Реклама


Товары

Анализ стихотворения «О вещая душа моя» (1855)

   Поэзия Тютчева относится к философской
стихотворений лирике. Она внушает мысли о вечности, о бес-
смертии, о космосе... В общественной жизни -
это Крымская война, в личной жизни - любовь-страдание к Де-
нисьевой (самая страстная и роковая).
   В стихотворении говорится о двойственной природе человеческого
бытия - земной и небесной. Душа (небесная природа) получает
признак Высшей Реальности, а сердце (земная природа) - признак
мгновенности, болезненности, хрупкости. Но это не означает их не-
слиянности. Главная мысль стихотворения Тютчева - это гармония
души и сердца (духовного и физического).
   Композиция стихотворения.
   Стихотворение состоит из трех четверостиший, написанных в
силлабо-тонической системе четырехстопным ямбом.
   О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги.
   О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!...
   В двух первых строках поэт обращается одновременно к двум
сторонам человеческой жизни, объединяя их в 3 и 4 строках в движении
«бьешься». Тютчев использует местоимение «ты», в котором
тоже объединяет душу и сердце в «двойном бытии». Ю. Лотман,
исследуя поэзию Тютчева, доказывает, что поэт использует местоимения
(этот прием называется метонимия) для того, чтобы усилить
личностный характер переживания. Четверостишие заканчивается
восклицательным знаком с многоточием, что усиливает эмоциональное
воздействие и оставляет простор для мысли.
  
Во втором четверостишии поэт раскрывает природу души и сердца.
   Он вводит читателя в мир иррациональный (запредельный), используя
прием антитезы (день - сон). День - это жизнь сердца, жизнь земная,
полная страданий и болезней.
   Так, ты-жилица двух миров.
   Твой день - болезненный и страстный,
Твой сон - пророчески-неясный,
Как откровение духов.
   2 строфа заканчивается так же, как и первая - многоточием,
приглашением читателю задуматься об истинной природе души.
   3 строфа - заключительная, в ней поэт объединяет две стороны
человеческого бытия в гармонии. Земное и небесное живет в человеке
по своим законам.
   Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые -
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
   В последних двух строках Тютчев переходит на аллегорический
язык, где душа Марии (Магдалины), душа грешницы, навеки связана
с душой Христа - миром духовным, Божественным. Душа,
заключенная в грешном теле, как в темнице, всегда может обрести
свою небесную природу.
   Итак, сделаем вывод:
1-е четверостишие - определение двойственности человеческого
бытия.
   2-е - раскрытие природы этой двойственности.
   3-е-гармония души и тела.
   Художественные особенности:
1. Используется прием метонимии. «Вещая душа» - мир небесный,
«сердце, полное тревоги» - мир земной, «день болезненный
и страстный» - жизнь земная, полная страданий, «сон - пророчески-
неясный» - духовная жизнь как высшая реальность.
   2. Прием антитезы: душа - сердце; день - сон
болезненный и страстный - пророчески-неясный.
   3. Сравнения: как бы двойного бытия; как откровение духов;
как Мария.
   4. Размер - четырехстопный ямб.
   Это стихотворение вмещает в себя две грани земного и небесного
и поэтому вспыхивает разными световыми отблесками: то темными,
то светлыми, то яркими, то неясными.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары