Реклама


Товары

загрузка...

( Часть III ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир»

   1809 г. Бывшие враги (Наполеон и Александр) стали друзьями.
   И когда Бонапарт объявил войну Австрии, то русский корпус выступил
для помощи Наполеону, своему прежнему врагу.
   Но жизнь людей с их радостями и печалями шла независимо от
политической жизни. Князь Андрей безвыездно прожил два года
в деревне, где занимался преобразованиями экономического порядка
более успешно, чем Пьер. Год прошел с того философского спора на
пароме, где Андрей опять вспомнил Аустерлицкое небо. И чтобы
окончательно вывести героя из мрачного состояния, необходимо
было потрясение, равное тому, что князь Андрей пережил на Аус-
терлицом поле. Толстой заставляет героя пережить нечто подобное
от двух встреч с дубом, символизирующим в этом контексте вечное
обновление и торжество жизни. Первая встреча с дубом по дороге
в Отрадное, имение Ростовых, как будто усилила в нем пессимистическое
настроение.
   «Весна, и любовь, и счастье! - как будто говорил этот дуб, - как
не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!
Нет ни весны, ни солнца, ни счастья... Не верю вашим надеждам
и обманам».«... Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь
Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман,
а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена» (I).
   Но происходит встреча с Наташей в Отрадном, случайно подслушанный
ее разговор с Соней поразил его присутствием иной, непонятной
ему жизни, и ему захотелось приобщиться к радости юной
восторженной души молодой Ростовой. Эта встреча подготовила е
го
к другому мировосприятию, к иному переживанию смысла своей
жизни. На обратном пути Андрей снова увидел старый дуб. «Старый
дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной
зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.".. .Да, это тот
самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное
весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие
минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему.
   И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо его
жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою
ночи, и эта ночь, и луна - и все это вспомнилось ему.
   Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно,
беспременно решил князь Андрей» (III).
   И действительно, Андрей словно ожил, его радушно принимали
в свете, в сам он уже не одаривал всех презрительной улыбкой. Теперь
его кумиром был Сперанский, увлекший его идеями общественных
преобразований. Он поверил в гений Сперанского точно так же, как
когда-то верил в гений Бонапарта.
   Продолжая быть членом масонской ложи, Пьер опять испытывает
недовольство собой. Он ведет дневник, где пытается честно разобраться
в своих чувствах. Он опять сошелся с Элен, сам удивляясь
этому факту. Салон Элен Безуховой был самым блестящим в Петербурге,
«быть принятым в салоне Безуховой считалось дипломом
ума», и только Пьер не понимал, как ничто не разоблачит глупость
его жены. «Пьер, который знал, что она была очень глупа, с странным
чувством недоумения и страха присутствовал на ее вечерах
и обедах, где говорилось о политике, поэзии, философии». Глазами
Пьера, занятого поисками внутренней гармонии, показана пустота
и суетность высшего света.
   Пьер боится снова пойти на поводу у Элен и пока выполняет
роль рассеянного мужа блестящей светской женщины (VII).
   Наташе Ростовой исполнилось 16 лет, и она должна поехать на
свой первый бал. Бал в жизни дворянской девушки имел огромное
значение, это был шанс стать замеченной молодыми людьми, шанс
стать известной, что, конечно же, очень льстило самолюбию молодой
девушки. Обычно на балах и жениха выбирали. Поэтому Наташа
очень волновалась - она многого ждала от этого бала, это был ее
первый выход в свет. Но таких, как она, на балу было много, и Наташа
затерялась среди них. Среди мужчин она узнала Пьера и Болконского.
   На балу был и государь, он должен был начать бал, пригласив на
вальс какую-нибудь даму. Но Наташу никто не пригласил. Она готова
была заплакать от досады. Пьер попросил Андрея пригласить юную
Ростову. Бал Наташи Ростовой - лучшие страницы романа. Толстому
удалось передать все оттенки чувств Наташи. «То замирающее
выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг
осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой».
   "Давно я ждала тебя", - как будто сказала эта испуганная и счастливая
девочка, своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой,
поднимая свою руку на плечо князя Андрея».
   «Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных
башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело,
а лицо ее сияло восторгом счастья. Ее оголенные шея и руки были
худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы,
грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак
от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась
девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно
это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо» (XVI).
   Наташа была очень счастлива, она умела радоваться так заразительно,
что другие рядом с ней тоже начинали чувствовать эту
радость. Таково было свойство ее натуры. Князь Андрей почувствовал
ее отличие от других, в ней было много естественной жизни, не скованной
еще никакими условностями. Мимо горя Наташа тоже не
могла пройти... «Мрачное, несчастное лицо Пьера поразило ее». Она,
такая счастливая, все же не могла понять, как другие могут быть
несчастны.
   Любовь к Наташе изменила мировосприятие Андрея, такова особенность
этой девушки, - возрождать к настоящей, естественной
жизни близких ей людей. Он разочаровывается в Сперанском, увидев
вдруг его искусственность, ненатуральность. «Князь Андрей смотрел
близко в эти зеркальные, не пропускающие к себе глаза, и ему стало
смешно, как он мог ждать чего-нибудь от Сперанского, и от всей
своей деятельности, связанной с ним, и как мог он приписывать важность
тому, что делал Сперанский» (XVIII).
   Пение Наташи обладало какой-то чудодейственной силой. Она
своим пением спасла своего брата Николая от желания покончить
с собой. Князь Андрей, приехав в гости к Ростовым, слушал как поет
Наташа. «Он смотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло
что-то новое и счастливое. Он был счастлив, и ему вместе с тем было
грустно. Ему решительно не о чем было плакать, но он готов был
плакать...» Сила, которой обладала Наташа, была сродни стихийной,
в ней было много природного естества. Сам Толстой называет ее
силу «наивным эгоизмом», который надо понимать как «натуральность
» Наташи - качество, которое было в ней всегда. Вот эта
«натуральность» и привлекла князя Андрея, хорошо знавшего цену
искусственности в жизни света. И князь Андрей снова стремится
к счастью: "Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность
счастья, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим
мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым",-
думал он» (XIX).
   Теперь Пьер и Андрей поменялись местами. Пьер был в мрачном
настроении из-за сближения принца с его женой, Андрей же наоборот
- был влюблен. «Весь мир разделен для меня на две половинки:
одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все,
где ее нет, там все уныние и темнота». И это говорит князь Андрей,
еще недавно мрачно смотревший на человеческую жизнь. А Пьер?
«Чем светлее представлялась ему судьба Андрея, тем мрачнее представлялась
его собственная». Наташа тоже была влюблена в князя
Андрея (XXII).
   Князь Андрей делает предложение Наташе. Она счастлива, она
очень хочет выйти замуж, но ее ждет разочарование. Отец князя
Андрея попросил отсрочки на год по причине молодости невесты.
   Андрей не мог ослушаться отца. Он уехал за границу лечиться.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...