- Страна сочинений

( Глава III «Семейные итоги») Краткое содержание романа «Господа Головлевы»

   Жизнь в Погорелке была постыла для внучек Анниньки и Лю-
биньки. Молодые девушки смутно мечтали о светлом будущем и в один
«прекрасный» день уехали из деревни. Бабушка осталась в одиночестве.
   «Беспомощное одиночество и унылая праздность - вот два
врага, с которыми она очутилась лицом к лицу и с которыми отныне
обязывалась коротать свою старость. А вслед за ними не заставили
себя ждать и работа физического и нравственного разрушения, работа
тем более жестокая, что меньше отпора дает ей праздная жизнь».
   Несколько страниц писатель посвящает описанию процесса превращения
когда-то властной и грозной хозяйки в праздную приживалку.
   Он убеждает читателя в том, что это процесс закономерный,
связанный прежде всего с психологией человека. Если всю жизнь
человек копил «сокровища на земле», уничтожая в себе все человеческое,
то в конце жизни, когда он не имеет уже прежних сил, его
ждет жизнь приживальщика. Уверенная в своей силе, госпожа Го-
ловлева сделала «ошибку», разделив имение между детьми. В конце
жизни она, став приживалкой, довольствовалась тем, что ей давал
Иудушка.
   Сам же Иудушка через пять лет после смерти Павла, выселив
мать из Дубровина, засел в родовом имении Головлево и не выезжал
оттуда. «Он значительно постарел, вылинял и потускнел, но шиль-
ничает, лжет и пустословит еще пуще прежнего, потому что теперь
у него почти постоянно под рукой добрый друг маменька, которая
ради сладкого старушечьего куска сделалась обязательной слушательницей
его пустословия».
   Ступив на пут
ь лицемерия и пустословия, Иудушка по закону
жизни стяжал на этом пути все больше и больше. «Всякая связь
с внешним миром была окончательно прервана. Он не получал ни
книг, ни газет, ни даже писем. Один сын его, Володенька, кончил
самоубийством, с другим, Петенькой, он переписывался коротко,
и лишь тогда, когда посылал деньги. Густая атмосфера невежественности,
предрассудков и кропотливого переливания из пустого в порожнее
царила кругом него, а он не ощущал ни малейшего поползновения
освободиться от нее».
   О семейной трагедии, самоубийстве сына, писатель сообщает
одной фразой, да и то в общем перечислении. Но за этой фразой
угадывается жестокость Порфирия, скрываемая за лицемерным
поведением. В его жизни появляется молодая девка Евпраксеюшка,
отношения с которой опять же были лицемерны, и в страшном виде
это выразится в дальнейшем повествовании. В этой же главе
Салтыков-Щедрин добавляет Иудушке еще одну черту - черту пакостника.
   «Итак, Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник,
лгун и пустослов».
   Эпизод с сыном Петенькой снова и снова подтверждает пакостную
и лицемерную натуру Парфирия. Отношений между отцом и сыном
не было никаких, то есть формально они существовали, но внутренняя
связь, подразумевающая теплоту и ласку, отсутствовала вовсе.
   Петр оказался в очень тяжелом положении - он проиграл казенные
деньги, и ему грозило наказание. Внутренне Петенька понимал
и знал, что отец не даст ему никаких денег и тем самым подтолкнет
его к краю гибели, но все же решился на разговор. Порфирий был на
молитве. «Он знал множество молитв, и в особенности изучил технику
молитвенного стояния. То есть знал, когда нужно шевелить губами
и закатывать глаза, когда следует складывать руки ладонями
внутрь и когда держать их воздетыми, когда надлежит умиляться
и когда стоять чинно, творя умеренные крестные знамения... Но
молитва не обновляла его, не просветляла его чувства, не вносила
никакого луча в его тусклое существование». Так что же хотел найти
Петенька у отца, который, творя молитву, подавал камень вместо
хлеба, полагая при этом, что он творит волю Божью? Ответ отца
был такой, какой и ожидался. «Любишь кататься, люби и саночки
возить». И напрасно пытался Петенька напомнить «кровопивцу»,
что он последний сын, - твердо было сердце, а ум выдавал много
раз затверженные выдержки из Святого Писания. «У Иова, мой друг,
Бог и все взял, да он не роптал, а только сказал: Бог дал, Бог и взял -
твори, Господи, волю Твою!» С криком «убийца» покинул Петенька
отчий дом и сгинул, пропал без всякой надежды на какую-либо
помощь. Бабушка Арина Петровна тоже не в силах была помочь своему
внуку - обобрал ее сын Порфиша. Но произнесла все же она
главное свое родительское слово: «Прро-кли-ннааю!», вырвавшееся
воплем из груди... Но слово это не имело власти над кровопийцей,
умертвившим своих детей.


  • Ремонт наушников. профессионально: кабель NYM.
  • Вот что я давно искал - искусство федоскино - Частичка русской души

Warning: mysql_free_result() expects parameter 1 to be resource, string given in /home/sochland/data/www/sochland.ru/sub4/index.php on line 216