Реклама


Товары

загрузка...

Литературный процесс

   Октябрьская революция 1917 г. по-разному была воспринята
творческой интеллигенцией. Одно было ясно - к старой жизни нет
возврата. Те, кто уехал из страны, с ужасом вспоминали первые годы
своей жизни в стране Советов. Один из них, Михаил Осоргин,
писал: «Мы, литераторы и ученые, за последние годы были башмачниками,
торговцами, чистильщиками снега, землекопами,
землепашцами, портными, чернорабочими, нищими... Философы
торговали за прилавками и выносили поганые ведра, писатели продавали
селедку и пакеты против вшей, профессора пилили дрова и чистили
картошку, адвокаты мыли солдатское белье, артисты закапывали
"жмуриков" (покойников), все научились таскать и мыть огромную
"парашу", подтирать полы в арестантских уборных и прочищать палкой
раковину - испытали все...». В воспоминании писателя предстает
ужасающая реальность... Но тем не менее, несмотря на разруху,
голод, несмотря на красный террор, на отсутствие бумаги и света,
литературная жизнь продолжалась. Пока человек жив, он нуждается
в прекрасном.
   Возникало множество литературных объединений, школ, групп.
   Были частные издательства, почти целое десятилетие писатели, поэты,
художники жили идеями революционного преобразования в жизни
и в искусстве. Это было особое время, о котором вспоминают со смешанным
чувством восторга и ужаса.
   Революция создала другое искусство, пролетарское, появился
Пролеткульт (пролетарская культура). Поэтом и писателем мог стать
каждый, и очень многие вообразили себя «акулами пера». Пролеткульт
был очень массовой организацией. К нач
алу 1920-х гг. он
насчитывал 400 тыс.человек. 80 тыс.человек занимались в литературных
кружках, театральных и музыкальных студиях. Издавалось
34 журнала. («Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля, /Разрушим
музеи, растопчем искусства цветы».) Среди писателей Пролеткульта
были Демьян Бедный (1883-1945), ставший впоследствии «придворным
поэтом», поэт Л. И. Безьтенский (1898-1973), Дмитрий Фурманов,
написавший легендарного «Чапаева».
   Пролеткульт просуществовал недолго, в его недрах зародилась
«Кузница», которая предложила организовать Всероссийскую ассоциацию
пролетарских писателей (ВАПП) - 1920.
   1922 г. - МАПП - Московская ассоциация пролетарских писателей,
после 1922 г. она меняет название на РАПП (Российская ассоциация
пролетарских писателей). В 1925 г. насчитывает 5 тыс.
   человек. Настоящими писателями стали немногие. Журнал «На посту» -
печатный орган этой организации. Вскоре РАПП стал слишком
агрессивен, поскольку писатели боролись за свой приоритет и клеймили
всех неугодных. Рапповцы выполняли указания ЦК партии
и были ее прямым орудием.
   За первое место в пролетарской литературе боролись и футуристы.
   Преемником футуристов стала группа Левый фронт искусств (ЛЕФ) -
ее лидером был В. Маяковский. Лефовцы безоговорочно определяли
ведущую роль искусства в строительстве новой жизни. Они утверждали,
что в новых условиях писатель должен переключаться на
производственные задачи, т. е. выполнять социальный заказ.
   В 1927 г. Б. Пастернак ушел из ЛЕФА, Маяковский не мог простить
ему это предательство.
   Были созданы и многие другие группы, наиболее интересные
из них: «Перевал» (Артем Веселый, М. Пришвин, И. И. Катаев,
А. Платонов, М. Светлов, Э. Багрицкий);
«Серапионовы братья» (Е. Замятин, Ю. Тынянов, М. Зощенко,
Вс. Иванов, К. Федин, Лев Луни, К Тихонов).
   ОБЭРИУТЫ - Объединение Реального Искусства: литература-изо-
кино-театр. Эта группа выделялась своей особой оригинальностью.
   Фактическим создателем ОБЭРИУ был Даниил Хармс (Даниил Иванович
Ювачев - 1905-1942). Псевдоним придумал сам в середине
20-х гг. С точки зрения обэриутов, мир перевернулся, человек страдает
в этом перевернутом мире, где все смешалось, в том числе и разные
стили языка. Необходимо создать такого героя литературы, который
смог бы жить в мире перевернутых ценностей. Произведения писателей
этой группы отличались двойственностью восприятия. С одной
стороны, показаны заведомо смешные ситуации, но с другой, за иронией
скрывалось отчаяние. Поэтому их стихи и рассказы оставляли
впечатление глубокой безысходной тоски и обреченности. Произведения
самого Д. Хармса долго не печатались, они появились в 90-е гг.
   как свидетели жизни, где было мало человеческого тепла, а миром
правил страх.
   У Хармса очень много стихов, написанных для детей, и детям
очень нравились эти стихи.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...