Реклама


Товары

загрузка...

К истории вопроса

   Революция стала «судьбоносной» исключительно
для какого русского человека. Судьбы
поэтов и поэзии оказались в зависимости от
этого важнейшего события русской истории
XX в. Гумилев расстрелян. Ходасевич был изгнан в эмиграцию. Ахматова,
Пастернак, Мандельштам, оставшись в России, создали свою
поэзию, отразив в ней трагедию интеллигенции. Маяковский,
«наступив на горло собственной песне», погиб как поэт.
   Блока революция погубила, хотя он мечтал о ней, как об очистительной
силе. «Слопала-таки, поганая, гугнивая родимая матушка,
как чушка своего поросенка», - писал Блок за два месяца до смерти.
   В поэме «Двенадцать» Блок писал о революции так, как он ее
услышал, как услышал ее музыку - не торжественную мелодию,
а какофонию звуков, передающих стрельбу, лозунговые кличи, песни-
марши, частушки, ругань... Современники Блока не могли понять,
приветствует Блок революцию или же предает ее осуждению.
   Одни увидели в поэме апофеоз революции и были благодарны
Блоку за создание такой нужной поэмы. Другие тоже восприняли как
апофеоз, но ругали поэму (И. Бунин). Третьи были недовольны,
потому что она, по их мнению, неправильно и противоречиво прославляет
революцию. Четвертые видели в поэме кощунство, так как
Христос в поэме благословляет «мировой пожар в крови», а Христос
по Евангелию учил любви, добру и терпению («Возлюби ближнего своего
как самого себя»). Пятые видели в поэме злую иронию: впереди
Иисус Христос с красным флагом - такое и представить невозможно.
  
; Как уже было сказано, Блок «услышал» революцию и изобразил
ее в художественном пространстве довольно сложно и противоречиво,
но так, как это и было в реальности. Использование символики
объединяет это последнее произведение со всем творчеством. Когда
Блока спрашивали, почему в конце поэмы изображен Христос, Блок
отвечал, что объяснить не может, но знает, что так и должно быть.
   Ближе всех из современников к пониманию поэмы подошел
М. Волошин. Прочитав поэму и находясь под впечатлением прочитанного,
он писал: «Поэма "Двенадцать" является одним из прекрасных
художественных претворений революционной действительности.
   Не изменяя самому себе, ни своим приемам, ни формам, Блок написал
глубоко реальную и - это удивительно - лирически-объективную вещь.
   Этот Блок, уступивший свой голос большевикам-красногвардейцам,
остается подлинным Блоком "Прекрасной Дамы" и "Снежной Маски"».
   В дальнейшие десятилетия в советском литературоведении признавался
несомненно революционный характер поэмы, но... почему
все же Христос у Блока не с крестом, а с кровавым флагом?
Исследователи творчества Блока выдвигали относительно поэмы
очень много версий, в частности, о. Павел Флоренский писал
о пародийном ее характере: «Пародийный характер поэмы непосредственно
очевиден: тут борьба с церковью символизируется числом 12.
   Двенадцать красногвардейцев, предводителем которых становится
"Исус Христос", пародируют апостолов даже именами. Ванька- "ученик
его же любляше" (Иоанн). Андрюха - Первозванного (апостола
Андрея). Поставлены под знак отрицания священник ("а вон и долгополый")
и иконостас ("от чего тебя упас золотой иконостас"),
то есть тот и то, без кого и без чего не может быть совершена
литургия <.. .> В поэме отчетливо и не обинуясь говорят черти:
Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!
Эх, эх, освежи,
Спать с собой положи!
Эх, эх, согреши!
Будет легче для души!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи.
   Блокговорил (Чуковскому), что, написав «Двенадцать», несколько дней
подряд слышал непрекращающийся не то шум, не то гул, но потом
это смолкло. И еще признался, что после написания поэмы он «оглох»:
«Все звуки прекратились. Разве не слышите, что никаких звуков нет?»
Речь идет не о физической, а о поэтической глухоте к «звукам бытия».
   Оказывается, нельзя безнаказанно наслаждаться музыкой революции.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...