Аналитическая задача на движение. Задачи на круговое движение Пункта а круговой трассы длина которой

Из пункта А круговой трассы, длина которой равна 75 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 89 км/ч, скорость второго автомобиля 59 км/ч. Через сколько минут после старта первый автомобиль будет опережать второй ровно на один круг?

Решение задачи

Данный урок показывает, как, используя физическую формулу для определения времени при равномерном движении: , составить пропорцию для определения времени, когда один автомобиль обгонит другой на круг. При решении задачи указана четкая последовательность действий для решения подобных задач: вводим конкретное обозначение для того, что мы хотим найти, записываем время, которое требуется одному и второму автомобилю для преодоления определенного количества кругов, учитывая, что это время – одинаковая величина – приравниваем полученные равенства. Решение представляет собой нахождение неизвестной величины в линейном уравнении. Для получения результаты нужно обязательно не забыть подставить количество полученных кругов в формулу для определения времени.

Решение данной задачи рекомендовано для учащихся 7-х классов при изучении темы «Математический язык. Математическая модель» (Линейное уравнение с одной переменной»). При подготовке к ОГЭ урок рекомендован при повторении темы «Математический язык. Математическая модель».

Posted on 23.03.2018


Из пункта A круговой трассы выехал велосипедист.

Через 30 минут он еще не вернулся в пункт А и из пункта А следом за ним отправился мотоциклист. Через 10 минут после отправления он догнал велосипедиста в первый раз,

а еще через 30 минут после этого догнал его во второй раз.

Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 30 км.

Ответ дайте в км/ч

задача по математике

образование

ответить

комментировать

в избранное

Светл-ана02-02

23 часа назад

Если я правильно поняла условие, мотоциклист выехал через полчаса с начала старта велосипедиста. В этом случае решение выглядит так.

Одно и то же расстояние велосипедист проезжает за 40 минут, а мотоциклист за 10 минут, стало быть, скорость мотоциклиста в четыре раза больше скорости велосипедиста.

Допустим, велосипедист движется со скоростью х км/ч, тогда скорость мотоциклиста 4х км/ч. До второй встречи пройдет (1/2 + 1/2 + 1/6) = 7/6 часа с момента старта велосипедиста и (1/2 + 1/6) = 4/6 часа с момента старта мотоциклиста. К моменту второй встречи велосипедист проедет (7х/6) км, а мотоциклист — (16х/6) км, обогнав велосипедиста на один круг, т.е. проехав на 30 км больше. Получаем уравнение.

16х/6 — 7х/6 = 30, откуда

Итак, велосипедист ехал со скоростью 20 км/ч, а значит, мотоциклист ехал со скоростью (4*20) = 80 км/ч.

Ответ. Скорость мотоциклиста 80 км/ч.

комментировать

в избранное

отблагодарить

Vdtes-t

22 часа назад

Если решение в км/час, то время надо выразить в часах.

Обозначим

v скорость велосипедиста

m скорость мотоциклиста

Через ½ часа из пункта А следом за велосипедистом отправился мотоциклист. Через ⅙ часа после отправления он догнал велосипедиста в первый раз

записываем в виде уравнения путь пройденный до первой встречи:

а еще через ½ часа после этого мотоциклист догнал его во второй раз.

записываем в виде уравнения путь пройденный до второй встречи:

Решаем систему из двух уравнений:

  • v/2+v/6=m/6
  • m/2=30+v/2
  • Упрощаем первое уравнение (умножая обе части на 6):

    Подставляем m во второе уравнение:

    скорость велосипедиста равна 20 км/час

    Определяем скорость мотоциклиста

    Ответ: скорость мотоциклиста равна 80 км/час

    Разделы: Математика

    Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

    Цели урока:

    • образовательные
    • – повторить методы решения различных типов текстовых задач на движение
    • развивающие
    • – развивать речь учащихся через обогащение и усложнение её словарного запаса, развивать мышление учащихся через умение анализировать, обобщать и систематизировать материал
    • воспитательные
    • – формирование гуманного отношения у учащихся к участникам образовательного процесса

    Оборудование урока:

    • интерактивная доска;
    • конверты с заданиями, картами тематического контроля, карточками – консультантами.

    Структура урока.

    Основные этапы урока

    Задачи, решаемые на данном этапе

    Организационный момент, вводная часть
    • создание доброжелательной атмосферы в классе
    • настроить учащихся на продуктивную работу
    • определить отсутствующих
    • проверить готовность учащихся к уроку
    Подготовка учащихся к активной работе (повторение)
    • проверить знания учащихся по теме: “Решение текстовых задач различных типов на движение”
    • осуществление развития речи и мышления отвечающих учащихся
    • развитие аналитичности и критичности мышления учащихся через комментирование ответов одноклассников
    • организовывать учебную деятельность всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся
    Этап обобщения и систематизации изученного материала (работа в группах)
    • проверить у учащихся умение решать задачи различных типов движение,
    • сформировать у учащихся знания, отражаемые в виде идей и теорий, переход от частных идей к более широким обобщениям
    • осуществлять формирование нравственных отношений учащихся к участникам образовательного процесса (во время групповой работы)
    Проверка выполнения работы, корректировка (при необходимости)
    • проверить выполнение данных для групп заданий (их правильность)
    • продолжать формировать у учащихся умение анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать
    • развивать умение вести дискуссии
    Подведение итогов урока. Разбор домашнего задания
    • сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
    • мотивировать необходимость и обязательность выполнения домашнего задания
    • подвести итоги урока

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    • фронтальная форма познавательной деятельности – на этапах II, IY, Y.
    • групповая форма познавательной деятельности – на III этапе.

    Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, аналитический, сравнительный, обобщающий, традуктивный.

    Ход урока

    I. Организационный момент, вводная часть.

    Учитель объявляет тему урока, цели урока и основные моменты урока. Проверяет готовность класса к работе.

    II. Подготовка учащихся к активной работе (повторение)

    Ответьте на вопросы.

    1. Какое движение называют равномерным (движение с постоянной скоростью).
    2. Назовите формулу пути при равномерном движении (S = Vt ).
    3. Из этой формулы выразите скорость и время.
    4. Указать единицы измерения.
    5. Перевод единиц измерения скорости

    III. Этап обобщения и систематизации изученного материала (работа в группах)

    Весь класс разбивается по группам (5-6 человек в группе). Желательно, чтобы в одной группе были учащиеся разного уровня подготовки. Среди них назначается руководитель группы (самый сильный учащийся), который и будет руководить работой группы.

    Все группы получают конверты с заданиями (они одинаковы для всех групп), карточки консультанты (для слабых учащихся) и листы тематического контроля. В листах тематического контроля руководитель группы выставляет оценки каждому учащемуся группы за каждое задание и отмечает затруднения, которые возникли у учащихся при выполнении конкретных заданий.

    Карточка с заданиями для каждой группы.

    № 5.

    № 7. Моторная лодка прошла против течения реки 112 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 6 часов меньше. Найдите скорость течения, если скорость лодки в неподвижной воде равна 11 км/ч. Ответ дайте в км/ч.

    № 8. Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 513 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 8 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 54 часа после отплытия из него. Ответ дайте в км/ч.

    Образец карточки тематического контроля.

    Класс ________ Ф.И.учащегося___________________________________

    № задания

    Замечание

    Карточки консультанты.

    Карточка № 1 (консультант)
    1. Движение по прямой дороге
    При решении задач на равномерное движение часто встречаются две ситуации.

    Если начальное расстояние между объектами равно S , а скорости объектов V1 и V2, то:

    а) при движении объектов навстречу друг другу время, через которое они встретятся, равно .

    б) при движении объектов в одну сторону время, через которое первый объект догонит второй, равно , (V 2 > V 1)

    Пример 1. Поезд, пройдя 450 км, был остановлен из-за снежного заноса. Через полчаса путь был расчищен, и машинист, увеличив скорость поезда на 15 км/ч, привел его на станцию без опоздания. Найдите первоначальную скорость поезда, если путь, пройденный им до остановки, составил 75% всего пути.
    1. Найдём весь путь: 450: 0, 75 = 600 (км)
    2. Найдём длину второго участка: 600 – 450 =150 (км)
    3. Составим и решим уравнение:

    Х= -75 не подходит по условию задачи, где x > 0.

    Ответ: первоначальная скорость поезда равна 60 км/ч.

    Карточка № 2 (консультант)

    2. Движение по замкнутой дороге

    Если длина замкнутой дороги равна S , а скорости объектов V 1 и V 2 , то:

    а) при движении объектов в разных направлениях время между их встречами вычисляется по формуле ;
    б) при движении объектов в одном направлении время между их встречами вычисляется по формуле

    Пример 2. На соревнованиях по кольцевой трассе один лыжник проходит круг на 2 мин быстрее другого и через час обошел его ровно на круг. За какое время каждый лыжник проходит круг?

    Пусть S м – длина кольцевой трассы и x м/мин и y м/мин – скорости первого и второго лыжников соответственно (x > y ) .

    Тогда S/x мин и S/y мин – время, за которое проходит круг первый и второй лыжники соответственно. Из первого условия получаем уравнение . Так как скорость удаления первого лыжника от второго лыжника равна (x - y ) м/мин, то из второго условия имеем уравнение .

    Решим систему уравнений.

    Сделаем замену S/x= a и S/y= b , тогда система уравнений примет вид:

    . Умножим обе части уравнения на 60a (a + 2) > 0.

    60(a + 2) – 60a = a (a + 2)a 2 + 2a - 120 = 0. Квадратное уравнение имеет один положительный корень a = 10 , тогда b = 12. Значит, первый лыжник проходит круг за 10 минут, а второй лыжник – за 12 минут.

    Ответ: 10 мин; 12 мин.

    Карточка № 3 (консультант)

    3. Движение по реке

    Если объект движется по течению реки, то его скорость равна Vпо теч. =Vсоб. + Vтеч.

    Если объект движется против течения реки, то его скорость равна Vпротив теч =V соб. – Vтеч.Собственная скорость объекта (скорость в неподвижной воде) равна

    Скорость течения реки равна

    Скорость движения плота равна скорости течения реки.

    Пример 3. Катер спустился вниз по течению реки на 50 км, а затем прошел в обратном направлении 36 км, что заняло у него на 30 минут больше времени, чем по течению. Какова собственная скорость катера, если скорость течения реки 4 км/ч?

    Пусть собственная скорость катера равна х км/ч, тогда его скорость по течению реки равна (x + 4) км/ч, а против течения реки (x - 4) км/ч. Время движения катера по течению реки равно ч, а против течения реки ч. Так как 30 минут = 1/2 ч, то согласно условию задачи составим уравнение =. Умножим обе части уравнения на 2(x + 4)(x - 4) >0 .

    Получим 72(x + 4) -100(x - 4) = (x + 4)(x - 4) x 2 + 28x - 704 = 0 x 1 =16, x 2 = - 44 (исключаем, так как x> 0).

    Итак, собственная скорость катера равна 16 км/ч.

    Ответ: 16 км/ч.

    IV. Этап разбора решения задач.

    Разбираются задачи, вызвавшие у учащихся затруднение.

    № 1. Из двух городов, расстояние между которыми равно 480 км, навстречу друг другу одновременно выехали два автомобиля. Через сколько часов автомобили встретятся, если их скорости равны 75 км/ч и 85 км/ч?

    1. 75 + 85 = 160 (км/ч) – скорость сближения.
    2. 480: 160 = 3 (ч).

    Ответ: автомобили встретятся через 3 часа.

    № 2. Из городов A и B, расстояние между которыми равно 330 км, навстречу друг другу одновременно выехали два автомобиля и встретились через 3 часа на расстоянии 180 км от города B. Найдите скорость автомобиля, выехавшего из города A. Ответ дайте в км/ч.

    1. (330 – 180) : 3 = 50 (км/ч)

    Ответ: скорость автомобиля, выехавшего из города A равна 50 км/ч.

    № 3. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 50 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 65 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 4 часа 20 минут позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.

    Составим таблицу.

    Составим уравнение, учитывая, что 4 часа 20 минут =

    ,

    Очевидно, что х = -75 не подходит по условию задачи.

    Ответ: скорость велосипедиста 10 км/ч.

    № 4. Два мотоциклиста стартуют одновременно в одном направлении из двух диаметрально противоположных точек круговой трассы, длина которой равна 14 км. Через сколько минут мотоциклисты поравняются в первый раз, если скорость одного из них на 21 км/ч больше скорости другого?

    Составим таблицу.

    Cоставим уравнение.

    , где 1/3 часа = 20 минутам.

    Ответ: через 20 минут мотоциклисты поравняются в первый раз.

    № 5.Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 12 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 101 км/ч, и через 20 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.

    Составим таблицу.

    Составим уравнение.

    Ответ: скорость второго автомобиля 65 км/ч.

    № 6. Из пункта A круговой трассы выехал велосипедист, а через 40 минут следом за ним отправился мотоциклист. Через 8 минут после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через 36 минут после этого догнал его во второй раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 30 км. Ответ дайте в км/ч.

    Составим таблицу.

    Движение до первой встречи

    велосипедист

    № 9. От пристани А к пристани В, расстояние между которыми равно 168 км, отправился с постоянной скоростью первый теплоход, а через 2 часа после этого следом за ним, со скоростью на 2 км/ч большей, отправился второй. Найдите скорость первого теплохода, если в пункт В оба теплохода прибыли одновременно. Ответ дайте в км/ч.

    Составим таблицу, исходя их условия, что скорость первого теплохода равна х км/ч.

    Составим уравнение:

    Умножая обе части уравнения на х

    ,

    Ответ: скорость первого теплохода равна реки 12 км/ч

    V. Подведение итогов урока.

    Во время подведения итогов урока ещё раз следует обратить внимание учащихся на принципы решения задач на движение. При даче домашнего задания дать пояснение к наиболее трудным задачам.

    Литература.

    1) Статья: Математика ЕГЭ 2014 (система задач из открытого банка заданий) Корянов А.Г., Надежкина Н.В. – опубликована на сайте

    Разделы: Математика

    В статье рассмотрены задачи в помощь учащимся: для отработки навыков решения текстовых задач при подготовке к ЕГЭ, при обучении решению задач на составление математической модели реальных ситуаций во всех параллелях основной и старшей школы. В ней представлены задачи: на движение по окружности; на нахождение длины движущегося объекта; на нахождение средней скорости.

    I. Задачи на движение по окружности.

    Задачи на движение по окружности оказались сложными для многих школьников. Решаются они почти так же, как и обычные задачи на движение. В них также применяется формула . Но есть момент, на который обратим внимание.

    Задача 1. Из пункта А круговой трассы выехал велосипедист, а через 30 мин следом за ним отправился мотоциклист. Через 10 мин после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через 30 мин после этого догнал его во второй раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 30 км. Ответ дайте в км/ч.

    Решение. Скорости участников примем за х км/ч и у км/ч. В первый раз мотоциклист обогнал велосипедиста через 10 мин, то есть через ч после старта. До этого момента велосипедист был в пути 40 мин, то есть ч. Участники движения проехали одинаковые расстояния, то есть y =x. Внесем данные в таблицу.

    Таблица 1

    Мотоциклист затем второй раз обогнал велосипедиста. Произошло это через 30 мин, то есть через ч после первого обгона. Какие расстояния они проехали? Мотоциклист обогнал велосипедиста. А это значит, он проехал на один круг больше. Вот тот момент,

    на который надо обратить внимание. Один круг – это длина трассы, Она равна 30 км. Составим другую таблицу.

    Таблица 2

    Получим второе уравнение: y - x = 30. Имеем систему уравнений: В ответе укажем скорость мотоциклиста.

    Ответ: 80 км/ч.

    Задачи (самостоятельно).

    I.1.1. Из пункта “А” круговой трассы выехал велосипедист, а через 40 мин следом за ним отправился мотоциклист. Через 10 мин после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через 36 мин после этого догнал его во второй раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 36 км. Ответ дайте в км/ч.

    I.1. 2. Из пункта “А” круговой трассы выехал велосипедист, а через 30 мин следом за ним отправился мотоциклист. Через 8 мин после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через 12 мин после этого догнал его во второй раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 15 км. Ответ дайте в км/ч.

    I.1. 3. Из пункта “А” круговой трассы выехал велосипедист, а через 50 мин следом за ним отправился мотоциклист. Через 10 мин после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через 18 мин после этого догнал его во второй раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 15 км. Ответ дайте в км/ч.

    Два мотоциклиста стартуют одновременно в одном направлении из двух диаметрально противоположных точек круговой трассы, длина которой 20 км. Через сколько минут мотоциклисты поравняются в первый раз, если скорость одного из них на 15 км/ч больше скорости другого?

    Решение.

    Рисунок 1

    При одновременном старте мотоциклист, стартовавший из “А”, проехал на полкруга больше, стартовавший из “В”. То есть на 10 км. При движении двух мотоциклистов в одном направлении скорость удаления v = -. По условию задачи v= 15 км/ч =км/мин = км/мин – скорость удаления. Находим время, через которое мотоциклисты поравняются в первый раз.

    10:= 40(мин).

    Ответ: 40 мин.

    Задачи (самостоятельно).

    I.2.1. Два мотоциклиста стартуют одновременно в одном направлении из двух диаметрально противоположных точек круговой трассы, длина которой 27 км. Через сколько минут мотоциклисты поравняются в первый раз, если скорость одного из них на 27 км/ч больше скорости другого?

    I.2.2. Два мотоциклиста стартуют одновременно в одном направлении из двух диаметрально противоположных точек круговой трассы, длина которой 6 км. Через сколько минут мотоциклисты поравняются в первый раз, если скорость одного из них на 9 км/ч больше скорости другого?

    Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 8 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 89 км/ч, и через 16 мин после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.

    Решение.

    х км/ч – скорость второго автомобиля.

    (89 – х) км/ч – скорость удаления.

    8 км – длина круговой трассы.

    Уравнение.

    (89 – х) = 8,

    89 – х = 2· 15,

    Ответ: 59 км/ч.

    Задачи (самостоятельно).

    I.3.1. Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 12 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 103 км/ч, и через 48 мин после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.

    I.3.2 . Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 6 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 114 км/ч, и через 9 мин после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.

    I.3.3. Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 20 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 105 км/ч, и через 48 мин после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.

    I.3.4. Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 9 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 93 км/ч, и через 15 мин после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.

    Часы со стрелками показывают 8 ч 00 мин. Через сколько минут минутная стрелка в четвертый раз поравняется с часовой?

    Решение. Предполагаем, что экспериментально не решаем задачу.

    За один час минутная стрелка проходит один круг, а часовая часть круга. Пусть их скорости равны 1 (круг в час) и Старт - в 8.00. Найдем время, за которое минутная стрелка в первый раз догонит часовую.

    Минутная стрелка пройдет на больше, поэтому получим уравнение

    Значит, в первый раз стрелки поравняются через

    Пусть во второй раз стрелки поравняются через время z. Минутная стрелка пройдет расстояние 1·z, а часовая причем минутная стрелка пройдет на один круг больше. Запишем уравнение:

    Решив его, получим, что .

    Итак, через стрелки поравняются во второй раз, еще через – в третий, и ещё через – в четвертый раз.

    Следовательно, если старт был в 8.00., то в четвертый раз стрелки поравняются через

    4ч = 60 * 4 мин = 240 мин.

    Ответ: 240 минут.

    Задачи (самостоятельно).

    I.4.1.Часы со стрелками показывают 4 ч 45 мин. Через сколько минут минутная стрелка в седьмой раз поравняется с часовой?

    I.4.2.Часы со стрелками показывают 2 ч ровно. Через сколько минут минутная стрелка в десятый раз поравняется с часовой?

    I.4.3. Часы со стрелками показывают 8 ч 20 мин. Через сколько минут минутная стрелка в четвертый раз поравняется с часовой? четвертый

    II. Задачи на нахождение длины движущегося объекта.

    Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 80км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 36 с. Найдите длину состава поезда в метрах.

    Решение. Так как скорость поезда указана в часах, то переведем секунды в часы.

    1) 36 сек =

    2) найдем длину состава поезда в километрах.

    80·

    Ответ: 800м.

    Задачи (самостоятельно).

    II.2.Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 60км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 69 с. Найдите длину поезда в метрах. Ответ: 1150м.

    II.3. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 60км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой 200 м, за 1мин 21 с. Найдите длину поезда в метрах. Ответ: 1150м.

    III. Задачи на среднюю скорость.

    На экзамене по математике может встретиться задача о нахождении средней скорости. Надо запомнить, что средняя скорость не равна среднему арифметическому скоростей. Средняя скорость находится по специальной формуле:

    Если участков пути было два, то.

    Расстояние между двумя селами 18 км. Велосипедист ехал из одного села в другое 2ч, а возвращался по той же дороге 3ч. Какова средняя скорость движения велосипедиста на всем участке пути?

    Решение:

    2 ч+3 ч = 5 ч - затратил на всё движение,

    .

    Турист шел со скоростью 4км/ч, потом точно такое же время со скоростью 5 км/ч. Какова средняя скорость движения туриста на всем участке пути?

    Пусть турист шел t ч со скоростью 4 км/ч и t ч со скоростью 5 км/ч. Тогда за 2t ч он прошел 4t + 5t = 9t (км). Средняя скорость движения туриста равна = 4,5 (км/ч).

    Ответ: 4,5 км/ч.

    Замечаем, средняя скорость движения туриста оказалась равной среднему арифметическому двух данных скоростей. Можно убедиться в том, что если время движения на двух участках пути одинаково, то средняя скорость движения равна среднему арифметическому двух данных скоростей. Для этого решим эту же задачу в общем виде.

    Турист шел со скоростью км/ч, потом точно такое же время со скоростью км/ч. Какова средняя скорость движения туриста на всем участке пути?

    Пусть турист шел t ч со скоростью км/ч и t ч со скоростью км/ч. Тогда за 2t ч он прошел t + t = t (км). Средняя скорость движения туриста равна

    = (км/ч).

    Некоторое расстояние автомобиль преодолел в гору со скоростью 42 км/ч, а с горы – со скоростью 56 км/ч.

    .

    Средняя скорость движения равна 2 s: (км/ч).

    Ответ: 48 км/ч.

    Некоторое расстояние автомобиль преодолел в гору со скоростью км/ч, а с горы – со скоростью км/ч.

    Какова средняя скорость движения автомобиля на всем участке пути?

    Пусть длина участка пути равна s км. Тогда в оба конца автомобиль проехал 2 s км, затратив на весь путь .

    Средняя скорость движения равна 2 s: (км/ч).

    Ответ:км/ч.

    Рассмотрим задачу, в которой средняя скорость задана, а одну из скоростей нужно определить. Потребуется применение уравнения.

    В гору велосипедист ехал со скоростью 10 км/ч, а с горы – с некоторой другой постоянной скоростью. Как он подсчитал, средняя скорость движения оказалась равной 12 км/ч.

    .

    III.2. Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, а вторую половину времени – со скоростью 46 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути..

    III.3.На пути из одного поселка в другой автомобиль некоторое время шел со скоростью 60 км/ч, потом точно такое же время со скоростью 40км/ч, потом точно такое же время со скоростью, равной средней скорости движения на двух первых участках пути. Какова средняя скорость движения на всем пути из одного поселка в другой?

    III.4. Велосипедист едет от дома до места работы со средней скоростью 10 км/ч, а обратно – со средней скоростью 15 км/ч, поскольку дорога идет немного под уклон. Найдите среднюю скорость движения велосипедиста на всем пути от дома до места работы и обратно..

    III.5. Автомобиль ехал из пункта А в пункт В порожняком с постоянной скоростью, а возвращался по той же дороге с грузом со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью он ехал порожняком, если средняя скорость движения оказалась равной 70 км/ч?.

    III.6. Первые 100 км автомобиль ехал со скоростью 50 км/ч, следующие 120 км – со скоростью 90 км/ч, а затем 120 км – со скоростью 100 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути..

    III.7. Первые 100 км автомобиль ехал со скоростью 50 км/ч, следующие 140 км – со скоростью 80 км/ч, а затем 150 км – со скоростью 120 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути..

    III.8. Первые 150 км автомобиль ехал со скоростью 50 км/ч, следующие 130 км – со скоростью 60 км/ч, а затем 120 км – со скоростью 80 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути..

    III. 9. Первые 140 км автомобиль ехал со скоростью 70 км/ч, следующие 120 км – со скоростью 80 км/ч, а затем 180 км – со скоростью 120 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути..

    Задача 1. Из точки А в точку В одновременно выехали два автомобиля.
    Первый ехал весь путь с постоянной скоростью.
    Второй проехал первую половину пути со скоростью,
    меньшей скорости первого на 14 км/час,
    а вторую половину пути со скоростью 105 км/час,
    и поэтому прибыл в В одновременно с первым автомобилем.
    Найти скорость первого автомобиля,
    если известно, что она больше 50 км/час.
    Решение: Примем всё расстояние за 1.
    Скорость первого автомобиля примем за х .
    Тогда, время, за которое первый автомобиль проехал всё расстояние,
    равно 1/х.
    У второго автомобиля скорость первую половину пути, т. е. 1/2,
    была на 14 км/час меньше скорости первого автомобиля, х-14.
    Время, которое второй автомобиль затратил, равно 1/2: (х-14) = 1/2(х-14).
    Вторую половину пути, т.е. 1/2, автомобиль прошёл
    со скоростью 105 км/час.
    Время, которое он затратил, равно 1/2: 105 =1/2*105 = 1/210.
    Время первого и второго равны между собой.
    Составляем уравнение:
    1/х = 1/2(х-14) + 1/210
    Находим общий знаменатель — 210х(х-14)
    210(х-14) = 105х + х(х-14)
    210х — 2940 = 105х + х² — 14х
    х² — 119х + 2940 = 0
    Решая данное квадратное уравнение через дискриминант, находим корни:
    х1 = 84
    х2 = 35. Второй корень не подходит по условию задачи.
    Ответ: скорость первого автомобиля равна 84 км/час.

    Задача 2. Из пункта А круговой трассы, длина которой равна 30 км,
    одновременно в одном направлении стартовали два автомобилиста.
    Скорость первого равна 92 км/час, а скорость второго — 77 км/час.
    Через сколько минут первый автомобилист
    будет опережать второго на 1 круг?
    Решение:
    Эту задачу, несмотря на то, что она даётся в 11 классе,
    можно решить на уровне начальной школы.
    Зададим всего четыре вопроса и получим четыре ответа.
    1. Сколько километров пройдёт первый автомобилист за 1 час?
    92 км.
    2. Сколько километров пройдёт второй автомобилист за 1 час?
    77 км.
    3. На сколько километров будет опережать первый автомобилист второго спустя 1 час ?
    92 — 77 = 15 км.
    4. Сколько часов понадобится, чтобы первый автомобилист опережал второго на 30 км ?
    30:15 = 2 часа = 120 минут.
    Ответ: через 120 минут.

    Задача 3. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 60 км ,
    одновременно выехали автомобилист и велосипедист.
    Известно, что в час автомобилист проезжает
    на 90 км больше, чем велосипедист.
    Определить скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 5 часов 24 минуты позже автомобилиста.
    Решение: Чтобы правильно решать любую поставленную перед нами задачу,
    необходимо придерживаться определённого плана.
    И самое главное, что надо понимать, что мы хотим из этого.
    Т.е., к какому уравнению мы хотим прийти при тех условиях, которые даны.
    Мы будем сравнивать между собой время каждого.
    Автомобиль проезжает на 90 км в час больше, чем велосипедист.
    Это значит, скорость автомобиля больше скорости
    велосипедиста на 90 км/час.
    Принимая скорость велосипедиста за х км/час ,
    получим скорость авто х + 90 км/час.
    Время в пути велосипедиста 60/х.
    Время в пути авто — 60/(х+90).
    5 часов 24 минуты это 5 24/60 часа = 5 2/5 = 27/5 часа
    Составляем уравнение:
    60/х = 60/(х+90) + 27/5 Сокращаем числитель каждой дроби на 3
    20/х = 20/(х+90) + 9/5 Общий знаменатель 5х(х+90)
    20*5(х+90) = 20*5х + 9х(х+90)
    100х + 9000 = 100х + 9х² + 810х
    9х² + 810х — 9000 = 0
    х² + 90х — 1000 = 0
    Решая это уравнений через дискриминант или теорему Виета, получим:
    х1 = — 100 Не подходит по смыслу задачи.
    х2 = 10
    Ответ: скорость велосипедиста 10 км/час.

    Задача 4. Велосипедист проехал 40 км из города в деревню.
    На обратном пути он поехал с той же скоростью,
    но через 2 часа езды сделал остановку на 20 минут.
    После остановки он увеличил скорость на 4 км/час
    и поэтому потратил на обратный путь из деревни в город столько же времени, сколько на путь из города в деревню.
    Найти первоначальную скорость велосипедиста.
    Решение: эту задачу решаем относительно затраченного времени
    сначала в деревню, а затем обратно.
    Из города в деревню велосипедист ехал с одной скоростью х км/час.
    При этом он затратил 40/х часов.
    Обратно за 2 часа он проехал 2х км.
    Ему осталось проехать 40 — 2х км, которые он прошёл
    со скоростью х + 4 км/час.
    При этом время, которое он затратил на путь обратно
    складывается из трёх слагаемых.
    2 часа; 20 минут = 1/3 часа; (40 — 2х)/(х + 4) часа.
    Составляем уравнение:
    40/х = 2 + 1/3 + (40 — 2х)/(х + 4)
    40/х = 7/3 + (40 — 2х)/(х + 4) Общий знаменатель 3х(х + 4)
    40*3(х + 4) = 7х(х + 4) + 3х(40 — 2х)
    120х + 480 = 7х² + 28х + 120х — 6х²
    х² + 28х — 480 = 0 Решая это уравнений через дискриминант или теорему Виета, получим:
    х1 = 12
    х2 = — 40 Не подходит по условию задачи.
    Ответ: первоначальная скорость велосипедиста 12 км/час.

    Задача 5. Два автомобиля выехали одновременно из одного пункта в одном и том же направлении.
    Скорость первого 50 км/час, второго — 40 км/час.
    Спустя полчаса из того же пункта в том же направлении выехал третий автомобиль,
    который обогнал первый автомобиль на 1,5 часа позже,
    чем второй автомобиль.
    Найти скорость третьего автомобиля.
    Решение: За полчаса первый автомобиль проедет 25 км, а второй 20 км .
    Т.е. первоначальное расстояние между первым и третьим автомобилем равно 25 км,
    а между вторым и третьим — 20 км.
    В случае, когда один автомобиль догоняет другой, их скорости вычитаются.
    Если принять скорость третьего автомобиля за х км/час,
    тогда получится, что второй автомобиль он догнал через 20/(х-40) часа.
    Тогда первый автомобиль он догонит через 25/(х — 50) часа.
    Составляем уравнение:
    25/(х — 50) = 20/(х — 40) + 3/2 Общий знаменатель 2(х — 50)(х — 40)
    25*2(х — 40) = 20*2(х — 50) + 3(х — 50)(х — 40)
    50х — 2000 = 40х — 2000 + 3х² — 270х + 6000
    3х² — 280х + 6000 = 0 Решая данное уравнение через дискриминант, получим
    х1 = 60
    х2 = 100/3
    Ответ: скорость третьего автомобиля 60 км/час.