Реклама


Товары

загрузка...

Биография Блока А.А. (1880-1921)

   Александр Блок родился
в ректорском доме, где жила семья деда,
профессора Бекетова. Появлению на свет будущего
поэта предшествовала печальная
история. Дочь Александра, третья и самая младшая, была душой этой
профессорской семьи. Ее отец, профессор ботаники, и мать, переводчица
французских романов, заботились о хорошем образовании
и прививали своим детям любовь к подлинным ценностям. Бекетовы
устраивали вечера, на которых молодежь шумно веселилась, танцевала,
профессора обсуждали мировые проблемы за игрой в карты, а
их жены мило беседовали за чашкой чая обо всем: о литературе,
педагогике, семейной жизни. Младшая, Александра, пользовалась
успехом у молодых людей, но ни к кому не испытывала особой симпатии.
   Но когда в их доме появился молодой юрист, оставленный
при университете для подготовки к аспирантуре, сердце ее дрогнуло.
   Александр Львович Блок появился в доме зимой 1877 г. Его отец -
немец, мать - из старинного помещичьего рода. Он обладал обширными
познаниями в литературе, истории, философии, его ум
постоянно анализировал. Он ни в чем не знал середины - был человеком
крайностей, очень неуравновешенным... но об этом никто не
подозревал. Он делал предложение Александре дважды, она согласилась
во второй раз. Два года молодые прожили в Варшаве, но, как
выяснилось впоследствии, это было страшное время. Муж устроил
Александре невыносимую жизнь, подвергая ее унижениям и оскорблениям.
   Первый ребенок умер. Александра вернулась домой беременная
вторым.
  
Детство. 16 ноября 1880 г. родился сын Александр, будущий
поэт. Вернуться в Варшаву жена Блока отказалась и осталась в семье
своего отца. С самого раннего детства маленький Александр не знал
своего отца, но зато в доме деда был окружен лаской и вниманием.
   Он был предметом безграничного, чрезмерного обожания. Маленький
Блок поражал всех своим развитием и красотой. Он дружил со всеми
и с маленькой Любой Менделеевой, дочерью знаменитого химика
Д. И. Менделеева.
   Между матерью и сыном были необычные отношения. Блок любил
ее до самозабвения, она отвечала ему тем же. Желая дать ему отца,
она вышла замуж за офицера Кублицкого-Пиоттух. Раз в год навестить
сына приезжал Александр Львович Блок.
   Имение Шахматово на долгие годы становится излюбленным
местом жизни, где природа и свобода пробуждают необычные и сильные
чувства.
   Проходит несколько лет - ему 14, и он - главный редактор журнала
«Вестник», выходившего в одном экземпляре. Бабушка - главный
сочинитель поэм, мать - сказок. Дед рисует к ним картинки, словом,
в издании журнала принимает участие вся семья.
   В16лет Александр Блок открывает для себя театр в пьесах Шекспира,
Грибоедова, Мольера, и театр останется с ним на всю жизнь -
он вернется к нему уже в собственных пьесах: «Незнакомка», «Роза
и Крест», «Балаганчик», «Песня Судьбы». Он хочет играть сам, он так
захвачен драматическими судьбами героев пьес, что готов произносить
монологи из «Гамлета», «Макбета» где угодно и перед кем угодно
-лишь бы его слушали.
   В 1897 г. он поехал с матерью в Бад-Наугейм, водный курорт в
Германии, где встретил первую свою любовь, Ксению Садовскую,
но между ними было 10 лет разницы, и постепенно любовь пошла
на убыль, оставшись в воспоминаниях.
   К1898 г. Блока захватила идея «Вечной Женственности». Эту идею
он обнаружил в символистских стихах Владимира Соловьева. Идея
потрясла Блока и завладела им целиком. Воздух был напоен мистикой
везде: в природе, в окружающих он видел таинственные знаки присутствия
Вечной Девы, воплощенной Вечной Женственности.
   Знайте же: Вечная Женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
   (5л. СоловьевA
В это же время сближается с Любой Менделеевой, он открывает ее
по-иному, в свете новой философии. Любовь Менделеева в поэтическом
воображении юного Блока превращается в сказочную принцессу:
ее золотые волосы, рассыпанные по плечам, розовое с белым
платье восхищают, превращаются в символ Вечной Женственности,
а чуть позже Мировой Души, «Жены, облеченной в Солнце».
   Январь 1901 г. Блок уже три года поглощен мистикой, любовью,
поэзией. Он создает изумительные «Стихи о Прекрасной Даме». Эти
стихи - образец чистоты, возвышенности и очарования. Годы создания
стихов - удивительные годы для самого Блока. Он бродил по улицам
Петербурга и грезил о Ней, о Душе Мира. Его творчество произвело
огромное впечатление на другого поэта-мистика, Бориса Бугаева
(Андрея Белого). В ту же пору Блок стал кумиром молодежи, тоже
грезившей о Вечной Женственности.
   1903 г. - свадьба. Люба Менделеева - студентка историко-филологического
факультета Высших женских курсов. Блок - студент-
филолог Петербургского университета.
   Александр видел в жене символ Вечной Женственности, а она хотела
обычного человеческого счастья. Отношения сложные, наверное,
даже непонятные. Супруги в первые годы совместной жизни переживают
вторжение другого поклонника Вечной Женственности,
Андрея Белого, смертельно влюбившегося в жену Блока. Блок и Белый
вызвали друг друга на дуэль. Предала ли Люба своего венчанного
супруга? Роман Белого и Менделеевой был бурным, но Люба не оставила
Блока, вернулась, и хотя впоследствии отдавалась другим
влюбленностям, осталась с Блоком до самого его страшного конца.
   Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» можно назвать мистическим
откровением, в котором он называет Ту, которую видит Божеством.
   В этой любви сливаются и чувство к конкретной девушке, и чувство
рыцарского служения Прекрасной Даме. В цикле стихов два героя:
Он и Она, и отношения между ними двойственные. Лирический герой
воспринимает свою возлюбленную в двух образах: это и конкретная
девушка, наделенная земными чертами («стройна и высока, надменна
и сурова»), и мистический образ, имеющий несколько названий:
(Дева, Заря, Величавая Вечная Жена, Светлая, Ясная, Непостижимая.
   Атмосфера стиха напряженная, окутанная неразрешимым конфликтом
между земным и небесным.
   Наиболее знаковые стихотворения этого цикла: «Предчувствую
Тебя, года проходят мимо-Все в облике одном предчувствую Тебя»,
«Я жду призыва, жду ответа», «Верю в Солнце Завета», «Мы
встречались с тобой на закате», «Я отрок, зажигающий свечи»,
«Я и молод, и свеж, и влюблен», «Вхожу я в темные храмы», «Ты
святая, ноя Тебе не верю», «Мне страшно с Тобою встречаться»,
«Я их хранил в приделе Иоанна» через символы раскрывают внутреннее
состояние лирического героя. И весь сборник - это своеобразный
дневник о любви, земной и небесной, отразившейся в мистическом
видении молодого Блока.
   К. Мочульский очень верно писал: «В «Стихах о Прекрасной
Даме» - начаты все пути дальнейших поэтических странствий Блока,
брошены семена всех будущих его цветений. В этой книге «великий
свет и злая тьма» - вершина мистического восхождения и головокружения
над пропастью. В трагическом раздвоении найдена
неисчерпаемая лирическая тема о «Вечной Женственности» и «Страшном
мире».
   Его стихи отражают трагическое восприятие мира, и трагедия
Блока в том, что он долго жил в сознании неприятия действительности,
но действительность скоро проявила себя. Рухнул идеальный
мир, и поэт оказался лицом к лицу перед «страшным миром».
   1906 г. Ему очень одиноко, и его часто видят в кафе и забегаловках
сидящим за стойкой и пьющим вино. Так он пишет свою знаменитую
«Незнакомку». Воображение поэта, подогретое вином, преображает
случайно забредшую в привокзальный буфет женщину в символ Тайны
и Красоты.
   «Незнакомка». Композиционно стихотворение можно разделить
на две части: I часть - до появления Незнакомки, II часть - появление
Незнакомки.
   I ч а с т ь - депоэтизация жизни, выражающаяся в намеренно по-
шлой обстановке. Поэт контрастно сопоставляет весну и тлетворный
дух, что, естественно, усиливает впечатление пошлости. Рифма
угадывается сама: «среди канав гуляют с дамами испытанные (пошляки)
», но у Блока - «остряки». Лексика I части намеренно груба,
непоэтична: «скрипят уключины», «женский визг», «бессмысленно
кривится диск». Под стать пошлой природе и люди, провозглашающие
«высшую» истину:
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino Veritas!» кричат.
   И всему этому противостоит ОНА.
   II часть стихотворения начинается торжественно и возвышенно,
ритм стиха постепенно меняется, он завораживает, чарует, как сама
«незнакомка». В ней заключена «тайна», которая грезится поэту, отражаясь
в стакане «терпкого вина». «Дыша духами и туманами», Она
проходит медленно-медленно... и, «странной близостью закованный»,
он видит дальний берег, манящий его своей тайной. Поэту кажется,
что он владеет ключом от этой тайны:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
И он возносит истину на недосягаемую высоту. В этом месте, столь
неприглядном и пошлом, свершалось необыкновенное чудо поэзии,
здесь творилась «иллюзия во имя свободной любви».
   Сам Блок дал такую оценку своей «Незнакомке»: «Это вовсе не
просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это -
дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового.
   Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона,
но всякий делает то, что ему назначено».
   Образ Незнакомки выявил внутреннюю эволюцию идеи Прекрасной
Дамы. Он пишет стихотворение «Ты в поля отошла без возврата»,
в котором происходит крушение двойственного образа. Прекрасная
Дама уходила, как уходила из его жизни и Любовь Менделеева: нельзя
относиться к любви двойственно, двойственность приводит к разрушению
целостности. Прекрасная Дама превратилась в Незнакомку, а он?
1906 г. - самый тяжелый в жизни Блока. Нужно найти силы жить
на этой «грязной, грешной» земле. В стихотворении «Русь» Блоку открывается
мистическая тайна Руси, он вводит в стихотворение образ
сна: все зыбко, нереально. Русь представлена в образах всякой нечисти,
чар ведунов, ворожей, ведьм, чертей, вьюги, злого друга... Его
закружила стихия страсти. Он познакомился с актрисой Натальей
Николаевной Волоховой. Больше года она владела сердцем Блока.
   Именно она-вдохновительница циклов «Снежная маска», «Фаина».
   В этот год Блок пристрастился к театру, особенно к тому, где играла
Волохова, - к театру великого режиссера Мейерхольда. Театр Мейерхольда
был свободен от прежних условностей. Мейерхольд возглавлял
труппу, а Вера Комиссаржевская, гениальная русская актриса, была
ведущей актрисой. Люба серьезно увлекается сценой и выступает где-то
в провинции с частью труппы, Блок пишет пьесу «Балаганчик».
   Блок был измучен отношениями с А. Белым, который пытался
развести его с женой. Люба и Волохова стали подругами. Наконец
закончился этот страшный год, кончилась жизнь втроем. Теперь он
один, Люба уехала на гастроли, а Блок тяжело переживал свое одиночество.
   О Блоке, его судьбе, нескладной личной жизни написано
много, а главное, что замечают все, - это то, что в его личности отразилась
страшная эпоха войны и революций.
   От природы Александр Блок был наделен особым слухом - он
слышал «музыку» эпохи, ее толчки, стоны, смех, радость и горе, был
своеобразным камертоном своего времени, и все, что «слышал» Блок,
отразилось в его творчестве. Сам поэт все свое творчество разделил
на три книги:
I книга (1898-1904).
   «AnteLucem».
   Стихи о Прекрасной Даме.
   Распутья.
   II книга (1904-1908)
Пузыри земли.
   Ночная фиалка.
   Разные стихотворения.
   Город.
   Снежная Маска.
   Фаина.
   Вольные мысли.
   III книга (1907-1916)
Страшный мир.
   Возмездие.
   Ямбы.
   Итальянские стихи.
   Разные стихотворения.
   Арфы и Скрипки.
   Кармен.
   Соловьиный сад.
   Родина.
   О чем поет ветер.
   Революция 1905 г. оказала на Блока очень сильное влияние, она
помогла ему многое осознать. Он вдруг очнулся от своих грез и увидел,
что есть жизнь, неприглядная, не похожая на идейные, религиозные,
философские мечтания. Он понял, что время требует других
дел, немедленного действия, требует отказа от поклонения Красоте,
без которой он не мыслил свою жизнь.
   В период с 1907 по 1918 годы Блок создал ряд статей под общим
названием «Россия и интеллигенция», в которых высказал довольно
резкие мысли об интеллигенции, потерявшей настоящий ориентир,
закосневшей в своей «мертвой» жизни. И московским, и петербургским
символистам стало ясно, что нет уже певца Прекрасной Дамы,
а есть современник революционной эпохи, трезво смотрящий на
действительность.
   Вторая книга Блока включает в себя разные циклы, но их объединяет
предчувствие бури, революции, выраженной в художественных
образах метели, стихии ветра. Лирический герой этих стихов неотделим
от грядущей катастрофы, которая все сметет на своем пути.
   Во второй книге - совсем другой Блок, нет и намека на романтизм.
   «Снежная маска» бесподобна по ритмическому строю. Ритмика
стиха завораживающая. Любовь к Н. Н. Волоховой (а «Снежная маска»
посвящена ей) оказывается неким странным магическим кристаллом,
сквозь который пропущена любовь к конкретной женщине, скрытой
за снежной маской.
   В 1908 г. закончена драма «Песня Судьбы».
   В других сборниках этой книги есть стихи, своим отзвуком
напоминающие «Стихи о Прекрасной Даме».
   Блок в зените славы. В журналах печатают его произведения. Люба
вернулась к нему - ее сын умер. Они едут за границу, в Италию. Блока
все восхищает в этой солнечной стране, он будто снова возвращается
к Прекрасной Даме. Но не думать о России он не может. На расстоянии
она кажется ему уродливой и ужасной со всем тем, что было
в ней русского. В Венеции эти чувства усиливаются: «Несчастную мою
нищую Россию с ее смехотворным правительством... с ребяческой
интеллигенцией я презирал бы глубоко, если бы не был русским
<.. .> Всякий художник имеет право хоть на несколько лет заткнуть
себе уши от всего русского и увидать свою другую родину - Европу...»
Вместе с Любой он возвращается 21 июня 1909 г. в Петербург,
но в Петербурге ничего не меняется.
   30 ноября Блок получил известие о смертельной болезни отца
и уехал в Варшаву. 4 декабря - похороны А. Л. Блока. 19 декабря
Александр возвращается в Петербург.
   Поэма «Возмездие», к сожалению, незаконченная, была задумана
в Варшаве после похорон профессора Блока. Эпиграф взят из Ибсена:
«Юность - это возмездие». Она родилась из посмертной любви сына
к отцу, который при жизни был ему чужим. Поэма была задумана
в 1910 г., затем в общих чертах набросана в 1911 г. Что это были
за годы?
1910 г. - смерть В. Ф. Комиссаржеской, Врубеля и Л. Н. Толстого.
   Символизм как направление в искусстве испытывал кризис.
   1911 г. -убийство Столыпина, один из драматических эпизодов года.
   Общая атмосфера была преисполнена каких-то страшных предчувствий,
«чувствовался запах гари и крови».
   Поэма «Возмездие» - это последовательная цепь событий, которая
приводит к гибели человека и страны. Спасенья нет!
Страна-под бременем обид,
Под игом наглого насилья -
Как ангел, опускает крылья,
Как женщина теряет стыд.
   В Варшаве он встречает сводную сестру Ангелину, дочь отца от
второго брака. Ему досталось от отца наследство, которое позволило
жить на широкую ногу.
   Он часто менял квартиры, но неизменно выбирал дома около каналов
и рек. Бродил по городу, заходил в пивные или в рестораны
на окраине Петербурга, где пели цыгане.
   На пригородном поезде он приезжал в Парголово, в Озерки,
Шувалово.
   Июль-сентябрь 1911 г.-путешествие с Любой за границу. Германия
- Франция - Голландия.
   Возвращение в Россию безрадостно: «Сразу родина показала свое
и свиное, и Божественное лицо... Вот и Россия: дождик, пашни,
чахлые кусты...»
В литературных салонах держится особняком, он уже отошел от
символизма, и ему неинтересны ни А. Белый, ни Брюсов. Его обвиняют
в предательстве, но, с другой стороны, ценой этого «предательства
» он сумел подняться до уровня великих поэтов. Сам Блок
называет 1910-е гг. мрачными, серыми, нескончаемыми, однако стихи
этих лет - глубоки и вдохновенны. Написана драма «Роза и Крест»,
навеянная средневековьем.
   Меценат Терещенко, восхищенный Блоком, хлопочет о постановке
пьесы, но пока безуспешно.
   Блок и Люба уезжают на побережье Средиземного моря. По возвращении
Блока ждала новая любовь.
   Это была Любовь Дельмас, оперная певица, блиставшая в роли
Кармен на сцене Театра музыкальной драмы. Кармен восхитила Блока,
и он влюбился в нее с первого взгляда. Ее плечи, горделивая осанка,
низкий и жаркий голос воспеты поэтом в цикле «Кармен», одной из
частей 3-й книги. В стихах - роковая, жестокая женщина, в жизни -
прежде всего верный друг, который заботился о нем до самой смерти.
   Эта любовь была непохожа на все остальные, хотя, конечно же, он не
раз писал о той могучей и безумной страсти, вырывающей человека
из жизненной обыденности, из «страшного мира». В любовной лирике
Блока не найти более звенящих строк. Его лирический герой,
измученный жизнью, ловит «отзвук забытого гимна». Свою земную
страсть он готов поднять до небесного уровня.
   Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, сверну я требу
За твой огонь-звездам.
   Блок все же остается Блоком, то есть поэтом, творящим мечту из
обыденной жизни, превращающим эту мечту в реальность, которая
и была основой его поэзии.
   Любовь длилась два года.
   Третий сборник Блока, куда вошел цикл «Кармен», значительно
отличался от двух предыдущих. В поэзии Блока последовательно
развивалась тема жизни и любви. Он проделал долгий путь: от мистического
образа Прекрасной Дамы до образа земной женщины, предающейся
страстям. И как оказалось впоследствии, по признанию
самого Блока («Этой теме я бесповоротно посвятил свою жизнь»), -
это образы России. И в ярких мистических видениях, и в смутных
снах, и в страшной реальности он видел Россию, ее судьбу.
   Война 1914 г. застала Блока в Шахматово. Люба уехала на фронт,
и квартира на Пряжке опустела. Он постоянно думает о Любови
Менделеевой: «У меня женщин не 100-200-300 (или больше), а всего
две: одна Люба, другая - все остальные, и они - разные, и я - разный».
   Его навещает Дельмас чуть ли не каждодневно.
   В июле 1916 г. Блока призывают в армию. В глухом уголке Белоруссии,
километрах в 10 от фронта он живет жизнью, не похожей
на прежнюю, но она его не тяготит.
   В конце февраля 1917 г. он возвратился в Петербург. Поэт приветствует
свершившуюся революцию. В этот год он чувствовал, что
происходит обновление, он видел кругом совсем другие лица, в этот
год он ближе к народу, чем когда-либо. С пугающей быстротой
распространялась разруха, но Блок все еще во власти стихии революции.
   Стихия всегда была близка сознанию поэта.
   Началась совсем другая жизнь, далекая от поэзии. Он пишет мало,
работает редактором Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию
противозаконной деятельности бывших министров. Его
день плотно занят, и только бессонные ночи дают возможность снова
писать. Он не жаловался, так как знал, что так или иначе он должен
служить этой революции, которую ждал, как провозвестницу новой
жизни.
   Но для Блока и здесь все непросто. Напряженная работа лишает
его сил, здоровья. Он - уже очень усталый человек и не может жить
в одиночестве. Люба в Пскове работает в театре, потом снова приезжает
в Петербург, а что он может ей дать? Его беспокоят какие-то
боли в спине, иногда ему кажется, что он сходит с ума. Соратники по
перу, поэты, подозревают его в большевизме. Он говорит о себе и
о своем поколении: «Мы - дети страшных лет России - Забыть не
в силах ничего». Эти стихи, написанные в 1914 г. как ответ 3. Гиппиус,
стали выражением трагедии поколения революций 1905 и 1917 гг.
   Личная жизнь превратилась в унижение. Усиливается разруха,
кругом нищета, страшно выходить на улицу.
   «Сентябрь. Все разлагается. В людях какая-то хилость, а большею
частью недобросовестность. Я скриплю под заботой и работой.
   Просветов нет. Власть переходит в руки большевиков, ее добыл
выстрел крейсера "Авроры" по Зимнему дворцу. Впереди ледяная,
темная, голодная зима. Город отрезан не только от мира, но и от самой
России».
   Мысли о революции, войне Блок высказывает в статье «Интеллигенция
и революция». Он предвидит гибель тех, на кого обрушились
революционные потрясения, он готов отвечать за «грехи» отцов:
«Мы - звенья одной цепи. Или на нас не лежат грехи отцов? Если
этого не чувствуют все, то это должны чувствовать лучшие». Он
думает в тот страшный первый год после Октябрьской революции,
что интеллигенция должна отрешиться от всего «буржуазного»,
забыть все старое и... слушать «музыку революции», которой
наполнен воздух. «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте
музыку Революции». И Блок заставляет себя слушать эту музыку,
заставляет себя всматриваться вдаль, в будущее, хочет увидеть какие-
нибудь знаки и видит... Христа. Он ничего не может с этим поделать,
он не в силах отвести от него глаз. Так рождается поэма
о революции - поэма «Двенадцать». В этой поэме нет ничего вымышленного.
   Именно так маршировали солдаты революции, все сметая
на своем пути, горланя песни о свободе. И впереди двенадцати он
видел, и ничего не мог с этим поделать, Христа, «в белом венчике из
роз». Он и сам не понимал, почему именно Христос, другие тоже
не понимали, а Троцкий советовал заменить Христа Лениным.
   Поэма «Двенадцать» становится его заработком. Любовь Дмитриевна
каждый вечер читает поэму в артистическом кафе, где богема
собирается послушать «жену знаменитого Блока, продавшегося большевикам
».
   «Скифы» вышли после поэмы «Двенадцать». Стихи написаны от
лица монголов, то есть русских, так как они 300 лет были под татаро-
монгольским игом. Они - о ненависти к Западу, который никогда
не понимал Россию.
   В «Двенадцати» Блок воспроизвел революционный фольклор,
увековечил голос народа, в «Скифах» пытался говорить от имени русского
народа.
   1919 г. Блок много работает, потому что понимает, что «кто не
работает, тот не ест». Каждый вечер у него собрания, лекции, деловые
встречи. Его назначают директором Петербургского Большого
Драматического театра. У Блока много работы, но никакой реальной
власти. Репертуар классический. В театре поставлены «Разбойники»
Шиллера, «Отелло», «Король Лир» Шекспира, «Синяя птица»
Метерлинка. Но он работает еще и в другом месте, в издательстве
«Всемирная литература», основанном Горьким. Блок занимается и
переводами, и подготовкой рукописей. Жизнь тяжела, но он по-прежнему
гладко выбрит, всегда в белом свитере, прямой и недоступный.
   Пайки скудные: сто пятьдесят граммов хлеба с отрубями, селедка,
немного табака. Он продавал книги, мебель, дорогие вещи. Сам таскал
дрова.
   Последние годы ужасны. Все утомляет его, все кажется тщетным.
   Вот некоторые записи в его записных книжках: «Как безвыходно все.
   Бросить бы все, продать, уехать далеко - на солнце и жить совершенно
иначе». «Тоска. Когда же это кончится? Проснуться пора». Его утомляет
бессмысленность собраний различных комитетов, где ведутся
бесконечные словопрения. И возникает мысль об отъезде, но не об
эмиграции, а о длительном отдыхе в Финляндии. Была и поездка
в Москву, там тоже холодно, но все же там кипела жизнь. Блока принимали
восторженно, а в Петербурге - опять затишье.
   Болезнь сразила Блока наповал, но подбиралась она с 1918 г.
   Зима 1920-1921 гг. Его состояние ухудшается, он задыхается,
у него болит сердце, но к физическим страданиям прибавляются
нравственные, а самое главное - он оглох. Нет, он по-прежнему слышит,
но он перестал слышать музыку революции. В этом была его
личная трагедия. Совсем недавно он призывал раствориться в ее звуках,
услышать биение ее сердца, был примером стойкости, но в конце
концов не выдержал испытания. Блок ни от чего не отрекся, но уже
утратил согласие со стихией.
   Болезнь его - психического характера (вот когда к нему повернулась
своим страшным лицом наследственность по отцовской линии).
   В начале мая он поехал в Москву, читал стихи через силу, стоял
на сцене, опираясь на палку. Его просят прочесть стихи о России. -
«Это все о России», - отвечает Блок и читает «Музу», «На поле
Куликовом», «Стихи о Прекрасной Даме». Он словно забывает о «Двенадцати
». И вдруг кто-то крикнул: «Да ведь это стихи мертвеца!»
Он и сам с этим согласился: «Да, я мертвец». Он вернулся из Москвы
и сразу слег. Ему оставалось жить два с небольшим месяца. Но это
были месяцы медленного умирания. Люба с ним, она иногда прогуливает
его по улицам Петербурга. Последняя стихотворная строка:
«Мне пусто, мне постыло жить».
   Умирал тяжело, боли не прекращались. Последние дни были
ужасны - Блок кричал днем и ночью. Не приходя в сознание, он
умер 7 августа 1921 г. Накануне пришел его заграничный паспорт,
которым он так и не воспользовался, чтобы продлить свою жизнь.
   На смертном ложе он был неузнаваем: с редкими волосами,
с темной бородкой, с лицом, изможденным страданиями. Он был страшен,
как страшна сама жизнь, убившая поэта.
   {По Н.Берберовой)

Заключение
Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единое
целое, состоящее из разных этапов. Он разделил свою поэзию
на три тома, каждый из которых представляет определенные жизненные
реалии и свою эстетическую задачу. Том состоит из разделов,
каждый из которых тоже обусловлен своей задачей. Разделы же
в свою очередь тоже могут состоять из циклов, которые объединяют
несколько стихотворений, но представляют собой единое целое.
   В каждом томе есть стихотворения, особенно выделяющиеся своей
неповторимостью («Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Русь
моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», «Поле Куликово» и др.). И эту
трилогию однажды Блок назвал трилогией вочеловечения. Это слово
обычно употребляется по отношению к Христу (вочеловечение
Бога). Применительно к своим трем томам Блок скорей всего имел в
виду свой трудный путь от мистика, певца Прекрасной дамы, до лирического
героя, прошедшего через соблазны и страдания.
   В первый том вошли «Стихи о Прекрасной Даме». Стихи объединены
цельным мировоззрением о Мировой Душе, но в ней уже есть
предчувствие. Преобладает белый цвет. «Страшно мне, изменишь
облик Ты». В биографии Блока она соответствует романтическим и
трудным отношениям с Любовью Менделеевой.
   Во втором томе больше синего цвета («Очи синие, бездонные...»,
«Ты в синий плащ печально завернулась»). Здесь отражено падение
с кручи, крушение идеалов, здесь Прекрасная Дама превращается
в Незнакомку, падшую женщину, в то же время обладающую неизъяснимой
энергией притяжения. В биографии Блока это соответствует
семейной драме, уходу Любови Менделеевой к А. Белому, затем
снова возвращение, увлечение Блока другими женщинами. В общественной
жизни России - это обострение революционного движения
(1905), которое Блок переживал на глубоко эмоциональном уровне.
   В третьем томе преобладает красный цвет - цвет багрового заката
и яркого пламени, цвет крови. Незнакомка вытесняется родиной,
Россией. Том вобрал в себя впечатления Первой мировой войны и
предчувствие революции.
   Конечно, это только общая схема, разветвленная со своими противоречиями
как блоковского сознания, так и всей русской жизни
в моменты катастрофизма.
   Стихи Блока нельзя прочитать без осмысления их в контексте тома,
раздела, трилогии «вочеловечения», в контексте символизма.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...