Чему учит русская народная сказка никита кожемяка. Тема: Русские народные сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил

Никита Кожемяка издавна был героем народных сказок на Руси. Это типичный пример богатыря, который не просто сильный и храбрый, но еще и добрый. Есть несколько вариантов сказки, но во всех них Никита Кожемяка - это богатырь, который убил дракона и спас царевну. Больше всего похожи украинская и белорусская вариации, а в русской значительно отличается только окончание. Хотя всегда он остается героем, простым добрым богатырем.

Сюжет сказки

Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека - Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее - убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.

Окончание сказки

В белорусской и украинской версии, после того как Кожемяка побеждает змея, место, где он жил, стали называть Кожемяками. В русском варианте змей, которого победил Кожемяка, просит пощады, и доброе сердце богатыря сдается. Змей отдает половину своей земли богатырю. Тот разделил территорию бороздой, а в ней и утонул змей.

Никита Кожемяка

Это сказание не просто о герое, это классическая сказка Киевской Руси. Изначально была создана летопись. Впервые она была засвидетельствована еще в 992 году, но тогда богатыря еще не звали Кожемяка, это был юнец, обладающий невероятной силой, который во время ссоры с отцом разорвал кожи. С тех пор, конечно, сказка претерпела эволюцию. Если изначально это был юнец, который победил печенежского монстра, то в более поздних вариантах это уже богатырь, который сразился с фантастическим монстром и спас царевну. Типичная народная сказка, на которой воспитали не одно поколение детей.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Тайпаны – это род ядовитых змей семейства аспидовых. Тайпаны считаются одними из лидеров по смертоносности укуса. До того момента, пока не выработали противоядие (середина XX века), погибало до 90% укушенных людей. Сейчас имеется в роду только два…

Изображение змеи, кусающей себя за хвост (уробороса), является одним из древнейших символов, известных человечеству. Изображение уробороса знакомо многим, но мало кто знает, что обозначает этот символ. Точную дату и место происхождения уробороса…

Драконы являются популярными персонажами компьютерных игр, доступных также на компактных электронных устройствах. В зависимости от сюжета, они предстают то свирепыми монстрами, разрушающими все на своем пути, то мудрыми стражами сокровищ. В игре…

Герои русских сказок представляют собой часто волшебные силы, которые в древние времена служили предметом веры людей в мистическую реальность. Каждый сказочный герой обладает своим уникальным типажом – один затевает козни, другой блестяще побеждает…

Русская земля богата своей историей, сказаниями, былинами и, конечно же, своими богатырями. До наших дней дошли повествования о жизни и подвигах былинных героев – Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Известно, что за этими вымышленными…

Число три это число гармонии и совершенства, которое используется во всех мировых культурах. Особенно троицу любят русские, что видно по многочисленным русским сказкам. Число три в русских сказках
Русскую землю охраняли в сказках три главных…

Богатырь – былинный персонаж, хотя можно говорить и о том, что богатыри существовали на Руси как таковые, ведь принято причислять к ним всех мужчин, обладающих значительной силой, умением и сноровкой.
Инструкция 1Основные черты русского…

Одним из самых известных русских богатырей считается Алеша Попович. Он является персонажем былин и сказаний, в которых повествуется об исключительной смелости мифологизированного богатыря, сравнимой лишь с силой Святогора. Основное занятие Алеши…

Основное занятие Добрыни Никитича - защита Руси от внешних врагов. Этот русский богатырь по своей значимости занимает вторую позицию после Ильи Муромца. Вместе с Алешей Поповичем они образуют знаменитую тройку богатырей. Кроме того, былина о Добрыне…

Былинный образ богатырей является особенностью русского эпоса. Подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны во многих сказаниях и отражают целый пласт мировоззрения периода Киевской Руси. В данной статье мы разберемся с тем, кто такие богатыри,…

Наталья Шамина
Конспект НОД в старше-подготовительной группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально - художественная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Цели : учить детей создавать изображение из частей, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги.

Задачи :

Образовательные :

Обогатить словарь детей словами : пуд, межа, соха, дары.

Развивающие :

Развивать интерес к русскому народному творчеству ;

Развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, от взрослых.

Воспитательные :

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

Планируемые результаты : выражает положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при прочтении русской народной сказки «Никита Кожемяка » в обработке А. Н. Афанасьева и прослушивании музыкального произведения «Утро» Э. Грига; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения .

Предварительная работа :

1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» .

2. Чтение отрывков о былинных богатырях.

3. Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» .

4. Рассматривание альбома «Доспехи богатыря» .

Материалы и оборудование : иллюстрации к сказке «Никита Кожемяка » , макеты деревьев, камня; игрушка – Змей Горыныч, подушечки – камни, стрела, ноутбук для показа слайдов; клей, кисточки, салфетки.

1. Введение игрового момента.

Дети входят в групповую комнату .

Воспитатель :

Дети, а вы любите путешествовать?

Дети :

Воспитатель :

Я приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу .

Воспитатель :

Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно :

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь .

Направо пойдешь – много интересного узнаешь.

Воспитатель : Дети, куда же пойдем?

Дети :

Направо.

Воспитатель :

А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель :

Ну, что же, в путь!

Воспитатель :

Вот мы и пришли в наш сказочный лес . Давайте присядем на камни и оглядимся вокруг.

Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу :

Свист соловьиный,

Взор орлиный –

Не зверь, не охотник,

А (Соловей – Разбойник) .

Из – за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем.

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Огненный) .

Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья – Разбойника? (Богатырь) . А каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич )

Звучит пьеса «Утро» Э. Грига. Педагог читает стихотворение.

Широка ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой , громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину) .

Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой . Посмотрите на иллюстрацию «Никита Кожемяка » .

2. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка » .

1. Кто главный герой сказки ?

2. Кто украл принцессу?

3. Какое животное помогало принцессе?

4. Кто сильнее змея?

5. Что делал Никита Кожемяка , когда к нему пришел царь за помощью?

6. Почему рассердился Никита ?

7. Кто еще просил о помощи главного героя?

8. Можем ли мы назвать Никиту Кожемяку богатырем ? Почему?

9. Что делили Змей и Никита ?

10. Как победил Никита Змея ? Что он с ним сделал?

3. Динамическая пауза.

Проводится под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота» :

Дружно встали – раз, два, три,

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже.

Поглядеть из - под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

(Влетает стрела со свитком. В нем просьба о помощи Ильи Муромца) .

4. Коллективная аппликация «Соберем богатыря в дорогу» .

Ребята, давайте с вами вспомним, а какие вещи могут пригодиться

нашему богатырю, когда он собирается в дорогу?

(меч, кольчуга, щит, копье, сапоги, лук, шлем, колчан со стрелами) .

Дети выполняют задание.

5. Рефлексия.

Какую русскую народную сказку мы читали ?

Что вы узнали о Никите Кожемяке ?

Кого мы собирали в дорогу? Интересно было вам в сказочном русском лесу ? А теперь настала пора возвращаться нам к себе в группу .

1. Межа – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.

2. Соха – пахотное орудие, в отличии от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в сторону, примитивное сельскохозяйственное орудие.

3. Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом земледелии и для посева сельско хозяйственных культур.

4. Пуд – русская мера веса , равная 16,3 киллограмма.

Цель. Знакомство с историческим образом былинного богатыря Никиты Кожемяки. Учить отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения, развивать умения рассуждать, анализировать. Воспитывать чувство ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России. Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины. Дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа. Воспитывать интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков.

Ход занятия.

1.Приветствие. Здравствуйте, мои хорошие! Собрались мы сегодня на беседу добрую, да складную, чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались!

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.

Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая… Русская земля славилась мужественными и сильными людьми. Много славных подвигов совершили они, оберегая свою землю и в давние времена. Давайте поговорим о богатыре Никите Кожемяка.

2.Слушаем. ) Если богатырь на страже - Может быть уверен каждый: От врагов защищена Наша матушка-земля! Просмотр мультфильма «Никита Кожемяка».

Обсуждение мультфильма «Никита Кожемяка»

3.Беседуем .

Назовите местность, где проживал Никита Кожемяка. (Нижний Новгород)

Чем занимался Никита Кожемяка? (мял кожи)

С какой просьбой царь Владимир обратился к Никите Кожемяке? (Побороть Змея Горыныча)

В какую одежду, обувь был одет главный герой? (рубаха, штаны, сапоги) Одет в белую рубаху, с закатанными рукавами. На рукавах вышивка. Ворот и низ рубахи отделаны красной каймой. Подпоясан богатырь поясом цвета бирюзы. Костюм дополняют белые штаны с голубыми полосами. Поверх рубахи темно-серый фартук. За спиной у богатыря висят на веревках куски бычьей кожи). (Показ слайда).

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась ткань одежды и начиналось тело человека: шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, места предплечий низ рукавов, подол рубахи.

Назовите внешний облик Никиты Кожемяки: рост, телосложение, прическа: цвет и длина волос. (Богатырского телосложения. Светлые волосы средней длины, подвязаны красной узкой лентой. Развиты мускулы на руках и ногах).

Никита Кожемяка стоит в позе, широко расставив ноги, руки полусогнуты. Ему навстречу молодые люди согнувшись от тяжести. волокут кувшин питья:

«Ай да силища богатырская! Смельчаку у нас почет-уважение - испей доброго меду нашего». (Показ слайда). Видно, что люди, жившие рядом с ним, уважали Никиту

Каким себя Никита Кожемяка показывает перед царем? (Никита Кожемяка по натуре своей был застенчивым, робким. Из-за неуверенности в своих силах отказался выполнить просьбу царя Владимира).

Какого роста Никита Кожемяка? (среднего, неприметного)

Каким вы себе представляете этого богатыря? Опишите его.

(Сильный, огромного роста, широкоплечий, могучий, смелый, трудолюбивый.)

Каким способом князь Владимир проверил силу Никиты Кожемяки? (борьбой с разъяренным быком)

- Какая злая сила угрожала Киеву?

Кто такой Змей Горыныч? (Дракон, количество голов змея бывает от трех до двенадцати. В случае нападения дракон способен извергать огонь. У Змея есть крылья, длинный хвост стрелой и когтистые лапы).

Как отнеслись жители к появлению змея?

Почему они стали отдавать дочерей на съедение ему? (Не было силы, которая могла ему противостоять.)

Что произошло с царской дочерью?

Подумайте, почему не к своим воинам, а именно к Никите Кожемяке обратился царь с просьбой спасти Царевну? (Вынужден обратиться к нему, только Никита мог победить змея.)

Сразу ли согласился Никита идти спасать царскую дочь?

На какую хитрость пошел царь?

Что же заставило Никиту пойти на бой со Змеем Горынычем? (Жалко стало Никите детей беззащитных, которых легко может обидеть каждый, и соглашается помочь им). (Показ слайда).

Какие черты характера проявляются у героя, когда он видит плачущих детей? (Доброта, любовь к Родине, к своему народу.)

- Какими словами можно заменить слово «богатырь»? (Богатырь - силач, борец, воин, храбрец)

Какие национальные черты русского характера прославляет сказка?

Смог ли змей одолеть богатыря?

Что предложил Змей-Горыныч Никите? - Почему Никита стал делить землю, а потом море? (С целью перехитрить Змея и победить зло.)

Какие черты характера проявляются у героя в данной момент?

(Мудрость, смекалка, находчивость, хитрость.)

Какими словами заканчивается сказка? Расскажите.

Какая черта проявилась у Никиты? (Бескорыстие.)

Подумайте и скажите, почему люди сочинили сказку о простом человеке, ремесленнике, который в принципе не являлся профессиональным воином? Вот преграда на пути Её так просто не пройти Надо быстро вспоминать И пословицы сказать! (Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев)

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Кто Родине верен, тот в бою примерен. - Тот герой, кто за Родину горой. -Кто смел тот на коня сел. -За край свой насмерть стой. -Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. -Сам погибай, а товарища выручай. -С родной земли умри, но не сходи. -Жить - Родине служить. -Счастье Родины - дороже жизни. -Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт. -Если дружба велика, будет Родина крепка.

4.Обобщаем. Жили на Руси такие люди, которые сражались с врагами за родную землю. Они славились своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством. В народе защитников Руси любили и уважали, за доброту, отвагу, смекалку, бескорыстность, любовь к своему народу. Про них слагали песни, сказки, былины. Защитников Руси объединяла любовь к Родине, они вставали на защиту своей земли при каждой опасности. Сказка прославляет черты русского характера: смелость, мудрость, храбрость, трудолюбие, отвагу, широту души, бескорыстие, доблесть, доброту.

5.Играем. Дидактическая игра «Старинное и современное оружие». Игра «Кокой богатырь?» Воспитатель перечисляет разные качества, и если они подходят к богатырям, дети хлопают в ладоши, а если, это качество не подходит - топают ногами: храбрый, трусливый, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый, выносливый, смелый, ловкий. Подвижная игра: "Змей Горыныч и Никита Кожемяка".

6.Творим, рисуем, радуемся. У каждого богатыря в старину должен был быть надежный друг, боевой товарищ — верный конь. Богатырь заботился о нем, и животное служило ему верой и правдой, выручая в самых трудных ситуациях. Лепка богатырского коня. 7.Прощалочка . Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам: защищать с вою Родину, беречь ее, защищать слабых, бедных, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными и отважными, любить свою землю, свой народ.

Богатырское наше правило:

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь!

Все были молодцами, хорошо выполняли все задания, были внимательными, сообразительными, ловкими и смелыми. И я хочу сделать вам подарки - раскраски о русских витязях. Спасибо за внимание.

Главный герой русской народной сказки «Никита Кожемяка» – кожевник-силач по имени Никита. В том царстве, где Никита жил, объявился страшный змей, который много людей погубил. Этот змей похитил царскую дочь и держал ее в заточении. Царевна сумела узнать, что победить змея может только человек по имени Никита Кожемяка.

Царевне удалось передать весточку отцу с матерью, в которой она просила найти Никиту и упросить его освободить ее. Царь с царицей отправились к Никите. Тот в это время мял одновременно дюжину воловьих кож. Увидев высоких гостей, Никита от испуга разорвал эти кожи. Он рассердился и отказался помогать царю.

Тогда царь собрал великое множество сирот и отправил их к Никите Кожемяке. Сироты попросили силача избавить народ от страшного змея, и Никита согласился. Он отправился к берлоге змея и стал вызывать его на бой. Змей попытался договориться с Никитой и предложил поделить ему весь мир пополам.

Никита решил перехитрить змея и согласился с его предложением. В ответ он сказал, что между этими половинами следует провести межу. Сделал Никита огромную соху, запряг в нее змея и стал глубокую межу пропахивать. Когда межа дошла до моря, Никита сказал змею, что и море надо тоже поделить. Вошел змей в воду и утонул.

А Никита домой вернулся и за свою победу никакой награды требовать не стал. А та межа до сих пор стоит, и люди о Никите Кожемяке помнят.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Никита Кожемяка» заключается в том, что главный долг каждого человека – защищать свою Родину от врагов. Никита отказался выручать царевну из плена, но когда его попросили освободить страну от злого змея, он, не задумываясь, согласился.

Сказка «Никита Кожемяка» учит быть сильным, смелым и отважным, не бояться вступать в борьбу с врагами своей Родины.

В сказке мне понравился главный герой, Никита Кожемяка. Это сильный, отважный и, вместе с тем, скромный человек. Освободив страну от злого змея, Никита вернулся домой и занялся прежним трудом — выделкой кож, не требуя ни от кого награды за свой подвиг.

Какие пословицы подходят к сказке «Никита Кожемяка»?

Родина – мать, умей за нее постоять.
Смекалка во всяком деле выручит.
Скромность красит человека.


УРОК ЧТЕНИЯ
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «НИКИТА-КОЖЕМЯКА»

Цели урока:
создать целостный литературно-художественный образ народного героя-богатыря;
выявить признаки богатырской народной сказки;
продолжать выработку навыков грамотного читателя;
развивать интерес к самостоятельному чтению;
развивать устную речь, творчество, воображение, умение рассуждать;
способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: эпиграф к уроку (пословица), блок-схема, раздаточный и наглядный материал для игр, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока
I.Организационный момент.
– Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир да согласие. И велась беседа наша речью плавною.
– А эпиграфом к нашему уроку будет пословица (присказка).
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
II. Повторение знаний о сказке.
1.Работа с эпиграфом-пословицей
– Прочитайте. Как понимаете пословицу? (В сказке много вымысла, но в ней всегда есть чему учиться.)
Верно, без необычного сюжета и наличия морали сказка была бы не сказкой.
2.Составление блок-схемы.
– К какому жанру относится сказка? (Устное народное творчество)
– На какие две группы по авторской принадлежности делятся сказки?(Народные и литературные)
– Приведите примеры известных вам народных и литературных сказок.
– Как называли людей, которые умело, рассказывали сказки? (Сказочники, сказители)
(Слайд 1. «Сказители с гуслями»)
– Сказители (старцы) знали на память множество былин, песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных…
На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки, брали гусли и под звон струн рассказывали нараспев о славных богатырях, защитниках Земли.
Давайте сейчас перенесемся лет на сто – сто пятьдесят назад, а может, и больше.
– Вот, например, поссорились охотники между собой. А ссора на зимовье – очень опасное дело. Срочно надо спорщиков мирить. Тут не обойтись без сказителя.
- Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
(Бытовые сказки, т.е. такие, в которых жадный, скупой, глупый человек всегда попадает впросак.)
Посмеются охотники, глядишь, и зло ушло, как не бывало.

– Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков – какою сказкой? (Сказкой о животных)
О хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке, простодушном медведе.
– Теперь снова вообразим зимовье. В лесу – изба, в избе печь-каменка, в середине – стол, по краям – лавки, под потолком – полати. Зима долгая. Устали зимовщики, надоели одни и те же картины, люди, тошно на душу. Хочется им домой, к женам, к детишкам. Хочется лета, отдыха и любви.
– Какую сказку выберет сказитель на этот раз? (В таких случаях нужна волшебная сказка.)
Волшебная сказка поможет перенестись мыслями в чудесные миры, в миры, где живет любовь и красота.
– Итак, на какие группы делятся сказки по своему содержанию и действующим лицам? (Бытовые, сказки о животных, волшебные)

На доске: сказка

Народная литературная

Бытовая о животных волшебная.......

3.Повторение домашнего задания. Краткий пересказ.
– Какую сказку читали дома? («Кот и лиса»)
– К какому виду можно ее отнести? (О животных)
– Кто автор? (Русская народная сказка)
– Перескажите кратко сюжет сказки.
–В мире так много сказок, мы с вами читали на уроках литературного чтения корейские, африканские, эстонские, латышские, татарские сказки и другие.
– Что объединяет сказки разных народов? …Какая общая тема? (Борьба со злом)
Высмеивать поведение героев, недостатки героев, показать, что добро побеждает зло.
– Нравится ли вам читать сказки?
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы прочитаем новую сказку «Никита-Кожемяка». Эта сказка о русском богатыре.
IV. Изучение нового материала.
– Вспомним, кто такие богатыри? (Это сильные, мужественные, бесстрашные люди, которые защищали Землю от врагов.)
– Мы с вами читали сказки, былины о богатырях, вы смотрите мультфильмы. Я думаю, что вы без труда угадаете имя богатыря. Давайте поиграем в игру.
1.Игра «Угадай богатыря»
(У детей на столах сигнальные карточки с именами богатырей. Учитель читает отрывок из произведения, определив о ком идет речь, дети показывают карточку.)

(Слайд 2-3 «Богатыри»)

И был тот богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под ним по колено проваливался, земля под ним прогибалася…
Даже Илья Муромец оказывается перед ним беспомощным настолько, что он его не замечает. (Святогор)

Хлеб ест по три калача, пьет по три медных кружки. Побеждает во всех боях да схватках. Старается избежать кровопролития, не бьет врагов, а на их глазах разбивает дуб многоохватовый палицей своей богатырской, и враги устрашенные его силой, разбегаются…
Первым подвигом его было освобождение народа от силы вражьей, от
Соловья-разбойника, что свистом-посвистом своим перебил-покалечил
людей немало. (Илья Муромец)

О нём говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет»…
Этот богатырь в битве тяжкой победил Змея огненного и освободил от полона много людей и среди них племянницу князя Владимира.(Добрыня Никитич)

Этот богатырь отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал…
Хитростью спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змея, жену его и
Анастасию, заодно и народ русский от тягот-податей неимоверных. (Алеша
Попович)

– Вот они, какие богатыри русские.
(Учитель взглядом еще раз обращает внимание детей на последний слайд)
Могучие, сила у них богатырская, освободители жен, детей, стариков.
Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Русь свою мы защитим,
И врагов всех победим.

2. Чтение и анализ сказки «Никита-Кожемяка».
1.Словарная работа (Слайд 4 «Словарная работа»)
– Сейчас мы будем читать сказку «Никита-Кожемяка». Нам встретятся трудные слова. Прочитайте, объясните значение слов и выражений:
Красная девка – прекрасная, красивая девушка.
Поборы – сборы.
Промыслы – охота.
Сыскал – нашел.
Лютый – злой.
Авось – может быть.
Берлогу размечу – разнесу.
Беда неминуемая – неизбежная.
Супротив – против
Межа – граница.
Пуд пеньки – 16 кг грубых нитей из конопли.
Соха в триста пуд – соха весом в 4800 кг.
Сажень – мера длины равная 2,16 м.
2.Чтение сказки по абзацам вслух (читают дети)
1-ый абзац (вопросы после чтения)
– Как вы понимаете выражение «красавица собой была, так за жену себе взял»?(Взял в жены, потому что была красива, прекрасна.)
 Почему никто не сражался со змеем, а все отдавали ему девушек на съедение?(Боялись змея.)
– Как царевна стала женой змея? (Схватил и утащил в берлогу.)

2-ый абзац (вопросы после чтения)
– Где жил Никита Кожемяка?(В городе Киеве.)
– С какой просьбой обратился царь к Никите?(Освободить его землю и дочь.)
– Что случилось с Никитой, когда к нему пришел сам царь? Прочитайте.
– Почему у него руки задрожали? (От волнения,смущения.)
– Какие строки говорят о силе Никиты? Прочитайте. (Разорвал 12 кож.)
– Чем занимался Никита-Кожемяка? (Кожи мял.)
– Для чего мнут кожи?
Мяли кожу животного, т.е. обрабатывали «выделывали», чтобы она стала пригодной для пошива одежды.
– Почему же Никиту звали Кожемяка?
Кожемяками в старину называли мастеров – обработчиков кожи.

3-ий абзац (чтение)

4-ый абзац (вопросы после чтения)
– Как Никита и змей делили землю и воду?
– Чем закончилась битва со змеем?
– Что осталось от змея? (Высокая борозда.)
– Каким мы видим Никиту? (Мужественным, хитрым, скромным, защитником.)
– Можно ли Никиту-Кожемяку назвать богатырем?
– На кого из героев русских народных сказок и былин похож Никита-Кожемяка?
– К каким сказкам вы бы отнесли сказку «Никита-Кожемяка»? (Богатырские)
(На доске заполняется схема недостающим словом – богатырские)
– По каким признакам эту сказку можно назвать богатырской?
(Главный герой - богатырь, побеждает врага умом и силой богатырской.)
– Найдите в ней приметы волшебных сказок.
(Есть отрицательный герой-змей, два поколения – старшее - царь, младшее – Никита, главный герой сражается с противодействующей силой и всегда побеждает.)
3. Задания после чтения. (Слайд 5 «Иллюстрации к сказке»)

Художник-иллюстратор нарисовал иллюстрации к сказке и перепутал их последовательность. Рассмотрите иллюстрации, установите их последовательность, озаглавьте сюжеты сказки.
(Письмо царевны. Приветливая царевна. Просьба малолетних. Как змей и Никита землю делили.)
А здесь рассыпались пословицы. Попробуйте их собрать.
Прочитайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете?
«Смелость города берет».
«Не всяк умен, кто с головою».
Творческая работа
– Надо ли читать сказки? Для чего?(Как говориться в пословице, в сказке есть урок для нас читателей.)
– Можно ли сочинять сказки?
– О чем сочинили бы сказку вы?
– Какие бы положительные черты характера раскрыли бы в своей сказке?
– Попробуем сочинить богатырскую сказку.
(У детей незаконченный текс сказки и опорные слова.Нужно вставить пропущенные слова, прочитать сказку.)

Сказка о славном богатыре
Добрыне Никитиче

Налетело горе ……………………………………… .
Пришла пора собираться ………………… Добрыне Никитичу.
Долго ли ……………… ехал богатырь.
На пути ему встретился камень.
«Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – ничего не потеряешь, но ничего
и не приобретешь, прямо пойдешь– смерть
найдешь».
Выбрал богатырь дорогу ……………………… .
Вокруг леса ………………. , звери …………………….. .
Выехал в чисто поле, прямо к логову ………… .
Вызвал злодея на битву кровавую. Ударил
своей булавою и одним ударом снёс змею
все двенадцать голов.
И отправился Добрыня Никитич дальше освобождать ……………….. землю Русскую.

от нечистой силы

коротко ли

дремучие

рыскучие

черной тучею

прямоезжую

Змея Горыныча

в путь – дороженьку

V. Итог урока.
– Чему учат сказки? (Доброте, отзывчивости, учат помогать младшим и старикам, учат приходить на помощь в трудную минуту.)
– Кто в наши дни мог бы сказать такие слова «Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую»? (Защитники Отечества.)
– Вы можете стать защитниками своей земли, родины?
VI.Домашнее задание: (Слайд 6 «Домашнее задание»)
Подготовиться по одному из направлений:
Пересказ от имени главного героя.
Музей пластилиновых фигур.
Составление пожеланий Никите Кожемяке.
– И в заключение нашего урока послушаем отрывок из стихотворения
Ю. Энтина «В мире сказок».
Заранее подготовленный ученик читает стихотворен