Дифференциация ц ть речевой материал. Постановка и автоматизация звука ч, упражнения по дифференциации звуков ч-т, ч-ц, ч-щ

Цели:

1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-Ц вслогах, словах и предложениях;
2. Развивать фонематический слух.
3. Работать над активизацией и расширением словаря, развивать память, внимание, мышление.
4. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование : картинный, дидактический и раздаточный материал, мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Оргмомент. Активизация познавательной деятельности. Создание положительной эмоциональной обстановки.

Логопед – Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие – загадочный мир звезд и планет.

Чтобы наш полет прошел увлекательно, надо внимательно слушать, все замечать и запоминать, помогать друг другу в трудную минуту, грамотно и красиво говорить.

2. Введение в тему занятия.

Логопед – чтобы начать путешествие, необходимо знать код запуска ракеты. Он состоит из звуков, с которыми мы будем работать.

Назовите общий звук в словах: тёмный, котенок, путь – звук Т

Цель, солнце, конец — звук Ц.

Логопед – Какой же код запустит нашу ракету? — Т-Ц.

3. Сравнение звуков.

Логопед – Дайте характеристику звукам Т-Ц (Звук Т – согласный, мягкий, имеет парный звук Т, глухой; Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой)

Логопед – чем похожи звуки Т-Ц? – Звуки Т-Ц – согласные, глухие.

Чем различаются звуки Т-Ц? – Звук Т- мягкий, а звук Ц- твердый.

Логопед – Код получен. Проверим, все ли готовы к путешествию.

Игра с мячом «Наоборот» (активизация внимания, развитие фонематического слуха).

Логопед – Я назову слог и брошу мяч, ваша задача – поймать мяч, изменить согласный звук и вернуть мяч.

Тя – ца ти – цы оть – оц еть – ец
Тё – цо те – це уть – уц ять – яц
Тю – цу ать – ац ить – иц

Логопед — Молодцы, все готовы! Можем отправляться в путь!

Негромко звучит музыка.

4. Логопед – Посмотрите, сколько звезд нам светит! Все они разного цвета. А знаете ли вы, что цвет звезды зависит от ее возраста?

Самые юные – голубые и белые, желтые и оранжевые – постарше, а красные – самые старые звезды.

Летим к самой старой звезде!

Игра «Четвертый лишний» (развитие внимания, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).

Логопед – назовите картинки, найдите «лишнюю», докажите свой выбор.

Картинки: тюбетейка, парашютист, картина, цифры

Цыпленок, костюм, шлепанцы, кольцо

Сети, пять, пуговица, картина и т.д.

5. Обозначение звука буквой.

Логопед — Двигаемся к Оранжевой звезде. Здесь нас подстерегает метеоритный дождь.

Выяснить, что такое «метеорит». Раздать карточки-метеориты.

Нужно быстро и правильно расставить буквы в слова.

Вспомните, какой буквой обозначается звук Т? – буквой Тэ, звук Ц?– буквой Це.

Слова: Солнце, месяц, тень, Медведица, станция, центр, метеорит, система, цвет, телеграмма, тело, Галактика.

Проверка работы.

Выяснить, почему слова «Солнце», «Медведица», «Галактика» написаны с заглавной буквы. Уточнить значения незнакомых слов.

6. Работа в тетради.

а) Графический диктант.

Логопед — А вот и следующая (желтая) звезда. Посмотрите, какая она необычная. В ней есть какая-то тайна.

Ребята, нам необходимо зашифровать и отправить телеграмму о нашем полете: «Летим к центру Галактики. Ориентируемся по Солнцу. Наша цель – созвездие Тельца».

Проверка работы.

Динамическая пауза

Логопед – У нас впереди еще много неизведанного, поэтому нам необходим заряд бодрости. Давайте сделаем зарядку.

Раз-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернись,
Семь-восемь – улыбнись,
Девять-десять – не зевайте, свое место занимайте.

б) Запись слов в тетради.

Логопед — Но что это? Стало плохо видно, вокруг туман какой-то. По-видимому, это туманность. Как вы думаете, что такое «Туманность»? (Вывесить на доску изображение туманности)

Нужно быть очень внимательным и сообразительным, чтобы хорошо ориентироваться в этом месте Галактики.

Игровое упражнение «Отгадай загадку, запиши отгадку» (активизация словаря, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления).

Логопед – послушайте загадку, отгадку запишите в тетрадь, назовите место изучаемых звуков в слове.

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его …
(Скворец).

Черный жилет, красный берет
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(Дятел).

Птица важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
Спит, стоя на одной ноге,
В болоте прямо, без подушки.
И неразборчива в еде:
Ее меню – одни лягушки.
(Цапля)

У матери двадцать деток,
Все детки – однолетки.
Квохчет, клохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет
За собою их ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
(Утка с утятами)

Логопед – вы очень сообразительные и внимательные ребята. Прочитайте отгадки, скажите, кто это? – Это птицы.

7. Работа со словом.

Логопед – Жители Розовой звезды впервые видят этих животных. Соедините семьи — «Кто с кем живет», назовите (игра «Большие и маленькие»).

Кошка с котятами, корова с теленком, овца с ягненком, тигр и тигрятами и т.д.

Молодцы! Вы познакомили жителей Желтой звезды с обитателями планеты Земля. Теперь они знают, как земляне называют животных и птиц.

8. Составление словосочетаний.

Логопед –Впереди у нас Голубая звезда! И еще одно испытание для нашей команды.

Прочитайте слова в столбиках. Какие слова непонятны?

Соедините слова по смыслу, чтобы получились словосочетания.

орбитальная система
солнечная Тельца
созвездие станция

Составьте с этими словосочетаниями предложения (устно). Проверка работы.

9. Составление предложения из слов.

Логопед – мы достигли конечной цели нашего путешествия. Это созвездие Тельца. (Открыть созвездие). Каждая звездочка в созвездии обозначает какое-то слово. Соедините слова так, чтобы получилось предложение.

Слова: небесные, тела, Солнце, звезды, и, это

Прослушивание вариантов. Выбор. Запись. Проверка.

10. Рефлексия. Итог занятия.

Логопед – Ребята! Цель нашего путешествия достигнута. Мы узнали много нового об окружающем Землю космическом пространстве.

Что запомнилось лучше всего?

В чем ты испытывал трудности? (спросить конкретного ребенка)

Вы очень дружная сплоченная команда, которая преодолела все трудности. Теперь вам не страшны никакие космические тайны. Молодцы!

Я благодарю вас!

Козлова Анжелина Юрьевна,
учитель-логопед

Елена Разенкова
Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] - [ц ] и букв т-ц»

Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз ФФНР

Тема: Дифференциация звуков [ть ] - [ц ] и букв «т-ц»

Цель: дифференциация звуков [ть ] - [ц ] и букв «т-ц» в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1) - уточнить сравнение артикуляции звуков[ ть - ц ];

Развивать фонематическую дифференциацию звуков[ ть - ц ] в изолированной позиции; в слогах, словах и предложениях;

Уточнить написание букв, обозначающих звуки[ ть - ц ]

2) развивать звуковой анализ слов

3) совершенствовать навыки словоизменения

4) развивать зрительный гнозис учашихся.

5) развивать связную речь учащихся.

1 Организационный момент

Приветствие.

«Грамматическая зарядка».

Реб. каждому из вас Почтальон Печкин принёс конверт. Откройте и посмотрите что вам прислали (3 предметных картинки)

Назовите, что нарисовано на картинках.

(учащиеся по очереди называют свои предметы).

А теперь произведём словоизменения.

1. Назовём ласково. (карандаш- карандашик)

2. Один- много (карандаш-карандащи)

3.»Жадина» (Это мой карандаш)

4. У меня нет (У меня нет карандаша)

5. Я тебе подарю (Я Мише дарю карандаш)

2 Введение в тему.

На доске появляются наложенные изображения

(цифра, цыплёнок, телефон, овца, цветок)

Посмотрите на доску, назовите предметы, которые здесь спрятались.

Найдите лишнее слово (телефон, т. к все слова начинаются со звука [ц], а это слово со звука [ть]

Итак сегодня наша тема занятия «Дифференциация звуков [ть-ц].»

Скажите какими буквами обозначаются эти звуки (т-ц)

Запишем в тетрадях т-ц.

Давайте произнесём и послушаем эти звуки.

Похожи ли эти звуки? Чем?

Но нам надо научиться их различать. Давайте дадим характеристику звукам.

[ть]- согл., глух. ,мяг., (взрывной переднеязычный)короткий

[ц]-согл., глух. ,твердый. (Свистящий)долгий

3 Дифференциация [ ть - ц ] в слогах (устно)

Реб., я буду вам называть слоги со звуками[ть-ц], если вы услышите звук [ть] поднимите букву «т», если слышите звук[ц]-, то поднимаете букву «ц»

(Логопед называет слоги: тя- тё, ти-ци, атя-аца, отя-оца, ци, ти, ать, оц, уть, ить)

Запишем несколько слогов в тетрадях.

(тя- ца, цо-тё, цу-тю, цы- ти) Подчеркнём букву «т»- зелёным карандашом, а букву «ц»- синим.

4 Дифференциация [ ть - ц ]в словах

(учащиеся записывают слова схемами в тетрадях)

Цыплёнок- ц___,

(Слова: цыплёнок, теперь, телефон, телевизор, царь, царица, куница, птица, птенец, целый,терпеть,тень)

5 Физкультминутка.

Игра «Гномики и великаны»

Дети делятся на 2 команды, 3 чел- команда звука «ть», 3 человека команда звука «ц». У каждого ребёнка таблица с соответствующей буквой.

У-логопед читает стихотворный текст или называет слова, а учащиеся «вырастают» ,поднимая соотв. букву или приседают, что говорит о том, что звука нет в слове.

6 Звуковой анализ + дифференциация [ ть - ц ]

На доске появляются картинки, дети выкладывают звуковую схему слова.

7 Посм., на доску и вставьте пропущенные буквы «т» или «ц»(устно)

больни. а.

Посм. на доску в левом столбике написано начало предложения, а в правом- конец. Вам надо составить правильные предложения, подобрав подходящую по смыслу концовку.

Врачи делают операцию темнице

Овощи созревают больнице

Узник сидит в цирке

Клоун выступает в театре

Певец поёт в темнице

(Учащиеся записывают предложения в тетрадь)

Подведение итогов.

Над какими звуками мы сегодня работали?

Назовите основные отличия звука ть от звука ц.

Выставление оценок

Публикации по теме:

Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д» Конспект фронтальной коррекционной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР Автор-составитель: Людмила Владимировна.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Логопедическое индивидуальное занятие «Моя дружная семья. Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Цель: Закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Задачи: Автоматизировать у.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Л], [Р]» Групповое занятие в подготовительной группе для детей с фонетическим недоразвитием речи. Тема:Дифференциация звуков:л-р, ль-рь, ль-рь.

Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида «Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]» Тема: «Дифференциация букв Ж-Ш и звуков [ш-ж] в слогах, словах и фразовой речи». Цели: 1. Закреплять знания о согласных звуках и буквах.

Задание 1 . Выдели начальный звук ц или ч из слов цап­ля, чайка. Дай характеристику звукам ц и ч: а) сходство (со­гласные, глухие, звонкие); б) различие: место положения язы­ка (на звук ц - язык внизу, на звук ч - язык вверху).

Различение звуков ц и ч в слогах

Задание 2 . Произнеси отраженно слоги. Выдели голосом звуки ч и ц.

ЦА -ЧА ЧА – ЦА ЦА – ЧА – ЦА - ЧА

ЦО -ЧО ЧО – ЦО ЦО – ЧО – ЦО – ЧО

ЦУ -ЧУ ЧУ – ЦУ ЦУ – ЧУ – ЦУ – ЧУ

ЦЫ - ЧИ ЧИ – ЦЫ ЦЫ – ЧИ – ЦЫ – ЧИ

ЦЕ -ЧЕ ЧЕ – ЦЕ ЦЕ – ЧЕ – ЦЕ – ЧЕ

ЧАЧ – ЧОЧ ЧУЦ – ЦУЧ ЦАЦ – ЦОЦ

Задание 3 . Запомни и воспроизведи ряды слогов.

ЦА -ЧА -ЦА ЦА -ЧА -ЧА АЦ - АЧ - АЦ

ЧА -ЦА -ЧА ЧА -ЦА -ЦА АЧ -АЦ -АЧ

Задание 4 . Закончи слова, добавив слоги ца или ча. Про­изнеси слова целиком.

Ветре... , ули... , да... , зада... , умни... , ли­си. .. , калан... , столи... , грани... , се... , ко­ри. .. , зарни... .

Задание 5 . Закончи слова, добавив слоги цо или чо. Про­изнеси слова целиком.

Ли... , пле... , яй... , горя... , письме... .

Задание 6 . Закончи слова, добавив слоги цы или чи. Про­изнеси слова целиком.

Зай... , гра... , мя... , пти... , лу... , гостин... , мол... , огур... , кирпи... , молод... , зада... , птен... .

Задание 7 . Измени слова так, чтобы появился звук ч. Про­изнеси пары слов.

Образец. Заяц - зайчик.

Лицо- .... Водица- .... Ситец- ....

Кольцо - .... Палец - .... Овца - ....

Заяц - .... Ларец - .... Венец -

Конец- .... Перец- .... Рубец- ....

Скворец - .... Огурец - ....

Птенец - .... Молодец - ....

Задание 8 . Произнеси слова отраженно.

а)Чайник, царапина, цапля, чайка, улица, уличный, туча, кольцо, лицо, мочалка, плечо, сахарница, крючок, яйцо, мальчик, цыпленок.

б)Учительница, горчица, царевич, волчица, час­тица, цепочка, чернильница, цветочки, цветочница, ученица, лечебница, падчерица.

Задание 9 . Запомни и воспроизведи ряды слов.

Перец - перчик - перцовый; спица - спичеч­ный- спичка; ситец - ситцевый - ситчик; ру­бец - рубчик - зарубцевались; мельница - мель­ничный - измельчить.

Задание 10 . Рассмотри картинки. Назови их. Картинки подбирает логопед.

Задание 11 . Отбери картинки в две колонки по наличию звуков ц и ч.



Приблизительный перечень картинок: цепь, скворец, яйцо, пчела, кузнечик, цветы, цапля, чайка, чашка, блюдце и т. д.

Задание 12 . Подними синий кружок, если в слове услы­шишь звук ц, и белый - если услышишь звук ч, оба кружка, если услышишь оба звука.

Звуки ц и ч в словосочетаниях и предложениях

Задание 13 . Произнеси словосочетания отраженно.

а) Чашка с блюдцем. Цветочница с цветами. Огурец с чесноком.

б) Певчая птица. Цветная чашка. Ученая цапля. Ручной скворец. Черная курица. Свинцовая примочка. Черный перец. Лучистое солнце. Золоченое кольцо. Певчая птица.

Задание 14 . Ответь на вопросы, используя ранее отрабо­танные словосочетания:что с чем? Какая? Что? Какое? Что?

Логопед называет два-три словосочетания и задает к ним вопрос. Например: чашка с блюдцем; цветочница с цветами. Что с чем? Дети должны ответить: Чашка с блюдцем. Цве­точница с цветами.

Задание 15 . Отраженно произнеси предложения. Ответь на вопросы целой фразой.

Что делает?

Младенец плачет. Заяц скачет.

Девочка качается. Лисица крадется.

Мальчик смеется. Курица кудахчет.

Бабочка кружится. Светлячок светится.

Конница мчится. Автоматчик целится.

Черемуха цветет. Почки лопаются. Ячмень колосится. Печка нагревается. Водичка льется.

Задание 16 . Закончи предложение. Произнеси его целиком.

Конница мчится... . Светлячок светится.... Автоматчик целится.... Почки лопаются.... Во­дичка льется....

Девочка качается на... (качелях). Бабочка кру­жится над... (цветком). Лисица подкрадывается к... (зайцу). Заяц скачет от... (лисицы).

Задание 17 . Произнеси предложения отраженно.

В колодце ключевая водица. Ходит курочка с цыплятами. Лестница ведет на чердак. Положи пе­рец в перечницу. В духовке печется калач с цука­том. Мальчик нацепил червяка на удочку. Птичка летит к птенцам. Кузнец стучит в кузнице.

Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточ­ки. Дети кормили птенца червяками и гусеницами. Кукушка кладет яйца в чужие гнезда. На обочине дороги зацвели одуванчики.

Задание 18 . Произнеси отраженно пословицы.

Солнце зимой - как мачеха: светит, да не греет.

Солнце летом - как печка: всех согревает. Туча летает по небу, словно черная орлица.

Задание 19 . Рассмотри картинки. Составь предложения.

Задание 20 . Составь предложения из слов.

Птицы, кормить, птенчики. Дети, поливать, огур­цы, и, чеснок. Мальчик, в, окно, стучится. Цветы, в, саду, цвести.

Дифференциация звуков Ц-Ть

Дифференциация звуков Ц-Ть в слогах

Ца – тя цо – тё цу – тю цы – ти це – те
тя – ца тё – цо тю – цу ти – цы те – це
ац – ать оц – оть уц – уть яц – ять ец – еть
ать – ац оть – оц уть – уц ять – яц еть – ец

Дифференциация звуков Ц-Ть в словах

Произносить (читать) парочки слов.
Цирк – тир, цыкать – тикать, цыплята – тигрята, медицина – Валентина, цепкий – терпкий, ценный – тесный, сцены – стены, целлофан – телефон, борец – гореть, боец – болеть, жилец – жалеть, глупец – глупеть, кузнец – тускнеть, молодец – молодеть, заяц – лаять, месяц – десять, паяц – паять.

Дифференциация звуков Ц-Ть в предложениях

Произносить (читать) предложения.
Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Нету месяца – темно, звёзды светятся в окно. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрые соседки.

Дифференциация звуков Ц-Ть в чистоговорках

Ца-тя-ца - тётя Дуся телятница.
Ти-цы-ти - зайцу от лисицы не уйти.

Дифференциация звуков Ц-Ть в стихах

Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Буква Ц.
Букв не мало мы узнали, Цепь, цветок и цифра – тут
Добрались до буквы ц. Ц в начале все прочтут,
Есть слова, где ц – в начале, А в словах отец, боец
Есть слова, где ц в конце. Ц мы пишем под конец. (Л. Дьяконов)

Дифференциация звуков Ц-Ть в текстах

Произносить (читать) и пересказывать текст.
Цыплята и утята.
У курицы было десять цыплят, а у утки пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору. Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать – курица показала, как можно купаться в пыли.

Дифференциация звуков Ц-Ть в загадках

Выучить загадки.
Красная девицы сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком.
Сколько их? (Трое)
В ярком платьице модница – погулять охотница.
От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает. (Бабочка)

Этот странный дом без окон
Дети лежат на спине
У людей зовется «кокон».
ногами в центр круга.
Свив на ветке этот дом,
Переворачиваются на левый бок,
Дремлет гусеница в нём.
подкладывают ладони под щёку.
Спит без просыпа всю зиму.
Переворачиваются на правый бок, ладони - под щёку.
Но зима промчалась мимо
Переворачиваются на спину, потягиваются.
Март, апрель, капель, весна...
медленно садятся.
Просыпайся, соня-сонюшка!
- Потягиваются, сидя.
Под весенним ярким солнышком
Встают, потягиваются.
Гусеннице не до сна,
Бегут по кругу,
Стала бабочкой она!
взмахивая руками.
(В.Егоров)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Т"]

Произносить слоги, различая звуки [Т"], [Ц].

Произносить предложения, различая звуки [Ц]-[Т"].

Тётя Таня - телятница. Тема кормит цыплят. У Кати ситцевое платьице. Тетёрка вывела птенцов. Продавец протянул тёте полотенце. Пони цокает копытцами. Отцу выписали рецепт на микстуру. На стене висит таблица. Петя был на концерте. В центре станицы телефонная станция.