"Мещанин во дворянстве" (Мольер): описание и анализ пьесы из энциклопедии. Анализ «Мещанин во дворянстве» Мольер Мещанин во дворянстве сообщение

>Сочинения по произведению Мещанин во дворянстве

Главная мысль

В своем произведении «Мещанин во дворянстве» французский комедиограф Мольер поднял актуальную в то время проблему - попытку зажиточных буржуа занять место обнищавшей аристократии. За свои деньги многие господа могли купить дворянский титул, но сменить свою сущность они не могли. Так и в случае с главным героем комедии - господином Журденом . Его отец был купцом, но он предпочитает это скрывать. Сам он груб, неотесан и необразован, но надеется приблизиться к светскому обществу, надев маску дворянина. Для этого он нанимает целую армию работников. Над ним работают портные, парикмахеры, учителя, музыканты, чтобы сделать из обычного мещанина «породистого» аристократа, но результаты оставляют желать лучшего.

Одержимость Журдена приносит много хлопот и неприятностей его домочадцам: здравомыслящей госпоже Журден , дочери Люсиль . Однако работники только и рады выманивать деньги у простодушного буржуа, который готов заплатить за то, что похвалят его халат или назовут его «Ваша светлость». Добротой Журдена пользуется не только прислуживающий персонал, но и сами аристократы. Так, например, он заводит дружбу с графом Дорантом , который часто занимает у него деньги и не возвращает. Его долг все растет, а Журден лишь радуется, что у него в друзьях настоящие дворяне. Неуемно щедро он ведет себя и по отношению к вдовой маркизе Доримене . Он осыпает ее подарками и вниманием, в то время как хитрый Дорант приписывает все эти растраты себе. В конце комедии именно ему отдает предпочтение Доримена.

В своей погоне за титулом, Журден чуть было не помешал счастью собственной дочери. Когда возлюбленный Люсиль пришел к нему просить ее руки, он сразу же ему отказал, так как молодой человек был не дворянских кровей. Госпожа Журден пыталась вразумить супруга, напоминая, что они и сами из мещанского сословия, но он и слышать об этом не хотел. Однако у этой комедии счастливый конец. При­ помощи своего верного слуги Ковьеля, Клеонт все же добился руки Люсиль. Не последнюю роль в этом сыграло именно тщеславие Журдена. Ковьель рассказал ему, что он является бывшим другом его покойного отца, который, по его словам, был истинным дворянином. После этого Журдену можно было рассказывать, что угодно и он всему охотно верил. Так он поверил и в то, что переодетый Клеонт сын турецкого султана. За такого человека он без сомнений отдал свою дочь. Развязкой комедии стали две свадьбы.

В сатирической комедии Мольера проглядывают и черты классической итальянской комедии дель арте. Недаром герои носят маски, не совпадающие с их сущностью. Журден хочет казаться дворянином, хотя не является таковым ни по происхождению, ни по воспитанию. Ковьель предстает перед ним турецко-поданным, Клеонт - сыном турецкого султана. Дорант врет Доримене, что он богат как буржуа. Да и сама Доримена не так идеальна, как может показаться на первый взгляд. Всякий раз, принимая дорогие подарки, она с жеманством корит Доранта в растратах. Вместе с тем, в этом произведении есть и отступление от классической комедии. В нем язык приближен к народному, а также проглядывает дополнительная линия любви слуг.

«Поскольку назначение комедии состоит в том,

чтобы развлекать людей, исправляя их,

я рассудил, что по роду своих занятий

я не могу делать ничего более достойного,

чем бичевать пороки моего века...»

Ж.-Б. Поклен

Комедия «Le bougeois gentilhomme» («Мещанин во дворянстве») является одним из поздних произведений Мольера: она была написана в 1670 году. Основной темой комедии является попытка буржуа уйти от своего сословия и примкнуть к «высшему кругу». Герой комедии, господин Журден, преклоняется перед дворянством, пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии и не хочет признаваться, что его отец был купцом. Журден заводит дружбу с дворянами, пытаясь разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.

Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлены трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.

Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в «Тартюфе», относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг - она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль.Они вносят в комедию жизнерадостный тон. У Ковьеля в переизбытке талант и остроумие импровизатора, блистательный талант превращать жизнь в театр, сочинять рядом с обычной жизнью вторую, карнавальную жизнь. Именно Ковьель, подглядев в Журдене страсть изображать знатное лицо, придумал забавный маскарад с турецким Мамамуши, в результате чего развязка комедии получила благопо­лучный финал, а само действие комедии-балета переходит в карнавальное веселье. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.

Поскольку комедия писалась в рамках классицизма, в ней сохранено обязательное для классицистической пьесы триединство: единство места (дом г-на Журдена), времени (действие укладывается в 24 часа) и действия (вся пьеса построена вокруг одной главной идеи). В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.

В комедии имеются и черты классической комедии Иатлии – комедии дель арте. Недаром одного из героев, аналогичного Фигаро – слуга Ковьель – в одной из постановок пьесы был наряжен в традиционную куртку слуги из комедии дель арте и действовал как бы в двух планах - бытовом и театральном. Помимо этого, маску, по сути, носит еще один герой комедии – сам господин Журден. Мольер любил извлекать комический эффект из несовпадения маски и человеческого лица, к которому она примеривается. У Журдена маска дворянина и сущность мещанина, несмотря на все усилия героя, никак не совпадают.

Вместе с тем, в пьесе проявляются и отступления от типичной классицистической комедии. Так, не до конца выдержано единство действия – в пьесу введена побочная линия любви слуг, а язык приближается к народному. Но, разумеется, главное отличие – это наличие балетных номеров, столь органично вплетенных в сюжет, что сам Мольер назвал свою пьесу комедией-балетом, где каждый балетный номер – органическая часть развивающегося комедийного действия.

Балетные выходы не только не ослабляют реалистичности сюжета а, наоборот, сатирически оттеняют характеры и действие пьесы. «Мещанин во дворянстве» написан автором именно как комедия-балет и требует облегченного жанрового решения, поэтому сложно найти равновесие между сатирой и легкостью, и многие попытки ее поставить приводили либо к пережиму в сатирических красках, либо поверхностности. Тем не менее, яркость и необычность произведения делает его одним из самых популярных на мировой сцене.

Все герои данной мольеровской пьесы, в силу жанра, наделены артистизмом. Танцевальному ритму подчинена, например, сцена ссоры и примирения Клеонта и Люсиль, оттеняющим фоном которой служат репризы слуг Ковьель и Николь, повторяющих слова своих господ в другом речевом стиле – бытовом. В такт тексту герои, то в гневе удаляются друг от друга, то устремляются один за другим, то кружат, убегая, то, наоборот, приближаются. Пьеса сама диктует героям своеобразный танец.

Господин Журден предстает перед нами ребенком, у которого горят глаза от возможности узнать что-либо новое, приходящего в истинный восторг от окружающих новшеств, например, от того, что теперь он знает, что всю жизнь говорил прозой. И его страсть к дворянству предстает не как расчет практичного буржуа, а как безобидная влюбленность про­стака во все блестящее и броское. При­верженность Журдена к «наукам» тешит его самолюбие, дает возможность выйти за пределы мещанского быта и побыть среди знатных особ.

У этого простодушного человека действительно была фантазия. Поэтому господин Журден, почтенный буржуа и глава семейства, с такой легкостью вступает в последний, буффонадный акт комедии и так сво­бодно действует в причудливом маскараде посвящения его в сан Мамамуши. Герой легко перешагнул грань, отделяющую реаль­ное действие от условного маскарада, и тем самым жанровое един­ство спектакля достигалось в полной мере.

Герои пьесы наделены столь характерными чертами, что без труда могут быть отнесены к героям, наделенным отрицательными чертами и описанным сатирически, или положительным, которые сами остроумны.

Так, сатирически описаны учителя, на первый взгляд искренне преданные своему делу: учитель фехтования Анри Роллан, наделенный воинской отвагой, достаточной для сокру­шения целой армии врагов; учитель философии Жорж Шамар, мудрец и стоик, бесстрашно бросающийся в атаку на своих соперников, отстаивая философию, учителя изящных искусств - Робер Манюэль и Жак Шарон. В итоге же выясняется, что вся преданность – это жажда получить с нерадивого и неспособного ни к чему ученика несколько лишних монет, отсуда и лицемерные похвалы Журдену, и яростная защита собственной профессии, во многом за счет принижения чужой.

Жестко сатирически описаны черты Доранта и Доримены. Автор противопоставляет простодушного, но искреннего и порядочного, Журдена, тем, на кого он столь страстно желает походить: высшее общество, изысканное внешне, но беспринципное, жадное, лживое, не гнушающееся низкой лестью и прямой ложью, чтобы получить деньги. На примере этих господ Мольер осуждает Журдена за его ослепление бутафорским великолепием знати, потерю здравого смысла, за его разрыв с тем социальным массивом, который будет формироваться в знаменитое французское «третье сословие».

Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами. Мольеровское изображение буржуа получило свое дальней­шее развитие в той глубокой и полной обрисовке буржуазных типов, которую можно встретить у реалистов XIX века, особенно у Бальзака.

Будучи пьесой необычного жанра, несмотря на кажущуюся накатанность, пьеса трудна в постановке. Переведенная в план бытовой и психологической комедии, она не выдержит сравнения с пьесами, написанными на сходные темы драматургами-реалистами, будь то Бальзак или Остров­ский. При попытке усилить сатиру теряются бесподобные интонации Мольера-комедиографа. Мольер начинал как импровизатор, и сама пьеса-балет оказывается скорее летящей импровизацией, чем грозным обличением, наподобие «Тартюфа». Таким образом, только через раскрытие мольеровского стиля преподнесения жанра может быть полностью раскрыта мольеровская сатира.

Главный герой комедии «Мещанин во дворянстве», написанной Ж.-Б. Мольером в 17 веке, богатый мещанин Журден, рабски преклоняется перед дворянскими титулами и светскими манерами. Он попадает в смешные положения, подражая образу жизни знати. Проходимцы, а затем и близкие пользуются его слабостью.

Главная цель господина Журдена – получить привилегии вместе с дворянским титулом. Поэтому он стремится любыми путями попасть в высшее общество, делая все, чтобы быть одетыми, как они, так же разговаривать, проводить время. Он нанимает учителей, собираясь брать уроки танцев, музыки и фехтования, заказывает себе модную одежду, не обращая внимания, как нелепо выглядит в ней. Заводит дружбу с графом Дорантом и маркизой Дорименой, разыгрывает роль поклонника маркизы, заказывая в ее честь балетные представления и серенады. Журден согласен выполнять любые, даже самые глупые, советы.

Журден наивен, верит и маркизе, и графу Доранту, влюбленному в нее. Граф выманивает у него деньги, льстит при этом, делает комплименты, и Журден воспринимает всё всерьез. Учителя над ним смеются. Жена Журдена это видит и просит его не тратить зря деньги, но он ее не слышит и продолжает настаивать на своем. Журден считает, что деньги помогут ему в осуществлении цели. Он старается отмежеваться от своего класса. Свою дочь Люсиль Журден хочет выдать замуж только за дворянина, хотя она любит другого человека – Клеонта. В отличие от мужа жена Журдена предпочитает собственный круг, где может чувствовать себя независимым и достойным человеком.

Журден смешон и глуп, но этого не понимает. Он не испытывает желания учиться. Учителя ему нужны не для того, чтобы получать знания. Он всего лишь делает так, как это бывает в домах просвещенных людей. Мания величия героя растет по мере развития действия комедии.

С симпатией Мольер изображает только слуг – Николь и Ковьеля. Они придумывают хитрость: удовлетворяют желание Журдена, будто бы посвятив в дворянский сан, и устраивают женитьбу Люсиль с Клеонтом. Журден принимает розыгрыш за чистую монету. Таким образом, он остался ни с чем, что и заслужил своей глупостью, неуклюже подражая чужому образу жизни.

Мольер высмеивает в пьесе дворянство и осуждает стремление купца к дворянским манерам, показывая его в сатирическом образе. Автор тем самым хочет сказать, что в жизни важны ум, честь и достоинство, которые не купить ни за какие деньги, а знания и манеры не продаются.

Вариант 2

Главный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию.

Но так как Журден по своей натуре глуп, не образован, ни знает никаких манер и правил поведения в обществе. Ему это не удаётся. Даже служанка просит его прекратить попытки стать дворянином, а жена просит не одевать вещи для аристократов, которые ему совсем не идут.

Купец Журден хочет стать за несколько дней образованным, воспитанным и иметь все признаки аристократии. Аристократ Дорант всеми силами пытается забрать состояние купца себе. Этим поступком автор показывает истинное лицо аристократии.

Журден готов половину своего состояния отдать лишь бы стать дворянином, от своего происхождения он отказывается. Носит туфли и чулки, которые ему абсолютно не идут. Пытается вести светские беседы, но из этого ничего не выходит. Так как сам по себе купец не имеет образования, ни манер и еще ко всему и умом Бог его обделил.

Благодаря приличной сумме денег, которую он заработал, хочет получить образование за пару дней. Но ни музыка, ни философия ему в этом не помогают. Кроме этого он пытается учиться танцам и манерам аристократии. Но за короткий промежуток времени этого добиться, не получиться. Ведь люди высших слоев общества учатся этому с самого рождения.

На примере купца Журдена автор высмеивает всех разбогатевших людей, которые заполучив приличные суммы денег, приравнивают себя к высшим кругам общества. И хотят стать аристократией, но это у них не получается. Ведь ни манер, ни образования у них для этого не хватает.

Журден хотел любым способом угодить аристократии и на одном из приемов согласился на обряд, где его приняли в члены не существующего в реальной жизни общества. Вот ещё одно доказательство того, чтобы понравиться и влиться в высшие слои общества люди согласны на что угодно.

Желая стать частью высшего общества, купец занимает много денег графу Доранту, по его же совету заводит себе возлюбленную, дарит ей дорогое украшение. Но граф передавая украшение ничего, не упомянул о купце, кроме этого приглашение на обед и балет тоже приписал себе.

Журден выглядит нелепо и неуклюже на фоне настоящего графа и графини, он просто как клоун из уехавшего цирка. Граф Дориант и его возлюбленная выглядят внешне как аристократы, но в душе они далеко не благородные люди.

В главном герое данного произведения автор показывает насколько может быть глуп, и не отёсан богатый человек. Ведь имея состояние, за него не купишь ни образование, ни ум, ни знания. Пытаясь попасть в высшее общество, просто подражая аристократам и соря деньгами.

Ведь видно невооруженным глазом, где аристократ, а где обычный человек более низкого сословия. Так как благородные черты не купишь за деньги. Все манеры и воспитание даётся человеку из окружения, в котором он вырос, и изменить их почти невозможно.

В итоге главный герой бросает затею с этим переходом во дворянство и возвращается в сферу своего обитания и продолжает жить как раньше.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Соседи Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основными персонажами произведения являются живущие по соседству Иваны, одного из которых именуют по отчеству Семеновичем, а второго просто Иваном, Ивашкой.

  • Образ и характеристика Ефима Изварина в романе Шолохова Тихий Дон сочинение

    Мужчина является донским казаком, служащим в должности офицера. Осенью 1917 года судьба сводит его с главным героем Григорием, они становятся сослуживцами и служат в одном полку.

  • Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.

  • Сочинение Примеры верности из литературы

    Тема верности очень актуальна для литературы. Верность в литературных произведениях разбирается в разном контексте. Поднимались темы верности в любовных и дружеских отношениях, верность к отчизне.

  • Сочинение Злоумышленник по рассказу Чехова 7 класс

    Рассказ Антона Павловича Чехова "Злоумышленник" представляется мне не как поучительная история, а как типичная юмористическая миниатюра тех лет. Автор изображает рядовую ситуацию, которая случается в российской провинции тех лет

Комедия-балет «Мещанин во дворянстве» – смелый и очень удачный литературный эксперимент Мольера, который пользуется неизменным успехом у читателей на протяжении нескольких сотен лет. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, которой будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе. В «Мещанине во дворянстве» анализ включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанровой принадлежности и истории создания произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1670 год.

История создания – Произведение написано по приказу короля Людовика, который хотел высмеять турецкие обычаи. Это желание было связано с неудачным и крайне унизительным приемом посланников-самозванцев турецкого султана.

Тема – Разоблачение социальных и человеческих пороков, показанное сквозь призму поведения богатого буржуа, возжелавшего стать дворянином.

Композиция – Пьеса состоит из пяти актов, в каждом из которых Журден попадает в нелепые ситуации, не понимая, что виной тому - его собственные амбиции.

Жанр – Пьеса. Социально-бытовая комедия-балет.

Направление - Классицизм.

История создания

Осень 1669 года ознаменовалась для столицы Франции приездом «высоких» гостей - послов султана Оттоманской империи. Король Людовик XIV хотел удивить их невероятно помпезным приемом, однако это ему не удалось: ни эффектная встреча, ни роскошное убранство апартаментов и богатство украшений не смогли тронуть турков.

Более того, делегация надменно заявила, что королевский прием на удивление скуден и жалок. Впоследствии выяснилось, что это были самозванцы, но удар по королевскому самолюбию был нанесен очень сильный. В качестве своеобразной мести Людовик потребовал от Мольера написать комедию, в которой бы самым жестоким образом высмеивались турецкие обычаи.

Талантливому драматургу потребовалось совсем немного времени, чтобы поставить в королевском театре пьесу под названием «Турецкая церемония». Мольер продемонстрировал свое детище королю, но вскоре кардинально переделал его, дополнив высмеиванием дворянства. Так на свет появилась пьеса «Мещанин во дворянстве».

Тема

Мольер всегда имел славу прекрасного комедиографа, который на протяжении всего творческого пути следовал собственному принципу – исправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в произведении «Мещанин во дворянстве», центральной темой которого стало высмеивание обычного буржуа, решившего во что бы то ни стало стать заправским аристократом.

Идея написания подобного произведения была вызвана насущными в те времена проблемами в социуме, когда обнищавшая аристократия была вынуждена принимать в свои ряды зажиточных мещан, стремившихся приобрести дворянский титул за большие деньги.

Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдной является эта затея. Обеспеченный и весьма неглупый буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Он нанимает учителей по различным дисциплинам, чтобы «дотянуть» до высокого уровня образованной знати, потратив на это минимум времени. Однако в своем стремлении стать истинным аристократом Журден выставляет себя посмешищем, поскольку его истинная сущность никоим образом не меняется.

Так автор подводит читателя к основной мысли произведения - невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим глупцом, позволяя ловким преподавателям вытягивать из своего кармана деньги. Смысл своей жизни он видит только в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в итоге он получает его - бутафорское звание турецкой аристократии.

Так автор показывает, что излишнее тщеславие становится большой преградой на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужеродному образу жизни и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворону в павлиньих перьях.

Композиция

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» вся соткана из комических эпизодов и забавных ситуаций, каждая из которых детально описана в отдельном акте:

  • в первом акте главный герой становится жертвой откровенной лести учителей музыки и танцев;
  • во втором акте штат наставников Журдена увеличивается, и каждый из учителей стремится доказать ценность и необходимость своего предмета для истинного аристократа;
  • третий акт наглядно демонстрирует, насколько глуп и слеп в своем тщеславии Журден, позволяющий своему мнимому приятелю Доранту тянуть из себя деньги;
  • в четвертом акте разыгрывается турецкий фарс, необходимый для посвящения Журдена в ряды несуществующей аристократии;
  • в пятом акте Журден, пребывающий на седьмом небе от счастья из-за исполнившейся заветной мечты, дает разрешение на брак своей дочери и служанки.

Главные герои

Жанр

Поскольку Мольер творил в век классицизма, это обязывало его придерживаться основных канонов этого литературного направления и соблюдать триединство в действии, месте и времени. И это ему в полной мере удалось, поскольку действие сюжета происходит в течение одного дня, в доме господина Журдена и основная сюжетная линия не прерывается второстепенными действиями.

Однако Мольер, писавший по строгим правилам классицизма, все же отошел от него в сторону реализма. Чтобы наглядно подчеркнуть всю нелепость и убогость богатых выскочек, желающих прорваться в привилегированные слои общества, он создал принципиально новый жанр - комедию-балет . При этом ему удалось избежать жанрового конфликта, и пьеса вышла удивительно гармоничной.

Примечательно, что балетные номера не только не ущемляют реализма описываемых событий, но еще больше подчеркивают суть пьесы, в полной мере раскрывая ее проблематику. В результате произведение получилось настолько ярким и необычным, что на протяжении многих лет является одной из самых популярных пьес во всем мире.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 515.

Тема, идея, главная мысль, проблематика

«Мещанин во дворянстве» анализ

«Мещанин во дворянстве» — комедия-балет в пяти актах Мольера и Жана Батиста Люлли, написанная в 1670 году.

Литературное направление — классицизм

Жанр — социально-бытовая комедия, с елементомы любовной и социально-психологической комедии

Тема — стремление богатого буржуа Журдена попасть в высшее общество

«Мещанин во дворянстве» проблематика
  • место человека в обществе; факторы, которыми это место определяется;
  • господствующие нравственные идеалы в государстве;
  • проблемы образования, воспитания, искусства, любви, человеческого достоинства и др.

Главная мысль — разоблачение социальных и человеческих пороков

Главные герои — Господин Журден, госпожа Журден, Люсиль, Клеонт, Дорант, Доримена, Ковель, Николь

Художественные особенности «Мещанин во дворянстве»

Комедия написана в рамках классицизма, в ней сохранено обязательное для классической пьесы триединство:

  • единство места (дом господина Журдена),
  • времени (действие заключается в 24 часов)
  • действия (вся пьеса построена вокруг одной главной идеи).

В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.

«Мещанин во дворянстве» сюжет

Действие происходит в доме господина Журдена, мещанина. Граф Дорант,бравший в займы денег у Журдена,был влюблён в аристократку, маркизу Доримену. Журден стремясь казаться выше и завоевать расположение графа, во всём пытается подражать дворянскому сословию. Госпожа Журден и её служанка Николь высмеивают его. Желая сделаться дворянином, Журден отказывает Клеонту в руке своей дочери Люсиль. Тогда слуга Клеонта, Ковьель, придумывает хитрость: под видом турецкого дервиша он посвящает господина Журдена в мнимый турецкий дворянский сан мамамуши ́ и устраивает женитьбу Люсиль с сыном турецкого султана , который на самом деле переодетый турком Клеонт.