Реклама


Товары

загрузка...

( Часть I ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир»

   1805 г. Петербург, салон Анны Павловны
Шерер, один из многих вечеров петербургского
высшего света. На этом вечере обсужаются события недавнего
прошлого: казнь родственника Бурбонов, принца Энгиенского, жестокое
подавление Наполеоном бунта в Египте, а также образование
военного союза против Наполеона.
   Толстой разделяет человеческую жизнь на два основных уровня
бытия: «В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать
в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых
преобладает содержание, другие - в которых преобладает форма».
   Высший петербургский свет описывается Толстым как образец
ненатурального, формального существования. В описании вечера
Толстой использует сравнения, озвучивающие механизм существования
людей, посещающих салон Анны Павловны Шерер.
   Здесь говорят по привычке, как «заведенные часы». Жизнь здесь
сравнивается с «прядильной мастерской», где действует отлаженный
механизм:
«Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам,
прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный,
скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо
идет, сдерживает или пускает в надлежащий ход, - так и Анна
Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему
или слишком много говорившему кружку и одним словом или
перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную
машину... Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена
с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Тут явная сатира,
как и в других деталях, красноречиво разоблачающих внешнюю
r />жизнь высшего света, более заботящегося о соблюдении нелепого
ритуала, а не о подлинности человеческих чувств:
«Все гости совершали обряд приветствования никому не известной,
никому не интересной и ненужной тетушки. Анна Павловна
с грустным торжественным участием следила за их приветствиями,
молчаливо одобряя их... Все подходившие, из приличия не выказывая
поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности
отходили от старушки, чтоб уже весь вечер ни разу не подойти к ней».
   Детали, которые использует Толстой, очень точно передают
впечатления от гостей. Князь Василий - светский лев, он знает все
тонкости светского тона; главное - все преподнести случайно (пример
беседы князя Василия с Шерер о женитьбе своего беспутного
сына Анатоля). Дочь князя, красавица Элен, поражала своей бесстыдной
красотой. «Она выставляла ее напоказ. Слегка шумя своею
бального робою, убранной плющом и мохом, и блестя белизной плеч,
глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися
мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как
бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего
стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде груди
и спины, и как бы внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне
». Красота Элен - символ блеска, но и пустоты светской жизни.
   А чуть позже Толстой знакомит нас с ее братом Ипполитом. «Le charmant
Hippolyte» (милый Ипполит) «... поражал своим необыкновенным
сходством с сестрою-красавицею и еще более тем, что, несмотря
на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те
же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной,
молодой, неизменной улыбкой и необычайной, античной
красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено
идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость,
а тело было худощаво и слабо». Красота имеет другую сторону - безобразную.
   Толстой намеренно это подчеркивает, чтобы у читателя
сложилось определенное мнение о петербургском свете. Естественность
- вот что нежелательно для салона, поэтому Анна Павловна
с тревогой следит за слишком непосредственным поведением Пьера
Безухова.
   Пьер Безухов и князь Андрей Болконский - единственные живые
люди на этой салонном вечере. Князь Андрей резко выделяется
среди всех гостей своим скучающим и усталым взглядом. «Из всех
же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось,
больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо,
он отвернулся от нее». Маленькая княгиня была беременна, но это
ее положение никак не отразилось на легкомысленном образе ее мыслей
- и это очень раздражало князя Андрея. Его раздражало все,
но он заметно оживился, когда увидел Пьера.
   Два любимых героя Толстого встретились на вечере, где велись
жаркие споры двух групп о Бонапарте. Большинство присутствующих
были монархистами и осуждали Наполеона. Пьер и Андрей были
его горячими поклонниками. Их восторженное отношение к Наполеону
можно объяснить особенностью этой эпохи - Бонапарт был
любимцем молодежи начала XIX в. Молодых людей восхищала
мгновенная карьера, которую сделал Бонапарт в битве при Тулоне.
   До Тулона Бонапарт был безвестным поручиком, а после Тулона
(1793) - генералом. В 1796 г. Наполеон возглавил французскую армию,
действующую в Италии, со своими войсками прошел через
Альпы и за 6 дней разбил Итальянскую армию, а после этого разгромил
австрийские войска во главе с лучшими генералами. В конце 1796 г.
   произошел бой при Арколе. Наполеон сам кинулся на мост со знаменем
в руках, и мост был взят. И Пьера, и Андрея Наполеон восхищал
своей храбростью, они считали его гениальным. Для молодого
князя Болконского он является примером для подражания, поэтому
он чувствует себя чужим среди бального блеска в обществе своей
жены и гостей Анны Павловны, осуждающих действия Бонапарта.
   Толстой в I-V главах I тома не без иронии показывает высшее
светское общество. Здесь существует своя иерархия, в которой главным
фактором являются связи, богатство, светский лоск. Лживость
речей, надуманность движений, реакций, привычка к неискренности.
   Толстой, описывая вечер у Анны Павловны, пользуется сравнениями
негативного оттенка. Так, прядильная мастерская - салон Анны
Павловны, люди - веретена, которые пускает в ход умелая рука. Симпатии
Толстого на стороне молодых людей - Андрея и Пьера. И он
с удовольствием наделяет своих любимых героев: искренностью
и добротой - одного, неумением лгать и проницательностью - другого.
   Князь Андрей идет на войну с Наполеоном, потому что уже не
в силах выносить ту жизнь, которую ведет. Он слишком другой, он
из семьи Болконских, где понятие чести и долга, а также труда стоят
на первом месте. Его брак вызывает у него одно раздражение: «Гостиные,
сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный
круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на
войну, на величайшую войну, какая только бывает, а я ничего не знаю
и никуда не гожусь... И это глупое общество, без которого не может
жить моя жена, и эти женщины... Эгоизм, тщеславие, тупоумие,
ничтожество во всем - вот женщины, когда они показываются так,
как они есть».
   Пьер был удивлен таким раздражением, потому что считал князя
Андрея образцом для подражания, ибо он обладал теми качествами
характера, которых у него не было. Князю Андрею же было известно
о том, что Пьер часто бывает в обществе Анатоля Курагина. Пьер
обещал порвать с компанией Курагина, но не сдержал слова.
   ^сш^.ВторойразговорнаполитическиетемыпроисходитвМос-
кве в доме графа Ильи Андреевича Толстого. В семье было четверо
детей: Вера, Николай, Наташа и Петя. Жила в этой семье и кузина
Соня, бедная родственница. Дом Ростовых отличается своим богатым
гостеприимством. Жили на широкую ногу, в семье был культ детей.
   Да и сами родители по своим жизненным взглядам походили на больших
детей.
   Толстой описывает нам второй светский вечер (первый - у Анны
Павловны), повод для вечера - именины матери и дочери - они обе
Натальи.
   Наташа, впервые появившись на страницах романа тринадцатилетней
девочкой, черноглазой, с большим ртом, на протяжении всего
романа будет представлять несомненный интерес, так как она - энергетический
центр, к которому притягиваются другие - так много в ней
жизненной энергии.
   Пьер Безухов, которого сослали в Москву за случай с квартальным,
тоже присутствует на этом вечере. Отношение Ростовых и гостей
к Пьеру являет собой большую разницу в сравнении с салоном Анны
Павловны Шерер. Толстой показывает два разных восприятия одного
и того же человека. У Ростовых Пьер ведет себя естественно, даже
с какой-то детской наивностью. Детский смех - главная деталь, через
которую показана атмосфера в доме Ростовых. На вечере много молодежи:
дети Ростовых, Борис Друбецкой, Соня, Пьер, и именно они
насыщают энергией молодости атмосферу обеда.
   Тема войны так же звучит в салоне Ростовых, но здесь она приобретает
совсем другой акцент: французы и русские. Уже вышел
манифест от 26 августа 1805 г. о войне с Наполеоном. Молодой граф
Николай Ростов бросает университет и едет в действующую армию,
он не размышляет о том, почему он это делает, - нужно ехать по
долгу чести.
   Почти одновременно с событиями в семье Ростовых на другом
конце города умирает граф Безухов, и вокруг суетятся родственники,
озабоченные завещанием о наследстве. Пьер Безухов - незаконный
сын, известно, что есть завещание в его пользу. Князь Василий
Курагин, Анна Михайловна, дочери князя, сводные сестры Пьера, -
все тревожатся, кому достанется огромное состояние. Князю Василию
не удалось перехватить завещание... и Пьер становится богатым
наследником и завидным женихом.
   Болконские. Еще одна семья представлена в I части первого тома -
семья Болконских. Князь Николай Андреевич Болконский живет со
своей дочерью княжной Марьей в имении Лысые Горы. Старик Болконский
- последний из аристократов Екатерины II, предпоследним
был граф Безухов. Князь очень строг, нетерпелив, дочь его боится,
но очень любит. Жизнь в Лысых Горах шла по определенному распорядку,
и ничто не могло его нарушить. Княжна Марья каждое утро
приходит в его огромный кабинет, в котором уже работает князь, и
каждое утро со страхом переступает порог этого кабинета. Отец сам
занимается с ней математикой и ужасно сердится, если княжна чего-
либо не понимает. Но она любит отца, и эта любовь светится в ее
больших лучистых глазах, порой затуманенных слезами. Княжна Марья
была некрасива, тяжело ступала своими большими ногами, но
прекрасны были ее глаза, преображавшие некрасивое лицо.
   Князь Андрей приехал в имение отца вместе с маленькой княгиней.
   Он едет на войну, а его жена должна остаться и ждать рождения
ребенка. Маленькую княгиню, привыкшую к светской жизни, такая
перспектива очень огорчает.
   Старый князь не разделяет восхищенного отношения князя Андрея
к Бонапарту, но в то же время удивляет сына своей осведомленностью
о состоянии политических дел в Европе.
   Прощание было грустным, но князь Андрей воодушевлен тем,
что, возможно, скоро увидит своего кумира, хотя он и будет воевать
против него.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...