Реклама


Товары

загрузка...

К истории вопроса

   Замысел романа «Преступление и наказание»
складывался из духовного опыта Достоевского
во время пребывания его на каторге.
   В октябре 1859 г., находясь в Твери, он писал
брату Михаилу: «Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь -
роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому
надо пережить... Это будет, во-первых, эффектно, страстно, а, во-
вторых, все мое сердце с кровью положится в этот роман; я задумал
его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...
   Исповедь окончательно утвердит мое имя». Но тогда
«Преступление и наказание» не было написано, хотя трагическая
фигура идейного убийцы очень волновала воображение писателя.
   «Вынашивание замысла» продолжалось шесть лет.
   В 1865 г. в Висбадене, в третьем заграничном путешествии,
Достоевский работает над романом «Пьяненькие». Об этом романе
он пишет А. Краевскому, прося у него денег под новый роман: «Роман
мой называется "Пьяненькие" и будет в связи с теперешним
вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются
и все его разветвления, преимущественно картины семейств,
воспитания детей в этой обстановке и проч. и проч.». Но этот замысел
перебивается другим, о котором он пишет Каткову, и уже в сентябре
1865 г. излагает подробный план повести в письме тому же
Каткову. Этот документ дает возможность взглянуть на произведение
глазами самого Ф. М. Достоевского, понять основную идею.
   «Это - пси
хологический отчет одного преступления. Действие
современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный
из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий
в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись
некоторым странным «недоконченным» идеям, которые
носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного положения.
   Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую
деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет
жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах
младшую сестру. "Она никуда не годна", "для чего она живет?",
"Полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т. д. Эти вопросы сбивают
с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы
сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру,
живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых
притязаний главы этого помещичьего семейства, - притязаний, грозящих
ей гибелью, докончить курс, ехать за границу, а потом всю
жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении "гуманного
долга к человечеству", чем уже, конечно, "загладится преступление",
если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой,
глухой, глупой и больной, которая сама не знает, для чего живет
на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла
бы... Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы.
   Никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается
весь психологический процесс преступления. Неразрешимые
вопросы восстают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные
чувства мучают его сердце. Божья правда, земной закон
берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести.
   Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять
к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством,
которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило
его. Закон правды и человеческая природа взяли свое... Преступник
сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело...»
Этот первоначальный план, где была изложена основная интрига,
впоследствии дорабатывался достаточно серьезно. Из небольшой
повести об идейном преступлении получился роман «Преступление
и наказание», куда вошел сюжет о семействе Мармеладовых (роман
«Пьяненькие»).
   В результате работы над романом углублялась мысль о наказании
преступника. Композиционно разделив роман на шесть частей с эпилогом,
писатель посвящал преступлению только одну часть, а наказанию,
пробуждению сознания, победе добра над злом - пять частей
и эпилог.
   Раскольникову в его идее «сильного человека» (Наполеона) противостоит
Соня: с одной стороны, как «бесполезная жертва», а с другой - как
воплощение идеи Страдания. Именно с образом Сони Достоевский связывал
идею Спасения. Любовь Сони к Раскольникову должна была
спасти идейного убийцу, привести его к пониманию и осознанию идеи
Христа. Сам Достоевский так писал об идее страдания: «Идея романа -
православное воззрение: в чем есть православие? Нет счастья в комфорте,
покупается счастье страданием... Человек не родится для
счастья. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное звание
и сознание приобретаются опытом "за" и "против", который нужно
перетащить на себе (страданием, таков закон нашей планеты)... ».
   Итак, «психологический отчет об одном преступлении» постепенно
насыщался философскими и религиозными идеями, среди
которых выделялась главная - восстановление «падшего человека».
   Религиозная идея потребовала пересмотра сюжета и композиции.
   Композиционный и духовный центр романа - Родион Раскольников.
   В его душе происходит трагедия, а внешние обстоятельства
лишь обнаруживают его душевные конфликты. Он сам для себя
загадка, и на протяжении романа пытается себя разгадать. Заглянув
в себя, в свою душу, он ужаснулся, у него закружилась голова, он
чуть было не свалился в пропасть... На страницах романа перед читателями
проходит процесс борьбы человека с самим собой, об этой
борьбе верно сказал Митя Карамазов, герой другого романа («Братья
Карамазовы»): «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца
людей».
   Композиция. Роман состоит из шести частей. 1 часть - совершение
преступления; последующие пять частей - наказание, «психологический
отчет» преступника; эпилог - раскаяние.
   Для раскрытия идеи романа Достоевский использует множество
приемов. Очень важным приемом явилось создание психологического
облика Петербурга с его двойственностью (прекрасный, блистательный
Петербург и Петербург грязной Сенной). «Душа Петербурга -
душа Раскольникова: в ней то же величие и тот же холод».
   Интерьеры квартир, комнат, лестниц, уличные сцены - это конкретная
разработка психологического портрета города, в котором люди
задыхаются от физической и душевной духоты. «Угрюмый Петербург,
темные улицы, переулки, каналы, канавы и мосты, многоэтажные
дома, заселенные беднотой, трактиры, подвальные распивочные, полицейские
участки, набережные, острова - таков ландшафт "Преступления
и наказания". Никаких "художественных описаний" и
"красот природы"... Мокрый снег, фонари, шарманка - весь Петербург
в этих магических словах...»
Время в романе также приобретает свое измерение. В мире Достоевского
время то беспредельно растягивается, то очень сильно
сжимается, а то и совсем исчезает. В первой части романа оно растянуто
(три дня); после совершения преступления ритм времени ускоряется,
но сам Раскольников теряет ему счет, он заболевает и впадает в беспамятство,
приходит в сознание на четвертый день, затем насыщенность
событий третьей и четвертой части романа занимает всего
два дня. Перед развязкой герой снова выпадает из реальной жизни,
и он не может знать точное время. Между точной фиксацией времени
и провалом в беспамятство существует контраст, который
нужен писателю для того, чтобы подчеркнуть двойственность
Расколышкова: «Раскольников - мыслитель-теоретик живет вне
времени, Раскольников-деятель входит во время».
   Использование символики имен и цвета, символики снов, использование
евангельских имен и сюжетов и др. также необходимы были
писателю для реализации идеи романа.
   Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 г.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...