Управление процессом введения и реализации фгос дошкольного образования. Что же меняется в образовательном процессе доу в связи с введением фгос до? Алгоритм введения фгос дошкольного образования

Виктория Маишева
Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта?

Доклад на тему :

«Что должно измениться в работе педагога дошкольного образо-вания с введением федерального образовательного стандарта ?

Дошкольные учреждения вступают сегодня в период глубоких каче-ственных изменений . В новом Федеральном образовательном стандарте (далее – ФГОС ДО) изменены содержание и структура образования в це-лом . Целью дошкольного образования становится не накопление конкрет-ных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и, на их основе, усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соот-ветствии с условиями быстро меняющего мира.

Другими словами, современный дошкольник не только должен усва-ивать определенный объем знаний, но и учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы , работать с разными ви-дами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

В системе дошкольного образования России за последние годы про-изошли большие изменения , которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога . Еще существеннее стала значи-мость начального этапа вхождения малоопытного педагога в образова-тельную среду дошкольного учреждения .

Необходим единый подход к пониманию профессиональных компе-тенций педагога дошкольного образования , к определению содержания, эффективных методов и форм организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога , обеспечивающих его готовность к ре-ализации ООП в соответствии с ФГОС ДО.

Миссия и цель ФГОС дошкольного образования в сохранении спе-цифики дошкольного образования . Здесь уместно обсуждение вопроса о взаимосвязи специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога , определяемых Профессиональным стандартом пе-дагога . Профессиональные запросы педагогов обусловлены требованиями, предъявляемыми к содержанию образовательного процесса в системе до-школьного образования в контексте введения ФГОС .

Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Основные затрудне-ния педагогических работников на этапе введения ФГОС ДО :

Упрощенное понимание сущности и технологии реализации систем-но- деятельностного подхода;

Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведе-ния занятий, необходимость отказа методических разработок , накопив-шихся за многие годы;

Отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работ -ников к планированию и организации образовательного процесса в до-школьном воспитании в соответствии с требованиями ФГОС;

Традиционный подход руководителей ОУ к анализу занятия и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности вос-питателя;

Принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) .

Нельзя не затронуть и актуальные вопросы, связанные с профессио-нальной подготовкой кадров для детских садов в связи с введением ФГОС дошкольного образования . Сейчас уже является очевидным тот факт, что стандарты подготовки воспитателей совершенно не соотносятся со стандартами дошкольного образования . Требуется глубокая и деталь-ная работа в этом направлении .

Внедрение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога до-школьного образования диктует повышенные требования к квалификации педагога , его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Современные дети более активны, по-движны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим. Чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспи-тателю также необходимо быть готовым и способным к изменениям , ак-тивным, компетентным.

Новое время диктует новые условия, которые не всегда с энтузиаз-мом воспринимаются большинством воспитателей. Спектр проблем, стоя-щих перед современным воспитателем, настолько широк, что от него тре-буется владение ИКТ, умение эффективно сотрудничать с другими людь-ми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществ-лять собственную образовательную деятельность , обеспечивая конкурен-тоспособность и успешность. Сегодня востребован не просто воспитатель, а воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчи-тано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию твор-ческого потенциала. Кроме того, проблема подготовки воспитателя к педа -гогической деятельности как к творческому процессу, приобретает особую значимость. Воспитатель сегодня должен :

Уметь и хотеть самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их в практике работы с дошкольниками ;

Уметь грамотно работать с информацией , критически мыслить, пе-рерабатывать приобретённые идеи и воплощать их в свою работу ;

Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

Так, современные нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования , задают перечень профессиональных компетен-ций, содержательно отличающихся от выполняемых воспитателем функ-ций. Педагогу , не владеющему определенными профессиональными ком-петенциями, сложно будет реализовывать образовательные цели , осу-ществлять свою образовательную деятельность на высоком профессио-нальном уровне .

Таким образом , на наш взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициатив-ный, широко образованный , поэтому в своей работе ДОУ воспитатели должны стараться творчески , нетрадиционно, по-новому преподнести ма-териал, интересно организовать педагогическую работу , предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Другими словами, должно измениться отношение воспитателя к ре-бенку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение. Естественно, при этом, учитывается возраст детей и необходимая бескон-фликтная коррекция и воспитание.

Список использованной литературы

1. Белая, К. Ю. Организация методической работы с педагогами на эта-пе введения ФГОС ДО / К . Ю. Белая // Справочник старшего воспита-теля. – 2014. – № 4. – С. 4-8.

2. Виноградова, Н. А. Неопределенности и противоречия стандарта дошкольного образования : на пути к разработке методических ре-комендаций по его внедрению / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // Современный детский сад. – 2013. – № 8. – С. 4-10.

3. Официальный сайт Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования » : Элек-тронный ресурс : Режим доступа : www.firo.ru .

4. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС / Ред., сост.: И. А. Бурлакова, Г. В. Дон, Т. Л. Кузьмишина. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. – 158 с.

Подготовила

Старший воспитатель: Строжкова О.К.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

С 1 января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

По ФГОС основными принципами дошкольного образования становятся:

1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

3. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

5. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении.

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфически детских видах деятельности.

9. Сотрудничество образовательной организации с семьей.

Стандарт преследует следующие цели:

· повышение социального статуса дошкольного образования,

· обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования,



· сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает следующие задачи :

· Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).

· Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

· Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности.

· Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ.

· Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Т.е. обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

Что же меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО?

1. В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков.

Специфические детские виды деятельности в раннем возрасте (1-3 года):

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

Экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.

Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками;

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

Рассматривание картинок;

Двигательная активность.

Специфические детские виды деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет):

Игровая, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.;

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

Познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающей среды и экспериментирование с ними);

Восприятие художественной литературы и фольклора;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд;

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

Музыкальная (понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);

Двигательная активность (овладение основными движениями).

2. Изменяется способ организации детскихвидов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости. Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность ребенка должна быть по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интереса к данному занятию; сложности материала; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная). Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

3. В стандарте появляются требования к результатам освоения Программы. При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок приобретает в результате освоения программы. Педагоги с помощью мониторинговых исследований на разных этапах фиксируют уровень развития ребёнка, чтобы знать, над чем нужно работать дальше.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования . К ним относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

ü инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;

ü любознательность;

ü способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;

ü уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;

ü развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;

ü умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ü способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);

ü способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе.

4. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру .

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

ФГОС определяет 5 образовательных областей:

1) социально - коммуникативное развитие , направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

3) речевое развитие , включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;

4) художественно - эстетическое развитие , предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие , включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

5. Повышается роль семьи в работе дошкольного учреждения. Государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение будет обязано:

Консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

Информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях дошкольного образования;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Создать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.

Титул «Управление ДОУ в условиях

введения и реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Весна – время планов и предположений.

Л. Толстой

Есть такая притча. Жила одна птичка. Каждый день она находила себе укрытие в ветвях старого дерева, стоявшего посреди безжизненной пустыни. Однажды налетел ураган и вырвал дерево с корнем. И пришлось бедной птичке пролететь несколько миль в поисках укрытия, пока она не прилетела наконец-то в сад, где журчала вода и благоухали увешенные плодами деревья. Если бы не ураган, никакая бы сила не заставила бы птичку покинуть насиженное место. ФГОС ДО как раз на сегодняшний день и есть тот ураган, который заставляет нас перейти на новый уровень развития дошкольного образования.

И этот уровень обеспечивает и закрепляет Закон об образовании. ФГОС дошкольного образования – требование нового Закона «Об образовании». Введение ФГОС ДО приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»

было призвано выровнять дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования РФ.

Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 10. Структура системы образования

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.

Стандартизация позволяет дошкольному образованию стать частью общей системы образования.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Развитие дошкольного образования – стратегически ориентированная государственная политика. Главная цель - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.

ФГОС ДО направлен на достижение следующих целей:

Повышение социального статуса дошкольного образования

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

ФГОС призван решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт делает выбор в пользу ребенка.

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность мероприятий по обеспечению процесса введения ФГОС ДО.

Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ДО:

На основе документов федерального уровня (письмо Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10)

были разработаны документы регионального уровня:

Приказ МО ТО от 02.07.2013 г. № 601 «Об организации работы по обеспечению введения ФГОС ДО в образовательных организациях (учреждениях) Тульской области» (утвержден региональный план-график введения ФГОС ДО и определены критерии готовности образовательных организаций области к введению ФГОС), приказ «Об утверждении образовательных организаций ТО, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, - пилотных по введению ФГОС ДО». На основании этого приказа №57 от 30.01.2014 г. «Об утверждении ОО ТО, реализующих основную образовательную программу ДО, - пилотных по введению ФГОС ДО» 2 ДОУ Щекинского района №6 и №25 были определены как пилотные.

Документы муниципального уровня:

приказ №277 от 2 сентября 2013г. «Об организационных мероприятиях по введению ФГОС ДО в ОУ Щекинского района, реализующих образовательную программу дошкольного образования»,

приказ №245 от 20.05.2014г. «О рабочей группе по научно-методической, организационной поддержке внедрения и реализации ФГОС ДО»

определили план введения ФГОС в практику ДОУ.

Большая целенаправленная работа была проведена пилотными учреждениями по разработке документов по введению ФГОС, обновлению содержания нормативных документов, разработке новых локальных актов. Опыт работы неоднократно был представлен на уровне района.

Внедрение ФГОС ДО ставит новые ориентиры к содержанию, условиям и результатам деятельности образовательного учреждения . Это – инновация «сверху». Процесс внедрения в образовательное пространство стандарта можно рассматривать как «полную реконструкцию», обновление ОУ, которая затрагивает все компоненты образовательной деятельности.

Данная перестройка потребовала новой системы управления образовательным учреждением. Цель которой - создание организационно-управленческого механизма по осуществлению инновационной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, направленными на достижение качественно новых результатов дошкольного образования.

Тактика введения ФГОС в ДОО.

Введение ФГОС дошкольного образования осуществляется через систему мероприятий по следующим направлениям:

Создание нормативно-правового, организационного, научно-методического, кадрового, информационного, материально-технического, финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования.

1. Нормативно - правовое обеспечение введения ФГОС ДО

Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО

Разработка плана введения ФГОС ДО: приказ об утверждении плана введения ФГОС ДО

Внесение изменений в Устав, в локальные акты образовательной организации

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО должностных инструкций работников ДОО

Разработка на основе примерной образовательной программы детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО

2. Организационное обеспечение введения ФГОС ДО

Разработка Положения о рабочей группе по введению ФГОС ДО

Утверждение состава рабочей группы по введению ФГОС ДО

Организация взаимодействия по преемственности ФГОС ДО и ФГОС начального общего образования

3. Информационое обеспечение введения ФГОС ДО

Информирование родителей (законных представителей) о подготовке к введению и порядке перехода на стандарты дошкольного образования:  родительские собрания;  встречи за круглым столом;  вечера вопросов и ответов;  стендовый материал

Размещение на сайте детского сада плана, информационного материала о введении ФГОС ДО, публичного отчета о ходе и результатах введения ФГОС ДО

4. Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО

Мониторинг степени готовности педагогических работников ДОО к введению ФГОС дошкольного образования

Создание плана повышения квалификации педагогов в связи с введением ФГОС ДО

Оформление трудовых отношений с педагогическими работниками учреждения при введении эффективного контракта

Оценка труда педагогических работников в соответствии с показателями эффективности педагогической деятельности

5. Научно - методическое обеспечение введения ФГОС ДО

Организация методической работы в ОУ в условиях введения ФГОС ДО

Разработка плана методического сопровождения педагогов: повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования

Проведение педагогических советов, семинаров, консультаций, круглых столов, мастер-классов по вопросам введения ФГОС ДО

Организация распространения педагогического опыта в условиях введения ФГОС ДО

6. Материально- техническое обеспечение введения ФГОС ДО

Анализ, оценка материально-технического обеспечения внедрения ФГОС ДО

Анализ, оценка санитарно-гигиенического обеспечения внедрения ФГОС ДО

Анализ, оценка предметно-пространственного обеспечения внедрения ФГОС ДО

Обеспечение обновления учреждения к минимальной оснащенности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

Оснащение библиотеки для детей необходимой художественной литературой.

Оснащение учреждения средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами.

Обеспечение возможности изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

Обеспечение доступности среды для воспитанников.

Обеспечение безопасности предметно-пространственной среды:

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования.

соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

соответствие правилам пожарной безопасности.

соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

Обеспечение доступа педагогическим работникам к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных с целью создания условий оперативной ликвидации возникающих затруднений у педагога

Обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным и образовательным ресурсам в сети Интернет, что расширит возможности доступа пользователей к банку актуальной педагогической информации и обеспечение возможности дистанционной поддержки участников образовательного процесса.

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС включает:

Обеспечение возможности приобретения средств обучения и воспитания.

Обеспечение расходов на оплату труда, дополнительное профессиональное образование руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности.

Привлечение дополнительных финансовых средств на исполнение задач по введению ФГОС Д

Критерии готовности учреждения к введению ФГОС ДО:

Разработана и утверждена Основная образовательная программа МДОУ

Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС

Приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО должностные инструкции педагогических работников образовательного учреждения

Разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность МДОУ

Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая баланс в основной образовательной программе МДОУ между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений, а также включающая часть, реализуемую в рамках сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования

Осуществлено повышение квалификации всех педагогических работников

Обеспечены психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации Основной образовательной программы МДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Вот такой перечень мероприятий был осуществлен ДОУ в переходный период. И с 1 сентября 2015г. во всех ДОО ТО введен ФГОС ДО – приказ МО ТО «1901 от 27.08.2015«О введении в образовательных организациях Тульской области, реализующих программу ДО, ФГОС ДО»

приказ КПО №197 от 28.08.2015 «О введении в муниципальных образовательных организациях Щекинского района, реализующих программу ДО, ФГОС ДО».

Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) одобрена ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ и размещена в реестре примерных программ. Реестр примерных программ (fgosreestr.ru) является государственной информационной системой, которая ведется на электронных носителях.

Отличительной особенностью Примерной основной образовательной программы дошкольного образования является её рамочный характер, то есть отсутствие авторства, подразумевающего определенные ограничительные этические нормы применения.

Рамочный вид программы предоставляет свободу выбора в творчестве и построении образовательного процесса, с одной стороны. Но, с другой стороны, предъявляет большую ответственность.

Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.

Вариативность отражена в антологии дошкольного образования, которая рекомендована для использования МО ТО (письмо от 01.09.2015 №16-01-15/8366.

Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования:сборник. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.

«Антология дошкольного образования» - уникальный проект сопровождения внедрения ФГОС ДО, реализуемый под научным руководством академика РАО А.Г. Асмолова при научнометодической поддержке ФГАУ «ФИРО».

Проект объединяет усилия ведущих разработчиков нормативно-правовой, методической документации, авторов образовательных программ, в том числе таких программ, как «Вдохновение», «Детство», «Детский сад – Дом радости», «Детский сад по системе Монтессори», «Истоки», «Миры детства», «От рождения до школы», «ОткрытиЯ», «Радуга», «Успех» и другие. В рамках проекта издательством «Национальное образование» совместно с издательствами «Просвещение», «Вентана-граф», «Мозаика-синтез», «ТЦ «Сфера», «Линка-пресс», «АСТ», «Смысл» и другими выпускается книжная серия под названием «Антология дошкольного образования». В серию объединены программные, методические и дидактические издания, отвечающие требованиям ФГОС ДО и сопровождаемые консультативной поддержкой ФГАУ «ФИРО». В серии предусмотрены комплекты для руководителей дошкольных образовательных организаций и педагогов, а также развивающие комплекты для детей. Серия носит открытый характер и будет пополняться новыми изданиями по мере их выпуска разработчиками программ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ разработаны сотрудниками ФГАУ «ФИРО» Э.Ф. Алиевой, Н.В. Немцовой, О.Р. Радионовой, Н.В. Тарасовой, С.С. Славиным.

Для разработки ООП могут быть использованы авторские программы: комплексные - охватывают все аспекты реализации Стандарта

и парциальные - решают конкретную проблему развития дошкольников, определенной образовательной области.

П.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования

В целевом разделе примерной ООП говорится об оценивании качества образования.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности

Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых Организаций:

психолого-педагогические

кадровые

материально-технические

финансовые, информационно-методические

управление Организацией

Нормативные документы, обеспечивающие систему оценки качества:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ст.28 п.3)

2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

«Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»

5. Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»

6. Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

Педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации

Детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности

Карты развития ребенка

Различные шкалы индивидуального развития

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

Диагностика развития ребенка

Внутренняя оценка, самооценка Организации

Внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка

Система оценки качества дошкольного образования:

должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в Организации в пяти образовательных областях, определенных Стандартом;

учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка;

исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы Организации;

исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;

способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;

включает как оценку педагогами Организации собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной организации;

использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в Организации, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

ФИРО создал пакет документов для апробации инструментов и процедур оценки качества дошкольного образования.

В этот пакет входят следующие документы:

1. Инструкция к проведению апробации

2. Инструменты:

Система показателей и индикаторов показателей, используемых при оценке деятельности ДОО в процессе самоанализа (листы оценивания);

Анкета для родителей воспитанников ДОО №1

Анкета для родителей воспитанников ДОО №2

Анкета для воспитателей

Педагог – ключевая фигура реформирования образования.

Давайте вспомним слова замечательного педагога - новатора В. А. Сухомлинского, который говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни… И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Если педагог открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно педагог, его профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Согласно п.3.4.2. ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей. Вп.3.2.5. ФГОС ДО даются некоторые указания на их, а именно перечисляются условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей.

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013г.№544н конкретно определяет действия педагога. И за основу взят деятельностный подход. Проектирование, планирование, анализ – становятся обязательными умениями педагога.

Существуют трудности в период введения ФГОС. большинству педагогов трудно «перестроить себя» под задачи стандарта, увидеть собственные профессиональные дефициты и выстроить пути их решения. Значительная группа педагогов до сих пор сохраняет ВЕРУ в то, что ничего в практике не изменилось, и не может измениться! Уверены в том, что авторы программ гарантируют им качественный результат в соответствии с требованиями стандартов, поэтому много усилий прикладывать к реализации требований стандартов - не надо. К ак правило срабатывает правило: Возмутился-изучил-попробовал=получается

Перспектива педагогического осознания ФГОС – это понимание важности:

Осуществления деятельностного подхода к организации образовательного процесса;

Организации детских видов деятельности в форме сотрудничества;

Развития рефлексивных процессов при организации познавательной и творческой активности;

Ориентации содержания образования на формирования предпосылок учебной деятельности с целью создания условий для преемственности с начальной школой в системе развивающего образования;

Формирования креативных способностей личности ребёнка при решении творческих задач в рамках организации продуктивных видов деятельности. А задача – сделать образование действительно развивающим, проблемным, коммуникативным, проектным и игровым.

Возрастает роль методической поддержки педагогов: своевременное определение готовности к введению ФГОС и организация необходимых мероприятий по повышению профессиональной компетентности. «Обучение действием» так можно сформулировать подход методической службы.

Мероприятия районного уровня включали в себя: организацию повышения квалификации педагогов по ДОП ИПК и ППРО ТО по ФГОС ДО (100% фактически работающих педагогов до 1.января 2016г.),

постоянно-действующий семинар «Методическое сопровождение процессов введения и реализации ФГОС ДО»,

фото

чтения по гуманной педагогике для педагогических работников ДОУ

«Как любить ребенка?»

фото

«Развивающее дошкольное образование как инструмент реализации ФГОС» «Реализация принципов ФГОС дошкольного образования: технологии поддержки детской инициативы»

конференция: «Инновационные технологии работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования»

«Обеспечение социальной ситуации развития для участников образовательных отношений как необходимого условия реализации ФГОС дошкольного образования»

Недели профмастерства педагогов ДОУ,

фото

«Реализация инновационных принципов организации развития дошкольников в ДОУ»

фото

«Профессиональная компетентность педагога ДОУ в реализации ФГОС дошкольного образования» «Педагогическая поддержка ребенка и мир детствав образовательной среде»

Приоритетная задача педагога - установка на развитие творческой деятельности ребенка, умение расковать мысль малыша, побудить стремление создавать новое, нестереотипное, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения.

Педагог должен уметь «пленять и очаровывать» воспитанников, «заражать» их идеалами, ценностями и смыслами жизнедеятельности

Можно ли сегодня говорить о результатах введения ФГОС. Каждое ОУ нацелено на положительный результат. И в первую очередь руководитель заинтересован в повышении эффективности образовательного процесса. Поэтому, успешность всех мероприятий зависит и от выбора руководителем организационно-управленческой модели.

Проблем еще много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. Конфуций

ФГОС глазами руководителя: управление введением ФГОС в дошкольной образовательной организации

заведующий МДОБУ детский сад № 42 ГО город Нефтекамск

Введение федерального образовательного стандарта с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка , с другой – повышение требований к дошкольному образованию.

Каждая дошкольная организация проводит поэтапную работу по переходу к внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это многоплановый и довольно сложный процесс. Перед руководителем ДОО встает вопрос: с чего начать и как организовать эту работу? Как управлять процессом введения стандарта? Ответом на этот вопрос стала необходимость создания проекта, включающего алгоритм деятельности по введению Стандарта. А содержание деятельности по его зависит от анализа состояния готовности дошкольной организации и педагогов к внедрению ФГОС ДО.

Проект введения ФГОС ДО в нашем детском саду включает в себя три этапа: аналитический, организационный и внедренческий.

На первом аналитическом этапе были проведены: анкетирование педагогов, анализ кадровых, материально-технических, финансовых условий в ДОО, изучение опыта работы педагогов, как нашего, так и других дошкольных организаций, требования к структуре образовательной программы в соответствии ФГОС ДО, знакомство с целевыми ориентирами дошкольного образования в рамках ФГОС ДО.

На следующем организационном этапе создали рабочую группу по внедрению ФГОС в детском саду. Основными задачами рабочей группы являются: осуществление информационного, научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС ДО, повышение качества профессиональной деятельности педагогов, совершенствование их педагогического мастерства.


Также на данном этапе осуществлялась разработка плана методического сопровождения и внедрения образовательного стандарта дошкольного образования в практику организации.

Третий этап – внедренческий. Организация деятельности на этом этапе нам ещё предстоит. Но подготовка условий для полноценного введения образовательного стандарта в нашем детском уже активно ведётся.

Остановлюсь подробней на проекте, который содержит в себе несколько направлений:

1. Создание организационно-управленческих условий.

2. Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО.

3. Создание материально-технического, информационного обеспечения реализации ФГОС ДО.

Проект построен на изучении и внедрении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предъявляемым им требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения программы.

Одно из требований стандарта – это требование к структуре Программы и ее объему. В настоящее время детский сад работает по образовательной программе, разработанной на основе примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. , разработанной на основе ФГОС ДО (Приказ № 000 от 17 октября 2013 года).

Следующее требование стандарта предъявляется к условиям реализации образовательной программы, которые включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Говоря о кадровых условиях, хочу подчеркнуть, что в настоящее время педагогу предъявляются высокие требования: к образованию, владению педагогическими компетенциями, информационными технологиями и другие требования.

Анализ кадровых условий нашей дошкольной организации показал, что:

1. ДОО полностью укомплектована педагогическими кадрами .

2. 82 % воспитателей и специалистов соответствуют квалификационным требованиям. В настоящее время 4 человека проходят переподготовку в Нефтекамском педагогическом колледже .

3. 60 % педагогов имеют высшее педагогическое образование.

4. 6 педагогов имеют первую квалификационную категорию, 1 педагог - высшую.

5. 52 % воспитателей и специалистов прошли курсовую подготовку по введению ФГОС дошкольного образования.

6. 32 % педагогов ДОО активно внедряют инновационные педагогические и информационные технологии в воспитательно-образовательный процесс.

7. 45 % педагогов зарегистрированы в социально-педагогических сообществах в сети Интернет, перенимают и распространяют педагогический опыт.

Анализируя готовность педагогов ДОО к введению ФГОС ДО можно сказать, что реализация стандарта в систему дошкольного образования послужило неким толчком для развития и совершенствования наших педагогов. На данный момент существует определенная проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Многие педагоги все же испытывают затруднения, связанные с реализацией ФГОС ДО и нуждаются в методической помощи. Я считаю, что систематическая работа, организованная с воспитателями по повышению профессиональной компетентности, поможет вывести их на более высокий уровень.


Первое, с чем мы столкнулись при разработке проекта введения образовательного стандарта - это создание нормативно – правовых условий. Наряду с мероприятиями по изучению непосредственно самого стандарта, а также документов федерального, регионального и муниципального уровней в проект включены мероприятия по разработке нормативных локальных актов организации: Положение о творческой группе, о разработке основной образовательной программы дошкольной организации, Положение о системе оценки индивидуального развития детей, Положение о взаимодействии с семьями воспитанников.

Второе, это создание творческих групп - добровольных объединений педагогов, участвующих в разработке того или иного направления по реализации стандарта.

Третье - использование различных форм активного взаимодействия с педагогами: работа в едином образовательном пространстве, проблемные семинары, семинары – практикумы, творческие мастерские, мастер – классы, проектная деятельность , конкурсы.

Особое внимание мы уделяем организации индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения подготовки к введению ФГОС ДО, обучению работе в современной информационно насыщенной среде.

Всё это, на наш взгляд, поможет воспитателям и специалистам успешно реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт.

В нашей организации созданы материально-технические условия реализации стандарта: это требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В детском саду оборудованы групповые помещения, медицинские кабинеты, музыкальный и физкультурный зал, сенсорная комната, кабинет логопеда , зимний сад музей истории родного края. В соответствии с требованиями пожарной установлена система АПС.

В рамках требований к материально-техническому обеспечению программы в детском саду имеется цифровое мультимедийное оборудование. Имеется доступ к сети Интернет. На сайте организации постоянно публикуется и размещается информация о деятельности детского сада, детских образовательных продуктах.

Стандарт определяет требования к развивающей предметно-пространственная среде, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной , доступной и безопасной. Так как детский сад функционирует лишь второй год, вопрос организации предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особенно актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому воспитатели испытывают повышенный интерес к организации предметной среды. Как же подбирать игровой материал, на что ориентироваться при формировании предметно-пространственной среды? В этой части нашего проекта приоритетом мы обозначили не только приобретение игрового материала, но и работу с педагогами и родителями, позволяющую разобраться в его многообразии и целесообразности выбора. Прежде всего необходимо учитывать педагогическую целесообразность: учёт возрастных особенностей, определение игрового результата (то есть игрушки должны иметь воспитательное, обучающее и развивающее значение); затем –безопасность и гигиеничность.

Мы склонны считать, что организацию предметно-развивающей среды нужно строить таким образом, чтобы была возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого дошкольника с учётом его склонностей, интересов и уровня активности. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС ДО указано, что одним из обязательных разделов образовательной программы любой ДОО является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

В стандарте четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, направленный на определение способов и приемов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Какие результаты мы ожидаем получить от реализации проекта? В первую очередь – это повышение качества образования в нашей дошкольной организации. Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Создание современных условий для пребывания и развития детей дошкольного возраста в образовательной организации.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.01.01 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"