Лаборатория непрерывного математического образования. Непрерывное математическое образование и его составляющие Центр физико математического образования

Образовательная деятельность

При МЦНМО имеется издательство, организующее выпуск математической литературы самого разнообразного уровня: от школьной до посвящённой современной математике. В частности, издаётся ежегодный научный журнал «Математическое просвещение » с приложениями для школьников.

Магазин «Математическая книга»


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Engel (сингл)
  • Engel, Fan-Edition

Смотреть что такое "Московский центр непрерывного математического образования" в других словарях:

    Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Вольное дело - Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное дело» одна из крупннейших благотворительных организаций в России, основанная предпринимателем Олегом Дерипаска для реализации благотворительных проектов. Первые благотворительные проекты,… … Википедия

    Шарыгин, Игорь Фёдорович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шарыгин. Игорь Фёдорович Шарыгин Дата рождения: 13 февраля 1937(1937 02 13) Дата смерти … Википедия

    Московская математическая олимпиада - ежегодное открытое соревнование по математике для школьников города Москвы. Проводится с 1935 года. Содержание 1 История олимпиады 1.1 1980 е годы … Википедия

    Квант (журнал) - У этого термина существуют и другие значения, см. Квант (значения). Квант логотип журнала «Квант» Специализация: науч … Википедия

    Научные организации в области логики - Научные организации в области логики это философские и математические научные организации, область исследований которых относится к логике Содержание 1 Организация логики в России … Википедия

    МЦНМО - (Московский центр непрерывного математического образования) негосударственное некоммерческое образовательное учреждение, ставящее своей целью сохранение традиций математического образования. МЦНМО организует математические олимпиады и кружки для … Википедия

    Факультет математики ГУ-ВШЭ - Факультет математики Государственный университет – Высшая школа экономики Год основания 2008 Декан Ландо С.К. Место расположения … Википедия

    Большой Власьевский переулок - Москва … Википедия

    Рохлин, Владимир Абрамович - Владимир Абрамович Рохлин Владимир Рохлин в Ленинграде, 1966 Дата рождения … Википедия

Книги

  • Дневник математического кружка: первый год занятий , Бураго А.Г.. Книга содержит весь необходимый материал для проведения математического кружка в 5 7 классах в течение всего учебного года. Приводятся подробно изложенные темы дляобсуждения в классе, наборы… Купить за 379 грн (только Украина)
  • Дневник математического кружка. Первый год занятий , Анна Бураго. Книга содержит весь необходимый материал для проведения математического кружка в 5 7 классах в течение всего учебного года. Приводятся подробно изложенные темы дляобсуждения в классе, наборы…

Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) – некоммерческая образовательная организация, целью которой является сохранение и развитие традиций математического образования в г. Москве, поддержка различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров и т.д.), методическая помощь руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержка программ в области преподавания математики в высшей школе и аспирантуре, научной работы.

Источник: http://www.mccme.ru

Учредители МЦНМО

  • Префектура ЦАО г. Москвы
  • Департамент образования г. Москвы
  • Отделение математики РАН
  • Математический институт имени В.А.Стеклова РАН
  • имени М.В.Ломоносова

Web-проекты Московского центра непрерывного математического образования

  • Журнал «Квант».
  • Math.Ru - этот сайт - для школьников, студентов, учителей и для всех, кто интересуется математикой.
  • Problems.ru – сайт с задачами по математике.
  • Задачи по геометрии

Структура Московского центра непрерывного математического образования

  • Математические кружки

  • Кружки МЦНМО
  • Кружок «Олимпиады и математика»
  • Кружки Малого мехмата
  • О выездных школах

Математические школы и классы

Олимпиады для школьников

  • Московская математическая олимпиада
  • Заочный математический конкурс
  • Турнир городов
  • Устные математические олимпиады
  • Олимпиады по программированию
  • Математический праздник
  • Математические регаты
  • Турнир Ломоносова
  • Математические бои
  • Олимпиада по геометрии им. И.Ф.Шарыгина

Независимый Московский университет

  • Расписание на текущий семестр
  • Библиотека НМУ
  • Материалы курсов
  • Семинар «Глобус»
  • Программа «Math in Moscow»
  • Научные конкурсы

Российско-Французская лаборатория

Летняя школа «Современная математика»

Школам и учителям: курсы для учителей

  • Творческий конкурс
  • О рейтингах школ
  • Семинар для учителей математики

Математическое образование (в документах, статьях, публикациях)

Контакты Московского центра непрерывного математического образования

Сайт: http://www.mccme.ru/

Адрес: Москва, 119002, Большой Власьевский переулок, дом 11

Телефоны: +7–(499)–241–0500, 241–1237, 241–4086

FAX: +7–(499)–795–1015

Лаборатория непрерывного математического образования

Лаборато́рия непреры́вного математи́ческого образова́ния - учебно-научный центр в Санкт-Петербурге , с 1992 года организующий дополнительное образование и научную деятельность школьников старших классов в различных государственных общеобразовательных школах , а также ведущий разработку образовательных программ. ЛНМО организует Балтийский научно-инженерный конкурс , олимпиаду "Математика НОН-СТОП" , Петербургский Турнир юных математиков , конкурс "Естественный отбор" , другие научные мероприятия для школьников.

В настоящее время ЛНМО является частным общеобразовательным учреждением общего и дополнительного образования «ЛНМО» - и работает на площадках в школе № 564 (математические классы), в школе № 225 (химико-биологические классы) и в школе № 241 (академические 5-6 классы). Государственно-частное партнерство , которое осуществляет ЛНМО, работает в сотрудничестве с государственными школами Адмиралтейского района Санкт-Петербурга , дает возможность расширять учебный план государственного общеобразовательного учреждения план за счет учебного плана дополнительного образования, ориентировать педагогов на высокое качество обучения мотивированных школьников, организовать силами частного общеобразовательного учреждения научные семинары и спецкурсы, готовить учащихся к научной деятельности.

История

Научный центр «Лаборатория непрерывного математического образования» создан в 1992 году петербургским учителем математики Ильей Чистяковым в сотрудничестве с молодыми математиками Денисом Бенуа , Сергеем Шимориным и Тимофеем Шилкиным .

В 1992-1999 годах ЛНМО находилась в составе Аничкова лицея СПбГДТЮ .

В 1999-2000 годах классы Лаборатории с коллективом преподавателей переведены в Академическую гимназию СПбГУ .

С 2001 по 2011 года Лаборатория располагалась в различных школах Невского района.

В 2011 году ЛНМО начала работу в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга .

Процесс обучения и научная деятельность

Османов Гаджи, учащийся 10 класса ЛНМО, победитель Intel ISEF 2011

Процесс обучения в ЛНМО предполагает совмещение основного, дополнительного образования и научной деятельности. Если в средних классах школьник получает фундаментальную углубленную подготовку, то в старших классах он выбирает тему для научного исследования в области математики, физики, программирования, биологии или химии и проводит самостоятельное исследование .

Традиционно учащиеся ЛНМО представляют свои работы и побеждают на научных конференциях по всему миру:

  • на Балтийском научно-инженерном конкурсе в Санкт-Петербурге
  • на конкурсе «Юниор» (недоступная ссылка) в Москве
  • на Республиканском турнире юных математиков и конференции научных работ в Беларуси
  • на Международной конференции молодых ученых (ICYS)
  • на Всемирном смотре-конкурсе научных и инженерных достижений учащихся Intel ISEF в США

Летняя математическая школа

Летняя математическая школа ЛНМО

С учащимися работает педагогический коллектив, состоящий из преподавателей и выпускников ЛНМО. На протяжении 20 августовских дней школьники осваивают 140-часовой учебный курс, включающий в себя программы по различным разделам математического анализа , алгебры , геометрии , физики , программирования . Для восьмиклассников и девятиклассников проходят занятия по решению олимпиадных задач .

Сотрудничество ЛНМО

ЛНМО осуществляет партнерство с ведущими компаниями и предприятиями Санкт-Петербурга, получает гранты на ведение образовательной и научной деятельности со школьниками.

С 2009 года ЛНМО начала сотрудничество с компанией Hewlett-Packard . Компания отметила ЛНМО грантом в сто тысяч долларов, как один из лучших образовательных проектов всего мира. В России такой чести удостоились ещё 9 крупных учебных учреждений.

Сотрудничество ЛНМО с группой компаний «ТЭТРА Электрик» началось в 2009 году, когда генеральный директор Ян Николаевич Абубакиров принял решение стать генеральным спонсором Балтийского научно-инженерного конкурса , в оргкомитете которого работают выпускники и преподаватели ЛНМО. В октябре 2009 года компания предоставила научному центру ЛНМО лабораторию для занятий физикой.

Выпускники ЛНМО с учёной степенью

Ниже приведён список из 20 выпускников ЛНМО, начиная с выпуска 1996 года, с учёной степенью.

Имя Год выпуска Учёная степень Год защиты Тема
1. Васильев Сергей 1996 2004 "О многообразиях алгебраических систем с условиями конечности"
2. Шабля Егор 1996 кандидат физико-математических наук 2005 "Неупругие взаимодействия ядер золота с энергией в диапазоне 100-1147 МэВ/нуклон с ядрами фотоэмульсии"
3. Парилов Дмитрий 1999 кандидат физико-математических наук 2007 "Классы Харди, мультипликаторы Фурье и квадратичные функции"
4. Горбульский Александр 1996 кандидат физико-математических наук 2008 "Исследование масштабированной энтропии фильтраций сигма-алгебр"
5. Осьмехин Сергей 1996 Ph.D. 2008 "Electron and ion spectroscopy of some atoms and molecules using synchrotron radiation and laboratory sources"
6. Халидов Эльдар 1998 Ph.D. 2009 "Operator-like wavelets with application to functional magnetic resonance imaging"
7. Моргенштерн Вениамин 1999 Ph.D. 2010 "Crystallization and noncoherence in wireless communication"
8. Вялов Виктор 2002 кандидат физико-математических наук 2011 "О граничной регулярности решений системы магнитной гидродинамики"
9. Иванов Александр 2003 кандидат физико-математических наук 2011 "Когомологии Хохшильда алгебр кватернионного типа"
10. Иванов Сергей 2003 кандидат физико-математических наук 2012 "Резольвенты и когомологические свойства самоинъективных алгебр"
11. Лохару Евгений 2003 кандидат физико-математических наук 2012 "Мультипликативные неравенства для максимальных функций, измеряющих гладкость"
12. Истомин Владимир 2003 кандидат физико-математических наук 2012 "Процессы переноса в высокотемпературных течениях смеси газов с учетом электронного возбуждения"
13. Ляпунов Алексей 2003 кандидат экономических наук 2012 "Модели и методы повышения эффективности развития системы управления сбытом программных продуктов"
14. Красильников Михаил 2003 кандидат физико-математических наук 2013 "Исследование поляризации угловых моментов двухатомных молекул в химических и фотохимических реакциях"
15. Роткевич Александр 2005 кандидат физико-математических наук 2013 "Формула Айзенберга в псевдовыпуклых областях"
16. Синчук Сергей 2005 кандидат физико-математических наук 2013 "Параболические факторизаци редуктивных групп"
17. Тодоров Дмитрий 2006 кандидат физико-математических наук 2014 "Диффеоморфизмы и потоки на гладких многообразиях со свойствами отслеживания"
18. Щёголев Александр 2007 Dr. Math. 2015 "Overgroups of elementary block-diagonal subgroups in even unitary groups over quasi-finite rings"
19. Нешитов Александр 2007 кандидат физико-математических наук 2015 "Классифицирующие пространства алгебраических групп и их инварианты"
20. Смоленский Андрей 2007 кандидат физико-математических наук 2016 "Факторизации и ширина групп Шевалле над маломерными кольцами"
21. Школьников Михаил 2008 кандидат физико-математических наук 2017 "Tropical Curves, Convex Domains, Sandpiles and Amoebas"
22. Лавренов Андрей 2009 кандидат физико-математических наук 2018 "Строение групп Стейнберга"

В последнее время мы видим немало топиков об образовательной системе окрашенных нейтрально-негативно. Да, можно жаловаться, можно идти против системы, а можно предложить разумные дополнения. Речь пойдет про одну питерскую школу, в которой учат многому, но кроме всего прочего, самому важному - учат учиться. И тут, казалось бы, всё просто, но особенностей достаточно, чтобы можно было про это рассказать.

В процессе учебы мы приобретаем какие-то конкретные знания, они могут нам пригодиться в таком виде, как мы их получили, но вот скорее всего не пригодятся. Можно принять это как аксиому, можно доказывать опытным путем, так или иначе - школа не готовит специалистов, и не должна. Школа расширяет кругозор, формирует конструктивное мышление, дает навыки обработки и усвоения информации .

Казалось бы, что тут сложного; учебник в руки, немного дисциплины, мотивировка не получить плохую оценку - вот всё, что нужно, информация усвоена. Тема вызубрена, отвечена на отлично, забыта. Но через пять лет кроме смутного «а где-то я это уже видел» не остается ничего. Значит с информацией не вышло, но и не беда, ведь остается прилежание, способность взять нужную книгу, прочитать её и мысленно поставить себе «отлично» за то, что ты такой замечательный специалист. Если, конечно, будет нужная книга. И время. Да и в школьные времена память была получше, а сейчас что-то не запоминается… «И я не виноват, что не правильно получилось, так было в книге написано… какой-то».

Позволю себе дальнейшие измышления перевести в сторону математики. Как-никак у школы математический профиль, да и мне это ближе. И обмануть в точных науках сложнее.

Спросим учащегося, что он знает о теореме Виета. Попытки выписать какие-то заклинания из буковок p и q можно смело считать беспомощностью… а, оказывается он пишет часть её доказательства, ну что же, молодец, можно поставить «хорошо»? Но этого явно не достаточно для её применения, нужно знать формулировку, условие применимости. Информация имеет определённую структуру , математика - не набор бессмысленных значков, и не должна таковой выглядеть для учащегося. Значит «зубрежкой» не ограничиться, и курс должен обладать определенной логической структурой, видимой ученику. В дальнейшем он сам научится выделять структуру, но пока мы приучим его к «хорошему стилю».

Но построить хороший содержательный курс, обладающий понятной (самоочевидной) структурой не так-то просто для преподавателя, поэтому обычно этим предпочитают не утруждаться, рассказав ученикам 50 занимательных фактов о треугольниках, будто это передача о живой природе на канале BBC.

В ЛНМО у каждого курса есть понятная структура.

Спросим учащегося, что он делает. Пишет доказательство. А зачем нужен вот этот шаг? «Так было» - вовсе не ответ. Часто ли коллеги расстраивают вас бессмысленными ответами на вопрос что они делают: «пишу модуль», «работаю работу»? Такие ответы, зачастую, свидетельство полного непонимания происходящего. И дотошный преподаватель спросит, что же значит буква m в доказательстве, а ответ на вопрос покажет возможное непонимание, но в любом случае не покажет понимания. Ведь можно запомнить все объекты доказательства как набор слов. Но математические рассуждения - не набор бессмысленных слов, и не должны выглядеть таковыми для учащегося.

Каждое действие должно выдерживать критического вопроса «зачем?». В ряде доказательств применяются «трюки» (вещи выглядящие столь же чудесно, сколь бессмысленно), и их так любят в олимпиадных задачах, но остальные действия должны давать прямой ответ на вопрос. Рассуждения должны быть логичными , а учащийся должен привыкнуть к этому, требовать логичности от себя и от других.

В ЛНМО требуют логичности рассуждений.

Наличие структуры и логичности в информации существенным образом упрощает её понимание. Теперь учащийся в состоянии «забраковать» «справочник по высшей математике для ПТУ» потому, что он не имеет структуры, а ряд вещей не логичен. По нему можно было бы учиться, но это тяжело. Гораздо приятнее взять в руки курс дифференциального и интегрального исчисления Г. М. Фихтенгольца, хотя большинству выпускников школ он покажется чересчур сложным. Это первый шаг к приобретению математической культуры .

Умение самостоятельно определять качество материалов дает большую свободу в самообучении, уменьшая вероятность «пойти в неправильном направлении», что особенно важно для карьерного роста. Да, тут большая отсрочка относительно времени окончания школы, но кто уверен, что ВУЗ как-то изменит ситуацию в положительную сторону? Мне вот нередко приходилось готовиться к экзаменам по самостоятельно выбранной литературе, наблюдая за сокурсниками, продолжающими «есть кактус». На работе, так вообще, бардак, не будем о грустном, да и не привык грустить из-за чужих проблем.

Вообще, много знать это хорошо, но еще лучше - много уметь . Для этого нужно не бояться экспериментировать , при этом иметь представление о возможных исходах эксперимента, хорошо понимать каждый шаг. Классический школьный подход предполагает использование конкретных техник под конкретные задачи, «а сейчас у нас решение квадратных уравнений по теореме Виета», и если вдруг забыть сказать, каким методом решать задачу, то, скорее всего, решений учитель не получит. А сейчас мы займемся реализацией получения параметров командной строки через GetCommandLine(). Ужасно скучно и не жизненно.

В ЛНМО ставят интересные задачи.

А кроме повседневных интересных многоходовых задачек на дом проходят различные отчасти развлекательные мероприятия. Четыре дня назад прошел конкурс «Мартовская регата», собравший более 30 команд из разных школ Санкт-Петербурга и области. Школьники соревновались в решении задачек на скорость, чем-то похоже на классическую олимпиаду, но процесс гораздо более интересный со стороны - командная работа и устная защита решений составляет некоторый элемент «экшена». Учащиеся ЛНМО одержали победу, что для меня не удивительно, правда первое место они разделили с учениками лицея № 261. Это показывает, что уровень учеников ЛНМО не является чем-то сверхъестественным, но все же он стабильно высок.

Но если «быстрые» задачки показывают в большей степени интеллект и наличие знаний «на поверхности», то по-настоящему серьезный отрыв можно наблюдать в долговременной исследовательской работе . От постановки задачи до её решения могут проходить месяцы и даже годы и здесь очень кстати и систематизация знаний и умение размышлять логично, и способность проявить творческий подход.

В ЛНМО занимаются исследовательской работой.

Самое главное здесь, пожалуй, что это интересно учащимся. У них появляется хобби, связанное с решением поставленной задачи, они активно развиваются в связанных с проблемой областях. А хорошая задача редко связанна только с одной областью, поэтому такая работа неплохо расширяет кругозор.

Поэтому научно-исследовательскую деятельность для школьников поощряют в виде различных мероприятий, связанных с защитой работы, на конкурсной основе. Участие в конференциях, таких как ICYS (Международная Конференция Молодых Ученых) или Intel ISEF (Science & Engineering Fair) является по-настоящему захватывающим занятием, а призы и подарки очень радуют (кто откажется от современного ноутбука, например). И всё-таки, за этим шоу стоит работа, хотя бы отчасти похожая на серьезную науку, а в ряде случаев, результаты таких работ оказали влияние на развитие современной математики, физики, программирования. Учащиеся ЛНМО ежегодно завоевывали премии на этих конкурсах, и иногда даже главные. Всё-таки мирового масштаба мероприятия.

А теперь подобный конкурс проводится и у нас в Питере, об этом я уже писал.

Может показаться, что такое углубление в науку еще со школьного возраста препятствует социализации учащихся. На самом же деле, работа проходит под покровительством научного руководителя и учительского состава, так что предполагается довольно много общения. Преподавательский состав, к слову сказать, по большей части состоит из докторов и кандидатов наук - таких людей и просто послушать приятно. А чтобы защитить работу, нужно очень неплохо уметь презентовать свои идеи, так уж получается, это редкий навык, но в ЛНМО тратят достаточно много времени на его развитие.

Вообще, вниманием учащихся не обделяют. А заинтересованности преподавателей в успехах учащихся можно удивиться - такой уровень в редкой частной школе наблюдается, при том, что ЛНМО - государственное образовательное учреждение, а совсем недавно получила статус лицея. Про заслуги школы можно почитать на её страничке, а я от себя просто скажу, что учат очень здорово, и процесс этот в удовольствие. Было бы совсем хорошо, если бы это продолжилось в ВУЗе, но это уже совсем другая история.

А чтобы не было как в прошлый раз , предупреждаю, что день открытый дверей уже совсем скоро - 21 марта, так что, кому интересно - не упускайте возможности.

Теги: Добавить метки


1.2. Субъекты целеполагания в общем математическом образовании, особенности согласования их целей.

В различные исторические периоды ученые и руководители государства придерживались различных взглядов на ответе на первый вопрос. Это определялось характером политической системы.

Тоталитарность советского государства проявлялась в том, что определяющим считался соц-й заказ (желание общества) (см. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика // Сост. Р.С. Черкасов, А.А.Столяр. – М.: Просвещение, 1985 – 9-10).

Демократизация Российского государства в период перестройки привела к тому, что в ТиМОМ стали появляться концепции, высказывающие позицию о необходимости нахождения компромиссного решения между потребностями общества и самого учащегося (Дорофеев Г.В. Математика для каждого – М.: Аякс,1999 – С.19-20).

В педагогической науке различные позиции в ответе на этот вопрос проявились в разработке различных педагогических моделей обучения, различающихся по источникам целеполагания и их иерархии.

Источники целеполагания Модели обучения
Положить в инициативу ребенка «Свободная модель» – поощряется импровизация детей относительно определения целей учения, выбора содержания и способов обучения (Р.Штейнер, Ф.Г.Кумбе, В.С. Библер, Р.Барт и др.)
1. Инициатива ребенка 2. Желание учителя 3. Социальный заказ «Личностная модель» – ведущая роль в определении цели принадлежит учителю и ученику как субъектам педагогического общения, а социальные установки проявляют себя через их сознание (В.В. Сериков и др.)
Социальный заказ «Формирующая модель» – формирования в процессе обучения личности с заранее заданными социально значимыми качествами (В.П.Беспалько, С.И. Шапиро и др.)

Многие реально существующие противоречия практики преподавания и теории обучения связаны с этой проблемой.

Задание 1 . Выберите из предложенных способов снятия противоречия между целью ученика и учителя в наилучший, с Вашей точки зрения, способ в следующей профессиональной ситуации:

«Учитель, считая необходимым сформировать у учащихся потребность в обращении к теории при решении алгебраических задач, ввел дополнительные требования к оформлению решения заданий самостоятельной работы - подробно прописывать каждый шаг в решении с его обоснованием и, стал снижать оценку за невыполнение этих требований даже в случае правильного решения. Эти действия учителя приводят к возникновению конфликтной ситуации с учеником, который правильно выполнил все задания самостоятельной работы, но получил оценку ниже ожидаемой».

Для выхода из конфликтной ситуации учитель должен:

А). Объяснить ученику значимость своих требований и оставить оценку без изменения.

Б). Предоставить ученику возможность доработать представленное решение в соответствии с новыми требованиями и пересмотреть оценку с учетом результатов этой доработки.

В). Снять на время свои требования, пересмотреть оценку и провести ряд учебных занятий, направленных на формирование потребности в обосновании другим способом.

Г). Свой вариант.

Существует официальная позиция, которая зафиксирована в ряде государственных нормативных документов об образовании:

1). «Законе РФ об образовании» - представлен социальный заказ и зафиксированы права учащегося в определении целей своего образования и обязанности образовательных учреждений в перед государством и учащиеся в реализации этих целей (см. статья 14).

2) «ГОС по математике» - описаны цели общего математического образования на разных ступенях обучения с учетом потребностей учащегося (см. Методическое письмо по преподаванию математики// авторы - составители: В.М. Ищенко, П.Ф. Севрюков, Т.И. Черноусенко таблица 1)