Реклама


Товары

Комментарий к Оде «Бог»

   Ода «Бог» - своего рода поэтическое
богословие, в котором через образы поэзии
даны основные законы христианского учения.
   Главным приемом для написания оды выбрана
антитеза: противопоставлено величие Божье и ограниченность
человеческого разума без Божественного вдохновения. Перед
нами богопознание, познание Бога через Его деяния. Поэт восхищается
величием Бога, хотя и сознает, что его восхищение ничто по
сравнению с настоящим величием.
   Прием антитезы необходим для того, чтобы в дальнейшем тексте
оды перейти к утверждению славы человека, который является центром
вселенной, т. к. несет в себе отсвет Божественного совершенства.
   Голос поэта звучит молитвенно и ликующе и сам собою становится
проводником величия человека:
...Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
   Очень точное поэтическое сравнение, примиряющее человеческую
ограниченность с величием Божьим.
   Державин оценивает человека (как и самого себя) во всемирном
законе, он воспевает человека в состоянии, близком к Божественной
природе, восстановив его связь с Богом:
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества...
   Итоговая формула: Я царь - я раб - я червь - я Бог!
Твое созданье я, Создатель!
Твоей премуд
рости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился,
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец!-в бессмертие Твое.
   Эти строки - доказательство понимания Державиным цели
человеческого существования, которая находится в русле христианского
миропонимания. Человек, родившийся на земле, должен пройти
свой земной путь, стремиться к познанию своей небесной природы,
к осознанию того, что в нем есть Божественная частица и через
смерть возвратиться на свою небесную родину, в «бессмертие
Бога-Отца».
   Ода «Властителям и судиям», была написана в 1780 г. Она
является поэтическим переложением 81 псалма. Священные
песнопения созвучны любому веку. Державин не просто обличает
неправедных, но и вообще отвергает земную власть как жизненную
ценность:
Цари! Я мнил, вы боги властны.
   Цари, как и другие, - смертны, власть царей крадет смерть, смерть
всех уравнивает.
   Всего Державину принадлежит переложение более 20 псалмов,
интересны названия: «Праведный судия» (1789, пс. 100), «Истинное
счастье» (1789, пс. 1), «Помощь Божия» (1793, пс. 120), «Надежда на Бога»
(1807, пс. 45), «Упование на защиту Божию» (1811, пс. 58) и др.
   Одной из важнейших тем творчества Державина стало осмысление
времени. Он хорошо осознавал, что время противостоит именно
вечности, а вечность - это отсутствие времени. Время - свойство мира
земного, вечность - божественного (горнего). И это противоречие
очень сложно примирить и осознать, потому что время становится
синонимом смерти, а с этим невозможно примириться.
   Стихотворение «Река времен», написанное 6 июля 1816 г.
   уникально по своей поэтической выразительности. Это стихотворение
было любимо Пушкиным.
   Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
   В этих четырех строках, на первый взгляд, выражена уже знакомая
мысль о конечности земного бытия, они вмещают в себя страдания
безысходности, но следующие четыре строки
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы. -
звучат еще мрачнее и безысходнее. И что интересно: эти строки
написаны уже умирающим Державиным на грифельной доске: один
взмах тряпицы, и они исчезнут навсегда.
   Но как бы ни пессимистически звучали строки стихотворения,
они констатируют истину, а истина не имеет оценки, об истине нельзя
сказать, она плоха или хороша, радует или печалит «...вечности
жерлом пожрется», - в этом истина для умирающего поэта; все земное,
все, что, имело когда-то ценность, уйдет в вечность. В этих
стихах заключена мудрость. Его последнее стихотворение - высокая
вершина, которую нельзя преодолеть, можно только стать рядом
и напитаться этим величием.
   Как всякий великий художник, Державин не может быть вписан
в какие-то схемы или направления. Рамки классицизма для него очень
узки. Да и к тому времени классицизм уже сдает свои позиции, жизнь
все же невозможно объяснить только с позиции разума. К концу
XVIII в. происходит переориентация сознания от государственных
догм и проблем к простым человеческим понятиям, к радостям и печалям
частной жизни, к общению с природой.
   {По М. М. Дунаеву.)

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары