Реклама


Товары

загрузка...

( Часть IV ) Краткое содержание романа «Преступление и наказание»

   Раскольников просыпается от страшного сна.. .и перед
ним стоит Свидригайлов. Сначала Родиону кажется, что перед ним -
продолжение сна. Сам Раскольников трагически расколот - и его
фамилия говорит об этом. Раскол - в нем самом. Его сердце - арена
борьбы добра и зла. «Сильный» человек борется с гуманистом,
цепляющимся за «натуру». Свидригайлов - тот же Раскольников,
вернее, его «двойник». Путь Свидригайлова - путь человека, свободного
от всякой морали. Между ними метафизическое сходство.
   «Между нами есть какая-то точка общая, - говорит «двойник»... - Мы
одного поля ягоды».
   Свидригайлов говорит о вечности, которая ему мерещится в виде
деревенской бани с пауками. Раскольникову он неприятен, но вводится
в роман для того, чтобы столкнуть Родиона с моралью «вседозволенности
», моралью «сильного» человека. Теория Раскольникова
о двух разрядах людей, где «сильный право имеет», получает свое
освещение на примере жизни Свидригайлова. Он - сладострастник,
на его совести страшные преступления: убийство жены, самоубийство
слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки.
   Свидригайлов последовательнее Раскольникова на пути зла, для него
добро и зло относительны, все позволено... и все безразлично. Дойдя
до определенной точки, Свидригайлов уже ничего не хочет от жизни.
   Скука и пошлость! И ему скучно: он был карточным шулером, сидел
в тюрьме, потом продал себя за тридцать тысяч (тридцать серебреников)
своей покойной жене. Может быть, он полетит на воздушном

шаре или отправится в экспедицию на Северный полюс - ему все
равно. Ему являются привидения, но... у него свежий цвет лица.
   Свидригайлов поставлен рядом с Раскольниковым как его темный
двойник, и встреча с двойником - новый этап сознания героя. (I)
Далее Раскольников идет на встречу с Лужиным по приглашению
Дуни. Еще один «сильный» человек терпит фиаско на глазах у своей
невесты и, что особенно важно, в присутствии Раскольникова. Лужин
проявил себя в этой сцене как человек низкий и недостойный, прямо
намекая на то, что он ждет благодарности от семейства за свое предложение.
   Ему указали на дверь, и «сильный» человек «вышел, и, уж
конечно, редко кто-нибудь уносил на кого в своем сердце столько
злобной ненависти, сколько этот человек на Раскольникова».
   Авторские ремарки разоблачают тщеславие и гордыню Лужина.
   «Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него
было немыслимо. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал
он о женитьбе, но все прикапливал денег и ждал. Он с упоением
помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной
(непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой,
благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много
испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая
бы всю жизнь считала его - спасением своим, благоговела перед
ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному... Тут являлось
даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка
гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше
его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно
ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним,
а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!» Если человек
имеет власть, то он должен обязательно ее употребить, чтобы унизить
другого. (II, III)
Раскольников пошел к Соне, это был первый его визит. Комната,
в которой жила Соня, была уродлива. Вообще, Достоевский использует
в романе много символики. В частности, комнаты, в которых
живут его герои, символизируют их судьбу. Комната Раскольникова
похожа на гроб, и он заживо похоронил себя в ней. Уродливая комната
Сони тоже отражает ее исковерканную судьбу, но три окна указывают
на обращенность Сони к свету.
   Блудница и убийца сошлись за чтением величайшей книги, Библии.
   Раскольников выбирает для чтения евангельский сюжет о воскресении
Лазаря. Идеологически эта сцена противопоставлена сцене со
Свидригайловым, «баня с пауками» - воскресению Лазаря. Свид-
ригайлов показывает, что путь «сверхчеловека» ведет к скуке небытия,
Соня указывает на другой путь, открывает образ Того, Кто сказал:
«Я есмь Путь, Истина и Жизнь».
   Раскольников в буквальном смысле заставляет Соню читать евангельский
сюжет, хотя в то же время убежден в том, что жертва Сони
и ее страдания бесполезны. Эти страницы романа - ключ к пониманию
главной идеи: «воскрешение падшего человека». Смерть Лазаря
и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова после преступления
и до полного его возрождения. Родные скорбят об умершем
Лазаре, но не могут своими слезами и стенаниями оживить его. И тут
приходит Христос, Тот, Кто может совершить чудо. Он воскрешает
Лазаря, точно так же он может воскресить и нравственно мертвого
Раскольникова. Связь между Раскольниковым и Лазарем очевидна.
   «Соня, читая строку: ...ибо четыре дня, как во гробе» энергично
ударила на слово «четыре». Это замечание выделено Достоевским -
чтение про Лазаря происходит через четыре дня после убийства
старухи. И «четыре дня» Лазаря в гробу становятся равносильны
четырем дням нравственной смерти Раскольникова. Читая евангельские
строки, Соня верит, что «и он, он - ослепленный и неверующий,
он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да сейчас же, теперь
же». Но Раскольников не уверовал, а только убедился, что Соня -
сумасшедшая, если верит в воскресение четырехдневного мертвеца.
   «Ты загубила жизнь... свою (это все равно)», - говорит он ей. «Что
же, что же делать? - истерически плача и ломая руки, повторяла
Соня.
   - Что делать? Сломать что надо, раз навсегда, да и только; и страдание
взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь... Свобода
и власть, а главное, власть! Над всею дрожащею тварью и над
всем муравейником!» Чтение Евангелия вызывает в нем приступ злобы
и взрыв гордыни. Воскресению он противопоставляет разрушение,
образу Христа - человекобога. (IV)
Во второй встрече с Порфирием Петровичем Раскольников ведет
себя очень настороженно, зорко следит за каждым словом следователя.
   Поединок проходит в напряженнейшей атмосфере. Следователь
подробно анализирует его поведение после убийства и доказывает
ему, что психологически он подходит под убийцу. Ненависть Раколь-
никова растет с каждой минутой. Наконец он не выдерживает.
   «Лжешь ты все, - завопил Раскольников, - лжешь, полишинель проклятый.
   .. Ты лжешь и дразнишь меня, чтоб я себя выдал!». Но тут
происходит неожиданное. Следователь хотел изобличить убийцу
показаниями мещанина, но вместо этого красильщик Миколка признается
в убийстве старухи. Порфирий Петрович ничего не смог
доказать. Выйдя от следователя, Раскольников издевается над « психологией
о двух концах», которой его мучил Порфирий Петрович.
   «Теперь мы еще поборемся, - с злобною усмешкой проговорил он,
сходя с лестницы.» Злоба же относилась к нему самому; он с пре-
зрением и стыдом вспоминал о своем «малодушии». (V, VI)

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...