Реклама


Товары

( Часть II ) Краткое содержание романа «Преступление и наказание»

   После преступления. Достоевский подробно исследует
воздействие убийства на душу преступника. «В первое мгновение
он думал, что с ума сойдет. Страшный холод охватил его; но холод
был и от лихорадки, которая уже давно началась с ним во сне». Он
ведет себя по меньшей мере странно для настоящего преступника. Не
знает, что делать с награбленным, ужасается своей недогадливости.
   У него начинается нервная горячка. «Уверенность, что все, даже память,
даже простое соображение начинают оставлять его, начинала
нестерпимо его мучить. Что, неужели уж начинается, неужели это
уж казнь наступает?»
Он впадает в забытье, и его будит стук в дверь. Принесли повестку
о неоплаченном долге. Но Раскольников очень плохо понимает, что
происходит в реальности, он в полубредовом состоянии и не может
отреагировать как нормальный человек. Он смеется, но смех скоро
сменяется отчаянием. Его все время занимает мысль о старухиных
вещах.
   По дороге в контору, идя по улице, Раскольников думает, что его
преступление раскрыто, и собирается встать на колени и во всем
признаться. В конторе его нервы не выдерживают, и он падает в обморок,
и это - роковой момент в его судьбе; убийца привлекает внимание
Заметова, и тот потом рассказывает о странном студенте следователю
Порфирию Петровичу. Обморок напугал Раскольникова. "Обыск,
обыск, сейчас обыск! - повторял он про себя, торопясь дойти, -
разбойники! Подозревают!" Давешний страх опять охватил его всего,
с ног до головы». (I)
Боясь быть узнанным, убийца решил спрятать награбленное. Он
прячет все под камень, радуясь, что избавился от улик. Но радо
сть
быстро сменяется мрачными мыслями и какой-то озлобленностью.
   Но в следующий момент Раскольников был изумлен одной простой
мыслью: почему он ни разу не заглянул в кошелек?
Состояние преступника переходит в новую фазу - он чувствует
отвращение ко всему. «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало
им все более и более почти с каждой минутой: это было
какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся
и окружающему, упорное, злобное, ненавистное». Раскольников,
сам не понимая, что он делает, заходит к своему товарищу
по университету Разумихину, но сразу же ощущает невозможность
видеть его.
   Он бежит прочь от Разумихина. Оказавшись на улице после неприятного
случая, происшедшего с ним, Раскольников невольно
обернулся в сторону Исаакиевского собора. «Необъяснимым холодом
веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом глухим
и немым полна была для него эта пышная картина...» Блистательный
Петербург врывается резким контрастом в нищую жизнь бедного
студента... «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал
себя сам от всех и всего в эту минуту». Он снова впадает в беспамятство,
находится между сном и явью, видит сон о том, как избивают
хозяйку. «Страх как лед обложил душу, замучил его, окоченил его...»
Энергия убийства проникает в душу Раскольникова, мучает его. (II)
Достоевский вводит своего героя в беспамятство и болезнь на
три дня, на четвертый день он пришел в себя. В жилище Раскольникова,
маленькой комнатушке, похожей на гроб, около него собрались
Зосимов, Разумихин, Настасья, все обеспокоены его болезненным
состоянием.
   Появление Лужина, жениха Дуни, чопорного, немолодого господина,
было задумано писателем с определенной целью. Одна из
идей романа - разоблачение «гуманного убийства» ради дальнейшего
блага человечества - проходит проверку на разных уровнях человеческого
сознания. Лужин - «двойник» Раскольникова. Лужину,
нечистому дельцу и капиталисту, Достоевский поручает защиту прогресса
«во имя науки и экономической правды». Он проповедует:
«Наука говорит: возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете
на личном интересе основано... Экономическая правда прибавляет,
что чем более в обществе устроенных частных дел, тем более для него
твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело...»
Но вот заходит разговор об убийстве старухи-процентщицы, и Лужин
возмущается растущей безнравственностью в обществе. Но
вмешавшийся в разговор Раскольников дает однозначную оценку
«экономической теории» Лужина:« - Да об чем вы хлопочете, - неожиданно
вмешался в разговор Раскольников, - по вашей же вышло
теории!- Как так по моей теории? - А доведите до последствий, что
вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». Этим
спором Достоевский полемизирует с «теорией разумного эгоизма»,
выведенной Чернышевским в романе «Что делать?», доказывая, что
преступление есть «лишь доведенная до последствий «теория
разумного эгоизма».
   Раскольникову все неприятны, он хочет остаться один, он «как
будто ножницами отрезал себя от всех и всего». Он кричит Лужину:
«Убирайтесь к черту!», авсем остальным: «Оставьте, оставьте меня все! -
в исступлении вскричал Раскольников. - Да оставите ли вы меня,
наконец, мучители! Я вас не боюсь! Я никого, никого теперь не боюсь!
Прочь от меня! Я один хочу быть, один, один, один!» В этот момент
рождается новое сознание, сознание гордой, сильной, но и трагически
одинокой личности. (V)
Раскольников вышел на улицу. «Странное дело: казалось, он вдруг
стал совершенно спокоен; не было ни полоумного бреду, как давеча,
ни страху, как во все последнее время. Это была первая минута какого-
то странного, внезапного спокойствия». Герой уже другой, он
чувствует себя сильным, ему ничего не страшно, он спокойно разговаривает
на улице, но где-то внутри чувствует, что его подозревают, - и
уже не боится, а с упоением бросается в борьбу. Встретив Заметова в
трактире, вдруг неожиданно дерзко говорит ему: «А что, если это я
старуху и Лизавету убил?» Он весь дрожал «от какого-то дикого
истерического ощущения, в котором между тем была часть нестерпимого
наслаждения...» Он идет в дом старухи, пробует колокольчик,
спрашивает про кровь, затем сообщает дворнику свое имя и свой
адрес. (VI)
На улице он становится свидетелем гибели чиновника Мармела-
дова, попавшего под колеса экипажа. Назвав себя его знакомым, он
помогает отнести тело на квартиру чиновника. Он принимает самое
сострадательное участие в этом деле, дает деньги. Раскольников
впервые видит Соню. «Из-под надетой мальчишески набекрень
шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым
ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого
роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка
с замечательными голубыми глазами». Глаза Сони голубого
цвета- цвета неба, символа чистоты. Раскольников становится свидетелем
смерти Мармеладова и горя всей семьи. В нем просыпается
искреннее сострадание, он отдает им свои деньги.
   Но именно после сцены со смертью Мармеладова в Раскольни-
кове пробуждается неведомая сила: «Довольно! - произнес он решительно
и торжественно, - прочь миражи, прочь напускные страхи,
прочь привидения!... Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла
еще моя жизнь вместе со старою старухой! Царство ей небесное и -
довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь
и... и воли, и силы... и посмотрим теперь! Померяемся теперь! -
прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то темной силе
и вызывая ее. - А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства!
». В этих словах слышится вызов Року. Родился «новый человек»,
«старый» - уже умер. Родился новый дух, покоривший «натуру»,
естественного человека, который только что проявил милосердие
к семейству Мармеладовых.
   Дома его ждал сюрприз - приехали мать и сестра. «Но он стоял
как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него, как
громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли... Он
ступил шаг, покачнулся и рухнулся на пол в обмороке». (VII)

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары