Бакалавриат и магистратура - что это такое и чем они отличаются? Что такое бакалавриат и магистратура – в чем разница Что значит обучение по магистратуре.

В далёком 1997 году Россия присоединилась к единому европейскому образовательному пространству. Это произошло после подписания Болонской конвенции, которая предполагает переход на так называемую двухуровневую образовательную систему. С этого года все вузы страны предлагают будущим студентам бакалаврскую, магистерскую программы обучения и подготовку специалистов. На первом уровне стоит бакалавриат и его «базовые» знания, на втором уровне магистратура и специалитет. В чём же заключается разница между этими ступенями образования?

Определение степеней образования

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат - это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.

Бакалавриат

Изначально академическая шапочка предназначалась магистрантам, но затем её стали использовать и бакалавры

Начнём с самого простого (а для кого-то самого сложного) - с бакалавриата. Бакалавриат - это начальная ступень высшего образования. Бакалавриат является полноценным высшим образованием со всеми вытекающими последствиями.

Степень бакалавра:

  • степень (квалификация) бакалавра подтверждает получение высшего профессионального образования;
  • программа рассчитана на четыре года обучения;
  • по окончании обучения студент должен пройти итоговую аттестацию (сдать госэкзамены) и/или защитить диплом;
  • после завершения обучения на бакалавриате студент имеет право поступить в магистратуру.

Теперь рассмотрим все положения более подробно.

Подать документы в бакалавриат могут выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Конечно, для этого нужно сдать соответствующие экзамены ЕГЭ (они будут зависеть от специальности, которую вы хотели бы получить).

Диплом бакалавра означает, что выпускник вуза прошёл четыре года обучения и получил базовое высшее образование. Работодатели по всему миру понимают это утверждение, поскольку бакалавриат является частью двухуровневого европейского образования.

После окончания обучения студент, претендующий на получение бакалаврской степени, обязан пройти итоговую аттестацию и/или защитить выпускную квалификационную работу (в народе «диплом»). Переняв европейские стандарты обучения, в России не стали утруждать себя переписыванием образовательных программ и пересмотром аттестации будущих выпускников вуза. По сути, многие студенты сейчас учатся всё по тем же программам, которые успешно действовали до 1997 года и были рассчитаны на 5 лет обучения.

Такая система действует не на всех специальностях. Некоторые всё-таки предполагают только экзаменационную аттестацию без каких-либо письменных подтверждений.

Для тех, кто не хочет ограничиваться базовыми знаниями, предусмотрена магистерская ступень. После завершения обучения на бакалавриате выпускник может с чистой совестью подавать документы в магистратуру. Причём необязательно выбирать магистратуру по своей же специальности, вы можете выбрать что-то совершенно другое и получить в итоге две разных специальности.

Выделим преимущества и недостатки бакалаврской степени.

  • недолгий срок обучения;
  • степень даёт право на трудоустройство как в России, так и за рубежом;
  • степень даёт право на продолжение обучения;
  • после бакалавриата есть возможность поступления в магистратуру даже в другой вуз и на другую специальность.
  • низкий спрос на бакалавров среди ведущих работодателей на территории РФ (здесь всё дело состоит в путанице из-за одновременного существования бакалавриата и специалитета в нашей стране, из-за этого многие работодатели думают, что бакалавр имеет более ограниченный набор знаний, нежели специалист, хотя это одна и та же программа обучения);
  • ограниченное количество бюджетных мест в магистратуре (из-за перехода на двухуровневую систему образования количество бесплатных мест в магистратуре значительно урезали, а конкурс ужесточили).

Многие также ошибочно думают, что уровень знаний и жёсткость требований на бакалавриате значительно ниже, чем на специалитете и в магистратуре. Чаще всего это не так. Это зависит от вуза, в котором вам предстоит обучаться, от специальности, которую вы выбрали, а также от педагогического состава учебного заведения.

Магистратура

Магистратура является очевидным плюсом в резюме

В магистратуру могут пойти люди, имеющие диплом бакалавра или специалиста.

Получение магистерской степени предполагает шесть лет обучения в вузе. В эти шесть лет включено обучение на бакалавриате (четыре года) и непосредственно магистерская программа обучения (два года). Предполагается, что эту степень выбирают те студенты, которые планируют продолжать свою научную деятельность.

Обучение в магистратуре предполагает более узкую образовательную направленность. Если бакалавриат считается базовым уровнем образования, обучаясь на котором студенты получают общие (начальные) знания о специальности, то магистратура рассчитана на более сознательное отношение к предмету изучения (студент должен чётко знать, что ему интересно, и направить свои силы на более глубокое изучение предмета научного изыскания).

На протяжении двух лет обучения в магистратуре студент-магистрант обязан работать над магистерской диссертацией. По окончании обучения он должен будет защитить свой магистерский диплом, что позволит ему получить соответствующую его научной степени «корочку».

Выделим преимущества и недостатки получения магистерской степени.

  • после окончания бакалавриата необязательно сразу поступать в магистратуру. У вас есть время немного отдохнуть и подумать над своим будущим;
  • магистратура позволяет резко сменить свою специальность. Если, например, у вас имеется бакалаврская степень по одной специальности, но вы всегда мечтали о другой, то магистратура прекрасный инструмент для осуществления своей мечты;
  • степень бакалавра и степень магистра можно получать в разных вузах. Причём это касается не только отечественных образовательных учреждений. Вы можете поступить в магистратуру за рубеж.
  • ужесточение конкурса на бюджетные места. В связи с переходом на двухуровневую систему образования, конкурс на бюджетные места стал гораздо более жёстким, студентов подбирают по определённым критериям и заслугам;
  • проблема с рабочей занятостью. Если вы бедный студент, у которого проблемы с финансами, то знайте, устроиться вы сможете только на работу, сочетающуюся с учебным графиком. Современное засилье студентов, желающих учиться и работать (читай «числиться в университете, но не посещать его») очень велико, поэтому за прогулы, даже по причине занятости на работе, вас могут легко отчислить и в тот же день найти вам замену;
  • малый срок обучения. Здесь речь не о том, что жаждущим знаний даётся малое количество времени для получения этих знаний, а о том, что за два года вам предстоит написать довольно объёмный научный труд. Если вы не сталкивались с этим на бакалавриате (не защищали диплом, а только сдавали госэкзамены), то вам будет очень тяжело приноровиться к такому формату аттестации в такие короткие сроки. Тем более, если вы работаете и одновременно учитесь.

Специалитет

Во многих странах СНГ специалитет уже отменён

Переходим к самому непонятному образовательному курсу - специалитету. Это направление является отмирающей ступенью высшего образования, поскольку после перехода на европейскую систему в нашей стране (почему-то) не захотели отказаться от этого формата получения высшего образования.

В наши дни достаточно тяжело найти учебное заведение, которое предоставляло бы возможность студентам выбрать в качестве программы обучения специалитет, но некоторые вузы (особенно в провинции) предоставляют такую возможность, что вызывает ещё большую путаницу среди и без того испуганных будущих студентов.

Квалификация специалиста - это также высшее профессиональное образование. Путаница начинается на моменте итоговой аттестации. Здесь многие начинают путать бакалавриат и специалитет, причём сравнивая их, обнаруживают, что обучение на бакалавриате занимает всего четыре года, а на специалитете пять лет (при условии, что все остальное у этих квалификаций совпадает). Такое открытие заставляет многих думать, что бакалавриат - это неоконченное высшее образование, в то время как специалитет полноценное и законченное.

Развеем мифы: и степень бакалавра, и квалификация специалиста являются высшим профессиональным образованием. Проблема только в том, что в России не стали утруждать себя переработкой учебных планов и системы аттестации выпускников вузов, поэтому оставили всё как есть и добавили к этому двухуровневую систему образования.

В идеале специалитета вообще не должно у нас существовать, студенты должны сразу поступать на бакалавриат, а затем при желании продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре. При этом будущие бакалавры должны в конце своего обучения сдавать только госэкзамены (без защиты научного труда).

В реальности у нас до сих пор существует две практически идентичные ступени получения высшего образования, у одной из которых просто отняли один год обучения (который, к слову, чаще всего не «раскидывают» с точки зрения учебного плана на оставшиеся 4 года, а включают в последний год). Поэтому студенты-бакалавры обязаны освоить всё то, что осваивают студенты-специалисты, за четыре года и за это время умудриться написать квалификационный научный труд и подготовиться к госэкзаменам.

Единственным существенным плюсом и отличием специалитета от бакалавриата является тот факт, что по окончании обучения на специалитете студент может сразу подавать документы в аспирантуру. Это очень удобно для тех, кто намерен строить научную карьеру.

Рассмотрим преимущества и недостатки специалитета.

  • преимущество при устройстве на работу в пределах РФ. Новая система получения высшего образования так до сих пор и не была полностью перенята в России, поэтому многие работодатели считают, что специалитет - это полноценное высшее образование, в то время как бакалавриат - это неполное или недостаточное;
  • возможность сразу поступить в аспирантуру. Хорошая новость для тех, кто собирается связать свою жизнь с наукой - получение квалификации специалиста позволит вам сразу же поступить в аспирантуру;
  • магистратура считается вторым высшим образованием. Для тех, кто хочет освоить что-то новое, специалитет также будет очень удобен - после завершения обучения на специалитете, вы можете поступить в магистратуру на другую специальность. По окончании магистратуры вы будете считаться обладателем двух высших образований.
  • диплом специалиста не котируется за рубежом. Зарубежные работодатели не знают, кто такой специалист и с чем его едят. Они привыкли к двухуровневой системе образования, и нечто похожее на бакалавриат, но при этом отличающееся от него по некоторым критериям, их не устраивает;
  • многие университеты уже практически избавились от специалитета. Несмотря на то что такое явление как квалификация специалиста всё ещё существует в нашей стране, быстро найти университет, предоставляющий возможность пятилетнего обучения, тяжело;
  • степень бакалавра и степень специалиста приравниваются. Это должно было стать понятным ещё на моменте сравнения бакалавриата и специалитета. Эти две ступени предусматривают один учебный план, одинаковую аттестацию, так что и дипломы здесь будут одинаковы с точки зрения весомости.

Аспирантура

В некоторых странах аспирантура уже считается как полноценная работа, а не обучение

Аспирантура является первой ступенью на пути к научной карьере. Она не является обязательным элементом при получении высшего образования и рассматривается как отдельный образовательный блок.

Степень кандидата наук (аспирант):

  • время обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной 4 года;
  • по окончании обучения в аспирантуре студент-аспирант обязан защитить диссертацию, которая позволит получить степень кандидата наук;
  • за всё время обучения в аспирантуре будущий кандидат наук обязан сдать три кандидатских экзамена, а также подготовить несколько научных публикаций;
  • аспирантура даёт право вести занятия в вузах, а также принимать экзамены;
  • после завершения обучения в аспирантуре можно поступить в докторантуру.

Аспирантура предусматривает наличие стремления у студента заниматься научной деятельностью, а также преподавать в высших учебных заведениях.

В чём разница между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой

Разницу можно увидеть в сравнительной таблице, приведённой ниже.

Таблица: отличия образовательных ступеней

Пункты сравнения Бакалавриат Специалитет Магистратура
Критерии отбора поступающих Абитуриенты со средним общим образованием Степень бакалавра/квалификация специалиста
Время обучения 4 года 5 лет 2 года
Степень (квалификация) Научная степень (бакалавр) Профессиональная квалификация (специалист) Научная степень (магистр)
Образовательная база Базовая подготовка (не предусмотрено узконаправленное исследование) Общая подготовка, которая направлена на получение практических знаний в выбранной специальности Глубокое изучение специализации, рассчитанное на продолжение научной деятельности
Форма итоговой аттестации Сдача госэкзамена и защита диплома Защита магистерского диплома
Следующий уровень обучения Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Профессиональные перспективы Возможность устроиться на любую должность, предусматривающую наличие высшего образования

Подводя итоги сказанному, хочется ещё раз отметить: несмотря на то что система получения высшего образования в России достаточно запутана, она не так сложна. Все три ступени двухуровневой системы европейского образования являются полноценным высшим образованием. Бакалавриат и специалитет являются практически идентичными ступенями, поэтому их очень часто путают или не различают. И бакалавриат, и специалитет - это первый (базовый) уровень системы высшего образования. Специалитет практически полностью исключён из предлагаемых вариантов получения высшего образования, его место занимает бакалавриат.

Магистратура является второй необязательной ступенью высшего образования и рассчитана на тех студентов, которые хотят более детально изучить свою специальность.

Аспирантура, в свою очередь, является первой ступенью научно-исследовательской карьеры. Студент может поступить, пройдя первые два уровня высшего образования.

После внедрения Болонской системы абитуриенты и их родители находятся в растерянности, потому что появилось много новых терминов. Запутаться довольно просто, даже сами студенты не до конца понимают особенности образовательной программы. Попробуем разобраться, что такое бакалавриат, и чем он отличается от магистратуры.

Вконтакте

Главные отличия

До перехода на новую систему после получения степени бакалавра можно было стать специалистом или магистром. Теперь же нужно пройти 2 этапа, сначала идет бакалавриат, а затем магистратура. Специалист же полностью упразднен.

Бакалавриат и магистратура — это ступени высшего образования. Рассмотрим подробнее, кто такой бакалавр и кто такой магистр.

Бакалавр — это научная степень, которая позволяет молодому специалисту работать по выбранной профессии. Некоторые вузы даже выдают дипломы международного образца, которые дают возможность деятельности за границей. Следовательно, любой студент, успешно окончивший бакалавриат, имеет полное высшее образование.

Срок обучения составляет 4 года, за это время студент получает основные теоретические и практические знания по выбранной , и после получения диплома считается квалифицированным специалистом.

Как стать после бакалавра магистром. Сначала необходимо получить степень бакалавра, а затем претендовать на обучение в магистратуре, которая является более высокой научной степенью. Ее может получить только тот, кто окончил начальную ступень высшего образования. Здесь идет углубление полученных знаний с большим упором на теорию. Это позволяет выпускникам заниматься научной деятельностью. Аспирантура доступна лишь тем, кто смог получить степень магистра.

Так в чем же основная разница этих ступеней? Существует несколько пунктов, по которым можно ее отследить:

  1. Длительность. Программа для бакалавров рассчитана на 4 года, а магистрант учится еще два.
  2. Цель. За первые четыре года даются основные практические знания по , которые позволяют трудиться в выбранной сфере. В последующие 2 года эти знания углубляются, добавляется теоретическая база, которая позволяет заниматься научной и преподавательской деятельностью.
  3. Уровень вуза. Бакалавриат есть в каждом вузе, а получить степень магистра можно только в самых престижных учебных заведениях.
  4. Количество учебных мест. На место бакалавра претендует большее количество абитуриентов, следовательно, и учебных мест для них больше в каждом отдельно взятом вузе. На магистратуру может поступить только студент, окончивший данную ступень, поэтому количество мест намного меньше.

Таким образом, бакалавр и магистр — это образовательные степени. Необходимость продолжать посещение занятий будет зависеть только от целей самого студента. Если он планирует использовать прикладные знания, то в дальнейшем обучении нет смысла. Если же студент настроен стать преподавателем, посвятить себя научной деятельности и продолжить деятельность в аспирантуре, то ему нужно стать магистром.

Виды учебных программ

Некоторые высшие учебные заведения планируют образовательные программы таким образом, чтобы максимально углубить практические или теоретические занятия.

Для этого существует 2 отдельные программы подготовки: академическая и прикладная. Первая рассчитана на дальнейшее обучение в магистратуре, вторая — на практическую деятельность выпускника после получения диплома о высшем образовании.

Прикладная

Изначально, при переходе на Болонскую систему, Министерство склонялось к утверждению трехлетней программы обучения для прикладного бакалавриата. Однако, решено было сохранить период обучения в 4 года.

Кроме того, планировалось переименовать программы обучения в техникумах и колледжах, присвоив им статус прикладного бакалавриата. Эта идея оказалась не состоятельной, так как бакалавриат все же предполагает получение высшего образования, а колледжи и техникумы не имеют достаточной аккредитации, и срок обучения в них составляет 3 или 3,5 года.

Важно! Прикладная программа готовит кадры, которые больше учебного времени уделяли изучению практических аспектов будущей специальности. После выпуска студент становится квалифицированным специалистом и имеет некоторый практический опыт, что значительно помогает при трудоустройстве.

Академическая

Степень академический бакалавр более распространена в вузах нашей страны, так как больше внимания здесь уделяется теоретическим аспектам обучения, чтобы студенты имели возможность заниматься научной деятельностью.

Практический аспект минимален, так как программа предполагает получение опыта уже после трудоустройства.

При этом всех студентов с самого начала готовят к дальнейшему поступлению на магистратуру и продолжению научных исследований в выбранной области.

Абитуриент сразу после поступления в вуз может сделать осознанный выбор, опираясь на свои жизненные и профессиональные цели.

Нужно ли продолжать обучение

Выбирая, кто он будет в дальнейшем, бакалавр или магистр, студент должен учитывать особенности своей дальнейшей работы.

Степень магистра необходима в двух случаях:

  • для дальнейшего поступления в аспирантуру и занятий научной деятельностью;
  • для получения возможности преподавания в вузе.

От поступления на эту степень многих выпускников удерживает необходимость снова сдавать вступительные экзамены, очень ограниченное количество бюджетных мест и высокая стоимость платного обучения. Кроме того, не у всех вузов есть лицензия на подготовку магистров.

Несмотря на длительность обучения в целом (чтобы получить степень магистра нужно потратить 6 лет), эта степень имеет множество преимуществ:

  • большинство работодателей отдают предпочтение выпускникам магистратуры;
  • большое количество семинаров, стажировок;
  • участие в научных конференциях и написание исследовательских работ;
  • возможность продолжить научную деятельность и поступить в аспирантуру, а затем в докторантуру.

Важно! Кроме того, в России отмечается такая тенденция: средняя заработная плата у выпускников магистратуры выше в среднем на 20%.

Не стоит забывать, что степень бакалавра также довольно хороша, диплом уже свидетельствует о наличии высшего образования. Но если целью студента становится наука и исследования предмета, то необходимо серьезно задуматься о дальнейшем поступлении на высшую образовательную ступень.

Каждый студент может сделать осмысленный выбор и решить, нужно ли ему продолжать обучение на протяжении еще двух лет.

Высшее образование

Чем бакалавр отличается от магистра

Если вы уже учитесь в вузе в бакалавриате или уже даже закончили вуз и имеете диплом бакалавра, у вас наверняка возникает вопрос, зачем нужна магистратура и если нужна, то куда именно и почему имеет смысл идти учиться дальше? В чем будет польза от дополнительного диплома? Существует ряд причин, по которым диплом магистра и обучение в Магистратуре поможет вам в дальнейшем в жизни, особенно если учиться не для галочки, а правильно выбрать место обучения и саму учебную программу Магистратуры. Итак, зачем нужна магистратура именно вам и какие существуют причины поступать в Магистратуру?

1. Углубить свои знания

Программы бакалавриата по своей сути призваны дать базовое образование в определенной профессии и определенном главном предмете. Получив диплом бакалавра вы уже разбираетесь в основах предмета и профессии и можете начинать работать в своей профессии в качестве квалифицированного специалиста. Для ряда специальностей и вакансий высшее образование является обязательным условием для работы и диплом бакалавра этот тот минимум, которого достаточно. Однако, этого достаточно только для старта вашей карьеры и начала работы в специальности. Но для продвижения по карьерной лестнице необходимы более глубокие знания как в основной специальности, основном предмете, так и в смежных областях. Если мы говорим именно об образовании и работе по специальности, особенно в западных компаниях и компаниях мирового уровня, то одна из главных причин, зачем нужна магистратура, это то, что без степени магистра, как правило, невозможно занимать руководящие позиции, а значит и получать больший доход и расти в своей профессии. Если же вы не хотите быть руководителем, а хотите развиваться именно как специалист, отсутствие углубленных знаний также может помешать вам в дальнейшем профессиональном росте - без диплома магистра и соответствующих углубленных знаний также, как правило, невозможно перейти на более высокооплачиваемую и интересную работу уже в качестве специалиста более высокой категории.

2. Получить специализацию

С карьерным и профессиональным ростом связано и вторая причина зачем нужна магистратура и в чем преимущество получения диплома Магистра - это получение дополнительной специализации. Если мы говорим о менеджерских ролях и соответственно руководящих позициях, то работа в них требует не только предметных знаний по профессии (например знаний инженерии), но и экономических и управленческих навыков. Многие магистерские программы дополнительно уделяют внимание именно управлению, администрированию и экономическим аспектам профессиональной деятельности. Вторая специализация может быть уже внутри именно предметной области и полезна и с точки зрения специализации в руководстве и с точки зрения специализации именно как высококвалифицированный специалист. Например, получив базовое инженерное образование, в магистратуре вы можете дополнительно специализироваться в управлении в инженерии, а получив базовое экономическое образование можете, например, специализироваться в международной экономике или политэкономии. Подобная специализация не только даст вам преимущества при рассмотрении вашей заявки на определенную вакансию, но и позволит максимально расширить перспективы вашего карьерного роста как с точки зрения продвижения по руководящим позициям, так и повышения вашего уровня как специалиста. А это все ведет и к более интересным задачам, более комфортабельным условиям труда, и, безусловно, к более высокому доходу и уровню жизни.

3. Значительно улучшить качество образования и перспективы трудоустройства

Если вас беспокоит качество преподавания в вашем вузе или, начав работать по профессии, вы обнаружили что ваши знания далеки от современного уровня развития профессии то вам нужно подумать или о переводе в другой вуз (если вы еще учитесь в бакалавриате на 2-3 курсе) или о поступлении в магиструтуру в другом вузе (для тех, кто уже получил диплом бакалавра или учится на 4м курсе бакалавриата). И при этом вполне серьезно подумать о смене города, или даже страны для обучения! Вполне вероятно, что поменяв место обучения, переведясь в вуз или поступив в магистратуру в другом городе или даже другой стране, вы сможете значительно улучшить качество вашего образования и перспективы трудоустройства по профессии на высокооплачиваемую работу после получения диплома. Именно за счет принципиально другого качества образования, доступа к современным исследованиям и технологиям, наличию практики в лучших компаниях и предприятиях мира.

4. Получить необходимый опыт и связи по профессии

Многие выпускники вузов России, Украины, Беларуси, Казахстана и других стран сталкиваются с проблемой отсутствия работы по специальности после получения диплома. Зачастую это связано с отсутствием потребности в полученной профессии именно в городе, где вы учитесь. Вторая популярная причина невозможности получить работу по специальности - отсутствие у выпускников вузов (особенно бакалавриата) практического опыта по профессии. А это во многом связано с отрывом вузов от бизнеса и промышленности и отрывом учебных программ (в том числе устаревших материалов) от современных реалий.

Решить эту проблему можно также поступив в магистратуру более высокого уровня обучения, скорее всего в другом городе или даже в другой стране - вполне вероятно, что таким образом вы сможете найти вуз, учеба в котором позволит вам устроиться на интересную практику в компании вашего профиля и даже наладить контакты в этой компании, чтобы продолжить работу в ней и после диплома, с полученными как раз под их задачи знаниями. Или, так же вполне возможно, вы сможете поступить в магистратуру в городе (и стране) где высокий спрос на специалистов вашей профессии и кроме практики и связей вы получите очень большие перспективы по предложениям работы - как по количеству, так и по зарплате и другим условиям труда.

Кстати, внимание всем кто учится на “некоммерческих” профессиях - при поступлении в магистратуру в другой стране, например в Германии, вы вполне можете обрести практические знания в вашей профессии и действительно перспективную и высокооплачиваемую работу по профессии после диплома - более чем вероятно, что ваша “некоммерческая” профессия в Германии будет пользоваться уважением и должным спросом, а значит и хорошим вознаграждением и финансированием вашей работы.

5. Поменять место жительства и условия жизни

Да, именно так. Время учебы - это не просто время получения необходимых знаний, но и возможность эффективно изменить место своего проживания, а вместе с ним и условия жизни и, в том числе, условия будущей работы. При этом, вы можете поменять город в пределах одной страны, а можете и поменять страну - много стран, и в том числе Германия, очень благосклонно относятся к иностранным студентам. А после получения высшего образования в Германии, вы получите возможность остаться здесь, легально жить и работать и получить полноценный доступ ко всем местным благам - как природным - мягкому климату и удобному расположению, так и социальным - размеру оплаты труда, медицине, безопасности, пенсиям, защите сотрудников, длинным отпускам и так далее. Да, и просто условия труда вы также получите местные - даже на тех же фабриках и заводах высокий уровень условий работы. А что уж говорить об уровне лабораторий, просторных офисах и отличном оборудовании, в какой бы профессии вы потом ни работали! Хороший повод задуматься о переводе в немецкий вуз.

6. Поменять платное образование на бесплатное (бюджетное)

Не такая глобальная причина зачем нужна магистратура, как смена места жительства. Но, зато, очень прагматическая и для многих студентов очень актуальная - если вы учитесь на платном отделении, то вы можете поступить в магистратуру уже на бесплатное отделение. И, кстати, вы вполне можете поступить на бесплатное отделение магистратуры немецкого вуза даже после платного отделения бакалавриата вуза на родине! Мало того, в магистратуре немецкого вуза можно учиться и на английском языке и еще и получать стипендию от 300 до 1500 евро в месяц! Хороший повод задуматься о поступлении в магистратуру в Германии! Особенно, с учетом других указанных нами выше возможностей.

Главное: не упускайте свои возможности!

Среди успешных профессионалов и опытных консультантов по карьере есть такое правило - даже если вам нравится ваше текущее место работы - регулярно отсматривайте объявления о поиске сотрудников вашего профиля и уровня и даже ходите на интервью-собеседования! Таким образом вы не только будете в хорошей форме для поиска работы, на случай если что-то случится с вашей компанией, но и не пропустите действительно интересные и уникальные предложения, которые изменят вашу жизнь к лучшему как с финансовой, так и с профессиональной стороны - выше зарплата, новые задачи, интересные перспективы и новый профессиональный уровень! Начните действовать этому правилу уже студентом и, в том числе, в сфере образования - следите за новыми возможностями и пользуйтесь ими при первой возможности! Иначе ими воспользуется кто-то другой и вы ее упустите! И когда вы получаете диплом бакалавра - это важный момент, важная контрольная точка - вы добились определенного результата и теперь важно крайне осмысленно и осознанно сделать следующий шаг. И поступление в магистратуру само по себе, в другом вузе, в другой стране и особенно поступление в магистратуру в Германии - это одна из таких интересных и, по своему, уникальных возможностей изменить свое будущее к лучшему, которую нельзя упускать!

Вузовская подготовка – это не тренд, а серьезный инструмент целеустремленного молодого человека, намеренного выстраивать будущее на престижном посту зарекомендованной компании. И как любым инструментом, ей надо уметь управлять.

Студент должен четко понимать, зачем он выбирает ступень обучения в магистратуре, чем будет заниматься и каким должен быть результат. По данным за 2015–2017 гг. магистратами 30% магистратов – выпускники бакалавриата. Вторая треть – работающие молодые специалисты, которые решили сменить профиль или дополнить спецификацию новыми навыками.

Еще 30% – люди, желающие продлить славные студенческие годы, получить отсрочку от армии или нацеленные на работу научной сферы. В последнем случае степень магистра становится трамплином для аспирантуры.

Что собой представляет обучение в магистратуре

Второй уровень профессиональной подготовки – серьезное научно-исследовательское поле. Если бакалавры изучают теорию, усваивая ее через разовое применение на практике, то магистр учится самостоятельно решать возникающие проблемы.

Он работает под присмотром собственного научного руководителя и сосредоточен:

  • на отработке навыка делать собственные выводы;
  • проведении исследований;
  • поиске способов разработки уникальных решений, выстраивания авторских моделей.

Как правило, выпускник магистратуры – это готовый исследователь, аналитик с навыками преподавания профильного предмета. Российский работодатель пока уделяет этому моменту внимание не всегда. Но если магистр идет на международное поле занятости, его позиции значительно сильнее, чем у бакалавра.

Практическая составляющая в период обучения в магистратуре

До 80% времени учебы – практика. Эта ступень является платформой, на которой молодой специалист применяет и оттачивает приобретенные навыки, воспитывает необходимые качества, анализирует результат.

Углубленное знание нюансов выбранного направления наши студенты «прикладывают» не в лекционных комнатах или лабораториях вуза, но на опыте реальных компаний. Это очень важный аспект магистратуры – самостоятельные исследования действующего московского бизнеса.

Итоговая работа и ее защита

Учитывая серьезную практическую составляющую обучения, несложно догадаться, что пишут по окончании магистратуры. До перехода на Болонскую систему данная работа была де-факто идентичной дипломному труду специалиста. Сейчас это магистерский диссертационный квалификационный труд.

Готовится диссертация магистра в течение всего срока обучения. Данные специалист собирает сам (полевые, лабораторные, аналитические исследования, собственные авторские эксперименты, обмен опытом на конференциях). Весь накопленный материал, грамотно скомпонованный и изложенный в работе, что защищают в магистратуре, может стать обоснованием актуальности будущей кандидатской диссертации или научной базой для нее.

Сколько времени требуется на подготовку и защиту итоговой работы в магистратуре

Сколько времени может занять квалификационная работа? Ответ полностью зависит от студента – его активности во время бакалавриата, накопленного теоретического материала, выбора темы. Немалое значение имеет квалификация научного руководителя.

Наш вуз ответственно подходит к воспитанию будущих исследователей и ученых. Курс магистратуры у нас ведут только доктора наук, профессора. Научные руководители каждый год выпускают успешных предпринимателей, руководителей высшего звена, топ-менеджеров, незаменимых специалистов.

Средний срок подготовки квалификационной работы – полгода. Еще до 2–3 месяцев – правки, утверждения, дополнения. Защита магистерской проводится перед членами квалификационной комиссии.

Понятие «магистр» появилось еще в Древнем Риме, но в то время этим термином объединялись все государственные должности. Проще говоря, быть министром было почетно и престижно – не каждому выпадала такая великая честь.

В современной системе образования магистратура – это вторая ступень высшего образования, взойти на которую могут только дипломированные специалисты.

Опять требуется пояснение: по окончанию магистратуры бакалавр или специалист получают гордое звание «магистр», как высшую академическую степень.

То есть окончание 5 курса в университете – это еще не предел; мало того, нет предела совершенству, и уже молодой специалист может заметно повысить уровень и качество полученных ранее знаний.

Из истории магистратуры

Магистратура, как учебная степень появилась еще в 1803 году по приказу императора России Александра I . Все магистры могли заведовать кафедрой, что являлось большой честью и высокооплачиваемой трудовой деятельностью.

Однако с приходом советской власти, а именно в 1917 году, были отменены все учебные степени, и система образования на много лет пришла в упадок.

Официально академическая степень «Магистр» была восстановлена лишь в 1993 году, при этом не особенно интересовала студентов.

Однако такие скептические настроения в скором времени резко изменились на противоположные, а актуальность магистратуры очевидна и в современной системе образования.

Мнение о том, что магистратура – это западное течение, так называемая «модная фишка» ошибочно.

Однако справедливо заметить, что западные страны действительно высоко ценят магистров, с удовольствием их трудоустраивают, да и заработная плата таких квалифицированных специалистов как минимум на порядок выше, чем у бакалавров.

Особенности магистратуры

Итак, магистратура – это высший уровень высшего образования, который предусматривает качественную подготовку к предстоящей аналитической, научно-исследовательской и консультативной деятельности.

Чаще всего дипломированные магистры посвящают свою жизнь исследованиям, развитию и продвижению своей сферы деятельности, то есть полностью отдают себя науке.

Для большего понимания необходимо провести параллель между магистрами и бакалаврами. В первом случае речь идет о колоссальной возможности занимать руководящие должности, самостоятельно вести аналитическую научную деятельность, хорошо зарабатывать.

И это далеко не все преимущества, которые предоставляет магистратура всем поступившим выпускникам.

Преимущества магистратуры

Среди основных преимуществ этой формы обучения следует выделить следующие моменты:

1. лучший педагогический состав;

2. индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

3. богатый опыт преподавания;

4. возможность сдать кандидатские минимумы по философии и иностранному языку;

5. получение диплома магистра, признанного во всех европейских странах;

6. продолжение обучения в аспирантуре;

7. возможность вести научную и преподавательскую деятельность.

Подытожив все вышеописанные факты, становится очевидно, что окончание магистратуры – это «путевка в светлое будущее», где будет царить финансовый достаток и стабильность.

Кроме того, выпускник может найти работу не только на отечественной бирже труда, но также успешно трудоустроиться в Европе, где несколько иные оклады и условия работы. Так что результат того действительно стоит.

Правила поступления и обучения в магистратуре

Чтобы попасть в аспирантуру, требуется пройти первую ступень высшего образования и получить диплом бакалавра либо специалиста.

После этого необходимо вновь сдавать вступительные экзамены, но обучение в данном случае длится уже не 4 – 5 лет, а 1,5 – 2 года в зависимости от специальности. По выпуску можно рассчитывать на получение диплома европейского стандарта.

Сразу стоит отметить, что магистратура – это не только бюджетная, но и контрактная форма обучения, но поступить могут только те квалифицированные специалисты, которые по глубине и диапазону знаний обойдут всех своих конкурентов.

Так что здесь однозначно требуется качественная подготовка, и знаний в рамках пройденного учебного плана, увы, недостаточно.
При поступлении в магистратуру можно рассчитывать только на очную форму обучения без отрыва от трудовой деятельности. Не стоит переживать: в данном вопросе все нюансы можно всегда лично обсудить с деканом.

После того как выпускник вуза зачислен в магистратуру, обязательным документом является индивидуальный план предстоящей работы, утвержденный деканатом.

Именно в нем указан срок обучения, тема будущей диссертации магистра, научное направление студента и объем положенных работ, форма аттестации.

План находится на руках у обучающегося, чтобы тот наглядно понимал, какие цели поставлены, и определены сроки их реализации.

Каждый будущий магистр закрепляется за преподавателем, который в дальнейшем называется научным руководителем.

Именно этот специалист широкого профиля помогает в написании магистерской диссертации, расширяет познания своего подопечного и является так называемым «связующим звеном» между студентом и деканатом.

Как поступить в магистратуру?

Если бакалавр или специалист решил связать свою дальнейшую судьбу с наукой, либо попробовать себя на преподавательском поприще, то обязательно стоит поступать в магистратуру для расширения полученных в стенах вуза и рамках учебной программы знаний.

Обязательным документом является диплом о получении высшего образования по той или иной специальности.

Если таков присутствует в наличии, то не что не помешает стать в скором времени студентом магистратуры.

Дополнительными документами являются:

заявление установленного образца;

4 фотографии (матовые);

Паспорт гражданина РФ и ксерокс всех заполненных страниц.

Также придется сделать копию диплома о высшем образовании, которую приложить ко всем заявленным документам и направить в приемную комиссию вуза.

Прием документов, как правило, стартует в двадцатых числах июня, и до 10 августа времени предостаточно, чтобы определить свою дальнейшую судьбу.

Дополнительно стоит отметить, что при наличии также требуется представить гарантийное письмо, если оплата обучения возложена на юридическое лицо, и документ о присвоении льгот по той или иной категории.

Последняя справка заметно упрощает процесс поступления в магистратуру, хотя в большинстве своем у всех абитуриентов шансы примерно одинаковые.

Проблемы современной магистратуры

Несмотря на яркие перспективы, современная магистратура имеет ряд злободневных проблем, решение которых на государственном уровне пока что замерло в немом вопросе.

Но о чем речь?

1. Понятие «бакалавр» на отечественном рынке труда воспринимается с особой подозрительностью , поскольку такие специалисты, по мнению многих работодателей, имеют неоконченное высшее образование, а значит – недостойны высокооплачиваемых должностей.

Именно поэтому современные студенты предпочитают получить статус «специалист», а о дальнейшем обучении в магистратуре даже не думают – не видят перспектив на будущее.

2. Когда в магистратуру поступает выпускник в статусе «Специалист» , то на выходе получает потерю времени , которая могла судьбоносно отразиться в его будущей карьере.

Да и магистры на отечественной бирже труда не так уж и востребованы, работодатели чаще всего приглашают к сотрудничеству готовых специалистов.

3. Определенные сложности возникают при обучении магистров за рубежом , поскольку в нашей стране понятие «академическая мобильность» мало знакомо, а для кого-то и вовсе чуждо.

Да и привыкать к новой системе образования, быстро адаптироваться тоже непросто.

4. За границей к российским магистрам отношение двойственное : с одной стороны это компетентные сотрудники с дипломами европейского образца, но с другой стороны качество их знаний порой оставляет желать лучшего.

Так что предпочтение отдается местным специалистам, которые и по духу ближе, и по менталитету роднее, и по знаниям соответствуют установленным нормам.

5. На отечественном рынке труда сложно удивить дипломом магистра, поскольку этот статус сегодня чрезмерно популярен . В один прекрасный момент предложение превысило спрос, поэтому молодым гениям и дарованиям приходится трудоустраиваться не по качеству своих знаний, а по знакомству и не всегда по специальности.

Вывод напрашивается сам собой: магистратура в России – понятие шаткое, но в любом случае эта ступень высшего образования постоянно прогрессирует и развивается, очень популярна среди выпускников, предоставляет нереальные возможности в недалеком будущем.

Дистанционное обучение в магистратуре

На сегодняшний день дистанционное образование набирает обороты, и все больше и больше студентов выбирают именно эту прогрессивную форму получения знаний и образования.

Не стала исключением и магистратура, ведь теперь вполне реально получать знания магистра и магистерский диплом на расстоянии, например, удаленно обучаясь за границей.

Конечно, не все выпускники вузов доверяют такому техническому прогрессу, но факт остается фактом: магистратура через всемирную паутину – это реалии современности, доступна всем желающим.

Вывод : Если студент решил связать свое будущее с наукой, либо мечтается стать преподавателем кафедры одного из вузов страны, то начинать свой научный путь необходимо как раз с успешного поступления в магистратуру. А там два года пролетят одним днем, и светлое будущее, можно сказать, обеспечено!

А как вы относитесь к магистратуре? Считаете ли вы её необходимой для повышения своего уровня образования или для вас магистратура – это пустая трата времени. Поделитесь своим мнением в комментариях ниже.

Теперь вы знаете о том, что такое магистратура .