Реклама


Товары

загрузка...

( Часть III ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир»

   В этой части Толстой параллельно показывает жизнь в России
и войну с Наполеоном за границей. Война везде.
   Пьер становится объектом усиленной атаки со стороны князя
Василия и его дочери Элен. Сделавшись неожиданно богатым графом
Безуховым, он наивно поддается грубой лести со стороны света.
   Не знающий жизни, законом которой являются обман и лесть, Пьер
легко дает вовлечь себя в брачную интригу князя Василия. Но мог
ли Пьер, еще недавно такой беззаботный, устоять перед очарованием
ослепительной красоты Элен? Пьер интуитивно сознавал фальшь
предполагаемого брака, но в то же время с ужасом понимал свое
чувственное влечение к ней. «И опять он говорил себе, что это невозможно,
что что-то гадкое, противоестественое, как ему казалось,
нечестное было в этом браке. На него нашел ужас, не связал ли он
себя уж чем-нибудь в исполнении такого дела, которое, очевидно,
нехорошо и которое он должен делать. Но в то время, как он сам
себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ,
со всею своею женской красотою» (I). В описании мучений Пьера
несомненно сказывается противоречивое отношение самого Толстого
к вопросу пола, с одной стороны, он признавал естественность
природы, а с другой - ненатуральность цивилизации, где природа
отношений между мужчиной и женщиной извращена. Поэтому, как
ни естественно влечение Пьера к Элен, он с мучительным стыдом
вспоминает признание в любви к ней. Женитьба на Элен, как потом
оказалось, была страшной ошибкой, но все полагали, что он счастливый
обладатель красавицы жены и миллионов.
   Кня
зь Василий ведет свои «военные действия» и в имении князя
Болконского, приехав вместе с сыном Анатолем, кутилой и игроком,
просить руки княжны Марьи. О любви, конечно, нет и речи - привлекает
богатое приданое. Но, слава Богу, благодаря проницательности
старого князя, жених был позорно изгнан. Княжна Марья испытала
страшный стыд оттого, что стала объектом бесстыдного сватовства,
хотя, конечно же, натура чистая и безгрешная, она об этом и не подозревала.
   О, случай помог ей, когда надо было сделать выбор между
отцом и Анатолем. Благородное сердце княжны, не знавшее, что такое
обман и коварство, простило француженке Бурьен ее легкомыслие,
княжна отказалась выйти замуж за Анатоля. Но то, как она это
сделала, было достойно королевы.
   От мирной жизни, где кипят бурные страсти, Толстой снова переносит
читателей на поле военных действий. Аустерлицкое сражение -
это страшное поражение русских. Перед Шенграбенским сражением
был смотр в Браунау, перед Аустерлицким - смотр в Ольмюце. Если
в описании смотра в Браунау Толстой позволил себе иронию, то
в смотре в Ольмюце писатель передает торжественность настроения
солдат. «Все чувствовали, что совершается что-то нешуточное, значительное
и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовал
свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этой море людей,
и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого
огромного целого» (VIII).
   Толстой передает впечатления от смотра глазами Николая Ростова,
для которого император Александр I является кумиром, так же,
как для Болконского - император Наполеон. Внешне блистательный
смотр под восхищенными взглядами гвардейцев на самом деле скрывал
большую неуверенность в победе.
   Ростову предстоит жестокое разочарование в своем кумире.
   В его душе происходит борьба между любовью к государю и пониманием
того, что война несет смерть. Но накануне Аустерлицкого
сражения он, как и девять десятых людей русской армии, влюблен
«в своего царя и в славу русского оружия».
   Важным в этом ряду является эпизод в маленьком городке Вишау,
когда император подошел к нескольким раненым, которых не успели
убрать. И эту сцену наблюдает Ростов. Он видел, как одного солдата,
раненого и стонущего от боли, положили на носилки, и как государь
сказал: «Тише, тише, разве нельзя тише? - видимо более страдая, чем
умирающий солдат...» Ростов видел слезы, наполнившие глаза
государя, и слышал, как он, отъезжая, по-французски сказал Чар-
торижскому: «Какая ужасная вещь война, какая ужасная вещь!»
Император лицемерен. Если война для него ужасная вещь, зачем же
начинать ее? Но Ростов не размышляет об этом. Он еще раз увидел
своего кумира уже после поражения в Аустерлицком сражении, одного
в поле. Вид у императора был жалок, но Ростовым овладела
робость, и он не смог подойти, чтобы оказать помощь. Он даже
испытал неловкость оттого, что государю будет нехорошо, если он
увидит незнакомое лицо.
   Но самое значительное происходит с князем Андреем. Еще во
время Шенграбенского сражения он думал завоевать свой Тулон.
   А перед Аустерлицким сражением он мечтал: «И вот та счастливая
минута, тот Тулон, которого он так долго ждал, наконец представляется
ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вей-
ротеру, и императору. Все поражены верностью его соображения,
но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию,
выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения
и ведет свою дивизию к решительному пункту и один
одерживает победу».
   Андрей так страстно мечтает о славе, что готов сложить к ее
ногам все. «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как
ни дороги, ни милы мне многие люди, - но как ни странно и ни
неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуты славы,
торжества над людьми, за любовь к себе людей...» Причиной столь
тщеславных размышлений является гордыня, желание самоутвердиться,
быть любимым многими и многими. Путь князя Андрея от
гордыни, где отсутствует любовь к людям, вытесненная любовью
к славе, - к любви настоящей, в лучах которой раскрывается подлинный
смысл человеческого бытия. Любимые герои Толстого
находятся в поисках смысла жизни, поэтому на их пути встречаются
порой очень жестокие испытания, но они получают свои нравственные
уроки для того, чтобы стать лучше и чище.
   Начало и конец боя контрастны (туман и чистое небо). Утро начинается
густым туманом. Толстой использует туман как символ
затуманенности в сознании людей, в их душах. Туман тщеславия,
самолюбия, честолюбивой славы. Туман «гордой славы» диктует поведение
Наполеону и Александру, князю Андрею и даже Николаю
Ростову.
   И произошло странное, но скорее всего закономерное. Утром
вышли войска в отличном настроении, но внезапно пронеслось неприятное
сознание «совершающегося беспорядка и бестолковщины».
   Дальнейшее произошло почти мгновенно. Русские столкнулись с
французами неожиданно быстро, и уже ничто не могло предотвратить
бегство.
   Бегство было настолько безумным, что даже Кутузов был поражен.
   Среди общего безумия, охватившего всех, князь Андрей совершает
задуманное. При описании этого подвига Толстой не употребляет
высоких слов, все было до неприличия буднично в сравнении с мечтами.
   И в момент падения князя Андрея происходит то, чего никак
не ожидал Болконский. «Над ним не было ничего уже, кроме неба,
неясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по
нему серыми облаками. "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем
не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали,
кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными
лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем
не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу.
   Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив,
что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного
неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет,
ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!" (XVI).
   Да, произошло изменение сознания, померк ореол славы, и перед
Вечностью померкли людские стремления и суетные дела.
   И когда Наполеон, обходя поле боя, подошел к Андрею и произнес
величественные слова («Какая прекрасная смерть» - по-французски),
он показался ему маленьким и серым. «Но он слышал эти
слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался
ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло
голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою
далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон -
его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким,
ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь
между его душой и этим высоким бесконечным небом с бегущими
по нему облаками» (XIX). Читая эти строки, поневоле проникаешься
ощущением великого таинства, преобразившего сознание Андрея
и направившего его в противоположное от славы жизненное русло.
   Теперь семья, любовь к отцу, сестре, своему неродившемуся ребенку
стали жизненными ценностями в жизни князя Андрея.
   А битва при Аустерлице кончилась трагедией у плотины Аугеста.
   Французы, оттеснив русских солдат на покрытые льдом пруды, стали
стрелять по льду; солдаты гибли под ядрами, проваливались под
воду люди, пушки. Среди всего этого кошмара метался Долохов,
первым спрыгнувший на лед.
   Первый том заканчивается отправкой тяжелораненого Андрея
Болконского в госпиталь. Все повествование первого тома - определение
взглядов Толстого на противостояние истинных и ложных
ценностей.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...