Реклама


Товары

загрузка...

( Часть III ) Краткое содержание романа «Преступление и наказание»

   Сильный человек вступает в борьбу со всеми, кто знал
его. Косвенные характеристики, которые дают Разумихин и Пульхерия
Александровна, усиливают впечатление о Раскольникове. Разумихин
говорит о своем товарище: «Я Родиона знаю: угрюм, мрачен,
надменен и горд... Великодушен и добр. Чувств своих не любит
высказывать и скорей жесткость сделает, чем словами выскажет сердце...
   Просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно
в нем два противоположных характера поочередно сменяются...
   Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то...
   Ведь он никого не любит; может, и никого не полюбит». Пульхерия
Александровна рассказывает о фантастическом плане сына жениться
на чахоточной дочери квартирной хозяйки Зарницыной. «Вы думаете, -
с жаром продолжала Пульхерия Александровна, - его бы тогда остановили
мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть, может
быть, с тоски, наша нищета? Преспокойно бы перешагнул через все
препятствия». Так перед читателем неожиданно открывается другой
Раскольников, который обманывал себя, убеждая, что он идет на
грех ради счастья матери, чести и достоинства сестры. Мать же Рас-
кольникова утверждает, что он спокойно перешагнул бы через ее
смерть ради своего каприза. (II)
Происходит безобразная сцена объяснения Раскольникова с сестрой
и матерью. Разумихин поражен грубостью своего приятеля.
   («Заочно, кажется, так ведь любил их»).
   Поведение Раскольникова вполне объяснимо. Родные не знают того,

что их Родя - убийца. Убийца не может вести себя так, как будто
ничего не произошло, надо притворяться, а это очень мучительно.
   «.. .Опять одно недавнее ужасное ощущение мертвым холодом прошло
по душе его; опять ему вдруг стало совершенно ясно и понятно,
что он сказал сейчас ужасную ложь, что не только никогда теперь не
придется ему успеть наговориться, но уже ни об чем больше, никогда
и ни с кем нельзя ему теперь говорить».
   Дуня пытается убедить брата в том, что ее предполагаемый брак
с Лужиным не является с ее стороны жертвой. Но Раскольников ей
не верит. Впереди должно быть объяснение с женихом по всем вопросам
- брат должен присутствовать. (III)
Приход Сони к Раскольникову был неожиданным. Она пришла
пригласить его на поминки по своему отцу. Дается психологический
портрет девушки: «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное
личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким
маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать
и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда
оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе
и простодушное, что невольно привлекало к ней». Жизнь блудницы
никак не отразилась на лице Сони, особенное внимание Достоевский
уделяет глазам, зеркально отражающим жизнь души. Соня была
поражена бедной обстановкой в комнате Раскольникова, вспомнив,
что накануне он отдал им все свои деньги. (IV)
Визит к следователю Порфирию Петровичу. Герой догадывается,
что Порфирий Петрович подозревает его в убийстве. И он выходит
на прямой разговор, ему не терпится «помериться силами». Раскольников
излагает свою теорию о «необыкновенных людях».
   «.. .Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда:
на низших (обыкновенных), то есть так сказать на материал, служащий
единственно для зарождения себе подобных, и собственно на
людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое
слово... Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые
двигают мир и ведут его к цели...». Достоевский выстраивает
разговор Раскольникова со следователем таким образом, что положения
его серьезной статьи прерываются ироничными репликами
следователя и оценкой Разумихина. Теория «о двух разрядах людей»,
впервые озвученная, дает возможность читателю, наконец, понять
причины, побудившие Родиона Раскольникова совершить столь
страшное убийство.
   Реплики Порфирия Петровича:«.. .чем же бы отличить этих необыкновенных-
то от обыкновенных? При рождении, что ль, знаки
такие есть?... Потому согласитесь, если произойдет путаница и один
из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду,
и начнет "устранять все препятствия"...» или «.. .скажите, пожалуйста,
много ли таких людей, которые других-то резать право имеют,
"необыкновенных-то" этих?» - ироничные реплики следователя
разрушают логическое построение теории «о двух разрядах людей».
   Разумихин, со своей стороны, сразу схватывает страшную сущность
этой идеи: «Оригинально в этих идеях то, - говорит он, - что все-
таки кровь по совести разрешаешь... Ведь это разрешение крови по
совести... это, это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение
кровь проливать, законное». По сути, эта теория отрицает
христианскую мораль («не убий»), но еще страшнее то, что на место
ее она выдвигает антихристианскую. Сильный человек не бессовестный:
у него своя совесть, разрешающая кровь. «Истинно великие
люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть, -
прибавил он задумчиво, даже не в тон разговора». Раскольников делает
очень тонкое психологическое наблюдение над тем, что гордый
демон печален в своем одиночестве. И в этом выражена вся трагедия
человека, возвысившегося в своей гордыне. (V)
И вдруг все завоеванные позиции сильного человека рушатся.
   Встреча с мещанином ведет к полному самоуничижению героя. К нему
приходит мещанин и «тихим, но ясным и отчетливым» голосом говорит:
«Убивец!». «Ты убивец, - произнес тот еще раздельнее и как бы с
улыбкой какого-то ненавистного торжества и опять глянул в бледное
лицо Раскольникова и его помертвевшие глаза». Мысли, страшные
мысли закружились в голове Родиона: «Кто этот человек, что он знает?
Значит, он и убить-то не сумел?». «И как смел я, зная себя, предчувствуя
себя, брать топор и кровавиться...». Внутри рождается ненависть
к самому себе, к своей слабости. Нет, он не сильный человек.
   «Я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил,
а переступить-то не переступил, на той стороне остался...». Он не
Наполеон... «.. .Эх, эстетическая вошь... я, может быть, еще сквернее
и гаже, чем убитая вошь, я заранее предчувствовал, что скажу себе
это уже после того, как убью! Да разве с этаким ужасом что-нибудь
может сравниться! О, пошлость! О, подлость!... О, какя понимаю "пророка",
с саблей, на коне: велит Аллах, и повинуйся, дрожащая тварь!»
Кризис завершается страшным сном. Раскольников ударяет старуху
топором по темени, а она наклоняет голову и «заливается тихим,
неслышным смехом». Жертва смеется над убийцей: она жива. Он
ударяет вновь и вновь; она смеется сильнее. Ее нельзя убить: она
бессмертна. Еще недавно Раскольников насмешливо прощался с ней
навсегда: «Довольно, матушка, пора и на покой!» И вот все люди
вокруг нее все мертвецы, а мертвая - жива. От живых он себя отрезал,
«как будто ножницами, а с ней ему не расстаться: навеки соединены...
   кровью». (VI)

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...