Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука в словах. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука в слогах, словах Конспект занятия на автоматизация звука с садик

Конспект индивидуального логопедического занятия

"Автоматизация звука [с] в слогах и словах".

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
Задачи:
- закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
- упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
- закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в слове;
- упражнять в правильном согласовании существительных с числительными, в употреблении существительных в винительном падеже;
- развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Приветствие.
Наши гости принесли тебе конверт и просили открыть его на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? (Открываем конверт.) Но что это?! В нем еще конверт, какого он цвета! (уточнить цвет конверта) А в этом конверте... какие-то картинки. Что они означают? (упражнения для язычка). Так значит, что мы сейчас будем делать? (зарядку для язычка).

II. Артикуляционная гимнастика.
«Лягушка».
«Лопата».

«Чистим нижние зубки».

III. Работа по теме занятия.

1. Совместное определение темы.
Ты подготовил свой язычок к занятию, давай посмотрим, что есть ещё в конверте.
(уточнить цвет конверта), (учитель – логопед достаёт схему звука [с])
Нужно попытаться эту схему прочитать, если ты её разгадаешь, то поймёшь, с каким
звуком мы будем сегодня работать.
(Описание схемы: губки в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубки, а сам язычок приподними горкой и спусти с горки ветерок.) Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук [с]).
Правильно, получилась песенка насоса - с-с-с. Повтори её ещё раз.
Ты уже догадался, с каким звуком мы будем работать сегодня на занятии? (со звуком [с]) Да, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [с] в слогах и словах.

2. «Портрет звука». Вот и ещё один конверт. (уточнить цвет конверта).
С помощью карточек, которые лежат в этом конверте, расскажи, в каком положении находятся губы, зубы, язык, как работает горлышко при произнесении звука [с].
Опиши, воздушную струю, которая выходит изо рта, когда произносишь звук [с].

3. Развитие фонематического восприятия.
Посмотри, у нас в конверте лежит флажок, помаши им, когда услышишь звук [с] в слогах: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.
4. Закрепление произношения звука в слогах, словах.
5. Автоматизация звука в слогах.
Развитие мимической и интонационной выразительности.
Что же ещё есть в конверте? (уточнить цвет конверта) Что это? (самолёт)
Решил Язычок полетать на самолёте. Вот пролетает он над горами и весело кричит, а эхо за ним всё повторяет. А что такое эхо? (объяснить значение слова «эхо»). Повторение звуков в горах, в лесу – вот что такое эхо. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Эхо». Тебе нужно повторять слоги, которые ты услышишь. Крикнул Язычок: «Са!» А эхо повторяет: «Са». Не поверил Язычок, что эхо может повторять звуки, и спросил «Сы»?, и эхо его спросило «Сы »?. Удивился Язычок, что эхо всё правильно повторяет и с удивлением сказал «Сэ», и эхо с удивлением ответило «Сэ». Обрадовался Язычок, что подружился с эхом и на радостях закричал ему «Су»!, и оно также радостно ответило «Су»!
А теперь и мы с тобой отправимся в горы и продолжим игру «Эхо», я произнесу слог, а тебе его нужно повторить столько раз, сколько показывает цифра над горой.
Физкультминутка.
«Буратино».
6. Автоматизация звука в словах.
Вернулся Язычок домой. Помоги ему назвать животных, которых он встретил во дворе, но только тех, в названиях которых есть звук [с]. (Язычок встретил собаку…) Каких животных ты не назвал? Почему? В названиях ещё каких предметов есть звук [с], назови их.

7. Лексико – грамматическая работа.
Посчитай вместе с Язычком аистов, гусят.
следи за произношением звука [с]).

IV. Подведение итогов

1.Какой звук продолжали учиться правильно произносить?
2. Охарактеризуй звук [с].
3. Для чего нужно правильно произносить звуки?
4. Во что складываются звуки?
Молодец, спасибо за занятие, ты очень хорошо поработал!

Пояснительная записка к коррекционному индивидуальному занятию «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.

От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

С точки зрения высшей нервной деятельности - это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры - слоги и слова.

Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, а в дальнейшем к предложениям и различным видам развернутой речи.

Целью данного коррекционного индивидуального занятия является автоматизация звука С в прямых слогах.

Задачами данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука С является:

1. Обучающие задачи:

  • закрепление знаний о механизмах образования данного звука — изолированно, в прямых слогах.
  • формирование понятий «звук», «слог».

2. Развивающие задачи:

  • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
  • развитие неречевых психических процессов.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса к содержанию занятия;
  • воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения;
  • воспитание языкового чутья, коммуникативных навыков.

4. Коррекционные задачи:

  • устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов
  • преодоление речевого негативизма;
  • повышение эффективности коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.

Предлагаемый коррекционное индивидуальное занятие по автоматизации звука/С/ предназначен для детей 6-7 лет.

Этапы занятий четко выделены, взаимосвязаны и последовательны и учитывают зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста.

Используемые технологии в коррекционной работе:

  • игры и игровые приемы;
  • словесные инструкции;
  • наглядные методы;
  • использование графических схем;
  • здоровьесберегающие технологии: использование массажных мячиков
  • мультимедийные технологии- слайд- презентация как часть занятия.

Новизной данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах является: интеграция в образовательный процесс современной мультимедийной технологии. На сегодняшний день, это удобный и эффектный способ представления информации с помощью слайд — презентаций. Использование мультимедийных средств обучения позволяет привнести в непосредственно образовательную деятельность эффект наглядности и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание детей на значимых моментах излагаемой информации; создает наглядные эффектные образы в виде фотографий, рисунков, слайд-шоу, звукового оформления и дикторского сопровождения, видеофрагментов и анимации, трехмерной графики, т.е. тех факторов, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют ребенку достичь гораздо большего эффекта, а именно – запоминать 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Таким образом, с помощью ярких слайд –презентаций процесс восприятия и запоминания новой информации детьми происходит быстрее и эффективнее.

Следовательно, современная мультимедийная технология обучения помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение и речь.

При составлении данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах использовались следующие пособия:

  • Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников
  • Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
  • Методическое пособие Борисова Е.А. «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»
  • интернет- ресурсы.
  • программа Microsoft Power Point.

Конспект индивидуального занятия.

Тема: «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».

Цель :

  • автоматизация звука [С] в прямых слогах

Задачи:

  • Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
  • Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
  • Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.
  • Упражнять в определении наличия звука в слогах.
  • Познакомить с буквой, обозначающей звук С
  • Развивать внимание, мышление.
  • Воспитывать интерес к содержанию занятия;
  • Устранять неправильный артикуляционный уклад изучаемого звука: изолированно, на материале слогов.
  • Преодолевать речевой негативизм.
  • Повышать эффективность коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.

Оборудование:

  • Большой конверт с вложенными в него заданиями;
  • картинки-символы к артикуляционным упражнениям;
  • схема артикуляции звука [с];
  • карточки для упражнения «Доскажи словечко»,картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо, компьютер, слайд-презентация.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Орг. момент Мне сегодня передали письмо и сказали от­крыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом письме?Открываем конверт.

Но что это?! А в этом конверте… какие-то картинки. Что же
они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался: «Я знаю! Это для меня упражнения!»

Как ты думаешь это задания для язычка, чтобы он научился какой звук правильно произносить? Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше.

Открывают письмо.Рассматривают картинки: горка, лопатка, насос, заборчик…
2.Сообщение темы занятия Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук С в слогах.А помогут нам интересные задания из этого конверта.
3. Выполнение артикуляционной гимнастики. Упражнение для губ «Улыбка»Упражнения для языка: «Лопатка», «Язычок силач», «Чистим нижние зубки», «Горка».

Упражнение на выработку воздушной струи: «Дуем в соломинку»

Выполнение упражнений.
3.Анализ артикуляции звука Рассматривание артикуляционного профиля и обсуждение артикуляционной позы:- когда мы произносим звук с –кончик языка куда упирается в нижние или в верхние зубы?,

Губы принимают какую форму: круглые или в улыбке?

Зубы сомкнуты или разомкнуты?

Куда направлена воздушная струя при произнесении звука с?

- когда мы произносим звук с- кончик языка упирается в нижние зубы.- губы в улыбке

Зубы сомкнуты, но остается небольшая щелочка

Воздушная струя направлена посередине языка

4.Характеристика звука(СЛАЙД) Давай дадим характеристику звуку С.-Какой это звук гласный или согласный?

Какой звук С- твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем?

Звук С – глухой или звонкий? (почему?)

Это согласный звук, потому что при произнесении звука С –воздушная струя встречает преграду во рту (зубы).- Звук С –твердый, обозначаем синим цветом.

Звук С- глухой, потому что при произнесении голосовые связки не работают.

5.Закрепление звука в изолированном виде. Давай посмотрим какие задания есть еще в конверте. Открой его аккуратно и произнеси: с-с-с.Из конверта высыпа­лись карточки. Давай попробуем с ними разобраться.

Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я чи­таю слово, а ты в конце произносишь звук [с].

Остальные картинки представлены на слайде.

Картинки (Логопед, про­говаривает слова без последнего звука: глобус, автобус, насос, ана­нас, абрикос, пылесос.)

Открывает конверт и произносит звук С изолированно.Договаривает
6.Связь звука с буквой.(СЛАЙД) Давай вспомним, что такое звук и буква?ЗВУК БУКВА

Звук С обозначаем буквой С.

Элемент у буквы С направлен в какую сторону: вправо или влево?

Звук слышат и произносят, а букву — видят, читают, пишут.Элемент у буквы С направлен в правую сторону.
7.Развитие фонематического слуха. Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко со­жми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.Какой звук ты сейчас ловил? Звук С
8.Автоматизация звука С в открытых слогах. Чтобы каждый узелок развязать, нуж­но произнести волшебные слова:са — са –са

сы -сы-сы

са — са –са

сы-сы -сы

са — са -са

сы-сы-сы

сэ -сэ-сэ

сэ-сэ -сэ

сэ-сэ-сэ

Это шнурок с узелками.Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге, то на последнем слоге.
9. Звуковой анализ слога СА (СЛАЙД) - Послушай: сколько звуков я произнесла: СА- Назови первый звук и второй.

Давай обозначим фишками и буквами эти звуки.

Звук С- какой фишкой обозначим? (почему?)

Аналогично проводится работа с последующим звуком слога.

-Два звука.- Первый звук С, второй-А.

Звук С- обозначаем синей фишкой, потому что он твердый. Под фишкой выкладывает из кассы букв -букву С

10. Домашнее задание Посмотри, в конверте остались какие-то половинки картинок.Давай попробуем из них составить целые кар­
тинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка:бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. А другие картинки собери дома:о - са.ли - са

ве - сы коле - со ко - сача - сы

Выкладывает вторую часть картинки и произносит слог.
11.Итог занятия. Осталось узнать, кто же при­слал нам все эти задания?Узнать не сложно.

Вот вопрос:

У кого длинный нос?

Дружит он с Пьеро, с Мальвиной. Кто же это?..

Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изоб­ражен Буратино.

Оказывается, Буратино решил проверить, спра­вишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник - звук, который ты так красиво сегодня произно­сил. Какой это звук?

Марина Свириденко
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «С» в слогах , словах .

Цель : Закрепление правильного произношения «с» в слогах и словах .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Закреплять правильное произношение звука «с» в слогах , словах .

Коррекционно-развивающие :

Развивать умение в определении места звука в слове .

Развивать фонематический слух, внимания, слуховую память, мелкую моторику.

Воспитательные :

Воспитание положительного отношения к результатам своего труда.

Оборудование : зеркало, картинка девочки, бумажные бабочки, пособие

«Улитка» , картинки на звук «с» , текст, разрезная картинка.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Здравствуй, Лиза. К нам на занятие пришла девочка Соня , она плохо произносит звук , давай ее научим.

2. Сообщение темы.

С какого звука начинается имя Соня ?

Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука «с» в слогах и словах , тебе нужно выполнить разные задания. За каждое выполненное задание, ты получишь часть картинки, когда все части соберешь, то увидишь, какой сюрприз я для тебя приготовила.

3. Основная часть.

Давай покажем Соне, что умеет делать наш язычок.

а) Артикуляционная гимнастика

“Улыбочка”.

“Заборчик”.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

“Качели”.

Улыбнуться. Открыть рот.

На счет 1 – кончик языка за верхние зубы.

На счет 2 – кончик языка за нижние зубы.

“Горка”.

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

“Почистим зубы”.

“Почистить” кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз) . Нижняя челюсть неподвижна.

б) Звуковая дорожка (длительное произношение звука «с» )

в) «Поможем бабочке взлететь»

Над столом подвешены “бумажные бабочки” плавно подуем на них. Следить, чтоб ребенок, выполняя упражнение не надувал щеки.

г) Игра «Здравствуй, пальчик» .

Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные слоги : Са-со-су-сы, ас-ос-ус-ыс

Подготовка, завершена, приступим к выполнению заданий.

За каждое выполненное задание, ты получаешь часть от картинки.

4. Автоматизация в слогах .

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов .

Говорит взрослый. Говорит ребенок

У стены стоит коса, са-са-са, са-са-са

Стоп, сломалось колесо, со-со-со, со-со-со

Страшно вечером в лесу, су-су-су, су-су-су

Мы испачкали носы, сы-сы-сы, сы-сы-сы

Зеленеют все леса, са-са-са, са-са-са

На столе стоят весы, сы-сы-сы, сы-сы-сы

Сумку маме принесу, су-су-су, су-су-су

5. Автоматизация в словах .

Игра «Улитка»

Четкое проговаривание слов со звуком «с» .

«Найди место звука в слове » (картинки)

6. Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

7. Звуковой анализ и синтез слогов .

Какой первый звук в слоге са ? Какой второй? Сколько звуков в слоге са ?

«Хлопни в ладоши, если услышишь звук «с»

Сок, шуба, сумка, лес, жара, самосвал, заяц, собака, коза, оса, каша, стол.

8. Вставь букву и прочти.

…амолет, о…а, ко…а, …о…на, …ушки, шо…. е, …олнышко, вы…окая, …обака, пе…ок, по…уда, ка…. а, …ундук, не…у, бу…ы, воло…ы, колба…а, ко…олапый, пе…ок.

9. Итог занятия .

Молодец, все задания выполнил, теперь собери картинку из частей, и увидишь, свой подарок.

Что получилось? (смайлик)

Правильно, твой сюрприз наклейки, смайлики.

Тебе понравилось занятие ?

Мне и Соне тоже понравилось, как ты старалась на занятии , справилась со всеми заданиями.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложении» Конспект индивидуального логопедического занятияТема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложении» Задачи: -уточнить правильную.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях». Цель - автоматизация звука [Р].

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах ЦЕЛИ Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]. Продолжать учить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразе» Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука Л в слогах, словах и фразе». Коррекционно-образовательные.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р’] в слогах, словах, предложениях» ЦЕЛИ: - закрепить навыки правильного произношения звука [р’] в слогах, словах, фразах; - развивать фонематический слух; - упражнять в определении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Видео XlwMVZFEwr8КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ». Цель: автоматизировать звук.

Организация: МДОУ детский сад № 35 «Звездочка»

Населенный пункт: Московская область, г. Подольск

Цель: продолжать работу над формированием правильного произношения звука [С].

Образовательные:

* Добиваться правильного произнесения звука «с»;

* Дать характеристику и правильную артикуляцию звука «с»;

* Научить произносить звук «с» изолированно, в слогах, словах.

Коррекционно-развивающие:

* Развивать фонематический слух;

* Развивать умение понимать обращенную речь;

* Развивать диафрагмальное дыхание;

* Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

* Развивать мелкую моторику.

Оборудование: игрушка би-ба-бо - свинка, схема (характеристика звука), колючий мячик, домик для определения места звука в слове, предметные картинки, «ветерок».

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Педагог: Смотри, у нас на столе лежит знак вопроса. Давай посмотрим, что там.

Переворачивает карточку.

П.: Это загадка. Давай её отгадаем.

Вместо носа - пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

Толстенькое брюшко,

Маленькие ушки,

Розовая спинка,

Это наша… (свинка).

Правильно – это свинка!

Педагог одевает на руку игрушку би-ба-бо.

П.: Здравствуй, Кирилл! Меня зовут свинка Соня. Я хочу взять тебя в свою волшебную страну звуков. Она называется «Страна звука С». Скажи, а что такое звуки? (ответ ребенка) Правильно, звуки – это то, что мы слышим и произносим. «Звуки слушаем внимательно и произносим старательно. Говорим спокойно,

внятно, чтобы было всем понятно». Скажи, с какого звука начинается имя свинки? Давай произнесем его. Соня. Правильно со звука «С».

2. Анализ артикуляции звука:

Давай произнесем этот звук. Скажи, что делают губки, когда мы произносим этот звук? (Педагог показывает схему - характеристику звука «С») Что делают зубки? Что остается между зубами? (щелочка) Язычок, какой широкий или узкий? (узкий) Куда упирается язычок? (за нижние зубы) Что еще делает язычок? (выгибается горочкой) Какая воздушная струя, когда мы произносим звук «С»? Давай проверим ладошкой. (холодная) Положи ладошку на горло и давай проверим, какой звук «С» глухой или звонкий.

3. Развитие фонематического слуха.

Мы с тобой сейчас поиграем в игру «Хлопушка». Слушай внимательно и когда услышишь звук «С» хлопни в ладоши.

Педагог перечисляет звуки: «Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Щ, Ч, С….». А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком «С»: «ЖА, ЗА, СЫ, ШО, СУ, ЧЕ, ЖИ, СО, ТА, МУ, СУ, ТЫ,…»

4. Физ. минутка:

Мы с тобой хорошо потрудились. Давай отдохнем немного.

Мы подуем высоко: С – С – С … (руки поднимаем вверх)

Мы подуем низко: С – С – С… (приседаем)

Мы подуем далеко: С – С – С…(руки вытягиваем вперед)

Мы подуем близко: С – С – С… (руки подносим к губам)

Молодец, ты справился очень хорошо!

5. Автоматизация звука в слогах и словах:

А сейчас мы поиграем в колючий мячик. Я буду называть слоги и бросать мячик, а ты лови и бросай обратно мне, повторяя эти слоги.

Педагог произносит слоги, ребенок повторяет.

Ты молодец! Соне очень понравилось, как ты произносишь эти слоги. Она еще хочет послушать, как ты произносишь слова со звуком «С».

Педагог произносит слова.

Умница! Соне очень понравилось и она нам поиграть свой волшебный «Ветерок». Нужно вдох сделать через нос, а выдох - через рот. Замечательно!

6. Звуковой анализ слова:

У Сони есть домик из волшебной страны. Она хочет, чтобы ты поселил в этот домик картинки, в названии которых есть звук «С». Он может находится в начале, в середине или в конце слова.

Педагог показывает картинки, а ребенок распределяет картинки.

7. Автоматизация звука в словах:

У Сони есть еще одна игра. Я буду говорить слоги и начало слова, а ты заканчивай.

Са – са – са - о…

Са – са – са - ко…

Со – со – со – коле…

Со – со – со – мя…

Сы – сы – сы – ко…

Сы – сы – сы – ча…

Су – су – су – не…

Су – су – су – па…

8. Итог занятия:

Наше путешествие подошло к концу. Давай вместе с Соней вспомним, что мы сегодня делали (ребенок перечисляет все пройденное). Соня тебе очень благодарна за путешествие и спрашивает, отправишься с ней еще раз в путешествие. Ты сегодня очень постарался. Молодец!

Оргмомент

Релаксационные упражнения. Психогимнастика.

«Чудесные превращения».

Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; чайник со свистком, складной стакан.

Развитие слухоречевого внимания.

Хлопни в ладоши, если услышишь слова - названия посуды.

Развитие мелкой моторики

Выполнение действий в соответствии со смыслом стихотворения.

Воду в чайник наливаем

И заварку засыпаем.

Сахар ложечкой берем

И вареньице кладем.

Будем пить чаек горячий

У себя в саду на даче.

Е. Еголаева

Массаж или самомассаж

Мимические упражнения

Выразите огорчение: разбили чашку.

Артикуляционные упражнения

Упражнения для мышц шеи

«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повороты головы вправо-влево с протяжным произнесением звуков [а], [о].

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Жуем твердую морковь».

Что лежит на подносе? (Морковь.)

«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

Покажите, как грызет морковку зайка.

Упражнения для щек и губ

«Пузатый самовар».

Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар.

Надувание обеих щек одновременно.

Покажи, как ворчит «чайник-ворчун».

Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых.

Упражнения для языка

«Поднос».

Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.

«Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости.

«Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка.

«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.

«Приготовим чашку для чая». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко». «Чашечка стоит на столе».

Выработка продолжительного ротового выдоха. Развитие голоса

«Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.

«Пьем коктейль через трубочку». Короткий вдох ртом. Вытягивание губ узкой воронкой. Продолжительный выдох ртом.

«Выжмем сок в соковыжималке». «Включаем соковыжималку». Произнесение на одном выдохе звукосочетаний дж-дж-дж-дж-дж, дз-дз-дз-дз-дз.

Какой сок ты будешь пить?

В словах должен звучать звук [с]. (Абрикосовый, брусничный, ананасовый, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий. )

Выражение восторга, радости и недовольства при произнесении фразы: «Какая посуда».

Произношение звука в словах. Развитие фонематического восприятия. Практическое усвоение лексико-грамматических форм языка

Вносится игрушка Незнайка.

Незнайка просит нас о помощи. Его друзья послали в магазин купить посуду со звуком [с], а он не знает, что покупать.

Выставляется посуда или картинки с ее изображением. Дети называют посуду. (Салатница, салатник, салфетница, самовар, сахарница, солонка, соусник, сухарница, супница, судок, стакан, поднос, термос, миска, масленка, кастрюля, посуда. )

Определение позиции звука [с].

Поставь на этот стол посуду, в названии которой звук [с] слышится в начале слова. Что ты поставил? В названиях какой посуды звук слышится в конце слова?

Звуковой анализ слова миска.

Незнайка спрашивает, для чего нам нужны эти кружочки. Обозначьте слово миска разноцветными кружочками и расскажите ему о звуках в этом слове.

Обозначение слов судок, миска цветовыми символами, характеристика звуков.

Синтез слова стакан.

- «Собери» слово из «рассыпанных» звуков [с], [н], [к], [т], [а], [а]. Что можно налить в стакан? (Сок. ) «Разбросайте» звуки словасок. Составь словосок из букв.

Согласование существительных с прилагательными

Из чего сделана посуда? Если миска сделана из пластмассы, значит она... (пластмассовая ). Стакан из стекла... (стеклянный). Кастрюля... (металлическая ). Как еще о ней можно сказать? Ее купили очень давно, значит, она... (старая ). Кастрюлю вымыли, значит, она... (чистая ). Какой нож? ... (Острый, металлический. ) Сервиз... (столовый ). Чашки... (фаянсовые ). Стакан... (хрустальный ). Сковорода... (металлическая ). Горшок... (керамический ). Сухарница... (соломенная ).

Падежное управление

«Подскажи слово в чистоговорке».

Кан-кан-кан, вот стоит... (стакан ).

Кане-кане-кане, вкусный сок в... (стакане ).

Онку-онку-онку, насыпаем соль в... (солонку ).

Рюлей-рюлей-рюлей, я иду с полной... (кастрюлей ).

Словообразование

Я учу свою сестренку:

Масло я кладу в масленку,

В чайник чай я наливаю.

И про соль, конечно, знаю:

Я насыплю соль в солонку -

Не просыпать бы тихонько.

Мама кофе очень любит,

Для него кофейник служит.

А для супа - супница,

Знаю все, я - умница.

А детки догадаются,

Как это называется?

Н. Нищева

«Подбери слову пару».

Выкладываются картинки с изображением продуктов (салат, суп, сухари, сок, соус, соль, масло, сахар).

Незнайка спрашивает, куда можно положить или налить эти продукты? Сахар - в... (сахарницу ). Соус - в... (соусник ). Салат - в... (салатницу ), суп в... (супницу ), сухари - в... (сухарницу ), мясо в... (кастрюлю ), сок в... (стакан ).

Куда положить салфетки? Салфетки - в... (салфетницу ).

Развитие пространственного восприятия и памяти

Выполнение заданий.

Поставь стакан рядом с термосом, тарелку - между ложкой и вилкой. Где стоит термос?

Выполнение аналогичных заданий с использованием наречий и предлогов перед, справа, слева, за.

Игры «Что где стояло?», «Что изменилось?».

Итог занятия

Какой звук вы повторяли? Вы очень старались, мне и Незнайке понравилось, как вы красиво произносили звук [с].