Реклама


Товары

загрузка...

Рассказ «Жизнь Василия Фивейского» (1903)

   В рассказе ощущается аналогия с библейским
сюжетом о страданиях Иова.
   Начало повествования сразу вводит тему
неотвратимости Рока, Судьбы. Священник
Василий Фивейский с самого детства пытается
изменить свою бедственную судьбу в сторону добра, покоя, тишины.
   В браке он жил шесть лет счастливой семейной жизнью, у
него были добрая и ласковая жена, сын и дочь. Прихожане любили и
уважали отца Василия. На седьмой год случилось несчастье - погиб
его малолетний сын. «И яркое солнце, и светлый день» навсегда
исчезли из семьи отца Василия. Попадья стала пить, пить по-страшному,
и в пьяном бреду начинала мечтать о новом сыночке. Отец Василий
ведет борьбу за веру - его вера в Бога проходит серьезные
испытания.
   Меняется к нему и отношение людей, так как он не соответствовал
представлению горожан о том, каким должен быть священник.
   А дома идет борьба попадьи со стыдливостью отца Василия. Он не
выдержал, сдался на бесстыдные приставания пьяной попадьи.
   Она забеременела и расцвела, забыла про вино. И отец Василий поверил
в то, что добро победило - снова в его доме радость и свет...
   но ненадолго.
   Родился идиот с большой головой и хилым телом, как страшное
напоминание о бесстыдной ночи зачатия. Попадья снова начала пить.
   Как-то случился пожар, сгорела жена отца Василия, и он остался
с идиотом-сыном. Исследователи творчества Андреева видят в этом
рассказе аналогию с Иовом.

   На первый взгляд, действительно прослеживается аналогия с историей
Иова многострадального. Но разница между ними большая.
   Праведный Иов смиряется перед «промыслительной волей Творца»,
а отец Василий, по сути, противопоставляет всем испытаниям свою
гордыню. Он считает, что Бог посылает ему такие страдания из-за
его избранности, он дерзает воскресить бедняка. Но чуда он совершить
не может - и утрачивает веру в Промысел и в Творца.
   «Небо охвачено огнем. В нем клубятся и дико мечутся разорванные
тучи и всею гигантскою массою своею падают на потрясенную землю
- в самых основах своих рушится мир. И оттуда, из огненного клубящегося
хаоса, несется огромный громоподобный хохот, и треск, и
крики дикого веселья».
   Отец Василий отвергает веру, восстает против воли Творца и гибнет,
несломленный, хотя и побежденный.
   Андреев сочувствует своему герою, сочувствует его выводу о неправоте
мироустроения, но хотел он того или не хотел, он показал
лишь гибельное действие гордыни. Андреев не знал, что устоять в борьбе
с искушениями, с гордыней может только глубоко верующий человек.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...