Реклама


Товары

Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»

   Концепция. Анализом поэмы «Двенадцать»
занимались очень многие авторы, пытаясь
«расшифровать» образы поэмы, но на наш
взгляд, концепция А. Грачевой, изложенной
в статье «Поэма Блока "Двенадцать", наиболее удачна.
   По этой концепции восприятие Блоком революции дано в поэме
не на оценочном уровне. «А. Блок никак не оценивал революцию.
   Блок отнесся к ней с историческим фатализмом Толстого».
   К этой поэме стягиваются все нити его поэзии, это завершающий
этап всего его творчества, после этой поэмы Блок уже не смог ничего
написать, хотя, конечно, попытки были. Он обратился к прозе. Написал
«неудачное» начало повести «Исповедь язычника».
   В мировидении поэта большое место занимала стихия, он был
человеком «стихийным, о том свидетельствует его поэзия». И в поэме
«Двенадцать» стихия прорвалась, и через «музыку» излилась в сложную
образность.
   Композиция поэмы. Само название многозначно, оно варьируется
на разных уровнях: 12 глав, 12 красногвардейцев в патруле, 12 учеников
у ИисусаХриста, 12 часов (полночь), когда появляется нечистая сила.
   Композиция напоминает срез дерева, полученного из полукругов,
полукруг - это одна глава, которая смыкается с другой, образуя круг.
   аналитическое
Главы соединяются по смысловому значению. Например, в первой
главе звучит вопрос: «Что впереди?» - в последней главе дан ответ:
«Иисус Христос». Во второй
главе - у героев-красногвардейцев нет
цели, а в одиннадцатой цель уже определена («Вот проснется лютый
враг». «Вперед, вперед, рабочий народ!»)
В третьей («Мировой пожар раздуем») - заявка на мировую революцию.
   В десятой - у каждого руки в крови («Али руки не в крови
из-за Катькиной любви? - шаг держи революционный!»).
   В четвертой - для таких, как Катька, делалась революция, но для
нее ничего не изменилось. В девятой - безначалие и безлюдие
(«И старый мир, как пес безродный, // Стоит за ним, поджавши хвост»).
   В пятой главе о Катьке, ее жизни проститутки, бесовские соблазны -
в восьмой «выходит плебс», те, для кого нет ничего святого.
   Центр композиции 6 и 7 главы - сердцевина - преодоление тоски
по Катьке.
   Такая композиция, сотканная из 12 глав, символизирующих
соединение и личного начала, (жизни конкретного человека), и мировой
истории, позволили реализовать идею революции, как идею разрушения
и катастрофы.
  
I глава
Черный вечер,
Белый снег.
   Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
   Ветер, ветер -
На всем Божьем свете!
Начало символизирует блоковское понимание революции как
стихии. Краски контрастны: черный - белый, потом красный (плакат).
   Место действия: весь божий свет. Персонажи - не герои, а только
те, кто в этом вихре страшной стихии не смог устоять на ногах.
   Затем пространство сужается до конкретных событий: «Вся власть
Учредительному Собранию» (очень популярный лозунг). Слышатся
разные голоса. Старушка сетует, что из плаката можно было сшить
портянки для детей - это точка зрения масс. Блок считал, и об этом
он писал в своей статье «Каталина», что большинство людей никак
не переживает великие события. Для них революция не является
чем-то грандиозным. «Революция, как все грандиозные события,
всегда подчеркивает черноту..., в которой часть жителей развратничает,
половина спит, немногие мужи совета бодрствуют, верные своим
полицейским обязанностям, и большая часть обывателей, как всегда
и везде, не подозревает о том, что в мире что-то происходит...». Эта
мысль отражена во фразе старушки (точка зрения масс).
   Дальнейшие образы I главы:
Б у р ж у й : И буржуй на перекрестке
В воротник засунул нос.
   Очень точная оценка дворянского класса народными массами. Он
ждет своего часа.
   П и с а т е л ь : А это кто? - Длинные волосы
И говорит вполголоса:
-Предатели!
Погибла Россия!
Должно быть писатель -
Вития...
   Такой иронической оценки был удостоен писатель. В действительности
так и было. Интеллигенция на протяжении всего XIX в.
   «боролась за счастье народа» и желала революции, но, когда революция
показала свой волчий оскал, сразу растерялась и осудила кровавую
бойню. А разве революции бывают бескровными? Ту же мысль Блок
выскажет в статье «Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали?
Что революция - идиллия? Что творчество ничего не разрушает
на своем пути? Что народ - паинька? Что сотни жуликов, провокаторов,
черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются
ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так "бескровно"
и так "безболезненно" и разрешится вековая распря между "черной"
и "белой костью", между образованными и "необразованными", между
интеллигенцией и народом?» Все происходит по схеме: «сначала
фанатики, потом функционеры, потом клопы».
   Появляется еще одна фигура:
П о п : А вон и долгополый -
Сторонкой-засугроб...
   Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Революция - это действо со знаком минус, и поэтому отрицание
всякой культуры, в том числе и духовной, происходит в кощунственной
форме. Блок очень точно подмечает такое кощунственное отношение
к церкви и священникам. «Товарищ поп» - пародия на служителей
культа.
   Главное действующее лицо первой главы - ветер: «Ветер веселый /
/ И зол и рад». Ветер революции все ставит на свои места: «Кто был
ничем, тот станет всем». Революция всех поменяет местами: кто был
наверху - тот окажется внизу - барынька подскользнулась и растянулась.
   А кто в середине? - опять ветер, и опять плакат: «Вся власть Учредительному
Собранию!...» А дальше немного комическая ситуация:
Профсоюзы: ... И у нас было собрание...
   ...Вот в этом здании...
   ... Обсудили -
Постановили:
На время - десять, на ночь - двадцать пять...
   ...И меньше-ни с кого не брать...
   ...Пойдем спать.
   Профсоюз проституток устанавливает тариф для клиентов. А почему
бы нет? Но главное - заявлена среда, откуда выйдет героиня
поэмы, Катька. Но пока опять «свищет ветер», и «черное, черное небо».
   Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
   Черная злоба, святая злоба...
   Эпитет «черная» злоба варьируется с эпитетами «грустная», «святая
», он отражает соединение несоединимого (злоба не может быть
святой и грустной). Это метафора состояния сознания людей. Здесь
же задан вопрос: «Кто впереди?» - ответ в двенадцатой главе - Иисус
Христос, но с кровавым флагом.
  
II глава
Появляются герои, они обыкновенные люди, даже слишком обыкновенные.
   Нет лозунговых речей:
- А Ванька с Катькой-в кабаке.
   Ванька не с ними, а значит - против них. Герои понимают свободу
как отказ от запретов:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста.
   Цель их похода тоже обозначена:
Неугомонный не дремлет враг!
Как понимают революцию простые красноармейцы?
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Блок в этих строках обозначает сущность нового времени: без
креста. Достоевский полагал, что революция - это прежде всего отказ
от Бога: «Бога нет - и все дозволено». Вот красноармейцы и вышли
в«антикрестовый» поход.
  
III глава
В ней всего 12 строк, три четверостишия. 1-е четверостишие -
солдатская песня, 2-е - частушка, 3-е - молитва, но кощунственная:
«Господи, благослови!» - но на что: «Мировой пожар в крови» -
на пробуждение нового сознания, когда можно будет переступить
через главное: «Не убий».
  
IV и V главы
О Катьке. Для таких, как Катька, и делалась революция. Но что
изменилось в ее жизни? - Да только клиенты: «С юнкерьем гулять
ходила, с солдатьем теперь пошла».
  
VI глава
В этой главе Катька гибнет.
   А Катька где? - Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что, Катька, рада?-Ни гу-гу...
   Лежи ты, падаль, на снегу.
   Героям-красноармейцам не жаль Катьку - она не враг, а всего лишь
случайная жертва. А сколько было этих случайных жертв? - Но революции
без жертв не бывает. Через Катьку перешагнули и устремились
вперед, где их ждет «неугомонный враг»:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

VII глава
Воспоминание Петрухи, одного из двенадцати, о своей любви
к Катьке, оно трепетно по своему выражению:
-Ох, товарищи родные,
Эту девку я любил...
   И в этой главе убивается любовь к Катьке: «Не такое нынче время».
   Тоска и горе одного человека тонут в революционном марше. Что
такое один человек против множества? В литературе о революции
и гражданской войне в последующие годы будет утверждаться гуманизм
общей идеи, где судьба одного человека приносилась в жертву
великой идее масс.
   А массы в конце VII главы предаются стихии грабежа:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба-
Гуляет нынче голытьба!

VIII Глава
В начале главы - тоска смертная, «скука скучная». Выходит
на улицу плебс (народ) в худшем его значении.
   Уж я темечко
Почешу, почешу...
   Уж я семечки
Полущу, полущу...
   Для него нет ничего святого:
Уж я ножичком
Полосну, полосну!
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
   Молитва в конце главы произносится по привычке.
  
IХ глава
Романс. Ничего нет, только опять стоит буржуй как вопрос. А что
будет дальше? Образ буржуя здесь дан как сравнение со старым
миром:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит, безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост. -
Так видят солдаты революции - Блок здесь как проводник всего
увиденного и услышанного.
  
Х глава
Снова стихия бури, бури революционной. Достоевский говорил
о революции как о бесовской силе, закружившей Россию. П. Флоренский
считал, что в этой главе явно просматривается бесовщина.
   Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся...
   И в этом вихревом кружении совсем иначе все видится:
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
Оказывается, они шли на это сознательно, а Катька - жертва. Все
красноармейцы повязаны кровью, они единомышленники.
   -Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

ХI глава
Идут вперед «рыцари-антикрестоносцы»:
...И идут без имени святого
Все двенадцать-вдаль.
   Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
   Цель определена, она направлена на врага, но кто этот враг - они
не видят:
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...
   Вьюга (бесы) застилает глаза.
  
ХII глава
Встреча произошла.
   Это-ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
   Опять старый мир возникает в образе паршивого пса:
-Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались-поколочу!
Они стреляют в невидимого врага, а этот враг - Христос. Возможны
разные трактовки появления Христа с кровавым флагом, но
тот факт, что Блок все же не отказался от этого образа, усиливает его
мистическое видение. Христос не отказался от России, из которой
изгнали Бога. В образной символике поэмы красный флаг - это символ
России, долгие годы страна Советов будет шагать под красным
знаменем. «В белом венчике из роз» - символика возвращения Христа
в Россию в пророческом будущем:
И за вьюгой невидим
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз-
Впереди Иисус Христос.
   Блок в своей поэме занял очень трудную позицию - не высказывать
своего отношения к революции, а показать ее в сложных
взаимоотрицающих процессах, может быть, поэтому поэма сложна
для понимания.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары