«Речь. Доклад на тему: «Речь детей и факторы ее развития п.3

эта работа была сделана на заказ!

Список оригинальных работ(больше 100) в режиме off-line вы можете
посмотреть по адресу:

Также вы найдете много учебной литературы и статей по всем предметам в
моей библиотеке on-line

Введение……………………………………………………………………………………. 3

1. Виды речи……………………………………………………………………………….. 4

2. Связь мышления и речи……………………………………………………………… 6

2.1. Физиологические основы мышления и речи…………………………………….. 6

2.3. Речь и ее функции……………………………………………………………………. 7

3. Понятие о мышлении…………………………………………………………………. 9

3.1. Операции мышления……………………………………………………………….. 11

3.2. Обобщение и конкретизация……………………………………………………….. 13

3.3. Основные формы мышления……………………………………………………… 13

Заключение……………………………………………………………………………….. 17

Литература………………………………………………………………………………… 18

Введение

Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и
формировании сознания является едва ли не самым важным разделом
психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение
действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет
, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет
значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только
воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек
может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может
рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного
опыта. Т.е. для человека характерно то, что у него есть не только
чувственное, но и рациональное познание, иначе говоря, что с переходом
от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в
процессе познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное
отличие человеческого сознания от сознания животного-способность
переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта к
отвлеченному, рациональному сознанию.

В данной работе мы рассмотрим взаимосвязь мышления и речи.

1. Виды речи

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные
особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде
всего различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и
письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и
диалогической.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может
размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной
признак-доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В
зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные
знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную
речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими
особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их
реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему
читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное
только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего
читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного
контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в
построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать
выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения
своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих
выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная
речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь
должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е.
обработанной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное
внимание,

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от
устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным
выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени
на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми
рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их
необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению
мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного
человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе.
Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь
исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности
достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к
поколению.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид
либо диалогической, либо монологической речи.

Диалогическая речь - это разговор, беседа двух или нескольких лиц,
которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре
диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность
такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются
высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или
возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить
определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер
(например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к
построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая
или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это
тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни
и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с
полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в
развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при
диалогической речи - уметь выслушивать высказывания партнера до конца,
понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные
мысли.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только
слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения
людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных
и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся
лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная
особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная
направленность ее к слушателю. Цель этой направленности-достигнуть
необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в
чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер,
требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной
подготовки и планирования.

Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она
требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои
мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения
устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить
не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за
реакцией слушателей.

Внутренняя речь-это внутренний беззвучный речевой процесс. Она
недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть
средством общения. Внутренняя речь-словесная оболочка мышления.
Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти
никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто
целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого).
Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен
и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К
помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех
случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности,
которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную
ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной
внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной
для других.

2. Связь мышления и речи

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью.
Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка,
вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем
про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково
хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на
каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только
формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые
(артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда
сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении
различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие
даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.

Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки,
что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще
неясна себе самому, что это

Скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда
связана с четкой словесной формулировкой.

Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу
одно и то же, что мышление - это речь, лишенная звучания («речь минус
звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь-«озвученное
мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль
можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно
также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но
разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно
и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.

2.1. Физиологические основы мышления и речи

В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая
дея-1ельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не
каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование
второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные
связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного
мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами.
Отражение связей и отношении) между предметами становится возможным
потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой
отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению
ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами,
вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения
окружающего мира.

Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта
второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная
работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.

Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем
слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, с другой -
произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата.
Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются, как уже
указывалось в главе II, три центра речи: слуховой, двигательный и
зрительный.

Один из таких центров (слуховой центр Вернике) обеспечивает понимание
воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность
различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается,
вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи.
Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При
разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова,
хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только
способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра
обеспечивает понимание письменной речи, чтение При поражении его человек
утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется,
Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так
как в основе речевой деятельности лежит объединяющая работу этих центров
деятельность коры в целом.

2.3. Речь и ее функции

Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут
коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей
вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с
другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при
помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями,
рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Общаясь друг с другом, люди употребляют слова н пользуются
грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система
словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение
между людьми. Речь-это процесс использования языка в целях общения
людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство,
которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался
и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и
речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует
исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди
перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он
становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например,
латинский.

Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека
.совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в
процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью
языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство
закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой
культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения
усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные
исторически.

Итак, одна из функций речи - служить средством общения между людьми.

Другая важнейшая функция речи вытекает из рассмотренного выше положения
о том, что мышление осуществляется в речевой форме. Речь (в частности,
внутренняя речь - внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью
которого мы мыслим про себя) является средством мышления.

3. Понятие о мышлении

Мышление-высшая форма отражения мозгом окружающего мира,
наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только
человеку.

Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав
далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он познает законы
высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских
лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это.
Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и
закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерную связь
между температурой и объемом тела, им известно отношение между сторонами
прямоугольного треугольника, они понимают связь между господствующими
ветрами, широтой, высотой местности над уровнем моря, отдаленностью от
моря, с одной стороны, и климатом - с другой.

Но разве все эти знания получены человеком только с помощью
анализаторов? Разве человек знает о мире только то, что дают ему
ощущения и восприятие? Разумеется, нет. Возможности познания окружающего
мира с помощью анализаторов очень ограниченны. Человек очень мало знал
бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только, теми
показаниями, которые дают зрение, слух, осязание и некоторые другие
анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает
человеческое мышление. Что же такое мышление? В чем его сущность?

Что у данной фигуры три угла или что потолок белый, доказывать не надо.
Это воспринимается человеком непосредственно, с помощью анализаторов. А
вот что квадрат гипотенузы) прямоугольного треугольника равен сумме
квадратов его катетов - этого никто не способен видеть непосредственно,
как бы внимательно он ни вглядывался в прямоугольный треугольник и каким
бы острым зрением ни обладал. Такого рода познание не является
непосредственным показанием наших анализаторов, а является, как говорят,
опосредованным познанием.

Что же такое опосредованное познание? Представим себе, что человек,
сидящий в комнате, хочет узнать, какова температура снаружи. Для этого
есть разные возможности-почувствовать эту температуру своим кожным
анализатором непосредственно (выйдя на улицу) или посмотреть на
термометр, прикрепленный снаружи у окна. В последнем случае человек о
температуре узнает опосредованно. Воспринимая одно, человек судит о
другом. Но что нам дает такую возможность? Почему, глядя на термометр,
человек узнает о температуре, которую он не ощущает? Разумеется, потому,
что он знает о связи объема ртути с температурой окружающей среды. Иначе
говоря, опосредованное познание предмета или явления осуществляется
посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно
связанного с первым.

Равным образом человек узнал и о химическом составе звезд опосредованно,
не подвергая звездное вещество анализу в лаборатории, что невозможно, а
изучая непосредственно видимый спектр, полученный путем разложения света
далекой звезды. Это стало возможным только благодаря тому, что человек
раскрыл связь между химическим составом вещества и спектром излученного
им света.

Таким образом, мышление, во-первых, есть опосредованное познание.

К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

Когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших
анализаторов (например, не воспринимающих ультразвуки) или отсутствия
соответствующих анализаторов (например, у нас нет анализаторов для
улавливания рентгеновских лучей);

Когда непосредственное познание принципиально было бы возможным, но в
современных условиях оно совершенно исключено (при изучении истории,
палеонтологии, археологии);

3) когда непосредственное познание возможно, но нерационально.
Например, высоту самого высокого дерева можно узнать опосредованно, если
в солнечный день воткнуть палку в землю и заметить время, когда тень от
палки будет равна ее высоте. В этот момент и тень от дерева (которую
легко измерить) будет равна высоте дерева.

Как уже указывалось, опосредованное познание основано па наличии
объективных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями
и осознании, понимании, знании человеком этих связей. Эти связи обычно
скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того чтобы выявить
их, человек прибегает к мыслительным операциям - сравнивает,
сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения,
выводы.

Таким образом, мышление, во-вторых, есть познание (отражение) отношений
и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно
дает возможность понять закономерности материального мира,
причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической
жизни, закономерности психики человека.

Рассмотрим еще один пример. Что произойдет, если этот кусок дерева
бросить в воду? Поплывет? А почему вы это знаете? Потому что в прошлом
вы не раз видели плавающие куски дерева? Но ведь то были другие куски
дерева, а этот кусок дерева вы в воду еще не бросали! Предвидеть, что
произойдет в конкретном случае, мы можем потому, что отражаем общие
свойства предметов и явлений (в данном случае-общие свойства воды и
дерева). По этой же причине мы знаем, не измеряя, что в данном
треугольнике сумма внутренних углов равна 180°, потому что нам известно
общее положение о том, что в любом треугольнике сумма внутренних углов
равна этой величине.

Иными словами, мышление, в-третьих, есть обобщенное познание
действительности, процесс познания общих и существенных свойств
предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие
и существенные свойства металлов, общие свойства газов в отличие от
общих свойств жидкостей, общие свойства треугольников, общие признаки
глагола в отличие от общих признаков прилагательного и т. д.

Теперь мы можем дать полное и развернутое определение. Мышление -
процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего
мира. Сущность его в отражении:

Общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких
свойств, которые не воспринимаются непосредственно;

2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и
явлениями.

"Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет
границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного
опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о
том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно
позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент
не существуют (рассчитывать заранее затмения Солнца и Луны, орбиты
космических кораблей, предвидеть ход общественно-исторического процесса
и т. д.).

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и
восприятии, а результаты мыслительной работы Проверяются и применяются
на практике. Согласно учению марксизма-ленинизма диалектический путь
познания - от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него-к
практике.

3.1. Операции мышления

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных
операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и
конкретизации.

Сравнение. Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью
найти сходство и различие между ними. К.. Д. Ушин-ский считал операцию
сравнения основой понимания. Он считал, что мы познаем любой предмет,
только приравнивая его к чему-то и отличая от чего-то.

В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль.
Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и
деления, кислород и водород, треугольник и прямоугольник, лес, степь и
пустыню, рабовладельческий и феодальный строй, школьник глубже познает
особенности данных предметов или явлений.

Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно
целенаправленно, т. е. происходит с определенной точки зрения, ради
ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление
сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое
одновременно. Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки
зрения пользы для человека, сравнение может быть направлено на
установление сходных признаков между ними. Если изучают строение и
происхождение домашних животных, в ходе изучения могут устанавливать
определенные различия между ними.

Исследования показали, что младшие школьники более успешно будут
находить сходство между предметами, если при сравнении давать
дополнительный предмет, отличный от сравниваемых. Ученики сравнивают
изображения домашних животных - коровы и овцы и сходных признаков
усматривают не так много. Если же продемонстрировать три картинки -
корову, овцу к собаку, то учащиеся находят гораздо больше сходных
признаков у коровы н овцы.

Анализ и синтез. Анализ - это мысленное расчленение предмета или
явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей,
признаков и свойств. Синтез - это мысленное соединение отдельных
элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно
связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания:
анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что
аналитически расчленено.

Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают
полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание
отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя
эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Овладевая чтением,
ребенок под руководством учителя осуществляет анализ (в предложении
выделяет слова, в словах - слоги и звуки) и синтез (из звуков и букв
составляет слоги, из слогов - слова, из слов - предложения). Для
понимания особенностей какого-либо растения ученик мысленно выделяет и
рассматривает его отдельные части:

Корень, стебель, листья, цветы (анализирует), а потом представляет
растение в целом (синтезирует). Для запоминания определенного текста
ученик выделяет в нем отдельные части, смысловые куски (анализирует) и
пытается понять, как они логически связаны в единое целое (синтезирует).
Изучая в школьной мастерской новый для него станок, школьник пытается
выделить его отдельные" части и понять их назначение, на основе чего он
представляет взаимодействие частей и понимает принцип работы станка в
целом.

Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с
предметом или явлением и затем переходит в более глубокое и детальное
анализирование. Процессы анализа и синтеза часто возникают вначале в
практическом действии. Чтобы разобрать или собрать в уме мотор,
необходимо научиться разбирать и собирать его на практике.

Абстракция. В процессе познания возникает необходимость не только
проанализировать какой-либо предмет или явление, но и выделить для более
углубленного изучения какой-либо один признак, одно свойство, одну
часть, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не
принимая их во внимание. Как правило, выделяются не просто какие-то
признаки и свойства, а важные, существенные признаки.

Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков
предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных
признаков и свойств.

Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится
независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом
мышления. Так, наблюдая различные прозрачные объекты: воздух, стекло,
воду и др., мы выделяем в них общий признак-прозрачность и можем мыслить
о прозрачности вообще; наблюдая движение небесных тел, машин, людей,
животных, мы выделяем общий признак - движение и мыслим о движении
вообще как о самостоятельном объекте. Точно так же при помощи
абстрагирования создаются понятия о длине, высоте, объеме, треугольнике,
числе, глаголе и т. д.

3.2. Обобщение и конкретизация.

Абстракция лежит в основе обобщения - мысленного объединения предметов
и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые
выделяются в процессе абстрагирования.

В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах,
определениях, правилах, классификации. Школьникам иногда трудно
произвести обобщение, так как далеко не всегда им удается самостоятельно
выделить не просто общие, но и существенные общие признаки.

Некоторые советские психологи (Д. Б. Эльконин, В. В Давыдов) различают
два вида обобщения: формально-эмпирическое и содержательное
(теоретическое). Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем
сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков.
Содержательное (теоретическое) обобщение основано на глубоком анализе

Объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков. отношений и
зависимостей.

Конкретизация - это мысленный переход от общего к единичному, которое
соответствует этому общему.

В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример,
иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое
положение, правило, закон (например, грамматическое, математическое
правило, физический, общественно-исторический закон и т. д.). В учебном
процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши
теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять
действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний,
которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от
жизни.

3.3. Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и
умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом
существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков.
Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные
и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла,
определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину
углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником,
позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции.
Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении
их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое
отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют
отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками),
например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от
другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие
дупла и т. д.

В понятии же содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого
ряда однородных предметов: для понятия «школьник» общее и существенное
свойство-обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или
цвет волос); для понятия «термометр» - то, что это прибор для измерения
температуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д.).

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое
слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена
собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях
действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом
отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления
памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие
обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного,
единичного. Никто из нас никогда не видел ч не может видеть книги
вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже чело века вообще, так как
нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо
индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Понятие-более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно
шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую
иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя
наглядно представить себе движение со скоростью 300 тысяч километров в
секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.

В процессе общественно-исторического развития познания расширяется,
углубляется и изменяется содержание понятий. Так, понятие «атом» раньше
имело одно содержание, с развитием науки и техники содержание этого
понятия изменилось, расширилось, углубилось.

Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и
явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение-это
форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо
положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как
«Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным
суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у
предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или
«Эта река несудоходна».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях
утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и
явлений, объединяемых понятием, например:

«Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет
только о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например:
«Некоторые школьники умеют играть в шахматы». Единичное суждение-это
суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии,
например: «Москва-столица России », «Пушкин - великий русский поэт».

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или
явление-значит уметь высказать о нем правильное и содержательное
суждение, т. е. уметь судить о нем

Истинность суждений проверяется общественной практикой чело"-века.

Умозаключение. Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой
человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них
новое суждение. Типичный пример умозаключения-доказательство
геометрических теорем.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивными
и дедуктивными.

Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению,
установление общих законов и правил на основании изучения отдельных
фактов и явлений.

Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному
суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих
законов и правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в
чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти
сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и
второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений,
делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или
закон. Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащиеся
устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также
полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение:
«Все домашние животные полезны».

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и
качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил.
Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может
предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут
расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители
оставляют между рельсами определенный зазор.

Решение мыслительных задач. Мышление человека, и в частности школьника,
наиболее ярко проявляется при решении задач.

Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит
перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос
ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления
начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи,
которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо
понять, уяснить. Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая
болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик выяснить
причину неисправности механизма; дает ли учитель ученику для решения
задачу - всегда мышление определяется необходимостью найти что-то пока
еще неизвестное.

Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы,
вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним
учитель. Известны случаи, когда ученик с недоумением рассказывал:
«Учитель нарисовал на доске два одинаковых треугольника и весь урок
доказывал, что они равны. Не понимаю зачем». Вопрос, проблема должны
быть четко осознаны, иначе ученику не над чем будет думать.

Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных,
уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные
сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и
опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные
ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает
гипотеза (предположение), намечается способ действия, путь решения.
Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать
ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой
способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины
предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы.

Важное значение при поисках пути решения имеет переосмыслнванне
(переформулирование) исходных данных задачи, попытки наглядно
представить себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы.
Последнее очень важно не только для младших школьников, у которых
мышление вообще нуждается в опоре на наглядные представления, но и для
школьников-подростков. Попробуйте дать ученику IV-V классов задачу:
«Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с, а мост длиной 540м за
45 с. Какова длина поезда и скорость его?» Ученики не решат этой задачи,
если не представят себе ситуацию наглядно. Поезд проходит мимо
телеграфного столба за 15 с-это значит, что за 15 с он проходит
расстояние, равное своей длине. За 45 с поезд проходит мост. Начинает он
проходить его, когда паровоз вступает на мост, а кончает тогда, когда с
моста сходит последний вагон, т. е. за 45 с поезд проходит 540 м плюс
расстояние, равное своей длине, или 540 м за 30 с. Дальнейшее решение
просто.

Решение задачи завершается проверкой, сопоставлением полученного
результата с исходными данными.

Все указанные моменты можно легко проследить на решении любой
практической задачи (например, определить, почему не горит настольная
лампа), любой учебной задачи (например, решить сложную математическую
задачу).

Заключение

Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в
явления действительности, в отношения между вещами, действиями и
качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые
дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь
располагает более сложными образованиями, которые дают основу для
теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы
непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально-
логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те
логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к
сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми
средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня
познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к
рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности
человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.

Литература

Айзман Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе. М., 1991.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1988.

Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 1996.

Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов- на – Дону 1998.

Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.

>Рефераты по русскому языку

Язык и речь

Основные вопросы в лингвистике связаны с устройством и функционированием языка. На протяжении многих столетий эта наука пытается в полной мере объяснить, что же такое язык, как он развивается, что такое речь и т.д. Несмотря на свое стремительное развитие, лингвистика не смогла до конца изучить и решить вопросы, связанные с языком. По общепринятому определению язык – это система знаков, соотносящая написание и смысловое содержание. В свою очередь, речь – это исторически сложившаяся форма общения между людьми.

Одним из первых ученых, заложивших основы общей теории языка, был Фердинанд де Соссюр. Он назвал все процессы говорения и слушания одним общим терминов – речевая деятельность. В совокупности речевых процессов он выделил два полярных аспекта: язык и речь. По его мнению, основной частью речевой деятельности является язык. Несмотря на то, что он представлен лишь необходимыми условностями, принятыми в обществе, без языка речевая деятельность была бы невозможна. Язык – это как словарь, без овладения которым речевое общение становится невозможным.

Язык является лексической и грамматической системой, которая существует в сознании людей, принадлежащих к одной общности. Речь, в свою очередь, это акт использования языка человеком для выражения своих мыслей. Язык и речь тесно взаимосвязаны. С одной стороны, язык необходим, что речь была внятной. С другой стороны, исторически сложилось так, что речь всегда предшествовала языку. Из этого следует, что развитие языка отражается в речи, а живая речь это и есть форма существования и развития речи. Несмотря на это, Фердинанд де Соссюр отмечал, что язык и речь понятия различные.

Наиболее существенные противопоставления языка и речи:

Язык – это социальное явление, а речь – психическое

Язык – это общее явление, а речь – индивидуальное

Язык ахроничен и внеисторичен, а речь исторична

Язык стремится к статичности, а речь подвижна

Язык – это абстрактная система, а речи свойственна материальность

Язык подвержен лингвистическим закономерностям, а речь – нет.

Таким образом, язык и речь – это явления сложные и взаимозависимые. Эти понятия зачастую используются как синонимы. Однако необходимо их разграничивать, так как язык – это упорядоченная система знаков, а речь – использование языка в устной деятельности. Благодаря языку человеческое общество может развиваться. Именно язык помогает накапливать и передавать информацию из поколения в поколение.

Доклад на тему:

«Речь как средство коммуникации: понятие, функции, структура»

Основным средством коммуникации является речь. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы и правила). Важно отличать язык от речи. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и тоже значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь - индивидуальна.

Существует несколько взаимно связанных видов речи: различают внешнюю речь и внутреннюю речь. Внутренней речью называют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Здесь языковые значения используются вне процесса реальной коммуникации. Даже из самого названия понятно, что этот процесс скрыт от непосредственного наблюдения и поэтому далеко еще не изучен. Считается, что процесс внутренней речи протекает с большой скоростью и сама внутренняя речь различается степенью языковой оформленности в зависимости от условий.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

    внутреннее проговаривание, т. е. «речь про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления. Такая речь типична при решении мыслительных задач в затрудненных условиях;

    собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами образов и т. п.). Такая речь имеет специфическую структуру, отличающуюся от структуры внешней речи;

    внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей.

Внутренняя речь - это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Для этой речи характерно отсутствие полной звуковой выраженности, которая заменяется зачаточными речевыми движениями. Иногда эти зачаточные артикуляционные движения приобретают очень заметную форму и даже приводят к произнесению отдельных слов по ходу мыслительного процесса. «Когда ребенок думает,- говорит Сеченов,- он непременно в то же время говорит. У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ. Это чрезвычайно часто случается и со взрослыми людьми. Я по крайней мере знаю по себе, что моя мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, т. е. движениями мышц языка в полости рта. Во всех же случаях, когда я хочу фиксировать какую-нибудь мысль преимущественно перед другими, то непременно вышептываю ее».

Несмотря на отсутствие полной словесной выраженности, внутренняя речь подчиняется всем правилам грамматики, свойственным языку данного человека, но только протекает не в столь развернутой форме, как внешняя: в ней отмечается ряд пропусков, отсутствует выраженное синтаксическое членение, сложные предложения заменяются отдельными словами. Объясняется это тем, что в процессе практического пользования речью сокращенные формы стали замещать более развернутые. Внутренняя речь возможна лишь как преобразование внешней. Без предварительного полного выражения мысли во внешней речи она не может быть сокращенно выражена и во внутренней речи.

Внешняя речь – это процесс речевой деятельности, включающей различные механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь – это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем. Она бывает устная и письменная.

Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми. Это всегда обращенная к собеседнику речь.

Устная речь имеет следующие две основные формы:

Монологическая речь - развернутая речь человека, обращенная к другим людям; устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, который взял на себя задачу рассказывать о каком-либо факте, событии, происшествии. Человек, произносящий монолог, ответственен за то, чтобы его поняли слушатели. Для этого он должен учитывать все возникающие на его монолог реакции, рефлексировать, т.е. осознавать то, как его речь воспринимается теми, на кого направлена. Монологическая речь требует специальных умений и речевой культуры не только от того, кто ее строит, но и от слушателей. Монологическая речь произошла от диалогической речи. Диалог - исходная, универсальная составляющая речевого общения.

Диалогическая , или разговорная, речь представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух или более людей.

Репликой называют ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого. Реплика может выражаться возгласом, возражением, замечанием по содержанию речи говорящего, а также действием, жестом, даже молчанием на обращенную к слушающему речь.

В целом диалогическая речь более простая, чем монологическая: она свернута, в ней многое подразумевается благодаря знанию, и понимаю ситуации собеседником. Здесь неязыковые коммуникативные средства приобретают самостоятельное значение и нередко подменяют высказывание. Диалогическая речь может быть ситуативной , т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной , когда все предшествующие высказывания обусловливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги - непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакций других людей. Ситуативный диалог может быть понятен только двум общающимся.

Иной характер носит письменная речь. Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Она обращена не к слушателям, а к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь автора и не имеющим поэтому возможности уловить ее смысл по интонации и другим фонетическим выразительным средствам устной речи. Поэтому письменная речь становится понятной только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного языка.

Исследователи выделяют три основных функции речи : коммуникативную, регулирующую и программирующую. Коммуникативная функция - осуществление общения между людьми с помощью языка. В коммуникативной функции выделяют функцию сообщения и функцию побуждения к действию. При сообщении человек указывает на какой-либо предмет или высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. Побудительная сила речи зависит от ее эмоциональной выразительности. Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.

Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях - сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурией и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого человека с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшее значение имеет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации внутренняя речь становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.

Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса - внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий.

Главная цель речевой коммуникации – обмен различного рода информацией. Однако, общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, которыми мы пользуемся и по сей день. Например, у африканцев используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т. п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза – символ любви, астра – печали, незабудка – памяти и т. д.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т. п. – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык.

В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (т. е. словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т. п.). Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

Вопросы изучения коммуникативной функции человека в течение многих лет находились в центре внимания ведущих учёных и специалистов в области психологии, психолингвистики, нейропсихологии и логопедии (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Н.В. Куницына, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, Т.Н. Ушакова, Б.Ф. Ломов, Л.А. Петровская, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Горелов, Т.Н. Ушакова, Л.З. Арутюнян, Р.Е. Левина и др.). Это далеко не случайно, так как общение оказывает значительное влияние на весь процесс психического развития человека, является основой и средством формирования его социальных взаимоотношений. Большинство специалистов отмечают, что при различных нарушениях речевой функции наиболее значимым его последствием является социальная дезадаптация индивида, нарушение эффективности системы его социального функционирования.

Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие:

1) условия общения:

прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т. п.);

опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);

2) количество участников:

монолог (речь одного человека);

диалог (речь двух людей);

полилог (речь нескольких человек);

3) цель общения:

информирование;

убеждение (включая побуждение, объяснение и т. п.);

развлечение;

4) характер ситуации:

деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т. п.);

бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т. д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу.

Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу.

Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т. д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.

Из предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание (или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении – графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

Закономерности развития коммуникативных умений и навыков у детей с нормальным уровнем интеллектуального развития

Многие исследователи утверждают, что освоение предметного мира и формирование предметного сознания на начальном этапе развития обеспечивается непосредственным взаимодействием ребенка и взрослого. Основными средствами в этом взаимодействии выступают различные движения (в том числе мимика, жесты матери и самого ребенка) и слово (речь) матери. Благодаря этому общению, выделяются две взаимосвязанные линии в развитии коммуникативных способностей ребенка: вербальная и невербальная коммуникация. В результате активного взаимодействия с взрослым у нормально развивающегося ребенка появляется начальный репертуар коммуникативного поведения, развивается коммуникативно-познавательный комплекс, обеспечивающий постепенное становление вербального и невербального компонентов коммуникации.

В раннем детстве у ребенка вначале появляются невербальные средства коммуникации в виде различных движений, жестов и мимики, взглядов и т.д., которые сопровождаются вокализацией, голосовыми реакциями (крик, гуление, лепет и т.д). Лишь по мере взросления и практического усвоения языковой системы ребенок постепенно овладевает вербальной коммуникацией, которая в дальнейшем становится основным средством, обеспечивающим успешность становления и личностного развития.

Речевое развитие ребёнка делится на три этапа.

Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - это количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при весьма незначительном приросте активного словаря. Прежде всего, ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это - имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам.

Интенсивно развивается и внешняя речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.

Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30 - 40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту – 1200 - 1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи.

Любопытство и любознательность ребёнка раннего возраста заставляет его интересоваться названиями предметов и явлений, задавать взрослым вопрос: «Что это?». Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.

Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). В этом возрасте дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Самое важное приобретение речи ребенка на третьем этапе речевого развития - то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов.

Итак, коммуникативная деятельность - это деятельность, объектом которой является другой человек, а в данном случае - это деятельность, выступающая как форма взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. Коммуникативные умения учащихся формируются исключительно в процессе непосредственного общения с учителем, сверстниками и другими людьми. Результативное, удовлетворяющее интересы коммуникантов общение подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, составляющей которой, и являются коммуникативные умения. Под коммуникативными умениями, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.

У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления). Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания. Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она - показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка. Если ребенок ориентирован на слушателя, стремится подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, стремится пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению. У детей семи-девяти лет наблюдается некая особенность: уже достаточно освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или сверстниками во время игрового общения.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ Донбасский горно-металлургический институт Кафедра философии и правоведения по дисциплине: «Основы психологии и педагогики» на тему: «Речь» Выполнил: ст. гр. ЭП - 00 - 3 Кисель В.В. Проверила: ассистент Ткачёва Е.Н. Алчевск, 2004 СОДЕРЖАНИЕ |Введение |3 | |1 Язык |4 | |1.1 Функции языка |4 | |1.2 Виды языка |5 | |2 Язык как средство общения |7 | |3 Соотношение мышления и речи |9 | |Перечень ссылок |14 | ВВЕДЕНИЕ Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. 1 РЕЧЬ Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании. В отличие от значения слова, личностный смысл — это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания. 1.2 Функции языка Выделяют следующие основные функция языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно- историческою опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации). Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач. Речь имеет три функции: - сигнификативную (обозначения), - обобщения, - коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Функция коммуникации, включает в себя средства выражения и воздействия. Как средство выражения речь сочетается с рядом выразительных движений — с жестом, мимикой. У животных тоже имеется звук как выразительное движение, но он становится речью, только когда перестает сопровождать аффектированное состояние человека и начинает его обозначать. Речь не только орудие мышления, в ней есть эмоционально-выразительные компоненты. Это проявляется в интонациях, паузах, ритме и других выразительных моментах. Чем выразительнее речь, тем больше проявляется в ней говорящий, его характер. 1.2 Виды В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Монолог труднее диалога, поэтому развивается позже. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Внутренняя речь - это фаза проговаривания про себя как подготовка к устной и письменной речи. 2 РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношениях человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это — система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание Психология деятельности и познавательных процессов или содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове- понятии. Общен
1

Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использование каждым отдельным человеком – два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей языка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности. Сказанное позволяет разграничить два понятия – язык и речь .

Язык система знаков, за которой закреплено соответствующее ее звуковому облику содержание, она служит орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Речь деятельность человека, использующего язык в целях общения, для выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и прочего. Под речью понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные).

Язык как сущность находит свое проявление в речи. Чем язык отличается от речи?

1) язык – это средство общения; речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;

2) язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;

3) язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;

4) язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

5) для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;

6) язык независим от ситуации и обстановки общения; речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно в поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативное значение, которое в языке отсутствует.

Таким образом, понятия язык и речь соотносятся как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).

Функции языка – это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т.е. его характеристики, без которых язык не может существовать.

1. Коммуникативная функция означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения (коммуникации), т.е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысль, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются взаимопонимания.

2. Когнитивная (познавательная, гносеологическая) функция означает, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.

Кроме этих двух, язык выполняет еще ряд функций:

· фатическая (контактоустанавливающая) – функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.). Общение происходит ради общения и в основном неосознанно направлено на установление и поддержание контакта;

· эмотивная (эмоционально-экспрессивная) – выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях;

· аккумулятивная функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании; эта функция языка связывает его с действительностью;

· метаязыковая (речевой комментарий) – функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например, при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка;

· эстетическая – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фразы могут нравиться или не нравиться. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.

Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в самых различных жизненных обстоятельствах.

Люди могут пользоваться различными знаковыми системами : телеграфный код, транскрипции, цифры, жесты, дорожные знаки и т.п. В самом общем плане языки разделяются на естественные и искусственные.

Естественным называют язык, который возник вместе с человеком и развивался при отсутствии на него сознательного воздействия, т.е. естественным путем.

Искусственные языки – это знаковые системы, созданные человеком как вспомогательные средства для разных коммуникативных целей в тех областях, где применение естественного языка затруднено, невозможно или неэффективно. Среди искусственных языков можно выделить плановые языки (эсперанто, идо, интерлингва); символические языки науки (языки математики, химии, физики); языки человекомашинного общения (программирования, информационно-поисковые).

Русский национальный язык представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как литературный язык, территориальные и социальные диалекты (жаргон), просторечие. Литературный язык – исторически сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей. Это язык образцовый, нормированный, описанный грамматиками и словарями. Литературный язык обслуживает такие сферы человеческой деятельности, как политика, культура, наука, делопроизводство, законодательство, официальное и неофициальное общение, словесное искусство.

Территориальные диалекты (местные говоры) – язык ограниченного числа людей, живущих на одной территории. Диалект может отличаться от литературного языка и своими словами (например, в некоторых местах вместо слова белка говорят векша, а вместо слова пояс – гашник ),и элементами грамматики, и особенностями произношения.

Жаргон – речь отдельных профессиональных, сословных, возрастных групп. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Существуют жаргон криминального мира (арго ), молодежи (сленг ) и профессиональныежаргоны (музыкантов, актеров, спортсменов, охотников и др.). Общение между людьми на жаргоне, разумеется, возможно, но только в том случае, если в нем участвуют хорошо понимающие друг друга представители одного коллектива, а предмет разговора не выходит за рамки довольно узкого круга тем.

Просторечие – это речь малообразованных, в основном городских жителей, характеризующаяся отклонением от литературных норм, использованием грубых слов и выражений. Носители просторечия не осознают различия между нелитературными и литературными формами.

Человек может в равной степени владеть двумя или более формами языка (например, литературным языком и диалектом, литературным языком и жаргоном), пользоваться ими в зависимости от условий общения. Это явление получило название диглоссии .

Речь применение языка в ситуации общения. Создаваемые человеком речевые произведения существуют в двух формах – устной и письменной. Каждая форма имеет свою специфику.

Устная речь это речь звучащая, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения; она создается в процессе говорения и предполагает наличие реального собеседника (собеседников). Независимо от наличия или отсутствия предварительной подготовки, говорящий создает свое речевое произведение буквально на глазах слушателей. Поэтому свойствами устной речи являются необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени. Поскольку говорящий создает свою речь в режиме on-line, для него оказывается важной реакция слушающего. Для устной речи характерно использование простых, побудительных, вопросительных предложений; избыточность (повторы, уточнения, пояснения); перебивы, самоперебивы (говорящий, не закончив предложение, начинает другое). Одно из наиболее ярких отличий устной речи – обязательное наличие невербальных средств коммуникации: жестов, мимики, телодвижений, взгляда, интонации.

Интонация – сложное явление, включающее компоненты, связанные со звучанием голоса: логическое и фразовое ударение, паузы, тон, тембр, сила звучания, темп. Интонация не просто делает разнообразным звучание речи, но и помогает передать отношение говорящего, подчеркнуть наиболее важные моменты речи. Функции интонации:

1) эмоционально-экспрессивная. Эмоции: радость, раздражение, гнев, удивление, ехидство. Например, «Молодец!» можно произнести с любой из этих эмоций;

2) смысловая. Интонация помогает отличить одно предложение от другого. И это она будет делать по-разному. Например: В сумерках мелькнула тень. Кто это? Это свои. Мы здесь слышим и точку, и вопросительный знак. А все это сделала интонация. Мы победили! Мы победили. Мы победили? – разное значение предложений;

3) логико-грамматическая. В предложении ударение падает на слово, которое несет главный смысл. Ударный слог главного по смыслу слова – интонационный центр предложения. (Кто сделал домашнее задание? Кто сделал домашнее задание? Кто сделал домашнее задание?).

Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, требуются технические средства. Поэтому она должна быть построена таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось.

Письменная речь вторична по отношению к устной и характеризуется тем, что информация в ней передается при помощи графических знаков. Письменная речь, как правило, обычно обращена к отсутствующему адресату (адресатам), его можно лишь мысленно представить. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, возвращаться к нему, исправлять. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие, она обладает четкой структурной организацией, куда можно отнести деление на разделы и параграфы, нумерацию страниц, абзацные отступы, систему ссылок и т.п. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить, проверить по словарю понимание терминов. Для текстов письменной речи характерны сложные синтаксические конструкции, большое количество причастных и деепричастных оборотов.

Таким образом, существуют различия в речевом поведении создающего устное или письменное высказывание, в восприятии устной или письменной речи адресатом, в языковом оформлении устной и письменной речи.

Выделяют две разновидности речи по количеству лиц, производящих речь, – монолог и диалог. Монологическая речь характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью. Монолог получает наибольшее свое развитие в книжной речи.

Условия, в которых протекает диалогическая речь , определяют ряд её особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (особенно в ответно-вопросной форме, в меньшей степени при смене предложений-реплик), широкое использование невербальных средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного, и т.д. Эта форма речи получила наибольшее развитие в разговорной речи. Вместе с тем диалогическая форма широко распространена и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи. Изображение диалога используется и в языке художественной литературе с целью характеризации героя.

Когда какой-нибудь человек использует язык для общения с другими людьми, он занят речевой деятельностью.

Речевая деятельность – это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации.

Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.

1. Побудительно-мотивационный этап предполагает возникновение мотива речевой деятельности. Если человек решил включиться в нее, формируется коммуникативное намерение участника общения, которое представляет собой единство мотива (уместно ли говорить, писать в данном случае) и цели речевого действия (зачем говорить? зачем читать? что я буду утверждать?).

2. Ориентировочный этап предполагает обдумывание, планирование, выбор речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания.

3. Исполнительный этап представляет собой озвучивание замысленного (задуманного) текста: мы произносим или записываем обдуманное высказывание.

4. На этапе контроля важно проанализировать как коммуникативные удачи, так и неудачи, которые привели к неадекватности понимания слушателями или читателями созданного автором высказывания.

Речевая деятельность имеет несколько разных видов . Представим себе хорошо знакомую всем ситуацию: преподаватель читает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Во-первых, преподаватель использует язык, чтобы высказать то, что считает необходимым сообщить студентам. Такой вид деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, называется говорением .

Во-вторых, студенты, зная тот язык, на котором говорит преподаватель, воспринимают содержание его звучащей речи. Такой вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов, называется слушанием .

В-третьих, с помощью графических знаков студенты фиксируют в своих тетрадях основное содержание лекции. Такой вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передается с помощью графических знаков, называется письмом .

Можно представить себе и то, как впоследствии студенты обратятся к своим записям и почерпнут зафиксированную там информацию. Этот, четвертый, вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста, называется чтением .