Святая агнесса. Самая юная святая - агнесса римская

Выше () я уже написал, что катакомбы Сант-Аньезе - наименее интересные из открытых для посещения римских катакомб. Это означает лишь, что не стОит начинать знакомство с миром катакомб с Сант-Аньезе, а вот в качестве продолжения и развития темы - вполне можно.
Ехать сюда нужно специально, так как никаких других достопримечательностей поблизости вроде бы нет. Первый простой способ - это любой наземный транспорт, идущий по виа Номентана. Рекомендую № 90 - это этакий римский аттракцион. С площади Чинквенченто (то есть от Термини) он уходит обычным автобусом, а, выехав, за Аврелиановы стены, выпускает рога и становится троллейбусом. Второй простой способ - метро до Piazza Bologna и далее пешком до виа Номентана минут 10.
Собственно в комплекс Сант-Аньезе-фуори-ле-мура входят катакомбы, накрывающая их церковь св. Агнессы "за стенами" и Санта-Констанца - бывший мавзолей Константины, дочери Константина Великого. Начнем с базилики Сант-Аньезе.
Идти туда проходит нужно длинным, постепенно спускающимся вниз коридором, стены которого густо увешаны обломками плит из катакомб. Дело в том, что сама базилика находится на уровне нижнего уровня катакомб; а уровень близлежащих улиц, естественно, выше. Нынешняя церковь построена при папе Гонории I (625-638) на месте разрушенной базилики эпохи Константина Великого. Об этих развалинах - позже, а пока о церкви нынешней.
Назначение базилики - отметить место погребения мученицы Агнессы (по-русски Агнии). О ней самой можно прочесть здесь: www.pravenc.ru/text/63334.html . Эта та самая Агнесса, которую хотели отдать на поругание в бордель и выставили публично в голом виде, а у нее внезапно выросли длинные волосы, которыми ее нагота чудесным образом и была укрыта. На месте ее заключения в Риме на пьяцца Навона стоит великолепная церковь Сант-Аньезе-ин-Нагоне. Мощи святой честно поделили между двумя церквями: на пьяцца Навона хранится ее глава (точнее, череп, зрелище - не из приятных), в Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура - все остальное:

Этот ларец с мощами находится в крипте под алтарем, туда можно войти совершенно свободно.

В апсиде базилики мозаика VII века, на которой св. Агнесса стоит между двумя своими мучителями почитателями: папами Гонорием I (слева - с моделью храма) и Симмахом (справа):

В церкви обычно темно, видно плохо. Для любопытствующих хорошие фотографии - здесь: www.santagnese.org/galleria_foto.htm
Эта мозаика - полный конфуз. Дело в том, что папа Гонорий I - единственный из пап, который анафематствован! Дело было так. На востоке империи император Ираклий I и кпольский патриарх Сергий I задумали решить полуторавековую проблему монофизитов одним махом: объявить, что у Христа хоть и две природы (монофизиты это принимать не желали), но единое действие, единая энергия. Эти двое плюс посаженный ими на александрийскую кафедру Кир, размахивая над головами новоизобретенной христологической версией, в короткие сроки сумели переманить к себе значительное число сирийских, египетских и даже армянских дхалкидонитов. И тут, о конфуз! новоизбранный иерусалимский патриарх Софроний, еще до своего избрания сомневавшийся в озвученной теории, публично заявил о своем несогласии. Тогда Сергий от своего имени написал ничего не подозревающему папе Гонорию братское письмецо. Что-то вроде: "Слышь, фрателло, я вот добился таких успехов в возвращении монофизитов в православие, а всего-то им про единую энергию Христа сказал". Наивный Гонорий в ответ отписал: "Да ты молодец, Серега, всему правильному учишь, только лучше бы ты говорил не об одном действии, а об одной воле Христа". Ответное письмо Гонория кпольские умельцы быстро растиражировали по всему христианскому миру, показывая, что папа - с ними заодно. А вовлекли они его немного-немало в новую ересь, которой ничего не подозревавший Гонорий даже дал имя - монофелитство (от одной воли). И ересь эту в итоге на Шестом Вселенском соборе анафематствовали, вместе с ее отцами-основателями (Сергием и его тремя преемниками), Киром и, заодно, с Гонорием. Так папа стал еретиком. Но не вымарывать же его из-за этого из мозаики. С Симмахом - дело тоже не важное, по крайней мере для нас, православных. Симмах - это папа эпохи акакианской схизмы (484-519) (что это такое? ну вот хотя бы здесь: www.pravenc.ru/text/63764.html), так что нас, восточных, он честил в лучшем случае схизматиками, а в худшем - еретиками.. Впрочем, самому Симмаху в Риме было приходилось несладко: против него действовал антипапа Лаврентий, и борьба между этими двумя преемниками св. Петра продолжалась почти десять лет.
Как видите, святая Агнесса стоит на мозаике между двумя очень симпатичными товарищами. А что остается святой - только терпеть и молиться за нас, глупых. Вот эти два достойных мужа крупным планом:
1. Гонорий I

2. Симмах:

Церковь в целом очень интересная. Ее не слишком изуродовали в эпохи Ренессанса и барокко, так что многое сохраилось. В частности - галерея для женщин (матронеум). А наглядевшись бесплатно на базилику, можно вздохнуть и пойти уже за кровные евро в катакомбы. Вход туда - в левом дальнем углу церкви.
Продолжение следует....

Агне́сса Римская (Агне́са, А́гния (лат. Agnes); ок. 291 года - ум. 304 год) - христианская мученица, жившая в Риме на стыке III и IV веков, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых.

Волосы - краса и гордость любой женщины. Но этой девушке - практически, девочке - волосы послужили не просто украшением - они защитили ее от позора, от непристойных, похотливых взглядов. Множество художников запечатлели ее именно такой - юной, скромной, укутанной густой копной струящихся волнистых волос, которые полностью скрывают от зрителя ее хрупкую обнаженную фигурку. Это одна из самых юных и самых трогательный святых - Агнесса Римская.

Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё - вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Агнесса, которая была родом из знатной римской семьи, в возрасте десяти лет посвятила себя Богу. Ей было всего тринадцать лет, когда молодой язычник, сын префекта, попросил ее руки. Агнесса ответила ему так: "Я уже давно обручена с Небесным и Незримым Женихом, мое сердце всецело принадлежит ему, и Ему я буду верна до самой смерти. Любя Его, я храню целомудрие, приближаясь к Нему, я становлюсь чище, обладая им, я остаюсь девой. Тот, с кем я обручена - Христос, которому служат ангелы, Христос, чья красота затмевает сияние звезд".

Немного времени спустя девушку привели к самому префекту, но она по-прежнему упорствовала: "У меня не будет супруга кроме Иисуса Христа". Префект попытался заставить ее воскурить ладан перед идолами, но Агнесса подняла руку лишь для того, чтобы совершить знамение креста.

Все считали, что вид орудий пыток заставит Агнессу дрогнуть; однако они вызвали у неё радость, а не ужас, правитель же пришёл в ярость и пригрозил ей, что отдаст её в дом терпимости. «Вы можете», сказала Агнесса, «испачкать свой меч в моей крови; но никогда не сможете осквернить моё тело, посвящённое Христу».

Девушку раздели догола, провели по всему городу и закрыли в лупанарии. Предание говорит, что ее волосы внезапно отросли настолько, что скрыли ее наготу, а рядом с ней стал Ангел Света. Сын префекта попытался приблизиться к ней, надеясь хоть теперь заполучить ее, но упал замертво. Агнесса вернула его к жизни, и молодой человек раскаялся, приняв веру во Христа.

Агнессу бросили в огонь, но пламя не коснулось ее. Был зажжён огонь, и когда её поместили в костёр, она молилась так, «Твоё Имя я славословлю и прославляю, по всей земле без конца. Я исповедую Тебя своими устами, и всем своим сердцем я желаю Тебя». Когда она закончила молитву, оказалось, что огонь сам по себе погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом.

"Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру". (Св. Амвросий)

Палачу Агнесса сказала: "Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам". После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентане (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы-вне-стен).

Святой Амвросий писал: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки она вскрикивает, как от раны. И всё же у этой девочки доставало смелости, чтобы предстать перед мечом. Она была отважна в кровавых руках палача. Она молилась, она склонила свою голову. Узрите в одной жертве двойное мученичество за целомудрие и веру».

Гимн Пруденция: «Одним ударом она была обезглавлена, смерть пришла быстрее, чем боль, и блистающая душа её, став свободной, улетела на небеса, где ангелы встретили её, когда она направлялась по белой дороге, ведущей в рай».

Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. Констанция, которую называли дочерью Константина Великого, была одной из тех, кто был исцелен заступничеством св. Агнессы. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика.

Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на "De Virginibus" святого Амвросия Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на праздник св. Агнессы в январе 375 или 376 года - самое древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В ней есть такие слова:

"Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самых себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы".

Святой Амвросий написал также гимн, посвященный св. Агнессе, его текст с подстрочным переводом мы приводим ниже.

Agnes beatae virginis
natalis est, quo spiritum
caelo refudit debitum
pio sacrata sanguine.

Matura martyrio fuit
matura nondum nuptiis;
prodire quis nuptum putet,
sic laeta vultu ducitur.

Aras nefandi numinis
adolere taedis cogitur;
respondet: "Haud tales faces
sumpsere Christi virgines.

Hic ignis exstinguit fidem,
haec flamma lumen eripit;
hic, hic ferite, ut profluo
cruore restinguam focos".

Percussa quam pompam tulit!
Nam veste se totam tegens,
terram genu flexo petit
lapsu verecundo cadens.

Iesu, tibi sit gloria,
qui natus es de Virgine,
cum Patre et almo Spiritu,
in sempiterna saecula.

Сегодня день рождения
Агнессы, блаженной девы:
Омытая освященной кровью,
Она предала небу свою душу.

Она не созрела для брака,
Но зрелой для мученичества,
Видя ее радостный лик,
Люди думали, что она идет под венец.

Когда ее хотели заставить
возжечь огонь на алтаре идолов,
Она сказала: "Девы Христовы
Не берут в руки таких факелов".

"Ибо этот огонь гасит веру,
Его пламя прогоняет свет;
Пронзите меня,
Чтобы моя кровь потушила этот костер".

Как благородно она принимала удары!
Она преклоняла колени,
И даже, падая на землю,
Целомудренно прикрывала свою наготу.

Да будет Тебе, Иисусе,
Рожденный от Девы,
Такая же слава, как Отцу и Духу
В бесконечные веки веков!

Имя Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.

Иконографические символы св. Агнессы - белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Агнессе пронзили мечом горло – именно так закалывали агнцев. Именно поэтому в иконописи Агнесса часто изображается вместе с овечкой или ягненком – символом невинности и жертвы, а также символом Христа, распятого во спасение рода человеческого. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие.

До сих пор в базилике Святой Агнессы-вне-стен 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии.

Паллий представляет собой перевязь из белой шерсти с шестью крестами из черного шелка: это – литургическое облачение, отличительный знак и знак омофора, символ особых уз, связующих архиепископов-митрополитов с Преемником Петра.

Ягнята готовятся к торжеству монахинями ордена Св. Семейства из Назарета, выполняющего эту обязанность на протяжении уже более 130 лет.

Использованные источники:
Приход Воздвижения Креста Господня в Ярославле
Католик.ру
lady-forever.ru

Молитва о св. Агнессе

Omnípotens sempitérne Deus,
qui infírma mundi éligis ut fórtia quæque confúndas,
concéde propítius, ut, qui beátæ Agnétis mártyris tuæ natalícia celebrámus,
eius in fide constántiam subsequámur.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Всемогущий и всевечный Боже,
избравший немощное мира, чтобы посрамить сильное,
милостиво благоволи, да те, которые блаженной Агнессы, мученицы Твоей,
праздник рождения справляем,
в стойкости веры ей последуем.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты для миллионов верующих. В ее честь воздвигнуты базилики Сант Аньезе-ин Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами в Риме. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован Церковью и запечатлен в сердцах ищущих и страждущих. Что мы знаем о ней?

Житие Святой Агнии дошло до нас в нескольких редакциях. Достоверно известно лишь немногое. Например, ее имя Agnese (греч. agnox) - священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно также:

Ее социальное положение - родилась в семье так называемых liberti, т. е. официально освобожденных от рабства. Возможно, ее родители были зажиточными людьми.
- День ее великомученической смерти - 21 января.
- Возраст - от 12 до 13 лет. А также место захоронения - там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами (см на карте Рима).

Можно предположить, что Агнессу казнили во времена Великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 - 313 годах. К тому времени, по подсчетам некоторых историков, в Римской империи насчитывалось не менее 6 млн. христиан, многие из которых участвовали в органах государственного управления. К тому же времени или чуть раньше (295 год) относится Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. В значительной степени претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы и амбиций местных градоначальников - префектов.

Легенда о самоотверженной любви к богу

Грустная легенда гласит о том, что в далекие времена, когда у власти стоял император Диоклетиан, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта был безнадежно влюблен в юную девушку по имени Аньесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты и владеет даром колдовства. Префект, следуя предначертаниям Дамасского эдикта и в немалой степени руководимый негодованием, приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне - красивейшая ). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.

По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Юную Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант Аньезе ин Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом - это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога и его силу в воскрешении простых смертных.

Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись ступней великомученицы, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. Тогда юную девушку заклали как агнца (см. картины ниже).

Проведенное недавно исследование костей Святой Агнессы в самом деле не обнаружило следов огня.

Полезно :

Послесловие

В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь - не что иное, как символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы. В Древней Греции такими ветвями награждали победителей соревнований. Агнец - это символ непорочности и чистоты.

Очень важно понимать силу образа Святой Агнессы в контексте событий того времени. В условиях преследований и пыток, которым были подвержены ранние христиане Рима, не удивительно, что демонстрация принадлежности к гонимой язычниками религии требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным, потому и произвело сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка была неимоверно почитаемой в IV веке, а ее невинность с течением времени стала самым существенным атрибутом легенды.

В 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт , провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Всего каких-то 10 лет спустя. К сожалению, не раньше.

Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим ответственным проектом трудились лучшие таланты Рима - Джироламо Райнальди и Франческо Борромини .

Образ Святой Агнессы в искусстве - галерея фотографий

Буррини, Джованни Антонио . Агнесса, читающая книгу (XVII в.)
Массимо Станционе . Святая Агнесса (XVII в.)
Доменикино . Святая Агнесса (XVII в.)
Онорио Маринари . Святая Агнесса (XVII в.)
Эрколе Феррата . Смерть Святой Агнессы (XVII в.), скульптура находится в церкви Сант Аньезе-ин Агоне, Рим.
Марко Бенефиал (1750). Мученичество Святой Агнессы. Место: церковь Сантиссима Тринита дельи Спаньоли, Рим.
Джузеппе де Рибера (1641). Святая Агнесса - Дрезден, Германия.

P.S. Голова Святой Агнессы находится в крипте базилики Сант Аньезе на площади Навона и доступна для поклонения бесплатно. Хотим напомнить читателям, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в экскурсии

Агнесса Римская (Агнеса, Агния, Анна (лат. Agnes); ок. 291 года - ум. 304 год) - христианская мученица из Рима периода императора Диоклетиана; отвергла сватовство сына римского префекта ради христианской веры; одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых.

Художественно-символически изображается с ягнёнком - в честь агнца Божьего (лат. agnus Dei), то есть Христа.

Исторические сведения и предание

Наиболее древними источниками о мученичестве святой Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё - вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Согласно преданию, Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом. Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ей явился ангел - он принёс девушке светлое покрывало. Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, так как плотские желания у них исчезали, и они со стыдом покидали публичный дом. Незадачливый жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.

Традиция относит дату мученичества Агнессы на 21 января 304 года. Агнесса погибла в юном возрасте (предположительно ей было около 12 лет).

Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Голова святой Агнессы находится в реликварии крипты церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Прославление

Почитание св. Агнессы возникло в Риме в IV веке, вскоре распространилось по Западной Европе. Над катакомбами, где была похоронена святая, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 году храм, который был впоследствии перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, сохранившуюся до наших дней. Святой Агнессе посвящён ещё один римский храм - Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Имя св. Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.

Иконография

Иконографические символы св. Агнессы - белый агнец, изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Агнец - не в честь, образованного от греч. ; agne, «непорочная»; но в честь Христа, которого Иоанн Креститель назвал «агнцем Божьим» (лат. agnus Dei). Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие.

Традиции

21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословения двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов.

21 января 304, там же) - раннехристианская святая, мученица, почитаемая с 4 века, как покровительница девственниц. Память святой Агнессы отмечается в католической церкви 21 января, в русской православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Наиболее ранние источники о мученичестве святой Агнессы относятся к второй половине 4 века: панегирик Амвросия Медиоланского, надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, стихи поэта Пруденция. Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Житие святой

Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство , славилась своей красотой. Сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла сватовство, решив принять обет безбрачия. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и согласно указам императора Диоклетиана, преследовавшим христиан, поставил ее перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в лупинарий (публичный дом). Агнесса отказалась почтить языческих богов. Тогда префект приказал сорвать с нее одежды и отвести обнаженной в лупинарий. Но волосы девушки чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ангел принес Агнессе светлое покрывало, по другой версии прикрыл наготу чудесным сиянием. Чудеса продолжались: никто из мужчин не смог изнасиловить девушку, так как плотские желания у них исчезали при приближении к Агнессе. Сын префекта Семпрония, войдя в комнату к Агнессе, пал замертво, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца. Незадачливый жених, ожив, тут же уверовал в единого Бога. Агнессу, как колдунью, бросили в костер, но дрова не разгорались, и один из солдат убил мученицу ударом меча в горло. Агнесса погибла в юном возрасте, предположительно ей было двенадцать лет.
Мученица была похоронена родителями в предместье Рима в катакомбах у Номентанской дороги. Почитание мученицы началось уже в 4 веке, сначала было распространено преимущественно в Риме и в Италии , позднее распространилось по всей Европе. В 342 году, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла над местом захоронения храм, впоследствии перестроенный в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (Святой Агнессы за стенами). В 8 веке на стадионе Домициана, где Агнесса приняла мученичество, возвели базилику Сант-Аньезе-ин-Агоне, в реликварии крипты которой хранится голова святой Агнессы. Ей были посвящены панегирики Амвросия Медиоланского, Августина Блаженного, Иеронима Стридонского, для которых Агнесса была символом духовной чистоты.
Созвучие имени Агнесса со словом «ангец» («agnus») связало мученицу с сюжетом жертвы Христа , а впоследствии породило легенду о мистическом обручении святой и Иисуса Христа. Иконографические символы святой Агнессы - белый агнец (аллюзия на имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь - символ мученичества и знак победы ее святости, лилия - символ девства, виноградная лоза - символ страстной жертвы Христа. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими ее тело, на костре среди пламени. Мученичество святой Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, в частности, у Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Риберы. 21 января, в день праздника святой Агнессы проводится обряд благословения двух агнцев, из шерсти которых изготавливаются паллии и омофоры для будущих епископов и митрополитов.