Реклама


Товары

( Часть V ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир»

   Пьер переехал в Москву. После помолвки Андрея и Наташи Пьер
вдруг почувствовал невозможность продолжать старую жизнь.
   Прежние нравственные упражнения потеряли для него смысл. Он
разочаровался в масонской деятельности: «Он перестал писать свой
дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в свой клуб,
стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями
и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла
нужным сделать ему строгое замечание. Ему стало в Москве спокойно,
тепло, привычно и грязно, как в старом халате...»
Все вернулось на круги своя... К чему были все эти поиски,
надежды на изменение сознания? «Он не мог поверить этому. Разве
не он всей душой желал то произвести республику в России, то самому
быть Наполеоном? Разве он не видел возможность и страстно
желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести
до высшей точки совершенства? Разве не он учреждал школы, больницы
и отпускал крестьян на волю?
А вместо всего этого - вот он, богатый муж неверной жены, камергер
в отставке, любящий покушать, выпить и, расстегнувшись,
побранить слегка правительство, член Английского клуба и всеми
любимый член московского общества. Он долго не мог примириться
с той мыслью, что он есть тот самый отставной московский камергер,
тип, которого он презирал семь лет назад».
   Пьер запутался в противоречиях жизни и спасался бегством от
всех страшных вопросов в пустопорожнем времяпровождении.
   «Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе, о том, как
на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им

делать нечего, старательно изыскивали себе занятие для того, чтобы
легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими
солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами,
кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми,
кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами.
   «Нет ни ничтожного, ни важного, все равно: только бы спастись
от нее, как умею! - думал Пьер. - Только бы не видеть ее, эту страшную
ее». (I)
Свои проблемы были и в семье Болконских. Княжна Марья, кроткая,
религиозная, любящая своего отца и одновременно боящаяся его,
страдала от чрезмерного эгоизма старого Болконского, вздумавшего
приблизить к себе мадемуазель Бурьен. Она испытывала горькое
унижение от возвышения француженки. Но в другие минуты, видя
старческую слабость отца, она думала: «Он стар и слаб, а я смею
осуждать его». Она была себе в эти минуты отвратительна (II).
   Княжна Марья также расстраивалась из-за нежелания отца одобрить
брак Андрея и Наташи. Наташа, приехав к Болконским знакомиться,
не ожидала такого холодного приема, но выдержала его
с достоинством.
   Наташа в театре. Толстой уделяет много внимания описанию
внутреннего состояния Наташи, чтобы подготовить читателя к увлечению
ее Анатолем Курагиным, известным кутилой и развратным
человеком. Она думала о том, «что ей мало было любить и знать,
что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого
человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми
было полно ее сердце».
   Она была хороша благодаря своему особенному состоянию. Она
поражала полнотой жизни и красоты в соединении с равнодушием
ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, не отыскивая...
   (VIII).
   Наташа поддается соблазну во время театрального спектакля,
описанного Толстым в примитивно-карикатурных красках. Все вокруг
ненатурально, фальшиво, фальшивость на сцене переходит в зал,
окутывает Наташу. Она была в деревне и еще не успела привыкнуть
к ненатуральности. «После деревни и в том серьезном настроении,
в котором находилась Наташа, все это было дико и удивительно ей...
   Все это было так вычурно фальшиво и ненатурально, что ей становилось
то совестно за актеров, то смешно за них. Она оглядывалась
вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то чувство насмешки
и недоумения, которое было в ней, но все лица были внимательны
к тому, что происходило на сцене, и выражали притворное, как казалось
Наташе, восхищение. "Должно быть, так надо!" - думала
Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных
голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности
на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой
и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену...» (IX).
   И Наташа поддается всеобщему обману. «Наташа уже не находила
это странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела
вокруг себя». И именно в театре она оказалась беззащитной
перед Анатолем Курагиным: «...инстинкт говорил ей, что прежняя
чистота любви ее к князю Андрею погибла».
   Природа влечения Наташи к Анатолю эротического характера:
«.. .глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ею
нет той преграды стыдливости, которую всегда она чувствовала между
собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять
минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку... Она
с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды».
   Чуть позже дома она ужаснулась, вспомнив о князе Андрее: «Боже
мой! Япогибла! -сказала она себе.-Как я могла допустить до этого? -
думала она». Интуитивно Наташа чувствовала, что то, что произошло
между ней и Анатолем, было дурно: «...инстинкт говорил ей, что
хотя все это и правда, и хотя ничего не было, - инстинкт говорил,
что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла». И что
же послужило преградой между нею и князем Андреем? Толстой
«подготавливает» читателя к «измене» Наташи. Натуральность всегда
руководила ее поступками, и Наташа, сама испугавшись своего влечения,
не может справиться с ним в силу своего «природного эгоизма».
   К тому же неопытностью молодой девушки воспользовалась Элен
Безухова, сестра Курагина. Наташе без сомнения нужна была
помощь. Можно ли обвинять Наташу в безнравственности? Ее сопровождала
Элен, жена Пьера, и она по своей наивности полагала,
что если Пьер желает ей добра, то и жена его не сделает ей ничего
плохого, она ведь и не догадывалась, как страдал Пьер от безнравственности
своей жены.
   «Ее мучил неразрешимый вопрос, - кого она любила: Анатоля
или князя Андрея? Князя Андрея она любила - она помнила ясно,
как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было
несомненно. «Иначе как это все могло бы быть? - думала она. - Ежели
я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила
его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить
его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого? -
говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы» (XIII).
   В момент таких страшных сомнений приходит любовное письмо
Анатоля, написанное под диктовку Долохова, где он предлагает план
похищения.
   Но похищение не состоялось, Соня, случайно прочитав письмо,
узнала о нем.
   Затем Пьер, страшно разгневанный на Анатоля, на свою жену,
сообщил Наташе всю правду об Анатоле - тот был женат. И только
тогда Наташа осознала глубину своего падения.
   Пьер, несмотря на то, что в душе он осуждал поступок Наташи,
все же всем сердцем почувствовал, что она, молодая и неопытная,
стала жертвой обстоятельств. И он не мог не сказать ей в утешение
слова любви. Наташа пыталась отравиться, чтобы смыть свой позор.
   В конце книги мы прощаемся с Пьером, увидевшим комету 1812 г.,
которая, как ему казалось, «отвечала тому, что было в его расцветшей
и новой жизни, размягченной и ободренной душе».

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары