Реклама


Товары

загрузка...

Комедия «Горе от ума» (1824)

   Комедия «Горе от ума» разошлась в списках
еще до ее публикации, ее переписывали,
заучивали наизусть. Пушкину принадлежат
крылатые слова: «...О языке не говорю -
половина пойдет в пословицы». Из истории создания комедии известно,
что вначале это была драма с названием «Горе уму» и только
потом стала комедией «Горе от ума». При изменении названия
произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум
пассивен, он ничего не может изменить - отсюда драматический
конфликт, во втором названии - ум активен, он сам навлекает на
себя горе и поэтому смешон.
   Возникает вопрос: почему Чацкий, самый умный герой комедии,
несчастен? Почему его признали сумасшедшим и изгнали из Москвы?
Тогда какая же это комедия? - но все же Грибоедов назвал пьесу
комедией.
  
Комедия - это драматическое произведение, в основе
которого лежит конфликт между человеком и обществом,
это общее понятие драмы, но в отличие от
трагедии, где конфликт заканчивается смертью героя,
в комедии все заканчивается хорошо, к тому же комедия
выполняет еще одну функцию - она высмеивает
недостатки и делает героев смешными.
  
Конфликт. Конфликт имеет два уровня: социальный, вернее
социально-философский, и личный. С самого начала комедии мы наблюдаем
конфликт личный, который затем приобретает социально-
философский характер.
   В комедии намечено несколько линий борьбы, каждый за кого-то
или за что-то борется:
Чацкий любит Софью и, как все влюбленные, не хочет верить, что <
br />она любит кого-то другого, как все влюбленные, обманывает самого
себя.
   Софья любит Молчалина и борется за право любить своего избранника,
а не того, кого хочет навязать ей отец, она обманывает
отца, но и сама обманывается в Молчалине.
   Фамусов борется за богатого жениха и обманывается в отношении
Софьи и Молчалина.
   Молчалин борется за свою карьеру и обманывает Софью и Фамусова.
   Развитие действия. Обман является главным двигателем сюжета
комедии. Обман раскрывается в конце комедии, а до этого в каждом
действии наблюдается определенный этап линии борьбы Чацкого за
Софью:
I действие - с приездом Чацкого завязывается драматический узел.
   II действие - Чацкий пытается узнать, нет ли здесь жениха какого.
   III действие - Чацкий хочет добиться признания от самой Софьи
[Дождусь ее, и вынужу признанье).
   IV действие - Чацкий своими глазами увидел, кого она предпочла ему.
   Итак, Чацкий, главный герой комедии, появляется в доме Фамусова
с одной-единственной целью - сделать предложение Софье
(он любит ее). Он не собирается вступать с Фамусовым и тем более
со всем обществом ни в какие споры, а уж тем более вызывать гнев
отца Софьи и делать его своим главным врагом, но у Чацкого ум
с сердцем не в ладу. Ум Чацкого, блестящий, глубокий, все подмечающий,
но и саркастический, не мог не вступить в борьбу, хотя и сердце
его было полно любви к Софье. И Чацкий терпит фиаско. Он не
любим, обманут ради подлого ничтожества (Молчалина) и изгнан
из Москвы.
   Жанровые особенности комедии.
   1. Комедия в высоком смысле слова. Противостояние одного
человека и общества. Чацкий смешон в своих обличениях.
   2. Стихотворная форма. Обилие пословиц и поговорок.
   3. Приемы классицистической комедии (единства места, времени
и действия), но в то же время характеры героев - реалистичны.
   4. Обилие монологов, раскрывающих противостояние главных
персонажей комедии.
   5. С одной стороны, персонажи - это конкретные люди, но с другой
стороны, - это знаковые фигуры.
   Фамусов - знаковая фигура, символизирующая устойчивость
и благополучие материальной основы бытия.
   Чацкий - знаковая фигура, символизирующая бунтаря, противника
безнравственных основ фамусовского бытия, символ романтического
протеста.
   Молчалин - символизирует посредственность и согласие с большинством.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...