Греция в «тёмные века» (гомеровский период XI – IX вв. э.)

если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите главу Древняя Греция в гомеровский период из Учебника древней истории выдающегося русского учёного Н. И. Кареева

Роль поэм Гомера для изучения греческой истории

Хронологически близкий к предполагаемому времени жизни Гомера период древней эллинской истории (XI–IX века до Р. Х.) принято именовать «гомеровским», а Элладу этой эпохи – «гомеровской Грецией». Общественная, экономическая и культурная жизнь тогдашней греческой нации изображена в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» .

Поэмы Гомера – самый древний и самый чистый источник наших сведений о жизни греческого народа в XI–IX столетиях до нашей эры. Они знакомят нас со всеми сторонами быта тех веков. Потому они важны для нас не только своим поэтическим достоинством, мы имеем в них верное изображение действительной жизни гомеровской Греции, материальной обстановки её, общественных учреждений, понятий и чувств. Мы должны считать картинами реального политического и частного быта, фактическими верными очерками религиозных и нравственных понятий те поэтические описания, существенные черты которых будут приведены нами ниже. Фантазия греческих поэтов должна была тогда заимствовать свои материалы исключительно из греческой деятельности: с другими народами греки были еще мало знакомы, и сведения их о культуре восточных народов были очень отрывочны и слабы. Гомеровские описания так объективны, что в них нет вымысла. Но изображаемый ими быт уже находится в переходном состоянии. «Песни Гомера проникнуты чувством печали, – говорит выдающийся исследователь Греции Курциус, – в них слышится скорбь о том, что человеческая жизнь стала хуже прежнего, что нынешние люди далеко ниже своих предков по качествам характера, не имеют той энергии, тех доблестей. Черты настоящего, непреднамеренно перенесенные в картины прошлого, показывают, что нравы и учреждения героического века уже не существовали в те времена, когда сложены были песни Гомера. По некоторым данным заметно, что когда были слагаемы эти песни, у греков уже пробуждались демократические стремления.

Цари в гомеровской Греции

Взглянем прежде всего на государственные учреждения гомеровской Греции. По описаниям Гомера в каждой греческой общине мы видим царя. Он храбрейший и искуснейший войн; он водит своих сотоварищей в бой. По своему божественному происхождению, он наследственный знаток вечного закона, данного и хранимого богами; потому он судья, защитник справедливости; он представитель общины перед богами, приносит им жертвы и молитвы за нее. Итак, военачальник и судья, «богорожденный», «боговоспитанный» царь был и посредником между народом и богами. Царская власть считалась в гомеровской Греции божественным учреждением. Данная богами предку нынешнего царя, имевшему божественное происхождение, она переходила по наследству от поколения к поколению, обыкновенно от отца к старшему сыну. Но получающий ее должен был иметь качества, делающие достойным скипетра. Греческий царь должен быть храбр в битве, мудр в совете, красноречив в народном собрании. Он должен превосходить всех физическою силою и боевым искусством. Слабых, состарившихся или невоинственных царей мало слушались. Описывая красноречивого царя, искусного судью, Гесиод выражает общие понятия гомеровской Греции об этих качествах монархов:

«На кого из богоблаженных владык при рождении благосклонно взглянули дочери Крониона (Музы), у того на языке сладкая роса и речь его течет как мед. Все взирают на него, произносящего решение по закону; он говорит убедительно и искусно умеет быстро примирять ссоры. Правителям дается разум, чтоб они всенародно доставляли полное удовлетворение обиженным, убеждая кроткими словами. Когда царь идет по городу, все чтут его с благоговенною любовью, как бога, и в народном собрании он превосходит всех разумом». (Теогония , 81 и след.).

В гомеровский период греческой истории царь владел обширными землями, многочисленными стадами, имел средства угощать своих сподвижников в богато украшенном дворце, обширный двор которого был обведен каменною стеною. Кроме земель, составлявших его собственность, в пользовании царя находилась государственная земля; были установлены законом натуральные повинности в его пользу. Царь получал добровольные дары; получал, по своему сану судьи, штрафы с виновных; в случае войны, получал пособия на содержание войска. На религиозных праздниках ему предоставлялись лучшие куски освященных жертвоприношением животных. Как явствует из замечаний Гомера, при дележе добычи, греческому царю отдавалось самое лучшее из неё; в особенности, отдавались ему самые красивые пленницы, драгоценные вещи, хорошее оружие. Энергические цари правили с неограниченною властью; были без сопротивления выносимы и произвольные, суровые, несправедливые поступки их. От слишком больших злоупотреблений властью удерживались они боязнью гнева богов и общественным мнением. Чтоб узнавать общественное мнение и поступать сообразно ему, греческий царь гомеровской эпохи собирал совет вельмож и старшин, обыкновенно во дворец, на обед; созывал народное собрание; оно совещалось на площади; герольды поддерживали порядок. Но ни совет вельмож, ни народное собрание не имели правительственной власти; царь не был обязан подчиняться их решениям.

Царь излагал народному собранию свои мысли. Вельможи, сидевшие подле него на камнях, высказывали свои мнения; каждый, начиная речь, брал в руку ораторский жезл, подаваемый герольдом. Народ стоял кругом; он выражал сочувствие криком одобрения; в случае несочувствия молчал; тем и ограничивалась его роль; одобрял ли, или не одобрял дело, он должен был повиноваться. Одиссей говорит у Гомера: «Многовластие вредно; должен быть один властитель, царь, которому Зевс дал скипетр власти» (Илиада 2, 204); – эти знаменитые слова выражают всеобщее убеждение того времени. Когда Терсит отважился порицать Агамемнона , Одиссей побил его до слез. Но в гомеровскую эпоху греческие «пастыри народов» находили полезным не поступать самовольно, а убеждать вельмож и народ в справедливости и разумности своих распоряжений, чтобы повиновение было усердное. Агамемнон говорит Менелаю, что царь не должен быть высокомерным, должен оказывать почет каждому, говорить любезным тоном (Илиада 10, 68). Одиссей говорит: «Когда храбрыми мужами правит хороший царь, чтящий богов и охраняющий справедливость, то земля дает обильный урожай пшеницы, ячменя и других плодов, стада размножаются и море дает много рыбы», (Илиада 19, 108). «Идеал правителя героических времен – храбрый царь, изобретательный на войне, превосходящий всех окружающих умом, так что вельможи соглашаются с ним, а народ ему предан» (Грот). Царь владыка людей, как Зевс владыка богов.

Обязанность кровомщения в гомеровской Греции

Но власть судьи-царя в эпоху гомеровской Греции не имела такого могущества, чтоб удерживать сильных от беззаконий, грабежа, убийства. Законный порядок, охраняющий слабых, был еще шатким. При недостаточности его, обиженный часто был принужден биться с нарушителем. Поединки между греческими героями на войне были не только состязаниями в храбрости, но и способом решить, на чьей стороне справедливость; это был суд Божий. Оба войска стояли и смотрели на поединок; герольды надзирали за соблюдением правил боя. Вообще в гомеровской Греции человек был лишь настолько защищен от насилия, насколько мог сам защищаться от него. Женщины и дети не могли жить иначе, как под охраною сильного мужчины. Мужчина всегда ходил вооруженным; его меч постоянно был при нем. В песнях Гомера много примеров грубого насилия, высокомерных беззаконий; их совершали и прославляемые герои. При таком состоянии общества неизбежно должен был иметь большую силу обычай кровомщения. Боязнь подвергнуться кровомщению несколько сдерживала в гомеровской Греции склонность к насилию. Право кровомстителя было священно, все были на стороне мстителя за кровь. Ближайшие родные убитого были обязаны мстить убийце; чтоб они могли исполнить свой долг, общество лишало убийцу прав гражданства, предавало его преследованию кровомстителей. Если ему не удавалось примириться с ними, дав им выкуп за кровь, он обыкновенно видел себя в необходимости бежать из родной округи и скитался, отыскивая себе приют, где укрыли бы его.

У Гомера много примеров и примирения и бегства. В рассказах его встречается множество убийц, бежавших из родной страны, нашедших себе приют у царей других государств. Они искупили свое преступление тем, что подверглись бедствию изгнанничества и находятся под охраною Зевса. На щите Ахиллеса была изображена, между прочим, сцена спора о выкупе за кровь: на площади народных собраний (агоре) стояли спорящие; старшины (геронты) сидели на выглаженных камнях; они были судьи; кругом стоял народ, и выражал громким криком свое одобрение речи того или другого из споривших; герольды поддерживали порядок. Посредине круга судей лежало золото; его должен был получить или тот из судей, который найдет правильное решение дела, или, как объясняет слова Гомера Шёман, тот из спорящих, который выиграет дело. Илиада 18, 497:

Много народа толпится на торжище: шумный
Спор там поднялся; спорили два человека о пене,
Мзде за убийство; и клялся один, объявляя народу,
Будто он все заплатил, а другой отрекался в приеме;
Оба решились, представив свидетелей, тяжбу их кончить.
Граждане вкруг их кричат, своему доброхотствуя каждый;
Вестники шумный их крик укрощают; а старцы градские,
Молча, на тесаных камнях сидят средь священного круга;
Скипетры в руки приемлют от вестников звонкоголосых;
С ними встают и один за другим свой суд произносят.
В круге пред ними лежать два таланта чистого злата,
Мзда для того, кто из них справедливее право докажет.

Родственники убитых Одиссеем женихов Пенелопы говорят (Одиссея 24, 433), что кровомщение – долг чести:

Мы о себе и потомству оставим поносную память,
Если за ближних своих, за родных сыновей их убийцам
Здесь не отмстим.

Аякс говорит Ахиллесу (Илиада 9, 631):

Смертный с душою бесчувственный! Брать за убитого брата,
Даже за сына убитого пеню отец принимает;
Самый убийца в народе живет, отплатившись богатством;
Пеню же взявший и мстительный дух свой и гордое сердце
Все наконец укрощает.

Если родственники убитого соглашались взять выкуп, убийца, уплатив его, становился, по греческим обычаям гомеровского времени, свободен от их преследования и сохранял свое прежнее положение в обществе. Собственность была еще менее, чем жизнь, ограждена законом. Делать набеги, чтобы грабить жилища, угонять стада, захватывать беззащитных в плен, в рабство – это были славные геройские подвиги. Морской разбой считался в гомеровской Греции отважным ремеслом храбрых людей, нимало не предосудительным.

Но в этой неурядице военного и охотничьего быта проглядывают и черты благородных, гуманных чувств. В гомеровский период греческой истории уже хорошо заметны зародыши цивилизации. Боязнь гнева богов обуздывала страсти. Человек, совершивший убийство, не имеет душевного покоя, пока не очистится от греха. Был обычай гостеприимства, обязывавшей дружески принимать странника, давать ему приют; должно было принять и успокоить его, даже не спрашивая у него, кто он. Только уж когда он подкрепится пищею, освежится купаньем или ванною, натрется маслом, спрашивали у гостя, как зовут его, откуда он, по какому делу он здесь. Кто садился у очага и просил защиты, того нельзя было ни оскорблять, ни оставить бесприютным. Нищий находился под покровительством Зевса. В гомеровской Греции существовал союз гостеприимства. Люди, соединенные им, принимали друг друга с почестями, на проводах давали гостю подарки. Этот союз был у греков наследственным. Полученные подарки заботливо хранились из рода в род. Герольды, послы считались неприкосновенными, даже и неприятельские; – это зародыш международного права. Договоры были освящаемы жертвоприношением, призыванием всевидящего солнца, рек и земли в свидетели, призыванием гнева подземных богов на голову того, кто изменит обещанию.

Греческая семья в гомеровский период

Уже в гомеровской Греции имела благородный характер семейная жизнь. Почтительность и любовь к родителям – священная обязанность. Дурного сына преследуют богини мщения, Эриннии. Проклятие отца отнимает счастье и спокойствие у непокорного сына и тяготеет над его потомками до третьего и до четвертого поколения. Мысли о детях и о жене дают самое энергическое возбуждение мужеству в битве. Жена в гомеровскую эпоху греческой истории занимает уважаемое положение в доме, хоть она, но обычаю общему всем древним народам, приобретена дарами, данными её отцу, то есть, как будто куплена. Невесту приводили в новый дом её торжественною процессиею, с пением, музыкою, с факелами; в доме жениха ждали ее гости и веселый пир. Многоженства уже тогда не было у греков. Греческая жена – единственная законная сожительница мужа. Она уважаемая всеми госпожа в доме. Она строго хранит верность мужу. Женские характеры в Илиаде и Одиссее – Пенелопа , Андромаха , Елена , Гекуба, Навсикая и прочие, принадлежат к прекраснейшим созданиям в поэзии всех веков. Мы видим из рассказов Гомера, что женщины пользовались в домашней жизни свободою. Госпожа дома не только заведует домашним хозяйством, не только занимается пряденьем, тканьем, шитьем всей одежды, мытьем, но и выходит к гостям, принимает участие в разговорах с ними; участвует в совещаниях и делах, и голос её не редко решает дело. Многоженства, как мы говорили, у греков не было. Случалось, что муж имел связь с другими женщинами, особенно, когда бывал далеко от дома; но госпожа в доме одна, законная жена. Комнаты, в который, живет она, комнаты служанок, спальная мужа, комната, где хранятся оружие и сокровища, расположены за большим залом с колоннами, и пол их несколько выше, так что из зала ход в них образует лестницу. Большой зал – главная часть греческого дома; тут и очаг. В зал ведет со двора крытая галерея.

Брак у Гомера постоянно изображается счастливым союзом; муж и жена искренно любят друг друга. Одиссей говорит (Одиссея 6, 128):

Несказанное там водворяется счастье,
Где однодушно живут, сохраняя домашний порядок,
Муж и жена, благомысленным людям на радость, недобрым
Людям на зависть и горе, себе на великую славу.

Гомеровским периодом Греции называют время примерно с 12 по 8 вв. до н.э. В одну из этих эпох жил и творил известный поэт Гомер . Его творчество дошло и до наших дней. В своих поэмах Гомер рассказывал о культурной, экономической, социальной жизни Греции. Наиболее яркие произведения деятеля искусств – поэмы «Одиссея», «Илиада ».
Если бы не Гомер, мир, спустя сотни лет, не узнал бы как жили древние греки. Их жизнь, традиции и особенно быт, были затронуты в произведениях Гомера со всех сторон. Информация о том, как создавались поэмы, до современников не дошла. Многие ученые спорят о том, существовал ли такой человек в Древней Греции, или имя вымышленное. Кроме того, авторство многих из его произведений подвергают сомнениям. В «Одиссее » рассказывается о приключениях «одного царя», А «Илиада » повествует о событиях троянской войны. В истории есть свидетельства этих событий, но они случились намного раньше того периода, когда создавались произведения Гомера. Исследователи проанализировали имеющиеся материалы, но ученые продолжают строить гипотезы о том, какой была Древняя Греция. Идеи они в большинстве своем основывают на гомеровских произведениях.

Гомеровские произведения стали чуть ли не единственным письменным памятником истории, который был создан в те века. Впрочем, такое заключение исследователи дают исключительно исходя из сведений об отсутствии других сохранившихся письменных свидетельств той эпохи. Ее и назвали «Темным временем» потому, что ни особенных археологических, ни других находок, датированных этим периодом, не обнаружено.
Считается, что в 10-8 вв. до н.э. в полный упадок пришла торговля, письменность и даже общественная жизнь греков. Они вели много войн и развивали только те ремесла, которые были полезны в ведении сражений. Так, процветало дело гончаров, металлообработка, кораблестроение, сельскохозяйственная деятельность. А скульптура и живопись выходили на второй план, а то и вовсе не развивались.
Археологи и другие исследователи Древней Греции нашли причины такого поворота событий. Дорийцы, населявшие в те времена греческие земли, занимались грабежами соседних государств. Процветало пиратство. Именно такой образ жизни эти древние люди считали правильным, относя его к основам доблести и мужества. Ни финикийцы, ни египтяне больше не посещали греков с целями торговли. К концу же дорийского периода торговые связи постепенно начали налаживаться. Но более быстрыми темпами шла внутренняя торговля.

Общественный строй «темного периода»

У дорийцев все начиналось с родоплеменных связей. Сословий или классов пока не возникло. Тем не менее, первобытным обществом тогдашних греков назвать было нельзя. Постепенно начали образовываться полисы. В городах-государствах сформировался уникальный общественно-экономический и политический строй. В собственности у представителей народа или общины не могла находиться земля. Наделы были общими. Власть держалась на основах военной демократии.

Дорийцы чтили своих родителей и относились уважительно ко всем старикам. Семья занимала огромное место в жизни каждого из людей. В произведениях Гомера все плохие сыновья наказывались справедливыми богинями, которые проклинали их на несколько поколений. Жену уважали. Она занимала наиболее почетное место в доме. Жених «выкупал» свою невесту у ее отца, чтобы создать впредь свой очаг. Многоженства у греков не было никогда. Жена в любой ситуации должна была строго хранить верность своему мужу. В поэмах Гомера женщины – Елена, Пенелопа Навсика – олицетворяли добродетель. Они представлены как самые прекрасные создания в мире.

Женщину назвали «госпожой дома». Она не только вела домашние дела, но и принимала гостей, становилась участницей совещаний и важных собраний. Голос жены в доме имел большой вес, и зачастую ее слово становилось решающим.

Большинство греков-мужей имели связи на стороне. Это считалось не зазорным, особенно, если они пребывали в путешествиях. Но женитьба во второй раз не приветствовалась.

Дома, в которых жили дорийцы, были не маленькими. Они состояли из большого количества комнат, спален, хранилищ для оружия. Имелся даже зал с колоннами. Это было главное помещение дома. В нем семья собиралась, чтобы обсудить проблемы, решить дела.

Людей, живших в браке, Гомер изображал весьма счастливыми и искренне любящими друг друга. Женщин, которых уличили в измене, наказывали довольно строго. Женскую измену осуждали все без исключения.

Дети у мужчин рождались не только от их жен, но и от наложниц – рабынь. Все чада воспитывались на равных, жили вместе и имели часть капитала отца после его смерти. Дети рабынь, которые были рождены от свободных мужчин, получали свободу, но наследства им давали меньше, чем остальным, законным потомкам.

Общественная жизнь Древних греков, живших в 10-8 вв. до н.э., была насыщена всевозможными стычками, грабежами и даже убийствами. Этому виной несовершенный общественный строй. Люди искренне ненавидели друг друга даже за самые безобидные деяния. Они выливали свой гнев как могли. Часто дело доходило до кровопролития. Понятий о праве, чести, милосердии, нравственных устоях, прощении практически не было.

На переднем плане – военное дело, завоевания, пленение, грабежи чужестранцев. Наибольшим уважением пользовался самый храбрый воин, который привез на Родину богатую добычу. Ни один из мужчин не должен был уклоняться от возможности повоевать и поучаствовать в военных походах.

Поэмы Гомера насыщены свидетельствами о дружелюбных отношениях между правителем и воинами, которые отстаивают честь государства. Они были почетными гостями на всех пирах. На таких гуляниях много пели, танцевали и прославляли полководцев. Это значительно поднимало дух и давало моральные силы для новых походов.

Ученые проанализировали археологию того периода

Культурные памятники того времени не сохранились. Гибель цивилизации Микен сильно пошатнула каноны греческой культуры. Она перестала развиваться. Дорийские племена, которые вторглись с севера, стерли с лица земли все важные и крупные архитектурные памятники. Погибли дворцы, сооружения, статуи. Остались только кладбища. Ученые смогли провести раскопки и выявили, что в тот период сильно сократилась численность населения. Кто-то погиб от рук чужестранцев, другие спаслись бегством, и переселились на другие территории.

Гробницы бедны. Они возведены из древесины. Реже – из кирпича. Предметы быта тогда модно было создавать в геометрическом стиле. Ему подчинялись формы, орнаменты на горшках, вазах, амфорах. Но к концу эпохи Гомера рисунки стали намного сложнее. Что свидетельствует о постепенном возрождении и развитии древнегреческой культуры.

    Музыка и музыкальные инструменты в Древней Греции

    Музыка в Древней Греции была одним из основных видов искусств. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мировой музыки в целом и греческой в частности. До нас дошло совсем немного сведений о древнегреческой музыке. Сохранилась часть пьес на пергаменте, папирусе, в виде настенной живописи в эпиграфике и т.д. Полностью сохранились сколий Сейкила, 3 гимна Месомеда, два гимна Аполлону.

    Спортивные мероприятия в Греции

    Кикладская цивилизация - бабушка античности

    В южной части Эгейского моря располагается архипелаг Кикладских островов. В переводе с Греческого языка «Киклады» значит «лежащие крУгом». В древние времена Киклады были покрыты густыми лесами. Наиболее крупные из них – Наксос, Парос, Андрос и Тенос населяли ионийцы, а Мелос, Феру и Антипарос – дорийцы.

    Развалины Микен и Львиные ворота

    Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть четвёртая)

    Салоники стали важным центром становления и распространения христианства. Официальным окончанием языческой эры в империи считается знаменитый Солунский указ императора Феодосия (IV в.) В Салоники во время своего путешествия по Греции проповедовал христианство апостол Павел. Он основал в Салоники общину, для которой им были написаны два его знаменитых послания («К Фессалоникийцам»). Считается, что Первое Послание является первой письменной книгой Нового Завета.

История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья.

История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III-II тысячелетий до н. э. - с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II-I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.
За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.
Историю Древней Греции можно разделить на три больших этапа:
1. Раннеклассовые общества и первые государственные образования II тысячелетия до н. э. (история Крита и Ахейской Греции).
2. Формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI-IV вв. до н. э.).
3. Завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.
В данном исследовании уделяется особое внимание изучению так называемого гомеровского периода развития Древней Греции, рассматриваются предпосылки возникновения полисной организации общества и анализируются поэмы Гомера.
Античная традиция считала Гомера не только величайшим поэтом, но и философом, историком, географом. К данным «Илиады» и «Одиссеи» с доверием относились даже столь осторожные в интерпретации фактов историки, какими были Геродот и Фукидид.
Страбон вполне справедливо отмечал: «Прежде всего я скажу, что мы и наши предшественники (один из которых был Гиппарх) были правы, считая Гомера основоположником науки географии. Ведь Гомер превзошел всех людей древнего и нового времени не только высоким достоинством своей поэзии, но, как я думаю, и знанием условий общественной жизни. В силу этого он не только заботился об изображении событий, но, чтобы узнать как можно больше фактов и рассказать о них потомкам, стремился познакомить с географией как отдельных стран, так и всего обитаемого мира как земли, так и моря. В противном случае он не мог бы достичь крайних пределов обитаемого мира, обойдя его целиком в своем описании» (I.1.2).
Следовательно, в античных источниках Гомер цитируется как самый надежный информатор древнейшей истории греческих племен.
Можно сказать, что цивилизация началась у азиатских греков с созданием гомеровских поэм, около 850 года до н. э., а у европейских греков приблизительно на столетие позже, с создания поэм Гесиода. Этим эпохам предшествовало несколько тысячелетий, в течение которых эллинские племена проходили позднейший период варварства и подготовлялись к вступлению в цивилизацию. Их древнейшие предания находят их уже поселившимися на греческом полуострове, на восточном побережье Средиземного моря и на промежуточных и соседних островах. Более древняя ветвь того же ствола, главнейшими представителями которой были пелазги, владела до эллинов большей частью этой области и была ими с течением времени либо эллинизирована, либо вытеснена. О более раннем состоянии эллинских племен и их предшественников мы можем судить по тем производствам и изобретениям, которые они принесли с собой из предшествующего периода, по степени развития их языка, по их преданиям и по общественным учреждениям, в различной степени сохранившимся до периода цивилизации.
Существование греческого племени предполагает всегда наличие родов, поскольку узы родства и общего диалекта составляли основу, на которой роды соединялись в племя; но племя не предполагает существования фратрии, которая, как промежуточная организация, могла и отсутствовать, хотя встречалась почти у всех этих племен. В Спарте существовали подразделения племен, называвшиеся обами и соответствовавшие фратриям, по десять в каждом племени. Вопрос о функциях этих организаций находится в неопределенном состоянии.

1. ПОЭМЫ ГОМЕРА

Период греческой истории XI – IX веков до н.э. принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Экономическая и социальная история гомеровской Греции представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому. Основой греческого общества была еще родовая организация, в которой уже зарождалась частная собственность, росло имущественное неравенство.
Греция была разделена на небольшие самостоятельные области. Политической формой этого переходного строя была военная демократия, постепенно перерождающаяся во власть родовой аристократии.
Гомеровская эпоха (или «Темные века», как предпочитают называть это время те, кто не придает особого значения данным Гомера) (Андреев, 2003, с.5-12) характеризовалась затянувшимися этнополитическими пертурбациями, видимым регрессом и стагнацией во всех сферах общественной жизни, но вместе с тем и сложным, таившим в себе новые возможности, взаимодействием различных культур – умирающих дворцовых центров, освободившихся от их гнета сельских общин, утверждавшихся на новых местах племен завоевателей. К концу этой эпохи заново накапливавшаяся потенция к развитию реализовалась в возникновении первичных организмов раннеклассового общества – протогородских и протогосударственных центров, протополисов. Следующая, архаическая эпоха была уже отмечена радикальными техническими, социально-экономическими и культурными сдвигами, результатом которых было окончательное формирование полиса.
Уже со времени философа А. Вольфа было построено много остроумных гипотез о происхождении гомеровской поэзии. Имя Гомера мы употребляем символически для обозначения двух больших эпических поэм, которые возникли среди эолян и ионян азиатского берега между Х и VIII веками до н.э. Об этих поэтических произведениях сложились известные неправильные представления, от которых удалось освободиться только с трудом. Илиада и Одиссея являются перед нами в виде цельных законченных поэм и, кроме того, в качестве древнейшего литературного памятника греческого народа.
Гомер открывает взору некоторый древний период, но не первоначальное состояние: рядом с некото¬рыми варварскими отношениями у него есть многое, что указывает на уже прогрес¬сировавшую культуру. Этому соответствует и характер всей его поэзии. Напрасно постоянно говорилось о наивности Гомера. Его совершенная художественная форма, его умные размышления, тонкие черты его характеристик, его иногда серьезные за¬мечания - отнюдь не наивны (Андреев, 2003, с.5-12).
«Илиада» – эпическая поэма Гомера посвящена, главным образом, войне ахейцев с троянцами. В своей поэме Гомер описал два народа, два племени; ахейцев (так он называл греков) и троянцев. Именно благодаря тому, что в поэме идет речь о войне, очень легко можно представить себе организацию военного строя Древней Греции. Здесь мы найдем характерные особенности зарождавшегося военного искусства данного периода. Город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданельский пролив). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Видимо, троянцы мешали торговле греков, это заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей. Но троянцев поддерживали многочисленные союзники (Ликия, Мисия и др.), вследствие чего война приняла затяжной характер и продолжалась более девяти лет (Андреев, 2003, с.5-12).
Судьба Трои предоставила нам как археологические, так и эпические памятники, по которым мы пытаемся сложить общий исторический сюжет.
Троянцы – явные пришельцы в Малую Азию из степных районов. В «Илиаде» троянцев называют «hippodamoi» - «укротители лошадей». Легендарный троянский царь Дардан имел табун лошадей, рожденный от северного ветра Борея. Троя VI, в которой археологические данные впервые фиксируют наличие лошадей, основана в начале II тыс. до н. э. и просуществовала до сильного землетрясения в XII веке. Троя VII, восстановленная прежним населением, имеет признаки военного положения – вкопанные в полы домов амфоры для воды, стесненная застройка, указывающая на уплотнение населения. Пожар, погубивший Трою в этот период, связан с антитроянской экспедицией ахейцев. Вслед за пожаром Троя была захвачена фригийцами, на что указывает примитивизация использованной посуды, созданной без гончарного круга. Раскопанная Шлиманом Троя имела множество слоев, из которых Троя I-V относится к III – началу II тыс. до н. э., а найденный «клад Приама» к Приаму не имеет никакого отношения. Троя VI-VII – совершенно новое население. Два периода при идентичной культуре разделяет сильнейшее землетрясение, вслед за которым рухнувшие стены и постройки были восстановлены, но через несколько десятков лет (или даже через несколько лет) город выгорел и вновь бы восстановлен уже без прежней мощи и постепенно пришел в упадок (Андреев, 2003, с.5-12).
Контакты троянцев с ахейцами бесспорны. Но бесспорна также и яростная вражда, которая вряд ли могла быть между близкородственными племенами. Ахейцам пришлось воевать с троянцами, вероятно, несколько десятилетий. Ярость схваток привела к разгрому Трои, в которой было уничтожено все мужское население крепости. Гомеровский эпос «Илиада» включил несколько эпизодов этой войны, в которой троянцы были континентальной державой, а ахейцы составляли морскую коалицию (Блаватская, 1976, с.60).
Троянцы гомеровских времен – достаточно однородны по стилю жизни (костные останки, увы, крайне малочисленны и не исследованы), но близки к «морской» микенской культуре, образованной иной племенной группой. Вместе с тем, исторический казус: троянцы опирались на поддержку континентальных союзников (вероятно, балканских), а ахейцы – на «народы моря». Некоторые исследователи, правда, считают самих троянцев одним из племен «народов моря». Возможно, так оно и было, а объяснить неуспех приморских народов южной ветви арийских миграций вполне можно переменчивостью судьбы мореходов (Дельбрук, 1936, с.176).
Город Троя (теперь на его месте находится турецкое местечко Гиссарлык) был обнесен высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его. Боевые действия происходили на ровном поле между городом и лагерем ахейцев, который располагался на берегу Геллеспонта. Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.
Гомер подробно перечислил корабли ахейцев и насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско.
Главным оружием греческих воинов было копье для метания с медным наконечником, поэтому ахейцев Гомер называет “копьеборными”. Из описаний Гомера мы можем представить обстановку, в которой проходило единоборство. Противники располагались недалеко друг от друга (Блаватская, 1976, с.65).
Троя не была крупным городом и не могла поместить многотысячный гарнизон, о котором писал Гомер. Общая площадь Трои внутри стен составляет около 16 тыс. кв. м. Более поздние раскопки обнаружили периметр стен бронзового века, обносивших площадь впятеро большую. Но за такими стенами не могло скрыться большое войско (около 50 тыс., согласно Гомеру). Численность флота ахейской коалиции в «Каталоге кораблей», вероятно, определялась в целом. Далеко не все из 1186 кораблей участвовали в походе. Вероятно, эта численность соответствует общему числу построенных за время войны судов. Из 12 кораблей Одиссея в походе на Трою упоминается только один. Финальный захват разрушенной землетрясением Трои, вероятно, состоялся силами экипажей полусотни кораблей. Именно такова вместимость «Камнистой Авлиды», где собиралась ахейская экспедиция. Очевидна нестыковка между «Каталогом кораблей» и составом участников похода на Трою. В этом походе не упоминаются многие вожди и большинство героев, составлявших ядро ахейской коалиции. То же происходит и с Троянским каталогом. Гомер писал «Илиаду» через три века после падения Трои и пользовался разнообразными (и порой противоречивыми) устными преданиями. В нем совмещаются реальности микенского и дорийского периодов.
Жизнь в Трое, действительно, была крайне скупой – ни письменности, ни фресок, ни скульптуры, ни некрополей. Лишь кости животных, и черепки мрачной керамики устилают глиняные полы. Но и более поздние слои не дают примера роскоши, расцвета культуры и мастерства ремесленников. Троя, открывшаяся археологам, разительно отличается от Трои Гомера. Объяснений этому пока нет. Либо Гомер приукрасил историю, либо гомеровская Троя еще не найдена, либо наследники троянского величия экспортировали его в свои новые дворцы на Пелопоннесе.
Греков-ахейцев и «народы моря», объединила, вероятно, надежда легкой поживы, и они предприняли совместную экспедицию в полуразрушенный город. Сильный флот смог блокировать морские силы Трои и не допустить их к осажденной столице, а троянские союзники в Малой Азии и на Балканах были измотаны затянувшейся войной (по Гомеру она длилась десять лет) или же сами присоединились к грабительской экспедиции (Блаватская, 1976, с.67).
Гомеровский эпос «Одиссея» содержит явные указания на общинно-родовую организацию общества. Однако тот социально-исторический период, который изображен в гомеровских поэмах, далек от наивного и примитивного общинно-родового коллективизма, он отличается всеми признаками весьма развитой частной собственности и частной инициативы в рамках родовых организаций.
Мы читаем, например: «Один человек получает удовлетворение в одних делах, а другой - в других» (Од., XIV, 228). В эпосе есть сведения о существовании умелых мастеров, о гадателях, врачах, плотниках и певцах (Од., XVII, 382-385). По этим текстам уже можно судить о значительном разделении труда.
Сословия. Гомеровское общество разделено на сословия, поскольку сословие есть не что иное, как общность людей, объединенных по тому или иному общественному, профессиональному признаку на основе либо юридических узаконении, либо обычного права. Энгельс так и пишет: «Греция уже в героический период вступает в историю расчлененной на сословия...».
У Гомера мы находим постоянную генеалогию героев, происходя¬щих от Зевса, и взывание к родовой чести (например, обращение Одиссея к Телемаху в Од., XXIV, 504-526). Вождь окружается у Гомера обычно своей дружиной, которая относится к нему с благоговением. Власть вождя связана с крупным землевладением (например, рассказ Одиссея под видом странника о его богатствах на Крите, Од., XIV, 208 и след.). Частые войны и всякого рода предпринимательства тоже вели к обогащению наиболее имущей части родовой общины. У Гомера мы находим описание великолепных вещей и дворцов. Его герои умеют прекрасно говорить. Они похваляются богатством, железом и медью, золотом и серебром, любят обильные пиршества.
Таким образом, в родовой общине выдвигались отдельные бо¬гатые собственники и вожди, которые мало-помалу уже освобожда¬лись от традиций родовых отношений и даже противопоставляли себя им.

Организация власти.
Басилевс. Гомеровские цари “басилевсы” не имеют ничего общего с неограниченной царской властью. Напоминание Одиссея об абсолютном единовластии (Ил., II, 203-206) редчайший пережиток былого владычества. Власть царя наследст¬венна, но при условии выдающихся качеств претендента. Случаи вы¬борности - редки, как это следует из речи Телемаха (Од., I, 394-396). Царь является только родовым старейшиной, жрецом и судьей, но весьма несамостоятельным. Власть его осуществляется главным образом на войне. Власть царя заметно демократизируется, на что указывает сильнейшая критика царских привилегий. Таков эпизод с приказом Агамемнона отправляться войскам на родину.
Буле. Совету старейшин (буле) принадлежат административно-судебные функции. Он осуществляет тесную связь с басилевсами, часто подкрепляемую трапезой (Од., VIII, 95-99, Ил., IX, 67-76) что придает этим отношениям наивно-примитивный оттенок. Царское буле то полностью лишено самостоятельности, когда, например, Ахилл собирает агору без совета (Ил., I, 54), то действует активно и может быть враждебно настроено и резко разделиться на партии (Од., III 137-150). Поведение Телемаха (Од., II, 11-14) свидетельствует о зарождении оппозиции совету.
Агора. В период расцвета родовой общины народное собрание (агора) было основной властью и силой во всей общине. В поэмах Гомера можно отметить его ослабление, его пассивность и неоргани¬зованный характер (II, 94-101). Главное значение агоры - тоже на войне. Народное собрание у Гомера собирается редко и только в экстренных случаях. Например, оно, как и буле, не собиралось на Итаке 20 лет (Од., II, 25-34). С народным собранием, по старому обычаю, считаются, но об ораторах в нем не слышно, и никакого голосования оно не производит. Свое одобрение или неодобрение агора высказывает только общим шумом.
Верховная власть в изображении Гомера как бы соединяет басилевса, буле и агору. Здесь очевидно падение царской власти, зарождение аристократической республики и черт, которые станут характерными для будущего рабовладельческого государства.
Результаты изучения гомеровского эпоса вполне подтверждают вывод, сделанный археологами, об экономической изоляции Греции и всего Эгейского бассейна в XI-IX вв. до н. э. Микенские государства с их высокоразвитой экономикой не могли существовать без постоянных хорошо налаженных торговых контактов с внешним миром, прежде всего со странами Ближнего Востока. В противовес этому типичная гомеровская община (демос) ведет совершенно обособленное существование, почти не вступая в соприкосновение даже с ближайшими к ней другими такими же общинами. Хозяйство общины носит по преимуществу натуральный характер. Торговля и ремесло играют в нем лишь самую ничтожную роль. Каждая семья сама производит почти все необходимое для ее жизни: продукты земледелия и скотоводства, одежду, простейшую утварь, орудия труда, возможно, даже оружие. Специалисты-ремесленники, живущие своим трудом, в поэмах встречаются крайне редко. Гомер называет их демиургами, т. е. «работающими на народ». Многие из них, по-видимому, не имели даже своей мастерской и постоянного места жительства и вынуждены были бродить по деревням, переходя из дома в дом в поисках заработка и пропитания. К их услугам обращались только в тех случаях, когда нужно было изготовить какой-нибудь редкостный вид вооружения, например бронзовый панцирь или щит из бычьих шкур или же драгоценное украшение. В такой работе трудно было обойтись без помощи квалифицированного мастера-кузнеца, кожевенника или ювелира. Греки гомеровской эпохи почти совершенно не занимались торговлей. Нужные им чужеземные вещи они предпочитали добывать силой и для этого снаряжали грабительские экспедиции в чужие края. Моря, омывающие Грецию, кишели пиратами. Морской разбой, так же как и грабеж на суше, не считался в те времена предосудительным занятием. Напротив, в предприятиях такого рода видели проявление особой удали и молодечества, достойных настоящего героя и аристократа. Ахилл открыто похваляется тем, что он, сражаясь на море и на суше, разорил 21 город в троянских землях. Телемах гордится теми богатствами, которые «награбил» для него его отец Одиссей. Но даже и лихие пираты- добытчики не отваживались в те времена выходить далеко за пределы родного Эгейского моря. Поход в Египет уже казался грекам той поры фантастическим предприятием, требовавшим исключительной смелости. Весь мир, лежавший за пределами их маленького мирка, даже такие сравнительно близкие к ним страны, как Причерноморье или Италия и Сицилия, казался им далеким и страшным. В своем воображении они населяли эти края ужасными чудовищами вроде сирен или великанов-циклопов, о которых повествует Одиссей своим изумленным слушателям. Единственные настоящие купцы, о которых упоминает Гомер, - это «хитрые гости морей» финикийцы. Как и в других странах, финикийцы занимались в Греции в основном посреднической торговлей, сбывая втридорога диковинные заморские изделия из золота, янтаря, слоновой кости, флакончики с благовониями, стеклянные бусы. Поэт относится к ним с явной антипатией, видя в них коварных обманщиков, всегда готовых провести простодушного грека.
Несмотря на появление в гомеровском обществе достаточно ясно выраженных признаков имущественного неравенства, жизнь даже самых высших его слоев поражает своей простотой и патриархальностью. Гомеровские герои, а они все как один цари и аристократы, живут в грубо сколоченных деревянных домах с двором, окруженным частоколом. Типично в этом смысле жилище Одиссея, главного героя второй гомеровской поэмы. У входа во «дворец» этого царя красуется большая навозная куча, на которой Одиссей, вернувшийся домой в обличье старого нищего, находит своего верного пса Аргуса. В дом запросто заходят с улицы нищие и бродяги и садятся у дверей в ожидании подачки в той же палате, где пирует со своими гостями хозяин. Полом в доме служит плотно утоптанная земля. Внутри жилища очень грязно. Стены и потолок покрыты сажей, так как дома отапливались без труб и дымохода, «по-курному». Гомер явно не представляет себе, как выглядели дворцы и цитадели «героического века». В своих поэмах он ни разу не упоминает о грандиозных стенах микенских твердынь, об украшавших их дворцы фресках, о ванных и туалетных комнатах.
Да и весь жизненный уклад героев поэм очень далек от пышного и комфортабельного быта микенской дворцовой элиты. Он намного проще и грубее. Богатства гомеровских басилеев невозможно сравнить с состояниями их предшественников - ахейских владык. Этим последним нужен был целый штат писцов, чтобы вести учет и контроль их имущества. Типичный гомеровский басилей сам отлично знает, что и в каком количестве хранится в его кладовой, сколько у него земли, скота, рабов и пр. Главное его богатство состоит в запасах металла: бронзовых котлах и треножниках, слитках железа, которые он заботливо хранит в укромном уголке своего дома. В его характере далеко не последнее место занимают такие черты, как скопидомство, расчетливость, умение из всего извлекать выгоду. В этом отношении психология гомеровского аристократа мало чем отличается от психологии зажиточного крестьянина той эпохи. Гомер нигде не упоминает о многочисленной придворной челяди, окружавшей ванактов Микен или Пилоса. Централизованное дворцовое хозяйство с его рабочими отрядами, с надсмотрщиками, писцами и ревизорами ему совершенно чуждо. Правда, численность рабочей силы в хозяйствах некоторых басилеев (Одиссея, царя феаков Алкиноя) определяется довольно значительной цифрой в 50 рабынь, но даже если это не поэтическая гипербола, такому хозяйству еще очень далеко до хозяйства пилосского или кносского дворца, в которых, судя по данным табличек, были заняты сотни или даже тысячи рабов. Нам трудно представить себе микенского ванакта, разделяющего трапезу со своими рабами, а его супругу сидящей за ткацким станком в окружении своих рабынь. Для Гомера как то, так и другое - типичная картина жизни его героев. Гомеровские цари не чураются самой грубой физической работы. Одиссей, например, ничуть не меньше гордится своим умением косить и пахать, чем своим воинским искусством. Царскую дочь Навзикаю мы встречаем впервые в тот момент, когда она со своими служанками выходит на взморье стирать одежду своего отца Алкиноя. Факты такого рода говорят о том, что рабство в гомеровской Греции еще не получило сколько-нибудь широкого распространения, и даже в хозяйствах самых богатых и знатных людей рабов было не так уж много. При неразвитости торговли основными источниками рабства оставались война и пиратство. Сами способы приобретения рабов были, таким образом, сопряжены с большим риском. Поэтому цены на них были довольно высокими. Красивая и искусная в работе невольница приравнивалась к стаду быков из двадцати голов. Крестьяне среднего достатка не только трудились бок о бок со своими рабами, но и жили с ними под одной кровлей. Так живет в своей сельской усадьбе старец Лаэрт, отец Одиссея. В холодное время он спит вместе с рабами прямо на полу в золе у очага. И по одежде, и по всему облику его трудно отличить от простого невольника.
Чтобы правильно представить социально-историческую основу гомеровских поэм, надо отказаться от абстрактных юридических норм, а исходить из жизненной гущи исторического процесса, который далек от твердых законодательных норм и основан больше на необязатель¬ном и расплывчатом обычном праве.

Период «Темных веков»

Вслед за микенским периодом в истории Древней Греции наступает период, получивший название «Темных веков». До настоящего времени убедительные причины заката микенской культуры не могут быть точно определены, но существуют археологические данные, проливающие свет на события этого периода. Все крупные микенские города пережили какую-то катастрофу, скорее всего, большинство из них были уничтожены огнем.

Замечание 1

Об этом периоде известно крайне мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит крушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений.

Самым весомым свидетельством череды разразившихся катастроф является надстройка городских стен Микен и Тиринфа:

  • Косвенные свидетельства находят в хеттских текстах и эпосе Гомера.
  • Разрозненные сведения на линейном письме (включая пилосские таблички), предполагают, что $XII$ в. до н.э. был периодом ожесточенной вражды между различными небольшими городами-государствами в микенской Греции. Можно предположить, что они находились в состоянии непрекращающейся войны.
  • Городские стены и дворцы перестраивались, численность армий и их снаряжения увеличивалась, но со временем экономика, призванная поддерживать эти царства, переставала быть эффективной. Микены были разрушены в начале $XIII$ в. до н.э., восстановлены, только чтобы вновь подвергнуться разрушению приблизительно в $1150$ г. до н.э..

Уничтожение греческой культуры

В течение последних лет бронзового века греческая культура уничтожалась во время войн. Даже Гомер ссылался на эти события: вернувшийся в Микены Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой, но его сын Орест убил собственную мать, отомстив за отца. Одиссей, вернувшись домой, находит претендентов на свой трон и на руку жены. Возможно, Гомер черпал вдохновение из преданий и летописей междоусобиц, раздиравших микенский мир.

Замечание 2

Период Тёмных веков также называется «Гомеровским», так как основными письменными источниками об этом времени являются произведения легендарного поэта Гомера - «Илиада» и «Одиссея».

Предлагались и иные объяснения упадка греческой цивилизации в конце бронзового века. Военные конфликты вели к оттоку населения, приводившему к опустению городов, поскольку мигранты селились в более безопасных районах Греции. Некоторые ученые упоминают также перенаселение, ведущее к столкновениям между царствами, боровшимися за сельскохозяйственные продукты, так необходимые для обеспечения существования своих подданных. Иные ученые упоминают упадок торговли в районе Восточного Средиземноморья, связанный с увеличением нестабильности, вызванной вторжением «народов моря».

Из всех гипотез, объясняющих коллапс греческой культуры конца бронзового века, самой популярной является гипотеза внешнего вторжения. Поздние греческие писатели сообщают, что героический век подошел к концу из-за миграции грекоговорящих народов, пришедших с севера. И хотя существуют археологические свидетельства, поддерживающие эту точку зрения (одно из них - сооружение оборонительной линии вдоль Коринфского перешейка для защиты Пелопоннеса), найдены и другие свидетельства, дающие основание предположить, что остатки микенской культуры пережили разрушение городов-царств. Правда, неясно, проникли дорийцы в микенскую Грецию как завоеватели или просто мигрировали в страну, раздираемую междоусобицами.

Замечание 3

«Народы моря» получили свое название от египтян, но греки называли их дорийцами и утверждали, что они спустились с гор Северной Греции.

Что бы ни было причиной, закат микенских городов продлился в период Темных веков, о котором не сохранилось никаких письменных свидетельств, и было ничтожно мало археологических находок. На четыре столетия Греция превращается в варварскую пустошь, теряя связи с остальным Средиземноморьем. Искусство, ремесла и государственная администрация пришли в упадок; и отток греков на западные берега Малой Азии дает основание предположить демографические изменения, приведшие к тому, что осколки постмикенской культуры были перенесены в относительную безопасность отдаленной Эгеиды.

Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называть гомеровским, поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада » и «Одиссея». Следует отметить, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах: финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до н.э.); дорийском периоде (XI-IX вв. до н.э.); ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до н.э.). Гомеровский период очень скуден археологическими находками поэтому и получил еще одно название «Темные века».

В XII в. до н.э. на территорию Греции вторглись дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита, вытеснив оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу: была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность.

В то же время возникшее и ставшее широким применение железа способствовало ускоренному развитию цивилизационного начала. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве «всеобщего эквивалента» выступай крупный рогатый скот. Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис.

Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться - как внешняя, так и внутренняя.

Общественное устройство

На заре гомеровского периода родоплеменные отношения в дорийском обществе не только возродились, но и окрепли. Основой общества был демос (народ), существующий в полисе (городе). На раннем этапе существования полиса отсутствовало право частной собственности на землю - она принадлежала общественности, а господствующей властью была военная диктатура. Именно создание полиса послужило толчком к постепенному созданию дорийцами собственной цивилизации.

По мере роста расслоения в обществе возникала система рабовладения. Но есть одно важное отличие от классических представлений о рабовладельческом строе: рабов в основном привозили из военных походов. Торговля рабами приносила хорошие деньги, и многие завоевательные походы в гомеровский период организовывались только с целью нового притока рабов.

Каждый полис имел своего царя, поэтому дорийское общество нельзя было назвать крепким и единым государством. Народ влиял на государственные дела: решал, нужно ли организовывать войну. И хотя гомеровский период считается временем застоя и упадка, нельзя отрицать его влияние на становление греческой цивилизации. Этому способствовало создание полисов и добыча железа.

Культура гомеровского периода

От гомеровского периода почти не осталось памятников культуры и это составляет определенные сложности при попытке понять эпоху. Гибель микенской цивилизации отбросила греческую культуру на несколько столетий назад. И всё, что оставалось исследователям, - изучение однотипных и простых некрополей, содержание которых не шло в сравнение с микенским наследием.

Отличительная особенность гомеровского периода - возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов. В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.

Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Несмотря на минусы, гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться - накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.