Что слушали в дореволюционной россии. Русский бытовой романс первой половины XIX века Городской и цыганский романсы
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Творческий проект на тему: «Песни и романсы на стихи русских поэтов 20 века». Автор: ученица 9 класса МАОУ «Ичалковская СШ» Мынова Маргарита. Руководитель: учитель литературы Тимрот Н.Н. МАОУ «Ичалковская СШ» 2018 год
2 слайд
Описание слайда:
Цели: - представить песни и романсы на стихи русских поэтов; - вызвать интерес и привить любовь слушателей. Задачи: 1. Определить, что такое романсы и песни. 2. Найти музыкальные произведения, созданные на стихи поэтов. 3. Узнать темы и интересные факты данных романсов. 4. Сделать вывод.
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
Что такое романс и песня? Песня - наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Иногда сопровождается оркестикой. Романс -небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания. И первое, и второе понятие- это небольшие лирические произведения литературно- музыкального характера. Но песня может быть написана на фольклорный текст без автора, а романс только на литературный текст, созданный поэтом.
5 слайд
Описание слайда:
6 слайд
Описание слайда:
Окуджава Булат Шалвович (1924-1997) «Смоленская дорога»(песня) Песня была сочинена им в 1960 году и посвящалась советской актрисе Жанне Болотовой. Сам Б.Окуджава вспоминал: «Ехал я в самом деле по Смоленской дороге, зимой в машине вместе с поэтом Юрием Левитанским. Ехали мы в командировку от „Литературной газеты“, была с нами гитара, и вот у меня сначала появилась музыка, а потом стихи»[ Булат Окуджава неоднократно выступал с этой песней в различных концертах, причем не придерживался одного единого текста, а немного меняя его по ходу. Песня «По Смоленской дороге» не только пережила своего автора, она давно вошла в плоть российской музыкальной культуры. Ее включили в свой репертуар и Елена Камбурова, и Борис Гребенщиков, и Жанна Бичевская.
7 слайд
Описание слайда:
Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980) «Песня о друге» Владимир Высоцкий в своем творчестве писал о жизни, освещая актуальные вопросы. Связано его творчество и с такими чувствами, как дружба, верность. Темы дружбы, мужества, измены, предательства, освещаются во многих его произведениях и среди них песня Высоцкого «Если друг оказался вдруг».Ещё сочинения на "Песня о друге" была написана для фильма Станислава Говорухина "Вертикаль". Толчком к ее созданию послужила история, рассказанная консультантом фильма, альпинистом Леонидом Елисеевым о его подъеме по северному склону Главного Кавказского хребта в 1955 году.
8 слайд
Описание слайда:
Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) «Признание» Заболоцкий до 1957 года, когда создал цикл «Последняя любовь», вообще был чужд интимной лирике. Про любовь к женщине он не писал ни в молодости, ни в более зрелые годы. И вдруг - дивный лирический цикл на излете.Стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Признание» описывает мужское восхищение таинственной женской натурой и стремление разгадать эту самую тайну. Возможно, поэт таким произведением хотел помочь другим людям разглядеть и начать ценить то, что у них есть, но они могли не замечать этого. муз.М.Звездинского
9 слайд
Описание слайда:
Инна Анатольевна Гофф (1928-1991) «Русское поле» «Русское поле» - популярная песня композитора Яна Френкеля на стихи Инны Гофф, созданная в 1968 году для фильма «Новые приключения неуловимых» режиссёра Эдмонда Кеосаяна. Эта песня также известна под более коротким названием «Поле» Инна Гофф так вспоминала об истории создания слов песни «Русское поле»: Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Этот ничем не заслонённый вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества… Муз. Яна Френкеля «Музыкальный символ Отчизны нашей». (Композитор Родион Щедрин) «Это лучшая песня о Родине. Я бы предложил её сделать Государственным гимном России. Но вот беда, в ней нет демагогической высокопарности, столь милой официальным структурам». (Поэт Расул Гамзатов)
10 слайд
Описание слайда:
Константин Яковлевич Ваншенкин (1925-2012) «Я люблю тебя, жизнь» Одной из самых известных стихов-песен Константина Ваншенкина является «Я люблю тебя, жизнь…». Все основные темы творчества поэта собраны именно в этом романсе. Он очень глубок по смыслу. В нем Ваншенкин затрагивает такие общечеловеческие понятия, как дружба, любовь, дети, семья, жизнь. Он пишет о том, что тревожит и волнует каждого человека. Это стихотворение посвящено М. Бернесу, известному поэту и исполнителю. Кстати, именно он впервые исполнил эту песню. Муз.Э.Колмановского
Какую музыку слушали в начале ХХ века? Сколько выручали за концерт устроители и какие песни заставляли плакать Николая II? Arzamas собрал музыку того времени и коротко рассказал об исполнителях
Подготовила Ксения Обуховская
Певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева в салоне личного железнодорожного вагона, оборудованного для гастрольных поездок по русской провинции. Санкт-Петербург,
начало 1910-х годов
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Варя Панина. «Как хорошо», 1905 год
Варвара Панина, цыганка по происхождению, начинала свою карьеру в петербургских и московских ресторанах. В 1902 году она впервые выступила на сцене петербургского Благородного собрания и с тех пор больше не покидала эстраду. Ее голосом, сильным низким контральто, восхищались Лев Толстой, Куприн, Чехов и Блок, а художник Константин Коровин сравнивал Панину с Шаляпиным.
Михаил Вавич. «Грусть и тоска безысходная», 1912 год Михаил Вавич, выходец из одесской дворянской семьи, стал известен публике после роли виконта Каскада в оперетте «Веселая вдова» Ференца Легара. Впоследствии Вавич был замечен меценатом Тумпаковым, который уговорил его переехать в Москву. В 1907 году артист поразил звукозаписывающие фирмы своим исполнением романса «Очи черные», пластинки и ноты с его портретом расходились громадными тиражами. Яркая внешность Вавича также не осталась без внимания — в период эмиграции он снимался в голливудских фильмах, например в «Двух аравийских рыцарях».
Юрий Морфесси. «Маруся отравилась», 1913 год Юрий Морфесси родился в Афинах, но уже в семилетнем возрасте переехал вместе с семьей в Одессу. Начинал карьеру в Одесском оперном театре, а затем в Петербурге, где выступал в опереттах. Там он знакомится с Федором Шаляпиным. В Петербурге Морфесси становится известным, в 1915 году он выступает перед императорской семьей на яхте «Полярная звезда». В 1917 году, вернувшись в Петроград с гастролей по Дальнему Востоку, Морфесси, напуганный революцией, уезжает в Одессу и открывает Дом артиста, в котором выступают такие звезды эстрады начала века, как Надежда Плевицкая, Иза Кремер, Александр Вертинский и Леонид Утесов. В 1920-е годы Морфесси эмигрирует в Париж. Во время Второй мировой войны вступает в югославский Русский корпус Корпус русских эмигрантов, которые воевали на стороне Третьего рейха против Народно-освободительной армии Югославии во время Второй мировой войны. и дает концерты для участников антикоммунистического Русского освободительного движения Правое движение, которое ставило своей задачей свергнуть большевистский режим в России. .
Мария Эмская. «Белой акации гроздья душистые», 1910 год Мария Александровна Эмская в свое время была знаменитой концертной певицей. В ее репертуар входили как оперные арии, так и цыганские романсы и шансонетки. В начале века Эмская ставила рекорды по количеству грамзаписей: у нее их насчитывалось 405.
Надежда Плевицкая. «Чайка», 1908 год Надежда Плевицкая, урожденная Винникова, начала свою карьеру в Курске, в хоре Свято-Троицкого женского монастыря, где два года жила в качестве послушницы. Крестьянская девушка не умела читать, но обладала удивительно чистым голосом и абсолютным слухом, которые в итоге и привели ее к славе в Москве. Говорят, что пение Надежды Плевицкой заставляло плакать даже императора Николая II. После революции Плевицкая эмигрировала во Францию со своим вторым мужем, белым генералом Скоблиным, продолжала выступать и записываться. Скоблин был дружен с РОВС Русский общевоинский союз, созданный генерал-лейтенантом бароном Петром Врангелем. Объединял белую эмиграцию во всех странах мира. и белой эмиграцией, которые очень беспокоили руководителей ОГПУ. Осенью 1930 года в Париж приехал агент ИНО Иностранный отдел ОГПУ по борьбе с контрреволюцией. Создан в 1920 году. Ковальский с целью завербовать Плевицкую и Скоблина для работы в НКВД, что ему с успехом удалось — Ковальский предложил обедневшим супругам ежемесячную плату в 200 долларов. В основном Плевицкая и Скоблин доставали информацию о планах РОВС на случай войны с СССР. В 1937 году супругам поручили похитить главу РОВС Евгения Миллера, который в то время пребывал в Париже. Операция провалилась, а новость об участии Плевицкой в похищении потрясла весь эмигрантский мир. Французский суд приговорил ее к 20 годам в женской колонии, Скоблин же успел бежать в Испанию.
Иза Кремер. «Мадам Лулу», 1915 год Изабелла Кремер родилась в Бельцах (современная Молдавия) и с самого детства начала писать и исполнять песни как на русском, так и на идиш — Кремер стала первой эстрадной исполнительницей, которая пела на этом языке. Собрав последние деньги, родители отправили еще юную Изу обучаться вокалу в Милан. Спустя два года артистку позвали в Одессу — исполнять партию Мими в опере Пуччини «Богема». Успех в Москве и Петербурге не заставил себя ждать. После революции артистка эмигрирует во Францию и дает концерты по всему миру.
Анастасия Вяльцева. «Все говорят», 1905 год Анастасия Вяльцева прошла нелегкий путь от горничной в гостинице до самой богатой артистки России начала века. Выручка устроителей ее выступлений доходила до 20 тысяч рублей за концерт (для сравнения: месячный оклад учителя в то время составлял 45 рублей). Первый успех Вяльцевой принесла роль молодой цыганки в оперетте-мюзикле «Цыганские песни в лицах» (1893). После громкого успеха в петербургском Малом театре Вяльцева отправилась на гастроли. Вскоре артистку полюбила вся Россия, а ее пластинки начали расходиться с небывалым успехом.
Владимир Сабинин. «Гори, гори, моя звезда», 1915 год Владимир Сабинин рано начал петь в оперетте, но прославился как автор и исполнитель романсов. Его пластинки выходили на фирмах «Граммофон» и «Экстрафон» и пользовались необычайной популярностью в 1910-е годы. Сабинину принадлежит заслуга в возрождении старого русского романса Петра Булахова «Гори, гори, моя звезда», который был записан в его интерпретации в 1914 году. С тех пор романс не выходил из репертуара русских артистов (в разное время его исполняли Иза Кремер, Федор Шаляпин, Анна Герман, Борис Штоколов). Сабинин был крайне патриотичным человеком — он пошел добровольцем на Первую мировую войну и отказался эмигрировать после революции. Жизнь артиста кончилась трагически — по одной из версий, в 1930 году, исполняя роль Германа в опере Чайковского «Пиковая дама», в сцене самоубийства героя Сабинин застрелился по-настоящему.
Музыкально-поэтический вечер «Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX века» в РЦНК в Брюсселе
22 января 2011 года представительство Россотрудничества и Союз советских граждан, проживающих в Бельгии, провели совместный музыкально-поэтический вечер «Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX века».
В мероприятии приняли участие преподаватели и слушатели курсов русского языка при РЦНК, сотрудники представительства и Посольства России в Бельгии. Среди гостей вечера – А.А.Пушкин и М.А.Пушкина – потомки поэта, которые сегодня живут в Брюсселе.
Хор Союза советских граждан «Калинка» представил зрителям музыкальную программу, в состав которой вошли произведения П.Чайковского, Ц.Кюи, А.Даргомыжского, А.Варламова, Г.Пономаренко на стихи А.Пушкина, М.Лермонтова и С.Есенина. В исполнении О.Бобровниковой прозвучал «Вальс-фантазия» М.Глинки в переложении для фортепиано. Выступления хора были дополнены стихотворениями, прочитанными учащимися курсов.
Главной целью мероприятия было приобщение слушателей курсов русского языка – в первую очередь, молодежи – к культуре России, знакомство с литературой, музыкой и национальными традициями нашей страны. Непередаваемо теплую атмосферу создали на вечере ветераны Союза советских граждан в Бельгии – уникальной организации соотечественников, созданной попавшими в Бельгию после войны советскими девушками. На протяжении всей жизни (многим уже за 80) они сохраняют связь с русской культурой и передают свою любовь к Родине молодому поколению.
Здесь, утром 5 марта 1966 в возрасте 76 лет Анна Ахматова скончалась. 10 марта, после отпевания в Никольском Морском соборе Ленинграда, она была похоронена на кладбище в Комарово.
5 место
«Я помню чудное мгновенье...»
«Я помню чудное мгновенье...» - одно из самых известных стихотворений Александра Сергеевича Пушкина, написано в 1825 году и адресовано Анне Керн. Значительную лепту в популяризацию данных строк внес знаменитый русский композитор Михаил Иванович Глинка, который в 1840 году, вдохновленной красотой своей возлюбленной - Екатерины (по иронии судьбы оказавшейся дочерью Анны Керн), написал на данные стихи музыку, что дало романсу новый импульс и позволило получить известность в широких кругах.
4 место«Соловей»
Романс «Соловей» - написан в 1820-ые годы известным русским поэтом и издателем - бароном Антоном Антоновичем Дельвигом и популярным композитором, пианистом и дирижёром - Александром Александровичем Алябьевым. Небывалая популярность романса обуславливается в первую очередь тем, что стихи и музыка были написаны в жанре русских песен, что дало повод воспринимать его как народную песню. В наше время «Соловей» является одним из самых известных русских романсов, занимающих почетное место в копилке классики российской культуры.
3 местоВ. Чуевский
«Гори, гори, моя звезда»
Романс «Гори, гори, моя звезда» - был написан в 1846 году студентом МГУ Владимиром Чуевским и известным композитором Петром Булаховым (на фото ) к 700-летию Москвы. Наибольшую популярность романс обрел во время Первой мировой войны, однако насладиться в полной мере патриотическими мотивами народ не успел, т.к. после революции большевики, окрестив романс белогвардейским, запретили его к исполнению, но уже к концу 1950-х запрет сняли, правда лишив Чуевского и Булахова авторства, записав в создатели песни народ, что в свою очередь породило в СССР множество легенд о истинных авторах романса.
2 место«Вечерний звон»
Романс «Вечерний звон» был написан в середине 20-ых годов XIX столетия известным русским поэтом и переводчиком эпохи романтизма Иваном Ивановичем Козловым и композитором Александром Александровичем Алябьевым. Как ни странно, но один из самых известных и широко любимых в народе романсов, считающийся русским народным, таковы на самом деле не является, дело в том, что Иван Козлов просто перевел на русский язык песню ирландского поэта Томаса Мура - «Those evening Bells». За все время своего существования текст романса сменил множество музыкальных сопровождений, однако наиболее любимым и популярным до сих пор является классическая его версия.
1 место«Очи чёрные»
«Очи чёрные» - один из самых известных русских романсов не только в России, но и в мире. Написан в первой половине XIX века украинским поэтом и писателем - Евгением Павловичем Гребёнкой, как посвящение для будущей супруги - Растенберг Марии Васильевне. Как романс стихотворение «Черные очи» стал популярным лишь в 1880-ых годах. Изначально исполнялся на музыку вальса немецкого композитора Флориана Германа, однако наибольшую популярность обрел благодаря музыке итальянского композитора - Феррари. Самым известным исполнителем, до сих пор, является легендарный певец Федор Шаляпин, который, включив его в свой репертуар, возвел романс до мировой славы.
Отдельной строкой:
Отличная новость для все любителей слушать музыку в Вконтакте! Теперь, для того, чтобы сохранить понравившейся трек на своем компьютере не нужно бегать по всему интернету в поисках каких-то программ, достаточно просто зайти на musicsig.ru, скачать с сайта специальное приложение, установить и наслаждаться легкостью скачивания любимой песни в один клик.
Расцвет романса как жанра начался во второй половине XVIII в. Особенно популярным жанр становится во Франции, России и Германии.
К XIX веку складываются уже национальные школы романса: австрийская и немецкая, французская и русская. В это время становится популярным объединять романсы в вокальные циклы: Ф. Шуберт «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» на стихи В. Мюллера, являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Известен также сборник Ф. Шуберта «Лебединая песня», многие романсы из которого приобрели всемирную известность.
В русской художественной культуре романс представляет собой явление уникальное, т.к. он стал национальным музыкальным жанром по сути сразу после проникновения в Россию из стран Западной Европы в середине XVIII в. Причём он ассимилировался на нашей национальной почве из западноевропейской арии и русской лирической песни, вобрав в себя всё лучшее этих жанров.
Важный вклад в развитие русского романса внесли композиторы А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.
Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
А. Алябьев является автором около 200 романсов, самый известный из них - «Соловей» на стихи А. Дельвига.
А. Алябьев родился в г. Тобольске в дворянской семье. Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии в 1813-14 гг. Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Имеет награды. В чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Петербурге. Музыка была его увлечением. Он интересовался музыкой народов России, записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни. Кроме всемирно известного «Соловья», лучшими произведениями Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец», а также «Вечерний звон» (стихи И. Козлова), «Дубрава шумит» (стихи В. Жуковского), «Жаль мне и грустно» (стихи И. Аксакова), «Кудри» (стихи А. Дельвига), «Нищая» (стихи Беранже), «Пахитос» (стихи И. Мятлева).
Александр Львович Гурилёв 1803-1858)
Родился в семье крепостного музыканта графа В. Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца. Играл в крепостном оркестре и в квартете князя Голицына. Получив вместе с отцом вольную, стал известен как композитор, пианист и педагог. Пишет романсы на стихи А. Кольцова, И. Макарова, которые быстро приобретают популярность.
Наиболее известные романсы Гурилёва: «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Его романс на слова Щербины «После битвы» приобрёл особую популярность во время Крымской войны. Он был переработан и стал народной песней «Раскинулось море широко».
Вокальная лирика была основным жанром его творчества. Романсы А. Гурилёва проникнуты тонким лиризмом и русской народной песенной традицией.
Александр Егорович Варламов (1801-1848)
Происходил из молдавских дворян. Родился в семье мелкого чиновника, отставного поручика. Способности к музыке проявились у него в раннемдетстве: он играл по слуху на скрипке и гитаре. В возрасте десяти лет его отдали в придворную певческую капеллу в Петербурге. Способный мальчик заинтересовал Д. С. Бортнянского – композитора и директора капеллы. Он стал заниматься с ним, о чём Варламов всегда вспоминал с благодарностью.
Варламов работал учителем пения в русско-посольской церкви в Голландии, но вскоре вернулся на родину и с 1829 г. жил в Петербурге, где познакомился с М. И. Глинкой, бывал у него на музыкальных вечерах. Служил помощником капельмейстера московских императорских театров. Выступал и как певец-исполнитель, и постепенно его романсы и песни стали популярными. Самые известные романсы Варламова: «Ах, ты, время-времечко», «Горные вершины», «Тяжело, не стало силы», «Вдоль по улице метелица метёт», «Песня разбойника», «Вверх по Волге», «Белеет парус одинокий».
Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862)
А. Верстовский. Гравюра Карла Гампельна
Родился в Тамбовской губернии. Музыкой занимался самостоятельно. Служил инспектором музыки, инспектором репертуара императорских московских театров, управляющим конторой Дирекции императорских московских театров. Писал оперы (большой популярностью пользовалась его опера «Аскольдова могила» по роману М. Загоскина), водевили, а также баллады и романсы. Самые известные его романсы: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина). Создал новый жанр – балладу. Его лучшими балладами считаются «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.
Михаил Иванович Глинка (1804-1857)
Будущий композитор родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в семье отставного капитана. Музыкой занимался с детства. Учился в Благородном пансионе при Петербургском университете, где его гувернёром был будущий декабрист В. Кюхельбекер. Здесь же он познакомился с А. Пушкиным, с которым дружил до кончины поэта.
После окончания пансиона активно занимается музыкой. Посещает Италию, Германию. В Милане он останавливается на некоторое время и там знакомится с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, совершенствует своё мастерство. В его планах создание русской национальной оперы, тему которой посоветовал ему В. Жуковский – Иван Сусанин. Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1836 г. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. М.И. Глинка был признан русским национальным композитором. В дальнейшем были другие сочинения, ставшие известными, но мы остановимся на романсах.
Глинка написал более 20 романсов и песен, почти все они известны, но самыми популярными до сих пор остаются «Я здесь, Инезилья», «Сомнение», «Попутная песня», «Признание», "Жаворонок", «Я помню чудное мгновенье» и др. История создания романса «Я помню чудное мгновенье» известна каждому школьнику, мы не будем здесь её повторять, а вот о том, что «Патриотическая песня» М. Глинки в период с 1991 по 2000 г. была официальным гимном Российской Федерации, напомнить можно.
Авторами музыки романсов в XIX в. были многие музыканты: А. Даргомыжский, А. Дюбюк, А. Рубинштейн, Ц. Кюи (он был также автором исследования о русском романсе), П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, П. Булахов, С. Рахманинов, Н. Харито (автор известного романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду»).
Традиции русского романса в XX в. продолжили Б. Прозоровский, Н. Метнер . Но самыми известными современными авторами романсов были Г.В. Свиридов и Г.Ф. Пономаренко.
Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)
Г. Свиридов родился в г. Фатеже Курской области в семье служащих. Рано остался без отца. В детстве очень увлекался сначала литературой, а затем и музыкой. Его первым музыкальным инструментом была балалайка. Учился в музыкальной школе, а затем в музыкальном техникуме. В Ленинградской консерватории был учеником Д. Шостаковича.
Он создал 6 романсов на стихи А. Пушкина, 7 романсов на стихи М. Лермонтова, 13 романсов на стихи А. Блока, романсы на стихи У. Шекспира, Р. Бернса, Ф. Тютчева, С. Есенина.
Григорий Фёдорович Пономаренко (1921-1996)
Родился в Черниговской области (Украина) в крестьянской семье. С 5 лет научился играть на баяне у своего дяди – М.Т. Пономаренко, который не только сам играл, но и изготавливал баяны.
Самостоятельно изучил нотную грамоту, и в 6 лет уже играл на всех поселковых праздниках.
Во время службы участвовал в Ансамбле песни и пляски погранвойск НКВД УССР. После демобилизации был принят баянистом в Оркестр русских народных инструментов имени Н. Осипова. С 1972 г. жил в Краснодарском крае. Им написаны 5 оперетт, духовная хоровая музыка «Всенощное бдение», концерты для баяна с оркестром, квартеты, пьесы для оркестра народных инструментов, оратории для смешанного хора с оркестром, произведения для домры, баяна, музыка к спектаклям драматического театра, к фильмам, множество песен. Особенно известны его романсы на стихи С. Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая» и др.
После революции 1917 г. романс насильственно был изъят из художественной жизни страны и назван «буржуазным» явлением. Если классические романсы Алябьева, Глинки и др. композиторов ещё звучали на концертах, то бытовой романс полностью был «загнан в подполье». И лишь с начала 60-х годов он постепенно стал возрождаться.
Русскому классическому романсу уже более 300 лет, а концертные залы во время исполнения романсов всегда полны. Проходят международные фестивали романса. Жанр романса продолжает жить и развиваться, радуя своих поклонников.