Крузенштерн иван федорович кругосветное путешествие. Иван Федорович Крузенштерн: биография, путешествия и открытия мореплавателя, интересные факты

Иван Федорович Крузенштерн с детства мечтал стать военным моряком. И его мечте было суждено осуществиться. Но, прослужив совсем не долго на морских военных кораблях, он понял, что его настоящее призвание, это исследование необъятных и таинственных океанских просторов.

Детство и юность

Родился будущий знаменитый мореплаватель в 1770 году в Ревеле в семье обрусевших немецких дворян. Никто из его рода до него не был связан с морем. Но оно влекло Ивана с самых ранних лет. Поэтому, когда ему исполнилось 16, он, не раздумывая, поступил в морской кадетский корпус.

Из-за вспыхнувшей войны со шведами, юный Крузенштерн выпускается из него досрочно в звании и принимает участие в морских сражениях. Но все они происходили у родных балтийских берегов, а юношу уже тогда тянуло к далеким морским странствиям.

Не имея другой возможности осуществить свою мечту, Иван Федорович в 1793 году поступает на службу в британский флот. Шесть лет он бороздит на английских кораблях воды Атлантического и Индийского океанов. Именно в это время у него рождается мысль о первой кругосветной морской экспедиции.

Кругосветное плавание и научная деятельность

Вернувшись в Россию, Крузенштерн разработал и представил проект создания морского пути из балтийских портов на Аляску. Его сначала отклоняют. Но потом, когда встает вопрос о кругосветной экспедиции, Ивану Федоровичу поручают возглавить это дело.

В 1801 году на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под руководством Крузенштерна снаряжается и отправляется в плавание первая русская кругосветная экспедиция. Впрочем, назвать ее просто кругосветным плаванием никак нельзя. Длилась она два с половиной года и имела большое научное значение. За это время удалось нанести на карту множество еще неоткрытых островов и уточнить некоторых неучтенных островных земель. Также было исследовано 1000 километров побережья острова Сахалин и была выяснена причина свечения северного моря.

После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.

Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский , впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.

Крузенштерн Иоганн Антон (Иван Федорович) (1770-1846) - русский мореплаватель, адмирал, почетный член петербургской Академии Наук.

Иван Федорович Крузенштерн родился в дворянской семье 8 ноября 1770 года. В 14 лет он стал воспитанником Морского кадетского корпуса. В конце мая 1787 года он был произведен в гардемарины и летом ушел в свое первое учебное плавание по Балтийскому морю.

В 1788 окончил Морской кадетский корпус, в том же году участвовал в Голландском сражении. В 1793 был направлен волонтёром в Англию для совершенствования в морском деле. Плавал в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. В 1799 вернулся в Кронштадт.

В 1802 Иван Федорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции (1803-06). 7 августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах "Надежда" (на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым) и "Нева" (которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский). Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на "Неве" пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: "Нева" отправилась к берегам Аляски, а "Надежда" прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно в Петропавловск-Камчатский, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.

Летом 1805 впервые приблизился к берегам Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин не остров и соединен с материком перешейком. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в конце лета 1806 - в Кронштадт.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определили ее удельный вес, прозрачность и цвет; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана. Во время плавания Крузенштерна впервые было положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; Крузенштерн произвёл опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.

Беспримерное в истории отечественного мореплавания путешествие закончилось блистательно. Оно не только имело неоценимое научное и практическое значение, но и явилось новым доказательством доблести и трудолюбия русских моряков. Это историческое плавание полностью подтвердило мысль о том, что доставлять товары на большие расстояния удобнее и выгоднее именно морским путем. Таким путем Россия может вести и торговлю с Китаем.

Отечественные ученые приветствовали российских первооткрывателей. Петербургская Академия наук направила Крузенштерну специальное послание: "Ожидания академии были оправданы самым блистательным образом, и это столь же смелое, сколь и счастливое плавание, совершенное под Вашим благоразумным управлением, не только возвысило славу русского флота в глазах всей Европы, но и обогатило науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими предметы естествознания и географии".

Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в 3-томном труде "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева" (1809-12, 2 изд. 1950).

С 1811 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен инспектором, а в 1827 - директором Морского кадетского корпуса.

В 1842 году, уже будучи в звании адмирала, Иван Федорович ушел в отставку и уехал к себе в имение. Но трудиться не прекращал, и в 1845 году вместе с другими крупными исследователями- Ф. П. Врангелем, Ф. П. Литке и К. М. Бэром - принял участие в создании Русского географического общества, ставшего впоследствии крупнейшим центром географической науки в России.

Именем Крузенштерна названо двенадцать географических пунктов, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде...

Иван Федорович Крузенштерн умер 12 августа 1846 года. Он похоронен в Домском соборе в Ревеле (Таллинн).

6 ноября 1873 года в Петербурге, на набережной Васильевского острова, напротив Морского кадетского корпуса был установлен памятник. Его авторы - скульптор И. Н. Шредер и архитектор И. А. Монигетти, "Первому русскому плавателю вокруг света Ивану Федоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг", - гласит надпись на нем.


Иван Федорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн) - российский мореплаватель и адмирал. Родился 19 ноября 1770 года, скончался 24 августа 1846 года. Крузенштерн - уникальная историческая личность, его имя неразрывно связано с русской географией и океанологией. Иван Федорович стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции. Он впервые нанес на карту большую часть побережья Сахалина, был одним из учредителей Русского географического сообщества.

Биография

Путешественник-исследователь Крузенштерн - по национальности потомок немецкого обрусевшего дворянского рода Крузенштернов. Адам Крузенштерн стал седьмым ребенком в семье шведского судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна и Христины Фредерики, урожденной фон Толь. Семья Крузенштерн подарила Европе несколько видных деятелей, среди которых особенно известны немецкий дипломат Филипп Крузий и адмирал шведского флота Мориц-Адольф Крузенштерн, который приходился Ивану Крузенштерну двоюродным дядей. Возможно, именно рассказы дядюшки так впечатлили мальчика, что он стал мечтать о море. Адам находил книги о морских сражениях в отцовской библиотеке и по много раз перечитывал их. Именно поэтому, когда юноше исполнилось 15 лет, сразу после окончания городской школы при Домском соборе в Ревеле, было принято решение отдать его на обучение в Морской кадетский корпус в Крондштате.

Обучение в кадетском корпусе

Несмотря на престижность учебного заведения, жизнь кадетов оказалась непростой: питание было скудным, аудитории не отапливались, а в казармах отсутствовали окна. Для дворянского мальчика, привыкшего к домашнему уюту, учеба стала настоящим испытанием. Несмотря на то, что Иван Федорович старался вспоминать только приятные моменты, своих сыновей, когда они заявили о желании стать моряками, определил в Царскосельский лицей. В 1787 году Иван Крузенштерн был произведен в гардемарины. Однако полную программу обучения пройти не удалось: началась русско-шведская война - всех кадетов досрочно выпустили прямо в бой.


Гогландское сражение


Военная служба

В 1788 году Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский были отправлены на службу на корабль «Мстислав». В отличие от остальных выпускников чина мичмана ему не дали, а лишь указали в документах - «проходил службу за мичмана». В том же году Иван Федорович участвовал в Голладском сражении, а позже, в 1789, - в Эландском. В 1790 сражался при Ревелле, Красной Горке и Выборгской бухте. Начальство заметило моряка, который показал себя как человек отважный и мужественный. После некоторых обсуждений Иван Крузенштерн был произведен в лейтенанты. После военных баталий жизнь показалась молодому лейтенанту пресной, и он попросил направить его туда, где еще велись сражения. Так оно оказался в Англии, где по приказу главнокомандования начал знакомиться с традициями местного флота. На английском судне он совершил плавание к берегам Северной Америки и Филадельфии, посетил Южную Америку, Барбадос, Суринами и Бермудские острова. Ходил в Бенгальский пролив, целый год прожил в Индии. Английская «командировка» Ивана Крузенштерна продлилась 6 лет.


Первая кругосветная экспедиция Крузенштерна

В 1799 году Крузенштерн вернулся в Россию. Желая открыть путь для русской торговли в Индию, он подал в Адмиралтейство проект кругосветного плавания. Идея была отклонена. Причинами послужили неизвестность Крузенштерна и тяжелое финансовое положение России, воевавшей тогда с Францией. Ситуация изменилась с приходом Александра I. В 1802 году поступило такое же предложение от руководства РАК, и вот тогда вспомнили об Иване Федоровиче. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского было предпринято в 1803–1806 годах. Корабли Крузенштерна и Лисянского назывались «Надежда» и «Нева». Командовали кораблями Иван Крузенштерн и капитан-лейтенант Юрий Лисянский соответственно.

26 июля (7 августа) 1803 года экспедиция отплыла из Кронштадта. Корабли направились через Атлантический океан и 20 февраля (3 марта) обогнули мыс Горн. На севере Тихого океана внимание экспедиции привлекли Камчатка, Курильские острова и Сахалин. В Крондштат участники первого кругосветного путешествия вернулись 7 (19 августа) 1806 года. В своем журнале Крузенштерн рассказал о культуре, экономических особенностях увиденных мест, интересны факты, иллюстрирующие быт дикарей. В записках Лисянского сохранились описания берегов Ситки и Кодиака. Нельзя сказать, что экспедиция прошла гладко. Первая ее часть была омрачена эксцентричным поведением графа Федора Толстого, которого даже пришлось высадить на Камчатке, и конфликтом между Крузенштерном и послом Николаем Рязановым, который официально был главой экспедиции. Рязанову и Крузенштерну приходилось делить одну каюту. Отношения обострились настолько, что единственным способом для общения стали записки. Одной из причин недовольства Ивана Федоровича было то, что свита посла стесняла команду на небольшом корабле. Прибыв в Петропавловск- Камчатский, Рязанов пожаловался местному губернатору на непокорный экипаж. Позже глава экспедиции сообщил, что Крузенштерн принес ему официальные извинения.


Маршрут кругосветного плавания Крузенштерна


После экспедиции

После того, как Крузенштерн совершил кругосветное путешествие, в 1811 году Крузенштерна назначили инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 Иван Федорович завершил работу над инструкцией для кругосветного путешествия 1815–1816 года под руководством Коцебу, который принимал участие в первой экспедиции. Затем Крузенштерн отправился в Англию для покупки всех необходимых для путешествия инструментов. После возвращения он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря» и приложения под названием «Собрание сочинений, служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря».



Руководство морским кадетским корпусом

В 1827 году Крузенштерна назначили директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. В 1828 году стал почетным членом Московского университета. Иван Крузенштерн занимал пост директора 16 лет. За время его работы произошло множество положительных изменений: были введены новые учебные предметы, библиотеки и музеи пополнились пособиями, был учрежден офицерский класс.


Деятельность в отставке

В 1842 году адмирал Иван Федорович Крузенштерн ушел в отставку и уехал в свое имение. Однако работать он не прекращал. В 1845 году вместе с другими известными исследователями - Ф.П. Врангелем, Ф.П.Литке и К.М. Бэром - стал учредителем Русского географического сообщества. Иван Крузенштерн скончался 12 августа 1846 года, был похоронен в Домском соборе в Ревелле.


Награды

Орден Святого Георгия IV класса,
Орден Святого Владимира 3-й степени,
Орден Святого Александра Невского,
Алмазные знаки к Ордену Святого Александра Невского
Орден Святой Анны 2-й степени,
Прусский Орден Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste.


Что открыл Крузенштерн?

Иван Федорович Крузенштерн славится многочисленными заслугами и достижениями. Открытия, сделанные Крузенштерном, имеют большое значение не только для нашей страны, но и для всего мира. Например, в 1812-м году Крузенштерн опубликовал свой трехтомник «Путешествие вокруг света...», а в 1813-м его избрали членом многих научных обществ и даже академий в Англии и Дании, Германии и Франции. До 1836 года Крузенштерн издал свой “Атлас Южного моря”, в котором сделал множество гидрографических примечаний. С 1827-го по 1842-й, постепенно повышаясь в званиях, русский путешественник Крузенштерн в итоге дошел до адмирала. Очень многие выдающиеся путешественники и мореплаватели обращались за поддержкой или советом к Ивану Федоровичу. Кроме того, долгое время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию.

Труды

Wörtersammlungen aus den Sprachen einiger Völker des östlichen Asiens und der Nordwestküste von Amerika (СПб.,1813);
Memoire sur une carte da detroit de la Sonde et de la rade de Batavia (СПб., 1813);
Beiträge zur Hydrographie d. grösseren Oceane (Лпц., 1819);
Статьи в Bulletin акад. наук, «Записках» адмиралтейского д-та (1807 - 27), Nouvelles Annales de Geographie de Malte-Brun и др. изданиях.

Труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“» был издан на русском языке трижды:

Первое издание. Его первая часть увидела свет в 1809 году, вторая и третья - в 1810 и 1812 соответственно. Уже в 1813 году из печати вышел «Атлас» большого формата, который содержал карты и иллюстрации. Третья часть стала научной, в ней были отражены результаты наблюдений, таблицы долгот.

Второе издание появилось в 1950 году с изменениями и сокращениями. Была выпущена ускоспециализированная информация, которая требовала дополнительных комментариев, практически полностью отсутствовала третья часть: остались только нотные записи камчадальской и маркизской музыки и письмо министра коммерции графа Н.П. Румянцева.

Третье издание, вышедшее в свет в 2007 году, полностью повторяло вариант 1950 года. Единственное отличие - новое предисловие.

В память о Крузенштерне

6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, занял свое место памятник Крузенштерну.
Авторами проекта стали скульптор И.Н. Штерн и архитектор И.А. Монигетти. Монумент был установлен на частные средства, однако небольшая финансовая помощь была получена и от государства.

В 1993 году Банк России выпустил серию памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».

В честь И.Ф. Крузенштерна были названы:

остров Крузенштерна,
пролив Крузенштерна,
риф Крузенштерна,
кратер на видимой стороне Луны,
корабль "Крузенштерн"

Имя путешественника носят:

Барк «Крузенштерн»,
Ледокол «Иван Крузенштерн»,
Самолет авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A320 c номером VP-BKC.

Интересные факты

Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя - Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга - Ивана Федоровича Лисянского.

Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

Крузенштерн отличался хорошей физической формой. Как отмечали современники, он выделялся на фоне сильнейших матросов своим атлетическим телосложением и богатырской грудью. Недоумение моряков вызывал тот факт, что путешественник возил с собой две двухпудовые гири. С ними он ежедневно выполнял свое любимое упражнение - швунг жимовой.

Иван Федорович любил домашних животных. В экспедициях его сопровождал спаниель, который стал любимцем команды. У моряков даже появился ритуал: почесать за ухом у спаниеля, чтобы плавание прошло удачно. Известны случаи, когда дикари, никогда не видевшиеся животных с такими длинными ушами, в ужасе разбегались.

В плавании Крузенштерна принимали участие Федор Толстой и Николай Петрович Рязанов. Последний известен благодаря Андрея Вознесенского и рок-опере «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова.

Имя исследователя-путешественника упоминается в мультфильме «Зима в Простоквашино». Кот Матроскин рассказывает, что именем Крузенштерна назван пароход, на котором плавала его бабушка.

В 1799 году Крузенштерн из своего путешествия на английском фрегате Oiseau в Юго-Восточную Азию привез список памятника малайской словесности «Малайские родословия». Сейчас он хранится в архиве Института восточных рукописей в Санкт-Петербурге.

Иван Фёдорович Крузенштерн

Основные события

Первое русское кругосветное плавание

Вершина карьеры

Адмирал, почетный член Академии наук

Орден Святой Анны 2-й степени

Иван Фёдорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, нем. Adam Johann von Krusenstiern ; 19 ноября 1770 - 24 августа 1846 - российский мореплаватель, адмирал. Закончил Морской кадетский корпус. Участник войны со Швецией (1788-1790гг.) Ветеран Гогландского и Эландского сражений. После войны прошел стажировку во флоте Великобритании, в ходе которой воевал с французами у берегов Северной Америки. В 1803-1806гг. руководил первым русским кругосветным плаванием. В последующие годы жизни передавал накопленный опыт сначала как инспектор, а потом и директор Морского кадетского корпуса.

Биография

Детство

Иван Федорович Крузенштерн, происходит из обрусевшего немецкого дворянского рода, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791).

С 12 лет три года получал образование в церковной школе, которая находилась в городе Ревель. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе находившемся в Кронштадте.

С раннего детства будущий адмирал мечтал обойти по морю земной шар. Осуществить свою мечту удалось не сразу.

Служба

Был выпущен из Морского кадетского раньше времени (май 1788 г.), так как началась война со Швецией. Произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав», которым командовал Григорий Иванович Муловский.

Гогландское сражение

6 июля 1788 года в Финском заливе, в пятидесяти километрах к западу от острова Гогланд, встретились русская и шведская эскадры. Эскадры выстроились в линию - одна напротив другой. Движение кораблей было затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически, корабли неприятелей несколько долгих часов прицельно расстреливали друг друга.

Русская эскадра потеряла более трехсот человек убитыми и более шестисот ранеными. Больше всех пострадал корабль Муловского «Мстислав». Он практически потерял управление, был искорежен ядрами шведских пушек, но оставался в строю до самого конца боя. Победа была за русскими, самый мощный шведский корабль - «Принц Густав» - сдался в плен, остальная неприятельская эскадра поспешила отступить. Преследовать ее бросился едва живой «Мстислав».

Шведы укрылись в морской крепости Свеаборг. До поздней осени русский флот держал осаду. Участвовал в ней и «Мстислав». На нем были убиты и ранены почти все офицеры, и мичмана Крузенштерна назначили помощником командира корабля.

В следующем году, Иван Федорович принимал участие в Эландском сражении, а через два года (1790г.) в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте. По совокупности результатов своих действий произведён в лейтенанты в 19 лет.

В 1793 году, в числе двенадцати офицеров-отличников, с целью усовершенствования морского дела был направлен в Англию, которая была величайшей морской державой того времени. С англичанами ходил к берегам северной Америки, где сражался с французами. В этом путешествии, Крузенштерн посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова. Для исследования ост-индских вод и открытия русских торговых маршрутов в Ост-Индию, им был посещен Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту, Крузенштерн решил, что она более выгодно могла идти прямо морем, он имел также в виду установить прямые отношения метрополии с русскими владениями в Америке.

Кругосветное плавание

Маршрут кругосветного плавания Крузенштерна

В Петербурге Крузенштерн представил в 1799 властям свои соображения, но проект его был отвергнут. В 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление Русско-Американской компании, император Александр I проект утвердил. Чтобы его исполнить снарядили первую русскую кругосветную экспедицию. Так сбылась давняя мечта Ивана Фёдоровича.

«Надежда» и «Нева» - вот названия кораблей из которых состояла экспедиция, вошедшая в историю отечественного мореплавания как первое русское кругосветное путешествие.

Надеждой командовал сам Крузенштерн, Невой - ещё один замечательный русский моряк, капитан-лейтенантом Лисянский. Плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия из Кронштадта. Путь пролегал через Атлантический океан и 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники экспедиции обратили особенное внимание на Камчатку, Сахалин и Курильские острова. 19 августа 1806 года в Кронштадте, кругосветное плавание закончилось.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) - Копенгаген (Дания) - Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) - Флорианополис (Бразилия, Португалия) - Остров Пасхи - Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский (Россия) - Нагасаки (Япония) - Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) - Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) - Ситка (Аляска, Россия) - Кадьяк (Аляска, Россия) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены (Великобритания) - о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) - Портсмут (Великобритания) - Кронштадт (Россия).

В период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:

  • были значительно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (измерение температуры на разных глубинах, определение солености и удельного веса воды, скорости течений и т.п.);
  • было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный берег Сахалина, исследована часть Курильской островной гряды;
  • установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске.

    Крузенштерн не только открыл и провел съемки многих островов, описал часть северо-западного побережья Тихого океана, составил первый атлас этого океана, но и стал одним из основоположников океанологических исследований. Экспедиция собрала богатые ботанические, зоологические, этнографические коллекции, провела большое число астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала Крузенштерна своим почетным членом. В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 - 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

    Директор морского кадетского корпуса

    Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн.

    В 1811 году Крузенштерн был определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815-1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания, Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824-1827; дополнение СПб., 1835-36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

    В 1827 году Крузенштерн назначен директором Морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением его библиотеки и музеев многими учебными пособиями. Именно в это время созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позже были преобразованы в Военно-Морскую академию. При Крузенштерне в Морском кадетском были отменены телесные наказания.

    В отставке

    В звании адмирала, в 1842 году Иван Федорович подал в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М.Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.

    Похоронен Иван Фёдорович в Домском соборе Таллина.
    После себя он оставил трех замечательных сыновей, которые продолжили служить на благо России.

    Личностные характеристики по воспоминаниям современников

    Физически, Крузенштерн был развит просто великолепно. Современники отмечали, что он выделялся своей силой, имел атлетическое телосложение, его плечевой пояс и богатырская грудь превосходили самых крепких матросов экспедиции. Также известно, что он во время кругосветного путешествия, ежедневно по 30-40 минут упражнялся с двумя двухпудовыми (32 кг.) гирями. Больше всего Крузенштерн любил выполнять - швунг жимовой.

    Адмирал души не чаял в своих домашних животных. Во всех путешествиях его сопровождал пес породы спаниель, которых быстро стал любимцем команды. Суеверные матросы, даже ввели традицию, перед отплытием трепать бедное животное за длинные висячие уши. Можно конечно относится к этому с усмешкой, но путешествия Крузенштерна, после такой "трепки" проходили на удивление безболезненно. На экзотических островах, пес становился секретным оружием Ивана Федоровича - известны ситуации, когда аборигены, в жизни не видевшие животных с такими длинными висячими ушами, разбегались в ужасе, едва завидев спаниеля.

    Награды

    • Орден Святого Георгия 4-й степени
    • Орден Святого Александра Невского с бриллиантами
    • Орден Святого Владимира 3-й степени
    • Орден Святой Анны 2-й степени
    • Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах»

    Увековечивание памяти

    В Санкт-Петербурге, Ивану Фёдоровичу установлен памятник. 12 географических пунктов носят, имя Крузенштерна. Например, атолл в архипелаге Маршалловых островов. Также, его именем назван барк.

  • «Иван Федорович Крузенштерн - человек и пароход». Многим людям, особенно жившим в советское время, знакомо это знаменитое высказывание из мультипликационного фильма «Простоквашино», однако мало кто сейчас задумывается о том, что Иван Федорович на самом деле является выдающимся человеком.

    Это уникальная историческая личность, один из основателей российской океанологии, легендарный мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской Академии Наук, поразительно умный и сильный духом человек. Он существенно повлиял на историю морских экспедиций и мореплавания. Также стоит заметить, что именно Крузенштерн в свое время стал автором первого в мире «Атласа Южного моря» и принял участие в кругосветном плавании. На данный момент Крузенштерн Иван, биография которого является частью любой российской учебной программы, считается поистине легендарной фигурой.

    Краткая биография

    Иван Крузенштерн (1770-1846) р одился 8 ноября года в очень зажиточной семье, имевшей дворянское происхождение. Род Крузенштернов представлял собой обрусевших немцев, и его основателем был прадед Ивана - Филипп Крузиус. Отец мальчика работал судьей.

    По достижении 12 лет Иван был отправлен в церковную школу (г. Ревель), в которой успешно проучился два года. Но с самого раннего детства он грезил морскими путешествиями, поэтому по окончании этой школы Крузенштерна приняли в Морской кадетский корпус г. Кронштадта. Закончил обучение кадет уже в 1788 году в связи с началом Русско-Шведкой войны, в которой, несмотря на юный возраст, принимал активное участие в звании мичмана.

    В 1788-1789 годах участвовал в Гогландском и Эландском сражениях, за что был отмечен командованием и получил звание лейтенанта.

    Волонтерство в Великобритании

    В начале 1793 года ровно двенадцать передовиков офицерской службы и отличившихся направили на территорию Англии для того, чтобы совершенствовать свои навыки мореходства. Иван со своим коллегой и другом Юрием Лисянским тоже оказываются в числе удостоившихся поездки. Этот момент, можно сказать, перевернул жизнь будущего адмирала и стал решающим.

    После мореплавания по родным водам он долгое время ходил на фрегате под английским названием «Thetis » у северных берегов Америки. На этом же мощном судне тогда еще лейтенант большое количество раз участвовал в сражениях с французскими кораблями, плавал на Барбадос и Бермудские острова.

    Позднее, чтобы улучшить маршрут российской торговли, Крузенштерн занимался исследованием вод Бенгальского залива. Кроме того, несмотря на молодой возраст, офицер пытался установить связь метрополии с владениями России, которые располагались в Америке, чтобы иметь возможность поставлять им необходимую продукцию.

    В то же время он не оставлял мечты о кругосветном плавании, основной целью которого стало бы усовершенствование русского флота, составление отдаленных маршрутов, а также развитие колониальной торговли.

    И поэтому, находясь на службе в водах океанов, всеми силами изучал предстоящий ему путь.

    Набравшись знаний и опыта в английских плаваниях, Иван Федорович решает вернуться на родину спустя шесть лет заграничной работы. В Петербурге амбициозный моряк стал всячески продвигать свою идею, но не встретил понимания в правительстве.

    Открытия

    Осмелев, по прошествии всего трех лет Иван второй раз обращается к российскому императору. Теперь немилость Александра I сменяется на добродетель, и он велит снарядить экспедицию, во главе которой назначает И. Ф. Крузенштерна.

    В запланированную экспедицию вошли два корабля - «Надежда» и «Нева».

    Свое судно Крузенштерн лично готовил к плаванию. Морские титаны отплыли в морское путешествие в 1803 году из города Кронштадт. Затем, пройдя Атлантический океан, обошли мыс Горн в северной области Тихого океана. Причалила экспедиция 19 августа 1806 года.

    Итогами кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского стали многочисленные коллекции по ботанике и зоологии изученной местности, исследования океанических просторов, этнографии, а также открытие западного побережья Японии и западного пути к Аляске и Камчатке.

    Итоги работы И. Ф. Крузенштерна:

    • нанес на карты много неизученных ранее объектов;
    • провел тщательное глубоководные исследования океанических вод;
    • расследовал причины свечения моря;
    • собрал и сопоставил полную и точную информацию об отливах и приливах различных регионов;
    • изучил побережье Сахалина, Курильских островов и западное побережье Японии;
    • мореплаватели установили новый прямой маршрут к Аляске и Камчатке.

    Научная деятельность

    Научная деятельность стала еще одним пристрастием адмирала после завершения основной карьеры.

    Через 2 года после прибытия он принялся за работу над путевым очерком «Путешествие вокруг света», которое завершил в 1812 году. В нем деятель описал мельчайшие подробности путешествия и хронологию событий. Сочинение имело большой успех и даже было переведено на множество иностранных языков.

    Позднее Иван Федорович составил «Атлас Южного моря». Стоит отметить, что этот человек был первым, кто издал атлас Тихого океана с наиболее точными астрономическими, биологическими и этнографическими наблюдениями. Для 19 века атлас стал настоящим открытием. Он содержал колоссально информативные сведения, максимально точные планы, карты и рисунки.

    Иван Федорович состоял в большом количестве известных научных обществ и академий Европы. В течение долгого времени руководил корпусом Морских кадетов.

    Память в честь Крузенштерна

    В 1842 году адмирал ушел в отставку. Умер он в 1846 году, 24 августа, но память о нем будет жить вечно, ведь Россия очень гордиться таким соотечественником.

    Парусник «Крузенштерн» - барк, судно российского морфлота (учебное) - одно из самых крупных парусных судов в мире. Этот корабль был построен на территории Германии в 1925 году и изначально носил имя «Падуя». Но после Великой Отечественной войны регата перешла во владение к Советскому Союзу и стала носить гордое название в честь адмирала-флотоводца Крузенштерна Ивана Федоровича.

    Именем этого великого человека также назвали риф и пролив. А в 1993 году Российский Банк выпустил памятные монеты серии под названием «Первое кругосветное русское путешествие».

    В 1874 году в городе Санкт-Петербурге два выдающихся скульптора Монигетти и Шредер сконструировали монумент, изображающий адмирала, стоящего скрестив руки на груди. В одной руке памятник сжимает подзорную трубу как символ мореплавания.

    Видео

    Подробнее о первом русском кругосветном путешествии можно узнать из видео.