Cочинение ««От жизни никогда не устаю…» (анализ стихотворения «Я не люблю»). Анализ стихотворения Высоцкого В.С

Михаил Юрьевич Лермонтов — известный поэт и прозаик. Все его произведения наполнены живостью, все его персонажи многогранны и интересны. То же самое можно сказать и о его стихотворениях. Они полны эмоций, они разносторонни, они открывают внутренний мир творца. Его произведения входят в школьную программу, начиная со средней школы. Романы, стихи, рассказы Михаила Юрьевича читают и изучают не только в нашей стране, но и за рубежом.

В 1830-ом году поэт знакомится с Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний Михаил тут же влюбляется в нее. К сожалению, его возлюбленная не испытывала к нему никаких романтических чувств, даже более того, она дала ему такую характеристику:

Неуклюжий, косолапый мальчик с умными, выразительными глазами и язвительно-насмешливой улыбкой.

Спустя некоторое время им пришлось расстаться на целых четыре года. В 1831-ом году Михаил Лермонтов пишет данное стихотворение и посвящает его Екатерине. Он жестоко отомстил за свою поруганную любовь, когда расстроил помолвку девушки, убедив ее в том, что известный литератор, то есть он сам, все еще без ума от нее.

Жанр, направление и размер

Для творчества Лермонтова характерна многожанровость. Он пишет в абсолютно любых направлениях, умело соединяя в своих работах любовь к природе, умные и интересные рассуждения, которые не лишены душевной теплоты. Данное произведение как раз относится к любовной лирике поэта.

Написано «Я не люблю тебя» четырехстопным ямбом. Рифма перекрестная. Вообще, это не первый опыт Михаила Юрьевича в данной тематике. На тему любви за всю жизнь писатель написал около 160 стихотворений.

Образы и символы

Лирическим героем является сам писатель. Он сравнивает свое сердце и душу с храмом. Образ возлюбленной является божеством. Оно согревает храм своим сиянием.

Герой стихотворения страдает, ему тяжело, но в конце он признает, что, несмотря на все страдания, его душа и сердце по-прежнему остаются храмом для этого божества, а оно само всегда будет для него чем-то особенным.

Темы и настроение

Поэт затрагивает тему переживаний влюбленного человека. В этом небольшом стихотворении Михаил Юрьевич уместил все противоречивые мысли, которые возникают у мужчины, расставшегося с любимой. С одной стороны ему грустно, он вроде бы забыл о чувствах, но с другой стороны ему обидно и неприятно, что все закончилось тем, что он вынужден подавлять свою любовь.

Конечно же, основная тема – безответная любовь и последующая разлука, которая навсегда останется шрамом на сердце. Но лирический герой не может злиться и ненавидеть, он никогда не сбросит свой идол с пьедестала.

Это стихотворение похоже на прощальное письмо, в котором он говорит, что ему пришлось нелегко, но он справился и забыл свою любовь, ему пришлось переломить себя. Все закончилось, но послевкусие разбитого сердца все равно остается.

Идея

В этом стихотворении Михаил Лермонтов передает свои чувства. Он выплёскивает их в стихах, чтобы освободить свою душу и сердце от переживаний, очистить мысли от памяти о бывшей возлюбленной. Но все же она – все еще смысл его жизни, как бы он не хотел обратного. Такая страсть не исчезает, а просто таится в душе, как уснувший вулкан.

Поэт был весьма любвеобилен, что вполне характерно для творческих личностей (они нуждаются в музе). Но в его стихотворениях его любовь всегда печальна. Роман с Сушковой был довольно интересен, так как в нем Лермонтов сначала никак не мог добиться ее расположения, а потом жестоко обманул свою возлюбленную. Это стихотворение — лишь малая капля в любовной лирике, посвященной Сушковой. «Я не люблю тебя» можно назвать стихотворением, завершающим любовную эпопею автора, поэтому главная мысль – это озвучить последний аккорд мелодии страсти, которую творец ведет к концу.

Средства художественной выразительности

На первый взгляд, кажется, что стихотворение не имеет особых средств выразительности, но если разбирать более подробно, то можно найти метафоры: «образ жив, хотя бессилен»; олицетворение: «умчался сон»; эпитеты: «прежний сон», «кумир поверженный», «оставленный храм».

Также присутствует инверсия. За счет этого произведение имеет более интересное звучание. В целом, это стихотворение не большое, но автор настолько гармонично сочетает все слова, что оно сразу берет за душу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

* творчестве Владимира Высоцкого
* Сочинение «Живая жизнь» Высоцкого
* Сочинение на тему: Знакомство с творчеством Высоцкого
* Каков мир поэзии В. С. Высоцкого?
* Вопросы добра и зла в произведениях русских писателей

Очень важная информация для каждого!
Начните УПРАВЛЯТЬ своим...

Топовая обувь этого лета! СКИДКА 80%
Самые дешевые модели ТУТ!
25-й кадр! Просто смотрите на картинки!
Посмотрите видео и похудеете!

Обуться дешево в фирменную обувь хотите?
Креативные модели со скидкой 80%! ...

Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песнимонологи привлекли к себе внимание самых разных людей. В восьмидесятые годы их пела уже вся страна. А сам автор был не так прост и прямолинеен, как это могло показаться на первый взгляд.

Мне хочется поговорить о его стихотворении “Я не люблю”. Его можно назвать программным в творчестве Владимира Семеновича.

Я не люблю фальшивого исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

В которое болею или пью.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и еще -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

В этом стихотворении поэт высказывает свои заветные мысли, говорит о принципах без колебаний и ложной стыдливости. Его душа открыта читателям и слушателям.

Я не люблю, когда наполовину,

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрела в упор.

И как у большого поэта, у Высоцкого от личного “я” идет переход к общественному. Он видит себя гражданином великой страны и высказывает свою позицию смело, даже если она идет вразрез с официальной.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или - когда все время против шерсти,

Или - когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово “честь” забыто

И коль в чести наветы за глаза.

Поэт решил высказаться до конца, без недосказанности и трусливого умолчания. Его тон категоричен и, кажется, не терпит возражений. Лейтмотивом стихотворения звучит фраза, вынесенная и в название: “Я не люблю…” Без излишней красивости, витиеватых эпитетов поэт высказывает, свою гражданскую позицию. Он не хочет подстраиваться ни” к чьему мнению, голосу - пусть теперь послушают его собственный.

Когда я вижу сломанные крылья -

Нет жалости во мне, и неспроста.

Я не люблю насилья и бессилья,

Вот только жаль распятого Христа.

Заканчивается стихотворение (так и просится сказать манифест) четким выражением поэтом своей позиции, непоколебимой верой в свою правоту, которую хочется назвать истиной. Но это не самодовольство и вера в собственную непогрешимость, а выстраданная и понятая истина, к которой поэт шел долгим и мучительным путем.

Я не люблю себя, когда я трушу,

Я не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены -

На них милъон меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю!

Предвидя перемены в обществе, поэт говорит об абсолютных истине и ценностях, которые не подвластны времени. Этим понятием обозначается целый этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В авторской песне можно отметить много течений, направлений, литературных традиций. Перечислю наиболее известные имена авторовисполнителей: Ада Якушева, Юлий Ким, Владимир Чернов и, конечно, Юрий Визбор, Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Новелла Матвеева, Александр Городницкий. В творчестве этих поэтов немало общих мотивов. Их роднит схожесть лирического героя: это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой, будь то геолог, турист или строитель новых городов. Нельзя не сказать несколько слов и об очень любимом мною крупном прозаике и поэте Булате Окуджаве. Мир его лирики несколько иной, чем у перечисленных выше поэтов. Его герой также уходит от унылой картины современной ему жизни, но уходит не в горы или тайгу, а чаще всего в романтизированное прошлое - предметом этой романтизации могут быть и XIX век, пушкинское время с его лихими гусарами, дуэлянтами и кавалергардами, и начало XX века, чьи герои - “господа юнкера”, оставшиеся на полях германской войны; и времена гражданской войны с их героиней - “комсомольской богиней”.

Однако я более подробно остановлюсь на творчестве только одного представителя авторской песни - Владимира Высоцкого.

Судьба его была в чемто драматичной, а в чемто - очень счастливой. Он не дождался официального признания, его книги увидели свет уже после смерти автора. Но уже при жизни поэт узнал подлинную славу. Очень точное определение В. Высоцкому дано А. Вознесенским: “шансонье всея Руси”.

Творческое наследие Высоцкого необычайно обширно, песен он создал тысячи. Темы их, кажется, всеохватны, героям его произведений нет числа. В любом песенном сюжете Высоцкому важно раскрыть, прежде всего, мир личности, человеческий характер. А ярче всего человек раскрывается в экстремальных ситуациях, потому их так много в произведениях поэта. Достаточно вспомнить его “Песню о друге” (“Если друг оказался вдруг…”)..

Немало песен Высоцкого написано в сатирическом жанре.

Предметом насмешки становились явления самого разного рода- в стихах поэта целая галерея сатирических типов застойного времени.

Сатира Высоцкого чаще всего двойственна: автор смеется над своими персонажами и одновременно сочувствует им, как, например, в песне “Смотрины”: мрачная картина разгула, когда люди “все хорошее в себе доистребили”, и вместе с тем пронзительной жалостью звучащие слова:

А дома баба на сносях,

Гусей некормленных косяк,

Да дело даже не в гусях,

А все неладно.

То же примерно и в известной песне “Диалог у телевизора” (другое название - “Диалог в цирке”). Разговор Зины и Вани не просто смешон - за репликой героя: “Домой придешь-там ты сидишь” ощущение безысходности, замкнутого круга.

Стихотворенияпесни Высоцкого чрезвычайно неоднородны по жанру. У него есть баллады, песниразмышления, песнидиалоги.

Особое место среди произведений поэта занимают песнипритчи, построенные на аллегории. Так, песня “Охота на волков” написана не столько о звере, сколько о человеке, воспитанном в системе ограничений и запретов:

Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка…

Наши ноги и челюсти быстры -

Почему же, вожак, дай ответ

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем через запрет?!

Такой же философский подтекст можно обнаружить и в других, на первый взгляд просто забавных и шуточных, песнях Высоцкого, например в его размышлениях о том, почему аборигены съели Кука: а потому и съели, что он был самый умный, добрый и сильный, - так уж у аборигенов принято. А вот кто эти аборигены, читательслушатель угадывал легко. В песне “Притча о Правде и Лжи” - непростые размышления автора о вечных истоках жизни, выраженные через аллегории, которые восходят к традициям устного народного творчества и древнерусской литературы.

Владимир Высоцкий гениальный советский поэт, актер, певец. Имя этого человека стало символом целой эпохи. Его творчество перевернуло жизни миллионов и стало глотком свежего воздуха в условиях тяжелого периода застоя.

Нервность, которая присуща в стихотворениях Высоцкого, делает его настоящим бунтарем против жесткой системы, которой было сковано общество. Он подобно Владимиру Маяковскому смело говорит в глаза людям то, что меньше всего они хотят услышать: Высоцкий уличает их в трусости, невежестве, гнилости.

Несмотря на свою короткую жизнь, поэт успел сделать свой бесценный вклад в культуру и войти в сердца многих людей. Всенародная любовь к поэту будет жить еще долго. Ведь он писал о темах, которые останутся близкими и пришедшим поколениям. Высоцкий стал человеком легендой, настоящим борцом за свободу человеческого мировоззрения.

Однажды Владимир Семенович сказал, что мечтает прожить жизнь так, чтобы после его смерти, у людей было желание зажечь за него свечу. Этой мечте суждено было сбыться.

Стих Высоцкого «Мой Гамлет»

Десять лет Владимир Высоцкий играл на сцене тетра роль Гамлета. Хотя «играл» не совсем уместное слово. Высоцкий был самим Гамлетом. Литературный герой находил свою физическую оболочку в актере.

В середине семидесятых годов, Высоцкий создает стихотворение «Мой Гамлет». В произведении автор наводит очевидные для всех параллели собственной жизни с жизнью Гамлета. В весьма характерной для себя небрежной форме он рассказывает о тех страданиях, которые наполняют его душу, о том вечном выборе, стоящем перед каждым человеком.

Стих наполнен современными выражениями этим автор подчеркивает, что прежде всего говорит о себе, а не о Датском принце. Постепенно, стихотворение приобретает трагический смысл, так как лирический герой в какой-то момент нравственно упал, предал свои принципы.

Знаменитый гамлетовский вопрос поднимается в произведении как возможность выбора главного героя: подняться, или идти дальше либо же влиться в то низкое общество, которое его окружает. Стих стал своеобразным личным пророчеством для своего автора: лирический герой находит успокоение души только в смерти. Самого Высоцкого постигла такая же участь.

Анализ стихотворения «Я не люблю».

Произведение « Я не люблю» - настоящая ода государству и его верным гражданам. Однако не стоит заблуждаться, что речь идет о Советском союзе и его многомиллионном народе. В этом стихотворении автор преклоняется перед той родиной, которую создают свободомыслящие люди.

Высоцкий смело высказывает свою гражданскую позицию, несмотря на то, что она остро противоречит государственной идеологии. Автор учит людей не трусливо убегать от общественных проблем, а смело и с вызовом им противостоять. В своем стихотворении, Высоцкий ведет отчаянную борьбу с той страшной пучиной советской идеологии, которая неминуемо ведет к гибели нации.

Она превращает народ в покорное стадо, слепо идущее за авторитарными вождями. Автор чувствует скорые перемены и постепенно готовит общество к ним. Стих «Я не люблю» вызвал бурный протест со стороны власти и стал первопричиной официального запрета творчества Высоцкого.

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда весёлых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю и ещё -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда - наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почести иглу,

Или когда всё время против шерсти,

Или когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово "честь" забыто

И коль в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья,

Нет жалости во мне - и неспроста:

Я не люблю насилье и бессилье,

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в неё плюют.

Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены -

Я это никогда не полюблю!

История создания стихотворения «Я не люблю», на мой взгляд, весьма любопытна. По свидетельству поэта Алексея Уклеина, находясь в Париже, Высоцкий как-то из открытого окна услышал песню Бориса Полоскина «Я люблю», которая по каким-то причинам считалась не его оригинальным произведением, а всего лишь переводом либо песни Шарля Азнавура, либо народной французской (оба варианта сосуществовали). Вероятно, потому, что в её основе – любовь к женщине, интимное чувство, посвящение которому стихов в шестидесятые годы хотя и не возбранялось, но всё же не очень приветствовалось. Вот воспевание чувств гражданских, патриотизма, прославление партии и народа – куда более важные темы. Это настолько твёрдо было вбито в сознание советского человека, что даже Высоцкий не согласился с Полоскиным – цитирую по заметке Уклеина:

– Ленин сказал как-то Горькому: «Часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей... А сегодня гладить по головке никого нельзя – руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно...» Ох, Борис, ты неправ (оказывается, фраза прозвучала задолго до обращения Лигачёва к Ельцину. – Прим. моё), ой, не прав, – зарычал Владимир Семенович, – не время сейчас и не место!.. Чай, живёшь ты не в городе братской любви, а в Ленинграде – колыбели революции...

На 30-летнем Высоцком, это был 1968 год, как видим, тоже отразилась система школьного советского воспитания, согласно которой всё личное – это нечто второстепенное, не заслуживающее особого внимания. Своеобразным его ответом Полоскину и стало стихотворение-песня «Я не люблю».

Естественно, Высоцкий отошёл от интимной тематики и высказал своё жизненное кредо, свою позицию, по которой он что-то не принимает, с чем-то мириться не просто не хочет, а не может, так как против этого отрицаемого восстаёт его душа поэта. Прежде чем назвать это отрицаемое, замечу: стихотворение «Я не люблю» я бы отнесла к гражданско-философской лирике. К первой, потому что автор открыто высказывает свою гражданскую позицию (или, как нас учили в школе, позицию лирического героя); ко второй, потому что многие положения этого стихотворения можно понимать как в прямом, так и в переносном, более широком значении. Например, фраза «откажут тормоза» только у неискушённого читателя вызовет воспоминания о машине, о тормозах, которые могут оказаться неисправными. Многие подумают о бесконечной гонке жизни, задумаются о том, что мчаться по жизненному пути крайне опасно, ведь отказ тормозов и здесь может привести к самым плачевным результатам, и о том, насколько велика ненависть лирического героя к «уверенности сытой», что для него мчаться по жизни без тормозов лучше.

Тема стихотворения заявлена в названии, а так как неприятие касается многих сфер жизни человека (многих микротем), то определить тему более конкретно, на мой взгляд, не представляется возможным. И всё же я бы сказала, что в стихотворении явно просматривается тема неприятия мещанства с его двойной моралью – и абсолютно ничего революционного нет, хотя и своей реплике о несогласии с Борисом, Высоцкий и напоминает певцу любви, о том, что Ленинград – колыбель революции. Идея стихотворения вытекает из темы – вызвать неприятия того, что не принимает лирический герой. Стихотворение бессюжетное, так что об элементах сюжетной композиции говорить не приходится.

Лирический герой, исходя из текста произведения, представляется человеком молодым, энергичным, порядочным, человеком, для которого честь – не пустое слово, для которого песня, возможность петь – главное в жизни, человеком, открыто выражающим свою жизненную позицию, имеющим обо всём своё собственное мнение, но в реальной жизни несколько закрытым, далеким от того, чтобы каждого пускать в душу. Стихотворение поражает динамизмом, неиссякаемой энергией, которая передаётся читателю (слушателю). И высокий эмоциональный накал произведения, и та энергия, с которой лирический герой знакомит нас с основными положениями своего жизненного кредо, вполне уместны, потому что без накала, без энергии разговор об отрицаемом, о непринимаемом был бы неубедительным.

На первый взгляд, стихотворение не богато на средства художественной выразительности, но это на первый взгляд,на самом деле их здесь вполне достаточно и для создания ёмких отрицаемых образов, и для яркости, динамичности изложения. Речь В.В.Высоцкого в целом метофорична, полна образов.

В первую очередь, наверное, каждый читатель обращается внимание на анафору «Я не люблю», которой открывается большинство строф, которая в одной строфе звучит дважды, а в одной ею начинается лишь третья строка – в четвёртой строфе начальное «Я не люблю» заменяется более сильным «Я ненавижу». Такая несимметричность – одно из средств, которое придаёт стихотворению динамизм, так как меняет его интонирование: вместо уже привычного «Я не люблю» – вдруг «Я ненавижу», потом «Я не люблю» сменяется началом «Когда я вижу» и в последних трёх строфах четырёхкратная анафоры «Я не люблю», завершающаяся категоричным «Я это никогда не полюблю» – элементом, своеобразно завершающим стихотворение, придающим его композиции кольцевой вид.

Чтобы завершить разговор о поэтическом синтаксисе, раз уж он начат упоминанием анафоры, отмечу наличие немногочисленных инверсий – они в придаточной части сложноподчинённых предложений: «Когда веселых песен не пою», «Когда чужой мои читает письма», «когда невинных бьют», «когда в неё плюют». Инверсия всегда выразительна, так как выпячивает, вставляет на первый план те слова, которые нарушают прямой порядок слов: веселых песен, мои, невинных, в неё.

Антитеза – ещё один приём (наряду с анафорой), лежащий в основе построения некоторых строф, правда, замечу: у Высоцкого в данном стихотворении она строится на контекстуальных антонимах: «Я не люблю открытого цинизма, / В восторженность не верю…», «Я не люблю, когда стреляют в спину, / Я также против выстрелов в упор», «Я не люблю **насилье и бессилье, – / Вот только жаль распятого Христа», «Я не люблю, когда мне **лезут в душу, / Тем более – когда в неё плюют».

Особую выразительность стихотворению придают тропы, хотя их немного, в первую очередь – эпитеты, придающие выпуклость абстрактным и конкретным понятиям, делающие эти понятия яркими: весёлых песен, открытого цинизма, уверенности сытой, сломанные крылья.

Метафор практически нет, я бы отнесла к этому приёму словосочетания «почестей иглу», «сломанные крылья». Хотя не всё однозначно.

Первое – «почестей иглу» – напоминает нам лермонтовский «венец терновый, увитый лаврами» («Смерть поэта»), так что и аллюзией его назвать можно. Вместе с тем в этой метафоре Высоцкого я вижу и признаки оксюморона: почести в нашем представлении – признание заслуг, триумф, чествование с рукоплесканиями или без них, с наградами, коронами, лавровыми венками и без них. Игла почестей – соединение несоединимого… но – вот парадокс! – так часто встречающегося в реальной жизни, ибо не перевелись ещё (да и вряд ли переведутся когда-либо) люди, для которых чужой успех как нож в сердце, и многие из этих людей будут стараться уколоть того, которому они на словах воздают почести, представить его в самом невыгодном свете при каждому удобном случае.

Словосочетание «сломанные крылья», метафорично, так как полностью построено на скрытом сравнении: сломанные крылья – это разрушенные иллюзии, крушение мечты, расставание с прежними идеалами.

«Уверенности сытой» – метонимия. Конечно, это не сама уверенность насытилась – речь о хорошо обеспеченных, а потому уверенных в собственной непогрешимости людях, насаждающих свою точку зрения на правах сильного. Кстати, и здесь я вижу аллюзию – вспоминается русская пословица: «Сытый голодного не разумеет».

Гипербола «мильон меняют по рублю» из последней строфы подчёркивает нелюбовь лирического героя ко всему неестественному, показному («Я не люблю манежи и арены»).

Характерной особенностью стихотворения «Я не люблю» является наличие эллипсисов. Под термином эллипсис мы понимаем риторическую фигуру разговорного стиля, представляющую собой намеренный пропуск несущественных для смысла слов: Я не люблю, когда – наполовину; Или – когда всё время против шерсти, / Или – когда железом по стеклу. Этот приём придаёт стихотворению некий демократизм, что усиливается, во-первых, использованием фразеологизмов разговорного характера лезть в душу, плевать в душу (Я не люблю, когда мне лезут в душу, / Тем более – когда в неё плюют, во-вторых, употреблением фразеологизма высокого стиля – червь сомнения – в неожиданном ракурсе, во множественном числе: червей сомнения, что снижает его высокость и низводит до стиля разговорного, и, в-третьих, включением в текст слов разговорных: неспроста, наветы, мильон.

Стихотворение Высоцкого «Я не люблю» состоит из 8 четверостиший с перекрёстной рифмой в каждой, причём в первых и третьих строках каждой строфы рифма женская, а во второй и четвёртой – мужская. Стихотворение написано пятистопным ямбом, который в строках с женской рифмой имеет лишний слог.

Так как в произведении немало многосложных слов (фатального, открытого, восторженность, наполовину и пр.), а свойство русской лексики состоит в том, что каждое слово имеет одно ударение, то стихотворных строк без пиррихия (стоп, не имеющих ударного слога) в нём немного – три (Когда чужой мои читает письма; Досадно мне, что слово «честь» забыто; Обидно мне, когда невинных бьют). В остальных строках по одному пиррихию и по два пиррихия.

Стихотворение «Я не люблю», на мой взгляд, является программным произведением тогда, во время создания, ещё молодого поэта. Высоцкий уже в 30 лет точно знал, что он не сможет принять, полюбить ни при каких условиях, с чем намерен бороться и с помощью своих стихов-песен, и с помощью своих ролей в театре и кино. Знал и громогласно заявил об этом.

Анализ стихотворения Владимира Семёновича Высоцкого

"Я не люблю"

История создания стихотворения «Я не люблю», на мой взгляд, весьма любопытна. По свидетельству поэта Алексея Уклеина, находясь в Париже, Высоцкий как-то из открытого окна услышал песню Бориса Полоскина «Я люблю», которая по каким-то причинам считалась не его оригинальным произведением, а всего лишь переводом либо песни Шарля Азнавура, либо народной французской (оба варианта сосуществовали). Вероятно, потому, что в её основе - любовь к женщине, интимное чувство, посвящение которому стихов в шестидесятые годы хотя и не возбранялось, но всё же не очень приветствовалось. Вот воспевание чувств гражданских, патриотизма, прославление партии и народа - куда более важные темы. Это настолько твёрдо было вбито в сознание советского человека, что даже Высоцкий не согласился с Полоскиным - цитирую по заметке Уклеина:

Ленин сказал как-то Горькому: «Часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей... А сегодня гладить по головке никого нельзя - руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно...» Ох, Борис, ты неправ (оказывается, фраза прозвучала задолго до обращения Лигачёва к Ельцину. - Прим. моё), ой, не прав, - зарычал Владимир Семенович, - не время сейчас и не место!.. Чай, живёшь ты не в городе братской любви, а в Ленинграде - колыбели революции...

На 30-летнем Высоцком, это был 1968 год, как видим, тоже отразилась система школьного советского воспитания, согласно которой всё личное - это нечто второстепенное, не заслуживающее особого внимания. Своеобразным его ответом Полоскину и стало стихотворение-песня «Я не люблю».

Естественно, Высоцкий отошёл от интимной тематики и высказал своё жизненное кредо, свою позицию, по которой он что-то не принимает, с чем-то мириться не просто не хочет, а не может, так как против этого отрицаемого восстаёт его душа поэта. Прежде чем назвать это отрицаемое, замечу: стихотворение «Я не люблю» я бы отнесла к гражданско-философской лирике. К первой, потому что автор открыто высказывает свою гражданскую позицию (или, как нас учили в школе, позицию лирического героя); ко второй, потому что многие положения этого стихотворения можно понимать как в прямом, так и в переносном, более широком значении. Например, фраза «откажут тормоза» только у неискушённого читателя вызовет воспоминания о машине, о тормозах, которые могут оказаться неисправными. Многие подумают о бесконечной гонке жизни, задумаются о том, что мчаться по жизненному пути крайне опасно, ведь отказ тормозов и здесь может привести к самым плачевным результатам, и о том, насколько велика ненависть лирического героя к «уверенности сытой», что для него мчаться по жизни без тормозов лучше.

Тема стихотворения заявлена в названии, а так как неприятие касается многих сфер жизни человека (многих микротем), то определить тему более конкретно, на мой взгляд, не представляется возможным. И всё же я бы сказала, что в стихотворении явно просматривается тема неприятия мещанства с его двойной моралью - и абсолютно ничего революционного нет, хотя и своей реплике о несогласии с Борисом, Высоцкий и напоминает певцу любви, о том, что Ленинград - колыбель революции. Идея стихотворения вытекает из темы - вызвать неприятия того, что не принимает лирический герой. Стихотворение бессюжетное, так что об элементах сюжетной композиции говорить не приходится.

Лирический герой, исходя из текста произведения, представляется человеком молодым, энергичным, порядочным, человеком, для которого честь - не пустое слово, для которого песня, возможность петь - главное в жизни, человеком, открыто выражающим свою жизненную позицию, имеющим обо всём своё собственное мнение, но в реальной жизни несколько закрытым, далеким от того, чтобы каждого пускать в душу. Стихотворение поражает динамизмом, неиссякаемой энергией, которая передаётся читателю (слушателю). И высокий эмоциональный накал произведения, и та энергия, с которой лирический герой знакомит нас с основными положениями своего жизненного кредо, вполне уместны, потому что без накала, без энергии разговор об отрицаемом, о непринимаемом был бы неубедительным.

В первую очередь, наверное, каждый читатель обращается внимание на анафору «Я не люблю», которой открывается большинство строф, которая в одной строфе звучит дважды, а в одной ею начинается лишь третья строка - в четвёртой строфе начальное «Я не люблю» заменяется более сильным «Я ненавижу». Такая несимметричность - одно из средств, которое придаёт стихотворению динамизм, так как меняет его интонирование: вместо уже привычного «Я не люблю» - вдруг «Я ненавижу», потом «Я не люблю» сменяется началом «Когда я вижу» и в последних трёх строфах четырёхкратная анафоры «Я не люблю», завершающаяся категоричным «Я это никогда не полюблю» - элементом, своеобразно завершающим стихотворение, придающим его композиции кольцевой вид.

Чтобы завершить разговор о поэтическом синтаксисе, раз уж он начат упоминанием анафоры, отмечу наличие немногочисленных инверсий - они в придаточной части сложноподчинённых предложений: «Когда веселых песен не пою», «Когда чужой мои читает письма», «когда невинных бьют», «когда в неё плюют». Инверсия всегда выразительна, так как выпячивает, вставляет на первый план те слова, которые нарушают прямой порядок слов: веселых песен, мои, невинных, в неё.

Антитеза - ещё один приём (наряду с анафорой), лежащий в основе построения некоторых строф, правда, замечу: у Высоцкого в данном стихотворении она строится на контекстуальных антонимах: «Я не люблю открытого цинизма, / В восторженность не верю…», «Я не люблю, когда стреляют в спину, / Я также против выстрелов в упор», «Я не люблю **насилье и бессилье, - / Вот только жаль распятого Христа», «Я не люблю, когда мне **лезут в душу, / Тем более - когда в неё плюют».

Особую выразительность стихотворению придают тропы, хотя их немного, в первую очередь - эпитеты, придающие выпуклость абстрактным и конкретным понятиям, делающие эти понятия яркими: весёлых песен, открытого цинизма, уверенности сытой, сломанные крылья.

Метафор практически нет, я бы отнесла к этому приёму словосочетания «почестей иглу», «сломанные крылья». Хотя не всё однозначно.

Первое - «почестей иглу» - напоминает нам лермонтовский «венец терновый, увитый лаврами» («Смерть поэта»), так что и аллюзией его назвать можно. Вместе с тем в этой метафоре Высоцкого я вижу и признаки оксюморона: почести в нашем представлении - признание заслуг, триумф, чествование с рукоплесканиями или без них, с наградами, коронами, лавровыми венками и без них. Игла почестей - соединение несоединимого… но - вот парадокс! - так часто встречающегося в реальной жизни, ибо не перевелись ещё (да и вряд ли переведутся когда-либо) люди, для которых чужой успех как нож в сердце, и многие из этих людей будут стараться уколоть того, которому они на словах воздают почести, представить его в самом невыгодном свете при каждому удобном случае.

Словосочетание «сломанные крылья», метафорично, так как полностью построено на скрытом сравнении: сломанные крылья - это разрушенные иллюзии, крушение мечты, расставание с прежними идеалами.

«Уверенности сытой» - метонимия. Конечно, это не сама уверенность насытилась - речь о хорошо обеспеченных, а потому уверенных в собственной непогрешимости людях, насаждающих свою точку зрения на правах сильного. Кстати, и здесь я вижу аллюзию - вспоминается русская пословица: «Сытый голодного не разумеет».

Гипербола «мильон меняют по рублю» из последней строфы подчёркивает нелюбовь лирического героя ко всему неестественному, показному («Я не люблю манежи и арены»).

Характерной особенностью стихотворения «Я не люблю» является наличие эллипсисов. Под термином эллипсис мы понимаем риторическую фигуру разговорного стиля, представляющую собой намеренный пропуск несущественных для смысла слов: Я не люблю, когда - наполовину; Или - когда всё время против шерсти, / Или - когда железом по стеклу. Этот приём придаёт стихотворению некий демократизм, что усиливается, во-первых, использованием фразеологизмов разговорного характера лезть в душу, плевать в душу (Я не люблю, когда мне лезут в душу, / Тем более - когда в неё плюют, во-вторых, употреблением фразеологизма высокого стиля - червь сомнения - в неожиданном ракурсе, во множественном числе: червей сомнения, что снижает его высокость и низводит до стиля разговорного, и, в-третьих, включением в текст слов разговорных: неспроста, наветы, мильон.

Стихотворение Высоцкого «Я не люблю» состоит из 8 четверостиший с перекрёстной рифмой в каждой, причём в первых и третьих строках каждой строфы рифма женская, а во второй и четвёртой - мужская. Стихотворение написано пятистопным ямбом, который в строках с женской рифмой имеет лишний слог.

Так как в произведении немало многосложных слов (фатального, открытого, восторженность, наполовину и пр.), а свойство русской лексики состоит в том, что каждое слово имеет одно ударение, то стихотворных строк без пиррихия (стоп, не имеющих ударного слога) в нём немного - три (Когда чужой мои читает письма; Досадно мне, что слово «честь» забыто; Обидно мне, когда невинных бьют). В остальных строках по одному пиррихию и по два пиррихия.

Стихотворение «Я не люблю», на мой взгляд, является программным произведением тогда, во время создания, ещё молодого поэта. Высоцкий уже в 30 лет знал, что он не сможет принять, полюбить ни при каких условиях, с чем намерен бороться и с помощью своих стихов-песен, и с помощью своих ролей в театре и кино. Знал и громогласно заявил об этом.