Реклама


Товары

загрузка...

( Часть II ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир»

   Бородино - это центр романа, его кульминация. Это - колоссальное
потрясение не только для героев романа, но и для всего народа,
который впервые в романе представляет нравственную силу, победившую
Наполеона, покорившего к тому времени всю Европу. Толстой
отвергает величие Наполеона, потому что он всего лишь раб
истории, и, исходя из этого понятия, он лишает его всех достоинств
блестящего полководца.
   В Бородинском сражении скрестятся все пути, война перемешает
все понятия и представления о чести, долге, ненависти, любви. Пьер
встретит Долохова, князь Андрей - Анатоля, здесь каждый характер
приобретет новые черты.
   Толстой показывает Бородино глазами Пьера, невоенного человека,
чтобы еще более усилить антивоенные чувства. «Война - богопротивное
дело, ненужное человеку». Чувства, овладевшие Пьером,
станут началом его нравственного перерождения.
   Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался
к расположению русских войск. Он встречает телеги с ранеными.
   Пьер, конечно, нелеп в своей белой шляпе, но он чувствует, что совершается
что-то важное. Он встретился с жизнью, дотоле им неведомой,
и удивляется тому, что сама жизнь не так уж важна этим
людям, идущим на смерть. «Всем народом навалиться хотят».
   На лицах всех встреченных Пьером людей выражено общее желание
победить, сопряженное с пониманием торжественности, важности
предстоящего сражения. Здесь выражается Толстым «мысль народная»,
которая и составляет идею романа (XX).
   Мо
лебен перед Смоленскою иконою Божией матери накануне
Бородинского сражения выведен Толстым для того, чтобы показать
единение всей русской армии во главе с Кутузовым, уповающим на
волю Господню. Кутузов на военном совете может вести себя равнодушно,
но он слишком серьезен в молитве: он осознает подлинную
систему ценностей (XXI).
   Свое понимание войны с Наполеоном в России Толстой передал
Андрею Болконскому в разговоре с Пьером перед Бородинским
сражением. После измены Наташи Андрей погрузился в какое-то
озлобление против своего личного врага; его мир, когда-то пребывавший
в единстве, рассыпался: «Одни бессмысленные явления, без
всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею». Спасает
и возвышает душу Андрея Болконского его участие в войне 1812 г.
   Он отказался служить при штабе Кутузова и стал командиром полка,
потому что понимал, что именно в этом качестве сможет воздействовать
на ход событий в войне с Наполеоном, угрожавшей России
смертельной опасностью.
   И вот накануне Бородинского сражения он говорит Пьеру: «Сражение
выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы
под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти
равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли
сражение, - и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там
незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения...
   Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское
войско сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч
дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит».
   В этих словах весь смысл предстоящего боя (XXV).
   Вот почему Бородинское сражение показано Толстым в полном
беспорядке. Руководить боем невозможно. Сражение начинается
с неразберихи, и внимание Толстого обращено на поведение двух
полководцев - Наполеона и Кутузова. Он намеренно умаляет действия
Наполеона, изображая их не имеющими никакого смысла.
   «...Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями,
Наполеон делал свои распоряжения, которые уже или были исполнены
прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были
исполнены».
   Наполеон для Толстого прежде всего актер, сознающий иногда
ложность своей игры, но уже не имеющий права отказаться от нее.
   Он фальшив, когда перед ним устанавливают портрет сына. Он не
почувствовал нежность, но изобразил ее.
   Наполеон не может быть велик, потому что он служит злу. Но
Бородинское сражение и его заставило проявить естественные чувства,
впоследствии подавляемые той ролью, которой он был верен.
   «Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными,
в соединении с тяжестью головы и с известием об убитых и раненых
двадцати знакомых генералов и с сознанием бессильности своей
прежней сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона,
который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых,
испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день
ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой
он полагал свою заслугу и величие».
   Кутузов знал то, чего не знал Наполеон: «что решает участь сражения
не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором
стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая
сила, называемая духом войска», о которой и говорил Андрей Болконский
Пьеру накануне сражения. Толстой намеренно показывает
немощность Кутузова, его грузность и неповоротливость, но тем
яснее вырисовывается духовная мощь русского полководца,
соединенного с духом народа.
   Здесь ответ на вопрос, почему русские выстояли в Бородинском
сражении. Сила народа определила нравственный исход сражения.
   Наполеон приказал направить двести орудий на русских, но ему
доложили, «что русские так же стоят:
- Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, - сказал адъютант
». Вот с этого момента Наполеон и вся армия начала испытывать
ужас перед врагом, который, «потеряв половину войска, стоял
так же грозно в конце, как и в начале сражения».
   И Наполеон понял, что проиграл.
   Полк князя Андрея стоял в резерве под огнем артиллерии, не
выпустив ни одного заряда и потеряв третью часть людей. Но самое
страшным для Андрея и для всех солдат было бездействие. А самое
обидным - то, что его гибель представлялась ему бессмысленной.
   Он был тяжело ранен от разорвавшегося рядом с ним ядра. «Неужели
это смерть? - думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым
взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся
от вертящегося черного мячика. - Я не могу, я не хочу умирать, я
люблю траву, землю, воздух...» Как в этих мыслях перед возможной
смертью резко выявляется противостояние отдельной судьбы и войны!
«Война бесчеловечна», - постоянно звучит мысль Толстого при описании
Бородина.
   На перевязочном пункте князь Андрей встречает своего личного
врага, которого он безуспешно искал с начала войны, - Анатоля Ку-
рагина. Но какая ирония судьбы! Красавец Анатоль, погубивший
союз Наташи и Андрея, находился в самом плачевном положении.
   «В несчастном, рыдающем, обессиленном человеке, которому только
что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Неожиданно для себя
Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку
наполнили его счастливое сердце». Перед несчастьем другого
сердце Андрея не смогло устоять, и он простил Анатолю Курагину
все... И новый мир открывается перед Андреем, еще недавно желавшим
отомстить своему обидчику. «Сострадание, любовь
к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам -
да, та любовь, которую проповедывал Бог на земле, которой меня
учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко
моей жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был
жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!» (XXXVII).
   В Андрее происходит нравственное перерождение, изменившее
все ценности его жизни. Он принял любовь, которую заповедал
людям Христос: любите ненавидящих нас.
   Пьер попадает на батарею Раевского. Он восхищен храбростью
солдат, в нем разгорается душевная сила, которую хорошо чувствуют
солдаты. Наблюдения Пьера над слаженной работой артиллеристов
приводят его в восхищение. Общение с солдатами после битвы, накормившими
его своим «кавардачком», заставляет Пьера думать
о преимуществах простой жизни и ощущать в себе искусственного
человека: «Солдатом быть, просто солдатом! - Войти в эту общую
жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими.
   Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя внешнего
человека?» Это было началом его внутреннего перерождения,
которое получило свое развитие уже в плену у французов, при встрече
с Платоном Каратаевым.
   Пьер был потрясен видом Бородинского поля, усеянного тысячами
убитых людей, в его душе поднимается ярость против человека,
явившегося виновником этих смертей. Теперь он точно знает, что
его миссия - убить Наполеона, освободить мир от «зверя».
   Русские одерживают в этой битве «нравственную победу».

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...