Шпаргалка: Педагогические технологии. Основные педагогические технологии Гуманно-личностная технология Ш.А

Общепедагогические технологии

Педагогическая технология тесно связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

    концептуальная основа;

    1. цели обучения - общие и конкретные;

  1. процессуальная часть - технологический процесс:

    1. организация учебного процесса;

      методы и формы учебной деятельности школьников;

      методы и формы работы учителя;

      деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

      диагностика учебного процесса.

Любая научная концепция для того, чтобы она «работала» в педагогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Причем каждой из них может соответствовать несколько технологий. Отсюда следует, что педагогических технологий может быть значительно больше, чем научных концепций. Они разрабатываются как учеными, так и учителями. Поэтому в практике существует достаточное их количество, другое дело, что не все их можно назвать технологиями, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогических технологий.

Признаками существования педагогической технологии являются:

    цели (во имя чего необходимо учителю ее применять);

    наличие диагностических средств;

    закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;

    система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;

    средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

Дидактические технологии

Для того чтобы в обучении было меньше погрешностей, важно различать три основных группы педагогических технологий:

    Технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков. В основе данной группы технологий два основных метода обучения: вербальный (словесный) метод и иллюстративный метод. Следовательно, технологии объяснительно-иллюстративного обучения способствуют, прежде всего, развитию памяти, но при этом дают в основном репродуктивный уровень обученности. Иллюстративный метод практически является одним из самых необходимых методов в обучении и должен присутствовать постоянно. Иного отношения заслуживает вербальный метод. Его использование необходимо ограничивать в пределах 20 % от общего использования различных технологий, большую часть времени, уделяя самостоятельному приобретению учениками знаний.

    Личностно-ориентированные технологии обучения создают условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учитывают и развивают индивидуальные особенности школьников; предполагают групповую форму работы учащихся; дают возможность учитывать возможности и способности учащихся; способствуют формированию таких социальных качеств как сотрудничество, взаимопомощь, развивают коммуникабельность, умение адаптироваться к окружающим их сверстникам;

    Технологии развивающего обучения, в центре внимания которых - способ обучения, обеспечивающий включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Воспитательные технологии

Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ (Краткие характеристики воспитательных технологий даны по кн.: Селевко Г.К. Современные технологии. М., 1998)

    Общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы).

    1. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания – самовоспитание.

      Система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского.

      Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд – основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.

      Школа как воспитательная система В.А. Караковсого.

      Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, Образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера...

      Воспитательная система Всероссийского детского центра «Орленок», «Океан».

    Частнометодические воспитательные технологии .

    1. О Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волков).

      О Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.

      Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова.

      Технология педагогической поддержки О.С. Газмана.

      Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1-9-й классы).

      Авторский курс самопознания и самовоспитания для старшеклассников «Человековедение» (СНОСКА: См. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000; Я - человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996)

      Технология теоретико-практической педагогики и психологии для родителей в специальном журнале «Домашнее воспитание».

    Локальные (модульные) воспитательные технологии Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педагогов Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, Д.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. См.: Краткий справочник по педагогической технологии. М.,1997; Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997).

В технологии педагогического общения могут быть специальные технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности (здесь модульные технологии целеполагания, анализа ситуации, вооружения учащихся способами деятельности, создания и разрушения конфликта, создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха, педагогической реакции на поступок), технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки, технология этической защиты и другие.


Опыт Создание нового Выпускник ВШ не просто обладает суммой знаний по дисциплинам стандарта ВПО, а профессионал, способный развивать свою отрасль. Глубокая общепрофессиональная подготовка. Творческое мышление и личностные качества профессионала Способность самообразовываться (самостоятельно переквалифицироваться) Самодостаточная личность (субъект), мотивационная готовность решать проблемы отрасли Высшее образование


Программа курса (Дидактика ВШ) Введение (система занятий, организация СРС, отчетные материалы) 1.Профессиональная педагогика (ВПО) 2.Дидактика (Типы ПП, Открытое образование) 3.Программы модернизации системы ВО (Стандарты II и III поколений) 4.Проектирование ПП. Заключение (социальная значимость ВО)


БРС Вид работыБаллыКол-во Формулировка вопроса52 Ответ на семинаре: устный / письменный 15 / 252 / 3 Реферат / с РРР40 / 501 ПРОЕКТ заявка / защита20 / 601 План-конспект занятия251 Фрагмент занятия501 Анализ фрагмент занятия202 Ответ на вопрос зачета202 Спецзадание30* Бонус5* В с е г о: Мин. количество баллов для зачета – 145 (при макс. возм - 350)


Темы рефератов Критерии ВО Педагогические средства обеспечения ВО Социальная значимость ВО Становление профессионала Особенности Ст II поколения ОО (нормативные требования /) Особенности Ст II поколения ВПО (нормативные требования) Особенности Ст III поколения ВПО (нормативные требования) Отличия Бакалавра и Магистра: в уровне образования, подготовке, функционале. Компетентностная характеристика Бакалавра по направлению «Педагогическое образование» Потребность производства в бакалаврах и магистрах Требования к педагогам, накладываемые новыми образовательными стандартами Тип ПП, востребуемый новыми образовательными стандартами Соотношение понятий «ЛОО», «Открытое образование», «СО тип ПП» Характеристика субъектно-ориентированного типа ПП Компетентностный подход к пониманию образовательного результата Компетентностный подход в реализации образовательного процесса Сравнительная характеристика проектов и инициатив модернизации образования Требования к СОШ по реализации направлений инициативы ННШ Социальные ориентиры развития общества в современной России Функциональное назначение структур системы образования Модернизация различных типов учебных заведений в свете модернизации образования страны Современные требования к педагогу школы Современные требования к педагогу высшей педагогической школы


Педагогический процесс единство компонентов процесса и результата Обучение - ЗУН Воспитание – Мировоззрение, идеалы, ценности, Нормы и Привычки поведения, Личность Развитие – Мышление, чувства, способности Образованность = обученность+воспитанность +развитость






Р = освоенные способы Деятельности = ОПЫТ = Компетенции, как оспособленность 1.Знания о мире и способах деятельност и Способ деятельности4.Отношения к миру, способу деятельности, себе (Мт) 2.Опыт материализов анной деятельности (умения) 3.Интеллек- туальный элемент опыта (мышление) Опыт отличается уровнем освоенной деятельности


Примеры компетенций Уровень компетенцийПример Знаниевая (формальная репродукция) Готовность выполнить образец Технологическая (сущностная репродукция) Умения решать задачу Умение изготовить Творческая (продуктивный тип ПП) Опыт разработки собственной программы для решения нестандартной ситуации Личностная (Субьектно- ориентированный тип ПП) Постижение личностного смысла данной деятельности


Уровни образовательного результата Уровень освоения содержания образования Знания о мире, способах деятельности Опыт деятельности (материализо ванной) Опыт деятельност и (интеллекту альной) Опыт отношения к действитель- ности (мотивы) I. Ознакоми- тельный Знания-знакомстваНесформированна я деятельность, неуверенные действия Ассоциации(ассо циативное мышление) Бытовые потребности II. Формальный Знания- копии Действия по образцу Формальное мышление Получение одобрения, послушность III. Сущностный Сущностные знания (знания - умения) Умения Самостоя- тельное мышление Личная убеждённость в целесообразности деятельности IV. Творческий Знания - транс- формации (творческие) Деятельность по собственной программе Творческое мышление Возможность саморазвития V. Субъектный Личностные смыслы содержания Деятельность по собственной программе с авторским почерком Рефлексия Нацеленност ь на само- реализацию




Узловые стороны ПП Результат (ключевой элемент СО) АПДе ученика Напряженность / отношение Стимулирую щие воздействия Знания Приказ Умения Задача Тв. Мышление Творческая задача Субъектность Жизненная задача Память / послушное Обдумывание / интерес С-ст поиск/познавательная потребность самоДе / жизнь


Образовательный результат - опыт (компетентность) учащегося, различающийся по уровням Им соответствует определённый уровень активности познавательной деятельности ученика и уровень педагогической поддержки (методы обучения, различающиеся по степени самостоятельности ученика) РЕЗУЛЬТАТДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ученикапедагога Метамодель педагогического процесса (главные его составляющие)




Педагогическая технология - последовательность шагов субъектов педагогического процесса, выполнение которых гарантированно формирует планируемый образовательный результат благодаря следующим её особенностям: чёткость и определённость в фиксации образовательного результата, под которым понимается целостный опыт; пошаговая структура, построенная на шагах познавательной деятельности учащегося и поддерживающих её соответствующих действиях педагога; указания на условия реализуемости (требования к исходному состоянию ученика и масштабу технологии).


Уровни образовательного результата (опыта) Деятельность (мотив Де) Ключевой элемент опыта ЛичностьОПТх (тип ПП) Репродуктивная (выполнение поручения) ЗнФормальный исполнитель ФР Обдуманная (достижение результата) УмГрамотный исполнитель СР Творческая (саморазвитие) Мышление (творческое) Творец Продуктивная Полноценная Де (самореализация) Отношение (к Де) СубъектС-О


Типы педагогических процессов ВыпускникТип ПП (ОПТх) Пед.средства Владеющий методиками специалист Репродуктивный Лекционно- семинарская система Готовый к исследованию профессионал Продуктивный Проблемное обучение, НИРС Личность, принимающая решение Субъектно- ориентированны й Реализация собственных проектов


Общепедагогические технологии описывают ПП различных типов, имеют уровневый характер, но единую структуру, включающую следующие элементы: результат образования (осваиваемый опыт); деятельность ученика, представленная этапами его деятельности или сторонами активности (напряжённость интеллектуальных сил, отношение к процессу); деятельность педагога, выраженная в соответствующих данному типу методах обучения; способы интерпретации содержания учебного материала; контролирующие процедуры, отслеживающие выполнение учащимися ключевых для данного типа ПП этапов познавательной деятельности и контролирующие достигнутые образовательные результаты; условия применимости общепедагогической технологии (требования к базовому опыту обучающихся и минимальному циклу ПП, в котором реализуется данная технология). ОПТх может фиксироваться 6-ю элементами (Экспресс-анализ), 16-ю элементами (Рабочий вариант), 22-ю элементами (Лабораторный вариант)


Литература Юдин, В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография. – М. : Университетская книга, – 302 с.




Социальные требования к образованию Качественное образование – соответствующее запросам заказчиков. Цель – не столько ЗУН, сколько успешность в жизни Образование в течение всей жизни. Готовность к самообразованию, информационная компетентность ученика Удаленный доступ к образовательным услугам, развитие информационной базы обучения. Востребованность информационных технологий


Результаты тестирования школьников по математике и естественным наукам в некоторых странах с переходной и развитой экономикой Средний уровень Использованы оценки учеников в возрасте 9 и 13 лет, полученные в рамках Второго международного анализа прогресса в обучении, проведенного в 1991 году. «0» означает среднюю оценку для выборки из 19 стран. Приведены страны, показатели которых оказались выше среднего уровня.


Приоритетный проект «Образование» 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса" Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Направления: Поддержка лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программылучших учителейшкол, внедряющих инновационные программы Поощрение талантливых молодых людей Развитие подушевого финансирования в образовании. Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетовинновационных программ вузов учреждений начального и среднего профессионального образованиясоздание новых федеральных университетов Интернетизация российского образования Учебное и учебно-наглядное оборудование,Учебное и учебно-наглядное оборудование Автобусы для сельской местности Модернизацией региональных систем образования


Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. «Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.» Утверждено: Пр-271. от 04 февраля 2010 г. Президент Российской Федерации Д.Медведев


«ННШ» Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом Новая школа - это современная инфраструктура Ребята - выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни. В школе - столовая с вкусной и здоровой едой, условиями для занятий спортом и творчеством, медиатека и библиотека с широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, высокотехнологичное учебное оборудование. Новая школа - это современная система оценки качества образования отдельных образовательных учреждений, и системы образования в целом Новая школа - это школа для всех - успешная социализация детей


Особенности стандартов ВПО Поколения стандарта III III (дополнительно к Ст II) Учебное содержание ЗУНКомпетенции, Ежегодное обновление ООП **. Общепрофессиональные компетенции. Контент, информационные образовательные базы (ЭБС)**** Методики Традиц ионные БРСБакалавриат – продуктивный тип ПП. Магистратура – субъектно- ориентированный тип ПП. Е-сопровождение: сетевой УМК***** Организация обучения Лекцио нно- семина рская Уровни ВО: Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. КМС: модульный УП, подсчет трудоемкости в кредитах. Курсы по выбору.*** Индивидуальные образовательные программы*** ОУ Комплексная информацион ная система СМК с внешней оценкой (работодатель, обучающийся)* АИБС, Поисковые системы. Выпускник Специа лист Бакалавр, Магистр Бакалавр и Магистр с профильной подготовкой


Образ новой школы открытое образование; нацеленность на формирование дееспособной, ответственной за себя личности; реализация индивидуальных образовательных траекторий; управление, ориентированное на показатели качества образования, в частности, на удовлетворение запросов потребителей услуг; привлечение к управлению общественных сил, ростом влияния школы, в частности с помощью средств интернет, на социальные процессы микрорайона; соответствие материальной базы ОУ современным требованиям.


Основные черты нового образования ЛОО – личностно-ориентированное образование (общепринятый термин в педагогике) СОПП – субъектно-ориентированный тип педагогического процесса (термин педагогической технологии) Открытое образование (философский термин, отражающий социальные аспекты современного образования) Выпускник –самоорганизованная личность, субъект собственной деятельности


Новые педагогические подходы - ЛОО Предоставление обучающимся возможности ВЫБОРА (содержания, методов, темпов) Реализация СУБЪЕКТНОЙ позиции ученика в обучении (собственные проекты, личностно- ориентированные задания, составление портфолио) Деятельность педагога – выращивание личности!, культивирование индивидуальных образовательных потребностей, целей и способности достигать её. Тьюторская функция преподавателя


Открытое образование Обучающийся - субъект в ситуации вариативных образовательных возможностей, в которых он должен сделать ответственный выбор. Разнообразие средств постижения жизни, обеспечивающая целостность и многогранность опыта человека. Не ограниченно временными и пространственными рамками. Цель - развитие субъектности и индивидуальности человека, при активной его самореализации. Открытое образование реализуется через СОПП – субъектно-ориентированный тип педагогического процесса


Открытое образование Цель - развитие субъектности и индивидуальности человека, при активной его самореализации. Обучающийся - субъект в ситуации вариативных образовательных возможностей, в которых он должен сделать ответственный выбор. Разнообразие средств постижения жизни, обеспечивающая целостность и многогранность опыта человека. Не ограниченно временными и пространственными рамками. Основные педагогические методы – проект и портфолио Идеал современного общества – субъектно- ориентированное образование Только С-О тип ПП формирует Выпускника как самоорганизованную личность, субъекта собственной деятельности С-О тип ПП не требует теоретического мышления от ребёнка, но здравого смысла, ответственности, опыта принятия решений «Надо приучать ребенка писать только о том, что он хорошо знает, о чем он много и глубоко думал». П.П. Блонский НО, Традиции = сущностно-репродуктивному обучению Ребёнок не может перепрыгнуть через ступеньку определённого типа ПП


Общепедагогическая технология РЕЗУЛЬТАТДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ученикапедагога Ключевой элемент содержания образования определенно го уровня Стороны активности ПДе Методы обуч ения Интер- прета ция учебн ого содер жани я Контроль по ключев ому ЭСО Напряжен ность Отношение к учению ОПТх имеет единую для всех типов структуру, но разное наполнение!! ОПТх может фиксироваться 6-ю элементами (Экспресс-анализ), 16-ю элементами (Рабочий вариант), 22-ю элементами (Лабораторный вариант)


Стадии проектирования ПП установочная: выбор базового типа педагогического процесса и соответствующей общепедагогической технологии и определение места проектируемого занятия в системе занятий; стадия проектирования педагогического процесса: разработка конкретной технологии занятия, то есть уточнение под учебный материал и учащихся базовой ОПТх; построение методики проведения занятия, включая мониторинг деятельности ученика и контроль достижения образовательного результата; стадия реализации методики и коррекции проекта педагогического процесса.


4. Конкретизация образовательной цели 12. Реальный учебный процесс 14. Корректировка технологии, плана занятия, программы. 9. Продумывание возможных выборов обучающимися цели, соответствующих технологий и потоков 5. Фиксация технологического каркаса занятия 6. Уточнение необходимой деятельности учащихся 7. Интерпретация содержания учебного материала 8. Выбор методов обучения 2. Анализ учебного материала и определение уровня образовательного результата 1. Квалификация образовательной цели и определение соответствующей общепедагогической технологии Скорректи- рованный проект ПП Коррекция первоначального варианта технологии и плана занятия на основе обратной связи Коррекция плана Занятие (мероприятие) Проведение занятия Реализация методики проведения занятия Сценарий и план-конспект занятия Разработка методики проведения занятия Технологи- ческий каркас занятия. Используемые ОПТх Образова- тельные маршруты Разработка конкретной технологии занятия (технологического каркаса) Проектирование педагогического процесса Система занятий Формирование системы занятий Базовая ОПТх (тип ПП) Выбор базового типа ПП и соответствующей общепедагогической технологии Установочный РезультатПорядок действий. ШагиЗадачаЭтап 3. Определение места учебного мероприятия в системе занятий по теме 10. Планирование мониторинга процесса обучения 11. Разработка дидактического обеспечения 13. Анализ занятия Уровни понимания КО УровеньПоказательКритерии ШкольныйКачественный результат ЗУН, Ср. балл Число медалистов Внешние оценкиЕГЭ % поступления в вуз СоциальныйОбразовательная цель ВРЛ, ГЛ, личность конкурентная От заказчика- плательщика Конкурс Стратегичес- кий Из запросов будущего Новые компетенции Творчество, с/организация УправленческийСаморазвивающаяся организация


В педагогической теории и практике существуют различные классификации педагогических технологий. Для характеристики технологий обучения мы выбрали классификацию Г.К.Селевко, который выделяет следующие типы технологий:

По уровню применения: общепедагогические, частно-методические, локальные (модульные);

По философской основе: научные, религиозные, гуманистические, прагматические и др.;

По ведущему фактору развития: биогенные, социогенные, психогенные;

По ориентации на личностные структуры (информационные, операционные, эмоционально-художественные, технологии саморазвития, прикладные);

По характеру содержания и структуры (обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-направленные, гуманитарные и технократические, комплексные, частно-предметные);

По типу организации познавательной деятельности (лекционное обучение, обучение с помощью технических средств обучения, обучение с помощью книги, занятия в «малых группах», репетиторство, программное обучение, дистанционное обучение, система консультантов);

По преобладающему методу обучения (догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемного обучения, развивающего обучения);

По направлению модернизации традиционной системы (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология, технологии с процессуальной ориентацией);

Технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся;

Природосообразные технологии, использующие традиции народной педагогики;

Альтернативные технологии (вальдорфская педагогика, технология свободного труда, технология вероятностного образования);

Рассмотрим более подробно некоторые из названных технологий. Как было уже сказано, по уровню применения выделяются общепедагогические, частнопедагогические (предметные) и локальные (модульные) технологии. Так, технология развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного образования - это общепедагогические технологии. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пасова представляет собой пример частнопедагогической или частнопредметной технологии обучения иностранному языку.

Модульная технология (локальный уровень) направлена на решение отдельных дидактических задач. Например: на уроке учитель может использовать технологию формирования понятий, технологию повторения и контроля за изученным материалом, технологию работы с книгой, технологию воспитания определенного качества личности и т.д.

Среди технологий, которые различаются по философской основе, можно выделить материалистические и идеалистические, научные (сциентистские) и религиозные, прагматические и экзистенциалистские, гуманистические и авторитарные педагогические технологии. Так, большинство педагогических технологий Древнего Востока были авторитарными, т.е. основанными на беспрекословном подчинении ученика воле педагога, который являлся для него абсолютным авторитетом. Ярким примером авторитарной педагогики является иезуитская педагогика, разработанная педагогами католического ордена иезуитов («Общества Иисуса»), основанного в 1534 г. Игнатием Лойолой. Представителем авторитарной педагогики был известный немецкий ученый педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Он разработал систему обучения и воспитания, в которой основными признаками были подчинение личности воспитанника воле учителя, муштра, угрозы, наказания. Идеи авторитарной педагогики присутствовали в определенной степени в дореволюционной российской, а также в советской школе в 30-70-е годы XX века.

К гуманистическим технологиям следует отнести технологии обучения и воспитания педагогов эпохи Возрождения: педагогические технологии Витторино-де-Фельтре, Т.Мора, Фр.Рабле. Сюда также относятся технологии, разработанные Я.А.Коменским, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, т.к. в основе таких технологий лежала любовь к ребенку. В России известными носителями гуманной педагогики и создателями гуманистических педагогических технологий были Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, представители педагогики сотрудничества 90-х годов XX века: Ш.А.Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов.

По ведущему фактору развития педагогические технологии можно разделить на биогенные, социогенные и психогенные. Биогенные педагогические технологии - это такие технологии, которые основываются на посылке о том, что развитие психики человека определяется биологическими, наследственными факторами (генетическим кодом), а внешняя среда лишь реализует наследственные качества. К этому типу технологий относятся все средства, методы и формы древних педагогических систем: Древнего Китая, Древней Индии, Японии, Арабского Халифата. Социогенные педагогические технологии основаны на положении о том, что ведущим фактором развития личности а, следовательно, обучения и воспитания является социальная среда. Ярким представителем этой концепции был английский философ и педагог XVII в. Дж. Локк, который считал, что душа ребенка - это чистая доска, на которой педагог-воспитатель может начертать все, что он захочет. Большинство педагогических технологий, которые разрабатывались советскими педагогами, были также социогенными. Считалось, что при помощи определенных педагогических средств можно сформировать личность, соответствующей по своим качествам требованиям общества.

Психогенные технологии основаны на положении о том, что результаты развития, обучения и воспитания учащихся определяются не требованиями общества, а психическими процессами, происходящими в человеке, а также его предшествующим опытом. Можно сказать, что сейчас, в начале XXI века, большинство педагогических технологий в области обучения и воспитания разрабатываются в российской педагогике на основе психических факторов развития школьников, хотя это и не совсем верно. Очевидно, что и биологические, и социальные, и психические факторы должны в равной степени учитываться при разработке педагогических технологий.

По ориентации на личностные структуры отечественные ученые выделяют: информационные, репродуктивные, знаниевые, академические, операционные технологии, технологии, направленные на развитие эмоционально-художественной сферы личности и технологии, направленные на формирование эмоционально-нравственных отношений. Кроме того, к этому типу технологий относятся технологии саморазвития личности, эвристические технологии и ряд других.

Информационные педагогические технологии направлены на формирование знаний, умений и навыков, так называемых ЗУНов. Информационные технологии определяют «обученность» личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и уровень сформированности, в основном, репродуктивных элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Формирование интеллектуальных и творческих умений и навыков относится уже к операционным педагогическим технологиям.

Операционные педагогические технологии направлены на формирование способов умственной деятельности (так называемых СУДов) - или способов учебной работы. В отечественной школе внедрение операционных технологий осуществляется под девизом «Учись учиться». Содержание операционных педагогических технологий включает формирование умений и навыков планирования учащимися учебной деятельности, выбор рациональных путей их достижения. К операционным педагогическим технологиям относятся способы привития школьникам умений и навыков организации своей деятельности, умения и навыки восприятия информации (работа с книгой, конспектирование, библиографический поиск).

Кроме того, операционные педагогические технологии включают обучение умениям и навыкам мыслительной деятельности: осмысление учебного материала, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, формулирование выводов и заключений и другие способы умственных действий. Операционные педагогические технологии в современной школе более востребованы, чем информационные, т.к. направлены на формирование способов самостоятельной работы. Операционные педагогические технологии призваны научить школьников умениям и навыкам оценивания результатов своей учебной деятельности. К операционным умениями и навыкам относятся самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности, оценка достоверности изложения освоенного материала, корректности решения задачи, рефлексивный анализ своей деятельности и другие операции.

Разумеется, в таком «чистом виде» педагогические технологии практически не встречаются. Типы педагогических технологий выделены здесь в качестве идеальных моделей (конструктов) для того, чтобы можно было более четко увидеть их отличительные черты. В действительности в одной и той же педагогической технологии могут сочетаться элементы информационной и операционной технологии, социогенного и психогенного, дидактического и воспитательного типов.

Многие из названных технологий имеют своих авторов. Так, создателем технологии укрупнения дидактических единиц является П.М.Эрдниев. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре разработана Е.И.Пасовым, система развивающего обучения - Л.В.Занковым и Д.Б.Элькониным, технология коллективного творческого дела - И.П.Ивановым. Однако, внедренные в образовательную практику, эти технологии становятся достоянием всего педагогического сообщества и начинают свою самостоятельную жизнь.

Вместе с тем, некоторые педагогические технологии имеют отличительные черты, которые выражаются, прежде всего, в неразрывном соединении и разработанных методов и форм обучения (воспитания) с личным мастерством педагога, его собственным педагогическим почерком. Такие технологии отражают особенности характера и образа жизни ее автора. Они практически недоступны для полного повторения, т.к. несут на себе отпечаток личности и тех условий, в которых они применяются. К авторским технологиям можно отнести систему работы М.Монтессори, С.Френе, В.Р.Шаталова, С.Н.Лысенковой и многих других российских педагогов-новаторов. Вместе с тем, некоторые элементы и методы авторских технологий творчески адаптируются учителями и преподавателями в своей профессиональной деятельности.

Классифицируя педагогические технологии по различным основаниям, педагогу важно иметь в виду, что обучение, развитие и воспитание личности – это сложные, амбивалентные процессы, которые слиты воедино. Мы согласны с теми учеными, которые утверждают, что если обучение можно технологизировать почти в полном объеме, то развитие и воспитание личности требуют технологизации лишь частично и являются скорее искусством, чем алгоритмом педагогически целесообразных действий.

На практике наиболее полно разработаны обучающие технологии. В образовательных учреждениях, работающих в инновационном режиме, востребованы технологии активного обучения. Использование активных и интерактивных технологий существенно повышает качество педагогического процесса, т.к. обеспечивает условия для такой его организации, при которой каждый обучающийся энергично включается в познавательную деятельность, в процесс открытия для себя неизвестного знания, в решение проблемной ситуации. Основными методами интерактивных технологий являются: проблемные и бинарные лекции, деловая игра, дискуссия, мозговой штурм, метод анализа конкретной ситуации, тренинг и др. Технологией названные методы становятся в том случае, если они объединены общей концепцией, используются в определенной системе, повышают эффективность обучения и могут быть воспроизведены любым преподавателем, который обладает необходимым уровнем профессиональной культуры.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным : педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным : описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным : осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень : общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

2) Частнометодический (предметный) уровень : частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя);

3) Локальный (модульный) уровень : локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Структура педагогической технологии

Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

  • цели обучения - общие и конкретные;
  • содержание учебного материала;

в) процессуальная часть - технологический процесс;

  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности школьников;
    • методы и формы работы учителя;
    • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
    • диагностика учебного процесса.

Классификация педагогических технологий

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе : материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы).

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько - дидактических систем):

1) классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

  • традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского , представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
  • современное традиционное обучение , использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
  • групповые и дифференцированные способы обучения , когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
  • программированное обучение , основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
  • Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии , в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-центрические технологии , в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими .

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

По способу методу средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

Массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

Технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

Технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

Различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

Технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций , которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений . Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики , опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру и др.

е) Альтернативные : вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.).

3 Критерий эффективности педагогических технологий

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуалъностъ . Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Технология и содержание образования. В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике.

Между ними есть еще один опосредующий компонент - важнейшее дидактическое средство - школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части технологии и в реализации их единства. В последние годы в нашей стране создано большое количество вариативных учебников, что в сочетании с разнообразием выбора педагогических технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение качества образования.

Технология и мастерство. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика, но определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.

Источники и составные части новых педагогических технологий. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:

Социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

Наука - педагогическая, психологическая, общественные науки;

Передовой педагогический опыт;

Опыт прошлого, отечественный и зарубежный;

Народная педагогика (этнопедагогика).

4 Информационные технологии обучения

Могущество разума беспредельно. И.Ефремов

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная , определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Классификационные параметры технологии

По уровню применения : общепедагогическая.

По философской основе : приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая.

По основному фактору развития : социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры : информационная + операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания : проникающая, пригодная для любого содержания.

По типу управления познавательной деятельностью : компьютерная. По организационным формам : индивидуальная + система малых групп. По подходу к ребенку : сотрудничество.

По преобладающему методу : информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение.

По направлению модернизации : эффективность организации и управления. По категории обучаемых: все категории.

Акцент целей

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Подготовка личности «информационного общества».

Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения

Обучение - это общение ребенка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности содержания

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды , включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учи теля и книгу);

Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

Индивидуальное информационное пространство;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

Средство подготовки текстов, их хранения;

Текстовый редактор;

Графопостроитель, графический редактор;

Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

Средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

Программировании, обучении компьютера заданным процессам;

Создании программных продуктов;

Применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

Игровых программ;

Компьютерных игр по сети;

Компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности , которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

Знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

Знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

Знание современных операционных систем и владение их основными командами;

Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;

Владение хотя бы одним текстовым редактором;

Первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - internet :

Переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

Привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

Интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

C ущность проблемного обучения

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности , исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления.

В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

Процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

Проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

Условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

Закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.

Формы и методы проблемного обучения

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе программированных заданий.

Метод монологического изложения.

При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки.

Методы рассуждающего изложения.

Первый вариант - создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант - излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма - беседа лекция.

Метод диалогического изложения.

Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий.

Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод программированных заданий.

Это метод при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Теоретические основы проблемного обучения.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

Цель традиционного типа обучения - усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков.

В основе организации учителем объяснительно-иллюстративного обучения имеет принцип передачи учащимся готовых выводов науки.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов

Возникновение проблемной ситуации,

Осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения

предположений и обоснование гипотезы,

Доказательство гипотезы,

Проверка правильности решения проблем.

Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Первый тип : проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи.

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип : проблемная ситуация легко возникает в том случае, если

имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Четвертый тип : проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем.

Учитель, перед учащимися ставит перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:

а) алгоритм решения ранее решаемых проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;

б) решение встречавшихся ранее задач, но не решенных из за отсутствия достаточных знаний;

в) повторение пройденного материала;

г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной

постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.

1. Словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, лекция, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, команды и указания). Дидактический рассказ - изложение учебного материала в повествовательной форме. Назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности.Описание - предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. Применяется при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий.Объяснение - метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например, понятий, законов, правил и т.д. Характеризуется строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений, используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.).Беседа - вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.Разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. Лекция - системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы). Инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания. Комментарии - в краткой форме оценка качества выполнения задания. Замечание - указание на допущенные ошибки при выполнении задания. Распоряжение - словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Команда – это сигнал к немедленному началу или окончанию двигательного действия (строевые и спортивные команды). Пример . Указание - словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.).



Методы обеспечения наглядности. В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относят: 1) метод непосредственной наглядности (показ упражнения); Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова;2) метод опосредованной наглядности (демонстрация видеофильмов, кинограмм, рисунков, схем и т.п.); 3) метод направленного прочувствования двигательных действий (направляющая помощь преподавателя, выполнение упражнений в замедленном темпе; фиксация положений, использование спец. тренажеров и т.п.); 4) метод срочной информации (свето-звуколидеры, электромишени, велоэргометры, беговые дорожки и т.п.).

12. Определение понятий «метод», «методический приём», «методика», требования к методам.

МЕТОД - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действии педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное приме­нение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигатель­ных действий, направленное развитие физических качеств и формирование свойств личности.

Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или ино­го метода в конкретной педагогической ситуации.



Прием - это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные дей­ствия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методичес­кие приемы. Поэтому неслучайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны - при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.

Понятие МЕТОДИКА употребляется в теории физической культуры в двух смыс­лах:

В узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазания, плавания и т.д.);

В широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм органи­зации занятий (методики физического воспитания - в дошкольных учреждениях в школе, в вузе и пр.).

Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:

1. Закономерностями формирования двигательных навыков и развития физи­ческих способностей и вытекающими из них методическими принципами.

2. Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и развития личнос­ти занимающихся.

3. Характером содержания учебного материала, применяемых средств.

4. Возможностями занимающихся - их возрастом, состоянием здоровья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физическим и умственным развитием, психофизиологическими особенностями и др.

5. Возможностями самих преподавателей - их предшествующим опытом, уров­нем теоретической и практической подготовленности, способностями в примене­нии определенных методов, средств, стилем работы и личными качествами. Хоро­шо говорил по этому поводу П. Ф. Лесгафт: "Можно сказать: метод -это я".

6. Временем; которым располагает преподаватель. Например, беседа требует больше времени, чем описание.

7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической ра­ботоспособности (повышение уровня развития качеств, их стабилизация или вос­становление).

8. Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов трени­ровки.

9. Особенностями внешних условий, в которых проводятся занятия (температу­ра воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования).

Признаки методов:

1. Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенап­равленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности. Способ - это технологическая сторона метода. В практике засекречивается не способ действий, а технология его освоения.

2. Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, ко­торая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последо­вательность которых определяется субъектом деятельности.

3. Метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя инструмент, средство, необходимое человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (предметные) и др.

4. Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об объекте, о его свой­ствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъек­том воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность уче­ников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.