Проблематика произведения конь с розовой гривой. Сочинение на тему: Воспитание в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев

Становление личности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

По словам самого Виктора Петровича Астафьева, его далёкое деревенское детство, проведённое в Си­бири, несмотря на раннюю смерть матери, было свет­лой и счастливой порой. Описание этого периода жизни стало основным содержанием произведений авто­ра, созданных для детей.

Центральная тема рассказов Астафьева - нравствен­ное взросление человека, становление личности, фор­мирование характера. Для этого необходимо понима­ние добра, справедливости, чувство ответственности за свои поступки, благородство по отношению к слабым Такой путь проходит главный герой рассказа Конь с розовой гривой.

Это мальчик-сирота, живущий в деревне с де­душкой и бабушкой. Его характеризует наивное вос­приятие происходящего. Ребёнок не видит тёмных, жестоких сторон жизни. Так, описывая семью дяди Левонтия, он обращает внимание только на радост­ные и яркие моменты. После получки пьяненький дядя Левонтий устраивал детям праздник, угонит всех пряниками и конфетами, а сам вечером ругался и бил стёкла. Его жене, тётке Васене, уже через несколько дней приходилось занимать деньги и продукты у соседей. Дядя Левонтий нравится рассказчику, потому что тот «плавал когда-то по морям». Левонтьевские дети названы в произведении «орлами». Они «бросали друг в друга посудой, барахтались», дрались, дразнились, воровали овощи, фрукты и ягоды в соседских огородах. Однако рассказчику нравится проводить с ними время, играть, ловить рыбу. Мальчик не чувствует тягот жизни этой семьи, в его памяти остаются только сладости и весело про­ведённое время.

Бабушка обещала купить рассказчику пряник и виде коня с розовой гривой, если тот соберёт ягоды. Он и дети Левонтия вместе отправились в лес. В этом эпизоде они противопоставлены друг другу, потому что по-разному относятся к собственным поступкам. Левонтьевские ребята ругались, дрались, дразнили друг друга. Они похожи на своего отца, переняли его привычки. Дети агрессивны, драчливы, жестоки, без­ответственны. Рассказчик же ягоды «брал старатель­но и скоро покрыл дно аккуратненького туеска ста­кана на два-три». Он ведёт себя так, как если бы бабушка наблюдала за ним. Но боязнь показаться слабым, жадным и трусливым заставляет героя под­даться уговорам Саньки и обмануть бабушку.

Рассказчик мучается угрызениями совести. «Бабушку надул. <…> Что только будет?» - думает он. Мальчик терзается, не спит всю ночь, собирается всё расска­зать бабушке. Его сожаления и душевные страдания формируют чувство ответственности за собственные поступки. Читатель понимает, что мальчик больше никогда так не поступит.

На следующий день рассказчик и Санька ловили рыбу и увидели в плывущей по реке лодке возвращав­шуюся бабушку. Санька предлагает другу: «Заройся в сено и притаись. Петровна боится - вдруг ты утонешь. Вот она как запричитает <…> - ты тут и вылезешь!». Но рассказчик отказывается обманывать бабушку ещё раз. Прошлый урок был понят мальчиком и пошёл ему на пользу.

Бабушка всё-таки купила внуку пряник. Её доверие стало лучшим уроком для героя. Он на всю жизнь за­помнил долгожданного коня с розовой гривой и на­учился тому, что обманывать нельзя.

В рассказе «Конь с розовой гривой» звучит авторский протест против жестокости и равнодушия. Астафьев показывает, как зло заглушает голос совести и вытесняет добро из человеческого сердца.

Здесь искали:

  • конь с розовой гривой анализ
  • сочинение конь с розовой гривой
  • сочинение егэ по рассказу астафьева конь с розовой гривой

>Сочинения по произведению Конь с розовой гривой

Совесть

В рассказе «Конь с розовой гривой» мы видим Витю семилетним мальчиком, живущим в сибирской глубинке, где каждый сосед знает другого, и все живут словно одна большая, дружная семья. Детство - это важный период в жизни каждого. Именно в детстве формируется мировоззрение и характер ребенка, нравственные принципы. Через все эти этапы проходит и главный герой рассказа. Всего за пару дней он понимает, как дороги ему бабушка с дедушкой и как важно иметь чистую совесть.

До этого он не видит темную сторону вещей и не знает, что такое врать, но соседский мальчишка учит его набить посудина травой вместо ягод и притвориться, что он насобирал достаточно земляники. На самом деле, по дороге все ягоды были рассыпаны и съедены, поэтому туесок Вити был пуст. Отчего же ему так важно было принести этот лесной урожай домой? Бабушка ему пообещала продать в городе спелые ягоды и купить на вырученные деньги его любимый «пряник конем».

Здесь нужно отметить, что герои рассказа жили в очень непростое и голодной время, когда штучный пряник считался большим достоянием. Обладатель «коня с розовой гривой» автоматически завоевывал уважение и почет соседских мальчишек. Поэтому этот облитый розовой глазурью коник был заветной мечтой Вити. Однако, согласившись на вранье, он так переживал, что готов был даже отказаться от своей мечты, лишь бы выпросить прощения у бабушки.

Всю ночь, промучившись от угрызений совести, он встал с решительным намерением во всем сознаться, но бабушки уже не было. Она уехала в город с пустым туеском. Вернувшись, она его, конечно же, здорово поругала, но пряник все же привезла. Для Вити это был хороший урок человеческой доброты и бескрайней любви. Также он научился брать ответственность за свои поступки и отличать дурной совет от хорошего.

Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности».
Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество - он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.
Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...» И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».
В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана.
Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой».

редварительное домашнее задание по группам:

1 группа: составить цитатный план для рассказа «Как воспитывали Витьку»;

2 группа: составить цитатный план для рассказа «Как воспитывали детей в семье Левонтия»

Ход урока:

I. Оргмомент. Полилог .

– Поговорим?

– Поговорим!

А знаете о чём?

– О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

– Поговорим! Нам будет интересно!

II. Вызов.

1. Проблемные вопросы.

Знаете ли вы, что такое нравственность? (ответы детей)

Давайте уточним лексическое значение слова «нравственность». Заглянем в Толковый словарь Ожегова.

2. Работа учащихся со словарём.

НРА́ВСТВЕННОСТЬ - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Что такое нравственные ценности? (духовные качества человека, идеалы)

3. Обмен информацией в парах. Формулирование учащимися целей урока.

Прием «Корзина идей»

А сейчас вы поработаете в парах. Обсудите с соседом и запишите на листах бумаги нравственные ценности, которые вы знаете.(1минута)

Что у вас получилось?

(Каждая пара поочерёдно называет свои примеры. Учитель рисует на доске значок корзины и записывает в неё нравственные ценности. Список может быть следующим: справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям, любовь, доброта, чувство собственного достоинства и т. д.)

Посмотрите, какой большой список у нас получился. Выберете из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе «Конь с розовой гривой». (((честность, доброта, понятие долга и др.)

Как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? (учащиеся формулируют цели урока)

III. Осмысление.

1. Проверка домашнего задания. Заполнение двухчастного дневника по группам.

Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни.

Дома вы работали по группам. Первая группа составляла цитатный план «Как воспитывали Витьку», а вторая – «Как воспитывали детей в семье Левонтьевых». Сейчас вы продолжите работу в группах и заполните двухчастный дневник. Первая графа - ваши цитаты, а вторая – ваши комментарии, интерпретация к ним: как, записанная вами цитата, характеризует героя?. Делитесь своими догадками. Обратите внимание на листы, которые лежат у вас на столах - «Правила работы в группах».

Проверка работы групп.

Двухчастный дневник может быть заполнен примерно так:

Как воспитывали Витьку

Комментарии

Бабушка - внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.

Учит зарабатывать своим трудом

“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.

Дисциплинирует внука

“Бабушка держала деньги - “запас” на черный день”.

Не жить одним днем, а думать о будущем

“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.

Неравнодушие, желание помочь

Бабушка - внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане - вошь на аркане”.

Учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться

“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.

Сочувствие, жалость к соседке

Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.

Доверие к внуку

“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.

Самокритичен. Есть понятие о добре и зле

“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.

Испытывает угрызения совести

Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.

Думает не только о себе

“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”.

Скромность, трудолюбие, основательность

“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..”

На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”

Умение противостоять дурному влиянию

“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”.

Видит раскаянье внука

“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”.

Моральная поддержка внука. Чувствует его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки

“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”

Прощение - истинное - после глубокого раскаяния. Воспитание любовью

Как воспитывали детей в семье Левонтия

Комментарии

“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.

Норовят цапнуть побольше

“Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.

Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего

Тут видится злой умысел, попытка обмануть тех, кто ее выручил

“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.

Ленивые, не любят работать, нет основательности

“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.

Неопрятность, неуважение к себе и окружающим

Левонтий - детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь… - ночь, полночь… „Пропащая ты голова, Левонтий!“ - скажет и опохмелит”.

Сочувствует, помнит “добро”

“Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”.

Прилив заботливости. Но едят через силу, потому что потом не будет сладостей - не прозевать бы

“Что такое жисть?” - после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

Недовольство своей жизнью

“По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”.

“Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.

Легко крадут то, что доступно, даже если им этого не надо

Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили.

Или все, или ничего… Так похожи на отца

Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!”

Подбивают украсть у бабушки калач.

Искушают, сбивают с пути истинного

Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.

Нет гуманного отношения ко всему живому

Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод - и готово дело”.

Похоже, что делится своим жизненным опытом

Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!”

Причиняет душевную боль другу

“Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, - все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”.

Школа выживания

!!! Нет обсуждения

Обобщите сказанное.

Обратите внимание, ребята, на то, что описание быта и жизни героя и семьи Левонтьевых противопоставляется. Как называется этот приём противопоставления и зачем он используется автором?

(Дети самостоятельно делают выводы. Они могут быть примерно следующими: семья Вити жила лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «чёрный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто. Автор использует приём противопоставления – антитезу для усиления выразительности речи, для передачи мысли и чувства. Описание семьи объясняет характер героев, описывает время, место, обстоятельства действия.)

Что можно сказать о нравственных ценностях каждой семьи?

Дружно ли вы разбирали задания?

Все ли активно участвовали в обсуждении?

Прислушивались ли вы к мнению друг друга?

Что было трудным?

2. Ромашка вопросов («Ромашка Блума»).

Цель: обсудить содержание рассказа.

Ромашка нарисована учителем и прикреплена на доску. Вопросы пронумерованы и записаны на лепестках. Ученики по очереди выходят к доске, отрывают лепесток, читают вопрос и пробуют на него ответить. Если ученик не знает ответа, он просит одноклассников ему помочь.

Простой вопрос:

Как герой был втянут в обман?

Уточняющие вопросы:

Как менялось настроение героя после того как он вернулся домой, и на следующий день?

То есть вы говорите, что Витя сожалел о своём поступке. В каком эпизоде это больше всего ощущается? (ночью перед поездкой в город) Найдите описание в тексте.

Интерпретационные вопросы:

Почему же всё-таки бабушка купила внуку пряник конём? (бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое жестокое наказание.)

Почему считается, что уроки доброты - самые действенные уроки? (потому что они запоминаются на всю жизнь. Через несколько лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)

Творческие вопросы:

Если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана, что бы вы ему посоветовали?

Оценочные вопросы:

Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

Практические вопросы:

Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

Делаем выводы:

Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?

Можно ли у Вити чему-нибудь научиться?

IV. Рефлексия.Приём «РАФТ». Индивидуальная работа

Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него.

Роль – Витя

Аудитория – бабушка

Ф – письмо, диалог, записка (дети выбирают самостоятельно)

Тема – Прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил.

(Читаем письма в читательском кресле, выделяем суммарные моменты, обсуждаем разницу в изложении одних и тех же фактов.)

Символом чего можно назвать пряник-конём? (символом добра, прощения, любви, понимания)

О чём же, по-вашему, этот рассказ? (о детстве, об истинной любви, о всепрощении)

Темы доброты мы коснёмся и на следующих занятиях при изучении рассказа «Уроки французского». А сейчас оцените свою работу на уроке.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…

теперь я могу… почувствовал, что…я приобрел…я научился… меня получилось …

я смог…я попробую…меня удивило…рок дал мне для жизни…мне захотелось…

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни недав-но. У него была сложная судьба. Вырос он сиротой, прошел войну рядовым, еле живым вернулся домой. Но жизнь готовила ему еще много испытаний: от голода умер его первый ребенок. Как все это можно выне-сти? Как сохранить человеческое лицо? Сам автор пи-шет: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Дос-тоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с до-роги локтями слабых?» Этот человек написал много-численные книги о войне, о детстве. Тема взросления, становления личности человека проходит через мно-гие рассказы писателя.

Незначительный случай нередко может повлиять на всю жизнь человека, изменить его. Случай, опи-санный в рассказе Астафьева «Конь с розовой гри-вой», из таких.

Завязкой рассказа является эпизод, в котором ба-бушка послала героя за земляникой, и за это пообеща-ла ему «пряник конем».

Мечта героя исполняется: «по скобленому кухон-ному столу, как по огромной земле с пашнями, луга-ми и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Казалось бы, история счастливо завершена. Но ка-кова цена этого сказочного коня? Прошло много лет, а автор пишет: «Я не могу забыть бабушкиного пряни-ка — того дивного коня с розовой гривой».

Мальчик отправляется за земляникой вместе с ле-вонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим за-работать пряник». Он понимает, что даром ничего не достается.

Соседские ребята «несли бокалы с отбитыми края-ми, старые, наполовину изодранные на растопку бере-стяные туески... ковшик без ручки». То, что посуда плохенькая, это еще не признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят трудиться, и не ценят чужой труд. А наш герой-рассказчик шел с «аккуратным туеском». В этой семье знали цену труда.

В отличие от левонтьевских «орлов», которые «бросали друг в друга посудой, барахтались, два раза принимались драться, плакали, дразнились», герой рассказа трудится добросовестно: «Я брал старатель-но». Он помнит бабушкины слова: «Главное — за-крыть дно посудины», это помогает ему, подстегива-ет: «стал собирать ягоды скорее». Он даже не хочет идти на речку, пока не наберет полную посудину. Ле-вонтьевские же хитры, им лень собирать ягоды.

Санька, как более старший и хитрый, поддразни-вает героя: «Бабушки Петровны испугался! Эх ты!» Узнав о прянике, Санька быстро находит нужные сло-ва и ловит героя на удочку: «Скажи уж лучше — бо-ишься ее, и еще жадный!» Мальчику не хотелось по-казаться жадным, «не спасовать, не струсить, не опо-зориться»: «А хочешь, все ягоды съем?» Так «левонтьевская орда» помогла уничтожить земляни-ку, с таким трудом собранную мальчиком. Автор употребляет слова: «покаялся», «хорохорился я», «гаснущим голосом», «напустил на себя отчаян-ность», «махнул на все рукой» — говорят нам о том, что внутренняя борьба героя с самим собой проигра-на. Он становится похожим на соседских ребятишек: развлечения их были жестокими. За некрасивый вид растерзали рыбину, подшибли стрижа, который умер. Об этой смерти они скоро забыли, потому что на-шли себе новое развлечение: «забегали в устье холод-ной пещеры, где жила... нечистая сила».

Но вот рассказчик начинает осознавать, что его проступок не пройдет даром, он осознает свою вину. А Левонтьевским все нипочем: Санька «заржал», он торжествовал: «Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!» Через действия автор противопоставляет геро-ев: «тихо плелся я за левонтьевскими ребятами» — «они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки».

Наш герой решил обмануть бабушку, так как его совесть уже была подготовлена к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. Таким образом он решил избежать неприятно-стей и наказания. Но это решение дается ему нелегко: он «даже чуть было не всплакнул», потом «пригото-вился к каре за содеянное злодейство». Он понимал, что совершил «злодейство». Поэтому совесть начина-ет вершить свой суд: «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?» «А что если разбудить ее и все-все рассказать?» И на рыбалке он думает: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?» Мальчик вспоминает и о бабушке, и о мате-ри, и о дедушке. Ему вдруг становится жалко себя: «И пожалеть меня некому». Но вот наступает перелом-ный момент: когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой ре-шает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!» И когда показывается лодка с бабушкой, от стыда он бежит прочь.

Для того, чтобы ярче показать внутреннюю борьбу героя, автор вводит в сюжет описание прекрасного летнего дня. Поначалу герой просто наслаждается те-плым днем, ароматом цветов, трав: «клонились к зем-ле рябенькие кукушкины слезки», «на длинных хру-стких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики», «лежали полосатые цветки-граммо-фоны» . Но вот его взгляд поднимается вверх — на ли-стья березы, осинник, сосняк. Всматриваясь вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть ба-бушка. Его внутреннее состояние души контрастно с миром природы, красоты и гармонии летнего дня.

Развязка затягивается, так как не может разре-шиться внутренний конфликт героя с самим собой. Он слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке и всем встречным: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разо-брать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Ему стыдно не только за то, что он обманул бабушку, но и за то, что бабушке невольно пришлось обмануть покупателей земляники. И вот наступает кульмина-ционный момент: дедушка пожалел внука, и нако-пившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помогает найти выход из сложившегося положения: « Попроси прощенья...»

И все-таки бабушка купила внуку «пряник ко-нем». Истинная любовь, вера в своего внука помогли пересилить гнев. Она знала, что он раскаивается в сво-их «злодеяниях». И самое тяжелое наказание не сде-лает того, что могут сделать милосердие, доброта про-щение. Потому по прошествии стольких лет пишет