Поурочный план проблемы развивающихся стран. Конспект урока по географии на тему "Глобальные проблемы человечества" (11 класс)

Педагогические цели:

образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков; раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития; систематизировать знания о глобальных проблемах экономики; объяснить значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономики; показать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, внешнеторговую политику государств. воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве-нных качеств личности; развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения. создать условия для развития УУД: личностных: понимание места и роли экономики России как неотъемлемой части мирового хозяйства; осознание противоречивости влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, национальную и семейную экономику; оценивание возможностей своего активного участия в экономических преобразованиях, происходящих в стране, для достижения достойного места России в мировой экономике; метапредметных: развитие умения рассматривать явления и процессы социально-экономической действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способность выполнять познавательные задания на использование причинно-следственных связей в сфере мировой экономики, сопоставление объектов; умение использовать информацию о развитии мировой экономики для анализа и оценки конкретных ситуаций в России; предметных: владение понятиями «мировая экономика», «глобализация», «международное разделение труда»; сформированность представления о глобальных проблемах экономики, тенденциях и перспективах её развития; представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны; способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом; совершенствование умений поиска и анализа информации для характеристики различных процессов во внешнеэкономической политике государств, применения новых знаний в учебно-проектных ситуациях.

Тип и вид урока: комбинированный

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Мировая экономика, международное разделение труда, протекционизм, свободная торговля, тарифные и нетарифные методы регулирования

Образовательные ресурсы: учебник 1) Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ]под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2014.

Наглядность, ТСО:

Орг. момент. Повторение опорных знаний Усвоение новых знаний

2) Международная торговля.

Д/з Учебник, § 11. Задание 3 к параграфу. Эссе по выска-зыванию в рубрике «Мысли мудрых».

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме «Мировая экономика»»

11 класс обществознание, тема: Экономическая жизнь общества

уроки № 22-23 Тема «Мировая экономика»

Дата проведения урока :

Педагогические цели:

    образовательная : вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков; раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития; систематизировать знания о глобальных проблемах экономики; объяснить значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономики; показать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, внешнеторговую политику государств.

    воспитательная : формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;

    развивающий аспект : развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

    создать условия для развития УУД:

    личностных:

    понимание места и роли экономики России как неотъемлемой части мирового хозяйства;

    осознание противоречивости влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, национальную и семейную экономику;

    оценивание возможностей своего активного участия в экономических преобразованиях, происходящих в стране, для достижения достойного места России в мировой экономике;

    метапредметных: развитие умения рассматривать явления и процессы социально-экономической действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

    способность выполнять познавательные задания на использование причинно-следственных связей в сфере мировой экономики, сопоставление объектов;

    умение использовать информацию о развитии мировой экономики для анализа и оценки конкретных ситуаций в России;

    предметных: владение понятиями «мировая экономика», «глобализация», «международное разделение труда»;

    сформированность представления о глобальных проблемах экономики, тенденциях и перспективах её развития;

    представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны;

    способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом;

    совершенствование умений поиска и анализа информации для характеристики различных процессов во внешнеэкономической политике государств, применения новых знаний в учебно-проектных ситуациях.

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы . Понятие мировой экономики. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Мировая экономика, международное разделение труда, протекционизм, свободная торговля, тарифные и нетарифные методы регулирования

Образовательные ресурсы: учебник 1) Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ]под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2014.

2) Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. организций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.Ю. Басик и др. ]. - М. : Просвещение, 2014.

Наглядность, ТСО:

План

    Орг. момент.

    Повторение опорных знаний

    Усвоение новых знаний

1) Что такое мировая экономика.

2) Международная торговля.

3) Государственная политика в области международной торговли

4) Глобальные проблемы экономики

    Закрепление, формирование умений и навыков

Д/з Учебник, § 11. Задание 3 к параграфу. Эссе по выска­зыванию в рубрике «Мысли мудрых».

Учащимся, проявившим интерес к теме: проект по теме «Как затронул экономику России современный мировой финансово-экономический кризис» (по материалам СМИ, ресурсам Интернета).

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

начале параграфа. При обсуждении вопроса «Каковы плюсы и минусы процесса глобализации?» следует опереться на курс 10 класса (темы «Динамика общественного развития», «Глобальная угроза международного терроризма»). Полезно также обратиться к имеющимся у учащихся знаниям о таких разделах экономической науки, как макроэкономика и микроэкономика. Учитель может предложить старшеклассникам вспомнить определение каждой из частей экономической теории и проиллюстрировать их соответствующим примером. Таким образом, учащиеся переходят к рассмотрению важнейших положений самостоятельной части экономической науки, изучающей мировую экономику.

III. Усвоение новых знаний

    Учащиеся знакомятся с понятием «мировая эконо­мика» в учебном тексте. Полезно будет организовать сло­варную работу (см.: Обществознание. Школьный словарь; экономические словари). Учащимся предлагается сравнить различные определения.

Знакомство с признаками понятия «мировая экономика» уместно дополнить краткой информацией о процессе фор­мирования мирового хозяйства. Учитель напоминает уча­щимся о том, что оно возникло в середине XIX в. с разви­тием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу XX в. в мировое хозяйство оказались включены почти все стра­ны мира. Дополнительные сведения о формировании миро­вого хозяйства и современных тенденциях его развития учитель может получить из книг «Популярная экономи­ческая энциклопедия» (М., 2001) и «Новая экономическая энциклопедия» Е. Е. Румянцевой (М., 2005).

Затем рассматривается вопрос: что подразумевается под международными экономическими отношениями? Учитель акцентирует внимание учащихся на основных составляю­щих системы международных экономических отношений, которые лишь перечислены в учебном тексте. Эти отноше­ния являются определяющими, сущностными признаками изучаемого понятия «мировая экономика». Учитель может их дать с опорой на схему.

Международ-

ное разделе-

движение

валютная

ние труда

капиталов

торговля


Характеризуя международное разделение труда (МРТ) и предпосылки специализации стран, важно отметить, что первоначально МРТ основывалось на различиях в природ­но-климатических условиях. С переходом на машинную стадию производства МРТ стало базироваться и на техно­логической специализации в сфере производства. Предло­жите учащимся привести примеры экономически выгод­ной специализации.

По прогнозам экономистов процесс международного разделения труда будет углубляться, а на его основе опе­режающими темпами будет расти международный обмен товарами и услугами.

Международное движение капиталов - это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью их возрастания. Участниками этого процесса являются част­ные и государственные организации и компании. Капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.

Россия активно участвует в международном движении капитала. Она ежегодно импортирует ссудный капитал, увеличивая свою задолженность перед другими странами и международными организациями. Одновременно наша страна и вывозит капитал (например, экспортирует ссуд­ный капитал в страны СНГ).

Мировой рынок труда - важная составляющая между­народных экономических отношений. Необходимо подчерк­нуть, что свободное перемещение рабочей силы между странами является одним из условий эффективного разви­тия национальных экономик. Существует экономическая целесообразность и необходимость использования иностран­ной рабочей силы. Страны и фирмы стремятся снизить издержки производства за счёт использования более дешё­вого труда иностранцев. Для современного мирового рын­ка труда характерна миграция не только низкоквалифи­цированных рабочих, но и работников интеллектуального труда - «утечка мозгов». Учащимся предлагается приве­сти примеры подобных миграций, имеющих место в рос­сийской действительности.

Уместно поставить вопросы: что теряет или выигрыва­ет страна от эмиграции квалифицированных работников и специалистов? Какие условия помогут им вернуться?

Можно предположить, что учащиеся отнесут к потерям затраты, вложенные в подготовку работников, утрату ква­лифицированных кадров, сложности для развития в буду­щем. Соответственно к выгодам можно отнести, например, экономию на образовании и научных разработках. Основ­ные тенденции в развитии мирового рынка труда: постоян­ный рост масштабов перемещения рабочей силы; трудовые ресурсы направляются преимущественно из развивающих­ся стран в развитые.

Мировая валютная система - совокупность экономиче­ских и правовых отношений, связанных с функционирова­нием валюты. Она возникла в результате международных соглашений по валютным проблемам. Предметом подоб­ных межгосударственных соглашений являлось согласова­ние таких вопросов, как определение статуса международ­ных платёжных средств, установление способов соизмере­ния валют и принципов формирования валютных курсов, определение правил функционирования мировых валют­ных рынков и рынка золота.

    Следующая составляющая международных экономи­ческих отношений - международная торговля. Это одна из основных и исторически самых ранних форм мировых экономических отношений. Учитель обращает внимание на основные термины международной торговли: экспорт, импорт, сальдо торгового баланса. Полезна организация словарной работы, где учащиеся анализируют предложен­ные учителем словарные статьи.

Важным представляется обсуждение преимуществ меж­дународной торговли. В связи с этим уместно поставить вопросы: 1) Что страны выбирают объектом международ­ного обмена? 2) В чём суть теории абсолютного и срав­нительного преимуществ во внешней торговле? 3) Какие товары, производимые в России, позволяют стране иметь абсолютное преимущество в международном обмене?

Анализируя итоги обсуждения вопросов, учитель под­водит учащихся к выводу: объектом международной тор­говли является, как правило, наиболее конкурентоспо­собная продукция, обладающая лучшими потребительски­ми свойствами и имеющая более низкие издержки произ­водства.

Аналитическую работу учащихся с таблицами и диа­граммами, а также знакомство с положениями учебного текста, кратко характеризующими специфику, положи­тельные и отрицательные моменты российской внешней торговли, полезно дополнить информацией о возможных путях улучшения её структуры. Например, это возможно за счёт роста экспорта конкурентоспособной продукции хими­ческой, атомной, электротехнической, оборонной промыш­ленности. Доходы может обеспечить продажа космических, транспортных, строительных, туристических услуг.

Эта информация позволит подвести учащихся к раз­говору о необходимости целенаправленной политики го­сударства в области внешней торговли. Здесь целесоо­бразен разговор и об отношениях с главными партнёра­ми России в этой области. Учителю поможет следующая информация: главные партнёры современной России по экспорту - Нидерланды (12 %), Италия (8,3 %), Герма­ния (6,2 %), Китай (5,5 %), Белоруссия (5,5 %), Турция (5,4 %), Украина (4,6 %), Польша (4,1 %); по импор­ту - Китай (13,6 %), Германия (12,7 %), США (5,5 %), Украина (5,4 %), Франция (5 %), Италия (4,7 %), Япония (4,3 %), Белоруссия (4 %).

Закрепить материал поможет выполнение заданий 1 и 2 к параграфу. Дополнением могут стать высказывания учащихся, сформулированные в процессе обсуждения ак­туальной проблемной ситуации: известно, что результатом либерализации внешней торговли в России стал спад про­изводства в таких сферах экономики, как сельское хозяй­ство, радиоэлектроника, лёгкая промышленность, и рост экспорта невозобновляемых ресурсов (нефти и газа). А ка­ковы положительные стороны либерализации?

В ответе учащиеся могут указать на наполнение отече­ственного рынка товарами более высокого качества и необ­ходимого ассортимента, рост оборота оптовой и розничной торговли, рост занятости населения и др.

    Необходимо сформировать у учащихся представление о выгодах и потерях страны от выбора той или иной поли­тики в сфере международной торговли. Учитель предла­гает изучить соответствующий учебный текст и записать свои суждения в таблицу.

Международная торговля и политика государства

Направления

экономической

политики

Положительные

черты

Отрицательные

черты

Свободная торговля

Протекционизм


Закрепить материал учителю поможет работа с докумен­том в конце параграфа. При обсуждении заданий к нему важно обратить внимание учащихся на то, что ускоренная интеграция бывших социалистических стран с мировыми рынками не только имеет выгоды, но и чревата опасно­стями. Национальные производители, попав в условия не­привычно жёсткой конкуренции, рискуют не выдержать её и обанкротиться (примером служит положение на пред­приятиях российского автопрома и лёгкой промышленно­сти). Между тем государство не всегда может полагать­ся на импорт товаров, имеющих стратегическое значение (например, продовольствия). Во временной защите от ино­странной конкуренции нуждаются новые отрасли нацио­нального производства, чтобы иметь возможность развить­ся и стать конкурентоспособными. Потенциальные опасно­сти побуждают правительство России не отказываться от использования различных методов протекционистской по­литики.

Учащиеся подходят к выводу: каждая страна должна найти наиболее выгодное место в системе международных экономических отношений в зависимости от так называе­мых сравнительных преимуществ, уникальных для каж­дой страны.

    При рассмотрении последнего пункта плана необхо­димо опереться на имеющиеся у учащихся знания о гло­бальных проблемах общественного развития, причинах и последствиях процесса глобализации. Основная задача - рассмотреть процесс глобализации во взаимосвязи с разви­тием мирового хозяйства.

    Какие области международных экономических отно­шений подвергаются влиянию глобализации? 2) В чём вы­ражается углубление международного разделения труда и интернационализация производства? 3) Какие противо­речия рождает процесс глобализации мировой экономики и как их преодолеть? 4) Есть ли у России перспективы для успешной интеграции в мировую экономику? 5) Како­вы основные тенденции общемирового экономического раз­вития? Какие условия позволят их реализовать?

Важно добиться понимания тесной взаимосвязи и взаи­мовлияния различных сторон общественной жизни, затро­нутых процессом глобализации (желательно обсуждение проблем на конкретных примерах). Необходимо подчерк­нуть неоднозначность, противоречивость воздействия гло­бализации на мировое хозяйство (можно напомнить о дви­жении антиглобалистов). Учителю важно отметить, что можно по-разному относиться к глобализации, но, высту­пая против неё, следует помнить, что таким образом мы рискуем навсегда отстать от мирового развития, от новых технологий, в том числе и в жизненно важных сферах. Надо уметь извлекать пользу из процессов глобализации при соблюдении национальных интересов. И первостепен­ная роль государства в этих процессах - защита интересов граждан.

При наличии в классе компьютера полезно предложить учащимся, используя материалы Интернета, найти приме­ры, иллюстрирующие процессы глобализации в современ­ной экономике.

При втором варианте организации работы (школьная лекция и беседа) можно избрать такую тему для беседы: каковы выгоды и потери от вступления России в ВТО?

Учащимся предлагаются для анализа два фрагмента текста. Возможен следующий вариант работы: разбить уча­щихся на две группы, одна из которых знакомится с плю­сами вступления России в ВТО и самостоятельно формули­рует возможные минусы, а другая знакомится с минусами и формулирует свои предложения о том, как можно их исключить. Учитель помогает дать оценку мнению авторов и подвести итоги работы групп.

Основные плюсы вступления России в ВТО:

    снижение пошлин, т. е. импортируемые товары ста­нут дешевле, снизятся также и экспортные пошлины, что приведёт к тому, что российский экспорт также увеличит­ся. От этого выиграют прежде всего сырьевые отрасли;

    иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция, т. е. рос­сийские товары также станут дешевле;

    российская внешнеэкономическая деятельность ста­нет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций.

Присоединение к ВТО предполагает улучшение в стра­не инвестиционного климата и потенциальное привлечение в экономику новых технологий.

Основные минусы вступления России в ВТО:

    многие российские компании окажутся неконкурен­тоспособными. Как результат - потеря рабочих мест, увели­чение количества безработных. Особенно серьёзными послед­ствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообра­зующего предприятия может возникнуть социальный взрыв;

    российская экономика потеряет существенную гиб­кость в вопросах внешнеэкономической деятельности;

    России будет сложнее избавиться от сырьевой зави­симости;

    уменьшение экспортных пошлин приведёт к ещё большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счёт выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответ­ствующими последствиями. (См.: Татаркин А. Основные последствия вступления России в ВТО / Под ред. А. Татар­кина - М., 2012. - С. 38; Чистосердов А. В. Присоеди­нение России к ВТО / Под ред. А. В. Чистосердова. - М., 2012. - С. 26.)

IV. Закрепление, формирование умений и навыков

Полезно обсудить материалы рубрики «Практические выводы». Сформулированные в рубрике советы будут спо­собствовать более успешной социализации выпускников школы, повышению их конкурентоспособности, овладению рациональными способами поведения в экономических отношениях.

Задания в формате ЕГЭ.

    Верны ли следующие суждения о методах регулирования внешней торговли?

А. Цель введения таможенных тарифов на импорт - защита отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Б. Политика свободной торговли способствует насыщению национального рынка дешёвыми и качественными товарами.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) По различным оценкам в 2002-2003 гг. Россия поста­вила на мировой рынок 16-17 млн т зерна. (Б) Страна вошла в десятку мировых лидеров по экспорту пшеницы и в пятёрку экспортёров ячменя. (В) Этот успех имеет тенденцию к сохра­нению. (Г) Экономисты справедливо связывают дальнейшее раз­витие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. (Д) Формирование цивилизованного рын­ка земли является важной характеристикой развития рыночных отношений в экономике.

Определите, какие положения текста имеют:

    фактический характер

    характер оценочных суждений

    характер теоретических положений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Занятие пресс-конференция на тему: «Глобальные проблемы человечества»

Конспект подготовлен для учеников 10-х классов

преподавателем географии

ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Чухаревой В. И.

Цели урока:

    Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.

    Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

    Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Задачи :

Познавательные :

    изучение нового источника географической информации и алгоритма его применения для анализа проблем;

    отработка навыка анализа проблем;

    отработка навыка работы с различными источниками информации – электронными и традиционными – картами, таблицами, диаграммами, текстом, рисунками, космическими снимками;

    выработка навыка выстраивать исследовательскую работу (сбор необходимой информации, нахождение взаимосвязей, умение составлять план действий и делать выводы).

Эмоционально-ценностные:

    развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира;

    осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Коммуникативные :

    развитие навыков работы в группе;

    отработка навыков составления электронной презентации и умения публично выступать.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок-конференция (обобщения и систематизации знаний)

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2013.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», — то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. ( Работа учащихся с учебником стр. 353 : выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем , которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

    Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

    Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

    Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

    Привить людям новые нравственно-этические ценности;

    Сплотиться всему человечеству;

    Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели — сохранения возможности жить на Земле.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

Урок 19. Глобальные проблемы современности

28.10.2013 11657 0

Мы все умрем, людей бессмертных нет, И это все известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Расул Гамзатов

Цели: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь, взаимообусловленность и отличия от других проблем человека; развивать умения работать с дополнительной литературой и аргументировать свое мнение.

ВАРИАНТ 1

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф (он записан на доске) и просит объяснить смысл цитаты. Выслушав 2-3 учеников, формулирует тему и цели урока.)

5 Поурочные разработки по обществознанию

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Классификация глобальных проблем.

2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения.

II. Изучение нового материала

1. Классификация глобальных проблем

С понятием «глобальные проблемы» вы уже знакомились на уроках географии, биологии, химии, истории. Когда появилось понятие «глобальные проблемы»? (В начале 50-х годов XX века.)

Почему проблемы названы глобальными? (Слово «глобальный» происходит от лат. globus - шар, globus terra - земной шар. Эти проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества.)

Почему именно в середине XX века появились эти проблемы? (В это время было взято на вооружение атомное оружие.)

Понятию «глобальные проблемы» присущи следующие характеристики:

Порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;

Угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;

Решение этих проблем возможно только при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

На рубеже XX-XXI вв. определились мощные силы, которые в совокупности могут привести мировое сообщество в новое состояние. Первая из них - экономическое доминирование евроатлантической цивилизации. Вторая - бурный подъем экономики в Юго-Восточной и Восточной Азии. Третья - ослабление государств на фоне, с одной стороны, транснациональных корпораций и негосударственных организаций и, с другой стороны, развертывания новых нерегулируемых процессов, грозящих хаосом (например, в последнее время все чаще в различных СМИ проявление аномальных природных катаклизмов: необычайно высокая температура, затем длительные продолжительные дожди в Европе - объясняют успехами в разработке «географического оружия»). Четвертая -углубление диспропорций между богатым «Севером» и бедным «Югом». Пятая - демографический взрыв. Шестая - после «века идеологий» многие государства стремятся найти некую универсальную идею, и под этим предлогом активно внедряются в духовную жизнь разного рода секты, которые в реальности «зомбируют» своих членов. Совокупность влияния этих сил может изменить общую картину мира и стратегическое соотношение сил. Поэтому так важно определиться с теми глобальными проблемами, которые сегодня требуют тесного взаимодействия всех стран, всего мирового сообщества.

Назовите известные вам глобальные проблемы.

Все глобальные проблемы можно условно разделить на четыре основные группы:

Социально-политические;

Социально-экономические;

Социально-экологические;

Проблемы человека.

2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения

(Предварительно учащимся можно дать задание подобрать информационный материал по теме урока.)

Социально-политические проблемы связаны с обеспечением мира и международной безопасности.

Возможные пути решения:

Предотвращение локальных войн и межэтнических конфликтов;

Исключение любых форм насилия в отношениях между народами и государствами;

Борьба с международным терроризмом;

Принятие соглашений по ограничению стратегических вооружений;

Установление между странами отношений доверия, добрососедства, партнерства и сотрудничества;

Прекращение гонки вооружений, проведение разоружения и конверсия. Конверсия - перевод избыточных ресурсов, занятых в военно-промышленном комплексе, на производство гражданской продукции;

Социально-экономические проблемы проявляются в экономической отсталости ряда стран. В этих странах проживает по некоторым оценкам до половины населения земного шара. Причины отсталости: неблагоприятные природно-климатические условия, неэффективность организации труда и управления, слабая производственная база и т. д.

Возможные пути решения:

Проведение аграрных и рыночных реформ;

Индустриализация экономики;

Обеспечение накопления капитала;

Эффективное управление.

Демографическая проблема. Во второй половине XX века произошел резкий рост населения нашей планеты. Однако в развитых странах наблюдается падение рождаемости и старение населения, растет естественная убыль, сокращается доля трудоспособного населения и т. п.

Возможные пути решения:

Ограничение высокой рождаемости в слаборазвитых странах, в том числе применение государственных мер, проведение соответствующей разъяснительной работы;

Стимулирование рождаемости в странах развитых, чтобы хотя бы обеспечить замещение умирающих поколений.

Продовольственная проблема связана с острой нехваткой продуктов питания, их неполноценностью и несбалансированностью питания.

Возможные пути решения:

Расширение добычи морепродуктов;

Помощь мирового сообщества;

Обеспечение баланса между ростом населения и возможностями производства.

Проблема природных ресурсов. Многие ресурсы исчерпаемы, невозобновимы.

Возможные пути решения:

Изменить саму модель экономического роста: от наращивания объемов ресурсов перейти к рационализации их добычи и потребления;

Снижение энерго- и материалоемкости производства;

Развитие нетрадиционной энергетики;

Стимулирование рационального и экономного использования ресурсов.

Социально-экологические проблемы связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды. Это загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов производства, глобальные изменения климата, ухудшение плодородия почв и т. д.

Возможные пути решения:

Разработка и выполнение международных программ охраны окружающей среды;

Эффективное природоохранное законодательство;

Решение проблемы утилизации отходов;

Формирование экологического мировоззрения в обществе.

Глобальные проблемы чеповека. Рост пандемических заболеваний, СПИД, «синдром хронической усталости», рост всякого рода фобий и т. д.

Возможные пути решения: пропаганда и внедрение здорового образа жизни.

Дополнительный материал

Из-за глобального потепления люди будут болеть чаще

Ученые предупреждают: изменения климата повлияют на здоровье миллионов людей.

Каждый четвертый визит к врачу вызван погодой или «капризами» окружающей среды. Эту цифру назвала на недавней конференции метеорологов в Мадриде Мария Ниера из Всемирной организации здравоохранения. Вот какие болезни больше всего связаны с небесной канцелярией:

Диарея. Объяснение простое: чем теплее, тем активнее плодятся бактерии. Банальный, казалось бы, понос медики считают одним из главных «киллеров» человека.

Респираторные инфекции и хронические легочные заболевания - астма, бронхит и т. д. (зависят от влажности и чистоты воздуха).

Малярия (от нее погибают 1,1 млн человек в год). Ее распространение очень сильно зависит от температуры и влажности воздуха.

Травмы в ДТП. А они тут при чем? Очень просто: скользкие дороги в гололед и дождь, плохая видимость из-за тумана... Это причина 1,2 млн смертей ежегодно.

Ишемическая болезнь сердца. Сердечники реагируют и на жару, и на перепады атмосферного давления, и на высокую влажность воздуха.

От глобального потепления больше всего бедствий терпят жители тропиков и бедных стран Африки и Азии. Но у горожан в Европе и в России в том числе свои напасти: «волны тепла» летом и очень грязный воздух в крупных городах. Жуткая цифра: 350 тыс. жителей Старого Света за год погибли от того, что дышали всякой гадостью (это данные Европейской комиссии по чистоте воздуха). Сюда входят все виды загрязнений: автомобильные выхлопы, дым заводских труб, дорожная и строительная пыль, табачный дым, пыльца... Они, по мнению исследователей, могут вызывать или ускорить течение множества недугов: сердечно-сосудистых, респираторных, онкологических, нервных и даже генетических. С погодой чистота городского воздуха связана напрямую.

В Москве, например, в солнечные и безветренные летние деньки в воздухе копится больше всего вредных примесей. А ненастье хоть и портит настроение, но атмосферу очищает.

О том, что жара может быть не просто изнуряющей - смертельной, европейцы серьезно задумались летом 2003 г. Франция, Италия.

Греция, Испания несколько недель подряд изнывали от зноя, который зашкаливал за +35 градусов по Цельсию.

«В Париже за день умирали около 300 человек. А в нормальную погоду не больше 50», - привел статистику Сергей Семенов, профессор из Института глобального климата и экологии.

Жара в то лето убила 40 тыс. европейцев. Чтобы зной стал опасным для здоровья, он не обязательно должен быть 40-градусным. Даже вполне безобидные +25 или +30 в мегаполисе могут стать губительными при условии, что такая погода держится очень долго. Ее жертвами в первую очередь становятся пожилые и бедные люди, особенно с заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной систем. Те, кто живет в квартирах без кондиционеров и на последних этажах, прямо под раскаленной крышей. По данным японского исследования, половина всех пострадавших от зноя - это малыши младше 4 лет и старики старше 70.

С тех пор «волны тепла» метеорологи и врачи изучили очень подробно и наладили в европейских городах систему предупреждения жителей: что делать, как себя вести. И, как сообщил Стефен Коннор, директор Интернационального исследовательского института мониторинга окружающей среды, хотя лето 2006 г. тоже было аномально жарким, число смертельных случаев сократилось до нескольких тысяч!

Значит, и глобальные изменения климата должны отразиться на здоровье? Увы! В прогнозе Межправительственной группы экспертов по изменениям климата (МГЭИК) на ближайшие 100 лет этому посвящена отдельная глава. Главный вывод: меняющийся климат повлияет на здоровье миллионов людей.

Как именно? Больше станет заболеваний, вызванных недостатком продовольствия. Для планеты в целом это основная проблема, сейчас голод и плохое питание убивают 3,7 млн человек в год. Но России она коснуться не должна. В наших средних и северных широтах глобальное потепление по части еды очень даже полезно. Это официальные данные экспертов: при повышении температуры не больше чем на 2 градуса производство продовольствия у нас будет только расти, потому как все растения расцветают раньше и колосятся быстрее. Вот если потеплеет на 3 градуса, тогда и россиянам грозит нехватка пищи. Напомним, что, по прогнозу МГЭИК, к 2009 г. Земля может нагреться на 1,8^1 градуса.

Увеличится число смертей, травм и болезней, связанных с «волнами тепла» (это долгие периоды экстремальной жары), наводнениями, ураганами, лесными пожарами и засухами. Одна из бед глобального потепления - всех этих погодных катаклизмов с каждым годом становится все больше, в том числе и в России.

Все больше людей будут страдать от диареи и маяться от других недугов пищеварительной системы. Кардиореспираторных заболеваний тоже станет больше. Инфекционные заболевания грозят жителям регионов, где раньше о заразе и не слыхали. В первую очередь это малярия и лихорадка Денге. До России тропические болезни не доберутся. Но у нас в стране уже расширяется ареал распространения клещевого энцефалита.

В средних и северных широтах у аллергиков, реагирующих на пыльцу, уже прибавилось проблем: период цветения растений начинается раньше и длится дольше.

Неужели от глобального потепления здоровью сплошной вред? Разумеется, нет. Эксперты МГЭИК считают, что меньше станет проблем, связанных с холодом, в том числе и смертей от переохлаждения. «Жить в суровом климате - удовольствие небольшое! А у нас большая часть страны так и живет, 60% российской территории покрыто вечной мерзлотой, - объясняет Олег Анисимов, один из экспертов, профессор из Государственного гидрологического института - Так что для России в целом потепление - большое благо. Но вместе с этим в Арктике мы уже столкнулись с новыми болезнями. Дело в том, что раньше большинство микробов за зиму вымерзало. Мороз - такой же надежный способ дезинфекции, как и кипячение. А сейчас из-за теплых зим они вдруг начали выживать!»

III. Закрепление изученного материала

Назовите основные признаки глобальной проблемы.

По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51 % канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан. Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений?

Опросы показывают, что американцы и финны, россияне и датчане с разной степенью остроты воспринимают угрозы, порожденные глобальными проблемами современности. Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено прежде всего именно на те страны, где особенно велико число граждан, озабоченных глобальными проблемами?

Выступая на научной конференции, ученый заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.

(Учитель подводит итог урока.)

Домашнее задание

1. Выучите записи в тетради.

2. Индивидуальные задания. Подберите материалы СМИ по следующим вопросам:

Энергетическая проблема и пути ее решения;

Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения;

Проблема рационального использования ресурсов Мирового океана;

Основные пути решения природоохранных проблем;

Урбанизация как всемирный процесс;

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

по дисциплине: «Мировая экономика»

Введение

В современную эпоху, когда значительно уменьшается конфронтация между Востоком и Западом, всё более актуальной для человечества становится проблема преодоления бедности и отсталости развивающихся стран, которая носит глобальный характер. Многие ученые считают, что в проблемах стран «третьего мира» заложен взрывной потенциал, не уступающий по своей силе ядерному.

Под «Третьим миром» принимается группа развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, которые в прошлом являлись колониальной и полуколониальной периферией развитых капиталистических стран. Сегодня термин «третий мир» ассоциируется в первую очередь с комплексом нерешенных проблем в социальной, культурной и демографической сфере, которые нельзя оставлять без должного внимания.

Особенности развития их культуры и экономики во многом объясняют причины возникновения глобальных проблем, имеющих свою специфику. На первом месте стоит проблема социально-экономической отсталости, заимствованная из колониального прошлого.

Благодаря распаду колониальной системы в мире образовалось 120 новых государств, где проживает свыше половины населения всей планеты.Хотя эти страны и получили политическую независимость, они всё же продолжают страдать от последствий своего колониального прошлого, и в настоящее время подвержены негативному воздействию политики неоколониализма. Целью данной работы является комплексный анализ проблемы бедности и отсталости развивающихся стран, как глобальной проблемы человечества.

Исходя из целей работы, ветекают задачи:

1) Выявить характерные черты и проблемы развивающихся стран.

2) Проследить тенденции в социально-экономическом развитии стран «третьего мира».

3) Комплексно проанализировать проблему бедности, безработицы. Оценить роль теневого сектора экономики.

4) Обозначить пути выхода из социально-экономического кризиса.

Объектом исследования являются развивающиеся страны. Предмет исследования - глобальная проблема бедности и отсталости развивающихся стран.

ГЛАВА 1. Характерные черты и проблемы развивающихся стран

1.1 Сущность, причины и последствия отсталости

Отсталость страны (точнее, её социально-экономическая отсталость) подразумевает, что эта страна по сравнению с другими, развитыми странами находится на более низком уровне социально-экономического развития. Основные показатели уровня развития, такие как отраслевая структура ВВП и индекс человеческого развития, производство ВВП и ВНД на душу населения, как правило, в развитых странах существенно выше, чем в развивающихся.

Для начала нужно выявить причины отсталости огромной части стран. Следует отметить, что по сравнению с развитыми государствами, переход к рыночной экономике (капитализму), а затем и к современной рыночной экономике (современному капитализму), в этой группе стран произошел намного позже. Главную роль здесь сыграла отсталость их институтов, в особенности права и формы собственности, права организации и индивида, обычаи. Так, в условиях распространения общинной собственности слаба конкуренция, а значит и тяга к инновациям; не одобряется индивидуализм, а значит, и предпринимательство; в обычае скептическое отношение к зарабатыванию прибыли за счет предпринимательских способностей. Таким образом, именно отсталые социальные отношения порождают отсталую экономику, поэтому прежде чем решать проблему отсталости только экономическими и технологическими методами, следует уделить должное внимание ликвидации изъянов в социальных отношениях Максаковский В.П. Географическая картина мира. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа,Кн.2 - 2009, 480с-121..

Отсталым странам пришлось встать на путь догоняющего развития, чтобы хоть как то уменьшить огромный разрыв в уровне развития, на фоне развитых стран. Однако при догоняющем развитии модернизация экономики невольно происходит не столько под влиянием внутренних, сколько внешних факторов. Ведь значительная часть капитала, предпринимательского опыта и основная масса знаний поступает в развивающиеся государства именно из развитых. Таким образом, возникает феномен зависимого развития, т.е. такого развития национальной экономики, ход которого сильно зависит от ситуации в нескольких зарубежных странах или даже одной. Бывшие колонии, большинство которых попали в зависимость к другим развитым странам или зависят от бывших метрополий, наиболее ярко демонстрируют феномен зависимого развития.

В итоге мировое хозяйство невольно разделилось на так называемый центр, представленный группой развитых стран, откуда идут политические, экономические и культурные импульсы, и периферию, которая вынуждена развиваться под мощным влиянием этих внешних импульсов. Можно выделить крупные отсталые страны, имеющие большой внутренний рынок и сильное воздействие на соседние страны (Индия, Бразилия), которые менее подвержены зависимости, однако и их можно считать если не периферией, то полупериферией мирового хозяйства. Максаковский В.П. Географическая картина мира. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа,Кн.2 - 2009, 480с-254

Отличительной чертой экономики развивающихся стран является многоукладность. Она представлена двумя содействующими секторами - современным и традиционным. Капиталистические предприятия, куда входят отечественные и иностранные общества и товарищества, индивидуальные и фермерские хозяйства, образуют современный сектор, а традиционный сектор представлен предприятиями докапиталистического типа (кустарные промыслы, помещичьи и общинные хозяйства). По мере повышения уровня развития страны доля в экономике первого сектора растет, второго - уменьшается. Чего на данный момент мы не можем наблюдать в развивающихся государствах.

1.2 Проблема накопления

развивающийся страна экономика кризис

Важность проблемы накопления была отмечена Ростоу в его теории стадий экономического роста, где он обращал внимание на то, что на третьей стадии (активной индустриализации) необходимо резкое увеличение нормы валового накопления. Но в индустриализирующихся странах, которые обычно небогаты капиталом на данной стадии, это происходит с большим трудом из-за невысокой нормы валового сбережения.

Таблица 1. Норма валового сбережения в мире, % к ВВП

(прогноз)

Развитые страны

В том числе:

(12 стран еврозоны)

Новые индустриальные азиатские страны

Отсталые страны

В том числе:

Азия (кроме Среднего Востока)

Средний Восток

Латинская Америка

Источник World Economic Outlook. Septemper 2006/ IMF. Washington D.C., 2006. p.199, 205

*1978-1985 гг.

**1989-1996 гг.

***1992-1999 гг.

Данная таблица демонстрирует, что ряд регионов «третьего мира» добился высокой нормы валового сбережения (например, в Азии она превысила 30%), что произошло благодаря повышению мировых цен на их экспорт (что характерно для Ближнего и Среднего востока), форсированию этими странами физических объемов экспорта товаров (наиболее характерно для Юго-Восточной Азии) и даже кредитной экспансии (здесь фигурирует Китай, который относится к развивающимся странам в международной статистике).

Однако в отсталых регионах «третьего мира» норма валового сбережения намного ниже - лишь немногим более 20%, что недостаточно для высокой нормы валового накопления и, соответственно, быстрого экономического роста. Правда, и там она сильно колеблется по странам. Если в нефтеэкспортирующей республике Конго норма валового сбережения составила 27%, то в соседней Демократической Республике Конго- всего 7%, а в результате обе страны имели разные нормы валового накопления и противоположные темпы экономического роста в расчете на душу населения - в Республике Конго они были положительными в целом за 1995-2005 гг., а в Демократической Республике Конго - отрицательными.

Мобилизация средств для инвестиций идет в развивающихся странах всеми возможными способами и во многом за счет максимального привлечения средств извне - не только через форсирование экспорта и даже кредитную экспансию, но также через привлечение иностранного частного ссудного и предпринимательского капитала и официальной помощи развитию. Подобная сильная ориентация развивающихся стран на внешние источники финансирования их развития является разумной, так как в современных условиях капитал перестал быть дефицитным ресурсом в развитых государствах, однако это ещё больше усиливает зависимость отсталых стран.

1.3 Роль государства в экономике

Государственное вмешательство в экономику развивающихся стран на протяжении большей части 20века нарастало. По данным Всемирного банка, в странах с низкими доходами на душу населения государственные расходы по отношению к ВВП составили 17,1% в 2000 г. и 20.1% в 2008г., в том числе в Южной Азии они выросли с 16.4 до 18.3%, в Африке южнее Сахары - с 5,3 до 25,9%. В этих странах многие ведущие отрасли находятся в руках государства, потому что оно их и создало. Мировая экономика: учебник/под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.-С. 139, 860

Хотя государственные расходы в развивающихся странах ниже, чем в развитых, это происходит, прежде всего, из-за разницы в размахе госрасходов на социальную сферу, в то время как в финансировании инвестиций государство в «третьем мире» обычно весит больше, чем в развитых странах.

Большой вес государства в инвестициях и большой государственный сектор порождены догоняющим развитием. Если в развитых странах переход к системе современного капитализма происходил в условиях социальных и экономических потрясений, ликвидировать которые рынок не мог, и для смягчения которых понадобилось активное государственное вмешательство в виде большого госсектора и активной социальной политики, которая оказалась необходимой и для постиндустриализации, то в развивающихся странах причины были во многом другие. Здесь создание большого современного сектора часто оказывалось не под силу отечественному частному капиталу, и именно в этом выразились в развивающихся странах провалы рынка, известные в экономической теории как базовая причина государственного вмешательства в рыночную экономику. Поэтому индустриализация, тем более форсированная, могла проводиться здесь только при прямом участии государства (можно провести аналогию с Россией 19 века, где железнодорожная сеть создавалась за счет государственных расходов на железнодорожное строительство, а военно-промышленный комплекс создавался на базе казенных военных заводов). Егоров А.М. Мировая экономика. М.:Ифнра-М, 2007. - С.74

Однако активное государственное вмешательство в экономику обернулось не только успехами в догоняющем развитии.

Государственный сектор и государственный аппарат часто неэффективны, плодят коррупцию и даже нередко мешают развитию частного бизнеса, а не только ликвидируют провалы рынка. Так, по данным Всемирного банка на начало 2005 г., предпринимателю для регистрации своего дела в развитых странах (точнее, в странах с высокими доходами на душу населения) требуется в среднем 7 разрешений и согласований, которые занимают 24 дня и обходятся в 9% ВВП на душу населения, а в странах с низкими доходами - 10 процедур, 60 дней и 168%. Имаров К.А. Положение развивающихся стран в начале 21 века. // Вопросы экономики, №4, 2010.- С.45

Второй базовой причиной государственного вмешательства в экономику является оформление и соблюдение «правил игры» в хозяйственной жизни, или, говоря по-другому - обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов, Но государственные институты развивающихся стран обычно плохо справляются с соблюдением «правил игры», потому что намного слабее аналогичных институтов развитых стран. По данным Всемирного банка, если предпринимателю в странах с высокими доходами на душу населения в случае нарушения его контрагентом контракта требуется в среднем 19 процедур, которые занимают 267 ней и обходятся в 8% ВВП на душу населения, то в странах с низкими доходами - 28 процедур, 304 дня и 65%.

Подобные, как говорят в экономической теории, провалы государственного регулирования экономики вынудили немалое число развивающихся стран начать с конца 20 века процесс либерализации. К этому их также подталкивали импульсы, идущие из развитых стран (которые начали этот процесс ещё раньше) и оформленные в виде вашингтонского и поствашингтонского консенсуса.

Либерализация в «третьем мире» идет, прежде всего, по двум направлениям - либерализация внешнеэкономических связей и приватизация части госсектора. Если либерализация внешнеэкономических связей идет во всех регионах «третьего мира», то приватизация больше характерна для Латинской Америки.

ГЛАВА 2. Тенденции социально - экономического развития

2.1 Рост дифференциации «третьего мира»

Следует отметить, что разные развивающиеся страны, их регионы и подгруппы имеют разную экономическую динамику, особенно если рассчитывать рост ВВП на душу населения (потому что только при более высоких, чем в развитых станах, подушевных темпах ВВП отсталые страны реализуют главную задачу догоняющего развития).

В развивающихся странах в 50-60-е гг. (вплоть до нефтяного кризиса 1973г.) по темпам экономического роста в расчете на душу населения лидировали страны Юго-Восточной Азии и Ближнего и Среднего Востока (они составляли основу так называемых остальных стран Азии), а также Латинской Америки.

В последующие два десятилетия картина изменилась. Темпы экономического роста указанных регионов снизились особенно у стран Латинской Америки, но ещё больше они упали у стран Африки, которые и в предыдущие десятилетия не отличались высокой экономической динамикой. Одновременно темпы экономического роста повысились у Индии (не говоря уже о Китае, и раньше отличавшемся высокими темпами). Эльянов А. Структурные реформы и дифференциация развивающихся стран. - М., 2005. - С. 245

На рубеже веков картина вновь меняется. Восстанавливается экономический рост в Африке и на Ближнем Востоке, хотя он недостаточен для догоняющего развития, так как в расчете на душу населения уступает росту в развитых странах (Африка) или почти не превышает его (Ближний Восток). В остальной Азии сохраняются высокие темпы догоняющего развития, в то время как в Латинской Америке они остаются недостаточными.

Таблица 2. Среднегодовые темпы роста ВВП в мире на душу населения

Источник: World Economic Outlook. Septemper 2006/ IMF. Washington D.C., 2006. p.123, 205.

По прогнозу ИМЭМО РАН (Института мировой экономики и международных отношений) на 2015г., более высокая по сравнению с развитыми странами динамика третьего мира сохранится, однако за счет ограниченной группы государств, прежде всего новых индустриальных стран, в то время как группа наименее развитых стран будет отставать всё дальше.

Разная экономическая динамика обусловливает растущую дифференциацию развивающихся стран, даже если судить лишь по одному показателю уровня социально-экономического развития - ВВП/ВНД на душу населения (табл.3).

Таблица 3. ВВП на душу населения (тыс. долл., в ценах и по ППС 1995г.)

Развитые экономики*

Западная Европа

Переходные экономики

ЦБЕ (включая ЕС)

Из них Россия

Развивающиеся экономики

Ближний и Средний Восток

Остальная Азия**

В том числе Китай

В том числе Индия

Латинская Америка

В том числе Бразилия

Африка южнее Сахары

В том числе ЮАР

Источник: Мир на рубеже тысячелетий. М., 2007. С.561-565.

* Исключая новые индустриальные азиатские экономики

** Включаются новые индустриальные азиатские экономики и КНР, но исключая Ближний и Средний Восток.

Можно проследить тенденцию к увеличению разницы ВВП на душу населения между регионами. Так, например в 1950 г. он разнился между регионами «третьего мира» в 4-5 раз, а в 1980г. разница уже стала достигать 7 раз (во многом из-за скачка в нефтяных доходах стран Ближнего и Среднего Востока). Зато следующие два десятилетия разница восстановилась из-за падения ВВП на душу населения на Ближнем и Среднем Востоке и ускорения подушевного экономического роста в остальной Азии. По прогнозу ИМЭМО РАН в 2015г разница в уровне начнет нарастать - до 5-6 раз, в основном из-за продолжающегося быстрого подушевного роста в остальной Азии и очень медленного - в Африке южнее Сахары (следует обратить внимание, что ВВП на душу населения в этом регионе мира за последние полстолетия мало изменился). Мировая экономика: учебник/под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.-С. 420, 860

2.2 Отраслевые сдвиги в ходе индустриализации

Отсталая отраслевая структура ВВП является одним из главных признаков социально-экономической отсталости. Если в развитых странах (точнее, в странах с высоким доходом на душу населения) на первичный сектор приходится около 2% их ВВП, на вторичный - 27% и третичный - 71%, то в Индии это соотношение выглядит по-другому - 23:26:51, Африке южнее Сахары - 14:29:57 (в связи с большим размахом добывающей промышленности по сравнению с Индией). Если в структуре обрабатывающей промышленности развитых стран преобладает машиностроение (39% обрабатывающей промышленности Японии в 2000 г.), то в обрабатывающей промышленности развивающихся стран - легкая и пищевая промышленность (25% обрабатывающей промышленности Индии и 41% - Нигерии).

С другой стороны в отраслевой структуре развивающихся стран, особенно новых индустриальных, можно отметить быстрые и прогрессивные сдвиги. По прогнозу ИМЭМО РАН, в 2015 г. соотношение первичного, вторичного и третичного секторов составят в их ВВП 10:36:54, в том числе в Индии - 14:33:53. Даренцев А.М. Развивающиеся страны в соверменном мировом хозяйстве. М.:Экономика, 2009. - С. 64

Несмотря на ощутимый и в бедующем рост сельского хозяйства и добывающей промышленности, основным двигателем экономического роста в третьем мире будет по-прежнему обрабатывающая промышленность, особенно тяжелая, что характерно для стадии активной индустриализации. Если в 2000-2015 гг. среднегодовой рост промышленности в развивающихся странах прогнозируется в размере 5,1%, то обрабатывающей - 5,6%, в том числе тяжелой - 6,2%.

Отраслевые сдвиги стимулируются не только растущими потребностями внутреннего рынка развивающихся стран, но и растущей конкурентоспособностью их готовых изделий на мировом рынке, что характерно для модели экспортоориентированного развития. Повысившийся технологический уровень в сочетании с недорогой рабочей силой позволяет Бразилии теснить развитые страны с рынка ближнемагистральных самолетов, Индии - с рынка инструментов, десяткам других развивающихся стран - с рынка одежды. ТНК развитых стран также участвуют в этом процессе, налаживания в соответствии с моделью жизненного цикла продукта выпуск многих товаров в странах «третьего мира» как для экспорта, так и для сбыта на их внутренних рынках.

2.3 Внешние факторы развития

Участие в мировой торговле - одно из необходимых условий получения финансовых и технологических ресурсов для обеспечения экономического роста. Внешние факторы имеют огромное значение для стран зависимого развития.

Если соотносить экспорт товаров с объёмом ВВП/ВНД по объемному курсу, то подсчитанная таким образом экспортная квота у развитых стран (точнее, у стран с высоким уровнем дохода на душу населения) в 2003 г. составила 19%, у остальных стран - 28%. Однако при более реалистическом подсчете, т.е. соотнося экспорт товаров с ВВП/ВНД по паритету покупательной способности, экспортная квота у развитых стран составит по-прежнему 19%, а у остальных стран - всего 9%, что позволяет сделать вывод о меньшей ориентации реального сектора развивающихся стран на внешний рынок. Подобный вывод подтверждается и сопоставлением экспортных квот у стран с примерно одинаковыми размерами ВВП/ВНД по ППС: 3% у Индии и 13% у Японии, 18% у Мексики и 29% у ее партнера по североамериканской интеграции - Канады, 17% у Нигерии и 25% у Израиля. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М., 2005. - С.287 Тем не менее, делать вывод о слабом значении внешней торговли развивающихся стран было бы неправильно. Экспортоориентированное развитие приводит к тому, что экспорт, на который работает лишь небольшая часть экономики, часто становится главным двигателем экономического роста. Так экономика Нигерии, где в нефтяной промышленности производится лишь около 1/10 ВВП, сильно зависит от экспорта нефти, который обеспечивает основной вклад в экономический рост страны, потому что нефтяная промышленность обеспечивает основную массу прибыли в стране с остальными менее конкурентоспособными отраслями и почти все средства для оплаты импорта в условиях отсутствия полной конвертируемости национальной валюты. Можно провести параллель с Россией, где в экспортоориентированных отраслях работает всего 2 млн. человек из 65 млн. занятых, но они обеспечивают от 1/3 до 1/2 экономического роста страны.

Проблема сильной зависимости экономического роста от экспорта часто усугубляется монотоварностью экспорта. Небольшая, в отличие от развитых стран, номенклатура экспорта из развивающихся стран приводит к сильной зависимости всей национальной экономики от мировой конъектуры на один-три товара. Можно опять же провести параллель с Россией, экономическое развитие которой сильно зависит от мировых цен на энергоносители и металлы.

Таким образом, сильная зависимость от монотоварного экспорта является следствием отсталости, в результате которой лишь небольшой круг отраслей опирающихся в основном на природные ресурсы или дешевый труд, конкурентоспособен на мировом рынке, а также зависимости, которая в условиях неконвертируемости национальной валюты диктует острую потребность в экспортной выручке для покрытия потребностей в импорте столь необходимых для зависимого развития импортных товаров и услуг.

Зависимый характер развивающихся стран в социально-экономическом развития можно проследить через участие в международном движении капитала. Хотя в последние десятилетия эти страны все больше втягиваются в экспорт капитала (экспорт ссудного капитала и портфельных инвестиций из стран-нефтеэкспортеров и прямых инвестиций из новых индустриальных стран достиг сотен миллиардов долларов), однако большинство из них всё же продолжает оставаться по преимуществу импортерами капитала, который поступает к ним из международных организаций и развитых стран.

Поступление ссудного капитала из-за рубежа в виде кредитов и займов играет важную роль, прежде всего для правительств «третьего мира», которые используют эти средства в основном для погашения дефицита госбюджета. Что же касается частных компаний, то лишь наиболее развитые или богатые страны третьего мира могут позволить своим фирмам рассчитывать на кредиты и займы на мировом рынке капитала.

Иностранные инвесторы по мере укрепления национальной экономики и в рамках компаний по приватизации проявляют большой интерес к портфельному инвестированию в развивающиеся экономики. Однако иностранных инвесторов больше прельщают прямые инвестиции в экономику стран «третьего мира». Хотя основные потоки прямых инвестиций направляются в Латинскую Америку, Южную и особенно Юго-Восточную Азию, наиболее зависима от прямых иностранных инвестиций Африка южнее Сахары, где в отдельные годы эти инвестиции составляют до 30% всех капиталовложений. Этот регион мира имеет огромную зависимость и от притока финансовой помощи извне: так в 2006 г. официальная помощь развитию составила более 6% по отношению к их ВНД.

ГЛАВА 3. Глобальная проблема бедности

3.1 Безработица как глобальная проблема слаборазвитых стран

Развивающиеся страны сталкиваются с серьёзными социальными проблемами. Помимо демографической проблемы, бедности и сильной социальной дифференциации, это также проблемы отсталой социальной инфраструктуры, большой безработицы и теневого сектора.

Социальная инфраструктура в большинстве развивающихся странах слаба и отстала, прежде всего, из-за недостатка средств на нее в бюджетах государства и граждан. У них просто не хватает средств на содержание современной системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. В результате в развивающихся странах велика неграмотность (в Бразилии неграмотны 11% населения в возрасте 15 лет и старше, Нигерии - 33, Индии - 39, Египте - 44%), низкая ожидаемая продолжительность жизни (46 лет в Африке южнее Сахары и 72 года в Латинской Америке против 78 лет в странах с высоким уровнем доходов в 2008 г.), невысок охват населения канализацией и водопроводом (менее 60% в Африке южнее Сахары, около 80% в Латинской Америке). Мировая экономика: учебник/под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.-С. 498, 860

Безработица в «третьем мире» распространена шире, чем в развитых странах, если учитывать скрытую безработицу. Здесь основная масса населения обычно живет в сельской местности, где часто наблюдается не регистрируемый никем избыток рабочих рук. Но и в городах службы занятости регистрируют лишь часть ищущих работу. Можно провести параллель с Россией, где в 2005 г. число зарегистрированных безработных составляло 1,8 млн. человек, хотя их общая численность оценивалась с Росстатом в 5,7 млн. человек.

Безработица сильно колеблется по регионам. В 2002-2007 гг. зарегистрированная безработица составляла около 9% в латинской Америке и 4% в Восточной и Юго-Восточной Азии (считается заниженной из-за недоучета сельских безработных). В то время, даже по официальным данным, она приближалась к 30% на Северном и Юге Африки (в Алжире и ЮАР). Разница в уровнях безработицы - огромна ли она или просто велика - во многом объясняется сильной дифференциацией «третьего мира» по темпам роста экономики и населения. В Африке южнее Сахары с ее среднегодовыми темпами роста ВВП в 2002-2007 гг., равными 2,7%, и среднегодовыми темпами роста населения в 2,5% реальную безработицу можно оценить более чем в треть населения, в то время как в Латинской Америке с такими же темпами экономического роста в тот период, но более низкими темпами прироста населения (1,6%) реальная безработица редко превышала одну пятую (18%, по официальным данным, в Аргентине в кризисные 2000-2002 гг.). Population, resources and the environment, (N, Y., UN Population Fund, 2010), p.56

Большие темпы роста населения в сельской местности (приводящие к так называемому аграрному перенаселению) толкают население к переезду в города, где больше шансов найти работу (создавая и там из не нашедших постоянную работу заметный слой горожан), или к эмиграции в другие страны.

3.2 Роль теневого сектора экономики

Размеры теневого сектора в развивающихся странах обычно больше, чем в развитых. По данным 90-х гг., масштабы теневой экономики составляли не менее 70% в Нигерии, Египте и Таиланде и около 60% - в Мексике и на Филиппинах по сравнению с 8-30% в развитых странах (в России - около 40%). В развитых странах сложилась дуалистическая экономическая и социальная структура: современный «официальный сектор» индустриальных предприятий и «неофициальный сектор» в услугах, мелком ремесленном и сельскохозяйственном производстве. В неофициальном секторе развивающихся стран занято 35-65% рабочей силы и производится 30-60% ВВП. Калесников А.М. Мировая экономика. М.:Инфра-М, 2007. - С.154 В этот сектор входят очень мелкие предприятия, а также индивидуальные торговцы и ремесленники. В неофициальном секторе развивающихся стран занято около 300 млн. человек, в том числе 75 млн. - на мельчайших промышленных предприятиях. Темпы роста занятости в неофициальном секторе нередко выше, чем в легальном производстве. Это связано во многих развивающихся странах с притоком в крупные города разорившихся крестьян, многие из них согласны работать на любых условиях и без всякой регистрации. Так же этика (в этом числе предпринимательская) во многом развивающихся стран невысока, и поэтому отношение общества к теневой экономике (нередко даже к такой ее части, как криминальная экономика) снисходительно.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Цели урока:

    Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.

    Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

    Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Задачи :

Познавательные :

    изучение нового источника географической информации и алгоритма его применения для анализа проблем;

    отработка навыка анализа проблем;

    отработка навыка работы с различными источниками информации – электронными и традиционными – картами, таблицами, диаграммами, текстом, рисунками, космическими снимками;

    выработка навыка выстраивать исследовательскую работу (сбор необходимой информации, нахождение взаимосвязей, умение составлять план действий и делать выводы).

Эмоционально-ценностные:

    развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира;

    осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Коммуникативные :

    развитие навыков работы в группе;

    отработка навыков составления электронной презентации и умения публично выступать.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок-конференция (обобщения и систематизации знаний)

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2013.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. ( Работа учащихся с учебником стр. 353 : выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем , которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

    Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

    Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

    Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

    Привить людям новые нравственно-этические ценности;

    Сплотиться всему человечеству;

    Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Моя планета – человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан?!

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!..

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! и людям еще верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Выскажите своё мнение, почему планета «просит прийти на помощь»? (Любые проблемы, связанные с воздействием человека на природу и обратным воздействием изменой среды на здоровье и хозяйственную деятельность людей – экологические проблемы.)

Среди глобальных экологических проблем выделяют:

Климатические изменения

Нарушение озонового слоя

Загрязнение водных систем

Загрязнение атмосферы

Уничтожение лесов

Опустынивание

Потеря биоразнообразия

Урок хочу закончить словами Михаила Дудина:

Как яблоко на блюде,

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все вычерпать до дна!

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня.

Нам жировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то Земли не будет

У каждого из нас.

Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

6.