Методическая разработка «Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для формирования УУД. Специфика проблемного обучения в начальных классах (Теоретические и практические аспекты)

Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий


От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений.
В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов. Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД? Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.
Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Именно проблемное обучение способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и познавательных).

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.

Как подготовить проблемный урок- урок «открытия» новых знаний вместе с детьми.

На каждом этапе урока открытия нового знания выполняются УУД и создаются благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.

Для развития мотивационной сферы и формирования мыслительных операций, более качественного уровня усвоения материала в учебной деятельности большое внимание уделяла созданию проблемных ситуаций на этапе введения знаний, как один из приёмов познавательной мотивации. Поскольку она оказывает воздействие буквально на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, и формируются УУД:

Познавательные : анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные : выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критерий для обоснования своего суждения.

Личностные : способность ребёнка к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Для осознания противоречия и формулирования темы урока применяю побуждающий диалог , как метод постановки учебной проблемы. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают осознать противоречия и сформулировать тему урока.

Т.К. постановка учебной проблемы завершается формулированием темы урока, то по - возможности, использую приём поэтапного формулирования темы урока:

· этот приём интересен для ребят

· видно место урока в системе уроков по данной теме.

Для того, чтобы дети не получали знания в готовом виде, а открывали их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности использую на уроках активные формы обучения: работа в группах, в парах, учебный диалог.

Структура проблемного урока выглядит следующим образом:

Цель урока: знание.
Этап урока: введение.

постановка учебной проблемы - формулирование вопроса или темы урока;
поиск решения - открытие субъективно нового знания.
Этап урока: воспроизведение.
Творческие звенья деятельности учащихся:
выражение решения - выражение нового знания в доступной форме;
реализация продукта - представление продукта учителю и классу.
Существует 2 типа проблемных ситуаций:
. Проблемная ситуация с удивлением;
. Проблемная ситуация с затруднением.

Приемы создания проблемных ситуаций

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Каждый тип предполагает определённые приёмы создания проблемной ситуации.
Тип проблемной ситуации: с удивлением.
Тип противоречия: между двумя (или более) положениями.

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Тип противоречия:Между житейским представлением учащихся и научным фактом

3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Тип проблемной ситуации:
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Приёмы создания проблемной ситуации:
1.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
2.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
3.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Существует предметная специфика в использовании представленных приемов постановки проблемы на уроке. Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание "на ошибку", а приемы 1 и 4 используются реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается. На уроках литературного чтения часто обсуждаются позиции ученых (критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и 2. При изучении окружающего мира, используется прием 3.

Осознание противоречия и формулирование проблемы осуществляла с помощью развернутого побуждающего диалога, который представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, отличительные для каждого их предложенных приёмов.

Методы постановки учебной проблемы:
1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог - это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.
При этом мысль ученика делает скачок к неизвестному, возможны неожиданные ответы детей.
С помощью побуждающего диалога развиваются творческие способности учащихся. Данный метод предпочтителен для сильных учащихся.
2.Подводящий к теме диалог - это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.
При подводящем диалоге практически невозможны неожиданные ответы учеников, учитель «пошагово» ведёт мысль ученика.
При этом развивается логическое мышление учащихся. Данный метод предпочтителен для слабых учащихся.
3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом:
. Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.)
Например, урок по теме «Алфавит» можно начать с загадки про алфавит.
В начале урока «Орфограмма. Орфографическое правило» можно предложить детям решить кроссворд со словарными словами, ключевым словом которого является тема урока.
. Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся)
Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фамилий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спрашивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы.
Эти приёмы могут переплетаться между собой.
При использовании данного метода развивающий эффект отсутствует, но тема становится интересной и значимой для детей.
Пути решения учебной проблемы
1.Побуждающий к гипотезам диалог.
Общее побуждение к любым гипотезам:
- Какие есть гипотезы?
Общее побуждение к аргументу/контраргументу:
- Согласны ли вы с этой гипотезой?
Почему?
Общее побуждение к плану проверки:
- Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка к решающей гипотезе.
Подсказка к аргументу/контраргументу.
Подсказка к плану проверки.

Сообщение решающей гипотезы.
Сообщение аргумента/контраргумента.
Сообщение плана проверки.
На уроке возможно последовательное и одновременное выдвижение гипотез.
При последовательном выдвижении проверяется каждая выдвинутая гипотеза, и лишь затем выдвигается следующая. Процесс продолжается до выдвижения и проверки решающей гипотезы.
При одновременном выдвижении возможна фронтальная или групповая проверка каждой гипотезы отдельно или одна общая проверка всех гипотез.
2.Подводящий диалог - система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к открытию нового знания.
3.Подводящий без проблемы диалог.
Если вводимое на уроке знание является фактом, то целесообразно после постановки проблемы сообщить его детям в готовом виде.
Например, на уроке по теме «Глаголы-исключения» после осознания детьми противоречия между изученным правилом и частным случаем, учитель рассказывает о том, что в русском языке есть несколько глаголов, не подчиняющихся правилу определения спряжения. Это глаголы-исключения.
Выполнение продуктивных заданий на этапе воспроизведения знаний позволяет учащимся более глубоко понять новый материал, проявить творчество и фантазию.
Продуктивные задания на воспроизведение знаний:
1.Формулирование
. Темы (проводится сразу после введения знаний, если проблема прозвучала в виде вопроса);
. Вопросов (осуществляется в конце урока или в начале следующего).
2.Создание опорного сигнала:
. Символа;
. Схемы;
. Таблицы;
. Опорных слов.
Проводится в классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний.
3.Создание художественного образа:
. Загадки;
. Сказки;
. Стихотворения.
Предлагается детям в качестве творческого домашнего задания, выполняемого по желанию учащихся.

Вывод:

Социально-культурные требования к личности в современном мире вызывают необходимость развивать индивидуальность, адаптируемость ребёнка, личностный потенциал, способность самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.
Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества:
. Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности;
. Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
. Нацелена на формирование универсальных учебных действий;
. Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
Таким образом, технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения.

Литература

1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.-168с.

2.Ксензова Г.Ю.Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое сообщество России, 2000.-224с.

Приложение 1

Примеры использования приемов постановки проблемы в процессе преподавания разных учебных предметов


I. Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"

Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

1. Русский язык, 3 класс.

По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

2. Окружающий мир, 3 класс*.

Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

3. Математика, 2 класс.
Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
* Сквозные герои - дети или сказочные персонажи - активно используются в учебниках комплекта образовательной системы "Школа 2100" и помогают ученику усваивать учебный материал. - Примеч. авт.

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.

1. Русский язык, 3 класс.
Учитель: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-.

2. Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)

3. Математика, 3 класс.
Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 - 143,534 - 216,328-174. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 - 172.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: Да, решили.
Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие? Ученики: Разные. Учитель: Почему?
Ученики: Мы еще не решали такие примеры.
Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?
Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.

Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

1. Русский язык, 3 класс.
Учитель: На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий; 2-й столбик: редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать?
Ученики: Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия. Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика.
(Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.)
Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие?
Ученики: Неизменяемая часть речи.
Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? (Шаг 2.)
Ученики: Окончания.
Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое "о" в наречиях? (Проблема как вопрос.)

2. Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.
(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле - шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.)
Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"

Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

1. Математика, 2 класс.
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.

2. Русский язык, 3 класс.

Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник, ель - ельник.)
Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение?
Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-".)

Прием 5.
Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.

1. Математика, 2 класс.
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации.

1. Русский язык, 4 класс.
Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Ученики: Спряжение глаголов.
Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиесялегко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. Далее - шаг 1.) А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения. Далее - шаг 2.) Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?
Ученики: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.
Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Глаголы-исключения.

2. Математика, 3 класс.
Учитель: Сравните углы. (На доске изображение прямого, острого и тупого углов. Обучающиеся легко выполняют задание.) А каким способом вы сейчас сравнивали углы? (Ответ: на глаз. Далее -шаг 1. На доске два примерно равных угла - практическое задание, сходное с предыдущим.) Теперь сравните такие углы.
Ученики: Они одинаковые. (Выполняют задание, применив известный способ.)
Учитель: Каким способом сравнивали? (Ответ: на глаз.) Можете ли вы утверждать, что это точный способ? (Ответ: нет.) Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны? (Ответ: нет. Далее -шаг 2. Обучающиеся осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения.) Итак, что вы хотели сделать?
Ученики: Сравнить углы.
Учитель: Какой способ применили? (Ответ: визуальный.) Получилось выполнить задание? Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (Побуждение к осознанию противоречия.)
Учитель: Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Сравнение углов.

Приложение 2
Примеры использования педагогом в работе приема "яркое пятно"

1. Литературное чтение, 3 класс. Тема: "Пьеса".
Учитель: (Зачитывает фрагмент текста, сквозным героем которого является девочка Настя.) Настя с папой в воскресенье побывали в детском театре, где посмотрели спектакль "Тили-бом" по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака "Кошкин дом". Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась в хорошем настроении. По дороге домой она рассказала папе, что в классе они решили поставить к новогоднему празднику сказочный спектакль.
- Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? - спросила Настя.
- Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса.
- А что значит "как пьеса"?
Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса.

2. Русский язык, 1 класс. Тема: "Согласные звуки [л], [л"], [м], [м"]".
Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?
Лохматый лев увидел сон:
Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег - быстрей, быстрей.
Вот это лев - краса зверей. Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л"]. Учитель: Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - спросила мышка.
- Что ты, ты еще малышка! Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м"]. Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?
Ученики: Согласные звуки [л], [л"], [м], [м"]. (Учитель фиксирует тему на доске.)

3. Окружающий мир, 2 класс. Тема: "Австралия".
Учитель: Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то *...
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?
Ученики: Здесь все наоборот: в январе лето, реки без воды.
Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Что это за материк, где все наоборот?
Учитель: Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать?
Ученики: Австралию. (Учитель фиксирует тему на доске.)

4. Математика, 1 класс. Тема: "Числовой отрезок".

Учитель: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, -сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры".

Сущность понятия « проблемная ситуация » Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.


Цель создания проблемной ситуации Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.


Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности. проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:


Приемы создания проблемной ситуации « Классические » « Сокращенные » 1. Проблемная ситуация « с удивлением ». 2. Проблемная ситуация « с затруднением ». 1. Проблемная ситуация « с удивлением ». 2. Проблемная ситуация « с затруднением ». 1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2. Подводящий к проблеме диалог. 3. Подводящий от проблемы диалог. 1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2. Подводящий к проблеме диалог. 3. Подводящий от проблемы диалог. « Мотивирующие » 1. Сообщение темы урока с использованием приема « яркое пятно ». 2. Демонстрация непонятных явлений. 3. Сообщение темы урока с использованием приема « актуализация ». 1. Сообщение темы урока с использованием приема « яркое пятно ». 2. Демонстрация непонятных явлений. 3. Сообщение темы урока с использованием приема « актуализация ».


« Классические » приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуацииТип противоречияПриемы создания проблемной ситуации С удивлениемМежду двумя (или более) положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой». 4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. С затруднениемМежду необходимостью выполнить задание учителя 5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 7. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. 8. Доказать, что задание учениками не выполнено.


« Сокращенные » приемы постановки проблемной ситуации 1. Побуждающий диалог это « экскаватор », который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т. е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для: - побуждения к созданию противоречия; - побуждения к формулированию учебной проблемы. 1. Побуждающий диалог это « экскаватор », который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т. е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для: - побуждения к созданию противоречия; - побуждения к формулированию учебной проблемы. 2. Подводящий диалог это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов « локомотив », движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается « от повторения ».


« Мотивирующие » приемы постановки проблемной ситуации 1.« Яркое пятно » сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т. п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал. 2. Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность). 3.« Актуализация » обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.


Основные условия использования проблемной ситуации Со стороны учащихся: новая тема (« открытие » новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область « незнания » в новой задаче. Со стороны учащихся: новая тема (« открытие » новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область « незнания » в новой задаче. Со стороны учителя: умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты. Со стороны учителя: умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.


Урок математики, 2 класс. Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий. Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам. 1 способ Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить =9. 2 способ К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму =1. – Что вы замечаете? – Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные. – Почему получились разные ответы? – Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются? – Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым? (Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.) – Как вы определите цель нашего урока? Пример приема « с удивлением » Сущность приема: одновременное предъявление двух противоречивых фактов.


Урок русского языка, 3 класс. Тема. Сложные слова. На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове «оленевод». В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах. Пример приема « с удивлением » Сущность приема: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.


Урок окружающего мира. Тема. План и карта. Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб. Пример приема « с удивлением » Сущность приема: обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»).


Урок математики, 2 класс. Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение. Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых. «В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?» =8 (ч) «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?» – Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче? – А почему, в чем затруднение? – Получается слишком длинная запись. – Значит, что нам надо сегодня открыть? – Надо придумать новый короткий способ записи. Пример приема « с затруднением » Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.


Пример приема « побуждающего от проблемной ситуации диалога » Урок русского языка, 1 класс. Тема: Действие и слово. Учитель: Какую тему изучали на прошлом уроке? Учащиеся: Слова-предметы. На доске записаны имена существительные и глаголы. Учитель: На какие две группы их можно распределить? Учащиеся: Слова – предметы и слова – не предметы. Учитель: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы? Учащиеся: Кто? Что? Учитель: Выпишите слова-предметы и подчеркните те, которые отвечают на вопрос кто? Учитель: Как Вы думаете, на какие вопросы отвечают слова второго столбика? (Создание проблемной ситуации). Что обозначают эти слова?


Урок математика, 1 класс. Тема: Числовой отрезок. – В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать. – Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры. Пример мотивирующего приема « яркое пятно »


Урок математики. Тема: Правило проверки решения уравнения. - За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение: 2 + х = х = х = 6 х = х = 6 – 2 х = х = 8 х = 4 х = 3 - Почему сразу не можем ответить? - Назовите тему урока. На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы: - проверить правильность, определяя части, целое; - проверка вычисления; - догадка – подставить число вместо х. Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки. Пример мотивирующего приема « актуализация »


Используемые источники 1. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. М.: УМЦ « Школа », С Мельникова Е. И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., Фридман Л. Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М: « Совершенство » С Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия С Картинка -

Новые образовательные стандарты введены не только в образовательных учреждениях, но и в детских садах. Выпускник дошкольного образовательного учреждения должен иметь определенные навыки:

  • решать личностные и интеллектуальные задачи, соответствующие его возрасту;
  • использовать полученные знания для постановки новых задач, их решения.

Ситуаций предполагает обучение, основой которого является получение знаний путем решения практических и теоретических задач. Педагог детского сада, применяющий подобную методику, развивает у своих воспитанников умение самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, анализировать полученный результат. Проанализируем различные приемы создания проблемной ситуации, с помощью которых дошкольники учатся самостоятельно искать информацию, использовать знания в обычной жизни.

Какова цель проблемного обучения

Решение проблемных ситуаций способствует формированию творческих способностей школьников, развивает их самостоятельность. Важно понимать, что подобное обучение предполагает установление тесной взаимосвязи между взрослым и детьми. Создание проблемной ситуации - задач воспитателя. Он должен пройти вместе с ребятами сложную цепочку, началом которой будет простое наблюдение, а результатом - активное участие в решении проблемы. Благодаря новым знаниям, получаемым в ходе такой совместной работы, ребенок узнает новые характеристики изучаемого объекта, учится ставить вопросы, искать на них ответы.

Особенности проблемного обучения

В России происходят серьезное реформирование образования, возникают новые методы и формы обучения дошкольников. В стране создаются дошкольные учреждения новых типов, направленные на формирование нравственности, интеллектуальных способностей детей Существенное внимание уделяется в дошкольном образовании именно поэтапному формированию умственных действий, умений решать проблемные ситуации, задачи, поставленные педагогом.

Актуальность обучения

Подобное обучение отличается от традиционной подготовки дошкольников познавательной активностью. Дошкольники получают навыки самообразования, самообучения, которые им пригодятся в школьной жизни. Качественный анализ проблемной ситуации - способ получения нового жизненного опыта.

История возникновения проблемной технологии

История применения проблемного обучения уходит корнями в глубокое прошлое. В трудах И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо предлагались «активные методы обучения». Проблемная ситуация - это способ приобретения нового опыта, стимулирование собственной деятельности детей. В начале 20 века американский педагог Дж. Дьюи разработал концепцию проблемного обучения. Он предлагал традиционный вариант обучения дошкольников и младших школьников заменить самостоятельным учением посредством решения различных практических задач. В результате многочисленных экспериментов, проведенных Дьюи, он убедился в том, что проблемные ситуации для дошкольников дают гораздо больше возможностей, чем вербальное (книжное, словесное) обучение, связанное с простым запоминанием материала. Именно Дьюи современная педагогика обязана появлением концепции «полного акта мышления». Активное обучение, предложенное в начале прошлого века, в России «прижилось» только с введением новых образовательных стандартов.

Примеры проблемных ситуаций для дошкольников

Приведем пример проблемной ситуации для дошкольников. Детям предлагаются кубики разной формы и размеров, из которых они должны построить дом. Получив задание, дети сначала должны продумать план своих действий, подобрать кубики по форме, размерам, чтобы конструкция дома получилась устойчивой. Если дети упустят данные моменты, они не смогут справиться с той задачей, которую перед ними поставил воспитатель. Во время совместной деятельности дети учатся общаться, формируется чувство коллективизма.

Суть проблемного обучения дошкольников

Подобное обучение имеет разновидности, в зависимости от того, как именно поставлена педагогом проблема. Проблемная ситуация направлена на персонализацию знаний, творческое развитие дошкольников. В детских садах широко развиты ролевые игры, которые подразумевают именно проблемное обучение. Примеряя на себя профессию доктора, ребенок учится общению с «пациентами». Такой опыт поможет ему в выборе будущей профессии, станет прекрасным стимулом для получения новых знаний. Находясь в дошкольном образовательном учреждении, ребенок учится преодолевать интеллектуальные затруднения, для него проблемная ситуация - это отличная возможность проявить себя. Именно проблема побуждает дошкольника к мышлению, учит его выбирать из большого объема информации только ту, которая ему потребуется для выхода из сложившейся ситуации. Противоречия, которые присущи данной методике, будут основным механизмом для активизации познавательной деятельности будущих первоклассников.

Любая проблемная ситуация - это непривычная для ребенка обстановка. Поиск оптимального зависит от творческого потенциала воспитателя. Проблемное обучение предполагает организацию через игру творческой и исследовательской деятельности дошкольников. Применяя разнообразные приемы формирования познавательной активности у своих воспитанников, педагог воздействует в первую очередь на эмоционально-волевую сферу детей. Воспитатель заботится о том, чтобы при получении новых знаний дети испытывали ощущение удовлетворения, удовольствия, радости. Созданная воспитателем проблемная ситуация - это возможность вызвать у детей чувство восхищения, неумения, удивления.

Самостоятельность дошкольника, гибкость, являются признаками умения и желания творить, сочинять, изобретать, придумывать новые образы.

Работая над проектом, ребенок получает от своей деятельности удовольствие, испытывает положительные эмоции. Только в таком случае можно будет говорить о полноценном развитии творческого потенциала дошкольника, формировании гармоничной личности.

Как создать проблемные ситуации

Противоречие является связующим звеном проблемного обучения, а потому важно правильно поставить перед ребенком вопрос. Чаще всего вопросы, абсолютно разные по структуре, задают сами дети: «Почему шуба не греет?»; «Почему растение пьет воду, а она из него не вытекает?»; «Почему у домашней курицы есть крылья, но она не улетает?»; «Почему земля круглая?» Те проблемы, которые выдвигают дети, воспитатель записывает или запоминает, а на занятиях адресует их всей группе. Воспитатель должен направлять детей на поиск ответа на вопрос, уделить внимание именно противоречию, чтобы в сознании ребенка зафиксировалось правильное решение. Педагог преднамеренно формулирует противоречия между научными фактами, которые известны ребенку, и жизненными ситуациями.

Примеры исследований

Изучая свойства воды, дети узнают о том, что на 80 процентов человек и животные состоят из воды. Для создания проблемной ситуации воспитатель спрашивает: «Почему наше тело не жидкое, ведь в нас так много воды?» Вместе с педагогом ребята ищут ответ и приходят к выводу, что вода - внутри организма, поэтому и не вытекает из человека. Воспитатель в ходе поиска ответа на поставленный вопрос выслушивает все доводы детей, поощряет их за активность, попытку проявить свои знания. После того как все ребята предложат свои ответы, совместно выбирается общее решение.

Для поиска правильного ответа можно провести и эксперимент. Дети вместе с педагогом (или родителями) натирают морковку, свеклу, картофель, выжимают сок, затем сравнивают объем полученной жидкости. Небольшое исследование, проведенное будущими научными работниками, станет для детей настоящим открытием. Создав проблемную ситуацию, воспитатель вынуждает своих подопечных получать знания, развиваться, самосовершенствоваться.

Необычные открытки

Проблемную ситуацию можно создать и на занятиях по физической культуре. Занятие «Поздравительные открытки для Пятачка» можно проводить в игровой форме. Воспитатель обращается к детям с просьбой помочь подобрать для Пятачка подарок. В мультфильме про Винни-Пуха идет речь о подарке для ослика, поэтому вопрос о том, что подарить Пятачку, сначала кажется детям странным. Ребята предлагают разные предметы, которые бы можно было подарить Пятачку. Обычную гимнастику можно превратить в увлекательную мастерскую, в которой каждый ребенок будет занят изготовлением необычной открытки для героя мультфильма. Нужно не просто придумать открытку, но и найти для нее все детали. Для начала ребята заполняют свои волшебные шкатулки (ящики для работы). В каждый раздел ящика складываются определённые детали: кружочки, цветы, листочки. Вместе с воспитателем дети произносят волшебное заклинание, слова которого придумывает сам педагог. И только после такого необычного ритуала ребята приступают к созданию поздравительных открыток для сказочного Пятачка. Каждый ребенок получает в конце работы свою индивидуальную открытку, готовые изделия можно вывесить на специальном стенде.

Значимость проблемного обучения

Любая проблемная ситуация, предложенная педагогом, окрыляет дошкольников, помогает пробуждать и формировать познавательную активность, развивать творческий потенциал. Гипотеза, которую выдвигает воспитатель в начале занятия, также является вариантом проблемного обучения.

Заключение

При знакомстве детей с окружающим миром проблемное обучение является приоритетным. При необходимости решать определенную задачу ребенок концентрирует свое внимание, память, развивается, он гораздо быстрее адаптируется к повседневной жизни. При самостоятельной формулировке гипотезы дошкольники учатся ставить цели занятия, искать варианты и формы исследований. При создании любых проблемных ситуаций взрослые намеренно побуждают детей выдвигать гипотезы, учат их формулировать выводы. Ребенок не боится ошибиться, ведь он уверен в том, что его инициатива не будет наказана, а, напротив, каждое высказывание ребенка обязательно будет поощрено воспитателем.

Решать самостоятельно проблемы, не опасаясь ошибок, - это и есть конечная задача проблемного дошкольного образования. Современная образовательаня реформа в нашей стране претерпевает серьезные изменения, и введение новых федеральных образовательных стандартов в первую очередь связано именно с реализацией в дошкольных учреждениях проблемного метода обучения. Есть и первые положительные результаты подобного реформирования, подтверждающие важность и своевременность ФГОС. Дети, умеющие планировать свою деятельность, подводить итоги работы, не будут испытывать особых проблем во время обучения в образовательных учреждениях.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Керчи Республики Крым

«Школа №4 им.А.С.Пушкина»

«Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления

системно-деятельностного подхода».

Работа

учителя начальных классов

МБОУ г.Керчи РК

«Школа №4 им.А.С.Пушкина»

Барабаш Л.И.

Керчь, 2017г.

Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в работу?»

Хочу рассказать о том, как я использую элементы технологии проблемного обучения на уроках, которые помогают получать детям предметные знания, развивать их интеллектуальные способности, метапредметные умения.

Для начала немного истории и теории.

1. За последние несколько лет четко обозначилась тенденция к изменению целей и приоритетных ценностей российского образования.

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приемами учения, готовый к самообразованию и к сотрудничеству для достижения совместного результата.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителем ставится главная задача образовательного процесса : обучающийся должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью В основе такого образовательного процесса (Стандарта) лежит системно-деятельностный подход.

Проблемное обучение является одной из самых эффективных технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

2. Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Он предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.А.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

3.Главное в технологии проблемного обучении является проблемная ситуация

Проблемная ситуация в обучении-это спланированное,специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме урока.

Цель создания проблемной ситуации - это осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности детей и учителя, парной работы или работы в группах, а так же в овладении учениками в результате этих форм деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

С.Л.Рубинштейн пишет: «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация… Мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять…Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи».

И.Я.Лернер пишет: учитель заранее планирует создание проблемных ситуаций. Проблемная ситуация может возникнуть на разных этапах урока, в зависимости от дидактической цели урока, содержания учебного материала, уровня подготовленности учащихся.

4. Как создать проблемную ситуацию на уроке?

Проблемная ситуация возникает при создании определенных условий и к ней выдвигаются основные требования.

Условия создания проблемных ситуаций .

Для учителя при планировании урока создание проблемной ситуации- это, пожалуй, самая трудная и времяёмкая часть работы. На мой взгляд, учителю необходимо владеть:

    Поисковыми методами обучения;

    Глубокое и прочное знание фактического материала;

    Технологией постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися;

    Употреблять в своей речи слова, термины,знакомые детям;

    Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.

    В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.

    Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.

Поэтому нам приходится постоянно учиться, как создавать такие ситуации.

Основные требования к проблемной ситуации

К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований, если хоть одно из них не выполнить, то проблемная ситуация не будет создана.

Проблемная ситуация должна:

1) содержать в себе определенную познавательную трудность, связанную с объективными противоречиями, свойственными изучаемому объекту;

2) вытекать из логики познавательного процесса;

3) содержать возможность последовательного ее членения, развертывания в вопросы, каждый из которых может являться ступенью в решении проблемы;

4) направлять учащихся на актуализацию тех знаний, которые необходимы для ее решения;

5) побуждать их к активному познавательному поиску, вызывать эмоциональное отношение к процессу поиска истины;

6) быть посильной для учащихся.

7) немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учеников специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, то это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит что то трудное.

5 . Проблемная ситуация, действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа:

«с удивлением»

«с затруднением»

Существуют различные классификации приемов создания проблемных ситуаций. Вот те приемы, которые использую я.

Приемы создания проблемных ситуаций

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

6. Предлагаю вам несколько приёмов создания проблемных ситуаций на моих уроках.

    Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Прием №1 одновременное предъявление противоречивых фактов, точки зрения

1. Урок русского языка «Склонение имен существительных.»

На большой ели и маленькой елочке повисли дождевые капли.

-Найдите одн.члены предложения..(ели, елочке)

_к какой части речи они относятся? (имя сущ-ое)

- Определите их род и падеж(предъявление первого факта) жен.род, предложный падеж.

- Выделите их окончание(предъявление второго факта)- выделяют окончания, испытывают удивление (Возникновение проблемной ситуации)

- Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные. (Осознание противоречия.)

-Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы) –Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос)

2.Окружающий мир « Грибы»

1 ученик: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
2 ученик: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Что такое грибы: растения или животные?

Итак, тема урока...? («Грибы», «Что такое грибы».)

3. Математика
на доске записаны примеры:20 + 5· 3 = 75 и 20+ 5· 3 = 35. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Прием №2 Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса.

1.При изучении темы в первом классе «Правописание парных согласных на конце слова», а затем и при повторении в других классах

Детям предлагается 2 картинки: лук и луг.

Что изображено?

-Запишите эти слова.( Предъявление факта)

-Что заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

- По-разному написали слово «луг». (Осознание противоречия.)

- Кто из ребят прав? ( Побуждение к формулированию проблемы)

- Как проверить? (Учебная проблема как вопрос)

- Ч тобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.

2. Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Зона арктических пустынь»

Анализ

Учитель

Ученик

Вопрос на новый материал

Найдите на карте природных зон России арктические пустыни. Каким цветом они обозначены? Что вы можете рассказать по карте об этой зоне?

Арктика… От этого слова веет суровым холодом. Арктика- район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков.

Побуждение к осознанию противоречия

А, как вы думаете, если в этой зоне такие суровые условия, то могут ли здесь обитать какие- ни будь живые организмы?

Разные ответы (да,нет не знаем)

Побуждение к формулированию проблемы

Вопрос один, а мнений сколько?

три

Учебная проблема как вопрос

Так, какой возникает вопрос?

Есть ли живые организмы в зоне арктических пустынь и если есть, то, как они приспособились к суровым условиям.

Приём №3 В сравнением с предыдущими, он самый сложный., т.к. выполняется в 2 шага. Сначала учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

1.Урок русского языка «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»

1.Запишите имена существительные

[мыш ] [борщ] [луч] в соответствии с правилами орфографии русского языка (практическое задание

Работа в группах.

Предъявляют выполненное задание на карточках.

Дети допускают ошибки .(возможные варианты записи слов: мыш, борщь, лучь.)

2.Проверим, как выполнено задание..(Проверка задания)

Слова написаны по-разному с мягким знаком и без мягкого знака. (Проблемная ситуация)

3.Задание было одно?

А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Почему так получилось?

Чего мы еще не знаем?(Или –какое правило мы забыли?)

Одно

По-разному

Правило написания буквы мягкий знак после шипящих у имен существительных.

4.Какая будет сегодня тема урока ?( Какую тему нужно вспомнить, чтоб выполнить задание?) (Побуждение к формулированию проблемы)

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных (Учебная проблема как тема урока)

2.Русский язык, 3 класс «Наречие»

На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий;

2-й столбик: редко, мягко, легко.

Что вы можете о них сказать?

Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия.

Разберите по составу слова каждого столбика. Шаг 1

Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика

Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие?

Неизменяемая часть речи

Но тогда у наречий чего не может быть? Шаг 2

Окончания

Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Что О -окончание, но у наречий не может быть окончаний, т.к это неизменяемая часть речи.

Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

В каких словах буква о является окончанием, а в каких- суффиксом?

Сформулируйте вопрос. (Проблема как вопрос.)

Что же такое "о" в наречиях?

II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»

Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

1.Математика, 2 класс.
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?»- практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.

2.Русский язык

Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет.

Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.)

В чем затруднение?

От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.

Какой возникает вопрос?

Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-?

(В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему «Существительные с суффиксом –ник- .»

Приём №5 состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

1.Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»

На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367

-Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа)

-Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.)

-В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание?

2. Математика, 2 класс .

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)

Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)

Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какова же будет тема нашего урока?

Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

Проблемную ситуацию можно создать таким мотивирующим приёмом как « Яркое пятно».. суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки. легенд. отрывки из художественной литературы и т.д.

Русский язык.Тема: «Безударные гласные в корне слова»

« Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

Мяч будет,_ сказал товарищам Дима,_ Коля принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребят расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Почему так получилось? Как правильно записать это слово?

С м…чом.

Дети:

Исходя из этой проблемы,назовите тему нашего урока? (Правописание безударной гласной в корне слова.)

7 .Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Учить, используя традиционные формы, не оптимально, поэтому именно за проблемным обучением, будущее современной школы.

Завершая наше общение,я хочу познакомить вас с притчей об учителе.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись, сказал: « Завтра вы узнаете об этом.»

Следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом.» Ученики поспешили туда, нашли источник и,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног . « Учитель!. Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?»

« Я выполнял свою задачу»,- сказал мудрец. « Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас.»

« Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.

« Нет!»- сказал мудрец. « Главная задача Учителя- воспитать в ученике человечность и доброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу я пока что выполняю верно.»

Желаю вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.

Варианты проблемных заданий.

Тема 2.1. Проблемное обучение

Раздел 2. Вопросы методики преподавания изобразительного искусства в школе

Как отмечал М.А.Данилов, «активность и самостоятельность учащихся должна проявляться не только в классе, на уроке, но и в практической деятельности, в работе над собой и, в частности, в определении своего места, своей сферы и роли служения обществу». В этом плане ведущую роль призвано сыграть проблемное обучение.

Как показал опыт работы лучших учителей, проблемное обуче­ние, основой которого является создание и организация различ­ных типов проблемных ситуаций перед учащимися, управление их деятельностью в ходе решения проблем способствует успеш­ному решению учебно-воспитательных задач, поставленных перед изобразительным искусством в общеобразовательной школе.

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросов.

Проблемные ситуации характеризуются условиями, когда человек не может выполнить известными ему способами поставленного перед ним задания, для чего необходима активизация про­цессов его мышления. Проблемное задание - это задание прак­тическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащем для наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемный вопрос - это вопрос, опре­деляющий область тех неизвестных закономерностей или спо­собов действия, которые могут быть раскрыты на основе усвоен­ных знаний и достигнутого уровня способов действия.

При этом следует иметь в виду, что проблемные ситуации могут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, само­стоятельном выборе учащимся рационального способа действия, приема выполнения учебного задания, например, рисунка. Дан­ные положения необходимо учитывать в процессе обучения школь­ников изобразительному искусству, поскольку именно эти виды занятий часто характеризуются процедурами «репродуктивного» характера.

1. Самостоятельное определение наиболее правильного быстрого и эффективного пути анализа натуры и наиболее правильного и выразительного метода выполнения рисунка (с натуры), выбор материала.

2. Самостоятельное создание учащимся тематического рисунка, выразительного решения композиции, колорита.

3. Самостоятельное составление декоративной композиции, выбор материала.

4. Самоанализ произведения изобразительного искусства.

5. Анализ формы строения, пропорций, цвета и т.п. наблюдаемых объектов.


6. Самостоятельное и творческое использование теоретического материала по ИЗО: законов колера, светотени, цветоведения, перспективы.

7. Определение метода выполнения рисунка и выбора рисовального материала.

1. Необходимо строго соблюдать условия, которые характеризуют собой проблемный характер. (Например, снять таблицу или стереть рисунок с доски, чтобы ученики не срисовывали).

2. Включить хотя бы один неизвестный элемент, без овладения которым

невозможно успешное выполнение задания.

3. Учитывать индивидуальные способности учащихся, уровень знаний и навыков каждого ребёнка.

4. Выбор из нескольких известных правил, законов, способов, действий одного оптимального.

5. Установка на самостоятельное выполнение учебного задания.

Проблемное обуче­ние можно использовать не только в организации отдельных уроков, но в каждом уроке на разных структурных его этапах. В условиях часто повторяющихся проблемных ситуаций развивается самостоятельность, активность, целеустремлённость - характерные черты личности школьника.

Проблемное обучение воспитывает и развивает познание новых объектов, явлений, умений самостоятельно решать практические вопросы, творчески подходить к выполнению любого задания, оценивать красивое и безобразное в картинах, событиях, поступках, поведений людей.

На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие, имп­ровизированные и проблемные задачи. Одно из главных требований при этом - предоставление детям возможно большей педагогически целесообразной са­мостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. Так, например, в начальных классах, особенно в первом, учитель, предлагая тот или иной сюжет, во многих случаях может обратить внимание школьников на главное, что обязательно и в первую оче­редь нужно изобразить, может показать на листе примерное расположение объектов композиции. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности малышей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ученик постепенно подводится к их самостоятельному выбору.

Наряду с оказанием такой педагогически целесообразной помощи, необхо­димо стремиться к созданию на уроках изобразительного искусства условий, которые помогут детям правильно решить ту или иную практическую задачу. Например, чтобы избежать сильного нажима на карандаш, учащимся можно предложить порисовать хрупкими мелками. Полученный навык потом будет пе­ренесен на карандаш. Одним из приемов, позволяющих избежать фризового построения композиции, когда небо изображается узкой полоской вверху лис­та, а земля также полосой - внизу листа, является введение цветного фона.

Особая разновидность учебных задач - задачи на импровизацию, это - высшая степень проявления творчества. От копирования лучших образцов про­изведений живописи, графики, народного и декоративно-прикладного ис­кусства, дизайна учащиеся постепенно подводятся к созданию собственных вариаций и импровизаций.

Рассматривая разнообразные формы проблемных задач , следу­ет отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых функций уже знакомых объектов, например, превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком. Другие про­блемные задачи могут быть направлены на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (прогр. Неменского)

Методика - это и совокупность накопленного опыта, новые под­ходы, и поиск средств духовного и эмоционального развития учащихся, да и самого учителя. И тогда методы обучения - это скорее всего система еди­ной деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной ча­сти содержания программы. Она реализуется приемами, конкретными дей­ствиями учителя и ученика, различными формами их общения.

Педагог Л.Б. Рылова из Удмуртского государственного университе­та определяет методику не как свод или совокупность приемов и спосо­бов преподавания, а как искусство моделирования диалога с конкрет­ными детьми.

Моделирование - всегда поиск, выбор вариантов из множества извес­тных или создание собственного варианта на основе опыта прошлого и

настоящего. Моделирование исходит из понимания, знания интересов ре­бенка, конкретного класса, сотворчества учителя и учеников; это «мостик» передачи знаний, социального опыта (содержания образования) учителя ученику. Как организовать сотворчество, что сделать, чтобы необходимые знания (опыт творческой деятельности, чувств, переживаний, эмоций), включенный в содержание образования, стал опытом и знаниями детей?

Если традиционное обучение базируется на ассоциативном мышлении, памяти, которая закрепляется повторениями, заключается в воспроизве­дении, обновлении когда-то уже бывших мыслей, то проблемное обучение основано на мышлении, поставленном в проблемную ситуацию, когда уче­ник сталкивается с новыми условиями и должен найти новый способ дей­ствия. Происходит активизация мысли, развитие интеллектуальных спо­собностей. Мыслить человек начинает, когда надо понять что-то. Мышле­ние начинается с вопроса, удивления, недоумения.

В отличие от простой тренировочной и практической работы, проблем­ная задача должна содержать противоречие, требующее решения. Это могут быть новые условия, новые требования или подходы к решению-практической задачи, которые включают и более широкий круг ранее ус­военных знаний, личный опыт ученика. Связь проблемной задачи на уров­не эмоционального восприятия действительности и образного восприятия мира для предметов искусства очень важна.

Психологическая структура проблемного обучения включает познава­тельную потребность; неполное знание о предмете или явлении, но доста­точное для того, чтобы восстановить его до целостного образа; интеллек­туальные возможности и творческие способности ребенка.