5 млн человек.

Что привлекает современного человека в городской жизни?

Это прежде всего возможность совместными усилиями всех жителей города более полно удовлетворить физические и духовные потребности: в жилище, пище, получении образования, работы, общении и т. д.

В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество. В городах существует целая сеть торговых организаций, обеспечивающих население продуктами питания и всеми необходимыми товарами – от одежды до автомобиля.

Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы. Создана система учебных заведений различного уровня (школы, училища, институты и др.). Население обслуживают медицинские учреждения. Действует система культурных, научных и спортивных учреждений (театры, библиотеки, музеи, стадионы, спортивные комплексы и др.). Созданы службы для обеспечения безопасности населения: милиция, пожарная охрана, служба спасения и т. д.

Всё это работает слаженно и взаимозависимо. Жителю города не надо идти на охоту, чтобы добыть себе пропитание, не надо с вёдрами идти на реку за водой, не надо ехать в лес и заготовлять дрова для обогрева жилища. Всё это он имеет в готовом виде: продукты в магазине, тепло и воду в доме. У него появилась возможность больше времени уделять основной работе и активному отдыху для восстановления сил.

У школьника основная работа – это учёба, подготовка к взрослой жизни, когда потребуются его знания и умения, чтобы внести свой вклад в развитие общества.

Таким образом, горожанин больше, чем сельский житель, зависит от слаженности работы всех систем жизнеобеспечения. Зачастую, когда в этой системе происходят сбои, горожанин оказывается плохо подготовленным к тому, чтобы обеспечить себя всем необходимым, и город становится как бы ловушкой для человека, который не готов действовать грамотно в сложных ситуациях.

Иными словами, город создаёт благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные системы жизнеобеспечения несут в себе определённую опасность для городского жителя и требуют от него особого поведения, обеспечивающего его безопасность.

Мы уже говорили, что для обеспечения жизнедеятельности населения города действует комплексная система. Чтобы она работала слаженно, существуют определённые правила поведения для всего населения города. Постоянное соблюдение этих правил обеспечивает безопасность человека при использовании всех благ, которые предоставляют городские условия жизни. Нарушение же этих правил может привести к возникновению ситуаций, которые будут представлять опасность для жизни и здоровья человека – опасных ситуаций.

Опасности бывают трёх групп: природные, техногенные, экологические.

Назовём наиболее часто встречающиеся опасные ситуации в городе

    ситуации, связанные с нарушением правил дорожного движения;

    ситуации, связанные с нарушением правил пожарной безопасности;

    ситуации, связанные с нарушением мер общественной безопасности и общественного порядка (криминогенные ситуации);

    ситуации, связанные с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством;

    ситуации, связанные с различными природными явлениями (дождь, гроза, сильный снегопад, гололёд и др.).

Существую четыре правила безопасного существования.

      Надо уметь предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.

      Надо знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.

      Надо действовать грамотно в ЧС.

      Надо желать совершенствовать свои физические и психические возможности, чтобы противостоять опасностям.

Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону?

IV . Закрепление нового материала.

Учитель. О чём говорили на уроке?

Ученики. О предмете безопасности жизнедеятельности и опасностях, окружающих человека.

Учитель: Вспомните, какие основы безопасного поведения надо знать.

Ученики:

1. Предвидеть опасность.

2. По возможности избегать её.

3 При необходимости действовать.

Учитель. Что такое опасность?

Ученики . Это события, которые могут принести, причинить вред.

Учитель. Какие различают три группы опасностей?

Ученики . Опасности бывают трёх групп: природные, техногенные, экологические.

Учитель. Вспомните четыре правила безопасного существования.

Ученики .

      Надо уметь предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.

      Надо знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.

      Надо действовать грамотно в ЧС.

      Надо желать совершенствовать свои физические и психические возможности, чтобы противостоять опасностям.

V. Итог урока.

1. Вопросы самоконтроля.

      Назовите основные признаки города.

      К какому типу по количеству жителей относится город, в котором вы живёте (или ближайший к вашему населённому пункту город)?

      Начните вести дневник безопасности, в котором вы будете отмечать наиболее запомнившиеся вам опасные ситуации. Коротко опишите последствия каждой опасной ситуации, оцените своё поведение, определите, каким образом можно было избежать отрицательных последствий.

Описание ситуации

Как можно было избежать

Когда, где и что произошло

Мои действия в этой ситуации

опасной ситуации

отрицательных последствий

Когда в вашем дневнике будут описаны не менее 10 опасных ситуаций, определите, где наиболее часто они случались, оцените своё поведение (всё ли вы делали правильно, чтобы избежать отрицательных последствий). Посоветуйтесь с родителями и вместе с ними определите, как вам изменить своё поведение, чтобы уменьшить количество опасных ситуаций и свести к минимуму их возможные отрицательные последствия.

VI.Домашнее задание.

Ответить на вопросы: Какие опасные ситуации случаются в городских условиях? Почему в городе жить опаснее, чем в сельской местности? Чем отличается жизнь городского жителя от сельского? Как вы думаете, какие службы безопасности появились в городах первыми? Назовите городские и районныеслужбы, куда необходимо обращаться в опасной ситуации. Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону?

VII.Подведение итогов урока.

Отметить лучших учащихся. Поставить оценки в журнал.Попрощаться с учениками.

На прошлом уроке мы говорили о специальных службах, защищающих население, и сигналах оповещения о беде, а также о том, как реагировать на сигналы об опасности. Сегодня мы поговорим о тех опасностях, которые подстерегают нас вблизи от наших жилищ.

В двадцатом веке с невероятной быстротой росли города и увеличивалось городское население, его даже иногда называют веком урбанизации (рис. 1).

Рис. 1. Буэнос-Айрес ()

В городе много развлечений, много интересного. Тут есть театр, кино, зоопарк, игровые площадки и многое другое. Но при этом город также таит в себе множество опасностей. Давайте поразмыслим, каких. Может казаться, что в городе гораздо безопаснее, чем, например, в пустыне, где человек рискует погибнуть от жажды, голода или ядовитых змей.

Но город таит в себе немало опасностей. Он, по сравнению с сельской местностью, дает определенные преимущества, но имеет также и недостатки.

Если сравнивать жизнь в селе и в городе, можно заметить множество различий. Например, благодаря физическому труду, сельские жители сильнее, меньшее влияние загрязняющих факторов обеспечивает им крепкое здоровье. Обычно сельские жители легче могут обеспечить себе пищу, поскольку сами выращивают овощи; могут согреться, собрав хворост в ближайшем лесу; при необходимости соорудить временное укрытие. В случае лишения некоторых благ цивилизации, как-то: газ, электричество, водопровод - сельским жителям легче справиться, чем людям в городе (рис. 2).

Рис. 2. Жители села меньше привязаны к коммуникациям ()

В здоровом теле - здоровый дух

Жители сел обычно имеют лучшую физическую форму, чем горожане. Это можно объяснить тем, что в городе большинство людей занимается умственным трудом, а школьники не желают посещать уроки физкультуры.

Но вы должны понимать, что спорт не только полезен для здоровья, но и когда-нибудь может спасти вам жизнь.

Например, Денис из Архангельска никогда не думал, что ему пригодятся его тренировки по легкой атлетике в повседневной жизни (рис. 3).

Рис. 3. Занятия спортом никогда не будут лишними ()

Возвращаясь поздно домой, парень проходил мимо подвыпившей компании. Молодые люди начали вести себя агрессивно по отношению к Денису и уже хотели ограбить школьника, но он, благодаря своей ловкости, выкрутился из их рук и смог убежать. Его преследователи были хуже подготовлены физически, поэтому парень остался невредим.

Мальчишки часто считают, что бегство является позором, но не стоит забывать о том, что лучший бой - это тот, который не состоялся. Особенно, если нападающих намного больше.

Горожане не владеют многими полезными навыками, которыми владеют селяне, ведь в городе они просто не нужны. У жителей города все находится под рукой: газ подается прямо в плиты, для того чтобы набрать воду, достаточно открыть кран; любые продукты питания можно купить в ближайшем супермаркете.

В городе много людей, но среди них не так много знакомых между собой, часто даже соседи не знают друг друга. В селе же все знают друг друга, знают, кто является асоциальным элементом. Если появляется какая-нибудь опасность, об этом мгновенно становится известно всем, то же касается и новых людей.

В городе жизнь намного динамичнее. Многим людям приходится добираться до работы час или два, для этого нужно использовать общественный транспорт или личное транспортное средство. Часто это вызывает у людей напряжение и усталость, возвращаться с работы приходится так же, что только усиливает стресс и негативно сказывается на поведении человека (рис. 4).

Рис. 4. Стычки между водителями приводят к стрессам ()

Дорога и опасность

Все вы знаете, что наибольшую опасность на дороге представляет собой неисправный транспорт и нерадивые водители. Вам с самого раннего возраста говорят о том, что играть рядом с проезжей частью опасно, что, прежде чем переходить дорогу, нужно посмотреть налево и направо.

Кроме машин, представляющих опасность, на дороге есть и другие опасности. Очень опасна дорога в зимнее время: из-за снегопадов видимость может ухудшаться. Опасен травмами гололед, который является частым явлением на наших дорогах (рис. 5). Поэтому зимой на дорогах нужно быть предельно осторожными как пешеходам, так и водителям.

Рис. 5. Гололед опасен травмами ()

Опасность на дороге также представляют открытые канализационные люки, выбоины на дороге (вы можете не заметить ее из-за непогоды и повредить ногу, или ваши родители могут въехать в выбоину и испортить автомобили или даже пострадать сами). Опасность представляют трамвайные пути, проходящие по дорогам, т. к. о них можно споткнуться и пострадать.

Сельский житель основную часть времени трудится рядом со своим домом, поэтому не испытывает тех неудобств, которые есть в городе. Также жизнь в селе более предсказуема, и, следовательно, спокойнее.

Развлечения, которыми изобилует город, происходят в вечернее время, поэтому людям приходится возвращаться домой в позднее время, что увеличивает риск встречи с криминальными элементами.

Здоровью горожан угрожает множество заводов и фабрик, расположенных в городах. Природные бедствия легко могут лишить горожан коммуникаций, отсутствие которых сильно усложняет жизнь. Да и аварии на разных коммунальных предприятиях угрожают жизни и здоровью жителей города (рис. 6). Град, дождь, гололед, пурга увеличивают количество дорожно-транспортных происшествий.

Рис. 6. Выбросы заводов вредны для здоровья ()

Многие из описанных проблем менее актуальны для жителей села, ведь они менее привязаны к коммуникациям. Тем не менее в селах есть свои проблемы. Гораздо чаще села страдают от природных явлений. Например, паводков, бурь, сильный град может лишить все село урожая (рис. 7). При чрезвычайных ситуациях спасателям труднее оказать помощь пострадавшим.

Рис. 7. Последствия непогоды для злаковых ()

Мощные катаклизмы могут стереть с лица земли целое поселение. Хотя особо опасные катаклизмы, как землетрясение или наводнения, могут нанести огромный урон городу, который особенно уязвим из-за густоты населения и плотной застройки.

Сравнив особенности жизни в городе и в селе, мы можем выделить основные опасности города и их причины:

Наличие множества коммуникаций и возможность аварий на них;

Люди со злыми намерениями и асоциальные элементы;

Обилие транспорта и его уязвимость в непогоду;

Загрязнение от заводов, фабрик и транспорта;

Необходимость часто находиться в местах массового скопления людей.

Подводя итог урока, можем сделать вывод, что и на горожан, и на жителей сел действуют все виды неблагоприятных факторов: техногенные, природные и социальные. Но сельские жители менее уязвимы к техногенным и социальным опасностям.

Научись полезным навыкам

Мы говорили, что сельские жители более приспособлены к жизни на природе и имеют множество полезных навыков. Вы тоже можете их получить.

Получить навыки по разжиганию костра на природе, научиться оборудовать ночлег в лесу, распознавать съедобные и несъедобные грибы и растения вас научат в кружке «Юный турист». Кроме того, это очень интересно, ведь, путешествуя даже по родным краям, вы откроете для себя много нового и интересного.

Также полезными будут знания, полученные на уроках ОБЖ и биологии, естествознания.

Рис. 8. Экранизация книги «Таинственный остров» ()

Вспомните героев приключенческих романов Жюля Верна (рис. 8), они выживали благодаря знаниям и умениям. Героям романа «Таинственный остров» очень пригодились обширные познания одного из героев в естествознании. Благодаря юному натуралисту герои знали, какие растения полезны, а какие ядовиты, и знали, на каких животных лучше охотиться.

Как говорят, знания за плечами не носить, поэтому старайтесь узнать как можно больше, знания и умения могут пригодиться вам как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил. Поляков В.В., Кузнецов М.И. и др., под ред. Латчука В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 160 с.
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 191 с.
  1. Vigivanie.com ().
  2. Video.yandex.ua ().
  3. Vetkaivi.ru ().

Домашнее задание

  1. Ответьте на вопросы на стр. 25. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил.
  2. Сделайте сравнительную таблицу жизни в селе и городе со всеми плюсами и минусами
  3. * Опишите идеальный город для жизни.

Поднято и обновлено

Продолжаю свой рейтинг опасностей, которые подстерегают водителей, движущихся по трассе, проходящей через деревни, сёла и т.д. Хочу напомнить, что данный рейтинг, особенно ТОП 5 самых больших опасностей в деревне – это плод моего личного ранжирования. У вас, возможно, он будет иной. Это не суть важно. Главное – мы с вами знаем и предупреждены. А предупреждён, значит — вооружен!

Буду благодарен, если в комментариях вы выскажете своё мнение по данному рейтингу или дополните его своими вариантами. Я с удовольствием внесу их в рейтинг, не забыв указать ваше имя.

Итак, продолжим. Первая пятёрка самых опасных ситуаций в деревне.

Место 5: «Чёрные призраки»

Большинство российских деревень, сёл, станиц, посёлков и т.п. не имеют уличного освещения. Поэтому ночью на деревенской дороге «хоть глаз выколи». Притом, что в виду отсутствия тротуаров, жители предпочитают передвигаться по деревне именно по краям асфальтированных дорог, периодически переходя на другую сторону.

Учитывая, что никаких светоотражающих элементов на их, в основном темной и чёрной одежде нет, они становятся «чёрными призраками» внезапно появляющимися перед автомобилем в луче фар ближнего света. Особенно это опасно осенью, в тёмные, дождливые вечера и ночи.

Место 4: Дети «у» и «на» дороге

В предыдущей статье я уже писал, что у деревенских жителей очень низок уровень знаний и понимания Правил дорожного движения. Если он таков у взрослых, то что говорить про детей? Поэтому регулярно можно видеть в футбол летом, или катающихся на санках зимой. Очень часты и очень опасны дети, катающиеся по шоссе на велосипеде.

Опасность в том, что никогда невозможно предугадать, что выкинет ребёнок в следующий момент. Например, бросится под колёса вашего автомобиля вслед за «убежавшим» мячиком или решит развернуться на велосипеде.

Место 3: Драндулеты

Опять же из-за отсутствия постоянного контроля за состоянием транспортных средств, деревенские жители ездят на чём угодно. Водителю «деревенского драндулета», пусть это личный мотоцикл, автомобиль или рабочий трактор совершенно всё равно в каком состоянии его транспортное средство. Работают ли у него фары, стоп-сигналы. Исправны ли тормоза и рулевое. Не важно. Главное – едет! Пусть кое-как, но едет. А что выкинет в следующее мгновение его железный конь – ерунда. «Авось пронесёт!»

Место 2: Без огней

Ещё один бич деревенской техники и деревенских водителей – автомобили и сельскохозяйственная техника, оставленная на неосвещённой улице без каких либо габаритных огней. Это очень опасная ситуация!

На скорости около 100 км/час на двигавшийся в темноте «Беларусь» без каких либо световых приборов. Заметив в последний момент блик на стекле его кабины, я чудом успел тогда затормозить.

Место 1: Пьяные на дороге

И в завершение моего рейтинга российская классика – пьяные пешеходы и водители. К большому сожалению, в сельской местности народ увлекается алкоголем. Особенно в выходные и праздничные дни в деревнях у нас «гуляют». А когда наш народ гуляет, ему «и море по колено».

Учитывая отсутствие ГИБДД, наши люди, набравшись «под завязку» смело , мотоциклы, в машины и тракторы и отправляются туда, куда позвала душа или приятели. При этом они вытворяют на проезжей части черти-что.

Могут неожиданно начать разворачиваться или пересекать перекрёсток прямо перед вашим автомобилем. Или внезапно остановиться, завидев приятеля. То есть от пьяных на дороге можно ждать всего, чего угодно. Это очень опасно. И, к сожалению очень нередко.

Ну вот и всё. Мой рейтинг завершен. Надеюсь, он будет вам полезен и позволит немного иначе взглянуть на безмятежные поездки по сельской местности. Если у вас есть что добавить, с чем поспорить или что покритиковать – приглашаю это сделать в комментариях к этой или предыдущей статье.

Удачи на дорогах!

Двадцатый век считался веком урбанизации - временем, когда быстро появлялись новые города и возрастала доля городского населения. В 2005 г. число жителей городов превышало три миллиарда человек, а это более 48% всех жителей Земли.

В городе столько интересного! Здесь есть театры, музеи, красивые дома, парки, спортивные сооружения. Казалось бы, а что может быть в городе опасного? Ведь это не тайга, где человек может потеряться, погибнуть от холода и голода, стать жертвой хищников. И тем не менее в городах тоже немало угроз.

Для того чтобы оценить степень опасности города, давайте сравним особенности жизни горожанина и сельского жителя.

Как правило, сельский житель многое может сделать сам: обеспечить себя продуктами питания, заготовить топливо, построить дом или сделать необходимое временное укрытие, наловить рыбы, а если он охотник, то смастерить капкан.

Городской житель чаще всего не владеет многими полезными навыками сельского жителя, потому что в них нет необходимости. У него дом надёжный, в нём вода и тепло, любые продукты - в соседнем магазине, а лекарства - в аптеке.

В сельской местности все жители хорошо знакомы друг с другом. Появление новых людей и чего-то необычного сразу становится заметным и не остаётся без внимания. Здесь все знают всех и кто на что способен.

Горожанин, к сожалению, не всегда знает даже своих соседей.

Темп жизни в сельской местности и в городе очень разный. В городе в течение дня события и обстановка обычно быстро меняются. Утром горожанин спешит на работу, добираться до неё зачастую приходится один или два часа, на нескольких видах транспорта, в тесноте и шуме, а это очень утомляет и даже раздражает, негативно влияет на поведение человека. Он может проявить невнимательность на дороге или проявить агрессивность. Причём такое может произойти как с пассажиром, так и с водителем. Тогда на дороге точно жди беды.

Сельский житель трудится рядом со своим домом. Окружающая обстановка намного спокойнее и события дня более предсказуемы.

Вечерние занятия, работа, посещения театров, концертов вынуждают жителей города возвращаться домой в позднее время, когда улицы пустеют и вероятность встречи лиц с преступными намерениями повышается.

В городах много фабрик, заводов, имеющих вредные производства, загрязняющие окружающую природную среду. Обилие различных коммуникаций - газо- и водопроводов, канализационных сетей и колодцев, электрокабелей является источником внезапных аварий и угроз благополучию, здоровью и даже жизни горожанина. Сильный ветер ломает и валит деревья, рвутся провода, разрушаются трубопроводы. Дождь и туман, снег и гололёд способствуют резкому росту количества дорожно-транспортных происшествий.

Конечно, в деревне или посёлке таких проблем нет. Но там есть свои трудности, к которым городской человек не приспособлен, много физической работы. Например, приходится вставать затемно, чтобы ухаживать за домашними животными на ферме, работать в поле в зной и ненастье, чтобы получить хороший урожай. И можно в одночасье лишиться плодов многомесячного труда из-за стихийного бедствия - природного пожара, наводнения, урагана, заморозков. Стихийные бедствия могут уничтожить небольшие поселения полностью. Однако наиболее крупные стихийные бедствия - такие, как, например, землетрясения или наводнения, могут нанести и городу - из-за большой концентрации людей и плотной застройки - тяжелейший урон.

Некоторые факты

    В мае 2001 года из-за ледовых заторов на реке Лене и резкого повышения уровня воды в ней затоплению подверглось 98% территории якутского города Ленска. Было разрушено свыше 3200 домов, потребовалось эвакуировать в безопасные районы 90% населения. Работы по ликвидации последствий стихии и налаживанию жизни в городе возглавляло МЧС России. К концу сентября все пострадавшие въехали в новые дома.

А теперь давайте подумаем над прочитанным, сформулируем основные виды городских опасностей и их причины:

  • загрязнение окружающей среды вредными выбросами предприятий и транспорта;
  • необходимость постоянно бывать в местах массового скопления людей (транспорт, магазины, рынки);
  • интенсивное движение городского транспорта и его уязвимость к ненастной погоде;
  • наличие большого количества коммунальных сетей и коммуникаций с возможностью аварий на них;
  • много людей с асоциальным поведением и дурными намерениями.

Мы можем сделать вывод, что к возникновению опасных ситуаций в городах приводят все виды неблагоприятных факторов: техногенные, природные и социальные. Такие же факторы проявляют себя и в сельской местности, но техногенные и социальные - в меньшей мере, чем в городе.

Вопросы

  1. Как ты считаешь, есть ли различия между опасностями в жизни горожанина и сельского жителя?
  2. Какие опасности могут подстерегать человека на дорогах города с интенсивным движением транспорта? Можно ли их избежать? Как? Приведи пример.
  3. Какие опасности могут подстерегать человека в сельской местности? Можно ли их избежать? Как? Приведи пример.
  4. Какие природные чрезвычайные ситуации могут возникнуть в городе? В сельской местности?
  5. Если возникла какая-либо опасная ситуация, то кто приходит на помощь в городе и в селе? Приведи 2-3 примера.

Задания

  1. Внимательно рассмотри рисунок и ответь на вопросы. - Какие могут возникнуть опасные ситуации? Назови не менее пяти случаев.
    • Что необходимо сделать, чтобы избежать беды? Обоснуй свой ответ для каждого случая.
  2. Подготовь краткий рассказ на тему:
    • «Что произойдёт в вашем населённом пункте, если в течение трёх дней будет полностью отключена электроэнергия?»
    • «К каким последствиям могут привести продолжительные ливневые дожди в вашем населённом пункте?»

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Зоны повышенной опасности…………………………………...4

1.1 Улица………………………………………………………………………..4

1.2 Современное жилище……………………………………………………...4

1.3 Места скопления людей…………………………………………………...5

1.4 Транспорт…………………………………………………………………..6

Глава 2. Негативное воздействие городской среды………………….7

2.1 Техногенные опасности………………………………………………......7

2.2 Экологически опасности………………………………………………….8

2.3 Социальные опасности………………………………………………......12

Глава 3. Система обеспечения безопасности…………………………14

Заключение ………………………………………………………………........16

Список литературы ………………………………………………………...17

Введение.

На современном этапе развития перед человечеством остро встают проблемы больших городов.

Город, как искусственная среда обитания, созданная человеком значительно отличается от природной среды. Если в природе человек сталкивается с воздействием внешних естественных условий, то в обществе, наиболее сложным явлением которого является город, внешние воздействие исходят прежде всего от людей или от обстоятельств, вызванных им.

Город включает в себя компоненты, к которым относят природные составляющие (рельеф, климат, вода, растительный и животный мир), искусственно созданный компонент - техносферу (промышленные предприятия, транспорт, жилые здания) и обязательную часть городской среды – население.

В течение длительного исторического развития в городах у человека сформировалась особая среда обитания. В процессе жизнедеятельности человек неразрывно связан с городской средой, составляя с ней взаимодействующую систему. Это взаимодействие дает как позитивный (комфортность жизнедеятельности), так и негативный результат. Негативный результат взаимодействия человека с городом определяют опасности – негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек – городская среда».

Позитивный результат определяет то, что город, как искусственная среда обитания, созданная человеком, позволяет человеку в меньшей степени, чем раньше, зависеть, от экстремальных факторов природного характера. Город дает широкие возможности для повышения комфортности условий жизни, для развития духовной и творческой деятельности каждого человека.

В связи с особой ролью городов в развитии человечества возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимализировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния города на человека. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы. Для решения указанного вопроса необходимо определить зоны повышенной опасности в городе, сказать о негативных воздействиях городской среды на человека, их последствиях и способах борьбы с ними. А та же указать службы, входящие в систему обеспечения безопасности города.

Глава 1. Зоны повышенной опасности.

Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможной экстремальной ситуации, предусмотреть соответствующие правила поведения и тем самым обеспечить свою безопасность.

1.1. Улица

В эту зону опасности входят нежилые дома, дворовые закоулки, безлюдные улицы, пустыри, переулки.

В позднее, ночное время лучше обходить такие опасные места: пусть путь удлинится, зато снизится степень опасности. Но если пришлось идти переулком, надо держаться поближе к краю тротуара и подальше от темных подъездов, куда может затащить внезапно возникший злоумышленник. Следует идите с уверенным видом, на всякий случай держа в руках зонтик или фонарь.

Идя по шоссе, надо держаться той стороны, где транспорт движется навстречу – так вас не смогут затащить в подъехавшую сзади машину.

По возможности надо стараться избежать контакта с кем – либо. При угрозе нападения лучше всего спасаться бегством. Если убежать не удалось, надо отбиваться, используя имеющиеся подручные средства для самозащиты. Став жертвой грабителя, насильника, следует попытаться запомнить его лицо, одежду и прочие приметы и немедленно сообщить в милицию.

Так же на улице следует внимательно смотреть на только по сторонам, но и себе под ноги. Городские дороги и тротуары по ряду причин могут стать скользкими и, как следствие, появляется большое число травмированных людей, особенно пожилого возраста.

1.2.Современное жилище.

В городе потенциально опасны даже сами дома, особенно многоэтажные, с крыш которых зимой и весной срываются сосульки, а из окон и балконов могут выпадать различные предметы.

Так же представляют опасность подъезды и лифты многоквартирных домов, где чаще всего совершаются нападения. Чтобы не стать их жертвой, следует соблюдать определенные меры предосторожности:

Не следует входить с незнакомыми, подозрительными людьми в подъезд, лифт;

Оказавшись наедине с незнакомцем в лифте, следует тут – же выйти;

При нападении надо позвать на помощь, позвонить в чью – либо дверь.

Современное жилище – средоточие различных сетей коммунального и индивидуального бытового обеспечения. В современной благоустроенной квартире проложена закрытая, разветвлённая по помещениям электропроводка, проведены сети труб водопровода, отопления, а так же канализации. для отвода различных бытовых отходов. Многие кухни оборудованы газовыми плитами, газ к которым поступает по трубопроводам. В этих условиях возможны самые разные экстремальные ситуации. Все трубопроводы в который в результате длительной эксплуатации, воздействия на него окружающей среды поддается коррозии, изнашивается. Иногда совсем не обязательно быть специалистом, чтобы разобраться с той или иной ситуации, попытаться предотвратить серьезные последствия.

Затопление.

Каждый участок трубопровода имеет центральный, промежуточный и оконечный краны (вентили). При утечке воды из крана необходимо перекрыть промежуточный, а при бале серьезной аварии закрыть центральный вентиль, который обычно находится в подвале подъезда, оконечный и промежуточной краны – в квартире. Так же следует поступить и при аварии системы отопления. Обо всех аварийных случаях нужно сообщить в домоуправление, вызвать специалистов и попытаться не допустить сильного затопления квартиры, так как затопление может привести к замыканию электропроводки, а это, в свою очередь – к поражению людей электротоком и пожару в доме.

Пожар.

Эту ситуацию легче предупредить, чем справиться с ее последствиями. При возникновении пожара необходимо локализовать очаг возгорания, воспрепятствовав доступу воздуха к огню. Если пожар возник по причине замыкания электропроводки, следует выключить распределительный электрический переключатель, находящийся на лестничной площадке каждого этажа, затем, если есть такая возможность, отключить центральный рубильник подъезда. Далее необходимо вызвать пожарную команду и приступить к тушению пожар имеющимися подручными средствами (вода, песок и т.д.). Главное в этой ситуации – оповестить соседей пожаре и спасти людей, попавших в огонь.

Разрушение здания.

Эта экстремальная ситуация может произойти в результате взрыва или из-за разрушения строительных конструкций. В этой обстановке необходимо проявить решительность, смелость, а главное выдержку, правильно организовать спасение людей, не допустить паники (часто находящиеся в паническом состоянии люди бросаются из окон верхних этажей). При разрушениях зданий могут произойти и затопление, и пожар, и замыкание электропроводки. В любом случае самое важное в этой ситуации организовать спасение людей, особенно с верхних этажей.

1.3. Места скопления людей.

Места скопления людей, где преступниками легко совершить преступления и скрыться, являются зонами повышенной опасности. Это могут быть вокзалы , парки , кинотеатры , места различных гулянии , подземные переходы и т.д .

На вокзалах преступник может скрыться, затерявшись среди людей, сев любую электричку. Вокзалы своим многолюдьем привлекают в основном воров и мошенников, «бомжей», так как среди большого количества людей всегда найдутся простаки, которых легко обмануть. Находясь на вокзале, следует соблюдать следующие правила безопасного поведения:

Не оставлять вещи без присмотра;

Не доверять свои вещи, багаж незнакомым людям;

Не разменивать крупные купюры на более мелкие без особой нужды;

Чтобы не стать жертвой обмана, не стоит играть в различные лотереи, «наперстки», принимать участие в тиражах и розыгрышах. Постаяв несколько минут и присмотревшись, кто постоянно играет и выигрывает, можно лично убедиться, что это одни те же лица.

Парки – излюбленные места сбора молодежи, подростков, различных компаний, места для распития спиртных напитков, а человек в состоянии опьянения теряет над собой контроль, привлекает грабителей и преступников всех мастей. В парке преступнику легко скрыться, поэтому не следует заходить в уединенные глухие места, следует держаться около людей.

Городские рынки так же являются зонами повышенной опасности. Это возможные места скопления воров, грабителей, мошенников. Здесь преступнику тоже легко скрыться, затерявшись в толпе.

В позднее, ночное время лучше обходить таки опасные места: пусть путь удлиниться, зато снизится степень опасности. По возможности надо стараться избежать контакта с кем – либо. При угрозе нападения лучше всего спасаться бегством. Если это невозможно, то надо использовать все имеющиеся подручные средства для самозащиты. Став жертвой грабителя, насильника, следует попытаться запомнить его лица, одежду и прочие приметы и немедленно сообщить в милицию.

1.4.Транспорт.

Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоемкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт прочно вошел в категорию самых опасных. автомобильная авария (катастрофа) одна из основных причин гибели людей в условиях современного города. В большинстве случаев автомобильная авария возникает из–за несоблюдения элементарных мер безопасности и правил дорожного движения, а так же из-за недостаточной информированности о последствиях того или иного нарушения правил безопасности дорожного движения. Например, мало кто знает, что столкновение с неподвижными препятствием на скорости 50 км/ч без ремня безопасности равносильно прыжку лицом вниз с 4-го этажа.

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управлением автомобилем в нетрезвом состоянии.

Часто приходят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа из-за обильных кровопотерь.

Немало дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Одной из причин возникновения ДТП с вовлечением в них пешеходов является неправильное поведение пешеходов на проезжей части дороги и неверное прогнозирование характера их поведения водителем. Можно выделить следующие основные нарушения правил поведения пешеходами и ошибки водителей, приведших к возникновению ДТП:

Неожиданный выход пешехода на проезжую часть;

Переход через проезжую часть вне пешеходного перехода;

Наезд на пешехода, «мечущегося» по проезжей части в автомобильном потоке. Это связано с тем, что пешеход, находящийся между потоками движущихся автомобилей сильно испуган, и его поведение хаотично и не поддается разумной логике;

Отвлечение внимания водителя при выполнении маневра.

Человек. едущий в транспорте, тоже должны соблюдать некоторые предосторожности, способные уменьшить опасность получить травму в случае ДРП:

В случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела – сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, говору прижмите к рукам, ноги продвиньте вперед, но не просовывайте под кресло, так как сломанное кресло может повредить ноги;

При падении группируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам;

Не засыпайте во время движения – есть опасность получить травму при маневре или резком торможении;

Если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;

При ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если это не удается, разбейте боковые окна;

По возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;

Выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим.

Метро – это огромная искусственная система, слажено работающий механизм.

экстремальные ситуации в метро могут возникнуть:

На эскалаторе;

На платформе;

В вагоне поезда.

Опаснее всего нарушать правила пользования метрополитеном на эскалаторе:

Во время движения эскалатора держитесь за поручень;

Не ставьте на поручень багаж, а держите его в руках;

Не бегайте по эскалатору;

Не сидите на ступенях эскалатора;

Воспользуйтесь ручкой аварийного тормоза, если пассажир рассыпал багаж, замешкался при сходе с эскалатора или застрял в зазоре между ступеньками.

Экстремальные ситуации на платформе случаются реже, но все - же лучше не подходить близко к краю платформы. Кто-то на бегу может вас нечаянно толкнуть, вы

сами можете поскользнуться, при посадке толпа может столкнуть человека в проем между вагонами.

Если при вари или технических неполадках на лини ваш поезд стоит в тоннеле, прежде всего сохраняйте спокойствие и выполняйте все распоряжения работников метрополитена.

Глава 2. Негативные воздействия городской среды.

Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на городскую среду своей деятельностью и продуктами деятельности, генерируя в городе техногенные, экологические и социальные опасности.

2.1. Техногенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы – машины, сооружения, вещества и т.к. в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

В крупных, а тем более в крупнейших городах до сих пор сохраняется исторически сложившаяся через половица функциональных зон промышленных коммунальных, жилых. Растет число жертв от аварий (катастроф) на транспорте, промышленных и других объектах. О транспортных авариях (катастрофах) подробно написано в предыдущей главе, поэтому ниже рассмотрим аварии промышленные.

Производственные аварии (катастрофы) возникают в результате внезапного выхода из строя деталей, механизмов, машин и агрегатов либо по неосторожности человека и могут сопровождаться серьёзными нарушениями производственного процесса, взрывами, катастрофическими затоплениями, образованием очагов пожаров, радиоактивным, химическим заражением местности, увечьем и гибелью людей. Особую опасность несут аварии (катастрофы) на потенциально опасных производственных объектах: пожароопасных, взрывоопасных, гидродинамически опасных, химически опасных, радиационно опасных. На объектах промышленности возможны выбросы в атмосферу или разлив сильнодействующих ядовитых веществ. Нет гарантий и от радиационного поражения людей, связанного с возможными авариями на атомных станциях или военных объектах с ядерным оружием. Именно на этих объектах чаще всего происходят аварии (катастрофы), сопровождающиеся значительными материальными потерями, нарушением условий жизнедеятельности, увечьем и гибелью людей.

Значительным техногенным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем, к которым относятся транспортные магистрали, зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристикой технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне.

Техногенная деятельность городов и связанные с ней видоизменения среды обитания человечества повлекли за собой необходимость более пристального изучения экологической проблемы. В результате экологического неблагополучия в промышленных городах ухудшается здоровье населения, повышается уровень заболеваемости и смертности, сокращается продолжительность жизни.

Существуют меры по рациональному устройству территорий, принимаемые в целях улучшения экологической обстановки:

Технологические (переход на более совершенные, «чистые» технологии);

Технические (совершенствование устройств очистки сбросов в водоемы и выбросы в атмосферу);

Структурные (закрытие и вывод за пределы города производств – загрязнителей и, наоборот, развитие производств, экологически уместных для него);

Архитектурно – планировочные (организация промышленных зон, создание санитарно – защитных разрывов).

2.2.Экологические опасности.

Города все больше становятся местами, малопригодными для здоровой жизни людей, да и всего живого в целом.

Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта, и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.

Растительный покров городов обычно практически полностью представлен «культурными насаждениями» - парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Бывает, что и растительность играет отрицательную роль – в погоне за быстрорастущими и красивыми растениями, хорошо переносящими условия городской среды, большом количестве завозятся декоративные растения, которые могут вызвать у горожан различные аллергические реакции.

Множество неприятностей доставляют и размножающиеся в большом количестве на городских свалках и отстойниках птицы, грызуны, насекомые и микроорганизмы, являющиеся переносчиками и источником заболеваний.

И все-таки наибольшая опасность кроется в некачественной питьевой воде, загрязненном воздухе, некачественных продуктах питания, повышенном уровне радиоактивности, сильном воздействии электромагнитных волн.

Сегодня ¾ населения развитых и почти половина жителей развивающихся стран живут в промышленных центрах. Если в 1950 г. в мире было лишь 5 городов с населением более 5 млн. человек (общей численностью 48 млн. человек), то 1890 г. таких городов стало 36 общим числом жителей 252 млн. В 2000 г. уже насчитывалось около 60 городов с населением свыше 5 млн. с общей численностью в 650 млн. человек. Темпы роста населения мира в 1,5 – 2,0 раза ниже роста городского населения, к которому сегодня относится 40% людей планеты.

В город-миллионер в год поступает около 29 млн. (без учета воды и воздуха) различных веществ, которые при транспортировке, переработке дают значительное количество отходов, часть из которых попадает в атмосферу, другая часть вместе со сточными водами – в водоемы и подземные водоносные горизонты, еще одна часть в виде твердых отходов в почву.

Атмосферный воздух.

Ученые считают, что ежегодно тысячи смертей в городах всего мира связаны с загрязнением воздуха. Загрязнением атмосферы обусловлено до 30% общих заболеваний населения промышленных центров. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов, среди которых наиболее широко распространены окись углерода, диоксид серы и окислы азота. При большом содержании в воздухе газов и пыли (сажи) и застоя воздуха над промышленными районами городов образуются смоги. Особенно опасен смог в случае загрязнения воздуха сернистым газом. Он поражает органы дыхания человека и уменьшает из сопротивляемость действию других вредных примесей в воздухе (дыми, грунтовой, асфальтовой и асбестовой пыли). При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Автомобиль стал одним из главных виновников загрязнения городской среды. В год от каждой машины от стирания шин поступает в воздух до 10 кг резиновой рыли. А сколько ядовитых веществ выбрасывается из выхлопной трубы, сколько двигателем автомобиля поглощается кислорода и выделяется углекислого и угарного газов. Содержание свинца в выбросах из выхлопных труб машин может вызвать мозговые расстройства и умственную отсталость у детей.

Трубопроводы теплофикации выделяют наружу до 1/5 проходящего по ним тепла. Теплоотдача от фабрик и заводов, печей и котельных, различных механизмов и устройств так же способствует нагреву воздушного бассейна городов, от этих производств в воздух поступает 2/5 энергии всего сжигаемого топлива. При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слои атмосферы в 250 – 400 м, а контрасты температуры могут достигать 5 - 6° С. Неудивительно, что над крупными городами образуются дымовые купола с пониженной влажностью воздуха и повышенной влажностью воздуха и повышенной температурой. Увеличивается число центров конденсации (в 10 раз) и туманов (в 2 раза). Каждое четвертое заболевание горожан связано с загрязнением воздуха городов, а насыщенность его углекислым газом таково, что вдыхание его в течение нескольких часов способно нарушить деятельность головного мозга. Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух. По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским воздухом, оказалось, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее. Это вызвано воздействием свинцовых белил, линолеума, пластика, синтетических ковров, стиральных порошков, мебелью, в составе которой много синтетического клеящего вещества, полимеров, красок, лака и др.

Основные источники загрязнения воздушной среды помещений условно можно разделить на четыре группы:

1. Вещества, поступающие в помещение с загрязненным воздухом.

2. Продукты деструкции полимерных материалов.

3. Антропотоксины (продукты жизнедеятельности человека).

4. Продукты сгорания бытового газа и бытовой деятельности.

Питьевая вода. Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1 м3 в сутки на одного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.

Несмотря на то, что человек без воды не проживет более 9-ти дней, именно вода является важной причиной возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований. Вернее не сама вода, а токсические вещества, растворенные в ней.

Особую проблему представляет загрязнение воды детергентами – сложными химическими соединениями, входящими в состав синтетических моющих средств. Детергенты плохо поддаются очистке, и в водоемы обычно попадает до 50-60% их начального количества.

Среди промышленных отходов, сбрасываемых в воду, кроме органических соединений наиболее опасными для организма являются соли многих тяжелых металлов (кадмия, свинца, алюминия, никеля, марганца, цинка и др.). Даже в невысоких концентрациях они вызывают нарушение различных функций человеческого организма. Высокие же концентрации солей тяжелых металлов вызывают острые отравления.

Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сооружений и сетей в городах является причиной вторичного микробного загрязнения питьевой воды при транспортировании по разводящей системе. Причинами этого являются износ водоразводящих сетей (50 и более процентов), несвоевременное устранение аварий и утечек, отсутствие профилактического обеззараживания водопроводов.

Не употребляйте хлорированную воду;

Используйте только воду, очищенную с помощью высокоэффективных очистителей или методом вымораживания;

Пейте только кипяченую воду!

Радиоактивность. В последние годы наибольшее внимание вызывает вопрос о воздействии радиации на человека и окружающую среду. Говоря об истопниках радиационного фона в жилых помещениях, целесообразно подробнее остановиться на значении такого газа, как радон. Радиационная опасность создается, прежде всего, за счет вдыхания альфаизлучающих аэрозолей продуктов распада радона и натрия. Человек контактирует с радоном и торием везде, но главным образом в каменных и кирпичных домах, при использовании газа для приготовления пищи и обогрева, с водой. Большую опасность представляет попадание паров воды с высоким содержанием радона в легкие вместе с вдыхаемым воздухом, что чаще всего происходит в ванной комнате, где, как показали исследования, концентрация радона в 3 раза выше, чем на кухне и в 40 раз выше, чем в жилых комнатах. К значительному повышению концентрации радона внутри жилых помещений могут привести меры по сохранению тепла в зимнее время.

Опасность радона помимо вызываемых им функциональных нарушений (затруднение дыхания, мигрень, головокружение, тошнота, депрессивное состояние, раннее старение и т.д.) заключается ещё и в том, что вследствие внутреннего облучения легочной ткани он способен вызывать рак легких.

Для того, чтобы уменьшить риск радонового облучения необходимо проводить защитные мероприятия:

Тщательно проветривать помещения;

Использовать для полов специальные покрытия;

Заменять газовые плиты в квартирах на электрические;

Использовать для строительства новых домов проверенные материалы.

Электромагнитные поля как неблагоприятный фактор среды жилых и общественных помещений. В результате многолетних наблюдений выяснилось, что электромагнитные поля (ЭМП) представляют огромную опасность для здоровья, поскольку при длительном воздействии на человека они способны вызвать рак, лейкемию, опухоли мозга, рассеянный склероз и другие тяжелые заболевания. ЭМП, создаваемые различными устройствами, генерирующими, передающими и использующими электрическую энергию являются распространенным и постоянно возрастающим негативным фактором городской среды.

В настоящее время имеется огромное количество источников ЭМП, находящихся как вне жилых и общественных зданий (линии электропередач, станции спутниковой связи, радиорелейные установки, телепередающие центры, открытые распределительные устройства, электротранспорт и т.д.), так и внутри помещений (телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сотовые радиотелефоны, бытовые микроволновые печи и др.)

В городах наблюдается существенное изменение уровня напряженности ЭМП в течение суток: днем в период работы промышленных и коммунальных предприятий он возрастает, к вечеру снижается. Суточные колебания искусственного ЭМП резко изменяют электромагнитную обстановку города в целом. Естественно, это не проходит бесследно для жителей города, многие из которых подвержены воздействию ЭМП на своих рабочих местах. Основным способом защиты населения от воздействия внешних ЭМП в жилой зоне является защита расстоянием, то есть между источником ЭМП и жилыми домами должна быть соответствующая санитарно-защитная зона. Другой надежный способ защиты организма от пагубного воздействия ЭМП, источниками которого являются бытовые приборы и персональные компьютеры – защита временем. То есть время работы вблизи таких приборов должно быть ограничено.

Шум в жилой срде.Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума больших городов снижается на 10-12 лет. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью - не более 40 дБ. Предельное значение, шума, не вызывающее вредных последствий - 100 дБ. Однако на оживленных улицах шум нередко достигает 120-125 дБ. А только за последнее десятилетие шум в крупных городах России вырос в 10-15 раз.

Шумовая «симфония» города складывается из многих факторов: грохота железных дорог и гула самолетов, рокота строительной техники и др. Самыми мощными аккордами звучит в ней движение автотранспорта, который на общем фоне дает до 80% шума.

Шум серьезно сказывается на самочувствии и состоянии здоровья людей. Так, у многих молодых людей, слушающих громкую музыку в стиле «рок», слух может испортиться навсегда. Однако шум вредит не только слуху. Ряд исследований показывает, что шум способен повысить кровяное давление, причинить ущерб сердечно-сосудистой системе. Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда.

Было доказано, что высокий уровень шума, создаваемого телевизорами и радиоприемниками в домашних условиях, препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитие речи и подавляет исследовательский инстинкт.

Статистика свидетельствует, что у рабочих, постоянно находящихся в атмосфере шума, скорее могут возникнуть аритмия сердца, нарушения вестибулярного аппарата и другие заболевания. Они чаще жалуются на утомление и повышенную раздражительность.

На фоне шума силой примерно в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает вдвое больше ошибок, чем при отсутствии этого фона. Установлено также, что ощутимый шум снижает работоспособность людей, занятых умственным трудом, более чем в полтора раза, а физическим - почти на треть.

Конечно, многое в борьбе с шумом зависит от нас. Например, если Вы работаете на шумных производствах, то целесообразно носить звукопоглощающие наушники. При сильном источнике шума внутри здания стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, например пенопластом. Если вы живите в доме, расположенном на улице с интенсивным движением транспорта, то в часы пик следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор. И, конечно, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее и ночное время.

Для снижения шума на жилой территории необходимо соблюдение следующих принципов:

Вблизи источников шума размещать малоэтажные здания;

Шумозащитные объекты строить параллельно транспортной магистрали;

Группировать жилые объекты в закрытые или полузакрытые кварталы;

Здания, не требующие от шума (склады, гаражи и т.п.), использовать в качестве барьеров, ограничивающих распространение шума.

Вибрация в условиях жилища.

Вибрация как фактор среды обитания человека наряду с шумом относится к одному из видов её физического загрязнения, способствующего ухудшению условий проживания городского населения.

Колебания в зданиях могут генерировать внешние источники (подземный и наземный транспорт, промышленные предприятия), внутридомовое оборудование встроенных предприятий торговли и коммунально-бытового обслуживания населения. Вибрация в квартире часто вызвана эксплуатацией лифта. В некоторых случаях ощутимая вибрация наблюдается при строительных работах, проводимых вблизи жилых зданий. Регулярно повторяющиеся через 1.5-2 минуты колебания пола, сотрясения стен, мебели и т.п. нарушают отдых жителей, мешают выполнению домашних дел, не дают сосредоточиться на умственном труде. Люди, проживающие в таких домах, испытывают повышенную раздражительность, нарушение сна. Наиболее подвержены негативному воздействию вибрации лица в возрасте от 31 до 40 лет и с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной системы.

Важнейшим направлением решения проблемы ограничения неблагоприятного воздействия вибрации в жилищных условиях является гигиеническое нормирование ее допустимых воздействий.

В настоящее время можно с уверенностью говорить о комплексном воздействии ряда неблагоприятных факторов, которые привели к снижению защитных сил организма городского жителя и повышенной восприимчивости к различным болезням. Между геохимической структурой загрязнения территории городов и состоянием здоровья населения существует связь, прослеживаемая на всех этапах – от накопления загрязняющих веществ и возникновения иммунобиологических сдвигов в организме до повышения заболеваемости. Являясь функцией от многих переменных, здоровье городского населения представляет собой интегральный показатель качества окружающей среды.

2.3.Социальные опасности.

Неблагоприятная социальная обстановка возникает в результате эпидемий, разрешения социальных, межнациональных и религиозных конфликтов непарламентскими способами, действиями бандформирований и групп, что приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных и культурных ценностей.

Последствия от неблагоприятной социальной обстановки в городах могут быть самыми различными: от возникновения опасных для здоровья условий проживания при эпидемии до разрушений, пожаров, возникновения обширных очагов химического, биологического, радиационного заражения, массовой гибели людей при ведении боевых действий, во время общественных беспорядков, совершенном теракте.

Скопление людей в городах является благоприятной почвой для возникновения межличностных и групповых конфликтов, ухудшения криминальной обстановки, увеличения опасности для жизни и здоровья человека. Число правонарушений, террористических актов, массовых беспорядков растет год от года. Темпы роста преступности в городах в 4 раза опережают темпы роста населения в них

Радикальное и подчас болезненное реформирование практически всех сфер жизни породило в городах ряд явлений, которые становятся серьезными криминогенными факторами. В их числе:

Экономическая нестабильность;

Увеличение уровня безработицы;

Усиление расслоения населения по уровню доходов;

Изменение на уровне государственной политики идеологических установок в

отношении собственности, средств производства и психологическая

неготовность многих людей воспринимать эти изменения;

Дефицит власти;

Проявление бюрократизма и распространение коррупции в государственном

аппарате.

Этим, очевидно, объясняются высокие темпы роста преступности в последние годы и, в частности, участившиеся случаи массовых антиобщественных проявлений, нередко сопровождаемых тяжкими последствиями (убийствами, телесными повреждениями, поджогами, погромами, уничтожением имущества, неповиновением органам власти).

Серьёзным социальным раздражителем и криминогенным фактором являются беженцы, которые в основном концентрируются в городах. Многие из них, не справившись с трудностями, начинают добывать средства на жизнь противоправным путем, занимаясь воровством, грабежами, разбоями и нередко организуя в этих целях преступные сообщества.

Именно в крупных городах появляются различные неформальные молодежные объединения – металлисты, панки, фаны, рокеры, скинхэды. При определенных условиях перечисленные группы молодежи могут представлять собой реальную опасность для окружающих людей, и это следует учитывать в повседневной жизни. Неформальные объединения являются основными участниками в нарушении общественного порядка в публичных местах, то есть в массовых беспорядках. Один из видов массового беспорядка - массовые погромы , сопряженные с насилием, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых или взрывных устройства с оказанием вооруженного сопротивления представителям власти.

Другой вид – массовые зрелища , так же всегда таит в себе взрывную опасность. В наибольшей степени это относится к концертам рок-музыки, когда экстаз слушателей, нередко накачавшихся наркотиками, приводит к печальным последствиям. Довольно большое количество болельщиков гибнет на стадионах, несмотря на принимаемые меры безопасности. Религиозные праздники так же зачастую сопровождаются человеческими жертвами. К числу потенциально опасных событий относятся так же демонстрации, политические манифестации, всенародные праздники.

Высокая степень общественной опасности участников массовых зрелищ обусловлена, фактом существования трудного поддающегося контрою большого скопления людей, фактами причинения ущерба имуществу и вреда здоровью гражданам(а иногда и смерти), дезорганизацией деятельности органов власти и управления.

Из сказанного можно сделать вывод, что любые массовые беспорядки наносят материальный и физический вред, дезорганизуют жизнь общества.

Реальной угрозой безопасности в современном общества стал терроризм . Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем. В основном, любые формы проявления терроризма больше угрожают безопасности больших городов и их населению, влекут за собой огромные политически, экономические и моральные потери, оказывая сильное психологическое давление на людей и унося все больше жизней ни в чем не повинных граждан.

Глава 3. Система обеспечения безопасности.

Рассмотрев источники опасности в современном городе, необходимо назвать службы, которые помогают людям справляться с чрезвычайными ситуациями. Говоря о системе безопасности города, необходимо подчеркнуть, что существуют службы городские и районные.

Службы безопасности в городе:

Служба защиты от пожаров (пожарная охрана)

Служба охраны правопорядка(милиция)

Служба охраны здоровья (скорая помощь)

Служба газа

Главная задача противопожарной службы – обнаружив очаг пожара, локализовать его, спасти попавших в беду людей и, естественно, потушить огонь. Пожарные применяют разные по назначению пожарные машины: основные, специальные и вспомогательные. На каждую пожарную машину назначают боевой расчет, состоящий из командира, водителя и пожарных. Боевые расчеты на основных и специальных машинах называют отделением. Отделение, сооруженное автоцистерной, автонасосом или насосно-рукавным автомобилем, является первичным тактическим подразделением пожарной охраны. Последнее способно самостоятельно выполнять задачи по тушению пожара, спасению людей, защите и эвакуации материальных ценностей.

Милиция призвана обеспечить охрану общественного порядка, личной и другой собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. Важнейшими задачами милиции являются предупреждение и пресечение преступлений и других антиобщественных действий, быстрое и полное раскрытие преступлений, всемерное содействие устранению причин, порождающих преступления и иные правонарушения.

Обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. возложено на дорожно-патрульную службу (ДПС). Деятельность ДПС направлена на проведение мероприятий по предупреждению и снижению тяжести дорожного травматизма, пресечению правонарушений в сфере безопасности дорожного движения и строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности.

В числе основных задач ДПС:

Надзор за соблюдением правил дорожного движения;

Регулирование движения;

Участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

Осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного

происшествия, оказание помощи пострадавшим и эвакуация их в

лечебные учреждении;

Транспортировка поврежденных транспортных средств с места ДТП.

Скорая медицинская помощь располагает коллективом врачей различных специальностей, хорошо подготовленным вспомогательным персоналом, парком маневренных легковых автомобилей. Основная задача этой службы – оказать врачебную помощь пострадавшему и, если необходимо, доставить его в ближайшее лечебное учреждение. Современное медицинское оборудование позволяет квалифицированно оценить состояние пострадавшего (больного) и вовремя ему помочь.

Основной задачей аварийной газовой службы является обнаружение и устранение утечки газа возникшей в результате аварийной ситуации либо связанной с неправильной эксплуатацией газового оборудования.

Очень важно, в случаях аварии или опасной ситуации правильно запомнить порядок вызова соответствующей службы:

1. Снять трубку телефона и набрать нужный номер.

2. Сообщить причину вызова.

3. Назвать свое имя и фамилию.

4. Сообщить куда прибыть и номер телефона.

К районным коммунальным службам относятся: водообеспечение, электроснабжение, система газификации, дорожная служба. Кроме того, каждый район делится на микрорайоны, где при эксплуатационных управлениях действуют службы лифтов, службы по электросетям, теплосетям и канализационным сетям. Обеспечение безопасности жизнедеятельности – понятие достаточно широкое, к этой системе следует отнести так же санитарно – эпидемическую службу, службу спасения на воде, районный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. На страже чести и достоинства граждан, их имущественной и жилищной неприкосновенности стоят суды и прокуратура.

Заключение.

Таким образом, анализируя роль города в жизни человека, мы видим, что жизнедеятельности человека в условиях современного города потенциально опасна. Даже не родившись, находясь в утробе матери, человек подвергается постоянно существующим и действующим опасностям различного характера. А с момента рождения опасности угрожают жизни и здоровью горожан намного больше в сравнении с сельскими жителями. Это обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, каковой является город, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Все действия человека и все компоненты городской среды (прежде всего технические средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с положительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потенциальная опасность.

Поэтому обеспечение безопасности в условиях современного города жизнедеятельности есть главная задача для городских жителей, предприятий, организаций и учреждений. Решение проблему обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных(комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (городской, жилой, производственной) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно допустимые уровни. Можно сказать, что задача обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе, как среде обитания состоит не в том, чтобы устранить существующие опасности, а в том, чтобы снизить потенциальный уровень опасностей и уменьшить последствия от их действий. Реализуясь в пространстве и времени, опасности города угрожают не только отдельному индивиду, но и той или иной социальной группе.

Как же достичь безопасности? Первейшим и главнейшим способ состоит в повышении информированности народа. Родители с детства обязаны научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с опасными предметами и ядовитыми предметами и ядовитыми веществами. Активно способствовать становлению у него основ экологической культуры и здорового образа жизни.

В средних учебных заведениях педагогам следует обратить особое внимание на формирование в сознании детей и подростков обостренного чувства личной с коллективной безопасности, привитие навыков в распознавании и оценке опасностей, а так же безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях дома, в школе, на улице.

Для профилактики опасностей и защиты от них, выработки надлежащего мировоззрения и поведения людей служит наука «Безопасность жизнедеятельности». Её целью является формирование знаний и умений по защите жизни и здоровья у условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий и оказанию само- и взаимопомощи в случае проявления опасности; сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, находить способы защиты от них.

«Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает общую грамотность в области безопасности, являясь неотъемлемой составной частью подготовки всесторонне развитой личности.

Список используемой литературы:

1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. –СПб.: Митер, ц007.

2.Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Л.А. Муравья. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

3.Денисов В.В., Денисова И.А., Гутенев В.В., Монтвила О.И Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издаетльский центр «МарТ», 2003.

4.Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /В.Ю. Микрюков. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. – 2-е изд., испр. и доп. /Ю.В Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС,2002.