Андрей Платонович Платонов (1899-1951)

   Настоящая фамилия Платонова-Климентов,
свою фамилию он образовал из отчества своего
отца. Он родился в 1899 г. в семье воронежского
мастерового, слесаря-железнодорожника,
на окраине Воронежа.
   Образование началось с 7 лет, один год он учился в церковноприходской
школе, а затем 2 года в Воронежском городском училище.
   Впоследствии он писал: «У нас семья была одно время в 10 человек,
а я - старший сын - один работник, кроме отца». И в воспоминаниях
Платонова калейдоскопом проходят годы труда на разных местах.
   «Мальчик» на складе страхового общества, потом - конторщик,
а позднее - помощник машиниста локомотива, литейщик на трубном
заводе, электромонтер в железнодорожных мастерских. Мир техники
для юного Платонова открыл мир мечты о техническом прогрессе.
   Рядом с этой мечтой жила поэзия. Он рано начал писать стихи.
   Начало литературной деятельности. Первый сборник стихов
«Голубая глубина», напечатанный небольшим тиражом, был выпущен
в 1922 г.
   Революцию потомственный рабочий встретил, как говорится,
с большими надеждами на прогресс во всех отношениях, и было
ему 18 лет. И в защите революции он принял очень активное участие.
   Поступив в политтехникум, он прерывает учебу и вместе с отцом,
став помощником машиниста на паровозе, рискуя жизнью, подвозит
боеприпасы красноармейцам, занимается мобилизацией населения
для борьбы с Деникиным. Словом, его боевой опасный опыт сделал
его настоящим человеком, пре
данным революции.
   Осенью 1919 г. Воронеж освобожден от деникинских войск, и
Платонов продолжил учебу в железнодорожном политтехникуме.
   Молодой Платонов осознал новую жизнь как бесконечное, ничем
не сдерживаемое совершенствование человеческого духа, причем будучи
человеком технического образования, он мыслил в категориях
технического прогресса. Но жизнь на то и жизнь, чтобы поправить излишнюю
идеализацию. Платонов быстро понял, что без человека не
может быть никакого технического прогресса, и его мысль обратилась
к «сокровенному» человеку, к его душе, страдающей, печальной
и радостной.
   «Река Потудань» - один из рассказов о любви, в котором психологическая
откровенность позволяет судить о трудных процессах,
происходящих в человеке, уставшем от гражданской войны,
о процессах, возвращающих его к вечным ценностям, к любви, к счастью.
   С1921-1926гг., закончив техникум, Платонов очень активно работает
«строителем» новой жизни. Он занимается электрификацией
и мелиорацией, и под его управлением построены три электростанции,
сотни прудов, шахтных и трубных колодцев, мостов, дамб и грунтовых
дорог, орошены тысячи десятин земли, организовано свыше двухсот
мелиоративных товариществ.
   С 1927 г. Платонов перешел на положение профессионального
писателя. В это время у него выходят две книги, он широко печатается
в журналах. Однако в 1929 г., после выхода в печати сатирических
рассказов «Государственный житель», «Усомнившийся Макар» его
подвергают резкой критике, обвиняют в тяжелых идейных грехах,
приклеивают ярлык «кулак и правоуклонист».
   А дальше еще хуже. Обращение Платонова к теме человеческого
счастья, столь близкой человеку любой эпохи, даже эпохи революции,
встретило не только непонимание, но и резкую критику. Повесть
«Впрок. Бедняцкая хроника» (1931) была объявлена вражеской. Платонова
перестали печатать. Более того, вождь дал свою убийственную
оценку Платонову («сволочь»), что несомненно имело отношение
к произведениям писателя. Сам Платонов не молчал, его ответы были
логичны, убедительны, но не для советских критиков, оболваненных
коммунистической пропагандой. Вот пример попытки Платонова
защитить свое творчество: «Механика сравнения несравнимо проста
и глупа. Было взято мое, так сказать, "литературное туловище" и критически
препарировано. В результате этого "опыта" из моего, человеческого
все же, тела получилось: одна собака, четыре гвоздя, фунт
серы и глиняная пепельница. Тогда было заявлено: вот он, этот человек,
и вот из чего он в действительности состоит» и т. д. Этот ответ относится
к 1937 г., он напечатан в «Литературной газете».
   С1931 до 1937 гг. критика смолкает, но после публикации рассказов
«Бессмертие», «Фро», «Нужная родина», а также статьи
о Пушкине на Платонова вновь набрасываются уже высокопоставленные
критики, определявшие с партийных позиций темы и идеи
произведений.
   Но, несмотря на гонения, Платонов все равно работает. Им написаны
повесть «Котлован», опубликованная в 1987 г., и повесть
«Ювенилъноеморе»,-в1Шг.
   Личная трагедия. В личной жизни Платонова все было очень
тяжело. Трагическое поселилось в его семье. Особенно было невыносимо,
когда несовершеннолетнего сына Андрея Платонова, слабого
здоровьем, арестовали и посадили в тюрьму. «Лицо Андрея Плато-
новича потемнело, стало обожженным от горя. На его жену Марию
Андреевну страшно было смотреть. Прекрасные черты исказились
таким нечеловеческим страданием, что при встрече с ней глазами
становилось больно.
   Жизнь писателя превратилась в ад, они с женой поехали за своим
сыном в тюрьму чужого города. Он рассказывал потом, что часами
стоял под стенами старинной тюрьмы, не сводя глаз с окон, гадая, на
каком этаже находится их несовершеннолетний сын. Но даже после
выхода из тюрьмы Платоша недолго наслаждался свободой. Тюрьма
подорвала его слабое здоровье, и он умер. А Платонов писал по ночам,
прислушиваясь к дыханию умирающего сына». (Из воспоминаний друга
Эм. Миндлина.)
Непростые вопросы. Читая трагические биографии писателей
1920-30-х гг., невольно задаешься вопросом: почему умные, талантливые
люди каким-то непостижимым, роковым образом обречены
на страшную жизнь? Есть ли в этом какая-то закономерность, которую
никак нельзя объяснить только жестокими временами? Можно
вспомнить трагические судьбы гениальных, талантливых художников
и в другие эпохи (Галилео Галилей, Джордано Бруно, Ван Гог, Гоген,
Сент-Экзюпери, Ахматова, Пастернак). Примеры можно множить
и множить. Почему каждому времени нужны жертвы? Почему человечество
столь кровожадно? Ответ получился бы очень сложным.
   Ф. М. Достоевский всю жизнь трудился над тайной человека и нашел
ее разгадку: «Даже на самых высоких взлетах благородного служения
возрождаются себялюбие, мания величия, попирание малых
сих...». «Кровь и власть развращают человека».
   Идея невозможности построить прекрасное будущее, если оно
замешано на крови, высказанная Достоевским, разрабатывается
Платоновым и в трех его произведениях («Котлован», «Ювенильное
море», «Чевенгур»). По понятным причинам эти произведения не
могли увидеть свет во времена жесточайшего сталинского террора.
   До войны с фашистами Платонов печатает литературно-критические
статьи и рецензии под псевдонимом «Ф. Человеков».
   1941-1945гг. - он военный корреспондент газеты «Красная звезда».
   Много его очерков печатается и в других журналах и газетах.
   1946 г. - за рассказ «Возвращение» («Семья Иванова») получил
окончательный приговор со стороны Жданова как врага советской
власти. Этот приговор был спровоцирован критиком Ермиловым,
написавшим донос на Платонова.
   Платонов умер в 1951 г. от туберкулеза, дома, в московской
квартире на Тверском бульваре.
   Через семь лет после смерти писателя (1958) с большими трудностями
вышел его первый посмертный сборник произведений.
   Но о главных произведениях умалчивалось.
   Реабилитация прозы Платонова получила свое достойное выражение
только во времена перестройки, когда в его прозе увидели свидетельство
трудных советских лет.

Поделиться

Партнеры

Товары

загрузка...
  • Хочешь убойный одностраничник - лучшие продающие страницы.
  • Контактный клей подробности на сайте.